УДК 338.1 Четыркина Наталья Юрьевна
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ: ПРИРОДА, ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ
Аннотация:
Статья посвящена изучению природы конкурентоспособности страны. Конкурентоспособность страны рассматривается как важный показатель эффективности использования экономического потенциала страны по сравнению с другими странами, а ее повышение - в качестве важнейшей задачи государства. Анализируются источники и факторы конкурентоспособности страны.
Ключевые слова:
конкурентоспособность страны, факторы конкурентоспособности, источники конкурентоспособности, конкурентные преимущества.
Chetyrkina Natalia Yuryevna
PhD in Economics, Professor, Economics and Quality Management Department, St. Petersburg State University of Economics
COMPETITIVENESS OF A COUNTRY: NATURE, SOURCES AND FACTORS
Summary:
The article studies the nature of country's competitiveness. The competitive ability of a country is considered as an important indicator of the efficient use of country's economic resources in comparison with other countries, and competitiveness improvement as the most important task of the state. The author analyses the sources and the factors of country's competitive-ness.
Keywords:
country's competitiveness, factors of competitiveness, competitiveness sources, competitive advantages.
Середина 80-х гг. XX в. характеризуется повышенным интересом к проблеме конкурентоспособности страны. Способность страны конкурировать становится главной проблемой экономической политики [1], что в свою очередь связано с началом глобализации экономики.
Однако взгляды на данную проблему были весьма неординарны. Так, одна система взглядов основывалась на том, что глобализация рынков и рост значения международной торговли объективно способствуют усилению конкурентной борьбы между странами за доступ на мировые рынки. Соответственно, конкурентоспособность страны рассматривается как показатель эффективности использования экономического потенциала страны по сравнению с данным показателем в других странах, а повышение конкурентоспособности - в качестве важнейшей задачи государства. Сторонники другой системы взглядов исходят из того, что международная торговля приносит выгоды всем участникам, что устраняет основу для соперничества между странами [2]. Помимо этого, глобализация делает разграничение конкурентоспособности предприятия и страны почти невозможным. Предприятия могут осуществлять производство в разных странах мира, создавая стоимость в одной стране, а реализуя ее на рынках других стран. Соответственно, понятие «конкурентоспособность», выражающее противоборство экономических агентов, считается не отвечающим характеру отношений между странами, а политика повышения конкурентоспособности стран оценивается как наносящая ущерб развитию мировой торговли и кооперационных связей между ними. В современных условиях приоритет первой системы взглядов бесспорен. Пристальное внимание к проблеме конкурентоспособности стран объясняется ее востребованностью в качестве измерителя эффективности экономической политики правительств, выражающего их способность обеспечивать условия для реализации преимуществ национальной экономики.
Особый интерес представляет рассмотрение природы факторов, генерирующих конкурентоспособность страны. На первых порах эти факторы связывались с деятельностью предприятий, а конкурентоспособность страны рассматривалась в качестве интегрального показателя, синтезирующего параметры конкурентоспособности национальных предприятий и производимых ими продуктов. Далее конкурентоспособность страны стали трактовать как способность страны формировать и поддерживать среду, помогающую предприятиям создавать добавленную стоимость, а гражданам - улучшать благосостояние. Соответственно, в последнем случае конкурентоспособность связывается не с ресурсными, а с институциональными факторами, то есть параметрами среды, обусловливающими тип поведения хозяйственных субъектов. В связи с этим понятие «конкурентоспособность страны», отражающее значимость институциональных свойств, более идентично отражает природу явления по сравнению с понятием «конкурентоспособность национальной экономики». Более того, оно не делает акцента на результат, достигнутый страной на данный момент времени, а полнее отвечает понятию «способность», отражающему потенциал страны.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 10)
В рыночной экономике механизм торговли базируется на наличии абсолютных и/или относительных преимуществ у имеющих к этому отношение элементов. Товары экспортируются оттуда, где их производство осуществляется с меньшими издержками, и туда, где их цена выше. Следовательно, международная торговля выступает механизмом перераспределения созданной в мировом хозяйстве стоимости. Как внутриотраслевая конкуренция приводит к перераспределению созданной отраслевой стоимости среди конкурентов, а межотраслевая конкуренция - к перераспределению прибылей среди капиталов, так и конкуренция между странами обеспечивает перераспределение стоимости, созданной их экономиками. Представляющаяся процессом интернационализации производства и формирования единого рынка глобализация экономики является процессом глобализации конкурентного механизма, который обеспечивает перераспределение созданной в мировом хозяйстве стоимости. Главная функция участия в глобальной конкуренции, экономический интерес, вокруг которого разворачивается борьба среди стран, связаны с перераспределением этой стоимости. Соответственно, конкурентоспособной является страна, способная перераспределять стоимость в свою пользу в виде положительного сальдо между величиной созданной и полученной стоимости. По сути, это борьба за перераспределение национального богатства, где глобальная конкуренция выступает механизмом этого перераспределения.
Способность перераспределять созданную в мировом хозяйстве стоимость в свою пользу -сущностный признак конкурентоспособности страны. Исходя из этого, конкурентоспособность страны - это способность перераспределять созданную в мировом хозяйстве стоимость в свою пользу, появляющаяся благодаря наличию в стране условий для создания большей добавленной стоимости и позволяющая поддерживать качество жизни населения страны на высоком уровне.
Ключевыми точками в данном понимании природы понятия конкурентоспособности страны являются:
- объект - созданная стоимость;
- состязательный характер отношений между странами;
- роль эффективности интеграции страны в мировую экономику;
- перераспределительный характер отношений;
- не достижение результата, а способность сохранения лидирующего положения.
Источники конкурентоспособности страны определяются как способность осуществлять производство сравнимых потребительных ценностей с издержками ниже мировых и способность создавать большую потребительную ценность при одинаковых затратах производственных ресурсов. Оба источника направлены на один результат - приток дополнительной стоимости в экономику страны. Каждый из источников имеет свои особенности. Так, первый источник имеет конкурентное происхождение, а второй является монопольным по своей природе.
Конкурентная природа способности производить с издержками ниже мировых определяется тем, что преимущество в издержках является результатом конкурентной борьбы среди продавцов продуктов-заменителей. Из этого вытекает два момента: нестабильность завоеванного преимущества, так как никто из соперников не может контролировать факторы конкурентоспособности; и обязательное сокращение выгод от преимущества. В условиях ценовой конкуренции преимущество имеет продавец, предлагающий продукт по более низкой цене, что заставляет соперников идти на временное снижение цены. В результате размер выгод от преимущества в издержках сокращается, так как добиться идентичного снижения издержек проблематично.
Способность создавать большую потребительную ценность выражается не в возможности производить стандартные продукты с более низкими затратами, а в возможности создавать продукты, обладающие эксклюзивными свойствами и не имеющие адекватных заменителей на мировом рынке, что позволяет владельцу продукта не только извлекать высокую дополнительную стоимость, но и контролировать уровень конкурентоспособности продукта, совершенствуя и накапливая факторы, обеспечивающие ему превосходство. Монопольная власть над продуктом является следствием порождающих ее факторов, соответственно, различия между источниками конкурентоспособности раскрываются в специфике факторов, которые формирует каждый источник. Особенности состоят в разных способах перераспределения стоимости. Способность производить с издержками ниже мировых обеспечивает перераспределение стоимости благодаря более эффективному использованию производственных факторов. Способность создавать большую потребительную ценность обеспечивает перераспределение стоимости за счет применения более эффективных факторов производства.
К типам конкурентоспособности стран в зависимости от источников относятся: достигаемая за счет низких издержек производства и создаваемая благодаря присутствию уникальных знаний и навыков.
Источники являются результатом действия совокупности множества факторов, которые могут быть разделены на две группы. Каждая группа характеризует определенную сторону вос-
производственных условий страны. Первую группу составляют факторы, определяющие технологические условия производства. Входящие в нее постоянные образуют технологическую матрицу, посредством которой осуществляется производство. Схематично матрица состоит из двух элементов: вещественной (техника и технологии) и личной (рабочая сила). Уровень эффективности производства будет зависеть от качественных параметров этих сторон: уровня развития техники и технологий и качества рабочей силы, выраженного в совокупности знаний и производственных навыков. Вторую группу составляют факторы, отражающие общественные условия производства, то есть особенности среды, в которой действует данная технологическая матрица (производительные силы общества). В эту группу включаются социальные, культурные, институциональные, правовые и другие факторы, совместное влияние которых и формирует общественные условия производства. Соответственно, конкурентоспособной является страна, которая обладает более развитыми производительными силами, а среди стран, обладающих равными по уровню развития производительными силами, более конкурентоспособной будет являться страна, которая организует лучшие условия для их функционирования.
Типология факторов конкурентоспособности страны дает возможность, с одной стороны, рассматривать единство взаимообусловливающих друг друга факторов; с другой - понять характер причинно-следственной связи между факторами.
Критерием классификации факторов является степень устойчивости порождаемых ими преимуществ. Выделяют два типа факторов: низкого и высокого порядка (рис. 1) [3].
Факторы низкого порядка
Факторы высокого порядка
факторы, действие которых приводит к созданию
преимуществ с низкой степенью устойчивости
_•_
СПЕЦИФИКА
легко копируемы или нейтрализуемы конкурентами
конкурентные преимущества - неустойчивы
факторы, созданные самим субъектом конкуренции
и являющиеся отражением его особых способностей
*
СПЕЦИФИКА
«
трудно копируемы
Ф
абсолютные конкурентные преимущества - устойчивы
РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ
*
заимствованная конкурентоспособность
РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ
*
созданная конкурентоспособность
Рисунок 1 - Типы факторов конкурентоспособности страны
В процессе глобализации экономики значение факторов низкого порядка ослабевает, а факторов высокого порядка усиливается, при этом создание факторов высокого порядка становится все более сложным, а их нейтрализующая сила возрастает. Однако важным моментом является то, что конкурентоспособность страны будет обеспечиваться не наличием факторов, а созданием условий для их действия и наличием механизма их реализации.
Таким образом, конкурентоспособность страны - понятие многоаспектное, имеющее сущностный признак и состоящее в способности перераспределять созданную в мировом хозяйстве стоимость в свою пользу и поддерживать качество жизни населения страны на высоком уровне.
Ссылки:
1. Irfan ul Haque. Trade, Technology, and International Competitiveness // EDI Development Studies. The World Bank, Washington, D.C., 1995.
2. Krugman P.R. Pop Internationalism. MIT Press, 1994.
3. Тарануха Ю.В. Конкуренция: система и процесс. М., 2012.