Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ МЕБЕЛИ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ МЕБЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок мебели / конкурентоспособность организации / конкурентные преимущества / стратегический маркетинг / клиентоориентированность / конкурентные стратегии / furniture market / competitiveness of the organization / competitive advantages / strategic marketing / customer focus / competitive strategies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.Б. Лукашов, Е.В. Кузнецова

Рынок мебельной отрасли характеризуется подъемом производства и продаж отечественных организаций, что связано с уходом известных зарубежных игроков. Поэтому в данной статье основной акцент сделан на исследование мебельного рынка. Проведен анализ динамики развития отечественных производителей сегментов домашней мебели и офисной мебели. Определены факторы конкурентоспособности организаций на рынке мебели, вскрыто влияние цены как главного критерия продаж, уточнены регионы-лидеры мебельного производства и наиболее перспективные компаниипроизводители мебели. Рекомендовано использование матричных методов расчета конкурентоспособности и внедрение маркетинговых инструментов digital-продвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Р.Б. Лукашов, Е.В. Кузнецова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION IN THE FURNITURE MARKET

The furniture industry market is characterized by an increase in production and sales of domestic organizations, which is associated with the departure of well-known foreign players. Therefore, in this article the main emphasis is on the study of the furniture market. An analysis of the dynamics of development of domestic manufacturers of the home furniture and office furniture segments was carried out. The factors of competitiveness of organizations in the furniture market are determined, the influence of price as the main sales criterion is revealed, the leading regions of furniture production and the most promising furniture manufacturing companies are specified. It is recommended to use matrix methods for calculating competitiveness and introduce marketing tools for digital promotion.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ МЕБЕЛИ»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ МЕБЕЛИ

Р.Б. Лукашов, студент Е.В. Кузнецова, канд. социол. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-2-20-23

Аннотация. Рынок мебельной отрасли характеризуется подъемом производства и продаж отечественных организаций, что связано с уходом известных зарубежных игроков. Поэтому в данной статье основной акцент сделан на исследование мебельного рынка. Проведен анализ динамики развития отечественных производителей сегментов домашней мебели и офисной мебели. Определены факторы конкурентоспособности организаций на рынке мебели, вскрыто влияние цены как главного критерия продаж, уточнены регионы-лидеры мебельного производства и наиболее перспективные компании-производители мебели. Рекомендовано использование матричных методов расчета конкурентоспособности и внедрение маркетинговых инструментов digital-продвижения.

Ключевые слова: рынок мебели, конкурентоспособность организации, конкурентные преимущества, стратегический маркетинг, клиентоориентированность, конкурентные стратегии.

Основными показателями, используемыми для оценки эффективности организаций различных сфер деятельности, являются объем продаж, прибыль и рентабельность. В быстроменяющихся условиях достичь результативных показателей позволяет высокий уровень конкурентоспособности компаний, поэтому тема данного исследования, безусловно, актуальна. Конкурентоспособность считается основополагающим атрибутом любой организации, поскольку она служит краеугольным камнем ее способности процветать и эффективно работать в условиях рыночной конкуренции. Конкурентным силам в отрасли уделяет значительное внимание классик стратегического менеджмента М. Портер [1]. Конкурентоспособность продукта выступает основным маркетинговым инструментом компаний при реализации товарной политики [2].

Результаты исследования. Управление конкурентоспособностью организации -динамичный процесс, реализуемый в рамках стратегического маркетинга, - предполагает такие ключевые структурные элементы, как систематический мониторинг

рынка, маркетинговая ориентация на клиента, поддержание стратегического потенциала, достижение стратегических целей, мотивация и развитие человеческих ресурсов, цифровизация бизнес-процессов, внедрение эталонных стратегий роста (концентрированного, интегрированного, диверсифицированного), отлаженная система общего менеджмента в условиях SHIVA-мира [3]. Эффективное управление конкурентоспособностью подразумевает использование конкурентных преимуществ компании для обеспечения превосходства над конкурентами и обеспечения устойчивой прибыльности для долгосрочного роста.

После ухода крупных игроков (IKEA, Jysk) с российского рынка рынок отечественной мебели в 2023 г. вырос до рекордного уровня 2005 г. Причинами этого можно назвать рост новостроек, ремонт вторичного жилья, ввод новой коммерческой недвижимости, активизация отраслей (СПА, медицинских центров, бутиков), как следствие - рост спроса на мебель (рис. 1)

[4].

3775 ^^

8376____——

7325___-—-

2989 ---2282 22 3275 7fU1

------ 1602 ~ " Ф 1984 2215~~ 2704

2017 2018 2019 2020 2021 2022

Кровати деревянные - Стопы кухонные, для столовой и гостиной

Диваны, софы, кушетки с деревянным — Шкафы кухонные, для епадъни,

каркасом, трансформируемые в кровати стоповой, гостшной

Рис. 1. Производство мебели в РФ, 2017-2022 гг., тыс. шт. [Росстат]

85 % рынка занимала IKEA со своим «скандинавским стилем». В 2023 г. эту долю заняли отечественные мебельные компании (в частности, Яндекс Маркет выпускает мебель под собственным брендом Pragma), которые увидели простор для стратегического развития бизнеса. Также на рынок РФ вышли белорусская Swed House и турецкие Karaca Home, Kelebek. Наиболее растущие сегменты мебельного рынка - кухонная мебель (+84%), матрасы (+39%), специализированная мебель для офисов (+33%). При чем, громоздкая, крупногабаритная мебель не пользуется спросом в настоящее время, что можно

объяснить уменьшением площадей квартир-студий в новостройках [4].

Конкурентные преимущества - это количественные показатели, которые указывают на то, что организация работает лучше, чем те, с кем она конкурирует. Стратегический подход, подкрепленный организационно-экономическим механизмом управления, имеет решающее значение для эффективного использования этих преимуществ. Ценовая политика - один из критериев конкурентоспособности организации. Цены на мебельном рынке плавно увеличиваются (рис. 2) [4].

Рис. 2. Динамика цен на мебель в РФ, 2022-2023 гг., руб. [АМДПР, Росстат]

В разрезе регионов РФ мебельное производство наиболее развито в Московской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской, Владимирской отраслях. Мебельные компании используют разные стратегии: от собственного производства до мебельного ритейла. В качестве крупных мебельных игроков можно отметить Аскону, Литвуд, Живые диваны, Марию (рис. 3) [4].

Осуществляется мониторинг рынка мебели, исследуются статистические показатели, проводятся опросы потенциальных и реальных покупателей, рассчитывается NPS. В качестве факторов конкурентоспособности организации на рынке мебели целесообразно выделить: клиентоориенти-рованность и использование клиентского опыта B2B, B2C [5], современные произ-

При исследовании конкурентоспособности мебельного рынка рекомендуется применять следующие модели: матрицы БКГ, GE, Ансоффа, метод профилей, лепестковый метод, метод маркетингового инструментария, рейтинговый метод [7, 8, 9]. После оценки мебельных компаний и расчета конкурентоспособности следует выявить их слабые и сильные места, а также разработать рекомендации по их развитию. В качестве современного тренда следует озвучить цифровое направление развития мебельного рынка посредством

водственные технологии, экологичность мебели, наличие инновационных способностей и внедрение стартапов, сильную команду, достаточные финансовые ресурсы, наличие качественного сырья и фурнитуры (собственного или через отлаженных логистических партнеров), отлаженные маркетинговые коммуникации в digital-формате, внедрение эталонных и маркетинговых стратегий бизнеса [6], выход на уникальные ниши, например, рынок специализированной медицинской мебели, специализированной учебной мебели, рынок торгового оборудования для крупнейших торговых сетей X5Group, Ozon или рынок уникальной элитарной дизайнерской мебели.

20,4

гг., млрд. руб.

маркетплейсов, онлайн-магазинов, сайтов, таргетированную рекламу, SMM, лидеров мнений и референтного маркетинга, развитие собственного мобильного приложения, использование AR/VR-технологий.

Заключение. Таким образом, конкурентоспособность организации на рынке мебели - важнейший инструмент эффективного менеджмента, и от того, насколько умело топ-менеджмент управляет конкурентоспособностью, зависит успех всего мебельного бизнеса.

Аскона-Век

Литвуд ^^^^^^^^^^^^ 11,3 Живые диваны 9,4

Мебельная фабрика «Мария» 8.8

Король диванов 7,2

Лером 4,5

Шатура 4

Мебель Стиль ш 3,8 Первая мебельная фабрика ш 3 Экстраверт ш 2,8 Ангстрем ш 2,66 Алмаз яш 2

МЦ5 ГРУПП шш 1,7 Глазовская мебельная фабрика 1,5 КВПД в 1,2 Мебельная фабрика Марта ■ 1,1 Лузалес Тихвин ■ 0,66 Лузалес Вятка I 0,039

Рис. 3. Крупнейшие производители мебели в РФ, 2023

Библиографический список

1. Портер Е. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 453 с.

2. Бикметов Е. Ю., Кузнецова Е. В., Рувенный И. Я. Основы стратегического маркетингового управления: уч. пособие для вузов. - Уфа: РИЦ УУНиТ, 2023. - 150 с.

3. Кузнецова Е. В., Сабирова З. Э. Управление стрессом персонала в современных условиях SHIVA-мира // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2023. -№ 5 (173). - С. 111-115.

4. Мебельное производство в России: крупнейшие игроки. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/mebelnoe-proizvodstvo-v-rossii-krupneyshie-igroki-/ (дата обращения: 11.05.2024).

5. Бикметов Е. Ю., Галиханова Л. И., Кузнецова Е. В., Рувенный И. Я. Использование клиентского опыта для принятия маркетинговых решений в здравоохранении // KANT. -2023. - №3 (48). - С. 4-9.

6. Безрукова Т. Л., Целых К. Н. Выбор и реализация стратегии конкурентного поведения предприятий мебельного сегмента экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-2. - С. 285-289.

7. Баумгартен Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 4. - С. 72-85.

8. Жигарев В. А. Методика оценки конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности // Экономика, статистика и информатика. - 2015. - №2. - С. 57-62.

9. Рябоконь А. И. Инновационное обеспечение конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности // Труды БГТУ. - 2017. - Серия 5. - №2. - С. 98-103.

COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION IN THE FURNITURE MARKET R.B. Lukashov, Student

E.V. Kuznetsova, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. The furniture industry market is characterized by an increase in production and sales of domestic organizations, which is associated with the departure of well-known foreign players. Therefore, in this article the main emphasis is on the study of the furniture market. An analysis of the dynamics of development of domestic manufacturers of the home furniture and office furniture segments was carried out. The factors of competitiveness of organizations in the furniture market are determined, the influence of price as the main sales criterion is revealed, the leading regions of furniture production and the most promising furniture manufacturing companies are specified. It is recommended to use matrix methods for calculating competitiveness and introduce marketing tools for digital promotion.

Keywords: furniture market, competitiveness of the organization, competitive advantages, strategic marketing, customer focus, competitive strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.