Внутрихозяйственный расчет является органическим продолжением коммерческого расчета применительно к экономическому и юридическому положению подразделений. Он представляет собой систему внутренних экономических отношений, имеющих свои организованные формы и содержание. Основные принципы выполнения производственной программы следующие:
— создание для подразделений равных экономических условий для выполнения программы и материального поощрения за результаты работы;
— наличие плана, ведение учета, методика подведения итогов работы;
— коллективная и личная, материальная и моральная заинтересованность в конечных результатах производства.
Внутрихозяйственный расчет предполагает установление внутренних цен организации. Устанавливая цены, рекомендуется учитывать ряд факторов, таких как потребительская стоимость товара и его себестоимость, спрос и предложение, уровень инфляции в данный период и некоторые другие. При этом необходимо исходить из обоюдной заинтересованности предприятия и конкретного хозрасчетного подразделения в производстве определенного объема и вида продукции. Внутрихозяйственные цены должны устанавливаться на уровне, который обеспечит первичному трудовому коллективу получение необходимого хозрасчетного дохода. При их определении к материально-денежным затратам предусматривается определенный размер
прибыли. Это позволит подразделению часть полученного хозрасчетного дохода использовать на дальнейшее развитие производства. Доход хозрасчетного животноводческого подразделения формируется за счет реализации всего произведенного в течение календарного года объема продукции своему предприятию по установленным ценам. Он представляет собой разницу между доходами и расходами хозрасчетного подразделения. Соответственно снижение размера затрат является одним из основных путей повышения дохода. Для контроля и сокращения затрат, определения резервов производства необходимо проводить анализ текущей и итоговой деятельности. В животноводстве анализ себестоимости молока по молочно-товарным фермам хозяйству в целом необходимо проводить ежемесячно. Это даст наглядное представление о величине отдельных видов затрат, позволит установить конкретные причины высокой себестоимости продукции, наметить пути экономии затрат и снижения себестоимости.
В заключение можно сделать вывод, что в современных условиях хозяйствования сельскохозяйственные предприятия должны формировать такую систему управления, которая обеспечивала бы конкурентоспособность, устойчивое развитие и достижение максимального эффекта. А залогом этого является усиление контроля финансовых потоков организаций, оптимизация затрат. Одним из путей достижения поставленных целей может служить внедрение и совершенствование внутрихозяйственных расчетных отношений.
Литература
1. Ушачева И. Г., Югай А. М., Хицков И. Ф. Организация внутрихозяйственных экономических отношений в сельскохозяйственных предприятиях : методические положения, опыт и практика внедрения. М., 2005.
КОНКУРЕНЦИЯ И МОНИТОРИНГ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ПТИЦЕПРОДУКЦИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
А. Л. ПУСТУЕВ,
доктор экономических наук, профессор,
А. Н. МЕДВЕДЕВ,
соискатель, Уральская государственная сельскохозяйственная академия
620075, Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; тел. 89221101456
Положительная рецензия представлена В. Г. Логиновым, доктором экономических наук, заведующим сектором Института экономики УрО РАН.
Ключевые слова: конкуренция, мониторинг, конкурентная среда на рынке птицепродукции, межрегиональные продуктовые кластеры, оптовые продовольственные рынки, условия ВТО.
Keywords: competition, monitoring, competitive environment at the poultry market, interregional product clusters, wholesale food markets, conditions of WTO.
По мере приближения к ВТО все более сельхозпредприятия, подвержены воздействию отчетливо возрастают опасения в потере отече- тройной конкуренции: внутренней (между птице-ственными агроорганизациями своих позиций организациями области как субъекта региона — на продовольственном рынке. Эти опасения конкретного федерального округа); внутрире-касаются и птицефабрик, которые, как и другие гиональной (между птицефабриками разных
www.m-avu.narod.ru 105
областей, входящих в федеральный округ — регион) и межрегиональной, возникающей между организациями разных регионов, включая зарубежные.
Находясь под прессом тройной конкуренции, птицеорганизации не в состоянии ее выдерживать и санируются, то есть становятся банкротами. За годы реформы в Пермском крае из 30 птицеорганизаций в настоящее время осталось лишь четыре. Аналогичная картина сложилась и в других субъектах Уральского федерального округа. Так, в Свердловской области из 32 птицепредприятий осталось только пять. Но и они при вступлении в ВТО могут стать банкротами, находясь практически в одиночестве, вне интеграционных формирований и в рамках ограниченной господдержки.
В связи с этим основными мерами по спасению положения можно было бы назвать следующие:
1) создание крупного регионального или межрегионального птицепродуктового кластера с ориентацией его развития на систему госзаказа;
2) установление оптимальных таможенных квот на птицепродукцию, учитывающих экономические интересы отечественных птице-организаций и требования ВТО;
3) срочно, пока не вступили в силу требования ВТО, оказать инвестиционную поддержку действующим организациям, достаточную для перехода птицепродуктового подкомплекса на инновационный путь развития;
4) создать региональный, или межрегиональный государственно-кооперативный продовольственный рынок птицепродукции, обслуживающий сельхозорганизации.
Совокупное положительное воздействие названных и освещаемых задач позволит придать устойчивый характер развития птицепродуктового подкомплекса смежных регионов. Этому будет способствовать разнотерриториальное экономическое взаимодействие их хозяйствующих субъектов в данном подкомплексе. Основа этого взаимодействия — наличие агроресурсов, ориентируемых на продовольственное обеспечение регионов, а также имеющаяся законодательнонормативная база и возможность региональных властных структур вводить соответствующие мотивационные действия для поддержки интеграционных процессов в АПК.
Эти действия могут сгладить «самоунич-тожающий» процесс ценовой и неценовой конкуренции, которые фактически происходят на не добросовестном и даже криминальном уровне.
Наиболее лояльный уровень — проявление конкурентных преимуществ на основе повышения качества птицепродукции, направленной на обеспечение здорового питания населения регионов. И что особенно важно — на его половозрастные группы. Например, частое употребление подростками в пищу мяса цыплят-бройлеров приводит к дисбалансу в росте костно-мышечной системы, с опережением последней ее составляющей. Поэтому данный
вид мяса должен производиться преимущественно на естественных кормах, без добавления в них «ускорителей» роста птицы.
Однако ни одна из бройлерных птицефабрик не ориентируется на производство такого мяса птицы, поскольку им не выгодно из-за снижения «оборотистости» его производства. То есть конкуренция, основанная на потребительских предпочтениях и индивидуальных особенностях пока еще мало проявляет себя.
С переходом на принципы ВТО будет возрастать конкуренция, основанная на лоббировании реализации своих преимуществ со стороны импортного мяса цыплят бройлеров. Это неизбежно расширит рамки недобросовестной и криминальной конкуренции.
Среди известных методов неценовой конкуренции можно отметить те, которые основаны на использовании брендовой ориентации, особенностях различия в потребительских предпочтениях у разных имущественных групп, сложившихся национальных традиций и религиозных особенностях, прямых связях птицеорганизаций с определенными группами населения, особенно пенсионного возраста, мотивированного постоянством доставки куриного мяса и яиц непосредственно с места их производства.
Особую важность в конкурентной борьбе с импортируемой птицепродукцией приобретает качество и цена, их оптимальность в соотношении с уровнем их воздействия на потребителя, поскольку их предпочтения во многом определяются платежеспособным спросом. Очевидно, по этой причине они предпочитают покупать, например, недорогую куриную колбасу, нежели цыпленка бройлера. Другие, особенно страдающие заболеваниями внутренних органов, наоборот, ориентируются на чистое куриное мясо, содержащее меньше холестерина, по сравнению с говядиной и свининой.
Однако, по нашим исследованиям, большинство населения не соразмеряют свои вкусовые желания с возможностями своего здоровья, и к оценке качества они подходят исключительно с позиций «животной страсти», игнорируя последствия «загнивания» своего организма от избыточного веса, содержания холестерина и зашлаковывания.
Другая сторона проблемы здорового питания и ошибок в оценке качества мяса цыплят-бройле-ров — это цена, которая в условиях недостающей бедности населения, полностью игнорирует «здравый смысл» и предпочтения отдаются дешевизне, что свойственно, главным образом, для «демпингируемой», а в перспективе, может быть, и «зомбированной» импортной продукции, в виде «окорочка». В связи с чем успех в конкурентном соперничестве с этой продукцией может во многом определяться уровнем массированного информационного воздействия на население соответствующими мотивационными мерами, подкрепляемыми достоверными фактами о качестве птицепродукции по комплексу показателей.
106
№№№. т-Э¥и. пагоб. ги
Неценовая конкуренция, в ее недобросовестной форме, на рынке птицепродукции проявляется в основном в виде лоббирования интересов зарубежных фирм во властных управленческих структурах, что имело место в России в первом десятилетии XXI века и в ряде регионов продолжается в настоящее время.
Нагнетание в страну импортной мясоптице-продукции, в условиях разрозненных действий отечественных птицеорганизаций, несомненно, требует соответствующего контроля со стороны как официальных государственных структур, так и общественных организаций и прессы. Причем процесс контроля, сдерживаемый действующим законодательством, должен быть максимально сориентирован на общественные организации, подпитывающие информацией о качестве мясопродукции со стороны населения ее покупающие. Особенно это касается продукции завозимой из стран дальнего зарубежья.
Должен действовать и двойственный мониторинг уровня конкуренции на рынке пти-цепродуктов. Необходимость в этом возникает и в связи с потребностью птицеорганизаций в овладении информацией как об угрозах, которые их подстерегают, так и о благоприятной конъюнктуре на рынке. То есть, необходима система мониторинга конкурентной среды на нем, позволяющая осуществлять отслеживание складывающейся ситуации и на основе полученной информации принимать более рациональные управленческие решения. При этом процессе мониторинга может осуществляться по следующему алгоритму:
— выбор и обоснование оценочных критериев и их количественное определение в виде математических выражений;
— сегментация птицеорганизаций по специализации и доле рынка, а потребителей — по предпочтениям;
— сбор данных о состоянии конкурентной среды и уровню устойчивости функционирования отечественных птицеорганизаций;
— обработка полученных данных на основе применения методов математической статистики;
— возможный возврат к сбору недостающих и сомнительных сведений;
— внесение необходимых корректировок в предварительно принимаемые решения и их осуществление;
— возврат в начало и повторение процесса мониторинга.
То есть в начале осуществляется диагностика (оценка текущего состояния конкурентной среды), затем — оценка ее в базовом периоде и прогнозирование возможного положения, включая и поведение птицеорганизаций в ВТО.
Наиболее совершенной и современной следует, по нашему мнению, считать имитационную диагностику, которая позволяет получить информацию о конкурентной среде и конкурентных преимуществах отечественных птицеорганизаций на основе имитационного моделирования. Здесь главное — смоделировать прогнозный сценарий развития конкурентной
стратегии отечественных птицеорганизаций в борьбе за потребителя импортной птицепро-дукции. Находясь в крупных территориальных интеграционных формированиях у отечественных птицефабрик отпадает необходимость во внутрирегиональной конкуренции, особенно в объединениях на уровне федеральных округов. Каждый федеральный округ — это территориальный кластер, формируемый на базе его птицепродуктового подкомплекса. При таком сценарии конкурентная среда формируется на межрегиональном уровне и может быть регулируемой на основе создания выгодного экономического взаимодействия федеральных округов страны. В этом случае процесс имитационного моделирования связывается лишь с прогнозированием устойчивости функционирования птицеорганизаций в рамках территориально-федеральных кластеров, использую соответствующую инфорамационную базу, которая должна, по нашему мнению, включать следующие данные:
— динамика приращения потребления отечественной (региональной) птицепродукции и объемов ее производства субъектов РФ;
— динамика роста импортной птицепродук-ции в регионы;
— динамика доли рынка в стране и каждом ее регионе российскими и зарубежными производителями продукции птицепроизводства;
— уровень устойчивости динамики основных показателей работы предприятий птицепродуктового подкомплекса, характеризующих состояние их экономики;
— уровень инновационной ориентации развития организаций данного подкомплекса с учетом состояния инвестиционных возможностей;
— характер агропродовольственной политики Правительства при функционировании ВТО (наличие преемственности в применяемых решениях);
— состояние экономических отношений в системе интеграционных формирований кластерного типа (по эквивалентности);
— характер таможенной политики (по ее постоянству и устойчивой ориентации) на интересы отечественных птицеорганизаций;
— динами конъюнктуры мирового рынка птицепродукции;
— состояние информационной системы страны и регионов, рациональность их взаимодействия и наличия механизма мониторинга аграрной реформы и агропродовольственной политики.
Основным исполнителем и координатором этих действий может быть министерство Сельского хозяйства РФ и соответствующие управленческие структуры региона, а также общероссийская информационная система мониторинга.
В этом случае потребуется обоснование периодичности контроля исследуемых факторов, которая не должна по времени превышать заранее установленные рамки. Причем каждый из вышеназванных показателей должен иметь свою
ммм.т-эчи. пэгоб. ги
107
периодичность контроля, поскольку характер их изменения не одинаков.
Одни необходимо контролировать раз в год, другие — в пятилетие а третьи, например, характер соотношения объемов производства и потребления птицепродукции — ежемесячно.
При отсутствии крупных региональных и межрегиональных и интеграционных формирований в птицепродуктовом подкомплексе система мониторинга должна учитывать еще и уровень внутрирегиональной, внутриотраслевой конкуренции, а также конкурентные преимущества соперничавших птицеорганизаций. И у них добавится забот:
— отслеживание имеющихся и потенциальных конкурентов, которых желательно было
бы поставить в невыгодные для них условия, лишив рыночных сегментов и ввести в состояние банкротства;
— ужесточить борьбу за потребителя снижением цены и повышением качества;
— на основе достижения брендовых высот занять монопольное положение на территориальном рынке птицепродукции.
Сможет ли государство исполнить роль своеобразного арбитра в конкретной борьбе за лидерство на рынке? На современном этапе и в складывающихся условиях ВТО — навряд ли. Поэтому единственно реальным вариантом, по нашему мнению, остается возникновение крупных интеграционных формирований типа территориальных кластеров.
МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
В. М. ТРОЦЕНКО,
старший преподаватель, Пермская государственная сельскохозяйственная академия
614088, г. Пермь, ул. Норильская д. 9 кв. 78, тел: 89048430760; e-mail: [email protected]
Положительная рецензия представлена М. М. Трясциным, доктором экономических наук, профессором (Уральская государственная сельскохозяйственная академия).
Ключевые слова: сельскохозяйственные земли, государственного регулирования, механизм. Keywords: farmlands, state regulation, mechanism.
Российская Федерация обладает огромным ресурсом земель сельскохозяйственного назначения. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин в целом эффективность использования имеющегося ресурса не высока.
Выбытие земель из сельскохозяйственного оборота в связи с промышленным и гражданским строительством, а также вследствие действия эрозии, заболачивания, вторичного засоления земель и других факторов приводит к снижению уровня землеобеспечения населения. Кроме того, наблюдается ухудшение качественного состояния земель, загрязнения токсичными и радиоактивными веществами, отходами производства. Ухудшается фитосанитарное состояние. Если не преодолеть создавшуюся ситуацию, то положение в землепользовании в ближайшее время может стать катастрофическим. Кризисное положение в аграрном секторе России требует принятия неотложных мер по улучшению состояния и использования земельного фонда.
Основным способом изменения сложившегося положения авторы называют работу по повышению плодородия сельскохозяйственных земель, как на уровне отдельно взятого предприятия, так и на региональном и государственном уровнях. Улучшение состояния земельных угодий и повышение эффективности их использования — это большая комплексная задача, требующая значительных инвестиций, как со стороны
государства, так и со стороны конкретных землепользователей. У каждой из названных сторон свой круг полномочий и обязанностей в данной сфере [1].
Государство практически самоустранилось от важнейшей своей функции — землеустройства, которое является главным механизмом в наведении порядка на земле, решении экологических, правовых, социально-экономических, организационно-территориальных задач.
Для повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель в современных условиях объективно необходимым является государственное регулирование, которое предполагает в первую очередь регулирование вопросов нецелевого использования земли, не использования земли, либо нанесения ущерба сельскохозяйственным землям вследствие их загрязнения, деградации и т. д. Так, например, проблема неиспользованных земель неоднократно поднималась сельхозтоваропроизводителями, которые обращались к властям с предложением упростить и ускорить процедуру изъятия у недобросовестных владельцев неиспользованных в течение года сельскохозяйственных земель. А экономический ущерб, наносимый сельскому хозяйству в результате безвозвратного отвода сельскохозяйственных земель, их загрязнения, фактически не учитывается, сельхозтоваропроизводители не получают
108
www. m-avu. narod. ru