Научная статья на тему 'КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЁ ВИДЫ, МЕСТО И РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ'

КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЁ ВИДЫ, МЕСТО И РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1104
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкуренция / экономическая борьба / рынок / хозяйственный механизм / competition / economic struggle / market / economic mechanism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашмаров Игорь Анатольевич

Конкуренция является своеобразным двигателем рыночной экономической системы, рыночной экономики в целом. Этот экономический стимул заставляет всех рыночных контрагентов предпринимать новые действия и усилия. В результате происходит создание более выгодных комбинаций сотрудничества. Конкуренцию в своё время описывал ещё Адам Смит и дал ей очень оригинальное и запоминающееся название — «невидимая рука рынка». Кроме того, конкуренция — это неотъемлемая часть хозяйственного механизма, который определяет современное общественное производство и процессы воспроизводства в современных национальных экономиках. Заменить или каким-либо образом подменить конкуренцию государственным регулированием экономики невозможно, и это показал недавний исторический опыт советской экономической практики. Сегодня все страны сочетают конкуренцию с государственным регулированием экономической жизни, в той или иной степени, демонстрируя всему миру преимущества так называемой смешанной экономики. Экономисты, как правило, говорят о двух главных моделях смешанной экономики. Во-первых, это — неоклассическая либеральная модель экономики. Во-вторых, это — социально ориентированная модель экономики. Поэтому даже от того, насколько сильно присутствует конкуренция в экономике, зависит сама модель её функционирования. А что будет дальше — покажет время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION: ITS TYPES, LOCATION AND ROLE IN MODERN ECONOMIC MECHANISM

Competition is a kind of engine of a market economic system, a market economy as a whole. This economic incentive forces all market counterparties to take new actions and efforts. The result is the creation of more profitable combinations of cooperation. Adam Smith described the competition at one time. He gave to it a very original and memorable name — «the invisible hand of the market». In addition, competition is an integral part of the economic mechanism that determines modern social production and the processes of reproduction in modern national economies. It is impossible to replace or replace competition by government regulation of the economy in any way, as shown by the recent historical experience of Soviet economic practice. Today, all countries combine concurrence with state regulation of economic life, to one degree or another, demonstrating to the world the advantages of a so-called mixed economy. Economists, as a rule, speak of two main models of a mixed economy. First, it is the neoclassical liberal economic model. Secondly, it is a socially oriented economic model. Therefore, even on how strongly competition is present in the economy, the very model of its functioning depends. Moreover, what will happen next – only time will tell.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЁ ВИДЫ, МЕСТО И РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ»

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2013. № 5.

АШМАРОВ Игорь Анатольевич,

кандидат экон. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Воронежский государственный институт искусств (ВГИИ),

e-mail: [email protected]

КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЁ ВИДЫ, МЕСТО И РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ

Конкуренция является своеобразным двигателем рыночной экономической системы, рыночной экономики в целом. Этот экономический стимул заставляет всех рыночных контрагентов предпринимать новые действия и усилия. В результате происходит создание более выгодных комбинаций сотрудничества. Конкуренцию в своё время описывал ещё Адам Смит и дал ей очень оригинальное и запоминающееся название — «невидимая рука рынка».

Кроме того, конкуренция — это неотъемлемая часть хозяйственного механизма, который определяет современное общественное производство и процессы воспроизводства в современных национальных экономиках. Заменить или каким-либо образом подменить конкуренцию государственным регулированием экономики невозможно, и это показал недавний исторический опыт советской экономической практики. Сегодня все страны сочетают конкуренцию с государственным регулированием экономической жизни, в той или иной степени, демонстрируя всему миру преимущества так называемой смешанной экономики. Экономисты, как правило, говорят о двух главных моделях смешанной экономики. Во-первых, это — неоклассическая либеральная модель экономики. Во-вторых, это — социально ориентированная модель экономики. Поэтому даже от того, насколько сильно присутствует конкуренция в экономике, зависит сама модель её функционирования. А что будет дальше — покажет время.

Ключевые слова: конкуренция, экономическая борьба, рынок, хозяйственный механизм.

ASHMAROV Igor Anatol'evich,

Candidate Econ. Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of Humanities and

Socio-Economic Disciplines Voronezh State Institute of Arts (VGII) e-mail: [email protected]

COMPETITION: ITS TYPES, LOCATION AND ROLE IN MODERN ECONOMIC MECHANISM

Competition is a kind of engine of a market economic system, a market economy as a whole. This economic incentive forces all market counterparties to take new actions and efforts. The result is the creation of more profitable combinations of cooperation. Adam Smith described the competition at one time. He gave to it a very original and memorable name — «the invisible hand of the market».

In addition, competition is an integral part of the economic mechanism that determines modern social production and the processes of reproduction in modern national economies. It is impossible to replace or replace competition by government regulation of the economy in any way, as shown by the recent historical experience of Soviet economic practice. Today, all countries combine concurrence with state regulation of economic life, to one degree or another, demonstrating to the world the advantages of a so-called mixed economy. Economists, as a rule, speak of two main models of a mixed economy. First, it is the neoclassical liberal economic model. Secondly, it is a socially oriented economic model. Therefore, even on how strongly competition is present in the economy, the very model of its functioning depends. Moreover, what will happen next - only time will tell.

Keywords: competition, economic struggle, market, economic mechanism.

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2013. № 5.

Введение. Конкуренция — это неотъемлемая часть жизни на нашей планете, где выживают только самые сильные и приспособленные организмы. Это — закон эволюции и вообще жизнедеятельности, который изложил всю идею эволюционной теории Ч. Дарвина и основной принцип деловой и экономической бизнес-практики. Конкуренция является также основой для любого вида спорта и спортивных состязаний, собеседований и поступления в колледж или высшее учебное заведение. Но хорошо это или плохо?

С одной стороны, конкуренция, безусловно, является импульсом для развития. Она определяет жизнь любого человека, так как конкуренция является основной движущей силой в бизнесе и экономике, что заставляет многие предприятия работать лучше и эффективнее, бороться за высокие прибыли. Это стимул для многих работников (лучше работать и больше зарабатывать).

Однако влияние конкуренции не всегда положительно. Прежде всего, для того чтобы конкурировать, у человека всегда должен быть соперник, а это значит, что невозможно идентифицировать свою собственную ценность в одиночестве. Это, конечно, не так, потому что у любого человека есть уникальная индивидуальность и, следовательно, уникальная ценность. Во-вторых, конкуренция иногда разрушает реальное наслаждение деятельностью и делает ее менее творческой: если вы сосредоточены только на идее быть первыми, то вряд ли сможете наслаждаться процессом чего-то, так как вы слишком обеспокоены конечным результатом.

На наш взгляд, конкуренция — это неоднозначный, но неизбежный принцип нашей жизни. Это полезно иметь ввиду во многих аспектах. Однако, когда это становится единственным моральным принципом жизни, общество может столкнуться с многочисленными проблемами, начиная с обесценивания человеческой души и заканчивая низким культурным уровнем его развития.

Конкуренция — это та часть жизни, которой нельзя избежать. Даже когда

мы не понимаем, что мы это делаем, все мы стараемся изо всех сил в том, что

часто пытаемся подняться над всеми остальными. Часто на уровне организации

поощряются многие виды соревнований. С самого раннего возраста маленьких

6

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2013. № 5.

детей ставят в спортивные программы и музыкальные уроки, и просят их сделать все возможное. Конкурс на достижение высоких результатов также распространяется и на детей, и этот конкурс длится у всех людей в их дальнейшей карьере.

Однако никакая практика не идеальна или не работает для всех. Некоторые люди будут испытывать ненужное давление на самих себя из-за обязанностей, возложенных на них, а некоторые просто плохо себя почувствуют под таким внешним давлением.

Практика стремления к лучшим результатам имеет много действительных моментов в свою пользу. Конкуренция заставит людей и даже целые организации использовать все свои таланты. Без цели или стимула большинство субъектов рынка станут апатичными и не увидят причин, чтобы попытаться усовершенствовать свою бизнес-практику.

Таким образом, конкуренция между субъектами экономики приносит пользу, прежде всего, для них самих, они преуспевают и поднимаются на вершину своих возможностей. Когда экономические субъекты преуспевают, это также помогает им сделать все возможное в своей области. Усилия, направленные на получение лучших результатов, также подготавливают к условиям, в которых только сильнейший может выжить и достичь финансового успеха и процветания.

1. Сущность и содержание конкуренции. Конкуренция - это, в общем, соревнование или соперничество между двумя или более субъектами, организациями, отдельными лицами, экономическими группами или социальными группами и т.д.

Конкуренция присуща самой природе, и происходить поэтому она может из-за территории, ниши, ограниченных ресурсов, товаров, престижа, репутации или признания, награды, а также за групповой или социальный статус, за лидерство и прибыль. Конкуренция возникает тогда, когда по крайней мере две стороны стремятся к цели, которую нельзя разделить, ибо там, где скрывается

выигрыш для одного, там - потеря для другого (игра с нулевой суммой).

7

Конкуренция происходит естественным образом между живыми организмами, которые сосуществуют в одной и той же среде. Например, животные конкурируют за воду, продукты питания и другие биологические ресурсы. Люди также обычно конкурируют за пищу и помощь, хотя, когда эти первичные потребности удовлетворяются, ещё более глубокое соперничество часто возникает из-за стремления к богатству, власти, престижу и славе.

Конкуренция часто считается формой взаимоотношений противоположной сотрудничеству, однако в реальном мире правила сотрудничества и конкуренции являются общей нормой. Оптимальные стратегии достижения целей изучаются в области математики, известной также как теория игр.

Конкуренция является одним из основных принципов рыночной экономики и бизнеса [1]. Это часто связано с бизнес-конкуренцией, так как большинство компаний конкурируют с по меньшей мере одной другой фирмой над той же группой клиентов. Также конкуренция внутри компании обычно стимулируется более широкой целью встречи и достижения более высокого качества услуг или улучшенных продуктов, которые компания может производить или разрабатывать [2].

Приведём определение конкуренции. Зарубежный толковый словарь Мэ-риам-Вебстер (Merriam-Webster) определяет конкуренцию в бизнесе как «усилие двух или более сторон, действующих независимо для обеспечения бизнеса третьего лица, предлагая наиболее выгодные условия» [5].

Это - действие или процесс конкуренции, например, соперничество сторон. Для возникновения конкуренции необходимы усилия двух или более сторон, действующих независимо для обеспечения бизнеса третьей стороны, например, предлагая наиболее выгодные условия подрядчика в конкурсе на контракт строительства новой школы и т.д. Это состояние было описано ещё Адамом Смитом в «Богатстве наций», а затем экономистами как распределение производственных ресурсов с целью наиболее ценных видов использования и поощрения экономической эффективности.

Позже микроэкономическая теория отличалась выводом о преимуществах совершенной конкуренции, заключающимся в том, что никакая система распределения ресурсов не является более эффективной, чем совершенная конкуренция.

Конкуренция, согласно этой теории, заставляет коммерческие фирмы разрабатывать новые продукты, услуги и технологии, которые дадут потребителям более широкий выбор и лучшую продукцию. Более широкий выбор обычно приводит к снижению цен на продукцию для потребителя, по сравнению с ценой, складывающейся в условиях полного отсутствия конкуренции (монополии) или небольшой конкуренции (олигополии).

Однако конкуренция может также привести к расточительным (дублированным) усилиям и увеличению затрат (и цен) в некоторых случаях. Например, интенсивная конкуренция за небольшое количество лучших рабочих мест в сфере искусства, в музыке, театре и кино приводит к тому, что многие увлеченные искусством музыканты и актеры делают значительные инвестиции в своё обучение, которые не всегда окупаются, потому что только некоторая часть из них становится успешной. Критики конкуренции также утверждают, что конкуренция может дестабилизировать ситуацию в экономике, особенно конкуренция между определенными финансовыми институтами, банками, страховыми компаниями и т.д.

Эксперты также поставили под сомнение конструктивность конкуренции в области прибыльности. Утверждалось, что цели, ориентированные на конкуренцию, контрпродуктивны для повышения доходов и прибыльности, поскольку они ограничивают варианты стратегий для фирм, а также их способность предлагать инновационные ответы на изменения на рынке. Кроме того, сильное желание победить конкурирующие фирмы с конкурентоспособными ценами порождает возможность вызвать ценовые войны.

2. Виды конкуренции. Выделяются три уровня экономической конкуренции, а именно:

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2013. № 5.

1. Самая узкая форма — это прямая конкуренция (также называемая конкуренцией категории, или конкуренция бренда), где продукты, которые выполняют одну и ту же функцию, конкурируют друг с другом. Например, один бренд пикапов конкурирует с несколькими другими брендами пикапов. Иногда две компании являются конкурентами, а одна добавляет новые продукты в свою линейку, что приводит к тому, что другая компания распространяет одни и те же новые вещи, и таким образом они конкурируют.

2. Следующая форма — это косвенная конкуренция, когда конкурируют продукты, которые являются близкими заменителями друг друга, или субститутами. Например, масло конкурирует с маргарином, майонезом, а также другими различными соусами и спредами.

3. Самая широкая форма конкуренции обычно называется бюджетной конкуренцией. В эту категорию входит все, на что потребитель может потратить свои свободные деньги. Например, семья, которая имеет доступную сумму в 200 000 руб., может выбрать, на что именно её потратить (это могут быть многие разные предметы, которые можно рассматривать как конкурирующие друг с другом за расходы семьи). Эта форма конкуренции также иногда описывается как конкуренция за «долю бюджета или кошелька».

Кроме того, компании также конкурируют за финансирование на рынках капитала (собственный капитал или задолженность), чтобы генерировать необходимые денежные средства для своей деятельности. Инвестор обычно будет рассматривать альтернативные инвестиционные возможности, учитывая свой профиль риска, а не только смотреть на компании, которые конкурируют только за продукт (прямые конкуренты). Расширение «инвестиционной вселенной» для компании путем включения в число инвесторов и косвенных конкурентов приводит к созданию предпринимательских альянсов косвенно конкурирующих компаний.

Конкуренция не обязательно должна быть между компаниями, то есть

внешней конкуренцией. Например, некоторые авторы иногда ссылаются на

внутреннюю конкуренцию. Это конкуренция внутри компаний. Идея внутрен-

10

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2013. № 5.

ней конкуренции была впервые введена Альфредом Слоаном в автомобильной компании «General Motors» в 1920-х годах. А. Слоан сознательно создал перекрёстные области между подразделениями компании, чтобы каждое подразделение конкурировало с другими подразделениями фирмы.

Например, подразделение «Chevy» будет конкурировать с подразделением «Pontiac» для некоторых сегментов автомобильного рынка. Конкурирующие бренды одной и той же компании позволили этим частям быть спроектированными одним подразделением и разделяться несколькими подразделениями, например, части, разработанные «Chevy», также будут использоваться и подразделением «Pontiac».

Кроме того, в 1931 году компания «Procter & Gamble» инициировала целенаправленную систему внутреннего соперничества между своими брендами. Компания была организована вокруг разных брендов, причем каждый бренд выделял ресурсы, в том числе специальную группу сотрудников, желающих отстаивать конкретный бренд. Каждому бренд-менеджеру была предоставлена персональная ответственность за успех или неудачу бренда и соответственно дана финансовая компенсация.

Наконец, большинство предприятий также поощряют конкуренцию между отдельными сотрудниками. Примером этого является конкурс между торговыми представителями. Торговый представитель с наибольшим объемом продаж (или лучшим улучшением продаж) в течение определенного периода времени получит максимальную выгоду от своего работодателя. Это мероприятие также известно, как конкуренция внутри бренда.

Конкуренция в торговле. Конкуренция также встречается и в торговле. Для стран, а также фирм важно понимать динамику торговли, чтобы эффективно торговать своими товарами и услугами на международных рынках. Баланс торговли можно считать грубым, но широко используемым показателем для выявления международной конкурентоспособности на разных уровнях: страны, промышленности или даже фирмы. В исследовательских данных обычно указывается, что экспортирующие фирмы имеют более высокую выживаемость и

11

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2013. № 5.

достигают большего размера занятости по сравнению с фирмами-неэкспортерами.

Следует также отметить, что экономическая конкуренция в большинстве стран часто ограничена. Конкуренция часто подлежит юридическим ограничениям. Например, конкуренция может быть юридически запрещена, как в случае с государственной монополией или монополией, предоставленной правительством. Тарифы, субсидии или другие протекционистские меры также могут быть введены правительством для предотвращения или сокращения конкуренции.

В зависимости от соответствующей государственной экономической политики чистая конкуренция в большей или меньшей степени регулируется конкурентной политикой и законодательством о конкуренции. Другим компонентом этих государственных мероприятий является процесс снижения уровня конкуренции, причем случаи более высоких правительственных правил обычно приводят к запуску менее конкурентоспособных предприятий.

Зарубежные экономисты Шалев и Асбьорнсен также обнаружили, что успех (т. е. сэкономленный результат) обратных аукционов наиболее тесно коррелирует с конкуренцией. В литературе широко подтверждается важность конкуренции как основной движущей силы успеха таких аукционов [6]. Их результаты, похоже, подтверждают этот аргумент, поскольку конкуренция сильно коррелирует с успехом обратного (голландского) аукциона, а также с количеством участников торгов.

Международная конкуренция, осуществляемая на межгосударственном уровне. Конкуренция между странами довольно трудна для обнаружения, но вполне очевидна в мировой экономике. Сегодня многие страны конкурируют за обеспечение наилучшей возможной бизнес-среды для многонациональных корпораций (МНК).

Такая конкуренция проявляется и в политике, проводимой этими странами для обучения будущей рабочей силы. Например, страны Восточной Азии,

такие как Сингапур, Япония и Южная Корея, как правило, уделяют особое

12

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2013. № 5.

внимание образованию, выделяя значительную часть бюджета на этот сектор и реализуя различные образовательные программы.

Международная конкуренция проявляется в конкурентоспособности, которая может быть измерена по нескольким критериям, но лишь немногие из них гибки и универсальны для применения на разных уровнях в качестве Индекса конкурентоспособности торговли.

Конкуренция в политике. Конкуренция встречается также и в политике. В демократических странах политические выборы являются конкуренцией за выборную должность. Другими словами, двое или более кандидатов стремятся и конкурируют друг с другом за достижение позиции во власти. Победитель получает место избранной должности в течение предопределенного периода времени, к концу которого обычно проводятся другие выборы, чтобы определить следующего владельца кабинета.

Кроме того, в правительстве есть неизбежная конкуренция. Поскольку назначаются несколько кабинетов, потенциальные кандидаты конкурируют с другими, чтобы получить конкретный кабинет. Департаменты могут также конкурировать за ограниченный объем ресурсов, например, за финансирование. Наконец, когда есть партийные системы, избранные лидеры разных партий в конечном итоге будут конкурировать с другими сторонами за законы, финансирование и власть.

Наконец, между правительствами существует конкуренция. Каждая страна или национальность борется за мировое господство, власть или военную мощь. Например, Соединенные Штаты конкурировали против Советского Союза в холодной войне за мировую державу, и они также боролись за различные типы правления (в этих случаях представительная демократия и коммунизм). Результат этого типа конкуренции часто приводит к повсеместной напряженности и иногда может вызывать войны.

Закон о конкуренции, известный в Соединенных Штатах Америки как антимонопольный закон, имеет три основные функции. Во-первых, он запрещает

соглашения, направленные на ограничение свободной торговли между субъек-

13

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2013. № 5.

тами хозяйствования и их клиентами. Например, картель спортивных магазинов, которые вместе устанавливают цены на футбол, выше, чем обычно, является незаконным. Во-вторых, закон о конкуренции может запретить существование или оскорбительное поведение фирмы, доминирующей на рынке. Одним из примеров может стать компания-разработчик программного обеспечения, которая благодаря своей монополии на компьютерные платформы заставляет потребителей использовать свой медиаплеер. В-третьих, для сохранения конкурентных рынков закон контролирует слияния и поглощения очень крупных корпораций. Антимонопольные органы могут, например, потребовать, чтобы крупная упаковочная компания выдавала лицензии на пластиковые бутылки перед тем, как взять на себя крупного производителя ПЭТ. В этом случае (как и во всех трех) закон о конкуренции направлен на защиту благосостояния потребителей путем обеспечения того, что бизнес должен конкурировать за свою долю в рыночной экономике.

В последние десятилетия закон о конкуренции приобрёл ещё более важную роль и значение. Законодательство о конкуренции тесно связано с законом о дерегулировании доступа к рынкам, предоставлении государственных пособий и субсидий, приватизации государственных активов и использовании независимых регулирующих органов и т.д.

За этой практикой лежит теория, в которой за последние пятьдесят лет доминирует неоклассическая экономика. Рынки рассматриваются как наиболее эффективный метод распределения ресурсов, хотя иногда они терпят неудачу, и регулирование становится необходимым для защиты идеальной рыночной модели.

За экономической теорией лежит история, идущая дальше, чем Римская империя. Деловая практика рыночных торговцев, гильдий и правительств всегда подвергалась тщательной проверке, а иногда и суровым санкциям. Начиная с двадцатого века, закон о конкуренции стал глобальным. Двумя крупнейшими, наиболее организованными и влиятельными системами конкурентного регулирования являются антимонопольное законодательство Соединенных Штатов и

14

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2013. № 5.

законодательство о конкуренции Европейского сообщества. Соответствующие национальные органы, Министерство юстиции США и Федеральная торговая комиссия в Соединенных Штатах и Генеральный директорат по конкуренции Европейской комиссии создали международные сети поддержки и обеспечения соблюдения конкуренции.

Закон о конкуренции расширяет своё влияние каждый день, так что данный феномен потребует дальнейшего более тщательного изучения. Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы, которые были перечислены выше. Хотя в целом, конкуренция несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

3. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме. Важным элементом экономической системы является хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами. Хозяйственный механизм - регулятор функционирующей экономики. С помощью этого механизма люди воздействуют на экономические процессы общества, способствуя их развитию в своих интересах [3].

Хозяйственный механизм общества в рыночной экономике - многосторонний. Функционируют три основных механизма экономической системы: внутрихозяйственный (корпоративный), рыночный и государственный. Кроме того, имеется ряд частных механизмов, которые встроены в различные экономические и финансовые подсистемы (например, конкурентный механизм, или механизм конкуренции, хозяйственное законодательство, включающее закон о конкуренции и антимонопольном регулировании и т.д.).

Существуют различные экономические и организационные структуры,

которые характеризуют состав экономической системы, соотношение её частей

и элементов. Организационные структуры образуют хозяйствующие субъекты

15

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2013. № 5.

и отношения между ними. Хозяйственные отношения между субъектами возникают по поводу обмена товаров, образования акционерных обществ, товариществ, интеграционных процессов и т.д. в форме контрактов, сотрудничества и конкуренции. Причем, эти отношения складываются и по вертикали, на разных уровнях (индивид, предприятие, отрасли, национальная экономика), и по горизонтали (предприятия, фирмы, монополии одного уровня).

Таким образом, конкуренция занимает центральное место в современном хозяйственном механизме и играет важнейшую роль в экономических взаимоотношениях самых разнообразных субъектов.

Заключение. Итак, конкуренция является скорее правилом для рынка, а монополия - исключением. Хотя на любом рынке всегда присутствуют, кроме конкуренции, и олигополии, и элементы несовершенной конкуренции. Безусловно, действуют на рынках и монополии.

В своё время Карл Маркс настаивал на том, что «капиталистическая система поощряет конкуренцию и эгоизм во всех ее членах и полностью подрывает все подлинные формы сообщества». Он способствует «климату конкурентного эгоизма и индивидуализма», с конкуренцией за рабочие места и конкуренцию между работниками; Маркс сказал, что конкуренция между работниками превышает конкуренцию, продемонстрированную владельцами компаний [4]. Он также указывает, что конкуренция отделяет индивидов друг от друга, и в то время как концентрация рабочих и развитие лучшей коммуникации облегчают это, они не являются решением.

Крупный общественный и политический деятель Махатма Ганди также говорил об «эгоистической конкуренции». Для него такие качества, оставшиеся необузданными, могут привести к насилию, конфликтам, раздорам и деструк-тивности. Для М. Ганди конкуренция проистекает из эго, и поэтому общество должно основываться на взаимной любви, сотрудничестве и жертвах ради благополучия человечества. В идеальном обществе, желаемом Ганди, каждый человек будет сотрудничать и служить благополучию других людей, и люди будут делиться друг с другом радостями, печалями и достижениями, что станет

нормой общественной жизни. Для него в ненасильственном обществе, конкуренция не имеет места, и это должно быть реализовано с большим количеством людей, делающих личный выбор иметь меньше склонностей к эгоизму.

Поэтому конкуренция - это далеко не современный идеал, но всё же это один из лучших «двигателей» и стимулов экономического развития и роста, по крайней мере, в условиях модернизированной смешанной экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, равно как совершенная, так и несовершенная конкуренция имеет своих сторонников и противников, и играет существенную роль в различных отраслях современной экономики. Опыт развитых стран мира только подтверждает эту мысль. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров и услуг. Иными словами, конкуренция всегда способствовала и, вероятно, будет способствовать далее развитию взаимовыгодных экономических связей и отношений.

Литература

1. Гоголева Т. Н. Конкуренция и механизм ее регулирования в системе внешнеторговых отношений: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.01 [Электронный ресурс] // URL: http://www.dsHb.net/econom-teoria/konkurenrija-i-mehanizm-ee-reguHrovamja-v-sisteme-vneshnetorgovyh-otnosheni) .html (дата обращения: 12.11.2013)

2. Гоголева Т. Н. Конкуренция: сущность, закономерность, регулирование: монография / Т.Н. Гоголева. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. -198 с.

3. Общая экономическая теория / Под ред. И. Т. Корогодина. - 3-е изд., перераб. и доп.- Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. - 392 с.

4. Аллен Э. Бьюкенен. Маркс и справедливость: радикальная критика либерализма. Тейлор и Фрэнсис, 1982.

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2013. № 5.

5. Competition. Definition of competition // Merriam-Webster. [Электронный ресурс] // URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/competition (дата обращения: 12.11.2013)

6. Шалев, Моше Эйтан и Асбьорнсен, Сти. Электронные обратные аукционы и государственный сектор - факторы успеха (30 марта 2010 г.). // Журнал государственных закупок. 2010. Т. 10. № 3. С. 428-452. Доступно в SSRN. [Электронный ресурс] // URL: https://ssrn.com/abstract=1727409 (дата обращения: 12.11.2013)

References

1. Gogoleva N. N. Competition and the mechanism of its regulation in the system of foreign trade relations: dis. ... Dr. Econ. Sciences: 08.00.01 [Electronic resource] // URL: http://www.dslib.net/econom-teoria/konkurencija-i-mehanizm-ee-regulirovanija-v-sisteme-vneshnetorgovyh-otnoshenii .html (reference date: 12.11.2013)

2. Gogoleva T. N. Competition: the essence, pattern, regulation: monograph / T.N. Gogoleva. - Voronezh: Publishing House Voronezh State University, 2004. -198 p.

3. General Economic Theory / Ed. I. T. Korogodina. - 3rd ed., additional. - Voronezh: Publishing House Voronezh State University, 2011. - 392 p.

4. Allen E. Buchanan. Marx and justice: a radical criticism of liberalism. Taylor and Francis, 1982.

5. Competition. Definition of competition // Merriam-Webster. [Electronic resource] // URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/competition (access date: 12.11.2013)

6. Shalev, Moshe Eitan and Asbj0rnsen, Ste. Electronic reverse auctions and the public sector are success factors (March 30, 2010). // Journal of public procurement. 2010. T. 10. No. 3. P. 428-452. Available in SSRN. [Electronic resource] //

URL: https://ssrn.com/abstract=1727409 (access date: 12.11.2013)

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.