Научная статья на тему 'Конкурентоспособность региональной экономики: институциональные аспекты'

Конкурентоспособность региональной экономики: институциональные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журова Галина Павловна

Статья посвящена анализу институциональной среды как фактора модернизации экономики, роста её конкурентоспособности. Определены приоритеты развития Курской области на основе институциональных преобразований. Предложена политика развития институциональной среды как основы устойчивого экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность региональной экономики: институциональные аспекты»

УДК 337.0040

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Журова Галина Павловна, ст. преподаватель Россия, г.Курск, Юго-Западный государственный университет

Статья посвящена анализу институциональной среды как фактора модернизации экономики, роста её конкурентоспособности. Определены приоритеты развития Курской области на основе институциональных преобразований. Предложена политика развития институциональной среды как основы устойчивого экономического роста.

Ключевые слова: модернизация, экономика, институциональная среда, конкурентоспособность.

COMPETITIVENESS OFREGIONALECONOMIES: INSTITUTIONAL ASPECTS Zhurova Galina Pavlovna, senior lecturer, Russia, Kursk, South West state university

Abstract: The article deals with the analysis of institutional environment as a factor of economic modernization and economic competitiveness growth. Development priorities of Kursk region on basis of institutional changes are set. A development policy of institutional environment as the basis of steady economic growth is suggested.

Keywords: modernization, economy, institutional environment, competitiveness

Крупномасштабные экономические реформы девяностых годов прошлого столетия были направлены в первую очередь на повышение эффективности российской экономики. Общая концепция реформ основывалась на тезисе, что "исторический эксперимент" развития экономики на основе общественной, а по сути государственной собственности показал полную неспособность государственно-плановой экономики обеспечить экономическую эффективность, и перед обществом должна быть поставлена задача передачи средств производства в частные руки с целью создания основ рыночной экономики. Практика проводимых реформ показала решающее значение проблемы внедрения в общественное сознание институциональной составляющей экономической модернизации.

Институциональные изменения как составная часть процессов модернизации российской экономики обусловлены необходимостью формирования и закрепления таких правил и норм поведения, правил взаимодействия в обществе, соблюдение которых обеспечит переход на инновационный путь развития и, как следствие, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Большинство исследователей национальную конкурентоспособность понимают как способность страны, её институтов обеспечить стабильные темпы экономического роста, способность в условиях глобальной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка и удерживать устойчивые позиции в соперничестве с другими странами [1; 2; 3].

В последнее десятилетие конкурентоспособность России оценивается рейтинговыми агентствами на достаточно низком уровне. По данным индекса глобальной конкурентоспособности, рассчитываемого Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), в 2005 году российская экономика находилась на 75 месте среди 117 стран, в 2006 году Россия поднялась на 59 место. Самые лучшие позиции российская экономика имела в 2007 и в 2008 годах, которые были наиболее благоприятными с точки зрения конъюнктуры мирового рынка, занимая соответственно 58 и 51 места. В прошлом, 2012-2013 году, в рейтинге глобальной конкурентоспособности Россия заняла лишь 67 место среди 148 стран, находясь в таблице рейтинга между Ираном (66 место) и Шри Ланкой (68 место) [4].

На наш взгляд на современном этапе конкурентоспособность национальной экономики определяется конкурентоспособностью экономик её регионов. Можно согласиться с мнением, что определяющими для глобальной конкуренции являются не только собственно продукты, но и социально-экономические условия, созданные в регионах. Роль государства изменилась - она смещается от традиционной роли в разработке промышленной политики в сторону создания условий для развития производственных систем на местном уровне [2].

Анализ возможностей роста конкурентоспособности региональных социально-экономических систем связан с выделением различных институтов, формирующих институциональную среду региона. С точки зрения современной экономической теории, институты - это совокупность формальных и неформальных рамок, обеспечивающих координацию действий индивидов в экономической, политической и социальной сферах, это своего рода правила игры в обществе. Следует отметить, что существует чёткая взаимосвязь между конкурентоспособностью регионов и характером и степенью развитости институциональной среды.

Существуют различные принципы классификации институтов. При этом, традиционным уже стало выделение в институциональной структуре региона формальных и неформальных институтов, эволюционных и консервативных, институтов развития и деструктивных институтов и др. Следует отметить, что основные институциональные реформы, проводимые в России в последние годы были связаны с созданием институциональных форм, необходимых для замены плановых институтов рыночными или для осуществления макроэкономической стабилизации, но не для создания условий устойчивого экономического роста. В то же время, результаты анализа современной зарубежной и российской практики, проведённые в по-

следнее десятилетие, свидетельствуют, что по достижении определенной степени макроэкономической стабилизации институциональная среда становится особенно важным детерминантом экономического роста [2].

Особую роль среди институциональных факторов роста конкурентоспособности играет разработанная инновационная стратегия (или программа) социально-экономического развития региона, где определены направления развития и модернизации его социально-экономической системы.

Примером эффективных институциональных преобразований в Курской области стала принятая в 2007 году Стратегия социально-экономического развития до 2020 года. Она разработана, исходя из важнейших проблем развития региона, ресурсного потенциала, необходимости активизации потенциальных точек роста экономики области. Стратегия определила приоритетные направления развития области на долгосрочную перспективу. Понимание исключительной важности активизации инновационной деятельности для развития региона, роста конкурентоспособности его экономики, позволило определить базовый инновационно-прорывной сценарий развития, который включил три стратегических направления развития: «Ресурсный регион», «Индустриально-инновационный центр», «Возвращение агропромышленного статуса». Эти направления основываются на идеях развития и совершенствования рыночных механизмов финансово-хозяйственной деятельности, кластерного развития научно-технического и производственного потенциала, усиления государственного стратегического управления, ключевыми инструментами которого являются целевые программы регионального развития. Курская область является одним из промышленно развитых регионов Российской Федерации.

Таблица 1. Прогнозные значения показателей инновационного потенциала Курской области

Показатели Ед. измерен. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Численность персонала, занятого инновационными работами чел. 4645 5083 5588 6111

Численность исследователей чел. 1393 1457 1564 1662

Численность техников чел. 538 606 679 759

Предприятия, занимающиеся исследованиями и разработками шт. 15 16 16 17

Затраты на технологические инновации млн. руб. 893,114 967,3 1014,96 1062,62

На её территории функционирует многоотраслевой хозяйственный комплекс, который включает более 350 крупных и средних предприятий. Учитывая, что конкурентоспособная экономика формируется как

результат институциональных, экономических и социальных инноваций, Законом Курской области «О программе социально-экономического развития Курской области на 2011—2015 гг.» определены задачи формирования инновационной инфраструктуры, развития научно-технической деятельности и внедрения инноваций. Программа определила прогнозные значения показателей инновационного потенциала Курской области до 2015 года. (Таблица 1) [5]. В процессе реализации этой программы совершенствуется законодательная и нормативно-правовая база, реализуются областные и ведомственные целевые программы, соглашения с инвесторами (собственниками предприятий), федеральными органами власти, с другими структурами, деятельность которых способствует привлечению инвестиций в экономику региона. Формы государственной поддержки инвесторов регламентированы так же региональным законом «Об инвестиционной деятельности в Курской области». В Курской области на конкурсной основе предоставляются бюджетные инвестиции и субсидии на возмещение части процентных ставок по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов. В 2011 году администрация Курской области за счет средств областного бюджета предоставила субсидии инвесторам в сумме 16 млн. руб. на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. В 2012 году на эти цели в областном бюджете было предусмотрено 25 млн. руб. Используется также практика возмещения части процентной ставки по кредитам на уплату лизинговых платежей за оборудование, которое приобретается в рамках реализации инвестиционных проектов. Законодательно закреплено право инвесторов, построивших новые предприятия в обрабатывающих отраслях, на понижение на 4,5 процентных пункта налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональный бюджет. Для поддержки реального сектора в Курской области принята целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курской области на 2011-2015 годы». В соответствии с ней в 2012 году создано ОАО «Агентство по привлечению инвестиций Курской области». Основные задачи Агентства - взаимодействие с органами государственной власти Курской области по формированию инвестиционной политики региона, а также содействие отечественным и иностранным инвесторам в реализации проектов. В задачи Агентства входит также формирование и развитие промышленных парков, консультация потенциальных инвесторов, заинтересованных в создании в регионе новых производств. Агентство взаимодействует с органами местного самоуправления по земельным вопросам и сопровождает инвесторов в процессе осуществления проектов [6]. Эффективное взаимодействие власти и бизнеса, положительные преобразованиям в институциональной среде позволили улучшить позиции Курской области среди регионов ЦФО. По данным рейтингового комитета АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» о социально-экономическом и политическом развитии об-

ластей Центральной России в 2012 году Курская область заняла седьмую строку и вошла во вторую группу как регион перспективного развития. Агентство присудило Курской области класс «В», что соответствует удовлетворительному уровню надежности [6]. Рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило Курской области в 2012 году долгосрочный рейтинг в иностранной валюте и национальной валюте на уровне «ВВ+», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «В» и национальный долгосрочный рейтинг на уровне «АА(гш)». Присвоение области данных рейтингов говорит об устойчивости экономики, хороших показателях исполнения бюджета и низком риске инвестирования в экономику региона. Более высокие рейтинги по данным Fitcth Ratings только у Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана [7].

Оценивая эффективность функционирования региональных социально-экономических систем, в заключении можно сделать вывод, что существует прямая зависимость уровня эффективности инвестиционной политики, роста инновационной направленности экономики, повышения её конкурентоспособности и степени развитости институциональных среды.

Литература:

1. Анучин А. А., Беленов О.Н. Конкурентоспособность стран и регионов. [Текст]: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2011. - 144 с.

2. Вертакова Ю.В., Крыжановская О.А. Управление изменениями в развитии социально-экономических систем: маркетинговый подход.[Текст]: - Воронеж: Научная книга, 2010. - 179 с.

3. Сепик Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты. - М.: РЕЦЭП,

2005. - 45с.

4. Индекс глобальной конкурентоспособности - информация об исследовании. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www. weforum/org/gcr

5. Программа социально-экономического развития Курской области на 20112015 годы. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://oblduma.kursknet.ru/zd4/11-015zko.php

6. Материалы официального сайта администрации Курской области. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.adm.rkursk.ru

7. Материалы информационного агентства АК&М. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.akm.ru>rus/analyt/interview14.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.