Научная статья на тему 'Конкурентоспособность шерсти'

Конкурентоспособность шерсти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЕРСТЬ / ОВЦЕВОДСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимошенко Н. К.

В целом за 2003 год овцеводство в крае является убыточным. Основная причина недостаточная конкурентоспособность вследствие низких продажных цен на рынке. И это при том, что продукцией овцеводства являются высококачественные мясо, шерсть и шубно-меховое сырье, а доля зеленых и пастбищных кормов в рационе овцы превышает 50%. Как известно, конкурентоспособность шерсти, как и любой другой продукции, определяется, в основном, ее качеством и ценой. Если мы хотим развивать экономику, необходимо: законодательно повышать минимальную заработную плату до мирового уровня (цены и тарифы на сырье, энергоносители и услуги уже достигли мирового уровня или близки к нему); резко ограничить конвертацию рубля в зарубежные валюты (доллар, евро) и ее вывоз из страны, чтобы повышение заработной платы и покупательского спроса населения стимулировало развитие отечественного производства, а не зарубежного; законодательно установить механизм «плавающих» таможенных пошлин, которые должны изменяться в зависимости от объемов отечественного производства и движения цен на мировых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность шерсти»

УДК 637.623

Конкурентоспособность шерсти

Н.К. Тимошенко, д. э. н.

В целом за 2003 год овцеводство в крае является убыточным. Основная причина - недостаточная конкурентоспособность вследствие низких продажных цен на рынке. И это при том, что продукцией овцеводства являются высококачественные мясо, шерсть и шубно-меховое сырье, а доля зеленых и пастбищных кормов в рационе овцы превышает 50%.

Как известно, конкурентоспособность шерсти, как и любой другой продукции, определяется, в основном, ее качеством и ценой.

1. Если говорить о ценах на шерсть, то в 2004г. на рынке складывается конъюнктура в сторону их роста, благоприятного для овцеводов. Это происходит вследствие того, что на зарубежном рынке производство и предложение шерсти продолжает сокращаться вследствие снижения поголовья овец в основных шерстепроизводящих странах. На внутреннем российском рынке производство шерсти стабилизировалось на уровне 40,3-40,6 тыс.т, а в промышленности наблюдается заметное оживление (за 2003г. рост производства промышленной продукции - на 107% к предыдущему году). Отсюда спрос на шерсть и цены на нее увеличиваются. Так, цены на мериносовую шерсть в Ставропольском крае к концу 2003г. (в октябре-ноябре) возросли до 50 руб./кг физического веса. И, по оценке ученых СНИИЖК, цена на шерсть в текущем году будет варьировать на уровне 40-60 руб. и выше с НДС за 1 кг физического веса 64к СВ (свободная от сора) и МСЗ (малозасоренная), при 50%-ном выходе ее кондиционно-чистой массы. На зарубежном рынке (Австралия) цена на шерсть 23 мкм (64к) будет складываться на уровне 4,6-5,5 доллара США за 1 кг мытой. То есть, цена внутреннего рынка на шерсть близка к мировой. Рекомендация овцеводческим хозяйствам - не спешить с продажей шерсти или ее закладкой в счет предыдущих расходов.

2. О качестве шерсти. В последнее время все больше проявляются две негативные тенденции, которые снижают конкурентоспособность

ставропольской шерсти. Во-первых, в крае практически не стало наиболее тонкой шерсти - 70 качества (18-20,5 мкм), что подтверждают данные сертификации шерсти в системе ГОСТ Р, которая всегда пользуется повышенным спросом и цена на которую, в сравнении со смежным 64 качеством, на зарубежном рынке выше на 15-25%. Во-вторых, не соблюдаются требования наших ГОСТов в части ее подготовки для продажи, и шерсть продается, как правило, овцеводческими хозяйствами неклассированной, что снижает ее цену. Потери же несут овцеводы, так как посредники, купившие шерсть у овцеводов для дальнейшей перепродажи, обязательно ее классируют или сортируют.

3.Далее, для повышения конкурентоспособности ставропольской шерсти целесообразно задействовать в полном объеме такое ключевое звено в инфраструктуре современного оптового рынка, как ее сертификацию в системе Госстандарта РФ. СНИИЖК имеет с 1995г. аккредитацию Госстандарта РФ и Международной ассоциации лабораторий по шерстяному текстилю (Интервуллабс). За 2003 год сертифицировано 535т шерсти, в том числе немытой 147 т, хотя испытательная лаборатория института может сертифицировать всю шерсть, производимую в крае и Южном федеральном округе. Если организовать продажу шерсти только с сертификатами соответствия ГОСТ Р, то можно существенно повысить продажные цены, сократить убыточность овцеводства и повысить его конкурентный потенциал. Для этого, как показывает опыт института, нужны настойчивость и желание овцеводческих хозяйств. Если есть желание, овцеводы в состоянии заставить покупателей покупать их шерсть по сертификатам соответствия Госстандарта РФ.

4. Если говорить о направлениях и механизме стимулирования развития рыночной экономики вообще, то следует согласиться с теми учеными, которые предлагают руководствоваться здесь экономическими законами. Если ориентироваться на закон соответствия спроса и предложения, то для развития отечественного производства целесообразно, не дожидаясь роста экономики,

повысить платежеспособный спрос населения. Отсюда, если мы хотим развивать экономику, необходимо:

а) законодательно повышать минимальную заработную плату до мирового уровня (цены и тарифы на сырье, энергоносители и услуги уже достигли мирового уровня или близки к нему);

б) резко ограничить конвертацию рубля в зарубежные валюты (доллар, евро) и ее вывоз из страны, чтобы повышение заработной платы и покупательского спроса населения стимулировало развитие отечественного производства, а не зарубежного;

в) законодательно установить механизм «плавающих» таможенных пошлин, которые должны изменяться в зависимости от объемов отечественного производства и движения цен на мировых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.