Научная статья на тему 'Возможные последствия для АПК России при глобализации экономических отношений'

Возможные последствия для АПК России при глобализации экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / LIBERALIZATION / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / OBLIGATIONS / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакарова Рабият Шамсудиновна

Статья посвящена снижению конкурентоспособности отечественного производства в условиях либерализации экономики, наступающей вследствие вхождения в организацию, регулирующую торгово-политические отношения между странами мира, во Всемирную торговую организацию (ВТО). Предложены пути снижения негативных последствий данного шага для аграрно-промышленного комплекса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBLE CONSEQUENCES FOR RUSSIAN AGRICULTURAL SECTOR UNDER GLOBALIZATION OF ECONOMIC RELATIONS

The article discusses the loss of domestic production competitiveness under conditions of economy liberalization that results from joining WTO the world trade organization regulating trade and political relations between the countries of the world. The ways to reduce the adverse effect of this choice on Russian agricultural sector are proposed.

Текст научной работы на тему «Возможные последствия для АПК России при глобализации экономических отношений»

УДК 338.43

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ АПК РОССИИ ПРИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

© Р.Ш. Абакарова1

Дагестанский государственный институт народного хозяйства, 367008, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Д. Атаева, 5.

Статья посвящена снижению конкурентоспособности отечественного производства в условиях либерализации экономики, наступающей вследствие вхождения в организацию, регулирующую торгово-политические отношения между странами мира, - во Всемирную торговую организацию (ВТО). Предложены пути снижения негативных последствий данного шага для аграрно-промышленного комплекса России. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: всемирная торговая организация; интеграция; либерализация; обязательства; конкуренция.

POSSIBLE CONSEQUENCES FOR RUSSIAN AGRICULTURAL SECTOR UNDER GLOBALIZATION OF ECONOMIC

RELATIONS

R.Sh. Abakarova

Dagestan State Institute of a National Economy, 5 D. Ataev St., Makhachkala, Republic of Dagestan, 367008, Russia.

The article discusses the loss of domestic production competitiveness under conditions of economy liberalization that results from joining WTO - the world trade organization regulating trade and political relations between the countries of the world. The ways to reduce the adverse effect of this choice on Russian agricultural sector are proposed. 4 figures.

Key words: world trade organization; integration; liberalization; obligations; competition.

Аграрная сфера - важнейший институт в экономическом хозяйстве страны, формирующий рынок продовольствия и обеспечивающий национальную продовольственную безопасность. В условиях глобализации экономических отношений и развития интеграционных процессов на мировом рынке немало вопросов и споров возникает при обсуждении перспектив развития агропромышленного комплекса России в условиях ВТО - Всемирной торговой организации. Важнейшим условием эффективной экономической политики является равноправное участие страны в торгово-экономических отношениях с зарубежными партнерами и то, насколько эффективно мы сможем воспользоваться преимуществами ВТО и сгладить, несомненно, грядущие негативные последствия [2, с. 203-205].

В связи с интеграцией российского агропромышленного комплекса в мировое хозяйство необходимо исследовать доступность и защиту внутреннего продовольственного рынка РФ. В научных и политических кругах активно обсуждаются вопросы продовольственной независимости и безопасности.

В развитых странах сельское хозяйство неизбежно перепрофилируется в экспортно-ориентированную отрасль в условиях международной либерализации. Реальность такова, что соглашение ВТО по сельскому хозяйству сделало законным его субсидирование в развитых странах. Это ведет к перенасыщению рынков периферии дешевыми, по сравнению с местными, продуктами, падению цен на них. Одновременно, та-

ким образом, сократились возможности менее развитых государств экспортировать собственную продукцию.

Переговоры по вступлению России в ВТО велись с разной степенью интенсивности по четырем ключевым направлениям: сельскохозяйственная проблематика; доступ на рынок услуг; тарифные вопросы; системные проблемы. За это время в стране выявились как сторонники, так и противники присоединения к Всемирной торговой организации. Для усиления конкурентоспособности отечественных товаров предусмотрен адаптационный период от двух до семи лет, различный для каждой товарной группы и отрасли экономики, в зависимости от степени их чувствительности к изменению таможенного тарифа.

Россия взяла на себя обязательства снизить среднюю ставку импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию до 10,8 % с нынешних 13,2 %. Окончательная ставка импортных пошлин будет составлять: 14,9 % на молочные продукты (ныне 19,8); 10,0 % - на зерно (вместо 15 %); 7,1 % на масла, жиры (сегодня это О %); 223 доллара США за тонну сахара (вместо 243 долларов).

Одним из главных препятствий переговорного процесса долгое время оставались обязательства в сфере сельского хозяйства, касающиеся объема его государственной поддержки. За 2012 год он был увеличен с $3,5 млрд. до $9 млрд. В дальнейшем государственная поддержка сельхозпроизводителей

1Абакарова Рабият Шамсудиновна, преподаватель кафедры налогов и налогообложения, тел.: (8722) 565669, (988) 4689571, e-mail: abakarovarabiyat@mail.ru

Abakarova Rabiyat, Lecturer of the Department of Taxes and Taxation, tel.: (8722) 565669, (988)4689571, e-mail: aba-karovarabiyat@mail.ru

должна сократиться по графику до $4,4 млрд. к 2018 году.

К сожалению, реальность такова, что вводимые ВТО санкции в поддержку мирового аграрного сектора экономики вообще не затрагивают США, а направлены сегодня против РФ. Такая политика двойных стандартов ВТО осуждена многими критиками. Если пошлины на мясо в странах ЕС составляют в среднем 215 %, то в России - 15 % (в 14 раз ниже); на молоко -113 %, в России - 15% (7,5 раза); на пшеницу: соответственно 173 % и 15,1 % (11,5 раза).

Адепты провозглашенной ВТО политики утверждают, что предоставленный нам адаптационный период позволит достичь требуемой эффективности, при которой неизбежен переход к современным западным технологиям, снижению себестоимости выпускаемой продукции, улучшению ее качества. Их противники выражают большие сомнения, что требования ВТО выполнят все сельхозпроизводители страны. Многие сегменты сельского хозяйства могут попросту исчезнуть, а сравнительно чистые отечественные продукты вытеснятся импортными генетически модифицированными аналогами.

В настоящее время отечественное сельское хозяйство за счет субсидий устраняет часть своих проблем, в том числе при использовании дешевых энергоносителей. ВТО не признает внутренних цен на них, что резко повысит издержки товаропроизводителей и повлияет на падение реальных доходов населения.

В отчете рабочей группы по вступлению России во Всемирную торговую организацию подробно перечислены только обязательства страны-заявителя и нет анализа последствий такого союза. Да, определенные ожидаемые преимущества можно было бы назвать:

- получение лучших, в сравнении с существующими, и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов.

Вместе с тем правительству РФ необходимо решать задачу ускоренной модернизации экономики, придания ей инновационного содержания. Для этого требуется грамотное перераспределение экспортной ренты из сырьевых отраслей в перерабатывающие. Правила ВТО снижают такие возможности до минимума.

У сторонников вступления России в ВТО имеются свои экономические аргументы. Страна, торгуя без

членства в этой международной организации, ежегодно недополучает около двух млрд, которые она теряет на иностранных таможенных пошлинах и тарифах, говорят они. Но в конечном итоге реальный баланс потерь и приобретений от включения в свободную торговлю будет зависеть исключительно от профессионализма в экономической политике российского правительства [4, с. 91-95].

Сегодня ни у кого, начиная с простого населения и заканчивая властями, нет ясного понимания того, зачем вступление в ВТО нужно для страны. Россия особо не выиграет по экспорту - она преимущественно сырьевая держава, а для защиты отечественного производителя в ряде отраслей ей придется прикладывать куда больше усилий. Оценить выигрыш или проигрыш удастся лишь через пять-семь адаптационных лет.

Главный политический эффект от ВТО заключается в дальнейшей интеграции России в глобальную экономику. Важно заметить, что либерализация товарных и финансовых рынков и усиление взаимозависимости национальных хозяйств несут неодинаковый эффект отдельным странам и отраслям в силу различий их потенциала и относительной конкурентоспособности. Основными преимуществами располагают наиболее развитые страны мира, для них глобализация дает возможность расширить свое экономическое пространство.

Страны и отрасли с менее высоким уровнем развития сталкиваются с серьезными проблемами адаптации в процессе интегрирования в глобальную экономику. Основная опасность состоит в том, что в условиях снижения роли национальных государств в регулировании мирохозяйственных связей уменьшаются их возможности защищать себя от колебаний рыночной конъюнктуры, финансовых и экономических кризисов, более могущественных конкурентов. От открытия глобальных рынков в выигрышном положении должны находиться те отрасли страны, которые традиционно являются экспортно - ориентированными. У России 70% экспорта приходится на нефть, газ и другие минеральные сырьевые ресурсы, которые правилами ВТО не регулируются. Поэтому членство в этой организации никак не способно помочь дополнительно увеличить экспортную выручку.

В агропромышленном комплексе есть ряд наиболее чувствительных товарных рынков, которые могут значительно пострадать от либерализации внешнеторговых правил. Речь идет о товарах, которые на сегодня лучше всего защищены тарифно-таможенным регулированием: мясо и мясопродукты, молочные продукты длительного хранения (сыры, сухое молоко, молочный жир), сахар, рис, сезонные овощи. По всем этим продуктам договоренности оказались не в нашу пользу. Российский рынок становится более доступным для недорогих сыров, составляющих основную конкуренцию нашим производителям. Казалось бы, что от этого должен выиграть потребитель. Однако необходимо обратить внимание, что по регламентам многих стран ВТО в молоке допускается больший процент антибиотиков; предъявляются очень мягкие,

по сравнению с российскими, требования по микробиологии, по содержанию сухого молока и т.д. В нашей стране требования к молочным продуктам более жесткие, и есть большая вероятность того, что члены ВТО сочтут их избыточными. Молочное животноводство при более низких ввозных пошлинах может снизить выпуск сухого молока, по оценкам Минсельхо-за, на 38%, зато импорт увеличится на 60%. Доля импортного сыра возрастет с 47 до 61%. За три-пять лет, таким образом, окажутся на грани разорения до 200 региональных заводов, потери сельхозпроизводителей достигнут 30 млрд рублей.

Сильно обеспокоены ситуацией рисоводы. Защищающая рынок пошлина - на сегодня 120 евро за тонну - будет снижена в три раза. Эта отрасль выросла благодаря государственной поддержке: производство зерна увеличилось с 300 тыс. т в 2005 году до 1,2 млн т в 2011 году. Россия стала полностью покрывать внутренние потребности в рисе. Однако вступление в ВТО обусловит безусловное падение этого сектора.

С точки зрения отрицательных последствий присоединения к ВТО, наиболее показательным является пример аграрного сектора, который нуждается в защите. Уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. Если у нас сельскохозяйственные производители получают дотацию не больше $35 на гектар, то в США ее размер составляет для фермеров $750, в ЕС - $350. А по условиям вступления в ВТО Россия должна и дальше снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 п.п.

По оценкам экспертов Мирового банка, вступление России в ВТО на оговоренных условиях приведет к снижению объемов производства нашей страны: в

сельском хозяйстве и пищевой промышленности на 3 и 14% соответственно; сокращению квалифицированной рабочей силы на 3 и 15%; увеличению импорта на 11 и 38%; сокращению экспорта на 6 и 8%.

России будет вынуждена пойти на уступки. Правила ВТО ограничивают государства не только в поддержке старых отраслей, но и в проведении активной промышленной политики, направленной на модернизацию [3, с. 6-9].

Таким образом, для решения проблемы снижения негативных последствий в АПК от вступления России в ВТО необходимо: совершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу; разработать и реализовать государственные программы поддержки развития АПК и инфраструктуры продовольственного рынка; принять конструктивные меры по повышению уровня качества жизни населения; совершенствовать таможенную, кредитную и налоговую политику. России с ее огромными земельными и трудовыми ресурсами, многообразием климатических зон не подобает оставаться в течение сколько-нибудь длительного периода времени страной, находящейся в зависимости от импорта продовольствия и колебания цен на мировом рынке. Должен быть реализован принцип: Россия -великая аграрная держава [1, с. 109-110].

Основным последствием вступления в ВТО для экономики страны станет не столько снижение пошлин, сколько установление формальных ограничений для экономической политики всех будущих правительств России. Современные тарифные гарантии государства в той или иной мере известны, но последующие обязательства системного плана остаются для широкой общественности неизвестными.

Статья поступила 09.03.2014 г.

Библиографический список

1. Абакарова Р.Ш. Сельское хозяйство как объект первооче- ция. 2012. №2. С. 203-205.

редной протекционистской поддержки // Глобальный науч- 3. Кондратьев В.В. Большая дорога импорта // Прямые ин-ный потенциал. 2013. № 3 (24). С. 109-110. вестиции. 2013. № 6. С. 6-9.

2. Климова Н.И. АПК России в условиях ВТО: перспективы и 4. Митин А.Н. Сш ргск^еБ! нахождение России в ВТО // Аг-угрозы // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкурен- рарный вестник Урала. 2012. № 8(100). С. 91-95.

УДК 005.591.6:33

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МОНГОЛИИ В ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

© Алтангэрэл Эрдэнэсайхан1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Конкурентными преимуществами в XXI веке будут обладать страны, сформировавшие современные инновационные стратегии, основанные на знаниях и благодаря этому создающие большую долю добавленной стоимости за счет интеллектуальных ресурсов. Табл. 4. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: инвестиционная политика; эффективность инвестиции; горнодобывающая отрасль Монголии.

1Алтангэрэл Эрдэнэсайхан, аспирант, тел.: 89041132185, e-mail: ersa_n@yahoo.com Altangerel Erdenesaikhan, Postgraduate, tel.: 89041132185, e-mail: ersa_n@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.