Научная статья на тему 'КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ Обуч АЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ Обуч АЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2125
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. В. Михайлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ Обуч АЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Лучшие материалы конкурса «ПРОФОРИЕНТИР»

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

М. В. Михайлова, мастер производственного обучения ГОУ СПО «Киселевский политехнический техникум»

Методические рекомендации по организации и проведению конкурса профессионального мастерства для обучающихся профессии «штукатур» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В условиях рыночной экономики особенно возрастает значение профессионального мастерства квалифицированных рабочих. Современный рынок труда предъявляет новые требования к подготовке молодых специалистов. Основным условием приема на работу сегодня является не только наличие документа об окончании образовательной организации, но и опыт успешной практической деятельности по полученной специальности. Социальная адаптация, занятость молодежи и подготовка к профессиональной деятельности являются одними из важнейших задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодежи на труд, свободу выбора заниматься любимой профессией и эффективно использовать их потенциал в развитии экономики нашей страны, области.

Педагогические работники профессиональной образовательной организации (ПОО) должны не только дать теоретические и практические знания, умения, навыки выпускникам, но и сформировать в них уверенность, позволяющую найти свое место на рынке труда, подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию при трудоустройстве.

Для этого в нашем учебном заведении по сложившейся многолетней традиции ежегодно в конце учебного года проводится конкурс профессионального мастерства как итоговая аттестация по профессии. Конкурс является массовым мероприятием (охватывает всех обучающихся, в том числе и обучающихся с ОВЗ по профессии «штукатур»).

Обучающимся с ОВЗ участие в подобных конкурсах важно и необходимо. У них формируется ответственность и добросовестное отношения к труду, развитие творческого мышления, профессионального интереса, коммуникатив-

ных качеств, позволяющих найти свое место на рынке труда, правильно адаптироваться к условиям взрослой жизни; выявить лучшего обучающегося в группе, на курсе.

Особенностью организации работ для подростков с ограниченным интеллектом является недостаточная их активность к познанию, восприятию новых знаний, которая необходима для осмысления информации. Поэтому включение в соревновательную деятельность формирует в них уверенность, прививает самостоятельность и дисциплинированность, что важно для дальнейшей социальной адаптации к условиям ПОО.

При проведении конкурса профессионального мастерства для обучающихся с ОВЗ необходимо учитывать ряд фактов:

1. Такие обучающиеся быстро утомляются, поэтому при проведении теоретической части конкурсные задания должны быть различными по содержанию, для снятия утомляемости необходимо включать тренинги или динамические паузы.

2. У обучающихся с ОВЗ низкий уровень восприятия и развития мышления, поэтому необходимо использовать больше ярких примеров, наглядности, по ходу конкурса проверять правильность понимания поставленного вопроса, задания, один и тот же материал предоставлять в различных формах.

3. Обучающиеся таких групп чувствительны к мнению взрослых и окружающих, они обидчивы, хотят казаться лучше, стремятся к тому, чтобы их мнение учитывалось, сильно переживают, когда их не дослушивают и перебивают. В такие моменты подростки стесняются работать на публике, теряются, могут замкнуться в себе, дальнейшее общение может быть невозможным, иногда возможна неконтролируемая агрессия.

4. Педагогам нужно избегать критических оценок, обязательно дать возможность обучающемуся высказаться, поддержать его инициативу и похвалить, одобрить.

5. Обучающиеся группы коррекции, стремясь выделиться или отличиться чем-то от своих сверстников, часто приукрашивают свои поступки, при этом могут неадекватно оценить свои силы.

6. С подростками с ОВЗ необходимо общаться уважительно, доверительно, желательно всегда обращаться к ним по именам.

7. Обучающиеся с ОВЗ не могут длительно концентрировать внимание, усваивать новую информацию, они не сразу включаются в работу, начинают выполнять задание и не всегда могут контролировать свои эмоции как положительные, так и отрицательные.

8. Педагогам необходимо не торопить их с ответом по ходу проведения конкурса, индивидуально каждого проверять на правильность понимания задания, использовать больше ярких примеров, наглядности, подсказывать, но не заканчивать за них мысль. Нужно объяснять задание, заостряя внимание на отдельных словах, при необходимости показывать задание на экране, в электронной презентации. Всегда повторять вопрос в разных формах.

10. Необходимо принимать подростков, какие они есть, давать возможность им высказаться, объяснить свои действия и, конечно, поддержать их инициативу.

11. При подведении итогов конкурса, оценивании работ необходимо давать обоснованный ответ.

12. Нужно учитывать динамику работоспособности обучающихся с ОВЗ и использовать динамические паузы, физкультминутки для восстановления психофизической активности.

13. Перед началом выполнения практической части конкурса необходимо повторить правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Цели и задачи конкурса профессионального мастерства заключаются в освоении и выполнении полного комплекса штукатурных работ, предусмотренного квалификационной характеристикой, в соответствии со строительными нормами, правилами и техническими условиями. В ходе подготовки и выполнения работы у обучающихся необходимо развивать творческое отношение, аккуратность, самостоятельность и ответственность.

В данной методической разработке представлено описание конкурса профессионального

мастерства по профессии «штукатур» для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации представлены в разработке кратко, лаконично, с описанием методики проведения конкурса. В приложении размещены план-конспект урока-конкурса, эталоны карточек-заданий, тесты-процессы на проверку качества усвоения и применения знаний, умений, навыков, протоколы конкурса, критерии оценок для подведения итогов конкурса, анализы проведения двух этапов конкурса, помогающих организовать и провести конкурс в ПОО.

План проведения урока-конкурса профессионального мастерства

Профессия по ОК: «штукатур» из числа лиц, с ограниченными возможностями здоровья Код:19727

Проводит: мастер производственного обучения М. В. Михайлова Группа: Ш-121 Срок обучения: 2438 часов Дата проведения:

Место проведения: штукатурная мастерская Тема конкурса: «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается»

Цели конкурса:

1. Совершенствовать общие и профессиональные компетентности обучающихся.

Способствовать формированию уверенности, ответственности и добросовестного отношения к труду, аккуратности.

3. Осуществлять контроль качества формирования профессиональных компетенций по выполнению комплекса штукатурных работ.

4. Развивать творческое отношение к труду, профессиональный интерес, коммуникативные качества.

5. Выявить лучшего обучающегося в группе по профессии «штукатур».

Методическая цель: совершенствовать

профессиональные знания, умения, навыки. Осуществлять индивидуальный подход к обучающимся с ОВЗ во время проведения конкурса с учетом их физиологических особенностей. Тип урока: контрольно-проверочный.

Метод проведения урока: словесный, наглядный, практический.

Вид урока: урок-конкурс.

Межпредметная связь:

Специальная технология: «Оштукатуривание поверхности вручную», «Технология выполнения простой штукатурки».

Материаловедение: «Строительные растворы», «Неорганические вяжущие заполнители».

Охрана труда: «Безопасные условия труда в учебных мастерских».

КМО: электронная презентация заданий теоретического этапа:

Строительный диктант — 1 шт., с эталоном ответа.

Карточка-задание № 1-1 шт., с эталоном ответа.

Карточка-задание № 2-1 шт., с эталоном ответа.

Карточка-задание № 3 «Техника безопасности» — 1 шт., с эталоном ответа.

Критерии оценок конкурса — 1 шт.

Протоколы конкурса — 2 шт.

Тест-процесс для проведения практического этапа конкурса с эталоном ответа.

Грамоты для награждения лучших обучающихся.

Оборудование и инструменты: штукатурная лопатка — 8 шт., кисть — 8 шт., терка — 8 шт., полутерок — 8 шт., ковш — 8 шт., уровень — 8 шт., правило.

Инвентарь: емкость для раствора — 8 шт., ведро — 8 шт.

Материал: раствор 0,6.

Специальная одежда: фартуки, косынки, береты, перчатки.

Ход урока-конкурса

№ п/п Структурные элементы урока Деятельность мастера производственного обучения Деятельность обучающихся Время (мин.)

1 Организационная часть Проверка готовности обучающихся к уроку, наличие спецодежды, учебных принадлежностей Готовят к уроку учебные принадлежности, староста докладывает о готовности группы к конкурсу 2

2 Целевая установка Делит группу на звенья, сообщает тему, цель и ход урока, знакомит с жюри, критериями оценок Делят группу на звенья, проводят розыгрыш номеров, под каким будут выполнять задания 5

I этап конкурса (теоретический)

3.1 «Учи много, применяй главное» Проводит инструктирование по выполнению заданий конкурса и знакомит обучающихся с критериями оценок Демонстрирует вопросы строительного диктанта в электронной презентации Читают, отвечают письменно 10

3.2 «Дело учит и мучит» Проводит инструктирование по заданию № 1 Демонстрирует вопросы в электронной презентации Читают, отвечают письменно 8

3.3 Разминка: сказка-притча о трудолюбии Рассказывает притчу о трудолюбии и предлагает сделать правильный вывод из сказки Слушают, думают 5

3.4 Подведение итогов двух заданий конкурса Предлагает жюри подвести итоги двух выполненных заданий конкурса Слушают 2

3.5 «Не говори — не умею, а говори — научусь» Проводит инструктирование по заданию Демонстрирует карточку-задание № 2 в электронной презентации Слушают, отвечают письменно 15

3.6 Техника безопасности Предлагает каждому обучающемуся ответить на вопросы по технике безопасности, карточка- задание № 3 Слушают, отвечают устно, получают за правильный ответ жетоны 8

3.7 Разминка (снятие утомляемости) Проводит физпаузу Активно участвуют 5

Окончание таблицы

3.8 Подведение итогов I этапа Предлагает жюри подвести итоги I этапа конкурса, жюри подводит итоги, мастер проводит инструктирование обучаемых по ТБ и предлагает расписаться в протоколе Знакомит обучающихся с критериями оценок для II практического этапа Слушают, отвечают, расписываются в протоколе по ТБ 3

4. II этап конкурса (практический)

4.1 Тест-процесс для проведения II этапа Выдает наряд-задание, знакомит с критериями оценок Получают задание 3

I обход Проверяет организацию рабочего места Работают 5

II обход Проверяет соблюдение правил техники безопасности Работают 6

4.2 III обход Проверяет соблюдение технологического процесса Работают 20

IV обход Проводит контроль качества выполненной работы Работают 7

4.3 Самоконтроль, взаимоконтроль Проводит контроль качества вместе со звеньевыми Проверяют качество в звене друг у друга 5

5 Заключительный инструктаж Осуществление контроля гигиенического состояния мастерской Уборка рабочих мест, очистка инструмента, инвентаря 5

5.1 Анализ выполнения задания Разбор ошибок, допущенных в процессе работы, их устранение Слушают, обсуждают 7

5.2 Подведение итогов конкурса Жюри подводит итоги Объявляются результаты двух этапов конкурса Объявляется лучший обучающийся конкурса профессионального мастерства Слушают 3

План-конспект урока-конкурса

по теме «Выполнение комплекса

штукатурных работ»

1. Организационная часть.

Здравствуйте, я рада видеть вас сегодня на нашем уроке.

Все ли сегодня готовы к уроку? У всех на столе письменные принадлежности? Посмотрите внимательно друг на друга, на себя, соответствует ли ваш внешний вид требованиям техники безопасности?

Заслушаем рапорт старосты.

2. Целевая установка на урок и мотивация обучающихся.

У нас сегодня не совсем обычный урок, мы сегодня проводим урок-конкурс, в честной борьбе выявим лучшего среди вас, оценивать вашу работу мы пригласили компетентное жюри (мастер производственного обучения представляет всех членов жюри).

Для приветствия участников конкурса слово предоставляется председателю жюри (по-

здравления с участием в конкурсе, напутственное слово).

Мастер производственного обучения продолжает урок.

Вы обучаетесь по профессии «штукатур» на втором курсе, на промежуточной аттестации вы должны подтвердить полученные знания, умения и навыки. Знать последовательность технологического процесса, уметь оштукатуривать кирпичную поверхность простой штукатуркой.

Вы должны освоить весь комплекс приемов штукатурных работ.

Я предлагаю разделить группу на звенья и разыграть номера. Под этими номерами жюри оценит ваши теоретические знания и выполнение практической работы на втором этапе конкурса.

Мастер производственного обучения знакомит обучающихся с критериями оценок, как их будут оценивать за ответы на задания.

3. «Учи много, применяй главное».

3.1. Мастер производственного обучения (далее — мастер) дает инструкции по выполнению строительного диктанта, демонстрирует вопросы диктанта в электронной презентации (выполняется письменно, время выполнения —

10 мин.).

Выполненное задание мастер собирает у обучающихся и передает в жюри для проверки и оценки ответов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.2. «Дело учит и мучит»: мастер проводит инструктаж по выполнению задания по карточке № 1 и демонстрирует ее в электронной презентации (выполняется письменно, время выполнения — 8 мин.)

Готовые ответы мастер передает в жюри для проверки.

3.3 Жюри подводит итоги двух конкурсных заданий.

Мастер с обучающимися проводит разминку:

Рассказывает поучительную сказку-притчу

о трудолюбии и предлагает самим обучающимся сделать правильный вывод из притчи.

Детская сказка-притча о трудолюбии

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему — корова, ну а самому младшему достался топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший сын создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему сыну достался самый тяжелый труд — работать топором.

Прошло несколько лет. Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» — решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего бра-

та, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

3.4. Жюри подводит итоги двух конкурсных заданий, объявляет результаты, обучающиеся слушают.

3.5. «Не говори — не умею, а говори — научусь».

Мастер проводит инструктирование по заданию.

Демонстрирует карточку-задание № 2 в электронной презентации.

Обучающиеся отвечают и передают ответы жюри.

3.6 «Техника безопасности».

Мастер предлагает каждому обучающемуся ответить на вопросы по технике безопасности, карточка-задание № 3, демонстрирует вопросы на слайде и предлагает ответить на них устно по очереди каждому звену, за правильный ответ выдается жетон и прибавляется 1 балл. Если звено затрудняется с ответом, то вопрос передается другой команде, и 1 балл получают они.

3.7. Разминка (снятие утомляемости).

Староста группы проводит физпаузу: обучающиеся активно участвуют в разминке (3 мин.).

3.8. Подведение итогов I этапа конкурса (теоретического).

Мастер предлагает жюри подвести итоги I этапа конкурса. Жюри подводит итоги. Представляет результаты.

Мастер проводит инструктирование обучаемых по ТБ. Обучающиеся отвечают и расписываются в протоколе и уходят готовиться ко второму этапу конкурса (время подготовки ко II этапу конкурса — 15 мин.).

4. II этап конкурса (практический).

4.1. Второй этап конкурса проходит в штукатурной мастерской, мастер выдает наряд- задание и расставляет обучающихся по рабочим местам в соответствии с номерами (3 мин.).

4.2. Дежурный по мастерской выдает инструмент всем обучающимся, и они начинают работать (3 мин.).

I обход — мастер контролирует, обходит рабочие места, проверяет организацию рабочих мест обучающимися, соблюдение ими техники безопасности, обучающиеся работают (5 мин.).

II обход — мастер контролирует, обходит рабочие места, проверяет соблюдение обучающимися техники безопасности, производственной санитарии, обучающиеся работают (5 мин.).

III обход — мастер контролирует, обходит рабочие места, проверяет соблюдение обу-

чающимися последовательности выполнения технологического процесса, обучающиеся работают (20 мин.).

IV обход — мастер контролирует, обходит рабочие места, проверяет соблюдение обучающимися последовательности выполнения технологического процесса, проверяет качество выполнения задания, обучающиеся работают (10 мин.).

4.3. Самоконтроль, взаимоконтроль.

Мастер проводит контроль качества вместе со звеньевыми, в звене осуществляется взаимоконтроль качества (10 мин.).

5. Заключительный инструктаж.

Мастер проводит контроль гигиенического состояния мастерской, следит за уборкой рабочих мест, очисткой инструмента, инвентаря (5 мин.).

Дежурный по мастерской принимает от обучающихся инструмент, убирает его на стеллажи (5 мин.).

5.1 Анализ выполнения задания.

Мастер совместно с членами жюри проводят разбор ошибок, допущенных в процессе выполнения конкурсного задания, определяют способы их исправления, обсуждают, оценивают выполненную работу на рабочих местах, обучающиеся слушают, отвечают, объясняют (7 мин.).

5.2 Подведение итогов конкурса.

Жюри подводит итоги. Объявляют результаты двух этапов конкурса. Объявляются победители конкурса профессионального мастерства — 3 призовых места (3 мин.). Победителям конкурса профессионального мастерства вручаются грамоты и сладкие призы. Обучающиеся переодеваются (снимают специальную одежду). Переходят в аудиторию для чаепития.

Методические рекомендации

для педагогов

1. Организация и проведение конкурса профессионального мастерства.

Этапы:

1-й этап — внутригрупповой — проводится между обучающимися одной учебной группы, по всем профессиям, с охватом всех студентов учебного заведения.

2-й этап — внутри учебного заведения — по профессиям, по которым на одном курсе готовят две или более учебные группы. Во втором этапе участвуют лучшие обучающиеся из каждой группы, занявшие первые места в группах.

3-й этап — между учебными заведениями города или области — по профессиям. На этом этапе принимают участие обучающиеся выпускных групп всех учебных заведений, занявшие первые места в конкурсе внутри учебного заведения.

В период подготовки конкурса профессионального мастерства ведется разъяснительная работа с обучающимися для поднятия престижа профессии и привлечения внимания к конкурсу.

Чтобы усилить профессиональный ориентационный характер конкурса профессионального мастерства, приглашаются в ПОО выпускники школ и представители предприятий по данной профессии.

При подготовке конкурса профессионального мастерства проводится система организационно-педагогических мероприятий:

1. Совершенствование учебно-материальной базы мастерской, приобретение штукатурных лопаток, терок, полутерок, кистей.

2. Мастер производственного обучения подбирает учебно-производственные работы, проводит тренировочные занятия для отработки знаний, умений, навыков перед проведением конкурса.

3. Разрабатываются задания по теоретической подготовке в соответствии с содержанием учебно-программной документации.

4. Устанавливаются нормы времени на выполнение работ с учетом возможности оборудования мастерской, степени подготовленности обучающихся.

5. Объем практических работ выбирается исходя из перечня квалификационных работ для II разряда по профессии «штукатур».

Для подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства приказом директора учебного заведения назначается оргкомитет под председательством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, в его состав входят 7-9 человек, в том числе представители методических объединений по всем профессиям, мастера производственного обучения. В рабочем порядке назначаются члены жюри по каждой профессии.

Члены оргкомитета разрабатывают технические условия, составляют график проведения конкурса. Сам конкурс делят на две части: в теоретическую часть конкурса включают 4-5 заданий, ее проводят письменно и итоги подводят по критериям оценок теоретической части. Практическая часть конкурса проводится в учебной мастерской, включает выполнение практи-

ческого задания, итоги подводят по критериям оценок практического задания, где учитывают организацию рабочего места, выполнение каждой операции, соблюдение технологической последовательности, соблюдение техники безопасности, производственной санитарии и, конечно, оценивается качество выполненной работы. На второй этап конкурса в учебную мастерскую обучающиеся приходят в сопровождении мастера производственного обучения, обязательно в специальной одежде и обуви, с индивидуальными средствами защиты, на конкурсе разрешается использовать личный инструмент.

Открытие конкурса профессионального мастерства проводится в праздничной обстановке и начинается с построения всех групп в актовом зале на линейку. Предоставляется слово администрации учебного заведения для приветствия и напутствия конкурсантов. Со сцены оглашается список всех членов жюри, их полный состав по всем профессиям, каждой группе вручается символический «наряд» на участие в конкурсе, в его содержание входят конкурсные задания, время выполнения и критерии оценок для двух этапов конкурса. Звучит музыка, и все группы по очереди покидают актовый зал и расходятся по учебным аудиториям для участия в конкурсе «Лучший по профессии».

Первый этап конкурса профессионального мастерства проходит в учебной аудитории.

1.2. I этап конкурса профессионального мастерства.

Первый этап конкурса профессионального мастерства в группе «штукатур» — теоретический.

Теоретическая часть конкурса проводится в учебной аудитории, представлена строительным диктантом, несколькими карточками-заданиями и вопросами по технике безопасности. Все задания разработаны таким образом, чтобы были охвачены все изучаемые темы и прослеживалась межпредметная связь всех специальных дисциплин: материаловедение, специальная технология, охрана труда.

Этот этап конкурса проводится письменно и оценивается по критериям оценок за все выполненные задания. Во время проведения теоретической части конкурса на протяжении всего времени для наглядности все задания и критерии оценок демонстрируются в электронной презентации на экране. Максимальное количество баллов за выполнение теоретической части конкурса — 36.

После проведения первого этапа конкурса подводятся итоги, оцениваются все ответы

с учетом затраченного времени и допущенных ошибок.

Победителем I этапа конкурса считается тот, кто правильно и быстро ответит на все вопросы и наберет максимальное количество баллов. При равенстве суммы баллов у двух и более участников предпочтение отдается тому, кто наберет более высокий балл на втором этапе конкурса.

1.3. II этап конкурса профессионального мастерства.

Второй этап конкурса профессионального мастерства состоит из выполнения практической части, проводится в штукатурной мастерской. Второй этап конкурса начинается с выдачи наряда (тест-процесс) на выполнение практической работы. Тест-процесс состоит из темы урока, сменного задания, нормы времени на выполнение задания, нормы выработки, технического оснащения мастерской, технологической последовательности выполнения конкурсного задания и количества баллов за каждую операцию.

Оценивается по критериям оценок за выполнение всего практического задания. Максимальное количество баллов за выполнение практической части конкурса — 31.

Победителем II этапа конкурса (практической части) считается тот, кто правильно и быстро выполняет практическое задание и набирает максимальное количество баллов. При равенстве суммы баллов у двух и более участников, предпочтение отдается тому, кто наберет большее число баллов на втором этапе конкурса с учетом времени, отведенного на выполнение наряда-задания.

Приложение 1

Положение о проведении конкурса

профессионального мастерства

1. Цели и задачи конкурса

Проведение конкурса должно способствовать совершенствованию профессиональной подготовки и воспитанию учащихся, привитию им любви к избранной профессии.

Конкурс «Лучший по профессии» преследует 3 задачи:

- улучшение качества профессиональной подготовки учащихся, укрепление связи теоретического и производственного обучения;

- более широкое внедрение в учебный процесс прогрессивных приспособлений, инструментов и современной технологии производства;

- выявление лучших учащихся по профессиональной подготовке.

2. Порядок и условия проведения конкурса

Конкурс «Лучший по профессии» проводится в 2 этапа:

- 1-й этап (внутри группы) — между учащимися со 100 % охватом;

- 2-й этап (внутри техникума) — по профессиям, по которым на одном курсе имеются две и более групп.

Конкурс проводит мастер производственного обучения.

Разрешается использовать личный инструмент. Представляются на конкурс разработки, конкурсные задания.

Для подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства приказом директора назначается жюри. Жюри разрабатывает условия, критерии оценок и проводит соревнования.

В период подготовки и проведения конкурса ведется широкая разъяснительная работа. Задача конкурса — поднять престиж профессии, необходимо придать конкурсу профессиональный ориентационный характер.

Учебные мастерские, где проводится конкурс, и оборудование должны быть подготовлены.

Участники конкурса демонстрируют свое мастерство в течение определенного времени.

Итоги конкурса объявляются приказом по училищу. Оформляется наглядная агитация, организуется выставка конкурсных работ.

Победители конкурса в торжественной обстановке награждаются грамотами и ценными подарками.

Результаты конкурса должны быть всесторонне проанализированы на ИМС или педсовете, необходимо разработать мероприятия по устранению выявленных недостатков.

План проведения конкурса рассматривается на методических комиссиях, согласовывается со старшим методистом, с заведующим учебным отделом и утверждается директором.

Конкурс состоит из 2 этапов:

- 1-й этап — теоретический (вопросы или задания, единые для всех участников конкурса);

- 2-й этап — практический.

Основная составляющая часть общей оценки — практическое задание 100 °%.

3. Поощрение участников конкурса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучающемуся, занявшему первое место,

присваивается звание «Лучший по профессии», он награждается ценным подарком.

Обучающимся, занявшим второе и третье места, вручаются почетные грамоты.

Мастера производственного обучения, чьи обучающиеся заняли призовые места во втором этапе, награждаются почетной грамотой.

4. Отчетность по конкурсу

Отчет по первому и второму этапам конкурса мастер производственного обучения предоставляет жюри в течение месяца. По окончании конкурса в учебном заведении протоколы предоставляются в Дом технического творчества, если по данной профессии проводится областной конкурс.

Приложение 2. Строительный диктант

Определите, верно ли утверждение. Ответ: «да», «нет».

Цель: проверка знаний по спецпредмету «материаловедение».

Диктант проводится письменно.

Время выполнения задания — 8 минут.

1. Основа цемента — портландцементная глина.

2. По прочности при твердении цемент бывает медленносхватывающийся, нормальносхватыва-ющийся, быстросхватывающийся.

3. Для строительных растворов применяются марки цемента 500, 600 и выше.

4. Основные свойства портландцемента: тонкость помола, сроки схватывания, твердения, гигроскопичность.

5. Клинкер образуется при обжиге смеси из известняка и гипса до спекания.

6. Строительным раствором называют искусственный каменный материал, полученный в результате затвердевания правильно подобранной смеси, состоящей из вяжущего, воды, мелкого заполнителя и добавок.

7. Чем жирнее глина, тем больше берут заполнителя.

8. Известково-гипсовые растворы начинают схватываться через 24 часа.

9. В глиняных растворах вяжущим служит песок, шлак.

10. Растворы на жидком стекле быстро схватываются (через 1-2 мин. после затворения водой).

11. Кислотоупорные растворы применяют для устройства антикоррозийных покрытий конструкций, подвергающихся воздействию кислот.

Ответы: 1 — да, 2 — да, 3 — да, 4 — да, 5 — да, 6 — да, 7 — нет, 8 — нет, 10 — да, 11 — да.

Приложение 3. Карточка-задание № 1 «Инструменты»

Проставьте знак соответствия:

для подготовки поверхностей • инструмент измерительный * инструмент основной +

О отвес о молоток о правило о зубило

о лопатка о троянка о складной метр о угольник о гладилка

о уровень о зубчатка о сокол о полутерка

Эталон ответов

О отвес © молоток о правило © зубило

о лопатка © троянка о складной метр о угольник о гладилка

о уровень © зубчатка о сокол о полутерка

Приложение 4. Карточка-задание № 2 Выберите правильный ответ:

1. Существуют два способа нанесения раствора на поверхность: а) набрасывание; б) намазывание; в) натирание.

2. Штукатурный раствор набрасывают при помощи:

а) штукатурной лопатки; б) сокола; в) отрезовки; г) ковша; д) полутерка; е) совка.

3. Раствор намазывают на поверхности при помощи:

а) сокола; б) правила; в) штукатурной лопатки; г) полутерки.

4. Производительность труда увеличивается при помощи: а) совка; б) сокола; в) ковша.

5. При оштукатуривании потолков раствор можно набрасывать из следующих положений: а) через голову; б) через плечо; в) над собой; г) от себя; д) на себя.

6. Штукатурка по способу выполнения бывает следующих видов: а) монолитная (мокрая); б) сухая.

7. Обычную штукатурку обычно подразделяют:

а) на улучшенную; б) высококачественную; в) декоративную; г) простую.

8. Монолитная штукатурка состоит из следующих слоев: а) обрызг; б) грунт; в) намет; д) накрывка.

9. Сухая штукатурка состоит:

а) из гипса; б) картона; в) гипсового сердечника, покрытого картоном.

10. Разравнивают штукатурку при помощи:

а) полутерка; б) сокола; в) правила; г) малки.

Ответы: 1а; 2в, д; 3б, г; 4 б; 5 д; 6_; 7_; 8 _; 9 а, б; 10 _.

Приложение 5. Карточка-задание № 3. Инструктаж по технике безопасности

1. Каждый вновь поступающий рабочий может быть допущен к работе лишь после___________

2. Работай только ___________________________________________________________________

3. Во время грозы, ветра (более 6 баллов) внешние работы_____________________________

4. Все инструменты должны быть_______________________________________________________

5. Перед работой штукатур должен осмотреть свои______________________________________

6. Неисправное электрооборудование должен ремонтировать только

7. При работе на высоте имей при себе______________________________

8. Ручной инструмент храни в_______________________________________

9. Курить следует в________________________________________________

10. После окончания работы электроприборы должны быть______________

Эталон ответов

1. . получения инструктажа по технике безопасности и охране труда

2. . в специальной одежде, в специальной обуви, в головном уборе

3. . запрещаются

4. . в исправном состоянии

5. . рабочие места

6. . электрик

7. . предохранительный пояс

8. . специально отведенное место

9. . специально отведенное место

10. ...выключены

Приложение 6. Инструкция по технике безопасности

Обучающиеся повторяют перед выполнением II практического этапа.

1. На занятиях быть в специальной одежде, специальной обуви, головном уборе.

2. Содержать рабочее место в чистоте, не засорять его в процессе работы.

3. Инструменты и приспособления размещать в порядке, удобном для пользования.

4. Пользоваться только исправным инструментом и по прямому назначению.

5. Содержать рабочее место в порядке и чистоте в течение рабочего дня.

6. Сухие компоненты добавлять мелкими порциями, не допуская запыленности рабочего места;

7. После работы ручной инструмент и приспособления очистить и убрать в предназначенное для их хранения место.

8. Привести в порядок рабочее место, проходы.

9. Специальную одежду, специальную обувь, индивидуальные средства защиты очистить от пыли и других загрязнений.

Приложение 7. Критерии оценок

Теоретический этап

№ п/п Наименование задания Баллы за выполнение Снижение баллов

1 Строительный диктант 11

2 Карточка-задание № 1. «Инструменты» 13 За каждый неправильный ответ снимается 1 балл

3 Карточка-задание № 2 10

4 Карточка-задание № 3. «Техника безопасности» 2 За неточный ответ 1 балл

«5» — 36-31 баллов; «4» — 30-25 балла; «3» — 24-19 баллов; «2» — менее 19 баллов.

Приложение 8. Тест-процесс на проверку качества усвоения и применения знаний, умений на практике

Профессия: по ОК: штукатур из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья Код:19727

Срок обучения: 2438 часов Уровень усвоения: 2

Тема: «Освоение комплекса штукатурных работ»

Задание: оштукатурить подготовленную кирпичную поверхность стены простой штукатуркой -- 60 -------------------------- «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 2 (41) 2014 -

Время выполнения задания: 1 час Норма выработки: 0.8 х 2 = 1.6 м кв./час

Техническое оснащение: вертикальная кирпичная поверхность;

Инструменты и приспособления: штукатурная лопатка, полутерок, правило, терка, ковш, ящик с раствором, ведро с водой, кисть, перчатки, защитные очки Место проведения: штукатурная мастерская

Эталон выполнения задания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессия: по ОК: штукатур из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья Код:19727

Срок обучения: 2438 часов Уровень усвоения: 2

Тема: освоение приемов штукатурных работ

Задание: оштукатурить подготовленную кирпичную поверхность стены простой штукатуркой

Последовательность выполнения задания

№ п/п Вид деятельности Баллы за выполнение Снижение баллов

1 Организовать рабочее место 3 1

2 Подготовить поверхность, расшить швы 3 1

3 Смочить поверхность водой 3 1

4 Перелопачивание готового раствора 3 1

5 Нанесение обрызга 3 1

6 Нанесение грунта 5 1-2

7 Разровнять раствор полутерком 5 1-2

8 Выполнить затирку поверхности 3 1

9 Контроль качества оштукатуренной кирпичной стены 5 1-2

10 Убрать рабочее место от мусора и раствора 3 1

11 Соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии 5 1-2

Критерии оценки: «5» — 10-11 операций; «4» — 9-10 операций; «3» — 8-9 операций

Приложение 9. Квалификационная характеристика

Профессия — штукатур Квалификация — 2-й разряд

Штукатур 2-го разряда должен знать:

• способы и приемы выполнения простейших штукатурных работ;

• наименование и назначение ручного инструмента и приспособлений;

• способы приготовления простых штукатурных растворов;

• приемы подготовки поверхностей под мокрую штукатурку;

• способы ремонта оштукатуренных поверхностей;

• правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности. Штукатур 2-го разряда должен уметь:

• выполнять простейшие работы при оштукатуривании поверхностей и ремонте штукатурки;

• прибивать драночные щиты и штучную дрань;

• прибивать изоляционные материалы и металлическую сетку;

• приготавливать вручную простые сухие смеси по заданному составу;

• набивать гвозди и оплетать их проволокой;

• процеживать и перемешивать растворы;

• транспортировать материалы в пределах рабочей зоны;

• выполнять правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Приложение 10. Протокол конкурса «Лучший по профессии» учащихся группы: профессия: штукатур

дата проведения: «____»________________ ________г.

№ п/п Ф. И.О. конкурсантов Теоретическая часть Итого за теорию Практическая часть и т с а ч 2 О ° 3 £ ? и тик а р п ВСЕГО МЕСТО

Строительный диктант ОІ № із е н Тест № 2 Карточка № 3 вопросы по Т Б Организация рабочего места Соблюдение технол. процесса Соблюдение ТБ Качество выполнения работы Выполнение нормы времени

1 Обучающийся № 1

Обучающийся №...

Председатель: зав. учебным отделом _________________________________

(подпись)

Члены комиссии: методист

старший мастер

мастер производственного обучения_____________________

(подпись)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.