Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / КОНКУРЕНТ / СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исакова Т.А.

Данная статья посвящена анализу понятия конкурентоспособности предприятия. Актуальность статьи заключается в важности повышения конкурентоспособности предприятия и поиска конкурентных преимуществ в условиях кризиса. Мною были рассмотрены различные трактовки данного понятия, описана взаимосвязь конкурентных преимуществ предприятия и его конкурентоспособности. Также в данной статье были выявлены основные признаки конкурентоспособной компании.This article analyzes the concept of competitiveness of the enterprise. The relevance of the article is the importance of increasing the competitiveness of enterprises and the search for competitive advantage in crisis conditions. I have considered various interpretations of this concept, describes the relationship between the competitive advantage of the enterprise and its competitiveness, identified the main competitive characteristics of the company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ»

результативное использование средств, которое обеспечило восстановление сельскохозяйственного производства после засухи 2010 г. и исполнение предусмотренных показателей. Однако некоторые индикаторы остались невыполненными, в том числе показатели, отвечающие за инвестиции в основной капитал: коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях и приобретение техники сельскохозяйственными организациями. Кроме того:

- суммы выданных кредитных ресурсов не полностью принадлежали сельхозпроизводителям: удельный вес сельскохозяйственных организаций в краткосрочных кредитах, принятых к субсидированию, составлял около 50% [1]. Остальные 50% уходили в основном к переработчикам сельхозпродукции;

- увеличение бюджетных средств на кредитование в большинстве случаев направлялось даже не на простое воспроизводство основного капитала в сельском хозяйстве, а в лучшем случае на пополнение оборотных средств или на перекредитование.

В настоящее время действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг., в которой предусмотрены новые и усовершенствованы существующие механизмы по внедрению эффективного кредитования сельского хозяйства. Однако в целях совершенствования соглашений кредитования сельхозтоваропроизводителей необходим систематический мониторинг реализации данной программы и своевременное внесение необходимых изменений в разработку указанных отношений.

Использованные источники:

1. Редчикова, Н.А., Сардбагышева, А.Э. Кредитование сельхозпроизводителей в современных условиях: российская практика [Текст] /Н.А. Редчикова, А.Э. Сардбагышева. //Вестник Томского государственного университета. - 2012. - №3 (19). - С. 68 - 79.

2. Российский статистический ежегодник - 2014 г. [Электронный ресурс] // Росстат. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13 /IssWWW.exe/Stg/d4/23 -08.htm (дата обращения: 17.05.2016).

Исакова Т.А. студент магистратуры 1 курса направление подготовки «Экономика» Рязанский государственный радиотехнический университет

Россия, г. Рязань

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Данная статья посвящена анализу понятия конкурентоспособности предприятия. Актуальность статьи заключается в важности повышения конкурентоспособности предприятия и поиска конкурентных преимуществ

в условиях кризиса. Мною были рассмотрены различные трактовки данного понятия, описана взаимосвязь конкурентных преимуществ предприятия и его конкурентоспособности. Также в данной статье были выявлены основные признаки конкурентоспособной компании.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, конкурентные преимущества, эффективность функционирования, конкурент, сфера деятельности.

This article analyzes the concept of competitiveness of the enterprise. The relevance of the article is the importance of increasing the competitiveness of enterprises and the search for competitive advantage in crisis conditions. I have considered various interpretations of this concept, describes the relationship between the competitive advantage of the enterprise and its competitiveness, identified the main competitive characteristics of the company. Key words: competitiveness, competitive advantages, efficiency of operation, competitor activity field.

Конкурентоспособность - это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами. Объектами могут быть товары, предприятия, отрасли, регионы (страны, области, районы). Субъектами могут выступать потребители, производители, государство, инвесторы.

Исследованием понятия «конкурентоспособность» занималось множество отечественных и зарубежных авторов, поэтому его трактовки различны. Особое внимание необходимо уделить тому, как соотносятся между собой конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции.

Развитие содержательной базы понятия «конкурентоспособность» сильно сходится с эволюцией взглядов на конкуренцию, что особенно видно в результате изучения работ позднего периода XIX-XX вв. Рассмотрим некоторые из них.

Э. Чемберлин и Дж. Робинсон в своих работах полагали, что конкурентоспособность это не только умение бороться с конкурентами, но и обходить конфликт с ними с помощью создания новых рынков дифференцированной продукции.[12],[7] Й. Шумпетер и П. Ромер утверждали, что конкурентоспособность компании можно идентифицировать как умение создавать новые технологии, новые рынки и идеи.[14]

О. Уильямсон в своих трудах в качестве определяющей основы конкурентоспособности выделял низкие издержки на производство товаров, получаемые из-за применения более эффективной модели производства при одинаковых с конкурентами ценами.[9] Г. Хемел и К. Прахад в качестве конкурентоспособности указывали возможность прогнозирования положения на рынке в будущем, опираясь на опыт, навыки и интеллектуальное лидерство.[11] Т. Конно в своих работах определял конкурентоспособность предприятия как набор характеристик, содержащих: захваченную компанией

долю рынка, навыки предприятия к производству, сбыту и развитию, способность высшего звена руководства к реализации заданной цели.[3]

М. Портер определял ее так: «Конкурентоспособность обусловлена скорее эффективностью, с которой фирмы на местах используют мощности для производства товаров и услуг» .[6]

Среди огромного числа отечественных ученых, занимающихся вопросами конкурентоспособности хотелось бы отметить следующих.

Баринов А.В. считает, что конкурентоспособность предприятия слагается из конкурентоспособности его составляющих и их слаженности для достижения цели.[15] Захаров В. Я. И Блинов А.О. под конкурентоспособностью подразумевают способность создавать некое превосходство над соперниками, которое помогает достичь установленные цели.[16]

С другой стороны, Калашникова Л.М. под конкурентоспособностью организации понимает целостное понятие, обусловленное системой и качеством менеджмента, качеством товара, разнообразием ассортимента, необходимого социуму, оптимальным финансовым состоянием, потенциалом к инновациям, эффективным расходованием ресурсов, качественной работой с кадрами, уровнем системы товародвижения и сервиса, статусом компании.[17] Селезнев А. в своих работах полагает, что конкурентоспособность - это обусловленное различными факторами внешней среды состояние и положение производителя на внутреннем и внешнем рынках, характеризуемое показателями, которые четко отражают данное состояние и его динамику.

По мнению Старовойтова М.К. и Фомина Б.Ф., конкурентоспособность - это определенный уровень компании, который считается мерой доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках. Одним из основных факторов данной меры считаются стоимость компании, уровень оснащенности рабочих мест, система менеджмента, управленческие технологии, человеческие ресурсы, стратегический маркетинг, политика в области инвестиций и инноваций.[8] Петров В. Считает, что конкурентоспособность - это некое внутреннее качество субъекта отношений на рынке, определяемое в процессе конкурентной борьбы и помогающее занять свою позицию в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения воспроизводства, что подразумевает покрытие всех затрат и достижение прибыли от производства.

Фатхутдинов Р.А. считает, что конкурентоспособность - это свойство объекта, отражающее степень настоящего и потенциального удовлетворения им определенной потребности по сравнению с похожими объектами, присутствующими на этом рынке.[10]

По мнению Данилова И.П., для определения сущности термина «конкурентоспособность» необходимо рассмотрение этого понятия с разных сторон: экономической, как базы существования; рыночной, как конкуренция

на рынке; философской, как основной силы развития социума; юридической, как подтверждающей соответствие обществу; социальной, как соответствующей правилам социального развития компании, страны; психологической, как подтверждающей соответствие ожиданиям.[1] Конкурентоспособность, по мнению Долинской М.Г. и Соловьева И.А., рассматривается как комплексный термин, определяющий соответствие продукта условиям рынка, определенным требованиям клиентов не только по качественным, техническим, экономическим, эстетическим показателям, но и по коммерческим и другим условиям ее реализации.[2]

Фасхиев Х.А. полагает, что конкурентоспособность компании - это настоящая и будущая возможность фирмы разрабатывать, производить, реализовывать и обслуживать в определенных сегментах рынка конкурентоспособные изделия.[18] Миронов М.Г. аналогично считает, что конкурентоспособность фирмы заключается в умении эффективно производить и сбывать товары по цене не выше, чем у любых иных компаний в своем сегменте.[4]

Анализ большого количества трактовок термина конкурентоспособность предприятия позволил сделать вывод о многогранности и неоднозначности данного понятия.

Все многообразие трактовок можно, на наш взгляд, разделить на три группы:

1. Трактовки, основывающиеся на учете факторов внутренней и внешней среды

2. Трактовки, основывающиеся на товарной составляющей конкурентоспособности

3. Трактовки, основывающиеся на рыночной позиции предприятия, рыночной доли.

Как уже говорилось, понятия конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия различны, соответственно отличаются и факторы их определяющие. Но в тоже время представляют собой диалектическое единство, неразрывно связаны между собой, как часть и целое.

Таким образом, стоит отметить, что конкурентоспособность продукции это неотъемлемое условие конкурентоспособности всего предприятия в целом. Конечно, фирма не сможет конкурировать на рынке без качественного продукта, но под конкурентоспособностью всего предприятия понимается способность концентрировать свои усилия и возможности в такой сфере производства продукции, где фирма сможет стать лидером.

В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.

При первом уровне конкурентоспособности компании менеджеры фирм рассматривают фактор управления в качестве внутренне нейтрального. Они

полагают, что если постоянный менеджмент на предприятии был уже утвержден, то теперь управление на конкурентоспособность уже не оказывает воздействия. Основная задача таких компаний - производство товаров без новизны, не думая ни о каких-либо уловках для привлечения клиентов.

Фирмы второго уровня конкурентоспособности хотят преобразовать свои производственные и управленческие системы во "внешне нейтральные". Это означает, что данные компании обязаны полностью соответствовать стандартам, установленным их главными соперниками на определенном рынке. Они стараются создать у себя то, что умеют ведущие компании: пытаются полностью перенять технические навыки, технологии, способы организации производства у главных фирм отрасли, покупать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие.

В компаниях третьего уровня конкурентоспособности в центр внимания выделяются нужды и требования клиента, популярна концепция маркетинга, ориентированного на клиента, а менеджмент начинает активно помогать развитию систем производства.

Компании, достигшие четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только не стремятся перенимать опыт других компаний отрасли и готовы превзойти самые жесткие стандарты. Однако, конкурентоспособность является результатом, фиксирующим конкурентные преимущества предприятия.

Под конкурентным преимуществом понимается система, характеризующаяся определенной эксклюзивной ценностью, дающей ей преимущество над соперниками в экономической, технической и организационной сферах деятельности.

Конкурентные преимущества могут классифицироваться по различным признакам. Они могут формироваться в различных сферах: экономической, социально-политической, технологической, культурной.

Оценочной базой для конкурентных преимуществ считаются цели предприятия и связанные с ними задачи, которые способно реализовывать предприятие, учитывая существующие условия внешней среды и определенное качество их выполнения. Предприятие для достижения поставленных целей и укрепления своей позиции на рынке должно формировать конкурентные преимущества быстрее, чем конкуренты.

Также, рассмотрев точки зрения отечественных и зарубежных авторов на понятие конкурентоспособности и сделав некоторые выводы, можно сформулировать основные признаки конкурентоспособного предприятия, имеющего определенный набор конкурентных преимуществ:

- предприятие конкурентоспособно на конкретном сегменте рынка;

- предприятие предоставляет своим потребителям конкурентоспособную продукцию;

- это предприятие, которое эффективно функционирует (эффективно использует свои факторы производства);

- предприятие, которое не останавливается в своем развитии, а постоянно занимается поиском конкурентных преимуществ.

Использованные источники:

1. Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции / И.П. Данилов. - М.: Пресс-сервис, 1997. - 129 с.

2. Долинская М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г. Долинская, И.А. Соловьев. - М.: Экономика, 1999. - 43 с.

3. Конно, Т. Управление конкурентоспособностью предприятия / Т.Конно. -М. : Новое знание, 2004. - 56 с.

4. Константинова И.В. Управление конкурентоспособностью как основа экономического развития предприятий машиностроительного комплекса(на примере Рязанского региона): Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/Рязанский государственный радиотехнический университет. Рязань, 2001.

5. Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. - М. :Альфа-Пресс, 2014. - 160 с.

6. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер ; Пер. с англ. — 4-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 453 с.

7. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Экономика, 2006. - 390 с.

8. Старовойтов М.К. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием : монография / М.К. Старовойтов, Б.Ф. Фомин. - М.: Высшая школа, 2002. - 294 с.

9. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб: Лениздат, SEV Press, 1996.

10. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 312 с.

11. Хэмел Г. Революция в бизнесе / Г. Хэмел, К. К. Прахалад. - М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2007. - 296 с.

12. Чемберлин Э.Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996, - 9 с.

13. Шараев Ю.В. Теория экономического роста. М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 254 с.

14. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 401 с.

Статьи в периодических изданиях

15. Баринов А.В. Развитие организации в конкурентной борьбе / А.В. Баринов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 6. - С. 3-13.

16. Блинов А.О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности /А.О. Блинов, В.Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - №2 4. - С. 20-24.

17. Калашникова, Л.М. Конкурентоспособность предприятия и их продукции /Л.М. Калашникова // Машиностроитель. - 2003. - № 11. - С. 15-18.

18. Фасхиев Х.А. Анализ методов оценки качества и конкурентоспособности грузовых автомобилей / Х.А. Фасхиев // Методы менеджмента качества. -2001. - № 3. - С. 24-29.

Исмиляева Э. С. студент 3 курса специальность «Экономическая безопасность» Югорского государственного университета Россия, г. Ханты-Мансийск АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФИСКАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В статье рассматривается и анализируется факторы, влияющие на фискальный эффект налога на прибыль в Российской Федерации. Анализируются социально-экономические показатели в разрезе федеральных округов за 2012 - 2014 гг.

Ключевые слова: налог на прибыль, валовой внутренний продукт, уровень годовой инфляции, оборот розничной торговли, сальдированный финансовый результат, инвестиции в основной капитал, внешнеторговый оборот.

Ismilyaeva ES student

3 course, specialty "Economic Security"

Ugra State University Russia, Khanty-Mansiysk ANALYSIS OF THE FACTORS INFLUENCING THE FISCAL IMPACT OF INCOME TAX IN THE RUSSIAN FEDERATION The article considers and analyses the factors influencing the fiscal impact of income tax in the Russian Federation. Analyzed socio-economic indicators broken down by Federal districts in 2012 - 2014.

Keywords: income tax, gross domestic product, annual inflation rate, retail trade turnover, net financial result, investments in fixed capital foreign trade turnover.

Налог на прибыль - один из самых значительных элементов в общей структуре расходов организации, поэтому любое изменение налогового законодательства в части налогообложения прибыли оказывает серьезное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. В связи с этим стимулирующий потенциал налога на прибыль огромен и многие экономисты убеждены, что активизация его регулирующей функции должна быть одной из приоритетных задач экономической политики в ближайшие годы. С другой стороны, налог на прибыль является одной из наиболее доходных статьей бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивает государству возможность полноценного финансирования его основных функций. [1]

Налогу на прибыль принадлежит существенная роль в формировании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.