Научная статья на тему 'КОНКУРСЫ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РУССКОГО РОМАНСА КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖАНРА РОМАНСА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

КОНКУРСЫ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РУССКОГО РОМАНСА КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖАНРА РОМАНСА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНЫЙ КОНКУРС / КОНКУРС ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РУССКОГО РОМАНСА / РУССКИЙ РОМАНС / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шабордина Ирина Васильевна

В статье рассматриваются причины зарождения и развития конкурсов исполнителей русского романса в постсоветский период, характеризуется сформировавшееся конкурсное движение как фактор популяризации, сохранения и развития русской романсовой культуры, обозначаются возможные перспективы в исследовании и освоении части российского музыкального национального достояния, запрещенной в СССР по идеологическим причинам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ROMANCE SINGERS' COMPETITIONS AS A FACTOR FOR PRESERVATION AND DEVELOPMENT ROMANCE GENRE IN THE POST-SOVIET PERIOD

In the Article the author reviews the reasons for the origin and de velopment of competitions for performers of Russian romance in the post-Soviet period, describes the established competition move ment as a factor in the popularization, preservation and develop ment of Russian romance culture, shows the potential prospects for contemporary musicology in the fild of chamber vocal art in the study and development of part of the Russian musical national heritage, banned in the USSR for ideo logical reasons

Текст научной работы на тему «КОНКУРСЫ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РУССКОГО РОМАНСА КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖАНРА РОМАНСА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

Конкурсы исполнителей русского романса как фактор сохранения и развития жанра романса в постсоветский период

Шабордина Ирина Васильевна

Доцент кафедры сольного пения Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: shabordin_vb@bk.ru

В статье рассматриваются причины зарождения и развития конкурсов исполнителей русского романса в постсоветский период, характеризуется сформировавшееся конкурсное движение как фактор популяризации, сохранения и развития русской романсовой культуры, обозначаются возможные перспективы в исследовании и освоении части российского музыкального национального достояния, запрещенной в СССР по идеологическим причинам. Ключевые слова: вокальный конкурс, конкурс исполнителей русского романса, русский романс, русская культура, сохранение и развитие, современная музыкальная культура

В постсоветский период в России произошли кардинальные политические и социальные преобразования, повлекшие за собой значительные изменения в культурной парадигме, а также в самих способах организации процессов в сфере искусства. Эти перемены оказали боль-

шое влияние, в частности, на существование жанра русского романса. Важным фактором его сохранения и развития стали за последние 30 лет конкурсы исполнителей русского романса, появление и деятельность которых в нашей стране и за рубежом фактически переросли в общественное движение за сохранение и процветание российской романсовой культуры.

Особо значимыми представляются глобальные политические и социальные изменения начала постсоветского периода: открытие государственных границ, введение рыночной экономики, свобода слова и массовой информации, — в ходе которых государство отказалось от цензуры и идеологического контроля над тематическим содержанием искусства, от монополии на выпуск печатных изданий, на профессиональное образование, организацию и проведение профессиональных конкурсов.

Благодаря этим переменам стали возможными платное профессиональное музыкальное образование, коммерческая организация издательской деятельности, концертной работы для певцов, профессиональных конкурсов, в том числе, — в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Кроме того, депо-литизация искусства в стране привела к предоставлению свободного доступа к ранее запрещенным или не рекомендуемым советской цензурой произведениям: в частности, стали исполняться и издаваться романсы дворянских и белогвардейских авторов, композиторы получили возможность писать музыку на

стихи опальных поэтов, а любимый народом жанр старинного русского романса, который, начиная с 1929 года, считался контрреволюционным (будучи признанным таковым на Всероссийской музыкальной конференции в Ленинграде) и, следовательно, официально находившийся под запретом в СССР до наступления периода перестройки, получил возможность исполняться в лучших залах страны — вплоть до Государственного Кремлевского Дворца.

Все вышеуказанные возможности, открывшиеся с приходом перестройки, повлекли за собой активное развитие организационной деятельности в разных областях культуры и искусства по созданию конкурсов и фестивалей различных типов и уровней. В их числе весьма востребованными и распространенными оказались конкурсы исполнителей русского романса.

Это явление на начальном этапе — с 1990 по 1995 год — было обусловлено несколькими определяющими факторами.

Во-первых, в связи с переходом к рыночной экономике была произведена постепенная отмена государственного финансирования всей системы художественной самодеятельности, где участники занимались бесплатно, за счет государственного обеспечения: прекращено содержание учреждений культуры (Дворцов, Домов культуры), их сотрудников, выделение средств на централизованное проведение мероприятий — концертов и смотров народного творчества. В этот период система ху-

19

20

дожественнои самодеятельности была переведена на самоокупаемость, появились платные вокальные студии, в которых могли заниматься все желающие любители-вокалисты, а не только наиболее способные, как это было в советское время.

Во-вторых, в музыкальных вузах и училищах (колледжах) было введено платное обучение наряду с бюджетным, и число студентов-вокалистов значительно возросло, учитывая, что вокальный факультет — самый востребованныи в музыкальных учебных заведениях, на нем, как правило, обучается самое большое число платных студентов. Это повлекло за собой открытие вокальных факультетов в вузах искусства, уже в 1997 году в Москве насчитывалось более десяти вузов со специальностью «Сольное пение», тогда как до периода перестройки в Москве их было два: МГК им. П. И. Чайковского и Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных.

В-третьих, в музыкальных школах были открыты вокальные отделения (для детей, начиная с 5-летнего возраста), в системе художественной самодеятельности повсеместно появились детские вокальные студии, несмотря на то, что до этого в СССР занятия академическим вокалом в соответствии с методическими рекомендациями можно было начинать не ранее 15 лет (после наступления у обучаемых периода полового созревания). В связи с этим было организовано большое число детских эстрадных вокальных конкурсов, проводимых на коммерческой основе.

Таким образом, вышеуказанные факторы — значительный (в несколько раз) рост числа участников художественной самодеятельности и студентов-вокалистов, появление большого

количества детей, занимающихся вокалом, прекращение проведения смотров художественной самодеятельности, — на начальном этапе постсоветского периода, фактически за 5-7 лет, сформировали в массовой культуре обширный потребительский рынок, нуждающийся в проведении на коммерческой основе академических вокальных конкурсов, соответствующих уровню певческих навыков участников-любителей и способных стать стартовой площадкой для начинающих исполнителей-профессионалов. Потребность в таких стартовых площадках становится еще более наглядной, если учесть, что в СССР до перестройки профессиональные академические вокальные конкурсы были государственные и, к тому же, только оперные, и их было всего два: Международный конкурс имени П. И. Чайковского (проводился с 1958 года раз в четыре года в Москве), Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки (проводился с 1960 года раз в два года в Москве, с 1960 по 1991 год имел статус Всесоюзного).

Учитывая эти условия, именно романс оказался доступным для конкурсного исполнения жанром, требующим от исполнителя менее основательной профессиональной подготовки, чем опера.

Кроме того, в тот же период в стране происходили идеологические изменения, в связи с чем правящая элита перестала требовать от искусства служения целям коммунистической пропаганды, сильно понизив его социально-политическую значимость. При этом сфера культуры и образования стала очень плохо финансироваться. Вместе с тем, такое падение социальной значимости искусства на фоне отмены цензуры вызва-

ло в обществе психологическую ломку художественного сознания, поскольку вышеуказанный потребительский рынок сформировался не в связи с навязанным идеологией жизненным поведением или стремлением получить выгоду. Потребность исполнять романсы проявилась как стремление к выражению эмоций, внутреннего мира человека, к истинной ценности, позволяющей через лирику обеспечить возможность межличностной и групповой коммуникации, духовного единения.

Учитывая вышесказанное, становится понятным, почему, начиная с 1993 года, началась организация на коммерческой и спонсорской основе следующих конкурсов исполнителей русского романса в России:

• «С любовью к романсу» (Москва, 1993);

• Всероссийский открытый конкурс (Владимир, 1995), Московский открытый конкурс «Романсиада без границ» (1995);

• Международный конкурс молодых исполнителей «Роман-сиада» (Москва, 1997), региональный конкурс «Марьинская романсиада» (Москва,

1997), региональный конкурс «Сибирская романсиада» (Томск, 1997), Городской открытый конкурс «Я подарю тебе романс» (Рязань, 1997);

• Открытый конкурс «Весна романса» (Санкт-Петербург,

1998);

• Открытый региональный Волжский фестиваль-конкурс исполнителей русского и цыганского романсов «Романса голос осенний» (1999). Статус локальных российских конкурсов изменяется, интерес к русскому романсу возрастает, и конкурсы начинают проводиться за рубежом. Так, в 1997 году проведены региональный конкурс «Казахская роман-

сиада» (Казахстан, Шымкент), Международный конкурс имени Изабеллы Юрьевой (Эстония, Таллин).

В XXI веке ситуация активно развивается. Каждый конкурс становится своего рода грандиозным праздничным событием — фестивалем; рамки внутренних границ все чаще преодолеваются, проводятся следующие конкурсы исполнителей русского романса в России :

• Международный фестиваль-конкурс «Белая акация» (Республика Марий Эл, Йошкар-Ола, 2001),

• Региональный конкурс камерного пения имени Георгия Свиридова (Курск, 2002), Московский фестиваль-конкурс русского романса «Ветка сирени» (Москва, 2002),

• Открытый краевой вокальный конкурс «Романсиада Предгорья» имени Галины Каревой (этап Романсиады) (Горячий ключ, Краснодарский край, 2004),

• Региональный фестиваль-конкурс «Классические розы» им. Игоря Северянина (Череповец, Вологодская обл., 2005),

• Международный фестиваль-конкурс исполнителей старинного русского и цыганского романсов «О России и для России» (Москва, 2010),

• Международный конкурс «Гатчинская Романсиада» (Гатчина, Ленинградская обл., 2011), Межрегиональный конкурс «Гори, гори, моя звезда!» (Липецк, 2011), Всероссийский конкурс «Русский классический романс» (Республика Чувашия, Чебоксары, 2011),

• Всероссийский фестиваль-конкурс памяти Великого Князя Константина Константиновича (1858-1915) «Во имя доблести, добра и

красоты» (Нижний Новгород, 2012),

• Всероссийский конкурс им. Галины Каревой (Брянск, 2016),

• Всероссийский конкурс им. А. А. Алябьева (Санкт-Петербург, 2017),

• Областной фестиваль-конкурс «Романсиада» (Челябинск, 2018),

• Международный конкурс «По-осеннему шепчут листья...» памяти Сергея Есенина (Москва, 2018).

За рубежом:

• Международный Фестиваль-Конкурс «Шанс» (Севе-ро-Европейская Романсиада) (Дания, Копенгаген, 2007), Международный Фестиваль-конкурс русской песни и русского романса в Великобритании (Великобритания, Лондон, 2007),

• Международный фестиваль-конкурс «Храни меня, мой талисман» (Словения, Любляна, 2011),

• Международный конкурс «Балканская Романсиада» (Болгария, София, 2012),

• Европейский фестиваль-конкурс исполнителей русского романса «Гамбургская Ро-мансиада» (Германия, Гамбург, 2014),

• Международный открытый конкурс исполнителей русского романса «Очарование романса - 2016» (Киргизия, Бишкек),

• Международный Фестиваль-конкурс «Романсиада в Сан-Марино» - «Адриатическая Романсиада» (Сан-Марино, 2018),

• Международный конкурс «Белорусская Романсиа-да» (Республика Беларусь, Минск, 2019).

В настоящее время постсоветский период составляет уже

три десятилетия, и на сегодняшний день в России и за рубежом

число действующих конкурсов исполнителей русского романса выросло до 31. Это позволяет говорить о стабильности и масштабе явления: 10 конкурсов из 31 существуют более 20 лет, 23 конкурса из 31 проводятся ежегодно, остальные — с периодичностью один раз в два или три года. Десять конкурсов из 31 проходят за рубежом: Сан-Марино, Англия (Лондон), Болгария (София), Словения (Любляна), Германия (Гамбург), Эстония (Таллин), Киргизия (Бишкек), Белоруссия (Минск), Казахстан (Шымкент), Дания (Копенгаген).

За время своего существования некоторые конкурсы, начав со статуса городского или регионального, республиканского, выросли до международного уровня и пользуются заслуженным авторитетом. В жюри конкурсов — известные, выдающиеся деятели мировой музыкальной культуры — певцы, композиторы, музыковеды, а также представители министерств и ведомств. В состав учредителей большинства конкурсов входят государственные и муниципальные структуры. В их числе — Министерства культуры России и Эстонии, МИД России, Посольства РФ в Королевстве Дания и в Словении, Правительство Москвы, Государственный секретариат по культуре Сан-Марино, Комитеты по культуре областей и городов России и других стран. Значительная финансовая поддержка предоставляется со стороны благотворительного фонда «Русский мир», фонда Президентских грантов.

Конкурсы и заключительные концерты проходят в лучших залах — в Государственном Кремлевском Дворце, Колонном зале Дома Союзов, Зале Церковных Соборов Храма Христа-Спасителя, залах государственных

21

22

филармоний городов России, на сцене Teatro Titano в Сан-Марино, Малахитового зала Кыргызского национального ордена Ленина академического театра оперы и балета им. А. Малды-баева и БКЗ Кыргызской Национальной филармонии им. Т. Са-тылганова в Бишкеке и так далее. Это поднимает престиж жанра русского романса во всем мире.

Кроме того, конкурсы получают значимую общественную и широкую информационную поддержку. Так, самый масштабный конкурс — Международный конкурс молодых исполнителей русского романса «Романсиада» (Москва) — имеет международное признание и проводится под эгидой ЮНЕСКО с 2017 года. Программы о нем и трансляция конкурса в разные периоды велись телеканалами «Россия», «Культура», «ТВ Центр», «Общественное Телевидение России» (ОТР). Кроме того, конкурс и Гала-концерт проходят в режиме прямой трансляции на телеканале «Русский мир». Конкурс «Весна романса» (Санкт-Петербург) также освещается телеканалами «Культура», «100», Финским телевидением, «Петербург — 5 Канал».

Организация столь высокого уровня, престижные залы, информационная поддержка ведущими СМИ привлекает внимание все более широких слоев публики во всем мире, способствует формированию в мировой культуре взгляда на русский романс, в том числе и старинный, как на российское национальное достояние. По словам В. В. Путина, благодаря таким востребованным творческим инициативам, как конкурс «Романсиада» — «укрепляются контакты между исполнителями из разных стран, и все больше людей знакомятся с богатейшим

историческим, духовным наследием России, ее неповторимым культурным разнообразием» [5].

Количественно масштаб явления имеет следующие характеристики: около 2000 исполнителей ежегодно выходит на участие в конкурсах. Конкурсы с большими призовыми фондами и имеющие перспективы престижных концертных выступлений собирают от 100 до 250 участников каждый. 31 конкурс посещает значительное количество публики. Все конкурсные прослушивания проходят открыто, некоторые собирают тысячные и более залы. Вместе с тем, вокруг конкурсов формируются объединения любителей, ведется деятельность благотворительных фондов, фан-клубов. Даже в период коронавирусного карантина на протяжении 2020 года, с учетом запрета на проведение концертных мероприятий, конкурсы проводятся дистанционно и число участников возрастает.

С целью привлечения и поддержания интереса к жанру некоторые конкурсы, наряду с профессиональной, проводят авторскую номинацию, по итогам которой издают сборники романсов современной России, тем самым стимулируя создание новых камерно-вокальных произведений. В ходе работы конкурсов и по результатам их деятельности осуществляется выпуск нот не только современных, но и старинных, малоизвестных и незаслуженно забытых русских романсов. В постсоветский период эта деятельность особенно актуальна, ведь не секрет, что советское музыковедение, вынужденное работать в рамках пролеткультовской парадигмы, относило к классике в вокально-камерном жанре романсы только тех композиторов, которые были одобрены советской цензурой

и рекомендованы партийной кадровой политикой. В новых, постсоветских, условиях российскому музыкознанию предстоит не только вести поисковую работу в отношении произведений «забытых», а фактически — запрещенных или репрессированных авторов, но и определять художественную ценность их произведений, стилистические особенности, жанровую принадлежность, а также решать вопрос о допустимости и целесообразности включения их в русское классическое наследие. Ведь до сегодняшнего дня романсы авторов, запрещенных в СССР, будучи «вновь открытыми» в постсоветскую эпоху и формально, казалось бы, получившими допуск на академическую сцену, до сих пор (или пока еще) так и не имеют шанса быть исполненными в качестве классических русских романсов на профессиональных вокальных конкурсах, где состав программы очерчен определенными именами композиторов — авторов так называемого классического наследия.

В связи с этим на сегодняшний день ведущая роль в популяризации имен «забытых» авторов и их романсов во многом принадлежит именно конкурсам исполнителей русского романса. Их оргкомитеты не только включают в программы для участия «забытые» романсы и создают специальные призовые номинации, посвященные именам и юбилейным датам авторов и исполнителей, оставленных советской идеологией без права на существование, но и проводят тематические концерты, занимаются исследовательской деятельностью, активно сотрудничая с архивами, музеями, литературными обществами, поднимают ноты из частных коллекций, выкладывают на своих сайтах материалы и

ноты для исполнителей. Аспект популяризации и широкого знакомства публики с именами «забытых» авторов и их романсами особенно важен, поскольку за обсуждением вопросов о художественном уровне таких романсов, о профессионализме или дилетантизме, о культурной ценности и политическом заказе не следует забывать, прежде всего, о сохранении несправедливо «забытого» русского романсового наследия как явления русской культуры и истории.

Таким образом, в постсоветский период зарождение и развитие конкурсов исполнителей русского романса стало значимым фактором, оказывающим влияние на существование и развитие российской культуры. Популяризация и научное осмысление данного феномена позволит современному музыковедению увидеть ранее закрытые для него черты российского музыкального национального достояния. Безусловно, благодаря этому «забытые» романсы

смогут занять свое место в сокровищнице русского вокально-камерного искусства.

Массовое конкурсное движение самим фактом своего существования демонстрирует, что, вопреки засилью современной поп-музыки, русский романс пользуется большой популярностью и народной любовью, становясь истинной ценностью для духовной жизни общества.

Литература

1. Международный конкурс исполнителей русского романса «Романсиада», Официальный сайт Благотворительного фонда «Романсиада». URL: http://www.romansiada. ru/rom-news/1088-romansiada -pod-patronatom-yunesko / (дата обращения: 14.11.2020).

2. Наш музыкальный фронт: материалы Всероссийской музыкальной конференции (июнь, 1929 г.) / под ред. С. Корева. М.: Государственное издательство Музыкальный сектор, 1930.

3. Официальный сайт Фонда Президентских грантов. URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o. xn--p1ai/public/application/ item?id=188F774A-BF0E-4B5E-A678-B0840C8FA62E / (дата обращения: 14.11.2020).

4. Прямая телетрансляция финального тура «Роман-сиада-2019». URL: https:// www.youtube.com/watch? v=gdeini2fY74/ (дата обращения: 14.11.2020).

5. Поздравительное письмо Президента РФ В. В. Путина от 26.10.2016 № Пр-2060. URL: http://www.romansiada. ru/rom-news/954-q-2016q / (дата обращения: 14.11.2020).

6. Сайт ассоциации русского романса «Изумруд». URL: http://www.romansy.ru/ (дата обращения: 14.11.2020).

7. Шабордина И. В. Конкурсы исполнителей русского романса в контексте расширения российско-китайского диалога культур // Colloquium-journal. 2020. № 7 (59). Ч. 4. С. 14-18.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.