Научная статья на тему 'Конкурентоспособность российского сельского хозяйства в условиях ВТО'

Конкурентоспособность российского сельского хозяйства в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
655
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ ВТО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / REQUIREMENTS OF THE WTO / AGRICULTURE / STATE SUPPORT / COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакарова Рабият Шамсудиновна

Особое внимание в статье уделяется последствиям членства России во Всемирной торговой организации, а именно снижению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Основная причина снижения ее уровня ослабление материально-технической базы из-за недостаточной государственной поддержки. В условиях ВТО усложняется механизм защиты отечественного производителя, в результате чего происходит уменьшение таможенных пошлин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF RUSSIAN AGRICULTURE IN THE CONDITIONS OF WTO

The article pays special attention to the consequences of Russia’s accession to the WTO, namely, the decrease in the competitiveness of agricultural products. The main reason of the low competitiveness is decay of the material and technical base due to the lack of state support. In the conditions of WTO the mechanism of domestic producers’ protection becomes more sophisticated due to the reduction of customs duties.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность российского сельского хозяйства в условиях ВТО»

УДК 338.43 Абакарова Рабият Шамсудиновна

преподаватель кафедры налогов и налогообложения

Дагестанского государственного института народного хозяйства

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ВТО

Abakarova Rabiyat Shamsudinovna

Lecturer, Taxes and Taxation Department, Dagestan State Institute of National Economy

COMPETITIVENESS OF RUSSIAN AGRICULTURE IN THE CONDITIONS OF WTO

Аннотация:

Особое внимание в статье уделяется последствиям членства России во Всемирной торговой организации, а именно снижению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Основная причина снижения ее уровня - ослабление материально-технической базы из-за недостаточной государственной поддержки. В условиях ВТО усложняется механизм защиты отечественного производителя, в результате чего происходит уменьшение таможенных пошлин.

Ключевые слова:

требования ВТО, сельское хозяйство, государственная поддержка, конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции.

Summary:

The article pays special attention to the consequences of Russia’s accession to the WTO, namely, the decrease in the competitiveness of agricultural products. The main reason of the low competitiveness is decay of the material and technical base due to the lack of state support. In the conditions of WTO the mechanism of domestic producers’ protection becomes more sophisticated due to the reduction of customs duties.

Keywords:

requirements of the WTO, agriculture, state support, competitiveness of agricultural products.

Система ВТО представляет собой своеобразный, многосторонний пакет соглашений. Регулирование торговли осуществляется преимущественно тарифными методами. Среди основополагающих принципов и правил ВТО: отказ от использования ограничений, разрешения торговых споров путем консультаций и переговоров. Каждая вновь вступающая в данную организацию страна должна идти на тарифные уступки, которые являются своеобразным начальным «взносом», «новички» обязаны строго соблюдать международные фитосанитарные и ветеринарные правила, условия сертификации продукции, специфические и технические стандарты. В то же самое время старые члены ВТО, из числа так называемого «богатого миллиарда», ограничивают поставки продовольствия из других стран, практикуя различные квоты. В ЕС, например, их насчитывается около 90 различных видов, что помогает им осуществлять протекционистские меры по поддержке своих фермеров [1].

Присоединение России к ВТО стало причиной активных обсуждений возможных последствий как для отечественной макроэкономики, так и для отдельного бизнеса. Особую обеспокоенность высказывают предприятия сельскохозяйственного сектора. Существует целый ряд проблем, связанных с адаптацией сельского хозяйства к условиям вступления России в ВТО:

- сельское хозяйство еще не в полной мере преодолело последствия реформ 90-х гг. и кризиса 2008-2010 гг.;

- крайне низким остается уровень доходности большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- недостаточность собственных и привлеченных финансовых ресурсов не позволяет в необходимых темпах модернизировать сельскохозяйственное производство, что негативно сказывается на его конкурентоспособности;

- сохраняется неоправданное отставание уровня оплаты труда занятых в сельском хозяйстве от ее уровня в среднем по экономике страны;

- экономика России уже начала функционировать в рамках Единого экономического пространства; следовательно, требуется согласование всех принятых условий вступления в ВТО с партнерами.

Предприятия российского АПК опасаются за снижение конкурентоспособности своей продукции. В этой связи существуют риски, связанные с тем, что за 18 лет переговоров России не удалось поднять уровень превосходства над конкурентами отечественного сельхозпроизвод-

ства. Причинами данной проблемы является слаборазвитая инфраструктура рынка сельхозпродукции: доля инфраструктурных издержек в цене российской сельхозпродукции значительно превосходит аналогичный показатель аграрно-развитых стран.

22 августа 2012 г. наша страна официально вступила в ВТО. Участие России в данной организации повлечет за собой снижение ставки ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию с 15,178 до 11,275 %, тем самым ослабляя и без того недостаточно устойчивое отечественное сельское хозяйство. Подобная ситуация складывается при вывозе продукции. Россия вынуждена соблюдать условия «ВТО-плюс», которые предусматривают дополнительные требования. Одним из них является полный запрет на использования экспортных субсидий [2].

Высокая кредиторская задолженность сельхозпредприятий также ставит отрасль в заведомо неравные конкурентные условия по сравнению с другими участниками ВТО.

Государство, вступающее в ВТО, должно снизить таможенные пошлины на иностранную продукцию, отказаться от экспортных дотаций, от больших субсидий сельхозтоваропроизводителям, что идет вразрез с аграрной политикой нашей страны, с осуществлением политики протекционизма.

Положительным моментом, безусловно, является тот факт, что, став членом Всемирной торговой организации, Россия получила возможность участвовать в формулировании регулирующих международную торговлю и инвестиции правил, а также возможность защищать свои торговые интересы, используя имеющуюся в ВТО систему урегулирования разногласий.

В России же в настоящее время подтверждена необходимость государственного протекционизма для сельского хозяйства. Поэтому для аграрной экономики сейчас как никогда остро стоит задача финансирования отрасли в тех масштабах, которые предусмотрены Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., и расширения возможностей средне- и долгосрочного кредитования. Помимо этого необходимо предусмотреть применение дискреционных мер стимулирующей фискальной политики (увеличить субсидии и дотации, что для сельского хозяйства особенно важно), что в совокупности должно привести экономику в равновесное состояние, только уже на более высокой точке развития [3].

Одним из основных рисков, связанных со вступлением России в ВТО, является усугубление системных проблем, существующих в отрасли. В первую очередь, это низкая доходность и, как следствие, пониженная инвестиционная привлекательность сельского хозяйства. Открыв свои рынки для стран ВТО, нам предстоит конкурировать с ведущими мировыми экспортерами продовольствия, работающими на основе самых передовых технологий. Производительность труда в этих странах в разы превышает российский показатель, и это при том, что уровень государственной поддержки и тарифной защиты внутреннего рынка у них значительно выше.

Вступив в ВТО до широкомасштабной модернизации отечественного сельскохозяйственного производства, мы рискуем не провести ее еще очень долго, что осложнит решение задачи продовольственной безопасности страны.

Поэтому очень важно как можно скорее создать необходимые условия для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспособности, а, следовательно, обеспечить полноценное финансирование Государственной программы [4].

Для российского сельского хозяйства в сравнении с его конкурентами из более развитых стран государственная поддержка более значима из-за низкой эффективности. Объем прямой сельскохозяйственной поддержки на гектар пашни в ЕС составляет около 500 евро, а в России этот показатель, по данным Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства Россельхозакадемии, в 15 раз меньше - 30-35 евро. В таких условиях сложно говорить о конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Сельское хозяйство в экономике развитых стран все в большей степени превращается в наукоемкую отрасль производства, где основной фактор его прироста определяется не такими традиционными показателями, как землеобеспеченность, наличие трудовых ресурсов и использование устоявшихся технологий, а быстрой реализацией научно-технического прогресса, затраты на науку, ее активное использование в производстве становится стратегическим фактором в определении эффективности сельскохозяйственного производства. К сожалению, в этом плане Россия занимает более чем скромное место, что может иметь долговременные серьезные последствия.

Важную роль в конкурентоспособности российского сельского хозяйства играет и резкое ослабление традиционной материально-технической базы. Так, парк сельскохозяйственных машин за последнее десятилетие сократился вдвое, новая техника только на 20 % заменяет устаревшую. Затраты на ремонт составляют 54 млрд руб. в год. В целом же парк машин серьезно изношен,

так как 80 % его находится за пределами срока амортизации, ожидается его дальнейшее сокращение. Основная причина этому - слабый уровень государственной поддержки.

Сегодня сельское хозяйство России как никогда нуждается в эффективном государственном регулировании. Задача государства состоит в эффективной поддержке сельхозтоваропроизводителей для того, чтобы адаптация сельского хозяйства к работе в условиях ВТО прошла своевременно и менее болезненно [5].

Ссылки:

1. Белякова А.М., Лубков А.Н. Россия и ВТО: новые реалии экономической действительности в сельском хозяйстве // Агропродовольственная политика России. 2012. № 7. С. 7-13.

2. Айдинова А.Т., Щепачева Е.Д. Сельское хозяйство в ВТО: риски и методы их минимизации // Альманах совр. науки и образования. 2013. № 1 (68). С. 17-19.

3. Зарук Н.Ф., Гришин Г.Е., Гудашев В.А. Проблемы и перспективы развития аграрной политики России в условиях ВТО // Нива Поволжья: науч.-теор. и практ. журнал для ученых и специалистов. 2012. № 3. С. 74-80.

4. Ушачев И.Г. О мерах по обеспечению конкурентоспособности продукции российского сельского хозяйства в условиях присоединения к ВТО // Экон. сельскохоз. и перерабатывающих предпр. 2012. № 6. С. 1-5.

5. Горбунова О.А. Российское сельское хозяйство в условиях присоединения к ВТО // Фундам. и прикл. исслед. кооперативного сектора экон. 2012. № 2. С. 70-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.