УДК 334/021
М.Н. Белинская*
ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ
В работе представлен анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность вузов. Проведена систематизация факторов, позволяющих получить оценку конкуренции на рынке образовательных услуг на макро- и микроуровне.
Ключевые слова: конкурентоспособность, вузы, рынок образовательных услуг, факторы конкурентоспособности, потребители, деятельность вузов, инновации, потенциал.
Для оценки уровня конкурентоспособности вуза нужно провести анализ факторов, влияющих на нее. Учитывая то, что вуз работает двух рынках — рынке образовательных услуг и рынке труда, — на его функционирование оказывают влияние как внешние факторы: макросреда, так и внутренние факторы: внутренняя среда вуза.
К внешним факторам можно отнести: государственное регулирование системы образования; политические факторы; нормативно-правовое обеспечение; региональные факторы, научно-технологические и инновационные (уровень экономического и научно-технического развития региона); социально-демографические; природно-географические факторы и прочие [1].
К внутренним факторам в сфере образования относятся: уровень качества предоставляемых образовательных услуг; эффективность образовательных услуг; доступность ресурсной базы; финансовая деятельность; научная деятельность; организационная структура вуза; образовательные технологии, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава; инвестиционные факторы и др. [2]
Представленные факторы различаются по уровню, степени и характеру воздействия на функционирование вуза. Их влияние зависит от индивидуальных свойств, характеристик и основных особенностей вуза, определяемых его профессиональной направленностью, потребностями рынка труда в подготовке квалифицированных специалистов.
Анализ факторов конкурентоспособности необходим для выявления внешних возможностей и внутренних резервов учреждения, а также позволяет разработать конкурентоспособную стратегию функционирования вуза, направленную на сохранение, повышение и развитие своих конкурентных преимуществ [см.: 3]. Общие факторы конкурентоспособности вузов приведены в таблице 1.
Оценка способности вузов успешно конкурировать на рынке труда и образовательных услуг производится через сравнение анализируемых факторов исследуемого образовательного учреждения с критериями или факторами конкурентоспособности другого вуза. Для проведения анализа необходимо систематизировать факторы конкурентоспособности вуза по укрупненным показателям [см.: 3] (табл. 2).
* © Белинская М.Н., 2013
Белинская Марина Николаевна ([email protected]), кафедра общего и стратегического менеджмента Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Таблица 1
Факторы конкурентоспособности вузов
Внутренние факторы Внешние факторы
Руководство организацией Г осударственная политика
Качество подготовки персонала Научно- технические
Деловая активность вуза Природные
Стратегия развития вуза Правовые
Система управления конкурентоспособностью вуза Стратегии конкурентов
Материально-техническая база Общественные организации
Информационная база Инфраструктура рынка
Финансовая политика организации Конъюнктура рынка труда
Бюджетное финансирование Потенциальные потребители услуг вуза
Мотивация персонала и обучаемых Спрос на выпускников вуза на рынке труда
Корпоративная культура вуза Политика конкурентов
Определим влияние факторов макросреды на деятельность образовательного учреждения:
1. Задачей государства является создание конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рынке. Государство осуществляет как прямое, так и косвенное воздействие на сферу образования, направленное на повышение качества образовательных услуг [4]. Главная задача государства на рынке труда и образовательных услуг заключается в том, чтобы создавать благоприятные условия для укрепления конкурентоспособности вузов и всей системы образования и создания макроэкономического равновесия спроса и предложения [см. подр.: 5].
2. Большой экономический потенциал государства образуется благодаря росту ВВП и обеспечению соответствия качества образовательных услуг требованиям рынка труда, опосредованному улучшению финансового положения всех отраслей промышленности и сферы услуг РФ [7].
3. Участие в глобальном международном образовательном процессе, международном разделении труда [5].
4. Уровень развития науки, техники и технологий. Основой этого процесса стал высокий интеллектуальный уровень российской науки. В настоящее время Россия является мировым лидером в разработке ряда фундаментальных вопросов в области физики, химии, разработки программных технологий и ресурсов, подготовки новых научных кадров [7].
5. Емкость внутреннего рынка образовательных услуг РФ. Необходимо проведение системных мероприятий по развитию конкуренции между вузами, в результате которых вузы будут соревноваться в предоставлении услуг более высокого качества, чем у конкурентов [4]. Острота конкурентной борьбы возрастает при отсутствии на рынке труда лидеров и аутсайдеров.
6. Новым фактором конкурентоспособности является рыночная новизна образовательных услуг — инновации. В отличие от потребительской новизны, которая определяется относительной потребительской способностью человека, рыночная новизна определяется относительной потребностью региона, страны в целом в продвижении на рынок услуг вуза.
Таблица 2
Систематизация факторов конкурентоспособности вуза по укрупненным показателям
№ п/п Факторы конкурентоспособности вуза Состав факторов
1. Научно-образовательный 1.1. Количество докторов наук
потенциал вуза 1.2. Количество кандидатов наук
1.3. Количество аспирантов
1.4. Количество студентов
1.5. Научно-исследовательские лаборатории
2. Имеющаяся материально- 2.1. Аудиторный фонд
техническая база 2.2. Количество учебных и научных лабораторий
2.3. Компьютерная база
2.4. Библиотечный фонд
2.5. Количество мест в общежитии
2.6. Объем посадочных мест в столовой
3. Образовательные услуги 3.1. Количество ООП
3.2. Качество
3.3. Индивидуальность
3.4. Уникальность
3.5. Аккредитация
3.6. Сертификация
3.7. Форма предоставления
3.8. Методы предоставления
3.9. Условия предоставления
4. Финансирование 4.1. Бюджетное финансирование
4.2. Собственное финансирование
4.3. Наличие скидок
4.4. Формы и сроки оплаты
5. Сети реализации 5.1. Очное обучение
образовательных услуг 5.2. Заочное обучение
5.3. Обучение в филиале вуза
5.4. Сетевое и электронное обучение
6. Представление образовательных 6.1. Реклама
услуг вуза на рынке 6.2. Целевая реклама
6.3. Выставки
6.4. Паблисити
6.5. Профессиональный отбор
7. Социальный потенциал государства. Повышение уровня социальных индикаторов помогает стране занять более выгодное положение в конкурентной борьбе среди других государств [1].
8. Глобализация — это объективно протекающий процесс укрупнения разнородных видов связей и влияний в мировом масштабе, который определяется мировым перемещением капитала и услуг, товаров, миграции и информации; развивается и становится все более активным, в результате чего повышается зависимость отдельных стран от различных воздействий международной среды [2].
Далее необходимо рассмотреть микроокружение вуза, которое характеризуется следующими основными положениями. В соответствии с определением из менеджмента, «...организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. При этом организация представляет собой открытую систему, которая состоит из множества взаимоувязанных частей,
имеющих самые тесные связи со средой, которая является по отношению к данной организации внешней» [6]. Вуз по своим основным характеристикам соответствует данному определению, но имеет ряд отличий, которые делают их своего рода специфическими организациями, а именно:
• вузы отвечают за производство и воспроизводство интеллектуального (научно-технического) потенциала;
• целью функционирования вузов не является получение прибыли, а организация предоставления образовательных услуг;
• вузы — это не только учебные центры, они исторически совмещают данную роль с проведением научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Наличие данных факторов позволяет применять методы анализа и оценки конкурентоспособности в сфере высшего образования с определенными изменениями и допущениями. Внутренние факторы оказывают непосредственное влияние на деятельность образовательной организации. Анализ внутренней среды направлен на выяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает вуз. Сильные стороны — это научно-образовательная база, которая используется в конкурентной борьбе. Слабые стороны должны быть предметом самого пристального воздействия на них со стороны руководства вуза, которое должно выполнять все возможные мероприятия, чтобы избавиться от них.
Необходимо также отметить, что в последние годы в сфере образования широко применяется понятие инноваций в вузе, хотя не существует их точных определений. По мнению Министерства образования и науки РФ, вуз можно считать таковым, если он осуществляет реализацию инновационных образовательных программ. Но инновационность вуза не должна заключаться только в образовательной деятельности. Она должна охватывать научную, управленческую, организационную и другие виды деятельности организации.
Внутренняя среда вуза образуется в результате взаимодействия внутренних факторов, возникающих в различных деловых ситуациях. Они определяются целями, задачами, технологией и персоналом. Также при анализе и оценке внутренней среды вузов выделяют несколько структурных срезов, состояние которых и представляет возможности данной организации. Рынок труда, на котором функционируют вузы, все больше становится конкурентным. Это определяется большим количеством коммерческих образовательных структур, проводящих подготовку студентов по аналогичным в госвузах направлениям и специальностям.
Некоторые из исследователей конкурентоспособности вузов указывают, что такое свойство организации, как конкурентоспособность, необходимо исследовать как результат взаимодействия двух факторов: инновационности и адаптивности.
Инновационность вуза — это его способность самообновляться и проводить внутренние организационные перестройки. Свойство инновационности принадлежит в первую очередь к внутренней среде организации.
Адаптивность — это форма приспособленности, одно из проявлений взаимодействия вуза с внешней средой. Но ее также можно отнести и к характеристике внутренней среды.
Следовательно, инновационность и адаптивность организации — это не два ее взаимоисключающих фактора внутренней среды, а факторы, которые могут, только одновременно существуя, являться необходимыми и достаточными условиями для придания организации свойств конкурентоспособности.
Возвращаясь к специфике высших учебных заведений с точки зрения организационного построения и управления, необходимо выделить следующие срезы внутренней среды для анализа инновационности:
• организация учебной и научной деятельности (основа вуза);
• система управления, концепция и стратегии вуза;
• идеология, определяющая способность организации приспособиться ко всем изменениям внешней среды.
В соответствии с вышесказанным, все инновации, происходящие во внутренней среде вуза, по мнению автора, необходимо разделить на три группы (табл. 3).
Таблица 3
Инновационные показатели внутренней среды вуза
Срез внутренней среды вуза Виды инноваций Основные характеристики инноваций для проведения анализа
Научная и учебнообразовательная деятельность Учебно- образовательные инновации • содержание учебных планов и ООП; • инновационные технологии обучения; • подготовка преподавателей; • организация учебного процесса; • управление аудиторией студентов
Организационная структура вуза Управленческие инновации • организация инновационной структуры вуза (наличие бизнес-инкубаторов и т. д.); • организация инновационной системы управления; • организация системы управления в вузе на уровне его структурных подразделений, факультетов
Идеологический срез Идеологические (социальные) инновации • объем участия вуза в грантах, программах и конкурсах, хоздоговорной деятельности и прочих мероприятиях, проводимых Правительством РФ, Министерством образования и науки РФ; • наличие бюджетных мест и организация подготовки специалистов от отраслевых министерств; • механизмы и инструменты взаимодействия рынка труда и вуза; • уровень использования механизмов взаимодействия учебного заведения и вуза: наличие общественной (негосударственной) аккредитации учебных программ и т. д.
Первый уровень — это имеющееся качество продукции и услуг. Согласно действующему международному стандарту «ИСО 8402-1994», «... качество продукции или услуги — это наличие совокупности свойств и характеристик данной продукции (услуги), которые придают им для удовлетворения предполагаемых потребностей. Услуга может быть конкурентоспособной только в том случае, если она будет отвечать такому комплексному понятию, как “уровень качества”» [4].
Таким образом, в качестве вывода можно отметить, что на разных стадиях функционирования вуза на его конкурентоспособность и в целом на конкурентоспособность образовательных услуг воздействуют различные факторы, учет которых помогает воздействовать на качество подготовки студентов и конкурентоспособность образования в целом. Различные виды и типы систематизации факторов конкурентоспособности позволяют целенаправленно влиять на них с целью их оптимизации.
Для развития и повышения конкурентоспособности учебного заведения целесообразен полный и точный учет всех факторов, влияющих на процесс функционирования вуза.
Повышение требований государства к качеству образования, обновление и внедрение новых передовых технологий образования, изменение организационных условий функционирования вузов, а также обострение конкурентной борьбы на рынке труда и изменение позиции государства по отношению к высшему образованию привели к необходимости преобразований в системе управления вузами, поскольку имеющиеся классические способы управления в условиях рынка стали несостоятельными.
С переходом всей системы образования к Болонскому процессу значимость управления вузами и, как следствие, многие задачи, стоящие перед вузом, решаемые ранее министерствами и ведомствами, теперь должны решать непосредственно вузы. Данная ситуация подразумевает еще более высокий уровень ответственности руководства вуза за результаты своей деятельности и требует четкой перспективы и направленности, а также принятия обоснованных управленческих решений.
Современные перемены в образовании коснулись не только вузов, но также и других субъектов рынка образовательных услуг. Возникли новые группы заказчиков и потребителей с новыми финансовыми возможностями, требованиями, запросами.
В связи с проведением мониторинга деятельности государственных вузов также становятся актуальными и приоритетными при оценке конкурентоспособности вузов следующие показатели:
— средний балл единого государственного экзамена (образовательная деятельность);
— объем НИОКР в расчете на одного НПР (научно-исследовательская деятельность);
— численность иностранных студентов (международная деятельность);
— доходы вуза от образовательной деятельности из иностранных источников (международная деятельность);
— отношение среднего заработка НПР в вузе к средней заработной плате по экономике региона (финансово-экономическая деятельность);
— количество персональных компьютеров в расчете на одного студента (инфраструктура).
Для решения задач конкуренции, развития и выживания в современных экономических условиях вузам не только необходимо постоянно проводить мониторинг рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на данном рынке, но также применять методы долгосрочного прогнозирования своей деятельности.
Библиографический список
1. Каплина О., Зайченко Д. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода // Маркетинг. 2005. № 4.
2. Молодчик А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал: учеб. пособие. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 1997. 207 с.
3. Данилова С.В. Статистика: российское образование в цифрах // Основы экономки, управления и права. № 6(6). 2012. С. 9—27.
4. Дудина О.И., Зеленков В.А. Современные требования производства к качеству рабочей силы и оценка персонала предприятий // Кадры предприятия. 2007. № 4. С. 87-96.
5. Власенко Н.Ф. Участники мониторинга качества профессиональной подготовки студентов в многоуровневом образовательном учреждении // Основы экономики, управления и права. № 2(2). 2012. С. 99-102.
6. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. М: ЗАО «Бизнес-школа “Интел-Синтез”», 1995. 55 с.
7. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. М.: Кнорус, 2010. 120 с.
M.N. Belinskaya*
ASSESSMENT FACTORS OF COMPETITIVENESS OF STATE INSTITUTES
OF HIGHER EDUCATION
The article analyses the factors, influencing competitiveness of institutes of higher education. A systematic list of factors was worked out, allowing to assess competition of educational services at micro-and macro- levels.
Key words: competitiveness, institutes of higher education, factors of competitiveness, consumers, performance of the institutes of higher education, innovations, potential.
* Belinskaya Marina Nikolaevna ([email protected]), the Dept. of General and Strategic Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation