Научная статья на тему 'Конкуретный потенциал предприятия: оценка и управление'

Конкуретный потенциал предприятия: оценка и управление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТРИЦА / КОЭФФИЦИЕНТ ВЕСОМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фасхиев Х. А.

Конкурентный потенциал предприятия: оценка и управление. В данной статье под «конкурентоспособностью предприятия» подразумевается оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров (услуг) и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в будущем обеспечивать превосходство своих товаров (услуг) по качеству и цене над аналогами. В работе автором подчеркивается, что конкурентоспособность предприятия это симбиоз конкурентоспособности его товаров и конкурентного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкуретный потенциал предприятия: оценка и управление»

X. А. Фасхиев1

КОНКУРЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ

(Окончание. Начало в № 2 2008 г.)

Для определения коэффициентов весомости групп показателей конкурентного потенциала сравниваемых предприятий согласно МАИ была составлена матрица попарных сравнений и были рассчитаны коэффициенты весомости (табл. 2). Среди групп показателей наиболее весомыми оказались рыночные показатели — коэффициент весомости 0,363. Полученные коэффициенты весомости в зависимости от технической сложности товаров, целей оценки конкурентного потенциала могут быть скорректированы.

Результаты расчета по формуле (4) интегральных показателей конкурентного потенциала сравниваемых предприятий показывают (см. табл. 1), что у всех трех предприятий потенциал в 2006 г. возрос относительно показателей 2005 г. Лучшие показатели конкурентного потенциала в 2005-2006 гг. имеет ОАО «ВВВ». Предлагаемый метод оценки конкурентного потенциала предприятия органично вписывается в механизм управления его уровнем (рис. 2). Выявляя свой конкурентный потенциал, предприятие устанавливает «узкие места» в своем хозяйстве и разрабатывает мероприятия по моделированию уровня потенциала до желаемых значений. Как видно из алгоритма управления конкурентным потенциалом, на первом этапе производится сравнение групповых показателей, и по их результатам разрабатываются мероприятия по повышению комплексных показателей, если они уступают показателям конкурентов. На втором этапе сравнение ведется по интегральным показателям конкурентного потенциала. Сравнение показателей потенциала предприятия может производиться с показателями конкурентов или самого себя за предыдущие годы. Метод измерения конкурентного потенциала и алгоритм управления его уровнем универсальны, могут использоваться как по отношению к производителям товаров и услуг разных отраслей, так и для оценки банков, страховых компаний, консалтинговых и аудиторских фирм, вузов, больниц, магазинов и т. д. Результаты оценки конкурентного потенциала могут лечь в основу методики выбора поставщиков, подрядчиков, выявления победителей тендеров, конкурсов, применяться для оценки инвестиционной привлекательности предприятий. Применение предлагаемого метода оценки и управления конкурентным потенциалом будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий.

Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

о ф

оз

I—ь

а> Т1

о

Показатели конкурентного потенциала сравниваемых предприятий

Таблица 1

а>

(Л (Л 03

со ф

сг

тз с

о з-

03 (Л

з'

со

о <

03 Т1

о

о <

03

Го

о.

—н

о о

Признак группы Коэффициент весомости Показатели конкурентного потенциала ОАО «ААА» ОАО «БББ» ОАО.ВВВ»

2005 2006 2005 2006 базовый 2005 2006

1. Финансово-хозяйс-твенная деятельность Прямые

1.1. Рост объема продаж. % 12.82 39,27 82.69 100.00 241.96 342.42

1.2. Выполнение плана но выпуску основном продукции. % 23.05 102,40 110.77 89.70 102.69 107.42

1.3. Объем продаж, млн долл. 175,70 327,60 660.20 750,30 1932,10 2889,00

1.4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 0 0 0 38480 887 200 3 220 400

15. Чистая прибыль, тыс руб. 0 0 0 71040 320 500 1 407 100

1 6. Рентабельность продаж, % 0 0 0 0,32 0,59 1,84

17. Объем реализации на одного работника, руб. 58 246 170343 351270 452 207 1 117 729 1 556057

1.8. Рентабельность активов, % 0,00 0,00 0,00 0,06 1,18 3,95

1.9. Коэффициент текущей ликвидности 0,382 0,188 0,423 0.890 1,164 1,471

1 10 Оборачиваемость активов 0,085 0,159 0,329 0,349 0,719 0,939

1 11 Коэффициент автономии 0,663 0,544 0,693 0,732 1.715 1,704

1.12. Обеспеченность собственными оборотными средствами 0,08 0,15 0,21 0.23 0.16 0,20

1 13 Фондоотдача 0,127 0,288 0,366 0,410 0,993 1,371

1 14 Доля инициативной продукции в объеме продаж. % 7,76 6,03 5,22 6,30 12.10 9,42

1.15. Число выигранных тендеров на поставки 2 3 3 3 3 4

Обратные

1.16. Убыток до налогообложения, тыс. руб. И 154951 1822 018 1865956 0 0 0

117- Чистый убыток, тыс. руб. 1 3267056 9 321 749 2 684 892 0 0 0

1 18 Убыточность продаж. % 462,84 106,16 14,52 0,00 0,00 0,00

119 Затраты на рубль продаж 1.18 0,80 0,82 0,86 0,83 0,09

ИТОГО по группе 0,181 0,0727 0.2131 0.2789 0,4002 0,4633 0.6265

о ф

оз

<—ь

а> Т1

о

О) сл ел 03

са

О)

сг

03 (Л

з'

са

о <

03

Т1

о

о <

03

тз а.

—н

О О

2. Рыночные показа- Прямые

тели 2.1 Доли рынка но основной продукции, % 16.33 42,48 50.03 43,55 35,27 42,82

2.2 Капитализация, млн долл. 126,50 262,10 207,20 220.00 699,32 1453.60

2.3 Отношение капитализации к реализации 0.72 0,80 0,31 0,29 0,36 0,50

2.4 Дивиденд на акцию 0,00 0,00 0,00 0,00 0.00 0,00

2.5. Объем экспорта, млн руб. 177.20 438.20 1141.70 1890.40 10 399.20 11 675,40

2.6 Доля экспорта в объеме выпуска. X 3.28 8,50 11.25 15.98 26.70 25.83

2.7. Динамика экспорта. % 2.96 34,25 69,58 100.00 241,03 315,77

2.8. Количество стран экспорта 20 22 29 39 56 58

29 Развитие дилерской сети 14.77 56,82 103.03 100.00 53,03 52.27

2.10. Развитие сети сервиса 14.79 39,73 49,32 100.00 69.86 70,68

Обратные

2.11.Место в рейтинге «Эксперт-200» 45 77 29 26 23 19

ИТОГО по группе 0.362 0,2161 0.3289 0,4173 0,4851 0,5725 0,6210

3. Персонал н соци- Прямые

альное развитие 3.1. Доля |>аботников с высшим образованием, % 10.40 10,50 10,39 11,10 11,54 11,53

3.2. Доля обучающихся в вузах и техникумах, % 6.30 7,80 9.10 15.00 17,14 16.74

3.3 Число защищенных за период диссертаций 1 1 1 2 2 2

3.4. Доля работников, прошедших повышение квалификации. % 12.62 15,57 20.59 31.50 38,62 40,56

3.5. Уровень заработной платы, долл. 60,2 76,7 97,1 128,9 257,4 324,0

3.6 Превышение прироста производительности труда нал приростом заработной платы. % 27.58 63,31 103,12 100.00 123,78 136,90

3.7. Творческая активность рабогников 0,0061 0,0071 0,0222 0,0280 0,0284 0,0286

З.&Финалсировапие социальной сферы, % 1.08 0,51 0.25 0,35 0.46 0,36

Обратные

3.9. Средний возраст персонала, лет 37,1 37,4 38,8 39,3 40,1 40,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.10. Доля нарушителей трудовой дисциплины, % 8.05 9,77 10,02 12.06 12,16 11,72

3.11. Доля иеагтестованных рабочих мест, % 100.0 94,7 91.0 88.5 31,0 25.7

3.12. Частота несчастных случаев на производстве. % 0,3881 0,2134 0,2964 0,3540 0.0558 0,0528

3.13. Потери рабочего времени, чел-дни/1 работника 12.47 15,70 17.26 19.20 19.10 18.74

3.14. Текучесть кадров 0,313 0,472 0,423 0.408 0,365 0,357

ИТОГО по группе 0,104 0,2482 0,2258 0,2332 0,2688 0,3341 0,3493

Продолжение таблицы 1

4. Пропзводствен-иые Прямые

4.1. Уровень автоматизации производства, % 0.003 0,003 0,003 0.003 0,004 0.001

4.2. Выработка основной продукции на 1 работника, авт./ чел. 0.07 0.28 0,42 0,45 0,67 0.89

4.3. Коэффициент сменности оборудования 0,22 0.62 0,74 0,76 1,00 1.00

4.4. Загрузка мощностей 0,11 0.31 0,37 0,38 0,40 0,40

Обратные

4.5. Ритмичность производства 1,08 0.26 0,16 0,14 0,09 0.06

4.6. Износ основных средства (амортизируемых). % 38.8 34.8 32,3 36,2 48,7 48,2

4.7. Износ машин и оборудования. % 84,6 81,7 82,2 76,5 61,4 60,3

4.8. Средний возраст оборудования 17 19 21 22 20 20

4.9. Удельные затраты на энергию 0,112 0,060 0.051 0,053 0,043 0.031

4.10. Удельные затраты на сырье и материалы 0.308 0,465 0.377 0.397 0.270 0,200

4.11. Снижение критического объема выпуска по основной продукции 0,797 1.099 1.081 1,000 1,426 1.639

ИТОГО но группе 0.080 0,1658 0,2369 0.2617 0.2661 0,2901 0,3005

5. Показатели качес- Прямые

тва 5.1. Затраты на обеспечение качества, % 2,87 2.34 2,08 2,34 134 0,97

5.2. Число реализованных мероприятий по повышению качества и 14 13 13 17 18

5.3. Сертификация систем качества производств 0 0 1 9 10 10

5.4. Число выигранных конкурсов по качеству 0 0 0 2 2 3

5.5. Аттестация изделий, % 77,0 82,9 87,7 63,3 88,0 89,0

5.6. Срок гарантии продукции, лет 1 1 1 1 1,5 1,5

Обратные

5.7. Доля брака в объеме продаж, % 1,26 1.24 0,87 0,93 0,47 0,35

5.8. Уровень рекламаций, % 36,92 49.88 49.19 52,60 5,91 5.44

5.9. Затраты на гарантийный ремонт, % 0,137 0,153 0,113 0,133 0,167 0.144

5.10. Степень соблюдения требований НТД 36 25« 257 36 28 24

5.11. Уровень дефектности продукции 14 13 12,1 12,3 14 13

ИТОГО по группе 0.137 0.4846 0.4132 0,4666 0.6487 0.7672 0.8117

6. Уровень управления Прямые

6.1. Прибыльность управления, тыс. руб./чел. 0,00 0,00 0,00 7,80 35,32 155,38

Обратные

6.2. Доля управленцев в общей численности, % 21,18 17,04 17,63 18,43 18,75 18,41

6.3. Убыточность управления, тыс. руб /чел. 1272,99 1061,58 289,29 0,00 0,00 0,00

ИТОГО по группе 0.057 0.1971 0,2282 0.3025 0.3352 0,3565 0,4540

7. Показатели развития Прямые

7.1. Доля затрат на НИОКР, % 1,60 0.57 0.91 0.86 0,84 0.62

7.2. Освоение новой продукции 4 5 6 14 5 6

7.3. Внедрение новых технолог ий 6 4 8 12 7 8

7.4. Число используемых изобретений 115 119 123 125 250 254

7.5. Экономический эффект от использования изобретений и рацпредложений, тыс. долл. 2 086 806 1575 3 419 3 787 3 876

7.6. Число поданных заявок на изобретение и полезную модель 12 18 43 37 41 43

7.7. Число принятых рацпредложений 286 346 1123 1495 1312 1471

7 .8. Затраты на научно-техническое творчество. % 0.1012 0.0672 0.0719 0.1020 0.0528 0.0387

7.9. Продажа лицензий, шт 0 3 2 3 8 а

7.10. Коэффициент обновления основных фондов, X 0.0228 0,0208 0.0640 0.2058 0,4883 0.5360

7.11. Число законченных НИР и ОКР 7 14 16 7 9 8

7.12. Инвестиции в объеме продаж. % U1 0.32 0,70 3,01 1,94 1.47

ИТОГО по группе 0.052 0.1234 0.1489 0.2275 0.2768 0.2877 0.2832

8. Показатели как поставщика товара Прямые

81. Наличие резервных мощностей, % 4,30 19,25 29,54 29,90 49.77 67,40

8.2. Стаж работы как поставщика, лет 22 23 24 25 29 30

8.3. Возможность отсрочки платежа 60 60 60 60 40 30

8.1. Наличие скидок, % от стоимости партии 14 14 14 4 4 4

8.5. Результаты аудита системы качества, баллы 0 3 3 4 4 4

8.6. Полнота и соответствие требованиям сопроводительной документации (да — 1, нет — 0) 0 0 0 0 4 4

8.7. Оперативность реакции на претензии (высокая — 1, низкая - 0) 0 0 0 0 1 1

8.8. Полнота включения в договор требований предприятия-потребителя (ла-1. нег-0) 1 1 1 1 1 1

Обратные

8.9. Срок изготовления и поставки, дни 90 90 90 90 90 90

810 Соблюдение графика поставок 30 30 30 30 30 30

811 Ритмичность поставок 25 26 35 21 22 17

8 12 Удельные расходы на страхование груза, руб./шт

813 Уровень наценки, % от себестоимости

8. И. Размер пеней за несвоевременную оплату, %

8.15. Коэффициент удорожания для вексельной формы расчетов

816 Необходимость предоплаты, днн

ИТОГО по группе 0,027 0,0670 0,0882 0,0867 0,0861 0,1311 0,1370

Конкурентный потенциал с учетом utwK. 0,2145 0.2775 0.3398 0,4198 0.4931 0.5543

Место по конкурентному потенциалу 6 5 4 3 2 1

Матрица сравнений групп показателей конкуретного потенциала

Таблица 2

Показатели (Финансовые 2. Рыночные 3. Персонала 4. Проиэ-волства 5. Качества 6. Уровня управления 7.Раз-вития 8. Поставщика Коэффициент весомости

(.Финансовые 1 1/5 4/1 3/1 2/1 5/1 3/1 4/1 0,181

2 Рыночные 5/1 1 7/1 5/1 2/1 7/1 5/1 6/1 0.363

3. Персонала 1/4 1/7 1 2/1 1/2 4/1 4/1 6/1 0,104

4 Производства 1/3 1/5 1/2 1 1/2 3/1 2/1 4/1 0,080

5. Качества 1/2 1/2 2/1 2/1 1 3/1 2/1 5/1 0.137

6. Уровня управления 1/5 1/7 1/4 1/3 2/1 1 2/1 3/1 0,057

7. Развития 1/3 1/5 1/4 1/2 1 1/2 1 3/1 0,052

8. Поставщика товара 1/4 1/6 1/6 1/4 1/3 1/3 1/3 1 0.027

Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.