УДК 378 © С. В. Пропастин, 2011
Сущность выпускной квалификационной работы юриста
С. В. Пропастин *
Выпускная квалификационная работа юриста рассматривается через призму целей, содержания, средств и методов, а также результатов образовательного процесса юридического вуза. В работе выделяются существенные признаки и формулируется понятие выпускной работы юриста. Выводы основываются на положениях нормативных правовых актов и обобщают позиции, изложенные в педагогической литературе. Определяется круг вопросов, которые могут быть решены с использованием результатов исследования.
Ключевые слова: сущность, понятие, выпускная работа, юриспруденция, дипломный проект.
Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь: неточность и запутанность выражений свидетельствуют только о запутанности мыслей.
Н. Г. Чернышевский
Построение конкурентоспособной экономики зависит от множества факторов . Один из главных среди них — подготовка юридических кадров высшей квалификации . Высокий уровень знаний и умений юриста позволяет повысить производительность труда при улучшении качественных характеристик оказываемых услуг Одним из гарантов хорошей подготовки потенциального работника выступает
система государственной аттестации выпускников юридического вуза, в рамках которой значимое место занимает выпускная квалификационная работа (далее также — выпускная работа) 1 .
В настоящее время в значительном числе публикаций излагаются подходы к организации, выполнению и защите выпускных работ (учебные пособия, методические рекомендации и т. п .). Однако авторы,
* В нашем журнале опубликовал статью «Единство обучения и воспитания как современный принцип построения российского вузовского образования» (2010 . № 1) .
при всех положительных моментах, большей частью принимают за аксиому свое понимание данного вида работ, в котором акцентируют внимание на отдельных сторонах выпускной работы . Следствием этого является отсутствие обобщенного взгляда на сущность обозначенной работы . В этой связи важен вопрос, касающийся понимания выпускной работы юриста, ее сущности
Выпускная квалификационная работа, как было сказано выше, является частью образовательного процесса юридического вуза . Этот процесс носит системный характер, вследствие чего входящие в него элементы, в том числе названная работа, взаимодействуют между собой. Данное обстоятельство свидетельствует о целесообразности рассмотрения элементов образовательного процесса как контекста выражения сущности выпускной работы. Знание элементов контекста в совокупности с результатами анализа нормативных правовых актов и позиций в специальной литературе, на наш взгляд, будет способствовать решению поставленного вопроса В качестве элементов образовательного процесса, оказывающих влияние на понимание выпускной работы, следует выделить цели, содержание, методы (средства) и результаты
Современное российское образование имеет перед собой цели воспитания и обучения, что находит подтверждение в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормах международного уровня 2 . Эти цели осуществляются в образовательном процессе как вузов, в том числе юридических, так и других образовательных учреждений. Однако высшее образование имеет такие частные цели, как подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования (ст. 24 Закона Российской Федерации «Об образовании») . Это служит ключевым фактором расширения и развития знаний, представляет собой исключительно ценное культурное и научное достояние как для каждого человека, так и для общества 3 . Таким образом, выпускная работа является элементом, опосредованно служащим достижению общих и частных целей высшего образования .
Целеполагание вузовского образования важно не само по себе, а как фактор, прямо влияющий на содержание этого вида образования . Из анализа нормативных актов 4 следует, что содержание высшего образования зафиксировано, по общему правилу, в федеральных государственных образовательных стандартах (далее — образовательные стандарты) и должно быть направлено на реализацию целей высшего образования . При этом как воспитание, так и обучение должно быть ориентировано на достижение современного уровня соответственно знаний
и культуры (духовности), причем не ограниченного территорией России Таким образом, выпускная работа, если следовать положениям нормативных правовых актов, должна отражать содержательную часть высшего юридического образования
Одним из ключевых слов, используемых в словосочетании «выпускная квалификационная работа», является «работа» Работа, среди прочего, толкуется как занятие, труд, деятельность либо их продукт Осуществление деятельности предполагает совершение конкретных действий, проведение приемов Следовательно, выпускная квалификационная работа, в плане осуществления деятельности (по выполнению и защите), должна рассматриваться в контексте методов и средств образовательного процесса Здесь уместно вести речь о методах контроля . Именно говоря о реализации функции контроля (аттестации), законодатель, наряду с диссертацией и экзаменом, упоминает выпускную работу (ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») При этом выпускная работа относится к такому виду контроля, как итоговый контроль .
Здесь же добавим, что выполнение и защита выпускной работы реализуют только диагностическую функцию, способствующую выявлению и оценке интересующих свойств личности выпускника .
С предыдущими элементами образовательного процесса тесно взаимосвязан результат. Среди целей высшего образования были обозначены обучение и воспитание (продолжение обучения и воспитания, если принимать во внимание предыдущий уровень общеобразовательной школы) Значит, оценивая результат образования, необходимо вести речь о соответствии наличного уровня развития выпускника нормативному уровню (изложенному в виде целей в образовательных стандартах и требованиях законодателя) При этом установление соответствия должно проводиться по форме (знания, умения и навыки) и содержанию, закрепленному в образовательных стандартах
Переходя к анализу нормативной правовой составляющей, заметим, что понятие выпускной квалификационной работы официально закреплено в действующих образовательных стандартах по юриспруденции 5 .
Выпускная квалификационная работа (применительно к дипломированному специалисту и бакалавру) представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи (п. 7. 2. 2 соответствующих образовательных стандартов) .
Магистерская диссертация рассматривается как завершающий этап высшего профессионального образования, который должен обеспечивать как закрепление академической культуры, так и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности (п 7 2 2 соответствующего образовательного стандарта)
Обращение к нормативным правовым актам дает возможность указать следующие положения, знание которых необходимо для выделения признаков выпускной работы
Во-первых, выпускная работа, о чем мы говорили ранее, является формой государственной итоговой аттестации выпускников высшего учебного заведения (ч . 10 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») Здесь выпускная работа участвует в реализации функции государственного контроля качества высшего образования В частности, такого элемента образования, как качество освоения студентом образовательной программы (ч. 1 ст. 38 Закона Российской Федерации «Об образовании», п. 45 Типового положения о вузе 6) .
Во-вторых, выпускная работа позволяет выпускнику продемонстрировать итоговый уровень своего развития (личностного и профессионального), так как итоговая аттестация проводится после освоения образовательной программы в полном объеме . При этом достигнутый уровень развития выпускника должен соответствовать требованиям, зафиксированным в действующих образовательных стандартах применительно к каждой ступени: бакалавра, специалиста и магистра (п 47 Типового положения о вузе, п 5 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вуза 7) .
В-третьих, достижение выпускником должного уровня качества освоения образовательной программы, что вытекает из успешности защиты работы, позволяет присвоить ему квалификацию . Квалификация включает в себя готовность студента к выполнению профессиональных задач и соответствие требованиям образовательного стандарта (пп . 1, 2 и 4 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вуза)
В-четвертых, выпускная квалификационная работа каждой ступени имеет свою форму, а именно: ступень бакалавра — в форме бакалаврской работы; ступень дипломированного специалиста — в форме дипломной работы (проекта); ступень магистра — в форме магистерской диссертации (п . 5 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вуза)
В-пятых, одним из приоритетных направлений модернизации высшего образования является ак-
тивное включение студентов в занятие наукой (на это обстоятельство обращается внимание в ряде нормативных правовых актов 8) . Поэтому, а также исходя из понимания выпускной работы как исследования, выпускная квалификационная работа должна отражать стремление общества к увеличению научной составляющей в общественной жизни Одновременно выпускная работа должна учитывать современную тенденцию высшего юридического образования к увеличению практической составляющей образовательного процесса (на это указывает Президент Российской Федерации 9) .
В-шестых, выпускная квалификационная работа специалиста и бакалавра трактуется в соответствующих образовательных стандартах как исследование . Аналогичным образом можно трактовать магистерскую диссертацию, если исходить из смысла слова «диссертация»
Добавим, что к выпускным работам специалиста и бакалавра предъявляются такие требования: творческий и современный характер; логичность и четкость изложения материала, его достоверность; рациональность работы с информацией и нормативными правовыми актами; правильность оформления (п 7 2 2 соответствующих образовательных стандартов) В отношении выпускной квалификационной работы магистра требования четко не прописаны, однако фактически признаки диссертации названы, а именно: направленность работы на обеспечение закрепления академической культуры, совокупности методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности (п 7 2 2 образовательного стандарта) Отметим важное положение относительно бакалаврской работы: последняя может основываться на обобщении выполненных курсовых работ и проектов и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения (п . 6 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вуза) Представляет также интерес оговорка в отношении магистерской подготовки, которая с 1 сентября 2006 г включает специализированную подготовку магистра по различным видам деятельности (одной или нескольким): научно-исследовательской, проектной и т д (п 1 Приказа о специализированной подготовке магистров 10) .
В-седьмых, в проекте образовательного стандарта для магистра юриспруденции присутствует норма о том, что требования к магистерской диссертации определяются вузом самостоятельно, на основании действующего Положения об итоговой аттестации и норм соответствующих образовательных стандартов
Дополнительно указывается на то, что магистерская диссертация представляет собой самостоятель-
ную и логически завершенную работу, связанную с решением задач того вида деятельности, к которому готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, юридической) Здесь же фиксируется требование к выполнению названной работы, а именно: студенты должны показать способность и умение (с опорой на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции) самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, а равно профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения .
Характеристика контекста выполнения и защиты выпускной работы, а также результаты проведенного анализа действующих нормативных правовых актов позволяют сформулировать признаки выпускной квалификационной работы, в качестве которых допустимо отметить:
1) исследовательский характер выпускной работы;
2) самостоятельность осуществления выпускником названного исследования;
3) демонстрационный характер результатов исследования выпускника (показ итогового уровня его личностного и профессионального развития);
4) диагностичность выпускной работы (установление соответствия уровня, демонстрируемого выпускником, и квалификационных требований, предъявляемых к освоению образовательной программы определенного уровня и направления подготовки)
Как итог, сформулированные выше существенные признаки выпускной квалификационной работы дают возможность построить ее понятие
Выпускная квалификационная работа юриста — это проводимое выпускником самостоятельное научное исследование, результаты которого позволяют установить соответствие между демонстрируемым итоговым уровнем развития выпускника (личностного и профессионального) и квалификационными требованиями, предъявляемыми к освоению образовательной программы высшего профессионального образования определенного уровня и направления подготовки (специальности)
В академическом сообществе присутствуют свои взгляды на сущность выпускной квалификационной работы и ее признаки Их внимательный анализ, по нашему мнению, позволяет увидеть согласованность с содержанием предложенного нами понятия .
Так, выпускная работа рассматривается как итоговое письменное научное сочинение на одну из выбранных правовых тем и как важная форма обучения 11 (признак, указанный в п. 1) . Выпускная работа также представляется как работа, демонстрирующая
уровень общетеоретической и профессиональной подготовки студента; заключительный этап обучения 12 (признак, указанный в п . 3) . Квалификационный, а равно итоговый характер выпускной работы отмечает И . Н. Кузнецов . Он же обращает внимание на то обстоятельство, что содержание работы показывает уровень общетеоретической и профессиональной подготовки студента Выход студента на данный уровень позволяет комиссии присвоить ему квалификацию 13 (признаки, указанные в пп . 3 и 4) . Таким образом, предложенное нами понятие не противоречит пониманию выпускной работы со стороны других авторов .
В рамках настоящей статьи нами, с учетом контекста и на основе анализа нормативных правовых актов и положений специальной литературы, были обобщены существенные признаки и сформулировано понятие выпускной квалификационной работы юриста Данное понятие, по нашему мнению, соответствует действующим нормативным правовым актам, отражает место названной работы в системе образовательного процесса вуза, а также объединяет взгляды на выпускную работу других авторов Использование этого понятия, во-первых, даст возможность обосновать место выпускной работы в системе смежных письменных работ (курсовой работы и диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) . Во-вторых, позволит понятно выстроить процесс ее выполнения и защиты (права и обязанности обучающегося и иных лиц; структуру работы; порядок оформления и т д )
1 Выпускная квалификационная работа является одной из форм итоговой государственной аттестации выпускника вуза (Обутверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1155 . Доступ из справ . -правовой системы «Консуль-тантПлюс») .
2 Об образовании [Электронный ресурс] : закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» ; О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс] : федеральный закон Российской Федерации от 28 августа 1996 г. № 125-ФЗ. Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» ; О борьбе с дискриминацией в области образования [Электронный ресурс] : конвенция от 14 декабря 1960 г. Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» ; О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс] : модельный закон государств-участников Содружества Независимых Государств от 7 декабря 2002 г. Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» ; и др .
3 О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе [Электронный ресурс] : конвенция от 11 апреля 1997 г Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 021100 Юриспруденция . Квалификация — юрист [Электронный ресурс] : утв . постановлением Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № 260 гум/сп. Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» ; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 521400 Юриспруденция Степень (квалификация) — бакалавр юриспруденции [Электронный ресурс] : утв. постановлением Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г № 261 гум/бак. Доступ из справ, -правовой системы «Консультант-Плюс» ; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 521400 Юриспруденция Степень (квалификация) — магистр юриспруденции [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г № 262 гум/маг Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс» ; и др .
5 В настоящее время применительно к бакалавру юриспруденции одновременно действует федеральный государственный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г № 464. В нем подчеркивается практическая направленность программы бакалавриата, а содержание выпускной бакалаврской работы отдано на усмотрение вуза
6 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г № 71 Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс»
7 Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1155 . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс».
8 О нежелании студентов заниматься наукой [Электронный ресурс] : резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы от 17 ноября 2006 г. № 1528. Доступ из справ .правовой системы «КонсультантПлюс» ; К европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализированного мира [Электронный ресурс] : коммюнике министров образования от 18 мая 2007 г. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» ; и др .
9 О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 599. Доступ из справ . -правовой системы «Консуль-тантПлюс»
10 Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2006 г № 62 Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс».
11 РакитинаЛ. Н. Организация работы студента-юриста над выпускной квалификационной работой и роль научного руководителя в данном процессе // Юридическое образование и наука 2008 № 2 С 10
12 Шкляр М. Ф. Основы научных исследований. 2-е изд. М. , 2009. С. 156-157.
13 Кузнецов И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформления . 2 изд . , перераб . и доп. М. , 2006. С. 199-200.