Научная статья на тему 'Институциональная среда и ее влияние на конкурентоспособность региона'

Институциональная среда и ее влияние на конкурентоспособность региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / REGIONAL COMPETITIVENESS / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / TRANSACTION COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамбеева Юлия Николаевна

Рассматриваются вопросы влияния институциональной среды на конкурентоспособность региона. Оцени вается институциональная среда экономики российских регионов. Предложена схема влияния институциональной среды на конкурентоспособность регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гамбеева Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional Environment and Its Influence on Competitiveness of a Region

The impact of institutional environment on the competitiveness of a region is studied. The institutional environment of the Russian regions economy is assessed. A scheme of the influence of institutional environment on the competitiveness of the regions is proposed.

Текст научной работы на тему «Институциональная среда и ее влияние на конкурентоспособность региона»

позволит существенно расширить их финансовый потенциал. Кроме того, расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов с привлечением иностранного капитала, усиление инвестиционной направленности бюджетной политики, стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики за счет развития системы государственных гарантий, предоставляемых инвестору на приоритетных для региона направлениях инвестирования, будет способствовать развитию регионального промышленного комплекса.

Библиографический список

1. Черкасова Т.П. Потенциал и ограничения реализации инвестиционно-инновационной модели роста в России // Вестник ПАГС. 2011. № 2 (27). С. 180.

2. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. М., 2011.

3. Кульман А. Экономические механизмы / пер. с фр. М., 1993.

4. Спицын А.Т. Интеграция и модернизация российской экономики на современном этапе. М., 2007.

5. Архипова М.В. Организация эффективной работы механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы // Вестник ПАГС. 2011. № 3 (28). С. 173.

Y.N. Gambeeva Institutional Environment and Its Influence on Competitiveness of a Region

The impact of institutional environment on the competitiveness of the region is studied. The institutional environment of the Russian regions economy is assessed. A scheme of the influence of institutional environment on the competitiveness of the regions is proposed.

Key words and word-combinations: regional competitiveness, institutional environment, transaction costs.

Рассматриваются вопросы влияния институциональной среды на конкурентоспособность

региона. Оценивается

институциональная среда

экономики российских регионов. Предложена схема влияния институциональной среды на конкурентоспособность регионов.

Ключевые слова и словосочетания: конкурентоспособность региона, институциональная среда, трансакционные издержки.

УДК 338.24

ББК 65.050

Ю.Н. Гамбеева

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА

Ву

условиях глобализации мировой экономики возрастает актуальность проблемы управления региональной конкурентоспособностью. Обзор теоретической и эмпирической литературы подтверждает, что нет единого универсального подхода к определению понятия «региональная конкурентоспособность», который бы в полной мере охватил всю сложность категории. Конкурентоспособность регионов следует определить как способность в условиях оптимальной институциональной

2012 • ВЕСТНИК ПАГС

103

среды, обеспечивающей демократические свободы и свободный и открытый рынок, производить товары и услуги, востребованные на мировом рынке, поддерживая в то же время высокий и устойчивый уровень жизни и дохода населения, или, более широко, как способность регионов создавать в условиях внешней конкуренции относительно высокий уровень дохода и занятости населения.

В качестве движущей силы региональной конкурентоспособности выступают следующие факторы: инновации, человеческий капитал; институциональная и отраслевая структура, предприятия и сети; инфраструктура; инвестиционная привлекательность; типология регионов; интернационализация; характер прямых иностранных инвестиций; географические особенности.

В общей массе обстоятельств и условий, определяющих региональную конкурентоспособность, особое внимание следует уделять институциональным факторам, определяющим способность остальных условий трансформироваться в конкурентные преимущества.

Необходимо отметить, что само наличие институтов не выступает положительным условием для развития региональной экономики - институты должны обладать определенными качествами, или, по мнению Е. Ясина, «быть продуктивными», то есть способствовать росту экономики региона и благосостояния граждан [1].

Объединив результаты многочисленных научных публикаций, можно составить систему таких продуктивных институциональных факторов конкурентоспособности регионов:

- региональные рынки, где осуществляется конкуренция местных производителей за сбыт своей продукции; образование цен зависит от соотношений спроса и предложения, а не от законодательных ограничений;

- институты регионального управления, обеспечивающие равный доступ к ресурсам, гарантирующие защиту прав собственности; наблюдается низкий уровень коррупции; органы региональной власти устраняют структурные диспропорции в регионе;

- институт органов охраны правопорядка и судебная система, обеспечивающие доверие граждан к справедливости принимаемых решений и законов;

- система институтов образования и науки, обеспечивающие создание высокоразвитых технологий и инноваций;

- система культурных, религиозных ценностей, стимулирующих высокоэффективный тип поведения агентов рынка.

Представленная система институтов не лишена недостатков, однако практика наиболее успешных стран и регионов свидетельствует, что указанные качественные характеристики институтов создают позитивные мотивации для предпринимательской и инновационной деятельности, а также способствуют притоку инвестиций в экономику региона и, соответственно, росту его благосостояния.

Институциональная среда необходима для упорядочения взаимоотношений между хозяйствующими субъектами региона и эффективного использования базовых элементов конкурентоспособности. Таким образом, базовые и обеспечивающие характеристики конкурентоспособности взаимодействуют и создают синергетический эффект их реализации.

Каждая институциональная структура формирует в своем регионе некую основополагающую центральную конструкцию общественно-экономических

1 04 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

отношений. Вот почему регионы функционируют в рамках той институциональной среды, которая характерна для всей страны в целом, и не всегда стране удается сохранить устойчивое состояние своей институциональной среды. Рассматривая это утверждение применительно к России, можно утверждать, что существует определенный дисбаланс в ее развитии. По мнению А.Р. Цыренова, начиная с 2000-х годов российская институциональная среда находится в неустойчивом переходном состоянии [2]. Конец 1990-х годов сопровождался распадом многих общественных институтов и разрушением ряда социальных норм, поэтому на начальном этапе формирования институциональной среды России обязательным было участие государства в процессах формирования новых институтов и сохранения остатков прежней структуры. На следующем этапе предполагалось создание рыночно ориентированной институциональной среды на основе только что созданной структуры. Однако в этот момент возникла серьезная проблема, на долгие годы загнавшая Россию в рыночный тупик.

С одной стороны, государство само по себе уже является институтом, то есть частью структуры, вокруг которой формируется институциональная среда. С другой стороны, государство следует признать институциональной средой, обеспечивающей работу отдельных организаций и предприятий. Новые веяния требовали серьезных, глубинных перемен на всех уровнях сложной, многоэтажной институциональной среды, которой выступает Россия. На деле же часть старых, неформальных норм осталась, а формальные «правила игры» изменились. Прежние институты не были уничтожены - на них, как на основе, выстроены новые институты. Созданная шаткая конструкция была скреплена новыми моделями нормативных правил. В результате рыночные преобразования оказались малоэффективными.

Таким образом, сегодня институциональная среда экономики российских регионов представляет собой структуру с огромным количеством экономических и административных барьеров. На основе данных международного рейтингового агентства Fitch Ratings можно выделить следующие ограничивающие факторы:

1. Финансовая база регионов. Практически ни один регион России не обладает достаточными ресурсами для полноценного развития. В последние годы региональные бюджеты неуклонно сокращаются, а федеральное законодательство меняется в сторону возложения все большей доли обязательных расходов на плечи регионов, не обеспечивая при этом их ни самостоятельностью для зарабатывания средств, ни источниками финансирования.

2. Система межбюджетных отношений. Высокая степень нестабильности налогового законодательства ведет к неустойчивости позиций местных властей в области долгосрочного и даже среднесрочного планирования.

3. Неспособность управлять долговыми обязательствами. Регионал ьн ые власти живут по правилу «здесь и сейчас», поэтому их долг представлен преимущественно банковскими кредитами, взятыми на год для латания дыр в местном бюджете.

4. Концентрация полномочий по установлению налоговых ставок на федеральном уровне ведет к недостатку финансовой самостоятельности региональных органов власти, а значит невозможности автономного существования без поддержки со стороны федерального бюджета.

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 10 5

5. Постоянная корректировка региональных бюджетов ведет к непредсказуемости их структуры и невозможности стратегического планирования на долгосрочный период.

Данный список можно дополнить выводами других исследователей. Например, Н.Я. Калюжная, определяя ограничения институциональной среды российских регионов, выделяет горизонтальную и вертикальную ассиметрии статусов и возможностей, характерные для субъектов РФ [3]. Различные типы субъектов Федерации по-разному влияют на федеральный центр, у каждого свои трансферты и налоговые правила поведения. Будучи равными друг другу по конституционному статусу, одни из субъектов входят в состав других. В результате распределение полномочий происходит неравномерно и субъективно. На первое место выходят субъекты, чье региональное руководство обладает большим политическим весом и большим объемом политических и экономических ресурсов. Возникает безграничное поле для развития коррупции, что, в свою очередь, ведет к росту транзакционных издержек.

Существует и так называемая вертикальная информационная ассиметрия. Регионы принимают на своем уровне законодательные акты, которые в той или иной мере затрагивают интересы федерального центра, причем чаще всего (до 70%) в сфере имущественных и ресурсных вопросов. Рано или поздно федеральный центр начинает защищать свои интересы, что также приводит к дополнительному росту транзакционных издержек.

Указанные виды ассиметрии ведут к созданию дополнительных барьеров для стратегического хозяйствования в отдельных регионах.

Итак, конкурентоспособность региона, напомним, определяет уровень развития институциональной среды. Следует отметить, что сегодня она мало подходят для формирования здоровой конкуренции между отдельными регионами России. Существует несколько основных проблем, без решения которых бесполезно ожидать каких-либо позитивных сдвигов в данном вопросе:

- у регионов отсутствует мотивация к повышению уровня конкурентоспособности из-за высокой степени децентрализации ресурсов и полномочий;

- регионы ориентируются на выгоды благоприятного географического положения, ресурсы и агломерационный эффект;

- регионы готовы вкладывать ресурсы в развитие институциональной среды при наличии уже существующей конкуренции за человеческий капитал и инвестиции;

- региональные власти предпочитают ориентироваться на федеральную поддержку и не стремятся получить больший объем полномочий.

Рассматривая механизм влияния институциональной среды на конкурентоспособность региона, объясним схему его действия, представленную на рисунке. В рамках страны следует различать три основных направления влияния институциональной среды извне: на уровне законодательства, фискальной политики и монетарной политики. На региональном уровне институциональная среда может меняться только в направлении законодательства и фискальной политики субъекта Федерации, то есть там, где начинают действовать региональные законы и подзаконные акты.

Основной проблемой в этом случае выступает необязательность на местах

1 06 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

исполнения принятых законов. Уровень соблюдения и федерального и местного законодательства значительно колеблется по России от региона к региону. Таким образом, одним из основных факторов влияния институциональной среды на конкурентоспособность региона следует признать безусловное соблюдение законодательства и следование федеральной и местной налоговой политике.

Федеральный уровень

Законодательство Фискальная политика Монетарная политика

Регион альный уровень

Законодательство 1 І I | Фискальная политика

Исполнение законов

Формальные

институты

1 .Стимулы к инновациям 2. Взаимосвязь институтов. Координация

\\

Формирование института участия общества в создании законов

Информационная открытость

Конкурентоспособность региона

Механизм влияния институциональной среды на конкурентоспособность региона

К работе в этом направлении необходимо привлекать не только формальные институты, но и общество. Политика благонадежности должна транслироваться государством уже на уровне региональных властей. Она будет более эффективной не только при соблюдении формальных, зафиксированных в законе ограничений, но и с учетом так называемых неформальных «правил игры». Еще одним направлением деятельности региональных властей должно стать формирование института участия общества в создании законов, то есть активное привлечение граждан к работе по решению проблем регионального уровня (принятие стратегических решений по освоению новых территорий, выборная деятельность и т.п.), что может серьезно влиять на дальнейшее развитие субъекта Федерации. Референдумы, опросы, общественные слушания как методы формирования института участия общества в законодательных процессах невозможны без информационной открытости. Этот блок подразумевает не только публикацию информации о поставленных задачах и принятых решениях в региональных СМИ, но и использование в этих целях быстроразвивающейся в регионах Интернет-среды. Роль данного информационного поля растет с каждым днем и, как показывает практика центральных регионов России, уже позволяет в определенной мере координировать и

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 10 7

Я.Ю. Маслова

контролировать действия наиболее активной части молодежи. Участие граждан в управлении регионом способствует снижению уровня социальной напряженности и привлечению дополнительных трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Таким образом, опыт показывает, что необходимо создавать условия для инициативы регионов, имеющих конкурентные преимущества и выигрывающих от развития институтов. Совершенствование институциональной среды будет содействовать формированию региональных конкурентных преимуществ - снижению транзакционных издержек и повышению эффективности хозяйственной деятельности. Среди основных направлений развития институциональной среды следует особое внимание направить на контроль за исполнением нормативных актов, принятых формальными институтами. Не меньшие усилия следует задействовать в создании общественных институтов, способных повысить конкурентоспособность региона.

Библиографический список

1. Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. 2004. № 7. С. 19-34.

2. Цыренов А.Р Механизм государственного воздействия на формирование институциональной среды экономики региона: автореф. диссертации канд. экон. наук. СПб., 2003.

3. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М., 2004.

Ya.Yu. Maslova Personnel Assessment Improvement on the Basis of Situational Approach

The issue of personnel assessment on the basis of situational approach is actualized. The special attention is given to the improvement of application of this approach to personnel assessment in an organization.

Key words and word-combinations: personnel assessment system, approaches to personnel assessment, situational approach.

Доказана актуальность проблемы оценки персонала на основе ситуационного подхода. Особое внимание уделено

совершенствованию применения данного подхода к оценке персонала в организации.

Ключевые слова и словосочетания: система оценки персонала, подходы к оценке персонала, ситуационный подход.

УДК 331.108 ББК 60.823.3

Я.Ю. Маслова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА НА ОСНОВЕ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА

Фо

ормирование теоретических понятий, положений оценки персонала, оценочных процедур и технологий осуществляется с позиции определенных подходов. Подход в широкой трактовке - совокупность приемов, способов в изучении чего-либо [1, с. 724]. Узкие и наиболее точные трактовки даются в отношении конкретных подходов. В обла-

108

2012 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.