Моложавенко В.Л.
Конкурентоспособность регионального университетского комплекса
Процесс интеграции в сфере высшего образования является одним из закономерных следствий общих тенденций: сокращение доли государственного финансирования системы высшего образования; рост числа студентов; диверсификация спроса на образовательные услуги и возникающая в связи с этим потребность в новых формах обучения и учебных программах, а также усиление конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, возрастание значимости университетов в регионе, международная интеграция, интернационализация и гармонизация высшего образования. Интеграционные преобразования являются способом выживания в условиях возрастающей конкуренции в регионе, когда два или более университетов объединяются по взаимному согласию, рационализируя использование имеющихся ресурсов. Другие же объединения больше напоминают поглощения в коммерческой среде. Создаются новые формы сотрудничества между вузами и неуниверситетскими образовательными учреждениями с целью расширения спектра образовательных услуг для лиц с различным уровнем профессиональной подготовки и потребностями в повышении квалификации.
Главный путь построения эффективной системы непрерывного профессионального образования - интеграция всех ступеней и подсистем образования - представлен в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах», в котором указано, что «с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы на базе университета может создаваться университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения».
С целью проведения организационно-методической работы по созданию университетских комплексов Министерством образования Российской Федерации разработаны рекомендации [11], в которых отражены цели создания, задачи, принципы и порядок формирования и функционирования данных комплексов. Очевидно, что реализация данных рекомендаций должна осуществляться на основе теории и методологии управления процессами предоставления услуг в сфере обучения.
Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности профессионального образования определяются в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы. Применительно к предстоящему среднесрочному периоду эти задачи могут быть решены путем формирования инфраструктуры непрерывного профессионального образования, включающей: создание общенациональной системы оценки качества образования на
всех уровнях образования, а также при прохождении различных образовательных программ, обеспечивающих повышение квалификации, профессиональную переподготовку, смену форм и областей профессиональной деятельности; расширение числа организаций, реализующих образовательные программы непрерывного профессионального образования (в первую очередь повышения квалификации и переподготовки кадров) за счет привлечения в эту сферу различных необразовательных организаций, имеющих ресурсы для осуществления разнообразных дополнительных профессиональных программ в рамках внутрифирменного обучения. В теории педагогики существуют определения структур непрерывного профессионального образования.
Университетские комплексы (региональные, межрегиональные и отраслевые) создаются в следующих формах: единое юридическое лицо, университетский комплекс со статусом юридического лица - ассоциация (союз), межрегиональные УОО, не имеющие статуса юридического лица.
Ковалевский В.П. рассматривает университетские комплексы с позиции анализа их функционирования: университетский комплекс - объединение на базе университета (академии) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней, иных учреждений и некоммерческих организаций или выделенных из их состава структурных подразделений с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы; университетский комплекс - это гетерогенная макросистема обучения, представляющая собой совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих элементов (подразделений), способствующих достижению социальных, экономических, культурных и иных целей общества, группы лиц либо индивидов и удовлетворению потребностей личности в получении определенных знаний и навыков; региональный университетский комплекс - это гетерогенная макросистема обучения, представляющая собой совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих элементов (подразделений), расположенных на определенной территории и способствующих достижению социальных, экономических, культурных и иных целей, находящихся на ней лиц и удовлетворению потребностей личности в получении определенных знаний и навыков [2].
Ряд ученых под университетским комплексом понимают специально организованную образовательную среду в масштабах города или региона, в которую входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы различных уровней (школы, лицеи, гимназии, промышленные училища, колледжи, институты, учреждения дополнительного образования), различных форм собственности и ведомственной принадлежности с целью повышения качества общего и профессионального образования [3].
Анализ существующих понятий «региональный университетский комплекс» в условиях практической реализации позволил внести определение региональный университетский комплекс - объединение высших учебных заведений, учреждений
среднего профессионального и общего образования, научно-исследовательских институтов, промышленных компаний и организаций, реализующий многоуровневую непрерывную подготовку компетентных, конкурентоспособных специалистов различного профиля и уровня с учетом запросов регионального, российского рынков труда. Успешное развитие университетских комплексов во многом зависит от степени проработанности законодательной и нормативно-правовой базы, а также ряда принципов, обеспечивающих его функционирование как единого хозяйствующего субъекта.
В качестве основных принципов создания университетских комплексов целесообразно выделить следующее: организационное единство учебного и научного процессов, исключающее возникновение межорганизационных противоречий между участниками инновационной деятельности; непрерывность и сквозной характер подготовки кадров на этапах довузовского, вузовского и послевузовского образования; вовлечение промышленности в процесс выработки стратегии и тактики функционирования вуза; опережающая подготовка кадров для обеспечения приоритетных направлений развития отечественного образования, науки, передовых производственных технологий; погруженность студентов непосредственно в исследования, конструкторские и проектные разработки. Такие интенсивные технологии образования существенно повышают мотивацию, глубину и полноту овладения профессией.
Существующая структура образовательных программ предусматривает лишь периодическое кратковременное пребывание обучаемых в сфере научной и производственной деятельности в форме практик и отдельных видов учебных занятий. Поэтому выполнение вышеуказанного требования вызывает в ряде случаев необходимость установить увеличенный срок стажировки студентов старших курсов в ведущих научно-исследовательских центрах, на предприятиях с высокоэффективной техникой и технологией.
Развитие университетских комплексов в различных регионах имеет свои особенности в зависимости от выбранной стратегии, имеющегося опыта, практики взаимодействия с региональными и муниципальными органами власти, образовательными и научными учреждениями и т. п.
В докладе министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова «О ходе реализации федеральной программы развития образования в 2000 году» рассматриваются базовые варианты создания университетских комплексов: единый территориальный образовательный комплекс субъекта РФ; вертикальная интеграция образовательных учреждений по профессиональной принадлежности (технические, педагогические, медицинские, сельскохозяйственные); некоммерческое партнерство образовательных и научных структур различных форм собственности с сохранением статуса юридического лица; консорциум учебных заведений с академическими и отраслевыми НИИ и базовыми (для технических вузов) предприятиями и организациями; учебный округ однопрофильных учебных заведений, в котором профильный университет выполняет роль организационно-методического центра.
Организационно-правовой статус университетского комплекса может быть оформлен в виде единого юридического лица, создания ассоциации (союза, округа) учреждений и организаций с правами юридического лица или без прав юридического лица. На практике существующие университетские комплексы, как правило, представляют собой некоторые смешанные комбинации вышеуказанных базовых вариантов. Рассматривая структуру и деятельность университетских комплексов, взаимодействие подразделений, организаций и учреждений, входящих в
университетский комплекс или сотрудничающих с ним, можно выделить следующие группы внутренних и внешних структурных единиц: подразделения, входящие в состав университета (университетского комплекса) как единого юридического лица; организации, учредителем (соучредителем) которых является университет (университетский комплекс); организации (учреждения, предприятия), с которыми университет (университетский комплекс) взаимодействует на основе долгосрочных двухсторонних и многосторонних договоров.
Многообразие видов университетских комплексов связано с возможностью организации, проектирования новых университетских комплексов на базе существующих путем создания ассоциаций, союзов, консорциумов, округов. Под проектированием понимается процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.
Ю.Г. Татур выделяет три этапа проектирования: предварительный этап, на котором уточняются цели и исходные данные для проектирования; этап дивергенции связан с критическим восприятием действительности, разрушением стереотипов, использованием весьма широких образных сравнений, крайне далеких ассоциаций. На этом этапе возникает широкое поле различных требований к будущему объекту; этап конвергенции имеет приоритетной целью упорядочение и структуризацию области поиска, сокращение и отбор вариантов решений. Решение этих задач имеет большое значение для развития высшей школы [12, с. 58-63].
В. П. Ковалевский выделяет ряд проблем, связанных с созданием и функционированием университетских комплексов: отсутствие методологии, ориентированной на интенсивные технологии создания университетского комплекса (через проектирование и формирование его основных подразделений).
Отсутствие единого теоретико-методологического подхода к проектированию, формированию и оптимизации мезоэкономических объектов системы предоставления услуг в сфере обучения на региональном уровне (региональных университетских комплексов), позволяющего, с одной стороны, эффективно использовать мощный потенциал крупных организаций, а с другой стороны, обеспечить необходимую их гибкость при работе с индивидуальными заказами потребителей с учетом сложности и оригинальности данных заказов; слабая адаптация существующего терминологического аппарата теории управления, сложившегося в сфере обучения со времен командно - административной экономики, к реалиям функционирования регионального университетского комплекса в рыночных условиях; недостаточная проработанность концептуальных подходов к организации управления региональными мезосистемами предоставления услуг в сфере обучения (региональными университетскими комплексами) различного типа, что препятствует качественной проработке стратегий их развития с целью достижения необходимого уровня конкурентоспособности на международном рынке услуг в сфере обучения; ограниченный выбор современных методик исследования рынка услуг в сфере обучения, обеспечивающих, с одной стороны, экономичность основных операций маркетинговой деятельности регионального университетского комплекса, а с другой - получение достоверных результатов данной деятельности, способствующих принятию обоснованных управленческих решений менеджментом системы предоставления услуг в сфере обучения.
В нашем варианте региональный университетский комплекс - объединение инновационных образовательных учреждений, обеспечивающих непрерывную реализацию программ разных уровней подготовки специалистов: начального, среднего и высшего профессионального образования, с целью достижения его конкурентоспособности за счет оптимизации финансовых, материально - технических ресурсов, мобилизации интеллектуальных, методических, инновационных, информационных резервов руководителей и преподавателей.
Свой вклад в разработку теоретических и методических аспектов оценки конкурентоспособности предприятий внесли многие зарубежные и отечественные ученые: Н.К. Моисеева, В.Л. Белоусов, И.А. Максимов, М.И. Круглов, Р.А. Фатхутдинов, А.С. Шальминова, С.В. Кортов, А.А. Воронов, Л.В. Целикова, И.М. Костин и Х.А. Фасхиев, Д.А. Мильгром.
Рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, пожалуй, более мощный и действенный, как показывает мировая практика, чем любой иной фактор ее движения. Эффективность рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Конкурентоспособность - одно из сложнейших многоаспектных экономических понятий, которые динамично развиваются, подвергаясь постоянным изменениям. Единого, универсального, общепринятого определения конкурентоспособности ни в России, ни в мире не существует. Имеется множество определений конкурентоспособности, различающихся по сущностным признакам, включаемым элементам и другим категориям.
Согласно «Словарю русского языка» С.Е. Ожегова конкурентоспособность - способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам [7].
При проведении оценки конкурентоспособности, в первую очередь, ключевое значение имеет объект оценки, так как методика оценки и, соответственно, показатели оценки будут зависеть от выбранного объекта.
Конкурентоспособность регионального университетского комплекса в нашем варианте вычисляется на основании трех групп показателей: интеллектуальная группа (качество подготовки) - квалификация преподавателей, практическая направленность обучения со стажировками на предприятиях, система контроля знаний, модульное обучение с реализацией единой системы контроля знаний студентов, применение инновационных технологий обучения; материально-технический - включает материально-техническую оснащенность аудиторий, наличие хорошей материальной базы (спортивные залы, санатории и профилактории для сотрудников и студентов, достаточное количество общежитий); социально-культурный - достаточная обеспеченность библиотечным фондом; благоприятная морально-психологическая атмосфера в вузе, хорошая организации досуга и отдыха студентов, престижность образования в данном вузе - востребованность на российском и международном рынке труда, карьерный рост выпускников.
Под конкурентоспособностью регионального университетского комплекса мы понимаем совокупность интеллектуального, материально-технического, социально-культурного потенциала вуза способного, обеспечивать качество подготовки компетентных специалистов, удовлетворяющих требования регионального и российского рынков труда с высоким уровнем трудоустройства и конкурентоспособности по сравнению с лучшими аналогичными специалистами других вузов страны.
Вопросами конкурентоспособности в России занимаются не столь
продолжительное время, чтобы можно было утверждать об изученности вопроса. Кроме того, изменяющиеся условия заставляют более глубоко и детально изучать конкурентоспособность и серьезнее подходить к ее оценке. В настоящих условиях вхождения России в единое европейское образовательное пространство необходимо осознать все проблемы, с которыми впоследствии столкнутся российские высшие учебные заведения, и в соответствии с этим правильно выработать стратегию развития каждого учебного заведения для повышения его конкурентоспособности до необходимого уровня.
Литература
1. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Усков В.Л., Филиппов В.М. Открытое образование - стратегия ХХ1 века для России / Под общ. ред. В.М. Филиппова, В.П. Тихомирова. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - 356 с.
2. Ковалевский В.П. Проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса // Университетское управление: практика и анализ. -2003. - № 2 (25).
3. Ковалевский В.П. Проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса // Университетское управление: практика и анализ. -2003. - № 2 (25).
4. Концепция университетских образовательных округов и университетских комплексов. Академия наук высшей школы России (АН ВШ РФ)/ Шукшунов В.Е. -М., 2001.
5. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. - М., 1999.
6. Новиков Ю. А. Будущее - за университетскими комплексами НИЛ «Интеграция образования» Ассоциации «Региональный учебный округ» Мордовского госуниверситета им. Н.П. Огарева при поддержке Фонда «Университеты России» © РУО 2005. Design by Sergey Kozyukov and Ruslan Karasev.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: под ред. д-ра филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1984.
8. Основы создания университетских комплексов / Шукшунов В.Е., Ленченко В. В., Третьяк А.В., Ткачев А.Н., Нырков Е.А. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002.
9. Постановление Правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах» от 17 сентября 2001 г. № 676.
10. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) // Юридический журнал директора школы. 2006. - № 1.
11. Рекомендации от 09. 11. 2001 г. № 17-55-99 ин/ 17-11 Мин. образования РФ.
12. Татур Ю. Г. Образовательная система России: высшая школа. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МГТУ им. Баумана, 1999.