Научная статья на тему 'Конкурентоспособность российской Федерации в международных сравнениях'

Конкурентоспособность российской Федерации в международных сравнениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS OF THE REGION / THE REGIONAL ECONOMY / FACTORS OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болонина С. Е.

В статье анализируются итоги сравнительной конкурентоспособности стран, представленные в ежегодном докладе Мирового экономического форума «Доклад о мировой конкурентоспособности»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN INTERNATIONAL COMPARISONS

This article analyzes the results of the relative competitiveness of countries represented in the annual report World Economic Forum «Global Competitiveness Report»

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность российской Федерации в международных сравнениях»

кую эпоху основная часть инвестиционных ресурсов была сосредоточена в государственном секторе, то в настоящее время в совокупных инвестиционных ресурсах со значительным перевесом преобладают корпорации и некоммерческие организации. Население России, как уже отмечалось, пока не превратилось в консолидированного инвестора и поэтому его инвестиционные решения, пока не играют заметной роли. Поэтому в качестве основных субъектов принятия инвестиционных решений выступает корпоративный сектор и государство.

Несмотря на то, что на российское государство в настоящее время приходится менее одной пятой инвестиционных ресурсов страны, его роль в инвестиционных процессах не менее, а возможно даже более значима, чем роль корпоративного сектора. Инвестиционные ресурсы государства в любой современной экономике смешанного типа всегда меньше по объему, чем совокупные инвестиционные ресурсы корпоративного сектора. Но в противоположность корпоративным ресурсам, которые распылены между различными структурами, государственные ресурсы являются консолидированными. В силу этого инвестиции государства, если они поступают в реальный сектор экономики, обладают гигантским мультипликативным эффектом.

Принимая решение об инвестировании в промышленность или в производственную инфраструктуру, государство, во-первых, подает сигнал корпоративному сектору о целесообразности инвестиций в тот или иной сегмент экономики, во-вторых, создает импульс, который приводит в движение ресурсы корпоративного сектора и направляет их на создание новых производственных или инфраструктурных объектов. Таким образом, несмотря на то, что государство обладает только частью совокупных инвестиционных ресурсов общества, именно оно задает скорость и направление инвестиционных процессов в экономике в целом. Поэтому, хотя совокупные ресурсы корпоративного сектора и больше по объему, чем государственные, решение корпораций осуществлять крупномасштабные долгосрочные инвестиции в новое производство следуют вслед за решением государства, которое выступает крупнейшим консолидированным инвестором в национальной экономической системе. Ресурсы домохозяйств в совокупности могут превосходить инвестиционные ресурсы государства. Однако они являются дисперсными и решения об инвестировании могут следовать только после того, как соответствующие решения принимают более консолидированные инвесторы.

Практически во всех странах, прошедших период ускоренной модернизации (Германия, Япония, Южная Корея) и добившихся серьезных успехов в своем социально-экономическом развитии, влияние государства на инвестиционные процессы являлось весьма значительным. Роль государства в инвестиционных процессах в России на данном этапе представляется очень важной ещё и пото-

му, что предпринимательский сектор пока не вполне готов к широкомасштабным инвестициям из-за особенностей приватизации, незавершенности процесса формирования корпоративного сектора и отсутствия альтернативных источников финансирования инвестиций. В то же время российское государство все ещё не решается на широкомасштабные государственные инвестиции в реальный сектор (прежде всего, в производственную инфраструктуру). Следовательно, оно должно предпринять ряд целенаправленных действий по активизации инвестиционных процессов без бюджетных вливаний.

Выделяются два основных направления такой деятельности государства: во-первых, принятие мер, направленных на завершение процессов формирования корпоративного сектора российской экономики, во-вторых, развитие различных форм частно-государственного партнерства. Первое направление предполагает действия, направленные на оптимизацию и структурное развитие крупных компаний. Опыт развитых стран свидетельствует, что промышленная политика государства адресуется, как правило, не отраслям, а конкретным компаниям в целях превращения их в интегральные бизнес-группы, конкурентоспособные на глобальных рынках и проводящие широкомасштабные инвестиции внутри страны. При этом промышленная политика должна включать комплекс мер контроля использования корпоративных инвестиционных ресурсов.

В качестве второго направления выступает частно-государственное партнерство, которое является новым механизмом государственного регулирования экономики. Оно позволяет, с одной стороны, сохранить контроль государства над инфраструктурными сетями, с другой стороны, модернизировать их с помощью частного бизнеса, улучшив тем самым объективные условия для внутренних и внешних инвестиций. Основными формами такого партнерства выступают государственные контракты, аренда, соглашения о разделе продукции и совместные предприятия. Развитие этих форм, создание и совершенствование их нормативно-правовой базы могло бы дать мощный импульс инвестиционным процессам в стране.

Литература:

1. Дынкин А.А. (отв. ред.). Особенности инвестиционной модели развития России. М.: Наука, 2005.

2. Косов В.В. и др. Инвестиционный анализ. М.: Инфа-М, 2011.

3. Некрасова И.В. и др. Инвестиции. Р./Д., 2009.

4. Николаев М.А. Инвестиционная деятельность. М., 2009.

5. Российская экономика. Тенденции и перспективы. Обзор состояния российской экономики 2009-2010 гг. М.: Проспект, 2010.

6. Сироткин С.А. и др. Экономическая оценка инвестиционных проектов. М.,2009.

7. Суринов А.Е. (отв. ред.). Инвестиции в России. 2009. Статистический сборник. М., 2009.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНЕНИЯХ

Болонина С.Е., Преподаватель кафедры экономики Международного славянского университета

В статье анализируются итоги сравнительной конкурентоспособности стран, представленные в ежегодном докладе Мирового экономического форума «Доклад о мировой конкурентоспособности»

Ключевые слова: конкурентоспособность региона; региональная экономика; факторы конкурентоспособности.

COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN INTERNATIONAL COMPARISONS

Bolonina S., Lecturer, Economics chair, International Slavic University

This article analyzes the results of the relative competitiveness of countries represented in the annual report World Economic Forum «Global Competitiveness Report»

Keywords: competitiveness of the region, the regional economy, factors of competitiveness.

Из результатов анализа сравнительной конкурентоспособности стран, содержащихся в ежегодном докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) The Global Competitiveness Report1 в частности следует, что в рейтинге ВЭФ по индексу глобальной конкурентоспособности за 2007 г. Россия занимала 58 место, поднявшись

на одну ступеньку по сравнению с аналогичными результатами 2006 г. При этом среди стран БРИК2 Россия опережала по величине указанного индекса лишь (72 место), уступая Китаю (34 место) и Индии (48 место).

В настоящий период Российская Федерация находится на пе-

редовых позициях по рейтингам, определяемым размерами рынка, состоянием образования, а также сравнительной эффективностью рынка труда, и, в определенной степени, инновационным потенциалом. Исключительно важным конкурентным преимуществом России выступает ее обеспеченность ключевыми природными, в том числе минерально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами.

Вместе с тем явно слабыми сторонами российской экономики являются неразвитость ключевых институтов, обеспечивающих защиту прав собственности, качество государственных услуг, доступ на внешние рынки и эффективность финансового сектора, по которым, в соответствии с оценкой Центра стратегических разработок Россия попадает в число 25% стран с наихудшими показателями3 .

В последние годы федеральные органы государственной власти предпринимают усилия по развитию конкуренции в Российской Федерации. Значение данного направления государственной политики особенно возросло в условиях современного кризиса.

Так в мае 2009 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена Программа развития конкуренции в Российской Федера-ции4, наметившая комплекс мер для решения, в частности, следующих основных задач:

- общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;

- повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования;

- развитие конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.

Конкурентоспособность страны на национальном рынке отражает способность отечественной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции со стороны аналогичных зарубежных товаров и услуг. Среди факторов, предопределяющих ее сравнительно низкий уровень, российские эксперты отмечают, в частности, общую неразвитость конкурентной рыночной среды, монополизм, относительно высокую роль теневой экономики, низкий уровень и неразвитость структуры платежеспособного спроса, сохраняющийся разрыв между мировыми и внутренними ценами на аналогичные товары и услуги, существенные отклонения в уровнях действующих таможенных тарифов от соответствующих тарифов стран — членов ВТО (Всемирной Торговой Организации) и т. д.

Очевидно, что преодоление в перспективе вышеуказанных негативных аспектов экономического развития позволит России занять достойные конкурентные позиции в системе мировой экономики. При этом анализ конкурентных возможностей российских регионов и эффективности их реализации в процессе текущей хозяйственной деятельности должен учитывать основные направления предстоящей трансформации отечественной экономики, направленной на создание реальных предпосылок обеспечения устойчивости экономического роста и значительного подъема уровня и качества жизни населения страны.

При проведении исследования мы полагаем важным учитывать определяющий критерий конкурентоспособности любой экономической системы в глобальной экономике, а именно достигнутый в данной системе уровень производительности общественного труда. Впервые на значение производительности национальной экономики в упомянутом контексте было указано М. Портером, который, в свою очередь, характеризуя современные конкурентные позиции России, подчеркнул, что она «срочно нуждается в развитии

конкурентоспособности на уровне компаний, чтобы полностью использовать свой ресурсный потенциал и создать более диверсифицированную и динамичную экономику5».

В докладе Мирового экономического форума о мировой конкуренции конкурентоспособность определяется как набор институтов, политики, а также факторов, определяющих уровень производительности в стране. Уровень производительности, в свою очередь, устанавливает уровень процветания, который может быть достигнут экономикой. Уровень производительности труда также определяет нормы прибыли, полученной за счет инвестиций в экономику, что в свою очередь, также является основным фактором ее роста. Другими словами, более конкурентоспособной считается экономика с более высокими темпами роста6.

Наш анализ динамики ВВП России в сравнении с отдельными странами, образующими страны БРИК, страны «большой восьмерки» и входящие в состав СНГ показал, что Россия за период с 2000 г. по 2009 развивалась со средним темпом роста 105,51% годовых (см. Приложение 1), уступив лишь Китаю (средний темп роста 110,11%), Казахстану (108,03%) и Индии (107,37%) и существенно опередив Германию (97,41%), Италию (100,41%) и Японию (100,79%). Однако темпы роста экономики играют важную роль в совокупности с другими показателями, прежде всего, такими, как производительность труда и конкурентоспособность компаний.

По мнению А.О. Полынева проблема конкурентоспособности на уровне компаний тем более актуальна на фоне явно завышенной самооценки российских предприятий по сравнению с их международной оценкой, что, по сути, является следствием использования системы упрощенных критериев7 . Вместе с тем конкурентоспособность российских предприятий на отдельных типах рынков существенно различается. В частности, в соответствии с результатами исследований, проведенных Институтом мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, только 3-5% отечественной продукции является конкурентоспособной на товарных рынках стран Западной Европы и Северной Америки. При этом не менее 80% всей произведенной продукции обладает необходимой конкурентоспособностью на внутреннем рынке, а также рынках стран СНГ8.

В рамках разработки концепции долгосрочного социально-экономического развития страны одним из основных приоритетов выступает разработка стратегии развития специализации России и отдельных районов в мировой экономике на основе создания наиболее благоприятных условий и предпосылок для развития потенциально конкурентоспособных отраслей и производств. Здесь важно учитывать, что конкурентоспособность регионов определяется совокупностью большого числа часто противоречивых условий и факторов как объективного, так и субъективного характера, включая макроэкономические и специфические отраслевые факторы. Однако первичным и базисным для решения проблемы устойчивого социально-экономического развития регионов неизменно признается конкурентоспособность производимых товаров и услуг, специализация на которых определяет место каждого конкретного региона в общероссийской экономике, в системе территориального общественного разделения труда.

Проблема конкурентоспособности экономики российских регионов стала разрабатываться в нашей стране лишь в последнее десятилетие. Интерес к ней возник и начал возрастать в связи с достижением в России макроэкономической стабилизации в конце 1990-х гг. и усилением влияния на региональные воспроизводственные процессы факторов, определяемых текущей конъюнктурой на общероссийском и мировом товарных рынках. Тем не менее следует подчеркнуть, что вопрос о содержательной стороне региональной конкурентоспособности среди отечественных исследователей пока остается открытым.

С одной стороны, в качестве, несомненно, конструктивного подхода к исследованию конкурентных возможностей регионов необходимо отметить все более проявляющееся признание важно-

1 The Global Competitiveness Report 2011-2012 [Электронный ресурс] <http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness>

2 К странам БРИК относятся Бразилия, Россия, Индия, Китай.

3Офиц. сайт Центра стратегических разработок http://www.csr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=137&Itemid=203&lang=m

4 http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/competition/programconcur

5 Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 200б.

6 The Global Competitiveness Report 2011-2012. Р.4 [Электронный ресурс] <http://www3.weforum.org/docs/WEF_GCR_Report_201i-12.pdf>

7 Полынев А.О. Конкуретные возможности регионов: Методология исследования и пути повышения. - М.: КРАСАНД, 2010, с. 14.

8 Там же.

сти структуризации понятия «конкурентоспособность региона» с выделением таких ключевых ее компонентов, как: экономический потенциал региона, являющийся базой для обеспечения его конкурентоспособности; эффективность региональной экономики как определяющее условие достижения ее высокой конкурентоспособности; дополнительные конкурентные преимущества региона.

Проблему конкурентных возможностей регионов можно рассматривать в двух аспектах: с позиций имеющегося в них экономического потенциала, а также с позиций эффективности его фактического использования, т. е. реальной конкурентоспособности региона.

Региональная конкурентоспособность — относительно новое понятие в современных экономических исследованиях. Традиционно методы экономического анализа применяются для исследования конкурентоспособности организаций (предприятий) как первичного звена, определяющего состояние любой сложной социально-экономической системы, в том числе региональной экономики. Однако в последние годы вопросы конкурентоспособности региона стали разрабатываться достаточно интенсивно как за рубежом, так и в нашей стране. Этому в немалой степени способствуют параллельно развивающиеся процессы глобализации и регионализации мировой экономики.

Полынев А.О. под экономическим потенциалом региона понимает выраженную в количественном и качественном измерениях

совокупность локализованных на его территории природных, ресурсно-сырьевых, материально-технических, научно-технических, трудовых и информационных ресурсов, которые реально используются в экономике или могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в ближайшей или более отдаленной перспективе9.

Воронова О.М. под конкурентоспособностью региональной экономики понимает способность региона реализовать основную целевую задачу его функционирования — устойчивое социальноэкономическое развитие с обеспечением высокого качества жизни его населения10 .

Применительно к развитым и даже развивающимся государствам регионы в настоящее время становятся не только объектами, но и субъектами стратегического управления. Наш анализ регионального развития в США и странах ЕС показывает, что его ядром выступает, прежде всего, политика, направленная на формирование стратегической конкурентоспособности регионов путем использования уже имеющегося и создания нового ресурсного обеспечения их развития в целях занятия выгодных позиций в системе мировых экономических обменов.

Подобные тенденции приводят к появлению новых принципов управления экономикой, заключающиеся, в частности, в том, что «пространство не бывает нейтральным, ни политически, ни экономически, ни социально», что привносит новые трактовки в теорию регионального развития11.

Литература:

1. The Global Competitiveness Report 2011-2012 [Электронный ресурс] http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness

2. Офиц. сайт Центра стратегических разработок http://www.csr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=137&Itemid=203&lang=m

3. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2006.

4. Полынев А.О. Конкуретные возможности регионов: Методология исследования и пути повышения. - М.: КРАСАНД, 2010,

9 Полынев А.О. Конкуретные возможности регионов: Методология исследования и пути повышения. - М.: КРАСАНД, 2010, с. 19.

10 http://www.voronova-on.ru/regioneconom/page488/index.html

11 Иванова Н.Е. Методология формирования системы управления инновационным развитием экономики регионов. Автореферат дисс. на соиск. учен. степени доктора эконом. наук. Краснодар: 2011. С. 21.

ВЛИЯНИЕ РИСКОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСАХ

Мешалкин В.П., член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор, директор Международного института логистики ресурсосбережения и технологической инноватики Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева Какатунова Т.В., к.э.н., доцент филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске Дли М.И., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента и информационных технологий в экономике филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный

исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

Рассмотрена процедура оценки эффективности инвестиций в формирование инновационной инфраструктуры регионального промышленного комплекса.

Ключевые слова: оценки рисков инновационной деятельности; региональный промышленный комплекс; инновационная инфраструктура.

THE INFLUENCE OF RISK INFORMATION ON INNOVATION IN REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEXES

Meshalkin V., Corresponding member of Academy of Sciences, Honored Worker of Science, Doctor of Technical Sciences, professor, director

of the International Institute of Logistics and technological innovation resource of Mendeleev Russian Chemical-Technological University Kakatunova T., PhD, associate professor of the federal branch of the State Budget of the educational institution of higher education, National

Research University «MEI» in Smolensk Dli M., Doctor of Technical Sciences, professor, head of management and information technology in the economy of the state branch of the federal budget Institution of Higher Professional Education National Research University «MEI» in Smolensk

A procedure for evaluating the effectiveness of investment in the development of innovation infrastructure of the regional industrial complex.

Keywords: risk assessment of innovation; the regional industrial complex; innovative infrastructure.

В настоящее время вопросы активизации инновационной деятельности рассматриваются на всех уровнях управления страной. Как представляется, реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года возможна только при успешном решении проблем модернизации и интенсификации экономики на основе инновационного развития. Важнейшее значение для повышения конкурентоспособности российской экономики на основе инновационного развития имеет формирование инновационной инфраструктуры региональных промышленных комплексов (РПК) [1].

Построение инновационной инфраструктуры РПК на основе использования разнообразных компонентов электронной экономики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.