Научная статья на тему 'Аспекты конкурентоспособности вуза'

Аспекты конкурентоспособности вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ИННОВАЦИОННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ / OMPETITIVENESS / CRITERIA FOR EVALUATION / MATERIAL AND TECHNICAL BASE / EDUCATIONAL PROGRAM / SOCIAL SPHERE / INNOVATIVENESS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демьяненко Андрей Евгеньевич, Карамян Инара Размиковна

В статье исследуются вопросы конкурентоспособности высших учебных заведений в аспекте влияния внешних и внутренних факторов на результативный показатель их деятельности. Рассматриваются критерии оценки образовательных услуг и эффективности деятельности высших образовательных заведений. Отдельное внимание уделяется основным характеристикам инновационных показателей высших учебных заведений, вопросам количественной оценки качественных показателей конкурентоспособности вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демьяненко Андрей Евгеньевич, Карамян Инара Размиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF COMPETITIVENESS OF THE HIGHER EDUCATION

The article examines the issues of competitiveness of higher educational institutions, in the aspect of the influence of external and internal factors on the performance indicator of their activities. The criteria for evaluating educational services and the effectiveness of higher education institutions are considered. Special attention is paid to the basic characteristics of innovative indicators of higher education institutions, the issues of quantitative assessment of qualitative indicators of the competitiveness of universities.

Текст научной работы на тему «Аспекты конкурентоспособности вуза»

УДК 378.1

Демьяненко А.Е.1 Карамян И.Р.2

АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА

Аннотация. В статье исследуются вопросы конкурентоспособности высших учебных заведений в аспекте влияния внешних и внутренних факторов на результативный показатель их деятельности. Рассматриваются критерии оценки образовательных услуг и эффективности деятельности высших образовательных заведений. Отдельное внимание уделяется основным характеристикам инновационных показателей высших учебных заведений, вопросам количественной оценки качественных показателей конкурентоспособности вузов.

Ключевые слова: конкурентоспособность; критерии оценки; материально-техническая база; образовательная программа; социальная сфера; инновационность; эффективность рабо-

Demyanenko А.Е. Кагату an I.R.

ASPECTS OF COMPETITIVENESS OF THE HIGHER EDUCATION

Abstract. The article examines the issues of competitiveness of higher educational institutions, in the aspect of the influence of external and internal factors on the performance indicator of their activities. The criteria for evaluating educational services and the effectiveness of higher education institutions are considered. Special attention is paid to the basic characteristics of innovative indicators of higher education institutions, the issues of quantitative assessment of qualitative indicators of the competitiveness of universities.

Keywords: competitiveness; criteria for evaluation; material and technical base; educational program; social sphere; Innovativeness; efficiency.

Проблема развития вузов, всегда была и остается актуальной в аспекте развития, как отдельных регионов, так и страны в целом. Вузы, с учетом их специфики, функционируют на двух рынках: на рынке труда, и рынке образовательных услуг. Успешное функционирование вуза предопределено уровнем его конкурентоспо-

собности. Оценка уровня конкурентоспособности вуза, в первую очередь, требует выявления факторов, влияющих на результативный показатель деятельности вуза.

Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность вуза, представлены на рисунке 1.

1 Демьяненко Андрей Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Северо-Кавказского института (филиала) Московского гуманитарно-экономического университета Россия, г. Минеральные Воды, e-mail deanev4@gmail.com

Audrey Demvanenko, Candidate of Economic Sciences Associate Professor of the Department of Economics and Management North Caucasian Institute (branch) Moscow University for the Humanities and Economics Russia, the city of MineralnyeVod, e-mail deanev4@gmail.com

2 Карамян Пнара Разлшковна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента СевероКавказского института (филиала) Московского гуманитарно-экономического университета Россия, г. Минеральные Воды, e-mail inara5555@yandex.ru

Inora Кагату an. Candidate of Economic Sciences Associate Professor of the Department of Economics and Management North Caucasian Institute (branch) Moscow University for the Humanities and Economics Russia, the city of Min-eralnye Vody, e-mail inara5555@yandex.ru

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА

Внешние факторы Внутренние факторы

Государственное регул!фование Политические факторы Нормативно-правовое обеспечение Региональные факторы Научно-технологические факторы Инновационные факторы Социально-демографические си 2 о 0) £ -Э- СТ5 & О и с о X § о, Он С Качество образовательных услуг Образовательные технологии Доступность ресурсной базы Финансовая деятельность Научная деятельность Орга н изац ион мая стру кту ра Уровень квалификации ППС Инвестиционные факторы

Рисунок 1 - Факторы, влияю щи

В качестве заказчиков услуг высших учебных заведений могут выступать отдельные семьи, бизнес-структуры и государство, которые естественным образом предъявляют различные критерии оценки эффективности работы вузов. Уровень имеющихся возможностей и внутренних резервов вузов как раз и помогает определить проводимый анализ факторов конкурентоспособности.

Критерии оценки эффективности деятельности высших образовательных заведений будут наиболее адекватными при их комплексном, интегрированном применении. Научно-образовательный потенциал вуза характеризуется такими показателями, как удельный вес в структуре профессорско-преподавательского состава докторов и кандидатов наук, количеством аспирантов, студентов, научно-исследовательских лабораторий. Критерий материально-технической базы вуза характеризуется обеспеченностью аудиторным фондом, надлежащей оснащенностью учебных и научных лабораторий, уровнем компьютерной базы, состоянием библиотечного фонда, наличием и достаточностью общежитий, пунктов общественного питания и т.д.

Критерий образовательных услуг характеризуется количеством и качеством реализуемых основных образовательных программ, включающих комплекс основных характеристик об-120

на конкурентоспособность вуза

разования: объем, содержание и планируемые результаты в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов в аспекте обеспечения условий организационно-педагогической направленности, надлежащих форм аттестации в соответствии с предусмотренными требованиями Федеральных законов. Значимость основной образовательной программы в аспекте критерия оценки уровня образовательных услуг обусловлена определением целей и задач, планируемых результатов, содержанием и организацией образовательного процесса высшего учебного заведения по каждому направлению подготовки обучающихся, реализуемого через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Корректировка основных образовательных программ должна производиться с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы общества. Критерии оценки эффективности образовательного процесса высшего учебного заведения должны рассматриваться с учетом элементов индивидуальности и уникальности. Нельзя упускать из виду позиции аккредитации и сертификации. Значимую роль в оказании об-

разовательных услуг играют формы, методы и условия предоставления данных услуг

Критерии финансирования, выражающиеся финансовыми потоками, обусловленные объемами, каналами, временными характеристиками, их уровнем, включают в себя бюджетное и собственное финансирование, наличие скидок, формы и сроки оплаты, своевременность финансовых операций, достаточность финансирования и эффективность распоряжения имеющимися средствами.

Развитие разветвленной сетевой системы, ее эффективное использование в аспекте реализации образовательных услуг при использовании форм как очного, так и заочного обучения, обучения в филиалах вуза подразумевает сетевое, электронное целевое распространение необходимых потоков информации, с обязательным контролем соблюдения требуемых условий с позиций обеспечения, надлежащего уровня объема, содержания, своевременности, доступности и т.д.

Как было сказано выше, высшие образовательные заведения функционируют как на рынке труда, так и на рынке образовательных

Конкурентоспособность выпускника высшего учебного заведения является непосредственным индикатором конкурентоспособности самого высшего учебного заведения. Востребованность выпускников высшего

услуг. В обеих ипостасях значимыми факторами влияния на эффективность деятельности вуза, его конкурентоспособность будут выступать достаточность и эффективность использования рекламы (с обязательным использованием целевой рекламы), выставки, паблисити (с основной целью донесения конкретной, целевой информации до целевой аудитории), а также обязательным, одним из основных факторов, конечно же, будет выступать такой критерий, как профессиональный отбор.

В современных условиях, когда стремительно внедряются инновационные разработки, технической, технологической и организационной направленности, особое место занимают критерии инновационности внутренних факторов высшего учебного заведения, влияющих на уровень его конкурентоспособности. Структура инновационности вуза представляет собой ряд аспектов следующей направленности: научная и учебно-образовательная деятельность, организационная структура, и, конечно же, не обойтись здесь без идеологической составляющей (рисунок 2).

учебного заведения и их конкурентоспособность могут быть рассмотрены через призму совокупности ряда показателей критериев оценки эффективности деятельности вуза и его конкурентоспособности (рисунок 3).

ИННОВАЦИОНН ЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ВУЗА

Научная и учебно-образовательная деятельность Организационная структура Идеологическая составляющая

Учебно-образовательные инновации Управленческие инновации Идеологические (социальные) инновации

- содержание учебных планов и основных образовательных программ; - инновационные технологии; - подготовка и переподготовка преподавателей; - уровень организации учебного процесса; - уровень управления аудиторией студентов - организация инновационной структуры высшего учебного заведения; - организация инновационной системы управления высшего учебного заведения в целом; - организация инновационной системы управления структурных подразделений (факультетов, кафедр) - уровень участия вуза в грандах, программах, конкурсах, мероприятиях, в национальном масштабе; - наличие и доля бюджетных мест, доля подготавливаемых специалистов для отраслевых министерств; - формы, методы, механизмы и инструменты взаимодействия рынков функционирования и вуза

Рисунок 2 - Основные характеристики инновационных показателей вузов

Критерии востребованности и конкурентоспособности выпускников вуза

Доля выпускников вуза, устроившихся на работу по своей специальности, в течение первого года, в общей численности выпускников этого вуза_

Доля выпускников конкретного направления, устроившихся на работу по своей специальности, в общей численности выпускников вуза этого направления_

Доля выпускников, устроившихся на работу по мету прохождения производственной практики, в общей численности выпускников_

Число студентов, прошедших производственную практику по заключенным ранее договорам с организациями города и региона_

Доля выпускников вуза, устроившихся на работу по своей специальности, по сравнению с долями трудоустроившихся по специальности выпускников других вузов_

Рисунок 3 - Критерии востребованности и конкурентоспособности выпускников вуза

Каждый из выбранных критериев оценки эффективности работы вуза, его конкурентоспособности должен получить свою количественную оценку в абсолютном или относительном выражении, качественные показатели должны получить количественную экспертную или процентную (нормализован-

ную) оценку в баллах или процентах (относительных единицах).

Далее по каждому исследуемому фактору критериальной оценки конкурентоспособности вуза следует определить конкретное параметрическое значение, которое может быть рассчитано по следующей формуле:

Кш = —

Рк

(1)

Где:

- Кю - коэффициент конкурентоспособности вуза по ьму фактору;

- - значение показателя ьго фактора, влияющего на конкурентоспособность вуза;

- Иа - значение показателя ьго фактора,

влияющего на конкурентоспособность вуза-конкурента.

Интегрированный показатель конкурентоспособности вуза по всем выбранным ключевым факторам может быть определен по следующей формуле:

(2)

Где:

- Ки - интегральный показатель конкурентоспособности вуза по комплексу ключевых факторов;

- а - уровень значимости влияния ьго показателя на результативный показатель конкурентоспособности вуза;

Где:

- Киоу - обобщенный интегрированный показатель конкурентоспособности вуза по всем видам образовательных услуг, предоставляемых вузом;

- ш - количество образовательных услуг, предоставляемых вузом;

- Р1 - доля 1-й образовательной услуги, предоставляемой вузом, на региональном или национальном рынке данных услуг;

- Кю - коэффициент конкурентоспособности вуза по ьму фактору;

- п - количество ключевых факторов.

Обобщенный интегрированный показатель

конкурентоспособности вуза по всем видам образовательных услуг, предоставляемых вузом, может быть определен по формуле:

(3)

- У - доля вуза на региональном или национальном рынкеьй образовательной услуги;

- К - уровень конкурентоспособности ьй образовательной услуги вуза.

Таким образом, разработанная методика определения уровня общей конкурентоспособности вуза по видам образовательных услуг, предоставляемых вузом, позволяет принимать целенаправленные управленческие

решения при разработке стратегии дальнейшего успешного функционирования вуза в аспекте приложения вектора усилий к наиболее

перспективным направлениям дальнейшей работы вуза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барахович И.И. Проблемы инноваций в образовании // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. -2012. -№1. -С. 19-25.

2. Василенко Н.В. Научно-исследовательская и инновационная деятельности в современных университетах: ресурсы, результаты и границы //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 1911-1915.

3. Никулина Ю.Н. Оценка уровня конкурентоспособности: взгляд молодых специалистов // Экономика труда. - 2015. - Том 2. - № 1. -С. 51-60.

4. Юдина Т.Н. Репутация высшего учебного заведения и её потребители // Экономика образования. 2014. №2. - С. 57 - 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.