Научная статья на тему 'Конкурентоспособность на уровне отрасли: система детерминант'

Конкурентоспособность на уровне отрасли: система детерминант Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We can’t study the competitiveness only on a level of a separate firm. The competitive advantage of firm in this case is explained by organizational abilities of manager, or by some private administrative decisions without taking into account other objective market preconditions. Firms’ strategy on the market is based, first of all, on a study of conditions of the economic branch to which a firm belongs. Economic situation of the country on the whole is based on a hierarchy of branches. This item is devoted to the study and classification of determinants and factors, which lie on a basis of branch competitiveness.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность на уровне отрасли: система детерминант»

УДК 338.009.02

А.Л. Карпов

Омский государственный университет

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА УРОВНЕ ОТРАСЛИ:

СИСТЕМА ДЕТЕРМИНАНТ

We can’t study the competitiveness only on a level of a separate firm. The competitive advantage of firm in this case is explained by organizational abilities of manager, or by some private administrative decisions without taking into account other objective market preconditions. Firms’ strategy on the market is based, first of all, on a study of conditions of the economic branch to which a firm belongs. Economic situation of the country on the whole is based on a hierarchy of branches. This item is devoted to the study and classification of determinants and factors, which lie on a basis of branch competitiveness.

Рассмотрение конкурентоспособности исключительно на микроуровне (на уровне отдельно взятой фирмы) не дает полноценного материала для анализа и построения выводов о причинах конкурентного превосходства или, наоборот, о причинах проблем какой-либо конкретной компании. Конкурентное преимущество фирмы в этом случае объясняется либо организаторскими способностями руководителя, либо какими-то частными управленческими решениями без учета прочих объективных рыночных предпосылок. Стратегия фирмы, ее позиционирование на рынке основывается прежде всего на изучении условий функционирования отрасли, в которой она находится, а экономическое положение страны в целом - на построении иерархии отраслей, в основе которой лежит их конкурентоспособность.

Основываясь на анализе десятков компаний и отраслей, М. Портер выделяет пять сил конкуренции, определяющих структуру отрасли в статическом состоянии и процесс ее изменения [1].

Первая - это угроза появления новых конкурентов. В качестве ограничений здесь может выступать величина капитала, необходимая для входа на рынок; минимально необходимый и оптимальный масштаб производства; агрессивность и скоординированность действий предприятий, уже существующих на рынке; доступ к каналам распределения; и наконец, обладание предприятиями отрасли значительными конкурентными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, патентами, удобным расположением и т. д.

Вторая - это угроза появления новых товаров или услуг-заменителей. Она определяется уровнем цен, доступностью товаров-заменителей и стоимостью «переключения», куда относятся затраты на изменение технологических процессов, на переобучение персонала.

Третья - способность поставщиков сырья и комплектующих торговаться. Влияние поставщиков зависит прежде всего от количества поставщиков и доли отдельных поставщиков на рынке; от уникальности канала поставки, т. е. степени дифференциации продукции поставщиков; от значимости покупателя для предприятий-поставщиков.

Четвертая - способность покупателей торговаться. Здесь важна степень стандартизации товара: чем ниже степень дифференциации товара, тем меньше затраты покупателя на продукцию предприятия-конкурента. Другим фактором здесь является статус покупателей и значимость нашего товара для покупателя: если покупателей в отрасли немного и они в основном являются крупными, приобретают товар большими партиями, то они оказывают существенное давление на поставщиков.

Наконец, последней, пятой силой конкуренции является соперничество уже имеющихся конкурентов между собой. Здесь имеет большое значение число и размер фирм, конкурирующих на рынке, степень стандартизации товара, унифицированность сервисных услуг, агрессивность стратегии конкурирующих фирм. С другой стороны, существенным фактором является привлекательность рынка: если платежеспособный спрос на рынке падает, то прогноз неблагоприятен, и наоборот, расширение платежеспособного спроса предоставляет для компаний, работающих на рынке, дополнительные потенциальные возможности.

С другой стороны, М. Портер выделяет четыре элемента, определяющих конкурентный успех:

1) факторы производства, 2) условия спроса, 3) существование конкурентоспособных родственных, поддерживающих и снабжающих отраслей и 4) интенсивность конкуренции между национальными компаниями. Совокупность этих детерминант он называет «национальный ромб» [2, с. 175-176].

© А.Л. Карпов, 2005

80

Конкурентоспособность на уровне отрасли...

Взяв за основу систему детерминант, предложенную М. Портером, построим базовую модель структурного анализа конкурентоспособности отраслей, состоящую из шести основных элементов.

Первым важнейшим элементом системы являются национальные условия спроса. Наличие достаточно емкого национального рынка конкретного вида продукции, требовательность и разборчивость потребителей являются необходимыми предварительными условиями для выхода на интернациональные рынки и успеха на них. Однако существует и иной взгляд, по которому ограниченный спрос на внутреннем рынке вынуждает компании как можно раньше переходить на глобальную стратегию развития, экспортировать свою продукцию и тем самым дает конкурентное преимущество. Таким образом, большое значение имеет раннее насыщение внутреннего рынка и время перехода на глобальную стратегию.

Не меньшее значение имеет требовательность и разборчивость покупателей, упреждающие возникновение спроса на внутреннем рынке. Потребители разборчивы, когда на внутреннем рынке нужна продукция данной отрасли с жестко определенными свойствами или к ней предъявляются особо жесткие требования из-за местных условий: географических особенностей, климата страны, наличия или отсутствия каких-либо природных ресурсов, налогов или жестких технических стандартов, которым должен отвечать товар. Причем фирмы-покупатели чаще всего бывают наиболее требовательны, когда сталкиваются в своей деятельности с невыгодными условиями по отдельным факторам (например, с высокой стоимостью топлива и электроэнергии). Кроме того, покупатели особенно требовательны в том случае, если у них есть конкуренты, чем когда они являются монополистами.

Большое значение имеют темпы роста спроса на продукт и особенности его распределения по сегментам внутри национального рынка. Быстрый рост внутреннего рынка особенно важен, когда происходит смена технологии и фирмам нужна уверенность, что средства, вложенные в производство новых товаров в новые мощности, не пропадут. При этом темпы развития отдельных сегментов имеют отличия в разных странах и именно они, прежде всего, указывают фирмам на то, чему следует уделять внимание в первую очередь. Мелкие и наименее прибыльные сегменты на национальном рынке чаще всего игнорируют компании, несмотря на то, что, возможно, на международном рынке данные продукты получат большое признание. Здесь зарубежные конкуренты чаще всего захватывают инициативу.

Кроме вышеперечисленного, следует еще отметить и некоторые особые характеристики непосредственно самого товара или услуги, которые также накладывают свой отпечаток на параметры спроса, - это цикличность или сезонность продаж, длительность пользования продуктом, ценовая эластичность.

Вторым детерминантом является технология. В последнее время появилась тенденция относить национальную технологическую базу к факторам производства, получающим факторный доход, что облегчает интерпретацию макроэкономической статистики стран, располагающих относительным избытком технологии. В основе этого подхода лежат следующие аргументы: во-первых, научно-технический прогресс можно рассматривать как сдвиги в обеспеченности факторами производства: в той степени, в какой новые методы производства повышают производительность труда, капитала и других факторов, их можно рассматривать как соответствующее расширение предложения этих факторов. Новая технология, позволяющая снизить затраты на единицу продукции, тождественна увеличению основного капитала, производственного потенциала отрасли. Во-вторых, дополнительный доход, получаемый от использования технологии, имеет сходство с факторными доходами.

Однако технология имеет отличительные особенности, что позволяет выделять ее как самостоятельный детерминант. Технология создается внутри группы взаимосвязанных отраслей, т. е. на ее развитие компания может оказать непосредственное влияние. Поэтому если и можно ее сравнивать с факторами производства, то только со специфическими. Традиционные же факторы производства являются внешними по отношению к фирме, и на их развитие и увеличение их предложения фирма может повлиять только косвенным путем (например, пролоббировать образовательные программы или развитие необходимой инфраструктуры в регионе). Кроме этого, специфичным является распределительный аспект технологического прогресса. Так, увеличение предложения товара в два раза в результате роста производительности труда и экстенсивный рост предложения трудовых ресурсов в тех же пропорциях по-разному влияет на уровень заработной платы. Повышение производительности труда влечет за собой увеличение заработной платы, чего не позволила бы конкуренция за новые рабочие места в случае роста предложения труда.

Влияние технологии как фактора конкурентного преимущества можно разделить на следующие направления:

81

А.Л. Карпов

1) Технология определяет взаимоотношение между вводимыми факторами, производственным процессом и итоговым выходом продукции. При этом набор применяемых факторов существенно различается не только в разных отраслях, но и в производстве одних и тех же продуктов. Развитие технологии происходит на национальной базе в соответствии с наделенностью и ценовыми пропорциями различных ресурсов. В течение времени технология стремится к формированию наиболее эффективных для данной национальной экономики и даже данного географического района факторных пропорций. Выбор технологии может коренным образом изменить ценность тех или иных факторов.

2) Получение конкурентного преимущества на основе вводимых и применяемых факторов зависит от того, насколько эффективно они используются. Крайне важно не только то, как используются факторы, но и где, в какой отрасли они применяются, потому что минеральные ресурсы, профессиональные кадры и технологические знания могут быть использованы в ряде отраслей. При этом наибольшее значение имеет не просто более высокая производительность отрасли внутри данной страны по отношению к производительности в других странах, сколько ее эффективность по отношению к другим отраслям внутри национальной экономики, что определяет переток ресурсов в данную отрасль.

3) Технология определяет качественные характеристики производимого продукта, что позволяет влиять на ценовые параметры и структуру спроса. Классическая теория рассматривает развитие технологии только как процесс достижения максимального выпуска продукции при определенном сочетании производственных факторов. При этом никогда не применяются такие комбинации, которые снижают выпуск продукции или повышают затраты. Однако зачастую в реальности совершенствование качественных характеристик самого продукта ценой повышения затрат приносит больший эффект, чем прямое сокращение издержек. Например, в мировом производстве керамической плитки все больше возрастает доля дорогой дизайнерской плитки с высокими декоративными качествами, несмотря на то, что процесс ее производства значительно дороже из-за применения технологии трехразового обжига в отличие от одно- и двухразового.

4) Наконец, развитие технологии направлено и на расширение дифференциации продукта, что также лежит в основе большей широты и глубины охвата рынка и более высоких ценовых характеристик.

Факторы производства (сырьевые, энергетические и трудовые ресурсы, инфраструктура, системы образования и пр.) являются третьим базисом, на котором строится конкурентный успех. Наличие факторов производства определяет отрасли промышленности с потенциалом интернационального роста. Однако наличие богатых природных ресурсов отнюдь не гарантирует процветания. И наоборот, нехватка некоторых факторов производства или высокая их стоимость, например трудовых или энергетических ресурсов, может не только снизить конкурентоспособность нации, но даже оказать на нее благотворное влияние, ускорив процесс инноваций, и привести к созданию долгосрочного конкурентного преимущества (хотя на начальном этапе высокая абсолютная стоимость факторов, дефицит ресурсов, их полная недоступность или жесткие ограничения оказывает значительное давление).

Причиной этого является то, что научно-технический прогресс существенно изменил роль факторов в достижении конкурентного преимущества. Изменение роли факторов производства характеризуется следующими чертами.

Во-первых, для достижения стойкого конкурентного преимущества все большее значение приобретают искусственные факторы. Традиционные факторы достаются стране даром или их создание требует сравнительно небольших капиталовложений. Технический прогресс за последние столетия значительно повысил их мобильность (возможность ценой относительно небольших затрат доставить в районы их наиболее эффективного использования) или снизил в них потребность, поэтому традиционные факторы в настоящее время либо не имеют большого значения для конкурентного преимущества, либо создаваемое ими преимущество нестойко, хотя они продолжают влиять на структуру международной торговли.

Во-вторых, растущие требования к факторам по всему миру приводят к тому, что разовых капиталовложений оказывается недостаточно для получения конкурентного преимущества на их базе, и требуется непрерывное финансирование с целью повышения качества факторов. Технологии имеют свойство постепенно перемещаться в страны с более низким уровнем экономического развития. Технологическое лидерство отрасли в определенной стране или географическом районе может быть утрачено, если в них не образована база для создания развитых факторов, если обстановка в них характеризуется самоуспокоенностью предпринимателей, недостаточностью капиталовложений в развитие факторов.

82

Конкурентоспособность на уровне отрасли...

В-третьих, возрастает значимость специализированных факторов, т. е. таких которые применяются исключительно в одной отрасли или в ограниченном количестве отраслей, в отличие от общих факторов, которые находят применение в широком спектре отраслей. Базирование предприятий и отраслей и их высокая конкурентоспособность в определенных географических районах чаще всего обусловлены наличием в них персонала с узкой специализацией и инфраструктуры специфического типа, существованием в этих районах базы по созданию специфических факторов.

Четвертым детерминантом системы является влияние государства. Оно может быть разделено на несколько направлений.

1) Налоги и международные правила торговли (таможенные пошлины, квоты) влияют на баланс внешней торговли, затратный механизм производства, увеличение, снижение или даже полное нивелирование конкурентных преимуществ по отношению к иностранным конкурентам не в меньшей степени, чем непосредственно наделенность страны какими-либо факторами производства или ресурсами.

2) Правительство может воздействовать на параметры производственных факторов посредством субсидий, политики в отношении рынка капиталов, в образовании, капиталовложений в создание необходимой инфраструктуры и т. д.

3) Государство может осуществлять прямое регулирование и контроль цен в определенных секторах национальной экономики.

4) Государство является основным или единственным покупателем в некоторых секторах экономики, таких, как военно-промышленный комплекс, например.

5) Антимонопольное регулирование может оказывать существенное влияние на структуру рассматриваемой отрасли, а также на структуру поставщиков и приобретающих продукцию отраслей.

6) Правительственные органы могут влиять на информационное обеспечение, устанавливать контроль над рекламными средствами, создавать местные нормы и стандарты в производстве того или иного товара, а также инструкции, влияющие на поведение потребителей.

Пятый элемент системы - развитие поддерживающих и родственных отраслей индустрии -жизненно важен для создания индустриальных группировок, облегчающих выход фирм на международный рынок. Существует множество примеров, когда быстрый рост конкурентоспособности приводил к подъему отраслей, которые потребляют ее продукцию или поставляют компоненты для сборки или оборудование для производства.

Далеко не последнюю роль при этом играет тенденция к территориальному группированию, географической координации отраслей (близость и взаимодействие снабжающих и поддерживающих предприятий к предприятиям-покупателям), которая, как показывает мировой опыт, значительно увеличивает потенциал их интернациональной конкурентоспособности. Степень такого взаимовлияния формируется в отрасли приблизительно в той пропорции, в которой существует технологическая взаимосвязь между этими отраслями.

Достичь успеха в той или иной отрасли тем легче, чем больше в стране конкурентоспособных снабжающих отраслей и чем ниже их концентрация. Это снижает степень ценового давления со стороны поставщиков, создает стимулирующий механизм для развития качественных характеристик материалов, комплектующих и т. д. в соответствии с запросами, возникающими в отрасли-покупателе.

Интенсивное развитие родственных отраслей создает дополнительный стимул через угрозу появления новых товаров и услуг-заменителей и через совершенствование инфраструктуры общего пользования.

Значительный экономический эффект может принести и активное развитие поддерживающих и родственных отраслей и работа под контролем базовой отрасли, обладающей конкурентными преимуществами, в процессе вертикальной интеграции и диверсификации. Однако поставщики, которые находятся под контролем у фирм местной промышленности, не имея самостоятельного конкурентного статуса, не всегда обладают достаточным потенциалом для повышения эффективности и качества своей работы.

Наконец, последний, шестой элемент системы, по-видимому, является одним из наиболее важных. Шансы компании на успех впрямую зависят от интенсивности конкуренции на национальном рынке и от агрессивности и глобальности размаха стратегических решений.

Прежде всего конкурентоспособность национальной отрасли определяется соперничеством между уже имеющимися на внутреннем рынке конкурентами. В закрытой экономике монополия эффективна и выгодна. В процессе же глобальной конкуренции монополии и картели уступают фирмам, действующим в условиях соперничества. Конкуренция на внутреннем рынке заставляет фирмы понижать цены, улучшать качество и обслуживание, создавать новые товары, совершенствовать производствен-

83

А.Л. Карпов

ные процессы и внедрять новшества. При этом особенно важно наличие внутренних конкурентов на начальных стадиях развития отрасли, технологии, продукта. В процессе созревания отрасли количество соперников может постепенно сокращаться без ущерба для конкурентного статуса этой отрасли.

Высокая степень открытости внутреннего рынка может частично заменить недостаток внутренних конкурентов, особенно в небольшой стране. Однако конкуренция между компаниями на внутреннем рынке часто более благоприятна для развития внутриотраслевых конкурентных преимуществ, чем конкуренция с иностранными фирмами. Это обусловлено тем, что конкурентное превосходство иностранных компаний часто имеет под собой основу в виде преимуществ на уровне прочих детерминант, и поэтому оно оказывает меньшее стимулирующее воздействие на национальные компании.

Количественным показателем интенсивности конкуренции на национальном рынке являются показатели отраслевой концентрации. Но большое количество конкурентов и отсутствие концентрации рынка в руках двух-трех крупных фирм само по себе недостаточно для стимулирующего действия. Важно существование прежде всего острого соперничества между существующими фирмами. Еще одним важным фактором является угроза появления новых конкурентов, т. е. это такие условия на национальных рынках, которые способствуют образованию и развитию других фирм-конкурентов.

Желание и способность фирм конкурировать на глобальном уровне также является результатом действия других факторов, таких, как насыщение внутренних рынков, местная конкуренция и влияние спроса на мировом рынке.

Отдельные неблагоприятные факторы производства, требовательные потребители, насыщение рынка и интенсивная местная конкуренция - все это может оказаться весьма важным для создания и поддержания конкурентных преимуществ нации. В интернациональной конкуренции успех достигается способностью фирм к инновациям и эффективному поддержанию новизны продукции в течение десятилетий. Поэтому-то и необходимо давление со стороны конкурентов, которое является мощным стимулом для инноваций и улучшений.

Не страны, а компании находятся на переднем крае международной конкуренции. Однако глобализация их деятельности ничуть не умаляет значения стран, являющихся базой для достижения фирмами интернационального успеха. От того, какими факторами производства обладает нация, насколько ранним и квалифицированным в ней будет спрос на данную продукцию, будет ли совпадать направление его роста с тенденциями мирового рынка, реальна ли поддержка со стороны связанных и снабжающих отраслей и, что особенно важно, от того, насколько сильна конкуренция среди национальных фирм, зависят шансы компании на интернациональный успех.

Однако страны добиваются успеха не в отдельных отраслях, а в группах отраслей, соединенных вертикальными и горизонтальными связями. Национальная экономика - это и есть набор таких групп. Для определения групп связанных отраслей М. Портер вводит понятие кластеров [2, с. 207].

Выше уже было отмечено положительное влияние развития родственных и поддерживающих отраслей. При формировании кластера выгода распространяется по всем направлениям связей: компании внутри него начинают оказывать взаимную поддержку. Механизмами, способствующими взаимообмену между кластерами, являются те условия, которые способствуют быстрому и беспрепятственному движению информации и координации интересов горизонтально и вертикально связанных отраслей и фирм. Наличие кластеров увеличивает вероятность появления новых подходов, а также возникновения новых производителей, появляющихся из отраслей-потребителей, снабжающих и смежных отраслей или путем отделения. Таким образом, в процессе формирования кластеров отрасли получают возможность поддержать и усилить свое конкурентное преимущество.

Если говорить о формировании иерархии отраслей внутри национальной экономики, то на вершине этой иерархии находятся экспортоориентированные отрасли с наиболее сильными конкурентными преимуществами. Эти же отрасли повышают эффективность и подтягивают к вершине иерархии другие горизонтально и вертикально связанные с ними отрасли. В процессе развития кластера экономические ресурсы начинают перетекать к нему из изолированных отраслей, которые не могут из-за отсутствия глобальной стратегии использовать их также продуктивно. Таким образом, чем более отрасли ориентированы на международную конкуренцию, тем более наглядной становится координация и процесс образования кластеров.

Если рассматривать детерминанты конкурентного преимущества системно, то необходимо также отметить и их влияние на обеспечение устойчивой конкурентоспособности отраслей. В отраслях, где стоимость факторов производства важна, лидерство часто меняется очень быстро. Отрасли, где конкурентное преимущество определяется стоимостью рабочей силы или природного сырья, повсеместно имеют структуру, которая обеспечивает низкую в среднем отдачу от инвестиций. Причины мож-

84

Конкурентоспособность на уровне отрасли...

но выделить две. Первая состоит в том, что эти отрасли доступны многим инвесторам из-за сравнительно низких барьеров входа в бизнес, в них часто бывает много конкурентов и существуют значительные избыточные мощности. Вторая причина - это быстрый переход преимуществ по факторам от одной страны к другой, который приводит к интенсивному появлению на рынке все новых иностранных конкурентов, что сбивает прибыли и снижает зарплату. Тем компаниям, что уже закрепились на рынке, это не выгодно, но выйти без потерь они не могут, так как они вложили существенные капиталы в специализированное оборудование.

Такие отрасли нередко становятся ловушкой для развивающихся стран. Программы экономического развития этих стран часто нацелены на отрасли, дающие выигрыш в факторных издержках, и не идут дальше этого. Почти весь экспорт увязан со стоимостью факторов производства, а конкурентность - с ценой. В такой ситуации страна сталкивается с постоянной угрозой потери конкурентного преимущества, ее способность получать даже скромные прибыли целиком зависит от экономической конъюнктуры. Все это порождает еще одну проблему: выход новой страны в такие отрасли происходит под давлением протекционистских мер в развивающихся странах, где правительство пытается отчасти компенсировать невыгодные отраслевые условия.

1. ПортерМ. Международная конкуренция. М.: Междунар. отношения, 1993. С. 52-53.

2. ПортерМ. Конкуренция. СПб.: Вильямс, 2000. С. 175-176.

УДК 339.9

С.А. Кациель

Омский государственный институт сервиса

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

The process of the joining to Russia to WTO goes already for several years. However main result of this process -not entering, but participation of the country in WTO. The rules WTO comply with strategy of the development of the Russian economy. Membership in WTO must bring about shaping of such mode, which promoted the realization that economic potential, that economic possibilities, which mortgaged in Russian economy.

Несколько последних лет на страницах научных изданий да и просто в периодической печати, идет обсуждение проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). На сегодняшний день в рядах этой уважаемой международной организации состоит 148 стран, однако, как известно, Россия среди них не значится. Почему? Свой ответ на этот вопрос сегодня дают многие экономисты-международники, политологи, даже астрологи. Так почему нам так нужно членство в ВТО? Приведем несколько цифр.

Более трети нашего ВВП формируется во внешней торговле. Это очень много, этот показатель существенно выше, чем у большинства стран мира. По подсчетам специалистов, около трети предприятий России отправляет на экспорт более 25-30 % своей продукции, т. е. эти предприятия критически зависимы от экспорта.

А что такое 25-30 %? Это, соответственно, пропорция рабочих мест, это пропорция в налоговых платежах предприятий, это существенная часть экономической жизни страны! В некоторых отраслях эти цифры даже выше: по металлургии - более 30 %, по предприятиям химической промышленности доходит до 90 %. Кроме того, Россия стоит на первом месте в мире по добыче нефти (8,5 млн баррелей в день), 40 % ВВП страны составляет нефтегазовая отрасль [1]. Россия является крупнейшим в мире поставщиком энергоносителей на внешний рынок.

Если проанализировать эту картину, то видно, что мы очень сильно зависим от внешнего рынка, но влиять на этот рынок не можем, поскольку не участвуем в системе выработки правил международной торговли. Получается, что, с одной стороны, мы хотим продавать, хотим развивать наш экспорт, а с другой - мы не можем формировать условия, на которых эта самая торговля будет осуществляться. И поэтому здесь возникают системные проблемы.

Вообще принято отмечать следующие положительные стороны от присоединения России к ВТО:

- выход России в международное правовое пространство и, как следствие, возможность защиты от дискриминации отечественного экспорта другими странами (ежегодный ущерб из-за дискримина-

© С.А. Кациель, 2005

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.