Научная статья на тему 'Конкурс проектов экскурсий на английском языке как способ развития патриотических чувств у студентов-лингвистов'

Конкурс проектов экскурсий на английском языке как способ развития патриотических чувств у студентов-лингвистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОНКУРС ПРОЕКТОВ / ЭКСКУРСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВРЫ ЛИНГВИСТИКИ / PATRIOTISM / PROJECT-BASED TECHNOLOGY / COMPETITION OF PROJECTS / EXCURSION / PROFESSIONAL COMPETENCES / LINGUISTICS MAJORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленина Е.В.

В статье поднимается проблема развития патриотизма у студентов-лингвистов в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. В качестве одного из возможных решений проблемы предлагается проведение конкурса проектов экскурсий на английском языке, стимулирующих интерес к истории и культуре родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION OF THE ENGLISH LANGUAGE EXCURSION PROJECTS AS A MEANS OF LINGUISTICS MAJORS’ PATRIOTIC FEELINGS DEVELOPMENT

The article raises the problem of developing patriotism among linguistics majors in the process of their university study. Holding competitions of the English language excursion projects aimed at stimulating interest in history and culture of their native place is regarded as one of the possible solutions to the problem.

Текст научной работы на тему «Конкурс проектов экскурсий на английском языке как способ развития патриотических чувств у студентов-лингвистов»

УДК 378.147

UDC 378.147

Е.В. ЗЕЛЕНИНА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра лингвистики и перевода, Тульский государственный университет

E-mail: Zeleninagold @yandex.ru

E.V. ZELENINA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Linguistics and Translation, Tula State University E-mail: Zeleninagold@yandex.ru

КОНКУРС ПРОЕКТОВ ЭКСКУРСИЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ

COMPETITION OF THE ENGLISH LANGUAGE EXCURSION PROJECTS AS A MEANS OF LINGUISTICS MAJORS' PATRIOTIC FEELINGS DEVELOPMENT

В статье поднимается проблема развития патриотизма у студентов-лингвистов в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. В качестве одного из возможных решений проблемы предлагается проведение конкурса проектов экскурсий на английском языке, стимулирующих интерес к истории и культуре родного края.

Ключевые слова: патриотизм, проектная технология, конкурс проектов, экскурсия, профессиональные компетенции, бакалавры лингвистики.

The article raises the problem of developing patriotism among linguistics majors in the process of their university study. Holding competitions of the English language excursion projects aimed at stimulating interest in history and culture of their native place is regarded as one of the possible solutions to the problem.

Keywords: patriotism, project-based technology, competition of projects, excursion, professional competences, linguistics majors.

Патриотизм - национальная идея России, общее объединяющее начало [3]. Такой тезис был приведен главой государства в ходе встречи с Клубом лидеров, объединяющим предпринимателей из 40 регионов. Роль патриотизма в истории России трудно переоценить, историческая память народа хранит немало случаев, когда именно любовь к Родине помогала людям выжить, достигать побед, добиваться результатов в самых сложных ситуациях как в масштабах личности, так и в масштабах страны.

Воспитанию патриотизма у граждан России в настоящее время уделяют повышенное внимание: в конце 2015 года утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [2], в рамках реализации которой создаются патриотические организации, проводятся форумы и конференции с целью формирования патриотических идей у молодежи. Содержание программы включает, наряду с другими мероприятиями, совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан, научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан. В связи с этим особого внимания заслуживает идея Президента Российской Федерации В.В. Путина об органичности патриотического воспитания: «Патриотическое воспитание должно быть не только стройной государственной системой, но прежде всего органичной частью жизни самого общества» [4]. Любовь к Родине, ответствен-

ность за настоящее и будущее страны, знание ее истории должны закладываться в сознание людей не только на макроуровне, но и на различных микроуровнях: в ситуациях повседневного общения, в профессиональной сфере, в культурно-просветительской сфере и, безусловно, в процессе получения образования. Ключевым при этом, с нашей точки зрения, является понятие органичности, то есть обусловленности включения патриотических идей в контекст занятия самой сущностью изучаемого предмета.

Добиться этой органичности - важная задача для любого преподавателя. Особенно непросто реализовать эту задачу в ситуации, когда цель учебной дисциплины связана, в первую очередь, с изучением иностранного языка, культуры, истории и традиций народов других стран. Однако и в данном случае возможно органичное включение патриотических идей в учебный контекст.

Проиллюстрируем сказанное выше на примере из собственной педагогической практики преподавания практического курса английского языка.

Цель данной дисциплины заключается в формировании у студентов свободного, нормативно правильного и функционально адекватного владения коммуникативными умениями говорения, аудирования, чтения и письма во всех видах речевой деятельности, с учетом национально-культурной специфики речевого поведения носителей языка, на основе требований, предъявляемых ФГОС ВО по данному направлению

© Е.В. Зеленина © E.V. Zelenina

подготовки 45.03.02 Лингвистика, обеспечивающих формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, направленных на формирование навыков межкультурного взаимодействия.

При обучении данной дисциплине студентов-лингвистов нами часто используется проектная деятельность в разных ее формах, поскольку она обладает рядом преимуществ. С позиций содержания образовательного процесса профессиональной подготовки проектная деятельность обеспечивает открытость, по-литематичность и полипредметность, способствующие достижению предметных и метапредметных результатов обучения.

Многообразие видов проектов (исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные и т.д.) обеспечивает возможность формулирования в качестве задач проекта решение проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью бакалавров лингвистики.

Получение конкретного результата, готового к внедрению, как правило, в виде материального продукта по итогам завершения проекта создает условия для рефлексии и анализа итогов успешности выполнения проекта на основе качеств полученного продукта.

Особенно эффективным в рамках преподавания практического курса английского языка нам представляется проведение конкурса проектов.

Под конкурсом проектов мы понимаем контрольно-обучающую процедуру, основанную на состязательности участников, в процессе которой осуществляется выполнение, защита проектов, связанных с решением профессионально значимой для деятельности переводчика задачи, и выявление наиболее успешного из них [1]. В основу данной контрольно-обучающей процедуры положена идея личностной значимости образовательных достижений для обучающегося. Применение конкурса проектов в целях формирования и контроля компетенций будущих лингвистов обусловлено его прагматической направленностью на результат, который получается при решении проблемы, в данном случае - при решении учебной задачи, представляющей значение в личностно-профессиональном развитии будущих специалистов в области лингвистики и перевода. Использование метода проектов позволяет обеспечить соблюдение педагогических условий: субъект-субъектного характера, профессиональной направленности, обязательной рефлексивной составляющей. Конкурс проектов ориентирован на стимулирование самостоятельной деятельности обучающихся и поэтому способствует самоактуализации студентов в качестве субъектов обучения в процессе профессиональной подготовки в области лингвистики и перевода. При этом именно состязательный характер кон- курса служит мотивирующим фактором для развития патриотических чувств как стимул к формированию интереса к истории и географии родного края, поскольку любовь к Отечеству начинается с любви к своей «малой Родине».

Один из конкурсов проектов, проводимый нами на занятиях по практическому курсу английского языка, называется Конкурс проектов «Туристический маршрут по городу-герою Туле и его окрестностям» [1].

Данный конкурс в содержательном плане основан на реальных требованиях ранка труда в области перевода. При устройстве на работу в качестве переводчика в учреждения культуры, например, в музеи, кандидатам в качестве испытания, как правило, предлагают составить экскурсию на английском языке по заданному маршруту. Поэтому в рамках «Конкурса проектов туристических маршрутов по городу-герою Туле и его окрестностям» будущим выпускникам предлагается решить проблему аналогичную той, с которой они могут столкнуться при устройстве на работу по специальности в учреждение культуры: им необходимо подготовить и защитить проект экскурсии.

Таким образом, имитация реальной ситуации при проведении конкурса проектов обеспечивает профессиональную ориентированность такой формы обучения.

С другой стороны, задача составления экскурсии безусловно связана с информационным поиском, изучением специальной литературы по истории, географии, экономике, мифам, легендам, связанным с определенным объектом культурного наследия нашей Родины. Это, в свою очередь, создает преподавателю возможности для включения в материал задания компонента, направленного на развитие патриотических чувств обучающихся.

Проектная деятельность предполагает четкое планирование и следование намеченному плану, соблюдение установленных сроков и требований к проекту. Деятельность участников конкурса планируется следу -ющим образом:

Этап 1. Подготовка.

Данный этап включает целеполагание и ознакомление студентов с требованиями и условиями выполнения проекта, формой представления результатов (проведение реальной или виртуальной экскурсии, последний вариант предполагает сопровождение защиты проекта компьютерной презентацией в формате Power Point).

На этапе подготовки обучающиеся формулируют с помощью преподавателя темы индивидуальных проектов и обосновывают актуальность выбранной темы, отвечая на вопрос «Почему именно указанный маршрут представляет интерес для туристов?».

Следует отметить, что очень часто уже на этом этапе проявляется очевидный интерес студентов к патриотической составляющей проекта: при выборе объектов маршрута они задумываются об их исторической и культурной ценности. Однако на данном этапе патриотическое отношение к выполнению проекта носит, скорее, эмоциональный характер.

Этап 2. Выполнение проекта.

Обучающиеся самостоятельно работают над решением поставленной задачи: производят поиск и отбор необходимой информации, ее систематизацию и

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

анализ. При консультативной помощи преподавателя студенты выбирают место и объекты экскурсии, планируют маршрут, готовят описание выбранных объектов и достопримечательностей на английском языке. На этапе выполнения преподавателю важно обратить внимание студентов на необходимость подготовки ответов на возможные вопросы «туристов», связанные с инфраструктурой и историй объектов, например: С помощью каких видов транспорта можно добраться до указанного места? Предусмотрена ли в выбранном объекте возможность использования средств связи? К какому веку относят первое историческое упоминание объекта?

На этапе выполнения проекта обучающиеся готовят необходимые материалы: текст или план экскурсии, презентацию (при виртуальной экскурсии), иллюстративный материал (например, карту маршрута с нанесенными объектами и их кратким описанием на английском языке) и т.д.

На данном этапе студенты обладают уже значительными сведениями о тех музеях, памятниках, других важных объектах, экскурсии по которым они будут проводить. Вслед за первоначальным интересом следует глубоко осмысленное патриотическое отношение к достопримечательностям родного края, студенты делятся друг с другом не только впечатлениями о степени готовности проекта, но и информацией: формирование патриотических чувств в рамках выполнения проекта переходит в когнитивно-эмоциональную сферу.

Этап 3. Защита проектов на конкурсе.

Данный этап подразумевает представление конечного результата проекта: проведение реальной или виртуальной экскурсии по туристическим маршрутам города-героя Тулы и его окрестностям на английском языке.

Среди выбираемых студентами маршрутов для составления экскурсий особенно популярны места, издавна привлекающие туристов со всего мира: Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова, Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», Тульский государственный музей оружия, музей «Тульские самовары», Тульский Кремль, а также соборы и церкви, скульптурные памятники, парки и скверы.

Часто студентов интересует архитектура города. Так, например, в рамках проекта под названием «Старинная Тула» проводилась экскурсия по улицам города, на которых сохранились старинные дома, сопровождаемая рассказом об их архитектурных особенностях. Важно, что составитель экскурсии обратил внимание на тот факт, что уже в названиях многих тульских улиц -«Дульная», «Ствольная», «Литейная», «Арсенальная», «Штыковая» - запечатлена историческая память об оружейниках, которые в небольших мастерских изготавливали сложные механизмы и детали

для ружей. При проведении экскурсии на английском языке происхождению этих названий уделялось особое внимание.

Среди любимых студентами маршрутов виртуальное путешествие в уездный город Крапивну, где летом проводится Международный фестиваль Крапивы, и который практически не изменился с XIX века; посещение Памятника Хвосту, который изображен в виде 29-сантиметровой ящерицы с зачеткой и без кончика хвоста и выполнен из сплава медных пятаков весом 10 кг (студенты приходят к ящерке подержаться за хвост или погладить ее, чтобы успешно сдать экзамен или зачет), Центральный парк культуры и отдыха им. П.П. Белоусова, заложенный по инициативе патриота своего города санитарного врача Петра Петровича Белоусова в конце XIX века.

На данном этапе патриотические чувства студентов выражаются в конкретных действиях: они эмоционально рассказывают, отвечают на вопросы «экскурсантов», демонстрируют презентации, аудио- или видеоматериалы. По словам многих студентов, в момент проведения экскурсии они испытывают чувство гордости за свой родной край, ощущение сопричастности к истории страны. Так, студентка 3 курса кафедры Лингвистики и перевода Тульского государственного университета Светлана Н., подготовившая виртуальную экскурсию, посвященную башням Тульского Кремля, провела фотосессию башен при разной погоде в разное время дня, объяснив свое нежелание использовать фотографии из сети Интернет тем, что они не передают всей красоты и атмосферы этих архитектурных памятников.

Этап 4. Контроль и рефлексия.

Обсуждение итогов конкурса проектов, выбор победителя тайным голосованием, заполнение листов экспертных оценок. Пример разработанного нами листа экспертной оценки приводится ниже:

Оценивание итогов проектной деятельности целесообразно проводить коллегиально, группой экспертов, состоящей из преподавателей и приглашенных работодателей. Подсчет суммы баллов каждого участника по отдельным критериям и по совокупности дает возможность определить победителя конкурса и определить уровень сформированности компетенций (высокий, средний и низкий).

На этапе контроля и рефлексии патриотические чувства авторов проектов выражаются в проявлении социальной ответственности. В процессе обсуждения итогов конкурса студенты приходят к пониманию важности накопления знаний в области истории и культуры родного края, необходимости формирования умения правильно и точно представлять эти знания на иностранном языке перед представителями других народов и культур, осознают свою роль в качестве будущих посредников в межкультурной коммуникации, являющихся носителям российских духовных ценностей.

Лист экспертной оценки проекта туристического маршрута по городу-герою Туле и его окрестностям

Фамилия, имя, отчество автора проекта _ Тема проекта _

Фамилии, имя, отчество эксперта _ Максимальный балл - 32

Критерии и показатели Баллы

Профессионально-технологический критерий Обоснованность темы проекта 0 1 2

Соответствие содержания экскурсии заявленной теме 0 1 2

Культурологическая релевантность содержания экскурсии 0 1 2

Решение проблем перевода, вызванных лингвокультурологическими лакунами 0 1 2

Соблюдение этики поведения в заданном межкультурном контексте 0 1 2

Качество инструментального сопровождения экскурсии с использованием ИКТ 0 1 2

Результативность информационного поиска 0 1 2

Наглядность представления результатов проекта 0 1 2

Лингвистический критерий Произношение и интонационная организация высказываний 0 1 2

Владение лексическим запасом 0 1 2

Владение грамматикой 0 1 2

Синтаксическая организация текста 0 1 2

Учет стилистических особенностей ситуационного контекста 0 1 2

Прагматическая ориентированность 0 1 2

Последовательность изложения 0 1 2

Использование средств логической связи 0 1 2

Сумма баллов

Резюмируя вышесказанное, отмечаем, что проектная деятельность, организованная подобным образом, создает на занятиях атмосферу профессиональной состязательности, готовит выпускников к осуществлению профессиональной деятельности в области перевода.

Опираясь на собственный педагогический опыт, отметим, что использование конкурса проек-

тов эффективно не только в рамках аудиторных занятий, но и при проведении кураторских часов. Эта составляющая воспитательной работы неразрывно связана с учебной деятельностью, направленной на формирование профессиональных компетенций, личностно-профессиональное и гражданское развитие обучающихся.

Библиографический список

1. Зеленина Е.В. Педагогический контроль сформированности профессиональных компетенций (на примере подготовки переводчиков): монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 125 с.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»» URL: http://government.ru/media/files/8qqYUw wzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 21.06.2016).

3. Kremlin.ru: Встреча с активом Клуба лидеров [Официальный сайт Президента Российской Федерации]. URL: http://kremlin. ru/events/president/news/51263/ (дата обращения: 21.06.2016).

4. Kremlin.ru: Заседание Российского оргкомитета «Победа» [Официальный сайт Президента Российской Федерации]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51641 (дата обращения: 21.06.2016).

References

1. Zelenina E.V. Educational assessment of professional competences (through the example of translators' training): monograph. Tula, 2014. 125 p.

2. The Decree of the Government of the Russian Federation of 30 December 2015 № 1493 «On the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020"». URL: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0 ws.pdf (accessed date: 21.06.2016).

3. Kremlin.ru: Meeting with the core group of the Leaders Club [Official Web-site of the President of the Russian Federation]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51263/ (accessed date: 21.06.2016).

4. Kremlin.ru: Meeting of the Russian Pobeda (Victory) Organising Committee [Official Web-site of the President of the Russian Federation]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51641 (accessed date: 21.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.