ИХИЛОВА.Д.
КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
В статье предложена и рассмотрена системно-институциональная концепция повышения конкурентоспособности промышленного комплекса региона. Раскрыта роль государственного регулирования в повышении конкурентоспособности промышленного комплекса региона за счет формирования эффективной институциональной среды.
IHILOV A.D.
THE CONCEPT OF SYSTEMATIC AND INSTITUTIONAL APPROACH TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF THE INDUSTRIAL
COMPLEX OF THE REGION
The paper presents and discusses the concept of institutional system increasing the competitiveness of industry in the region. The author reveals the role of government regulation to improve the competitiveness of industry in the region due to the formation of an effective institutional environment.
Ключевые слова: конкурентоспособность региона, промышленный комплекс, системный подход, институциональный подход, государственное регулирование экономики, модель повышения конкурентоспособности, потенциал.
Keywords: competitiveness of the region, the industrial complex, a systematic approach, institutional approach, government regulation of the economy, the model of improving competitiveness, potential.
Как показывает практика, в условиях рыночных отношений в экономике возрастает роль государственного регулирования. Необходимо законодательное регулирование налоговой политики, выгодной и государству, и предприятиям. Неоправданно тяжелая налоговая нагрузка может послужить негативным фактором для развития предпринимательской деловой среды.
В целом практика развитых стран знает следующие формы участия государства в регулировании экономики своих регионов:
❖ общественные работы с целью поддержания занятости и покупательной способности групп и слоев населения, пострадавших от длительного спада экономической активности;
❖ поддержание или стимулирование уровня агрегированного спроса мерами фискальной и кредитно-денежной политики (налоговые льготы, стимулирующие процентные ставки);
❖ поддержание или стимулирование уровня занятости и экономиче -ского роста (налоги, процентные ставки, экспортные субсидии, государственная поддержка крупномасштабных, лидерских проектов);
❖ государственные заказы оборонного и научно-технического характера, а также по проектам обеспечения технологического лидерства;
❖ государственные закупки и введение системы государственных резервов продукции сельского хозяйства и стратегических материалов;
❖ установление гарантийных квот сельскохозяйственного производства;
❖ участие в финансировании развития инфраструктуры (общегосударственные и местные транспортные системы, системы связи);
❖ контроль за деятельностью рыночных структур (товарных и фондовых бирж), исполнение арбитражных функций в области трудовых отношений, торгово-коммерческой практики и энергетики;
❖ участие в информационном обслуживании народного хозяйства (система государственной статистики и стандартов хозяйственной и финансовой отчетности, аудита);
❖ государственные предприятия, которые не удовлетворяют стандартам частной рентабельности, но считаются важными с точки зрения государственного престижа и долгосрочных перспектив;
❖ объявленные приоритеты экономической политики как важный элемент формирования предпринимательского и инвестиционного климата;
❖ кредитно-денежная и антиинфляционная политика, включая политику учетной ставки центрального банка для регулирования объема денежной массы и потоков финансовых расходов соответственно текущему уровню инфляции.
Все эти формы призваны целенаправленно координировать деятельность участников народнохозяйственной системы с тем, чтобы достижение частной выгоды способствовало реализации общенациональных приоритетов и интересов [4].
Государство может оказывать наиболее значимое воздействие на конкурентоспособность промышленного комплекса региона через институциональные условия. Необходимо принимать меры по изменению федерального и региональных законодательств, направленные на облегчение условий для осуществления хозяйственной деятельности на территории регионов. Сюда также относятся изменения налогового законодательства, снижающего налоговую нагрузку на хозяйствующего субъекта.
Государственное влияние на природно-климатические условия региона ограничено. Речь может идти скорее о разработке компенсирующих механизмов для регионов с неблагоприятными для населения природно-климатическими условиями. В плановой экономике России соответствующие мероприятия предполагали установление за счет бюджетных средств повышенной заработной платы для работников, занятых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льготные условия для них и т.п. С
переходом к рыночным отношениям возможности такого воздействия существенно сузились, а соответствующие расходы по созданию компенсирующих механизмов были фактически отнесены на бюджет работодателей.
Что касается экономических и социальных условий, то и на них возможности государственного влияния ограничены. Ситуация в рыночной экономике складывается таким образом, что величина прожиточного минимума фактически лишь конституируется региональной администрацией, в то время как в основном она является результатом формирования цен на свободном рынке [5].
Для повышения конкурентоспособности промышленного комплекса региона законодательная база должна обеспечивать:
❖ повышение конкурентоспособности институтов власти;
❖ повышение конкурентоспособности образования и культуры;
❖ повышение конкурентоспособности науки;
❖ активизация инновационной деятельности в стране;
❖ повышение конкурентоспособности инфраструктуры;
❖ обеспечение комплексной безопасности;
❖ создание эффективной бизнес среды;
❖ повышение конкурентоспособности организаций;
❖ повышение конкурентоспособности технологий, товаров и услуг;
❖ повышение качества жизни населения [1. с 396].
Эффективное воздействие на указанные критерии обеспечит общее снижение транзакционных издержек.
Рис. 1. Механизм воздействия институциональной среды на размеры трансакционных издержек предприятий [3]
При разработке стратегий по повышению конкурентоспособности промышленного комплекса региона можно придерживаться одной из следующих стратегий или их совокупностью:
❖ содействие развитию региональных производственных кластеров;
❖ развитие инновационной сферы;
❖ трансформация государственного сектора экономики.
Наибольший экономический эффект дает использование кластерной
модели развития региональной экономики при включении в него промышленных предприятий, однако кластер может быть применен и для предприятий сферы услуг. Для всей экономики региона кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и конкурентоспособность региона в целом увеличивается. Источником конкурентоспособности регионов становится удачное использование местных особенностей [5].
Развитие региональных кластеров может быть одним из важных элементов политики по повышению конкурентоспособности предприятий и регионов. Бизнес и научное сообщество, региональные органы власти, ассоциации и другие заинтересованные стороны могут играть существенную роль в процессе повышения конкурентоспособности региональных кластеров. Участие региональных органов власти в создании и развитии кластеров особенно важно на первых этапах формирования кластеров и сводится к оценке экономического потенциала региона, к выбору наиболее перспективных кластеров, содействию в их формировании. В дальнейшем участие региональных властей сокращается и главную роль начинают играть законы рыночной экономики, стимулирующие развитие наиболее выгодных производств, а роль региональных органов власти сводится к поддержке важнейших кластеров.
Существуют следующие способы влияния на институциональную среду с целью развития инновационной производственной сферы:
❖ прямое финансовое участие государства в виде финансирования определенных производственных проектов;
❖ финансирование способствующих инновационному развитию элементов инфраструктуры;
❖ мотивация инновационного производства преимущественно через налоговые механизмы и предоставление льгот.
Для оптимизации используемых организационно-правовых форм государственных организаций можно осуществлять следующие преобразования:
❖ государственных учреждений в некоммерческие организации иных организационно-правовых форм;
❖ государственных учреждений в открытые акционерные общества;
❖ государственных унитарных предприятий в некоммерческие организации;
❖ государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
❖ открытых акционерных обществ в некоммерческие партнерства;
❖ изменение вида государственных унитарных предприятий [5].
Рис. 2. Системно-институциональная концепция повышения конкурентоспособности промышленного комплекса региона
В связи с этим рассмотрим механизм воздействия институциональной среды региона на повышение конкурентоспособности промышленного комплекса региона (см. рис. 2). На первом уровне системно-институциональные условия, развитие которых в регионе прямо или косвенно зависит от государственного управления. Эти условия (изменяющиеся условия внешней среды, государственная социально-экономическая политика, Федеральные органы государственного управления, достижения экономической науки) оказывают свое влияние на институциональную среду региона. Которая, в свою очередь, на втором уровне, влияет на формирование организационной культуры, влияющей на органы управления, механизм управления и процессы управления. Качество процессов управления воздействует на основные объекты управления и на актуальные области воздействия (структурные преобразования, институциональные реформы, инновационную активность, привлечение инвестиций, деловую активность, социальную поддержку и защиту).
Первостепенным объектом управления, развитие которого необходимо для роста качества жизни населения, является региональный воспроизводственный потенциал.
Конкурентное преимущество производственных предприятий создается и удерживается в тесной связи с местными условиями. Несмотря на глобализацию отраслей, роль страны и региона базирования предприятия в последнее время усилилась, и успех производственных предприятий в состязании с конкурентами зависит, прежде всего, от положения дел в стране и регионе.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что повышение конкурентоспособности промышленного комплекса региона за счет институциональных факторов в первую очередь зависит от эффективности системного государственного регулирования экономики. С другой стороны, конкурентоспособность региона также зависит от эффективности внутренних процессов, формируемых в данной институциональной среде. Государственное регулирование экономики изначально должно быть направленно на формирование оптимальных процессов внутри объектов управления региона.
_Литература_
1. Фатхутдинов P.A. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2009. - 464 с.
2. Россия в глобализирующемся мире. Стратегия конкурентоспособности. Под редакцией ак. Д.С. Львова, д.э.н. Д.Е. Сорокин. - М.: Наука, 2005. -508 с. Экономическая наука современной России.
3. Табурчак, А.П. Институциональная среда и эффективность связующих процессов корпоративных структур в промышленности: автореферат дис. ... д-ра экон. наук [Текст] / А.П. Табурчак. - Белгород: БГТУ, 2007. - 52 с.
4. Институциональная экономика. Учебное пособие. Под руководством академика Д.С. Львова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 318 с. Серия «Высшее образование».
5. Механизмы повышения конкурентоспособности экономики регионов Смирнов С.Н., Симачев Ю.В., Засимова Л.С., Чулок A.A. - М.: ГУ ВШЭ. Препринт WP1/2005/06. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - 64 с.