Конкуренция экспортных кредитных агентств в мировой экономике
сч со £
Б
а
2 о
Ульянова Светлана Владимировна,
преподаватель-исследователь кафедры мировой экономики и международных финансов, Академия труда и социальных отношений, [email protected]
В статье рассматриваются практические аспекты функционирования института экспортных кредитных агентств (ЭКА), выступающего составным элементом системы международных организаций. ЭКА нацелены на приведение в соответствие системы поддержки экспорта единым международным стандартам, а также на уровне каждого конкретного государства - на поддержку и продвижение национального экспорта товаров, работ, услуг, урегулирование вопросов конкуренции и сотрудничества между такими организациями в мировой практике. Деятельность таких институтов регламентируется едиными требованиями ОЭСР в целях создания единого правового поля. Автор делает попытку определить основные социальные и экономические проблемы функционирования экспортных кредитных агентств, рассматривает биполярные вопросы конкуренции и сотрудничества при реализации совместных международных проектов с вовлечением нескольких стран. В статье формулируются также основные выводы, являющиеся предпосылками для успешного функционирования системы экспортных кредитных агентств. Ключевые слова: экспортные кредитные агентства (ЭКА), международная конкуренция, международные организации, продвижение экспорта, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, страхование экспортных рисков.
Деятельность экспортных кредитных агентств в структуре международных организаций и вопросы конкуренции в этой сфере
Приоритетной задачей большинства развитых и развивающихся стран является наращивание объемов национального экспорта. Для этого необходима налаженная и эффективно работающая система поддержки национальных экспортных поставок товаров, услуг и работ. В целях минимизации рисков и выбора оптимальных схем продвижения экспорта участниками рынка еще в начале XX века была разработана и существует система страхования экспортных кредитов, первыми примерами которой стали соответствующие агентства в Европе. В данной статье речь пойдет преимущественно о страховании внешнеторговых рисков, несмотря на то, что ряд экспортных агентств в той или иной форме наделен также возможностями обеспечения кредитной поддержки. Тем не менее, в целях более предметного анализа проблемы в статье предлагается рассмотреть экономические аспекты и вызовы, которые призваны в том числе решать подобные агентства при реализации проектов. Безусловно, стимулом среди участников этого рынка выступает конкуренция, как движущая сила для разработки новых страховых услуг и продвижения существующих услуг. При этом, каждая конкретная страна выделяет меры для защиты интересов национальных экспортеров или национальных банков, участвующих в финансировании экспорта, стремясь быть уникальной в своем роде, но с учетом требований о соблюдении единых стандартов в формате правового регулирования ОЭСР.
В текущий момент система поддержки экспорта весьма разнообразна и представлена специализированными участниками - экспортными кредитными агентствами, институтами развития, банками, вовлеченными в финансирование внешней торговли. При этом, в отношении институтов, предоставляющих страхование внешнеторговых поставок от рисков неоплаты со стороны иностранного контрагента, используется термин «кредитные агентства». Сущность понятия «кредитный» представляет собой торговый кредит (или коммерческий кредит, кредита поставщика, торговля по открытому счету), то есть обязательство по оплате, возникающее с отсрочкой платежа, которую экспортер предоставляет за счет собственных ресурсов своему иностранному контрагенту. На практике товарные и денежные потоки пересекаются в разные моменты жизненного цикла проекта, и в этой ситуации зарождается риск, связанный с разрывом между движением товара и денег. В случае торговли на условиях 100% предоплаты экспортер сводит свои риски неполучения оплаты (финансовые риски) к нулю, однако такой способ оплаты не позволяет торговать с рядом стран или расширять географию сбыта. Это диктует необходимость предлагать контрагентам более выгодные условия по оплате (в частности, отсрочку платежа), за счет чего возникает риск неполучения возмещения со стороны покупателя (плательщика по контракту). Очевидно, что чем длиннее отсрочка, тем выше риск продавца. Защита от подобных рисков - это ключевая задача экспортных кредитных агентств в системе международных организаций. В мировой практике также широко используется термин экспортные страховые организации или национальные экспортные кредитные агентства. Для целей данной статьи эти термины рассматриваются как равнозначные по экономической сути. По юридической природе данные институты могут быть как государственными, так и частными специализированными учреждениями.
Как упоминалось ранее, исторически первые экспортные кредитные агентства (далее - ЭКА) появились более 100 лет назад в Европе. В этой связи в России была возможность перенять лучшие практики и провести анализ существующей продуктовой линейки и правил страхования аналогичных европейских ЭКА. С другой стороны, любые правила страхования не работают универсально и должны быть адаптированы под особенности конкретной страны, в связи с чем временной ресурс имеет значение.
Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, входящая на сегодняшний момент в группу компаний АО «Российский экспортный центр», появилось в конце 2011 года. «За последние десятилетия новые индустриальные страны Юго-Восточной и Центральной Азии, достигшие впечатляющих экономических результатов, занимают особое место в экспортной деятельности и ее стимулирова-
нии. В условиях развития НИОКР и создания венчурных фирм, научных технополисов и экспортно-производственных зон формируются важные направления экспортной стратегии страны» [1, 109].
Высокая конкуренция между непосредственно участниками экспортного рынка диктует свои правила. Каждая страна, претендующая на свое место на мировом рынке товаров и услуг, стремится обеспечить национальных производителей соответствующими инструментами поддержки. При этом, научный парадокс заключается в том, что острой очевидной конкуренции между самими ЭКА в части разнообразия форм, сроков, условий такой поддержки не прослеживается. Большинство ЭКА предлагают классические программы защиты от экономических и политических рисков в отношении экспортных контрактов, кредитных договоров, м использованием схем факторинга, подтвержденных аккредитивов. Подобная унификация связана в первую очередь с наличием соответствующего контроля и координации в работе всех ЭКА, которая осуществляется в рамках Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (далее - ОЭСР). ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим, социальным проблемам. Активность ОЭСР направлена на защиту мирового рынка от противоправных действий по отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, комплекс мер направлен также на противодействие уклонению от уплаты налогов, коррупции и взяточничеству, защите определенных слое населения и предотвращению экологических проблем. С другой стороны, формы реализации сделок, набор финансовых инструментов в мировой торговле тоже ограничены, в связи с чем и возникает примерно одинаковый набор способов покрытия и минимизации рисков. В данном случае гораздо более широкими возможностями могут обладать меры нефинансовой поддержки экспорта (в данный момент реализуются в том числе Российским экспортным центром), однако в рамках этой статьи такие вопросы лежат за пределами рассмотрения.
Правовые основы функционирования института экспортных кредитных агентств
Единое правовое поле предполагает
наличие базового документа для всех ЭКА, которым является Международное соглашение об экспортных кредитах (Guidelines for Officially Supported Export Credits) или Консенсус (Consensus) [12]. Наличие такого соглашения позволяет определять единые правила функционирования всех ЭКА, уравнивая тем самым их возможности. Это приводит к тому, что конкуренция между самими экспортными кредитными агентствами существенно нивелируется, а между экспортерами стран ОЭСР проявляется наоборот активнее: возникает стимулирование как ценовых параметров, так и вопросов качества экспортируемых товаров и услуг. Тем не менее, такое воздействие на рынок ЭКА и стимулирование качества производимой продукции - это не единственный позитивный аспект от регулирования ОЭСР. Ряд нормативных актов направлен на решение социально значимых вопросов. В 2003 году был принят официальный акт ОЭСР об установлении общих подходов к оценке экологического риска при официальной поддержке инфраструктурных проектов. Этот акт предусматривает проверку проектов на предмет его соответствия экологическим стандартам страны реализации.
Таким образом, несмотря на потребности хозяйствующих субъектов предлагать эксклюзивные условия на рынке, возможности экспортной поддержки безусловно ограничены единым нормативным полем, но с учетом правил, по которым будет функционировать каждая отдельно взятая национальная система продвижения экспорта.
Уравнивание возможностей поддержки на межгосударственном уровне положительно сказывается на формировании здоровой конкуренции между производителями товаров (работ, услуг), поскольку выбор конкретного продавца определяется обеспечением лучшего предложения с точки зрения качества предмета экспортной поставки, лучших коммерческих условий, условий гарантийного обслуживания.
Можно заключить, что экспортный рынок является по большей части рынком покупателей, определяющих основные векторы направленности мирового экспорта.
Конкурентные преимущества при реализации международных проектов с участием экспортных кредитных агентств
Правовые аспекты и соответствующее регулирование, рассмотренные выше -это платформа для построения системы
продвижения экспорта. Очевидно, что устойчивого роста и стабильности всех участников системы и для организации атмосферы здоровой конкуренции и сотрудничества в мировой экономике необходимо соблюдение ряда обязательных для всех участников условий. При этом, сделки с участием ЭКА обеспечивают достижение следующих конкурентных преимуществ для участников внешнеэкономической деятельности:
1) открытость ведения бизнеса и возможность обмена опытом с другими участниками через специализированные мероприятия;
2) помощь в процедурах оценки рисков иностранных контрагентов, которую берут на себя ЭКА;
3) участие в специализированных программах для различных сегментов бизнеса, например, представителей малого и среднего предпринимательства (далее - СМП) с упрощенной процедурой реализации таких проектов (страхование экспортного факторинга и страхование кредита на пополнение оборотных средств);
4) увеличение объема внешнеторговых операций операций, осуществляемых на условиях отсрочки платежа, через страховую поддержку. Имеющийся для этого инструмент - краткосрочных внешнеторговых операций (до 1 года) в формате страхования краткосрочной дебиторской задолженности при регулярном экспорте быстрооборачиваемых товаров, например, поставка бытовой химии, удобрений. Переход отечественных производителей автомобилей на данную схему работы может быть новой точкой роста, при том, что в текущий момент большинство автопроизводителей предпочитают схему работы на предоплате, существенно снижая свои возможности и сужая потенциальный рынок сбыта;
5) развитие национальной системы приоритетных отраслей (авиастроение, железнодорожный транспорт, автомобилестроение) через систему индивидуальных клиентских менеджеров (с профилем по сегментам);
6) увеличение числа операций по кредитованию иностранных покупателей, что позволяет российскому экспортеру получать оплату по факту отгрузки, а перекладывать кредитную нагрузку на иностранного покупателя.
7) на примере российского опыта предусмотрено снятие санкций за непоступление валютной выручки в РФ при наличии договора страхования российского ЭКА (ЭКСАР), то есть выплата воз-
О
3
ю
5
г
3
сч со £
б
а
2 о
мещения со стороны ЭКСАР в адрес экспортера считается надлежащим исполнением обязательств экспортера по репатриации валютной выручки.
Вышеуказанные преимущества стимулируют рост экспортных операций, повышают интерес к развитию этого сегмента и, как результат, к увеличению числа мировых экспортных кредитных агентств. На текущий момент членами ОЭСР являются 34 страны [7], хотя членство в ОЭСР не является обязательным требованием для организации эффективной системы экспортной поддержки. Так, формально Россия, придерживаясь требований ОЭСР, не является страной-членом ОЭСР. Тем не менее, объем поддержанного страхованием экспорта за 2018 год составил по данным официального сайта 23,3 млрд. долларов США.
Следует понимать, что рост числа ЭКА тоже не является универсальным решением проблемы воспитания здоровой конкуренции и развития мировой экономики в целом. Развитие вновь образующихся ЭКА при сохранении общих правил работы поддержки позволит говорить о формировании глобальной экспортной культуры и ориентации на качественно новый подход в ведении глобального бизнеса. Игнорирование общих правил в таком важном сегменте, как экспортная поддержка, приводит к нарушению баланса интересов самих участников мирового рынка, поскольку олигополия отдельных стран вне рамок честного диалога даст преимущества, основанные не на соотношении цена - качество, а на субъективных возможностях конкретной страны в конкретной изменчивой ситуации.
Таким образом, при создании и поддержании существующего порядка работы ЭКА, с учетом имеющихся правовых, экономических, социальных аспектов можно будет рассчитывать на объективность выбора конкретного поставщика и выбор объективных инструментов поддержки экспорта конкретной страны.
Литература
1. Бабошкина А.А. Актуальные аспекты торгового финансирования на мировом рынке. / Российский внешнеэкономический вестник. - № 10. - 2016. С. 67 - 77.
2. Бабошкина А.А. Институты финансовой поддержки экспортной деятельности в мировой практике // Инновации и инвестиции. - № 3. - 2014 г. С. 107 - 110.
3. Громыко-Пирадова С.В. Экспортные кредитные агентства. // Международные банковские операции. - 2009. - №
2. URL: http://bankir.ru/publikacii/ 20090408/sovremennaya-mejdynarodnaya-eksportno-kreditnaya-sistema-1882734/ (дата обращения
27.03.2018).
4. RECBook: Настольная книга по поддержке экспорта. Ведущий редактор-составитель Иванченко В. - М., 2017.
5. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. - Питер, 2016.
6. Лукиных О.А. Совершенствование систем поддержки экспорта в зарубежных странах // Российский Внешнеэкономический вестник. - 2008. №11. С. 63.
7. Официальный сайт Министерства экономического развития России. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/foreigneconomicactivity/ economic_organization/russiaoecd/oecd (дата обращения: 26.03.2018).
8. Смирнов А.Л. ЕАЭС: государственная поддержка экспорта. // Банковское дело. - № 4. - 2015. С. 18 - 22.
9. Спартак А.Н., Французов В.В., Хохлов А.В. Мировой и российский экспорт: тенденции и перспективы развития, системы поддержки». - М., 2015. - С. 327.
10. Alexey Tyupanov. Russia: launching a new ECA and a high potential market. - The ISISA Insider. - November, 2014. P. 12-13.
11. Amparo San Jose Riestra Credit insurance in Europe. Impact, measurements and policy recommendations. - CEPS Research report in Finance and Banking. -№ 31. - 2003.
12. Arrangement on Officially Supported Export Credits. - URL: http://www.esteri.it/ mae/doc/consensus.pdf (дата обращения:
20.02.2019).
13. Balazs Egert, Peter Gol. The quantification of structural reforms in OECD counties: a new framework. - URL: https:// www.keepeek.com//Digital-Asset-Management/oecd/economics/the-quantification-of-structural-reforms-in-oecd-countries_2d887027-en#page2 (дата обращения - 20.02.2019).
14. Financing SMEs and Entrepreneurs 2018. An OECD Scoreboard. - URL: https:/ /www.keepeek.com//Digital-Asset-Management/oecd/industry-and services/ financing-smes-and-entrepreneurs-201 8_fin_sme_ent-201 8-en#.WrjHJ2cUky8#page1 (дата обращения - 20.02.2019).
Competition of export credit agencies in
the world economy Ulyanova S.V.
Academy of Labor and Social Relations The article deals with the practical aspects of functioning of the institutes of Export Credit Agencies (ECA) as one of the elements of the structure of international organizations aimed
at supporting and promoting the national export of goods, works and services as well as issues of competition and cooperation between such organizations in the world practice. The activities of such institutions should be regulated within a single legal space of Organization for Economic Cooperation and Development. The author makes an attempt to determine the main social and economic problems of functioning export credit agencies, and also concludes that it is advisable to develop and comply with the legal framework for the functioning of all support models at the level of international organization, considers issues of competition and cooperation in the implementation of joint international projects s. The article also formulates the main conclusions that are prerequisites for the successful functioning of the system of export credit agencies.
Key words: export credit agencies (ECA), international competition, international organizations, export promotion, Organization for Economic Cooperation and Development, export risk insurance.
References
1. Baboshkina A.A. Actual aspects of trade finance in
the global market. / Russian Foreign Economic Gazette. - № 10. - 2016. p. 67 - 77.
2. Baboshkina A.A. Institutions of financial support
for export activities in world practice // Innovations and investments. - № 3. - 2014. P. 107 - 110.
3. Gromyko-Piradova S.V. Export credit agencies. /
/ International banking operations. - 2009. -№ 2. URL: http://bankir.ru/publikacii/ 20090408/sovremennaya-mejdynarodnaya-eksportno-kreditnaya-sistema-1882734/ (appeal date 03/27/2018).
4. RECBook: Handbook for export support. Leading
editor and compiler Ivanchenko V. - M., 2017.
5. Kotler F., Keller K.L. Marketing management.
Express course. - Peter, 2016.
6. Lukins O.A. Improving export support systems in
foreign countries // Russian Foreign Economic Journal. - 2008. №11. P. 63.
7. Official site of the Ministry of Economic
Development of Russia. URL: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/ foreigneconomicactivity/ economic_organization/russiaoecd/oecd (circulation date: 26.03.2018).
8. Smirnov A.L. EEU: state export support. //
Banking. - № 4. - 2015. P. 18 - 22.
9. Spartak A.N., Frantsuzov V.V., Khokhlov A.V.
World and Russian exports: trends and development prospects, support systems. " -M., 2015. - p. 327.
10. Alexey Tyupanov. Russia: launching a new ECA and a high potential market. - The ISISA Insider. - November, 2014. P. 12-13.
11. Amparo San Jose Riestra Credit Insurance in Europe. Impact, measurements and policy recommendations. - CEPS Research report in Finance and Banking. - № 31. - 2003.
12. Arrangement on Officially Supported Export Credits. - URL: http://www.esteri.it/mae/doc/ consensus.pdf (access date: 02/20/2019).
13. Balazs Egert, Peter Gol. The quantification of structural reforms in OECD counties: a new framework. - URL: https://www.keepeek.com/ /Digital-Asset-Management/oecd/economics/ the-quantification-of-structural-reforms-in-oecd-countries_2d887027-en#page2 (the appeal date is February 20, 201 ).
14. Financing SMEs and Entrepreneurs 2018. An OECD Scoreboard. - URL: https:// www.keepeek.com//Digital-Asset-Management/oecd/industry-and services / financing-smes-and-entrepreneurs-2018_fin_sme_ent-2018-en # .WrjHJ2cUky8 # page1 (the reference date is 20.02 .2019).