Научная статья на тему 'Конкурентоспособность национальной экономики Китая'

Конкурентоспособность национальной экономики Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4683
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ECONOMY OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS OF NATIONAL ECONOMY / WORLD ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелухин Евгений Алексеевич

В статье освещаются особенности исследования ключевых факторов, способствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики Китайской Народной Республики на макроэкономическом уровне. Рассматривается роль государственного аппарата, научно-исследовательских организаций, а также транснациональных компаний, целью которых является создание перспектив долгосрочного развития национального хозяйства Китая. Дана оценка конкурентоспособности государственного аппарата КНР, исходя из уровня бюрократизации, успешности проводимого социально-экономического курса и участия КНР в деятельности международных наднациональных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article comments on salient features of researching the key factors of increasing The People's Republic of China's national economy competitiveness on a macroeconomic scale. The article observes the influence of state structure, research institutes and transnational companies on creating prospects for long-term national economy development in China. The article provides China's state structure competitiveness assessment including bureaucracy level, socio-economic policy success and active participating in world supranational institutes.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность национальной экономики Китая»

Конкурентоспособность национальной экономики Китая

Е.А. Шелухин

Китайская цивилизация является одной из древнейших в мире цивилизаций, существующей, судя по известным письменным источникам,1 более 3 с половиной тысяч лет и сохранившейся до наших дней. Секрет такого удивительного долголетия, во многом, определен особым характером социально-экономического развития китайского государства с древнейших времен, а также уникальной культурой, религией и письменностью Китая. Однако немаловажным фактором выживаемости китайской цивилизации во все времена явилось умение выгодно использовать конкурентные преимущества своего экономико-географического положения.

Как в прошлом, так и в настоящем умение конкурировать оказалось особенно ценным для успешного развития национального хозяйства Китая, которое в XX в. пережило две поистине значительные по масштабу трансформации -в конце 40-х годов с образованием КНР и переходом на социалистический путь развития, а также в конце 70-х годов с началом политики реформирования и открытости внешнему миру. На протяжении более трех десятилетий реформ проблема повышения конкурентоспособности национальной экономики страны не теряет своей актуальности для правительства Китая. Обострившееся в последние годы мировое экономическое соперничество, а также заметно усложнившаяся финансово-экономическая ситуация в мировой экономике подтолкнули Китай к поиску путей стабильного экономического развития с использованием своих экономико-географических преимуществ, а также к поиску способов привлечения иностранных инвестиций и технологий с целью модернизации производства и выпуска более конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Бергер Я. М., главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, в статье «Новый лидер. Когда Китай станет править миром?» отмечает, что современный Китай «готов отвечать на глобальные вызовы эпохи. Финансово-экономический кризис там воспринимают не только как испытание, но и как подходящий случай, позволяющий осуществить давно назревшие преобразования в разных областях общественной жизни и еще более повысить национальную конкурентоспособность».2

Что же понимать под конкурентоспособностью национальной экономики, а в частности -под конкурентоспособностью экономики Китая. Если понятия конкурентоспособности товара, предприятия или отрасли общеизвестны, то конкурентоспособность национальной экономики представляет собой достаточно сложное, многоуровневое понятие, которое не имеет единого определения, но в целом подразумевает «концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам как на внутреннем, так и на внешних рынках».3

Большинство современных концепций исследования конкурентоспособности национальной экономики признают государство, научноисследовательские институты и транснациональные компании исследуемой страны как основные институциональные факторы, влияющие на конкурентоспособность национальной экономики государства на макроэкономическом уровне. Однако следует отметить, что конкурентоспособность национальной экономики включает не только непосредственно конкурен-

тоспособность национального хозяйства, но и конкурентоспособность государственного аппарата, а также конкурентоспособность общества в целом. Устойчивое развитие национальной экономики и повышение уровня жизни населения невозможно без конкурентоспособного государственного, политико-правового и общественного устройства.

Конкурентоспособность национальной экономики КНР традиционно определяют с помощью специальных рейтингов, разработанных с учетом опыта развития теории конкурентоспособности, наиболее известной составляющей которой является концепция национальных конкурентных преимуществ М.Портера. Согласно рейтингу конкурентоспособности, разработанному в Международном институте развития менеджмента с использованием 314 критериев оценки аспектов экономического развития страны и ее инфраструктуры, а также эффективности государственного управления и предпринимательства, экономика Китая по-прежнему входит в двадцатку самых конкурентоспособных экономик мира, опустившись с 17-го места в 2008 году на 20-е место в 2009 году.4

Альтернативным методом оценки конкурентоспособности страны является Новый индекс мировой конкурентоспособности (New Global Competitiveness Index), разрабатываемый группой специалистов Всемирного экономического форума под руководством профессора М.Портера. Задачей данного проекта является создание рейтинга, объединяющего и заменяющего изданные ранее индексы роста конкурентоспособности Д. Сакса и микроэкономической конкурентоспособности М.Портера. По мнению экспертов, новая методика позволяет оценить уровень развития производительности экономики, который государство, используя преимущества своего экономико-географического положения, может поддерживать на пути к процветанию в процессе макроэкономической и микроэкономической деятельности.

Согласно индексу конкурентоспособности Всемирного экономического форума, экономика КНР входит в тридцать самых конкурентоспособных экономик мира, поднявшись с 34-го в 2007-2008 годах до 30-го места.5 По мнению экспертов ВЭФ, экономика Китая находится на переходной стадии развития. В КНР отмечен высокий показатель макроэкономической ста-

бильности, а также высокий уровень развития системы здравоохранения и начального образования. Одним из преимуществ является большой размер внутреннего и внешнего рынка. Инфраструктура, система высшего образования и практической деятельности, эффективность рынка товаров и рабочей силы, инновации в экономике получили среднюю оценку. Из основных проблем развития бизнеса, которые выделили опрошенные группой исследователей специалисты, отмечены плохой доступ к финансированию, нестабильность политического курса, бюрократия, инфляция, а также несовершенство системы налогообложения.

Однако, несмотря на огромное количество объективных и субъективных критериев оценки конкурентоспособности стран в мировом хозяйстве, применяемых в различных рейтингах, многие из них небезосновательно подвергаются критике со стороны ученых. Так, известно, что показатель ВВП на душу населения оказывает значительное влияние на расчеты данных индексов. Если «очистить» рейтинги Международного института развития менеджмента и Всемирного экономического форума методом, который предлагает российский исследователь М.М. Горбанев,6 КНР входит в пятерку самых перспективных в плане экономического роста государств.

По мнению одного из разработчиков индекса конкурентоспособности Международного института развития менеджмента профессора С. Гарелли, изменения, произошедшие в рейтинге самых конкурентоспособных стран мира, следует расценивать как понижение или повышение степени сопротивляемости той или иной экономики последствиям мирового финансового кризиса. Следовательно, можно сделать вывод, что национальное хозяйство КНР, согласно данным рейтингов, не только не потеряло своей конкурентной привлекательности, но даже упрочило свои позиции в мировом рейтинге конкурентоспособности. Несмотря на мировой финансовый кризис, экономика Китая обладает очень хорошими перспективами экономического роста. На основе исследований, проведенных разработчиками рейтингов конкурентоспособности, можно сделать вывод, что национальное хозяйство КНР обладает высокой конкурентоспособностью и опережает многие развитые страны мира.

Следует отметить значимую роль государственного управления по повышению конкурентоспособности национальной экономики Китая на международной экономической арене. На конкурентоспособность государственного аппарата, а, значит, и на конкурентоспособность национальной экономики в целом влияет множество факторов. Одним из них является уровень бюрократии. Для развития предпринимательства чрезвычайно важно, насколько быстро государство может решать организационные проблемы, в том числе путем выдачи документов, разрешающих предпринимательскую деятельность. Чтобы открыть новую фирму в китайском Гонконге, нужно получить всего два разрешения. Наряду с Великобританией, Сингапуром и Шри-Ланкой это лучший показатель в мире.7 По данным рейтинга Всемирного экономического форума, отражающего тяжесть государственного регулирования (включает получение лицензий, соблюдение норм, представление отчетов о деятельности), Китай находится на 23-ем месте из 134 возможных, опережая многие развитые страны, в том числе США, которые по этому показателю занимают 50-е место.8

Помимо количества необходимых документов, не менее важным для предпринимателей является время, затрачиваемое на их оформление. По данным ежегодного отчета «Ведение бизнеса - 2010» Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, средний срок открытия нового предприятия в КНР составляет 37 дней (следует отметить, что этот показатель для Азиатско-Тихоокеанского региона равен 41 дню).9 Таким образом, можно сделать вывод, что западные эксперты в области исследования вопроса о конкурентоспособности стран в мировом хозяйстве оценивают конкурентоспособность государственного аппарата КНР как достаточно высокую.

Конкурентоспособность китайского государства также можно оценить исходя из того, насколько активна роль современной КНР на мировой арене. В условиях развития процессов глобализации, а также образования все большего количества международных наднациональных институтов, организаций и мультинациональных компаний значительно усиливается конкуренция между отдельными странами. В этой связи участие государства в ми-

ровых или региональных группировках жизненно необходимо для обеспечения собственных политико-экономических интересов. Безусловно, среди них особой важностью отличаются вопросы безопасности и торгово-экономического сотрудничества с другими странами, в рамках которого посредством участия в международных организациях10 осуществляется доступ к внешним рынкам.

Создание модели социально-экономического развития страны, безусловно, представляет особую значимость в деле повышения конкурентоспособности национальной экономики. Современный Китай существует в особом измерении - так называемом «социализме с китайской спецификой». Китайская модель социально-экономического развития предусматривает эволюционное формирование многоукладной рыночной экономики с решающей регулирующей ролью государства, создание многообразных форм общественной собственности (коллективной, единоличной, частной, совместной), ориентацию производственной сферы на постепенное повышение уровня жизни населения, а также его идейно-нравственное воспитание в духе проводимой политики. Характерной чертой китайской модели социально-экономического развития является курс на наращивание зарубежных инвестиций в экономику, стимулирование роста потребления и постоянное увеличение экспорта при широкой модернизации производительных сил на основе перехода от развития капиталоемких отраслей к развитию трудоемких и наукоемких отраслей промышленности.

Велика роль научно-исследовательских институтов в повышении конкурентоспособности национальной экономики Китая. Необходимо отметить, что на современном этапе китайское правительство рассматривает инновационность как решающий фактор развития экономики КНР. Логично предположить, что повышение конкурентоспособности наукоемкой продукции китайских предприятий на мировом рынке невозможно без общего научно-технического прогресса государства, который, в свою очередь, зависит от государственной политики в сфере науки и образования. Кроме того, рост инновационного потенциала государства находится в прямой зависимости от величины расходов на НИОКР и развитие технологической инфраструктуры страны. Рассматри-

вая развитость сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в Китае, необходимо отметить объемы финансирования данной статьи государственного бюджета. По данным Национального бюро статистики КНР, в 2006 году расходы на НИОКР достигли 300,3 миллиардов юаней (около 37,67 миллиардов долларов), увеличившись, по сравнению с 2005 годом, на 22,6%, и составили 1,42% ВВП. По этому показателю КНР, обогнав Японию, переместилась на второе место в мире после США.

Согласно статистическим данным, в 2006 году китайские компании инвестировали в сферу НИОКР 213,5 миллиардов юаней (около 26,78 миллиардов долларов), государственные НИИ - 56,7 миллиардов юаней (около 7,11 миллиардов долларов), высшие учебные заведения - 27,7 миллиардов юаней (около 3,47 миллиардов долларов). Таким образом, в процентном соотношении самым крупным инвестором выступил частный сектор (72%), научно-исследовательские институты при государственных ведомствах (19%) и вузы (9%) разделили соответственно второе и третье место по количеству инвестиций. Следует также отметить, насколько велико число ученых в КНР. Сейчас их насчитывается более миллиона человек. По этому показателю Китай опережают только США, у которых около 1,3 миллиона ученых. Согласно данным Национального бюро статистики КНР, в 2003 году в стране насчитывалось 2,255 миллиона ученых и инженеров, а в

2008 году их число возросло до 3,129 миллионов. За 5 лет экспорт китайской высокотехнологичной продукции увеличился в 3 раза: с 110,3 миллиардов юаней до 347,8 миллиардов

юаней.11

Широкое коммерческое применение научно-технических разработок было бы невозможно без развития технологической инфраструктуры государства. Под руководством Министерства науки и технологий и Академии наук Китая обеспечиваются благоприятные условия для ведения научных исследований, проводится подготовка кадров в сфере научно-технической деятельности. С 1988 года в рамках государственной программы «Факел» в КНР идет работа по модернизации существующей материально-технической базы традиционных отраслей промышленности, а также по созданию новых отраслей - оптоэлектроники, микроэлектроники, энергосберегающих техноло-

гий, биомедицины, биоинженерии, авиационных и космических технологий и др.12

Особое внимание следует уделить зонам развития высоких технологий Китая. В данных районах действует благоприятный режим для всех зарегистрированных предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию. Высокая степень интеграции научно-исследовательской и производственной деятельности достигается путем создания в рамках зон высоких технологий так называемых научно-технических парков. Кроме того, с начала 1990-х годов в Китае реализуется программа по организации инновационно-инкубационных центров -экономических субъектов, основной задачей которых является поддержка новых инновационных предприятий. На данный момент подобных инкубаторов в КНР насчитывается более 460. По этому показателю Китай занимает 2-е место в мире. Таким образом, зоны развития высоких технологий обеспечивают ускоренное внедрение высоких и новых технологий в промышленное производство КНР, то есть непосредственно влияют на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Данные специальные районы являются эффективным механизмом по преобразованию научно-технических достижений в пользующиеся спросом на рынке товары. Более того, зоны развития высоких технологий способствовали модернизации промышленной производственной базы, развитию инфраструктуры, а также придали импульс инновационному развитию экономики Китая.

Существенную роль в повышении конкурентоспособности национальной экономики Китая играют транснациональные компании. По данным рейтинга, который ежегодно публикуется в финансовой газете «Financial Times», в число 500 крупнейших компаний мира входят 43 китайских компании (из них 16 компаний из САР Гонконг). Благодаря антикризисным мерам китайского руководства по поддержке экономики и устойчивому росту цен на топливо в Китае, одной из самых дорогих компаний мира в

2009 году по этому показателю стала китайская нефтяная госкорпорация PetroChina. Следует отметить, что большинство крупнейших китайских ТНК принадлежат к нефтедобывающей, горнодобывающей отраслям и банковскому сектору. Кроме того, активную деятельность на мировом рынке ведут госкорпорации Китая, занимающиеся разработкой и внедрением крупных инфраструктурных проектов.

Необходимо подчеркнуть, что именно крупные государственные предприятия Китая при поддержке правительства ведут международную экспансию за пределами КНР. Особенно привлекательными рынками для китайских ТНК традиционно являются рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, большой активностью отличается деятельность госкорпораций Китая на рынке США. По данным аналитического обзора «Глобальная экспансия транснациональных корпораций России и Китая: адаптация в условиях кризиса» Института исследования быстроразвивающихся рынков Сколково, в 2008 году китайские ТНК направили на поглощение компаний за границей от 35 до 46 миллиардов долларов США. Основным направлением внешней инвестиционной деятельности госкорпораций КНР является обеспечение доступа к стратегическим природным ресурсам. ТНК Китая пользуются широкой поддержкой правительства КНР, которое активно стимулирует инвестирование в перспективные ресурсные и инфраструктурные объекты по всему миру. В условиях мирового финансового кризиса большинство китайских госкорпораций смогли сохранить свою целостность и положение на мировом рынке. Благодаря международной инвестиционной деятельности, ТНК Китая повышают свои конкурентные преимущества путем приобретения новых знаний и навыков ведения управленческой и внешнеэкономической деятельности, а также создания новых мировых брендов. Новое поколение китайских транснациональных компаний уже оказывает значительное влияние на структуру мирового рынка.

Подводя итог, следует отметить, что исследование конкурентоспособности национальной экономики Китая представляет особый интерес, прежде всего, исходя из той роли, какую современный Китай играет на мировой экономической арене. Однако комплексный анализ конкурентоспособности национальной экономики Китая является достаточно сложной задачей, включающей оценку конкурентоспособности на макроэкономическом и микроэкономическом уровне. Кроме того, оценка конкурентоспособности национальной экономики должна включать не только оценку конкурентоспособности национального хозяйства, но и конкурентоспособности всего государственного аппарата, проводимого правительством со-

циально-экономического курса, общественнополитических аспектов внутреннего устройства страны.

Большинство существующих международных рейтингов конкурентоспособности оценивают конкурентоспособность Китая на макроэкономическом уровне как достаточно высокую: по данным рейтинга конкурентоспособности Международного института развития менеджмента, экономика КНР входит в 20 самых конкурентоспособных экономик мира, а согласно рейтингу конкурентоспособности Всемирного экономического форума - в 30. Если же ориентироваться на альтернативные рейтинги конкурентоспособности, откорректированные с использованием регрессивного анализа с целью уменьшения влияния на расчеты показателя ВВП на душу населения, КНР входит в пятерку самых конкурентоспособных государств мира. На основе исследований, проведенных разработчиками рейтингов конкурентоспособности, можно сделать вывод, что национальное хозяйство КНР обладает высокой конкурентоспособностью и опережает даже многие развитые страны мира.

Достижение высокого уровня национальной конкурентоспособности потребовало от правительства КНР формирования общенациональной экономической стратегии, поскольку государство обязано создавать благоприятные условия для развития конкурентоспособных отраслей, предприятий и сбыта конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Более того, исходя из оценок эффективности государственного аппарата КНР, роли, которую КНР играет на международной арене, а также успешности проводимой китайским руководством социально-экономической политики, можно сделать вывод, что значимость деятельности государства в сфере повышении конкурентоспособности КНР на макроэкономическом уровне достаточно высока.

Учитывая результаты деятельности правительства КНР в сфере стимулирования развития сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технологической инфраструктуры государства, подготовки кадров для предприятий наукоемких отраслей, создания специальных зон развития высоких технологий, следует отметить значимую роль научно-исследовательских институтов как фактора повышения конкурентоспособности наци-

ональной экономики Китая на макроэкономическом уровне. Широкое промышленное использование научно-технических разработок, значительно повышающее конкурентоспособность выпускаемой китайскими предприятиями продукции, было бы невозможно без комплексных мер по развитию НИИ Китая.

Немаловажным фактором, также оказывающим влияние на повышение конкурентоспособности национальной экономики КНР на макроэкономическом уровне, являются китайские ТНК, проводящие при поддержке правительства КНР активную экспансию на мировом рынке. В условиях мирового финансового кризиса госкорпорациям Китая, сохранившим свою целостность и укрепившим позиции на мировом рынке, открылись новые возможности приобретения активов за рубежом, которые выведут их конкурентоспособность, а, следовательно, и конкурентоспособность национальной экономики КНР на совершенно иной уровень.

Примечания:

1 Одними из них являются Иньские гадательные надписи XIV-XI в. до н.э.

2 Новый лидер. Когда Китай станет править миром? / Бергер Я. М. // Г азета «Время новостей», N°179 30.09.2009. [http://www.vremya.ru/2009/179/5/ 238491.html].

3 Внешнеэкономический толковый словарь / Под ред. И.П. Фаминского. - М.: ИНФРА-М, 2000. С.163

4 The World Competitiveness Scoreboard 2009. IMD, 2009. [http://www.imd.ch/research/publications/ wcy/upload/scoreboard.pdf].

5 The Global Competitiveness Report 2008-2009. World Economic Forum, 2009. [http:// www.weforum.org/documents/GCR0809/index. html].

6 Горбанев М.М. предложил метод корректировки рейтингов с использованием регрессивного анализа с целью уменьшения влияния на расчеты показателя ВВП на душу населения.

7 The Global Competitiveness Report 2002. World Economic Forum, 2002. [http://www.weforum.org/ documents/GCR0809/index.html].

8 The Global Competitiveness Report 2008-2009. World Economic Forum, 2009. [http:// www.weforum.org/documents/GCR0809/index.html].

9 Doing business 2010. International Finance

Corporation. The World Bank Group, 2009. [http:// www.doingbusiness.org].

10 КНР является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом ВТО, ШОС, наблюдателем Ассоциации Регионального Сотрудничества Южной Азии, участвует в заседаниях регионального форума АСЕАН и т.д.

11 China Statistical Yearbook 2008. National Bureau of Statistics of China, 2008. [http://www.stats.gov.cn/ tjsj/ndsj/2008/indexeh.htm].

12 Зоны развития высоких технологий / Петухов И.А. // Проблемы экономического роста и развития производительных сил в КНР М., 2007. С.146.

Библиография:

1. Внешнеэкономический толковый словарь / Под ред. И.П. Фаминского. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 512 С.

2. Новый лидер. Когда Китай станет пра-

вить миром? / Бергер Я.М. // Газета «Время новостей», N°179, 30.09.2009. [http://

www.vremya.ru/2009/179/5/238491.html].

3. The World Competitiveness Scoreboard 2009. IMD, 2009. [http://www.imd.ch/research/ publications/wcy/upload/scoreboard.pdf].

4. The Global Competitiveness Report 20082009. World Economic Forum, 2009. [http:// www.weforum.org/documents/GCR0809/ index.html].

5. The Global Competitiveness Report 2002. World Economic Forum, 2002. [http:// www.weforum.org/documents/GCR0809/ index.html].

6. The Global Competitiveness Report 20082009. World Economic Forum, 2009. [http:// www.weforum.org/documents/GCR0809/ index.html].

7. Doing business 2010. International Finance Corporation. The World Bank Group, 2009. [http:/ /www.doingbusiness.org].

8. China Statistical Yearbook 2008. National Bureau of Statistics of China, 2008. [http:// www. stats. gov. cn/tj sj/ndsj/2008/indexeh.htm].

9. Зоны развития высоких технологий / Петухов И.А. // Проблемы экономического роста и развития производительных сил в КНР. М., 2007. С.146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.