И.Б. РОМАНОВА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Высшее образование в России как специфическая отрасль всего народнохозяйственного комплекса в период рыночных преобразований подверглась существенным изменениям. Содержание рыночной трансформации системы высшего профессионального образования заключается в переходе к хозяйственной автономии высших учебных заведений, развитии многоканального финансирования вузов, становлении негосударственного сектора высшего образования, формировании конкурентной среды на зарождающемся рынке образовательных услуг.
В этих условиях меняется статус высшего учебного заведения - вуз становится субъектом рыночных отношений и выступает как товаропроизводитель образовательных услуг (ОУ), подчиняющийся тем же экономическим и правовым нормам, что и другие хозяйствующие субъекты. Это влечет за собой соответствующее изменение методов управления вузом уже как деловым предприятием. Новая парадигма вуза предполагает существенные изменения экономики и управления высшим учебным заведением. Для этого необходимо подвергнуть сомнению и пересмотру действующие в вузах модели неэкономического поведения, концепции управления, цели и стратегии деятельности.
Формирование многоукладной образовательной системы, обострение конкурентного соперничества на рынке образовательных услуг диктуют необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности вузов. Однако можно утверждать, что сформированный к настоящему времени теоретический аппарат и имеющийся практический опыт обеспечения конкурентоспособности вузов не обеспечивают менеджеров высших учебных заведений необходимой методической базой для организации устойчивого и эффективного функционирования образовательных учреждений и организаций в динамичной конкурентной среде.
Поэтому настоятельным требованием в сегодняшних условиях является разработка теоретических основ, методического аппарата и практических инструментов управления конкурентоспособностью вузов в рыночных условиях.
Проведенный анализ теоретической базы категории «конкурентоспособность организации» показывает, что разработки этой проблемы достаточно противоречивы и не полностью отражают реальные ситуации и факторы экономической среды. В настоящее время однозначно не определен интенсионал понятия «конкурентоспособность организации». Не сформирована система факторов, определяющих конкурентоспособность организации как самостоятельную экономическую категорию. Можно лишь утверждать, что конкурентоспособность организации существенно зависит от конкурентоспособности товаров и услуг, производимых организацией, ее экономического потенциала и эффективности хозяйственной деятельности.
Наша позиция по проблеме экспликации понятия «конкурентоспособность вуза» может быть сформулирована следующим образом: высшее учебное заведение есть деловая организация, которая выступает оператором на рынке образовательных услуг и подчиняется тем же правовым и хозяйственным нормам, что и другие участники рынка; поэтому подходы к определению его конкурентоспособности аналогичны тем, которые используются применительно к организациям, функционирующим в других сферах материального и нематериального производства. Отличия состоят лишь в специфике факторов, определяющих конкурентоспособность.
Нами предлагается следующее определение конкурентоспособности вуза: «Конкурентоспособность - это характеристика высшего учебного заведения, определяющая долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащую данному вузу, и возможность препятствовать перераспределению этого рынка в пользу других субъектов».
Таким образом, конкурентоспособность вуза означает его способность работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде, а лучше - с позитивной динамикой. Другими словами, можно утверждать, что конкурентоспособность является ведущим показателем производственно-экономической деятельности вуза, определяющим его настоящее и перспективное состояние на рынке образовательных услуг.
Рассмотрим далее основные атрибуты, присущие этой категории. Безусловно, важнейшим компонентом конкурентоспособности любой образовательной организации является конкурентоспособность образовательных услуг, ей производимых. При этом прежде всего следует остановиться на разделении содержательной стороны таких понятий, как конкурентоспособность образовательной организации и образовательной услуги.
Представляется существенным то обстоятельство, что конкурентоспособность ОУ исследуется в пределах временного отрезка, соответствующего длительности жизненного цикла услуги и в соответствии со спецификой конкретного этапа цикла. При анализе же конкурентоспособности образовательного учреждения анализируется менее определенный период, длительность которого зависит от целей исследования. Во-вторых, конкурентоспособность ОУ - это характеристика каждой конкретной образовательной услуги, а при оценке конкурентоспособности образовательного учреждения принимается во внимание весь спектр реализуемых образовательных программ. Наконец, анализ конкурентоспособности образовательной организации может быть проведен в рамках самой организации, а оценка конкурентоспособности ОУ - прерогатива потребителя.
Наши представления об образовательной услуге как локальном предмете исследования позволяют выделить ряд постулатов, безусловно важных для экспликации понятия «конкурентоспособность ОУ» и определения его места среди других категорий, определяющих образовательную услугу:
1) конкурентоспособность ОУ - это мера ее привлекательности для потребителя;
2) привлекательность ОУ определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований;
3) состав предъявляемых требований, их приоритетность зависят как от вида ОУ, так и типа ее потребителя;
4) конкурентоспособность ОУ как экономическая категория имеет релятивистскую природу, так как рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;
5) имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь той ОУ, которая уже обладает какой-то долей рынка.
При определении других атрибутов конкурентоспособности согласимся с В. Бариновым и А. Синельниковым, которые в качестве основных элементов, синтезирующих данную категорию, выделяют адаптивность и инновационность [1].
Авторы трактуют адаптивность организации как «свойство приспосабли-ваемости, как форму отношений организации с внешней средой, как процесс внутриорганизационной перестройки».
При определении адаптивности как свойства образовательной системы необходимо принять во внимание три ключевых аспекта [2]. Первый аспект связан с сохранением конкурентоспособности вуза как хозяйствующего субъекта. В этом плане адаптивность предполагает сохранение экономической безопасности вуза, т.е. продолжение образовательных, научноисследовательских, финансово-хозяйственных, управленческих и других процессов, поддержание эффективности функционирования вуза как в терминах конкурентоспособности, так и в терминах соотношения затрат и результатов, продолжение социального воспроизводства, т.е. создание условий, обеспечивающих рост потребления, профессиональной квалификации и улучшение социальной самоидентификации персонала вуза.
Второй ключевой аспект в определении адаптации - это изменение характера отношений с внешней средой. Внешняя среда вуза состоит из двух «оболочек» - макро- и микроокружения. Макроокружение включает экономические, политические, социальные, демографические и научно-технические факторы.
В микроокружение вуза входят юридические и физические лица, которые имеют определенные отношения с учебным заведением в процессе его деятельности на рынке образовательных услуг:
- органы государственного и муниципального управления;
- организации финансово-кредитной сферы;
- поставщики материально-технических и информационных ресурсов;
- региональная система общего среднего и среднего профессионального образования;
- партнеры по региональным научно-техническим кластерам;
- потребители образовательных услуг и продуктов - физические лица, предприятия и организации реального и финансового секторов экономики, органы управления, общественные организации;
- другие операторы регионального рынка образовательных услуг;
- каналы выражения общественного мнения;
- представители общественного контроля региональной системы высшего профессионального образования;
- совет ректоров вузов региона.
При внешних возмущениях адаптивность вуза должна обеспечить его оптимальное поведение в изменившихся условиях и поиск новых принципов взаимодействия с перечисленными представителями микроокружения.
Третий ключевой аспект в определении адаптивности заключается в трансформации высшего учебного заведения - изменении организационной структуры, экономических механизмов, характера всех бизнес-процессов.
Таким образом, можно предложить следующее определение адаптивности вуза: обеспечение конкурентоспособности высшего учебного заведения в условиях изменения внешней среды путем изменения характера отношений с внешней средой и трансформации внутренней структуры и бизнес-процессов вуза.
Под инновационностью вуза мы понимаем его способность синтезировать и реализовывать новации в области продукта, образовательных технологиях и сфере организации и управления вузом.
Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. Другими словами, характер, скорость и эффективность инновационных процессов в различных отраслях экономики и сферах деятельности существенно зависят от характера и эффективности инновационной деятельности в сфере образования.
В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формируется и развивается образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.
Существуют различные подходы к классификации инноваций в сфере образования [3].
По характеру практической деятельности, в которой используется инновация, в качестве основных типов вычленяются производственные и управленческие инновации.
По основным технологическим параметрам инноваций выделяются такие их типы, как продуктовые и процессные инновации.
Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах и технологиях производственного процесса. Управленческие инновации - это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. В качестве основных видов производственных образовательных инноваций необходимо отметить педагогические и технические инновации учебного процесса, а основными видами управленческих образовательных инноваций являются организационные и экономические инновации процесса образования.
Продуктовые образовательные инновации реализуются в новых образовательных продуктах, применяемых в организации и проведении учебного про-
цесса. Примерами инновационных образовательных продуктов являются новые образовательные программы подготовки и переподготовки специалистов по прогрессивным направлениям науки и техники, новые формы обучения, видеокурсы, обучающие программы и электронные учебники.
Процессные образовательные инновации воплощаются в новых элементах, введенных в учебный, организационный, управленческий, маркетинговый и другие компоненты деятельности вуза.
Продуктовые инновации больше ориентированы на потребителя, в то время как процессные инновации диктуются в основном соображениями эффективности производства. То есть появление инновационных образовательных продуктов в основном связано с потребностями рынка образовательных услуг и направляется запросами обучающихся, в то время как процессные образовательные инновации стимулируются, главным образом, стремлением производителей образовательных услуг повысить эффективность их предоставления.
Производственные инновации в сфере образования могут быть как продуктовыми, так и процессными, в то время как управленческие образовательные инновации являются преимущественно процессными.
Адаптивность и инновационность неразрывно связаны между собой. Если адаптивность характеризует реакцию организации на изменения внешней среды, то инновационность - основу такой реакции, восприятие решений в своей деятельности, направленное изменение деятельности на основе освоения новых элементов.
Адаптивность соответствует необходимости существования в среде с установленными свойствами. Инновационность реализует понятие конструкции организации, источника адаптивности, т.е. соответствует понятию достаточности.
Итак, свойства адаптивности и инновационности определяют необходимые и достаточные условия формирования свойства конкурентоспособности организации. В свою очередь, создание этих свойств опирается на некоторую интегрированную совокупность ресурсов, процессов и инструментов, находящихся в распоряжении вуза и определяющих возможности, границы и эффективность его деятельности в условиях динамичной рыночной конъюнктуры. Эту совокупность мы назвали «деловым потенциалом вуза» (ДПВ).
В качестве основных составляющих ДПВ можно выделить модуль ресурсов, модуль управления и модуль маркетинга. Данные модули охватывают важнейшие стратегические компоненты вуза, позволяющие реализовать его миссию.
Представляется, что деловая активность вуза определяется в первую очередь его ресурсами - финансовыми, материально-техническими, информационными, трудовыми, интеллектуальными, технологическими. Именно недостаток ресурсов часто не позволяет вузам успешно реализовывать свою стратегию даже подчас в самых благоприятных внешних условиях. Заметим, что трудовые ресурсы иногда рассматриваются как интеллектуальные. С этим, наверное, можно согласиться, поскольку персонал высшего учебного заведения, по сути, является носителем интеллекта.
В модуле управления предлагается выделить следующие элементы: структура управления, оперативное управление, стратегическое управление, управле-
ние инновациями, финансовое управление, управление персоналом, контроллинг.
Как известно, функциональный маркетинг включает два вида деятельности: исследовательскую и прикладную. Последний вид подразделяется на четыре направления, образующие маркетинговый комплекс вуза: работа с продуктом, ценообразование, сбыт (распространение) образовательных услуг и продуктов, продвижение, которое включает все приемы маркетинговых коммуникаций.
Следовательно, модуль маркетинга содержит следующие элементы: систему маркетинговых исследований (включая бенчмаркинг), товарную политику, ценовую политику, систему сбыта, политику коммуникаций.
Таким образом, обеспечение конкурентоспособности высшего учебного заведения предполагает обеспечение обязательных атрибутов - конкурентоспособности ОУ, адаптивности и инновационности. Управление перечисленными атрибутами осуществляется посредством воздействия на деловой потенциал вуза. В качестве управляющего инструментария здесь выступают стратегическое планирование, маркетинговые методы, организационно-экономические механизмы, методы управления качеством, бенчмаркинг.
Литература
1. Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №6.
2. Гурков И.Б. Адаптация промышленной фирмы: теория и практика / И.Б. Гурков М., 1997.
3. Тихонова Е.А. Типология инновации как основа управления инновационными проектами в сфере образования // Инновации в образовании. 2001. №4.
РОМАНОВА ИРИНА БОРИСОВНА родилась в 1962 г. Окончила Ульяновский политехнический институт. Кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Института экономики и бизнеса. Автор 24 научных статей, 4 монографий. Область научных интересов - конкурентоспособность высших учебных заведений на региональном рынке образовательных услуг.