ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Инновации и инвестиции
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В ПОВЫШЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ольга Аркадьевна КАЗАРЦЕВАа*, Екатерина Евгеньевна ХАРЛАМОВАь
а студентка магистратуры факультета экономики и управления,
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация [email protected]
b кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов предприятия, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация [email protected]
* Ответственный автор
История статьи:
Принята 08.04.2015 Принята в доработанном виде 03.09.2015 Одобрена 05.10.2015
УДК 332.1
Ключевые слова: институт развития, инвестиционная и инновационная инфраструктура, регион, Волгоградская область
Аннотация
Предмет. В условиях кризиса возникает необходимость формирования специализированных региональных институтов развития региональной экономики. Основной причиной их появления является то, что регионам необходим инструмент, который гарантировал бы эффективное использование и перераспределение ресурсной базы региона, обеспечивал информационную, институциональную и финансовую взаимосвязь экономической, социальной и экологической сфер в регионе, а также улучшение инновационной и инвестиционной региональной инфраструктуры. Под институтами развития понимаются особые институционально-хозяйствующие формы, которые стимулируют эволюционный процесс, обеспечение необходимой коррекции институциональных параметров этого процесса (правовых норм, традиций, стандартов, контрактов, форм экономического поведения и т.п.). Развитие таких институтов позволит улучшить экономическую ситуацию не только в регионе, но и в стране в целом.
Цели. Выявить особенности и специфику инвестиционного развития регионов, а также важность развития региональных институтов как одного из механизмов инвестиционной и инновационной модернизации экономики.
Задачи. Проанализировать инвестиционное положение субъектов Южного федерального округа за четыре года. Провести исследование инвестиционного процесса и формирования институтов развития в Волгоградской области. Выявить инвестиционные проблемы развития и рассмотреть необходимость внедрения институтов развития.
Методология. Для проведения исследования были использованы методы сравнительного анализа и систематизации.
Результаты. Исследование представляет собой комплексный обзор инвестиционного положения субъектов Южного федерального округа за четыре года. В работе выявлены инвестиционные проблемы развития и рассмотрена необходимость внедрения институтов развития как механизмов стимулирования экономического, инвестиционного и инновационного развития региона.
Выводы и значимость. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что для восстановления и стимулирования развития экономики региона, инвестиционной и инновационной среды необходимо создавать на ее территориях институты развития, что в свою очередь должно помочь регионом преодолеть затяжной кризис и неэффективное экономическое развитие.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
До настоящего времени эффективность функционирования отечественного хозяйства определялась экспортно-сырьевой моделью, которая основывалась на относительно низких ценах на природные ресурсы внутри страны при высоких ценах на сырье на мировых рынках, наличии незагруженных производственных мощностей,
ресурсе квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы.
Однако исчерпание резервов свободных производственных мощностей и инфраструктурные ограничения роста новых производств, удорожание рабочей силы и недостаточная мобильность квалифицированных кадров с соответствующими
последствиями, усиление конкуренции на мировом и внутреннем рынках товаров и услуг привели к тому, что дальнейшее развитие российской экономики за счет экстенсивной эксплуатации природных ресурсов стало практически невозможным.
В связи с этим одним из аспектов модернизации отечественной экономики должно стать укрепление конкурентоспособности, которая является источником устойчивого экономического развития. Механизмом, способствующим решению задач развития и диверсификации экономики и позволяющим повысить эффективность использования государственных ресурсов, являются специализированные организации с государственным участием — институты развития.
Согласно национальному докладу «Инновационное развитие — основа модернизации экономики России», институтом развития может быть любая социально обусловленная структура (инструмент, механизм), снижающая неопределенность в системе и стимулирующая более эффективную экономическую деятельность. При этом такая структура способна оказать позитивное влияние на экономический рост только при соответствии институциональной среды сложившемуся культурно-историческому и политическому контексту. В более узком понимании институты развития — это отдельные организации и процедурные механизмы1.
Под институтами развития Н.Я. Калюжнова и М.А. Осипов понимают такие организации, которые создаются и финансируются государством, ориентируются на стимулирование разных аспектов развития региональных экономик:
- поддержка малого бизнеса;
- стимулирование жилищного строительства и экспорта;
- развитие инвестиционного сотрудничества и инновационных технологий [1].
Понятие «институт развития» в реализации экономической политики появилось достаточно давно. Вопросы развития институтов исследовали такие экономисты, как Джон Коммонс, Уэсли Митчелл, Джон Ролз, Дуглас Норт и др. [2].
Институты развития представляют собой организационно-экономические структуры (например, региональные венчурные фонды, фонды
1 Инновационное развитие — основа модернизации экономики России. Национальный доклад М.: ИМЭМО РАН, ГУ ВШЭ, 2008. 168 с.
развития регионов, технопарки, промышленные парки, гарантийно-залоговые фонды), в которых существует жесткая внутренняя структура и которые являются ключевым элементом создаваемой инновационной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [3].
Целями деятельности этих институтов являются не только привлечение инвестиций, но и экспертиза, отбор и сопровождение наиболее перспективных инвестиционных проектов, которые развивают остальные отрасли региональной экономики, обеспечивают их модернизацию.
Институты развития представляют собой некий «локомотив» инновационной модернизации экономики, в том числе и в ее региональном звене. Они обладают рядом преимуществ, которые заключаются:
- в комбинировании факторов государственного регулирования и рыночных механизмов инновационных процессов в экономике;
- в способствовании смягчению региональной дифференциации;
- в использовании наиболее эффективных форм государственно-частного партнерства (ГЧП), прежде всего через практику софинансирования инвестиционных проектов;
- в стимулировании социального, экономического и инновационного развития в регионах;
- в интегрировании процедуры программно-целевого управления и бюджетирования [4, 5].
В зарубежных странах в настоящее время более успешно внедряются и развиваются:
- региональные институты развития (например, Банк развития земли Бавария);
- агентства и институты, осуществляющие поддержку экспорта (COFACE во Франции, SACE в Италии и пр.);
- институты, целевым образом поддерживающие инновации и высокие технологии (например, SITRA в Финляндии).
В Китае формирование институтов развития происходит не так, как в других странах. Сначала институты проходят адаптацию на локальном уровне, чтобы затем быть реализованными в общегосударственном масштабе [6].
Определенный тренд создания системы институтов развития, в том числе регионального уровня, наметился и в России. Однако если деятельность
федеральных институтов развития уже получила достаточно полное освещение и обобщение в научной литературе, то проблемы регионального уровня этих институтов, их особенности, пути повышения эффективности их деятельности пока еще нуждаются в серьезном научном осмыслении2 [7, 8].
В Российской Федерации в настоящее время, по оценке специалистов Торгово-промышленной палаты РФ, в регионах действует более 60 организаций, которые могут относиться к институтам развития. Однако в настоящее время в Российской Федерации создание региональных институтов развития носит формальный характер, поэтому необходимо сформировать ряд предпосылок, которые помогут использовать институты развития для модернизации, внедрения инноваций и привлечения инвестиций в региональную экономику.
Во-первых, надо объединить основные направления и выделить основные инструменты деятельности региональных институтов развития в единую территориальную стратегию планирования, включив в нее методы программно-целевого управления и бюджетирования.
Стоит отметить, что даже в тех регионах, где наблюдается позитивная тенденция развития региональных институтов развития и более отчетливо выделена их роль (например, в Калужской и Липецкой областях), в региональной стратегии всего лишь упоминается их значимость, но не выделено, какие именно проблемы стоят перед ними, каковы перспективы их деятельности.
В других субъектах РФ стоит такая же проблема, где только формально обозначена значимость региональных институтов развития, а также четко не прописано, какие задачи они должны решать, как должны финансировать и финансироваться, как происходит взаимодействие между различными институтами на региональном уровне, а также с федеральными институтами.
Во-вторых, необходима четкая специализация региональных институтов развития, которая позволит каждому учреждению занять определенную нишу для обеспечения более эффективного и устойчивого развития экономики региона.
В-третьих, требуются развитие и использование всего комплекса отношений ГЧП, которое не
2 ТурковА.В., ФилатовЕ.В. Инвестиционный фонд Российской Федерации как институт развития: проблемы функционирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 11. C. 32—40.
только позволит софинансировать инвестиционные проекты, но и предлагает общий широкий диалог власти и бизнеса с его важнейшими институтами. Как показывает практика, те институты развития, которые не используют практику ГЧП, даже если они формально не относятся к структуре органов исполнительной власти, быстро вырождаются в чисто административные структуры, не обеспечивающие достаточного доверия со стороны частных и иных инвесторов.
В-четвертых, региональные институты развития должны ориентироваться не только на поддержку крупных инвестиционных проектов, но и на создание благоприятной экономической бизнес-среды в регионе.
В-пятых, должно сформироваться тесное взаимодействие между региональными институтами развития на муниципальным уровне. В настоящее время создание таких учреждений также носит точечный, экспериментальный характер. Пока очень редко встречаются такие муниципальные институты развития, которые ориентированы на инновационную деятельность и посредничество, а также венчурное финансирование.
В-шестых, необходимо разработать и принять федеральный закон о региональных институтах развития, который должен отражать основные типы, функции, бюджетные права, принципы и процессы взаимодействия с институтами развития федерального уровня, а также роль в системе управления социально-экономического развития [9].
Следовательно, создание институтов развития способствует повышению уровня инвестиций в регионе, эффективному использованию имеющихся ресурсов и факторов эволюционного процесса на мезоуровне, созданию конкурентных условий для развития бизнеса, улучшению инвестиционной, инновационной инфраструктур региона, а также повышает инвестиционную привлекательность территории и направлено на обеспечение устойчивости социально-экономического развития региона [10].
Инвестиционная привлекательность в региональном масштабе представляет собой совокупность показателей (экономических, финансовых, общественных, законодательных, государственных, политических и социальных). Это интегральный параметр, который определяется по совокупности экономических и финансовых показателей, индикаторов государственного, общественного,
законодательного, политического и социального развития. Инвестиционная привлекательность определяет вектор движения физического, финансового, интеллектуального и человеческого капиталов.
Рейтинговым агентством «Эксперт РА» разработан инвестиционный рейтинг российских регионов, который позволяет оценить преимущества и недостатки инвестиционного и инновационного потенциала регионов по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. То есть оцениваются не только природные богатства региона или объем экономической базы, но и умение региональных администраций решать насущные проблемы населения и бизнеса, добиваться реальных результативных инвестиционных и инновационных решений.
Методика оценки инвестиционного климата рейтинговым агентством «Эксперт РА» основывается на анализе двух составляющих: инвестиционный потенциал, в котором учитываются насыщенность территории региона факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальный объем инвестирования в регион. Инвестиционный риск здесь оценивается в зависимости от влияния на регион изменений политической, социальной, экономической, финансовой, экологической ситуации.
Рассмотрим подробнее инвестиционный климат регионов, входящих в Южный федеральный округ. Он состоит из шести субъектов Российской Федерации: республики Адыгея и Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области. Округ располагается на крайнем юге европейской части России, занимает южную часть Восточно-Европейской равнины, северо-запад Прикаспийской низменности и западную часть Большого Кавказского хребта. Территория Южного федерального округа составляет 420,9 тыс. км2.
Отличительными чертами округа являются:
- выдающееся в масштабах Евразии транспортно-географическое положение, обусловленное наличием Волго-Каспийского пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского пути, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Корею, Японию) со странами Средиземноморского бассейна. Уникальный
транспортно-транзитный потенциал Южного федерального округа должен стать важнейшим фактором развития данного макрорегиона;
- благоприятные условия для отдыха и проживания граждан, для развития сельского хозяйства, благоприятные природно-климатические условия и природно-ресурсный потенциал.
Южный федеральный округ обладает значительной инвестиционной привлекательностью и диверсифицированным потенциалом регионального социального и экономического развития, необходимыми предпосылками для структурной перестройки экономики.
Основными инвестиционными преимуществами Южного федерального округа являются:
- наличие разработанного инвестиционного законодательства;
- наиболее благоприятные в РФ природно-климатические условия;
- богатый потенциал природных ресурсов;
- выгодное геополитическое и геоэкономическое положение;
- возможность развития кластеров с высоким потенциалом роста в различных отраслях и секторах экономики, реализации на территории инвестиционных проектов в любой отрасли экономики;
- государственная поддержка инвестиционных проектов на всех этапах реализации;
- развитая финансовая инфраструктура;
- концентрация современных высокообразованных производительных сил.
Перечисленные преимущества обеспечивают привлекательность Южного федерального округа по сравнению с остальными округами РФ, что является толчком для развития традиционных отраслевых комплексов: агропромышленного, транспортного, туристско-рекреационного, а также создания новых конкурентоспособных сегментов экономики3.
Инвестиционный потенциал оценивает готовность регионов к приему инвестиций, а также обеспечивает сохранность капитала и получение прибыли инвесторами. Существуют следующие составляющие инвестиционного потенциала:
3 Инвестиционный атлас. Волгоградская область. URL: ИПр:// www.askregion.ru/files/atlas/atlas_7_volgograd.pdf.
1) ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
2) производственный (валовой региональный продукт);
3) инновационный (уровень развития фундаментальной, вузовской и прикладной науки с упором на внедрение ее результатов в регионе);
4) институциональный (степень развития институтов рыночной экономики);
5) инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
6) финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона).
Составляющие инвестиционного потенциала регионов Южного федерального округа представлены в табл. 1.
Краснодарский край является лидером среди регионов Южного федерального округа по всем составляющим инвестиционного потенциала. Второе и третье места занимают Ростовская и Волгоградская области соответственно. Отстающими регионами являются Астраханская область, республики Адыгея и Калмыкия.
Анализ данных табл. 1 свидетельствует, что благополучный инвестиционный потенциал в
Южном федеральном округе пока сконцентрирован в Краснодарском крае и в основном ориентирован на развитие социальной инфраструктуры. Остальным регионам необходимо сконцентрироваться на определении своих сильных и слабых сторон, развитии тех отраслей, на которые регион может опереться как в экономическом, так и в политическом плане.
Любое вложение капитала невозможно без инвестиционного риска, который определяется как вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в ситуации неопределенности условий инвестирования (табл. 2).
Минимальный уровень инвестиционного риска наблюдается в Краснодарском крае. В 2013 г. он занимает 5-е место в рейтинге, по сравнению с 2012 г. наблюдается снижение рейтингового значения на 3 пункта. Средневзвешенный индекс риска в Краснодарском крае в 2013 г. такой же, как и в 2010 г. — 1,171.
Второе место в Южном федеральном округе по степени инвестиционного риска занимает Ростовская область (8-е место среди субъектов РФ). В 2013 г. регион поднялся по рейтинговой сетке на четыре пункта по сравнению с 2012 г. В Адыгее и Калмыкии наблюдается уменьшение степени инвестиционного риска. Увеличилась степень инвестиционного риска в Волгоградской области. По сравнению с 2012 г. она опустилась на 11 пунктов и занимает 50-е место в рейтинге. Астраханская область в 2013 г. занимает
Таблица 1
Ранг составляющих инвестиционного потенциала за 2010—2013 гг.
Субъект РФ Производственный Финансовый Природный
2010 2011 2012 2013 2010 2011 2012 2013 2010 2011 2012 2013
Республика Адыгея 77 77 77 76 76 74 74 74 80 80 80 80
Республика Калмыкия 80 80 81 80 82 83 81 80 46 48 48 48
Краснодарский край 7 7 7 7 6 6 7 5 27 26 26 27
Астраханская область 59 59 62 45 59 54 55 58 28 30 30 51
Волгоградская область 19 17 20 21 19 17 20 21 29 34 34 34
Ростовская область 13 15 14 10 13 14 15 13 30 33 33 33
Окончание табл. 1.
Субъект РФ Институциональный Инновационный Инфраструктурный
2010 2011 2012 2013 2010 2011 2012 2013 2010 2011 2012 2013
Республика Адыгея 74 71 70 69 75 74 77 78 20 30 39 7
Республика Калмыкия 46 77 77 77 81 82 79 80 70 70 78 78
Краснодарский край 11 4 4 4 20 14 19 20 6 5 55
Астраханская область 56 41 48 53 45 51 49 46 48 50 49 43
Волгоградская область 31 21 23 19 22 28 42 35 41 41 41 43
Ростовская область 4 6 6 6 13 16 17 15 19 18 20 23
Источник: составлено авторами по материалам Эксперт РА. URL: http://www.raexpert.ru/rankings/.
Таблица 2
Инвестиционный риск регионов ЮФО за 2010—2013 гг.
Субъект РФ
Средневзвешенный индекс риска
Ранг риска
2010
2011
2012
2013
2010
2011
2012
2013
Республика Адыгея
0,314
0,281
0,276
0,246
43
33
38
26
Республика Калмыкия
0,495 0,482 0,495 0,422
79
80
80
76
Краснодарский край
0,171 0,155 0,164 0,171
Астраханская область
0
0,282
0,279
0,272
53
34
40
43
Волгоградская область
0,284
0,291
0,277
0,285
43
27
39
50
Ростовская область
0,253
0,19
0,204
0,185
18
12
1
1
2
5
6
8
Источник: составлено авторами по материалам Эксперт РА. URL: http://www.raexpert.ru/rankings/.
43-е место, по сравнению с 2012 г. опустилась на три пункта.
Следовательно, в большинстве регионов Южного федерального округа наблюдается увеличение степени риска, т.е. этот регион России становится более рискованным.
Проанализировав инвестиционный климат Южного федерального округа, можно сделать вывод, что большинство регионов имеет низкий средний потенциал, и за исследуемый период наблюдается увеличение инвестиционного риска. Для увеличения притока инве стиций регионам Южного федерального округа необходимо учитывать:
- систему эффективной государственной поддержки;
- высокий потенциал внутреннего рынка;
- низкую стоимость трудовых, сырьевых и финансовых ресурсов;
- низкий уровень конкуренции;
- высокую норму прибыли;
- стабильную налоговую систему.
Также заслуживают внимания факторы, которые могут ухудшить инвестиционный климат регионов:
- социальная напряженность;
- дефицит бюджета;
- пассивное сальдо платежного баланса;
- слабое развитие инвестиционных рынков.
Следовательно, улучшению инвестиционного климата в округе могут способствовать создание и развитие такого механизма, как институты развития, который является инвестиционным помощником регионам в обеспечении и привлечении инвестиций, поддержке инвестиционных и инновационных проектов, в улучшении экономической ситуации в целом регионе.
Одним из регионов Южного федерального округа, который в настоящее время динамично развивается и инвестиционно привлекателен, обладает значительным научным, производственным потенциалом, многоотраслевой промышленностью и сельским хозяйством, развитой инфраструктурой и транспортными коммуникациями, является Волгоградская область.
Инвестиционная привлекательность Волгоградской области обусловлена:
- благоприятными природно-климатическими условиями и большими запасами ресурсов, обеспечивающими многоотраслевое развитие хозяйственного комплекса региона в значительной мере на основе самодостаточности;
- огромным производственным и научным потенциалом, развитой инфраструктурой;
- наличием квалифицированных кадров;
- уникальными рекреационными ресурсами региона;
- динамично развивающейся в соответствии с современными тенденциями рыночной инфраструктурой;
- разработанным прогрессивным инвестиционным законодательством4.
Основные показатели развития Волгоградской области представлены в табл. 3.
Анализ данных табл. 3 свидетельствует, что Волгоградская область с каждым годом наращивает свои позиции среди регионов Российской Федерации и Южного федерального округа. Прогнозируется, что темп роста валового регионального продукта к 2020 г. достигнет 176%, темп роста реальных доходов населения — 207%, инвестиций в основной
4 Инвестиционная привлекательность региона // Агентство инвестиционного развития Волгоградской области. URL: http://www. airvo.ru/invest.
Финансовая аналитика: Financial Analytics:
проблемы и решения 40 (2015) 54-64 Science and Experience
Таблица 3
Показатели развития Волгоградской области в 2009—2013 гг., %
Показатель Темп роста Среднегодовой темп роста
2013 к 2009 2020 к 2013 2020 к 2009 2010-2013 2014-2020 2010-2020
Валовой региональный продукт 125,0 140,7 176,0 105,7 105,0 105,3
Реальные доходы населения 116,4 177,7 206,9 103,9 108,6 106,8
Инвестиции в основной 142,3 274,5 390,7 109,2 115,5 113,2
капитал за счет всех источников финансирования
Индекс промышленного производства 114,7 132,8 152,4 103,5 104,1 103,9
Источник: составлено авторами по материалам «Инвестиционная стратегия Волгоградской области на период до 2020 года». URL: www.investvolga.com/upload/documents/proectstrategiVO2020.docx.
капитал за счет всех источников финансирования — 390,7%, а индекс промышленного производства должен увеличиться на 52,4%.
Следовательно, показатели, характеризующие экономическое развитие регионов, характеризует Волгоградскую область как развивающуюся с большим инвестиционным потенциалом.
Наиболее привлекательными для инвестиционных вложений являются транспортная инфраструктура и связь, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Основные виды деятельности Волгоградской области представлены топливно-энергетическим и металлургическим комплексами, химической и нефтехимической промышленностью, обрабатывающими производствами, курортно-рекреационной сферой.
В соответствии с утвержденными стратегией и программными документами социально-экономического развития Волгоградской области приоритетными направлениями и проектами, привлекательными для инвестирования, являются:
- освоение и глубокая переработка природно-сырьевых ресурсов региона (создание мощностей по переработке нефти, производству цемента и других современных строительных материалов, организации производства на основе переработки бишофита);
- модернизация предприятий металлургического и машиностроительного комплексов на основе ресурсосберегающих инновационных технологий;
- реконструкция и строительство предприятий энергетического комплекса региона (включая малую гидроэнергетику);
- инфраструктурное и промышленное развитие территории (в том числе комплексная
реконструкция участка дороги от ст. М. Горького до ст. Котельниково, строительство автомобильной дороги в обход Волгограда, реконструкция аэропорта в Волгограде, создание международного интермодального терминала в г. Волжском и др.);
- развитие агропромышленного комплекса (строительство и модернизация предприятий по выращиванию и переработке продукции растениеводства, строительство животноводческих комплексов);
- развитие туристко-рекреационного комплекса;
- развитие социальной сферы и улучшение демографической ситуации (строительство жилья, объектов здравоохранения и образования)5.
Для того чтобы активизировать инвестиционный процесс на территории Волгоградской области и повысить инвестиционную привлекательность, значительную роль играет инвестиционная инфраструктура. В Волгоградской области созданы организации, которые способствуют развитию инвестиционной инфраструктуры региона:
- НП «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области», созданное при поддержке областной администрации в 2005 г. Целью этой организации являются поиск и нахождение инвестиционных проектов и инвесторов, повышение инвестиционного имиджа региона;
- НП «Региональный гарантийный фонд», учредителями которого являются Управление развития предпринимательства администрации области и ООО «Волгоградский центр защиты и развития бизнеса «Дело», а партнерами — шесть ведущих в регионе банков, в том числе ОАО
5 Инвестиционный атлас. Волгоградская область. URL: http:// www.askregion.ru/files/atlas/atlas_7_volgograd.pdf.
«АКБ Волгопромбанк», филиал ОАО КБ «Центр-Инвест», Волгоградское отделение Сбербанка России;
- ООО «Волгоградский центр защиты и развития бизнеса «Дело», созданный в целях оказания поддержки субъектам малого бизне са, реализующим перспективные проекты в виде предоставления поручительств по кредитам, полученным в коммерческих банках региона;
- НП «Волгоградский центр трансферта технологий»;
- Южно-Российский центр торгово-экономического сотрудничества с КНР и др.
Для эффективной реализации инвестиционной политики в регионе сформированы и взаимодействуют Комитет экономики администрации Волгоградской области и ОАО «Корпорация развития Волгоградской области». Взаимодействие и четко скоординированная деятельность этих организаций позволяют обеспечить диалог с бизнес-сообществом, сопровождение проектов, снятие административных барьеров, поиск инвесторов, формирование благоприятного инвестиционного климата6. Также осуществляется работа по созданию институтов бенчмаркинга [11].
Для успешного построения в регионе системы институтов развития, как показывает международный опыт, необходимо, чтобы государственная доля не превышала 40—50% их капитала, была создана прозрачная схема управления этими институтами, причем государство должно играть роль субъекта, который дает первый импульс для дальнейшего развития [12].
Таким образом, проанализировав основные экономические показатели, можно сделать вывод о том, что Волгоградская область обладает большим инвестиционным потенциалом.
Для совершенствования работы институтов развития необходимо:
6 Инвестиционная инфраструктура Волгоградской области // Южное инвестиционное агентство. URL: http://invest-yug. ru/cHmat/volgograd/Infrastruk.
1) разработать систему подзаконных правовых актов, конкретизирующих базовое региональное законодательство в инвестиционной сфере и деятельность институтов развития;
2) четко определить принципы и критерии отбора институтами развития проектов для оказания финансовой поддержки. Это необходимо для снижения оппортунистического поведения и коррупции со стороны менеджеров институтов развития, а также для обеспечения защиты от политического давления в пользу конкретных проектов;
3) развивать механизмы регионального контроля и надзора. Целесообразно, чтобы региональные органы власти осуществляли контроль за институтами развития в нескольких формах: через участие своих представителей в их органах управления, через регулярный мониторинг их деятельности, а также через специальную систему пруденциального надзора;
4) создать Це нтр кластерного развития Волгоградской области для координации взаимодействия государства, предприятий — участников кластеров и потенциальных инвесторов.
Все это поможет сформировать эффективно функционирующие институты развития, которые позволят регионам улучшить инвестиционно-инновационный климат и инфраструктуру в целом.
Таким образом, обеспечение экономического роста, укрепление конкурентоспособности российской экономики, повышение уровня жизни населения являются важнейшими приоритетами развития нашей страны. Также не вызывает сомнений необходимость развития инвестиционных и инновационных процессов, консолидации государственных и частных финансовых ресурсов на приоритетных направлениях обеспечения устойчивого долгосрочного роста российской экономики. Институты развития, несмотря на то, что в настоящее время их эффективность не всегда велика, являются одним из механизмов, способных стимулировать подобные процессы.
Список литературы
1. КалюжноваН.Я., ОсиповМ.А. Оценка влиятельности институтов регионального развития // Вестник ИРГТУ. 2011. № 4. С. 145-153.
2. Морозова И.В. Теоретические аспекты институтов развития // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 2. С. 178-186.
3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала»,1997. 180 с.
4. Казарцева О.А., Харламова Е.Е. Роль институтов развития в формирование инвестиционной политики региона: сбор. материалов Междунар. научно-практич. конфер. «Современные проблемы социально-экономического развития. Махачкала, Апробация, 2014. С. 19-21.
5. Осипов М.А. Институты регионального развития и малый бизнес // Стратегия устойчивого развития регионов России: материалы научной конфер. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 2013. № 13. С. 57-60.
6. Айхелькраут С. Институты, инновации и экономическая политика. Потенциал политического конструирования институциональной среды в России с точки зрения эволюционной экономики // Журнал институциональных исследований. 2009. Т. 1. № 1. С. 36-42.
7. Орлова Т. Институты развития как катализаторы инновационной активности // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 5. C. 8-19.
8. Симачев Ю., Кузык М., Иванов Д. Российские финансовые институты развития: верной дорогой? // Вопросы экономики. 2012. № 7. C. 4-29.
9. Бухвальд Е.М., Сазонов С.П., Мордвинцев А.И. Региональные институты развития и усиление роли регионов в инновационной модернизации экономики России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 1. С. 179-185.
10. Эртель А.Г. Институты регионального развития // Бизнес в законе. 2010. № 3. С. 316-317.
11. Сидорова Е.Е. Практика создания центров бенчмаркинга в регионах России (на примере Волгоградской области) // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2007. № 7.
12. Саблин К.С. Формирование региональных «институтов развития» в экономике России: постановка исследовательской проблемы // Вестник КемГУ. 2010. № 2. С 162-166.
С. 117-122.
Финансовая аналитика: Financial Analytics:
проблемы и решения 40 (2015) 54-64 Science and Experience
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Innovation and Investment
THE ROLE OF REGIONAL DEVELOPMENT INSTITUTIONS IN INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE VOLGOGRAD OBLAST
Ol'ga A. KAZARTSEVA3'*, Ekaterina E. KHARLAMOVAb
a Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation [email protected]
b Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation [email protected]
* Corresponding author
Article history:
Received 8 April 2015 Received in revised form 3 September 2015 Accepted 5 October 2015
Keywords: development institution, investment, innovation infrastructure, region, Volgograd oblast
Abstract
Importance Crises dictate the formation of specialized regional institutions for developing the regional economy. Development institutions shall mean special institutional and business forms, which boost the evolutionary process, adjust institutional indicators of the process (legislative regulation, traditions, standards, contracts, forms of economic behavior, etc.). Such institutions will improve the economic situation both in the region and the country as a whole. Objectives The research pursues identifying the specifics of regions' investment development and importance of developing regional institutions as one of the mechanisms for investment and innovative modernization of economy.
Methods We applied methods of comparative analysis and systematization. Results The research constitutes a comprehensive overview of the investment environment in the regions of the Southern Federal District for a four-year period. We found development difficulties relating to investment and reviewed the need to integrate development institutions as mechanisms for boosting economic, investment and innovative growth of the region.
Conclusions and Relevance To recover and stimulate the region's economic development, its investment and innovation environment, it is necessary to establish development institutions, thereby helping overcome the protracted crisis and ineffective economic development.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Kalyuzhnova N.Ya., Osipov M.A. Otsenka vliyatel'nosti institutov regional'nogo razvitiya [A significance assessment ofthe institutions of regional development]. Vestnik IRGTU = Bulletin of Irkutsk State Technical University, 2011, no. 4, pp. 145-153.
2. Morozova I.V. Teoreticheskie aspekty institutov razvitiya [Theoretical aspects of development institutions].
Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura = Caspian Region: Policy, Economy, and Culture, 2014, no. 2, pp. 178-186.
3. North D. Instituty, institutsional'nye izmeneniya i funktsionirovanie ekonomiki [Institutions, Institutional Change and Economic Performance]. Moscow, Fond ekonomicheskoi knigi Nachala Publ., 1997, 180 p.
4. Kazartseva O.A., Kharlamova E.E. [The role of development institutions in shaping investment policies of the region]. Sovremennye problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoikonferetsii [Proc. Int. Sci. Conf. Modern Problems of Socio-Economic Development]. Makhachkala, OOO Aprobatsiya Publ., 2014, pp. 19-21.
5. Osipov M.A. [Regional development institutions and small business]. Strategiya ustoichivogo razvitiya regionov Rossii: materialy nauchno-prakticheskoi konferetsii [Proc. Sci. Conf. The Strategy for Sustainable Development of the Russian Regions]. Novosibirsk, Tsentr Razvitiya Nauchnogo Sotrudnichestva Publ., 2013.
6. Eichelkraut S. Instituty, innovatsii i ekonomicheskaya politika. Potentsial politicheskogo konstruirovaniya institutsional'noi sredy v Rossii s tochki zreniya evolyutsionnoi ekonomiki [Institutions, innovation and
economic policy. The potential for political design of the institutional environment in Russia in terms of the evolutionary economy]. Zhurnal institutsional'nykh issledovanii = Journal of Institutional Studies, 2009, vol. 1, no. 1, pp. 36-42.
7. Orlova T. Instituty razvitiya kak katalizatory innovatsionnoi aktivnosti [Development institutions as catalysts of innovation activity]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of Theory and Practice of Management, 2012, no. 5, pp. 8-19.
8. Simachev Yu., Kuzyk M., Ivanov D. Rossiiskie finansovye instituty razvitiya: vernoi dorogoi? [Russian financial development institutions: are we on the right way?]. Voprosy Economiki, 2012, no. 7, pp. 4-29.
9. Bukhval'd E.M., Sazonov S.P., Mordvintsev A.I. Regional'nye instituty razvitiya i usilenie roli regionov v innovatsionnoi modernizatsii ekonomiki Rossii [Regional institutions of development and strengthening the role of regions in the innovation modernization of Russian economics]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Business Institute, 2013, no. 1, pp. 179-185.
10. Ertel' A.G. Instituty regional'nogo razvitiya [The institutions of regional development]. Biznes v zakone = Business in Law, 2010, no. 3, pp. 316-317.
11. Sidorova E.E. Praktika sozdaniya tsentrov benchmarkinga v regionakh Rossii (na primere Volgogradskoi oblasti) [The practice of setting up benchmarking centers in Russian regions (evidence from the Volgograd oblast)]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Izvestia VSTU, 2007, no. 7, pp.117-122.
12. Sablin K.S. Formirovanie regional'nykh "institutov razvitiya" v ekonomike Rossii: postanovka issledovatel'skoi problemy [Forming of regional institutions of development in the economy of Russia: putting a research problem]. VestnikKemGU = Bulletin of Kemerovo State University, 2010, no. 2, pp. 162-166.