Научная статья на тему 'Конкурентоспособность Краснодарского края и фактор «Сочи - 2014» в динамике социально-экономического развития региона'

Конкурентоспособность Краснодарского края и фактор «Сочи - 2014» в динамике социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронов А.А., Глухих Л.В.

В статье, посвященной анализу социально-экономического развития Краснодарского края в связи с проведением Олимпиады 2014 в Сочи, дается прогноз последствий проведения этого крупного и значимого международного события в России, рассматриваются динамика, факторы и тенденции развития региона в контексте его конкурентоспособности, исследуются особенности организации инвестиционного процесса в регионе, проводится SWOT-анализ возможных положительных и отрицательных последствий проведения Олимпиады. Подробно рассмотрены показатели макроэкономического развития региона: валовой региональный продукт и его структура, макрои микроэкономический аспект промышленного производства в регионе, исследованы показатели структуры и динамики инвестиционного процесса в регионе, охарактеризована устойчивость их роста и факторы региональной конкурентоспособности. Основные выводы и результаты исследования, проведенного и описанного в научной статье, могут быть использованы при разработке и корректировке программы строительства олимпийских объектов в Сочи, а также как методический инструментарий при разработки государственных федеральных и региональных целевых комплексных программ развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронов А.А., Глухих Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность Краснодарского края и фактор «Сочи - 2014» в динамике социально-экономического развития региона»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И ФАКТОР «СОЧИ - 2014» В ДИНАМИКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

A.A. воронов, доктор экономических наук, доцент институт экономики, права и гуманитарных специальностей

л.в. Глухих,

кандидат экономических наук Кубанский государственный аграрный университет

Методология определения конкурентоспособности региона сегодня является интересной и дискуссионной экономической проблемой. С одной стороны, регион как таковой не является субъектом конкурентной борьбы, нет ни одного примера продукции или услуг, в создании которых участвовало бы все население региона, с другой — существуют Олимпийские игры, сам факт размещения которых в том или ином городе является показателем высокой международной конкурентоспособности. Если рассматривать конкурентоспособность региона как его инвестиционную привлекательность в сравнении с другими регионами страны, то Крас-

Объем ВРП в текущих ценах, млн руб.

Рис. 1. Динамика ВРП Краснодарского края в 2000-2007 гг.

нодарский край и Сочи сумели добиться высокого уровня международного доверия, который еще предстоит оправдать.

Проанализируем возможное влияние проведения Олимпиады 2014 в Сочи на социально-экономическое развитие Краснодарского края в следующей логической последовательности:

• динамика, факторы и тенденции развития Краснодарского края;

• оценка затрат и результатов федеральной целевой программы развития Сочи как горноклиматического курорта;

• SWOT-анализ последствий проведения Олимпиады 2014 в Сочи.

Начать анализ динамики развития экономики Краснодарского края целесообразно с исследования валового регионального продукта (ВРП) — обобщающего показателя деловой активности региона (рис. I)1.

За 2000-2007 гг. ВРП региона вырос на 423845,6 млн руб., или в 2,88 раза, что положительно характеризовало уровень деловой культуры в экономике региона и усилия Администрации Краснодарского края в развитии региона.

Отраслевая структура ВРП охарактеризована в табл. 1 и рис. 22.

Из приведенных данных видно, что за 2004— 2007 гг. структура ВРП уже сложилась и изменялась незначительно. Значительный вклад в формирование ВРП региона внесли в 2007 г. транспорт и связь

1 Краснодарский край в цифрах. Краснодар, 2007. С. 112.

2 Краснодарский край в цифрах. Краснодар, 2007. С. 113.

Таблица 1

Отраслевая структура ВРП Краснодарского края

Отрасль Год

2004 2005 2006 2007 (прогноз)

Добыча полезных ископаемых 1,7 1,7 1,9 1

Обрабатывающие производства 10,9 11,8 12,6 12,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,2 3,4 2,8 2,5

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 16,2 14 13,1 12,4

Рыбоводство и рыболовство 0,1 0,1 0,1 0,1

Строительство 10,3 10 11,3 12,7

Транспорт и связь 18,8 20,4 18,5 17,5

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 11,3 12,5 13,4 15,2

Другие отрасли 21,4 19,7 19,8 19,7

Чистые налоги на продукты 6,1 6,4 6,5 6,5

ВРП 100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

2004 2005 2006 2007 Год

(прогноз)

1 — Чистые налоги на продукты

2 — Другие отрасли

3 — Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

4 — Транспорт и связь

5 — Строительство

6 — Рыбоводство и раболовство

7 — Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

8 — Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

9 — Обрабатывающие производства

10 — Добыча полезных ископаемых

Рис. 2. Отраслевая структура ВРП Краснодарского края

(17,5 %), оптовая и розничная торговля (15,2 %), строительство (12,7 %), промышленность и сельское хозяйство (по 12,4 %). За рассматриваемый период вклад сельского хозяйства в ВРП региона сократился с 16,2 до 12,4 % ВРП, промышленности —

увеличился с 10,9 до 12,4% ВРП, строительства — увеличился с 10,3 до 12,7% ВРП.

Структура промышленного производства в регионе охарактеризована в табл. 23.

Промышленный комплекс края формируют свыше 9,2 тыс. организаций, в том числе около 700 крупных и средних. Объем отгрузки промышленного комплекса в 2006 г. превысил 232 млрд руб. Индекс промышленного производства составил 116 % за счет ускорения положительной динамики в обрабатывающих производствах и добыче полезных ископаемых.

В добывающем секторе промышленности региона наблюдалось отставание темпов развития в сравнении с обрабатывающим сектором, такая же ситуация наблюдалась в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды. В то же время увеличился вклад обрабатывающих производств в общий объем производства промышленной продукции в регионе, прежде всего за счет производства пищевых продуктов, напитков и табака.

Ведущее место в обрабатывающем секторе экономики занимают производства: пищевых продуктов, включая напитки и табак; нефтепродуктов; неметаллических минеральных продуктов; машиностроительные отрасли (производства: машин и оборудования; электрооборудования, электронного и оптического оборудования; транспортных средств и оборудования).

Лидирующие позиции среди обрабатывающих производств принадлежат производству пищевых продуктов, включая напитки и табак, где действует свыше 2,9 тыс. предприятий, обеспечивающих около 50 % объемов отгрузки продукции.

( Краснодарский край в цифрах. Краснодар, 2007. С. 134.

Таблица 2

Структура производства в промышленном секторе экономики Краснодарского края, %

Показатель 2005 2006 2007 2008 (прогноз)

Все промышленное производство 100 100 100 100

Добыча полезных ископаемых, всего 5,53 6,1 3,3 3,16

В том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 5,04 5,65 2,82 2,67

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 0,48 0,45 0,48 0,49

Обрабатывающие производства, всего 75,32 78,52 82,01 83,12

В том числе: производство пищевых продуктов, включая напитки и табак 39,73 39,03 43,15 44,99

текстильное и швейное производство 0,85 0,77 0,77 0,74

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 0,22 0,25 0,25 0,24

обработка древесины и производство изделий из дерева 1,1 0,78 0,88 0,87

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 3,31 2,27 2,41 2,33

производство кокса, нефтепродуктов и сырья для атомной промышленности 8,19 12,02 10,25 9,45

химическое производство 2,34 1,86 1,85 1,75

производство резиновых и пластмассовых изделий 0,98 0,97 0,96 0,91

производство прочих неметаллических минеральных продуктов 7,32 6,81 7,23 7,7

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 2,75 4,36 4,36 4,14

производство машин и оборудования без производства оружия и боеприпасов 3,46 3,6 3,77 3,83

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 1,24 1,51 1,6 1,68

производство транспортных средств и оборудования 2,29 2,17 2,27 2,28

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 19,15 15,38 14,68 13,72

Прочие производства 1,41 1,76 1,91 1,85

В крае работают 16 сахарных заводов, 17 предприятий по производству плодоовощных и 4 — по выпуску рыбных консервов, 26 молочных и 19 мясоперерабатывающих комбинатов, 14 масло-жировых предприятий, 3 табачные фабрики, 48 специализированных виноградарских хозяйств, 31 предприятие первичной переработки винограда, 3 спиртзавода, 54 хлебопекарных предприятия.

В крае производится треть (от общероссийского объема) сахара-песка, 23 % растительных масел, 21 % крупы, 7 % плодоовощных и 6 % рыбных консервов, практически 100 % мясных консервов для детского питания, 6 % твердых сыров и 7 % консервированных молочных продуктов, более 120 марок водок и ликероводочных изделий.

В 2006 г. в Краснодарском крае произведено (по данным Департамента экономического развития Администрации Краснодарского края):

• винодельческая, ликероводочная, табачная продукция: виноматериалы — 11,2 млн дкл, виноградные вина — 14,1 млн дкл, шампанские вина — 723 тыс. дкл, табачные изделия — 31,3 млрд шт.;

• сельскохозяйственная продукция: зерно (в весе после доработки) — 8,2 млн т, подсолнечник (в массе после доработки) — 1,1 млн т, сахарная свекла—5,8 млн т, цельномолочная продукция— 654 тыс. т, мясо — 102 тыс. т;

• промышленная продукция: лакокрасочные материалы — 23,8 тыс. т, минеральные удобрения — 208 тыс. т, электродвигатели малой мощности — 492 шт., металлорежущие станки — 68 шт., паркет — 178 тыс. м2, цемент — 4 млн т, строительный кирпич — 557 млн усл. кирпичей, гипсокартонные листы — 44,1 тыс. т, обувь — 15,8 млн пар, сухие гипсовые смеси для штукатурных работ — 119,2 тыс. т, зерноуборочные комбайны — 240 шт.

Экспорт в страны дальнего зарубежья составил в 2005 г. 1357 млн долл., в страны — участницы СНГ — 189 млн долл., в 2006 г. соответственно 2527 и 292 млн долл. Основное место в товарной структуре экспорта занимают: минеральные продукты, металлы и изделия их них, продтовары и сырье для их производства, машиностроительная продукция, древесина и изделия из нее, продукция химической отрасли.

Динамика инвестиционного процесса в регионе охарактеризована на рис. 34.

В 2005—2007 гг. конъюнктура инвестиционного процесса в регионе носила устойчивый повышательный характер, в 2007 г. прогнозируется объем инвестиций в основной капитал в размере 204,770 млрд руб. Структура инвестиций в основной капитал охарактеризована в табл. 35.

4 Краснодарский край в цифрах. Краснодар, 2007. С. 168.

5 Краснодарский край в цифрах. Краснодар, 2007. С. 169.

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

250000

200000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, в % к итогу

150000

100000

50000

2005 2006 2007* 2008(прогноз) Год

Рис. 3. Динамика инвестиций в основной капитал в экономике Краснодарского края

Показатель 2005 2006 2007 2008

Сельское хозяйство, охота и 10,8 12,1 10 8,3

лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство 0,02 0,05 0,04 0,03

Добыча полезных ископаемых 2,3 2,7 2,3 2,1

Обрабатывающие производства 10,1 13,1 14,2 16,4

Производство и распределение 2,7 2,9 3 8,6

электроэнергии, газа и воды

Строительство 4,7 3,7 2,9 2,4

Оптовая и розничная торгов- 3,8 4,4 3,5 3,1

ля; ремонт автотранспортных

средств, мотоциклов, бытовых

изделии и предметов личного

пользования

Гостиницы и рестораны 0,9 3,4 1,9 2,7

Транспорт и связь 35,5 31,2 31,7 31,3

Прочие виды экономической 29,2 26,4 30,5 25,1

деятельности

Итого 100 100 100 100

Объемы иностранных инвестиций в экономику региона, млн долл.

Таблица 4

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Объем иностранных инвестиций, всего 979,5 793,4 202,6 325,7 275,2 463,9 751,6 830

В том числе без учета крупного международного проекта в трубопроводном транспорте 50,9 132,6 157,4 159,1 134,8 284,4 703 830

Объем прямых инвестиций 958,9 686,3 90 143,9 62,7 298 283,8 310

В том числе без учета крупного международного проекта в трубопроводном транспорте 30,3 25,5 44,9 69,1 62,7 207,1 283,8 310

Объем инвестиций, млн долл. 1200 —

юоо

800

600

400

200

•г

Gv Л4

Рис. 4. Динамика иностранных инвестиций в экономику Краснодарского края, млн долл.

По имеющимся данным основные объемы инвестиций в регион на протяжении 2005—2008 гг. направлялись и будут направляться на развитие инфраструктуры транспорта и связи (31,3 % от

общего их объема в 2008 г.), почти в два раза увеличилась доля инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств (с 10,1 до 16,4 %), наблюдалось значительное оживление в секторе гостиниц и ресторанов — доля инвестиций по этому виду экономической деятельности выросла с 0,9 до 2,7 % в общей структуре инвестиций (т. е. в три раза).

Характеристика динами -ки иностранных инвестиций в экономику региона приведена в табл. 4 и на рис. 46.

Из приведенных данных видно, что за 2000—2007 гг. объем иностранных инвестиций в экономику региона (без учета крупного трубопроводного проекта)

- Объем иностранных инвестиций

■ В том числе без учета крупного международного проекта в трубопроводном транспорте

В том числе объем прямых инвестиций

В том числе без учета крупного международного проекта в трубопроводном транспорте

' Краснодарский край в цифрах. Краснодар, 2007. С. 170.

вырос с 50,9 до 830 млн долл., в том числе прямых — с 30,3 до 310 млн долл. Доля прямых инвестиций в общем их объеме на конец 2007 г. составила 37,35 % (для сравнения в 2000 г. — 59,53 %).

На момент написания статьи еще не была известна программа строительства олимпийских объектов на территории Краснодарского края, поэтому для анализа воспользуемся данными Федеральной целевой программы «Развитие Сочи как горно-климатического курорта (2006—2014 годы)». В ее рамках предусмотрено финансирование в объеме 313,9 млрд руб.

В рамках реализации Программы планируется строительство спортивных объектов, на долю которых приходится 31,25 млрд руб., создание и развитие транспортной инфраструктуры, предусматривающей строительство новых и капитальный ремонт действующих автодорог. На финансирование транспортного блока будет выделено 115,975 млрд руб. В целях обеспечения функционирования программных объектов предусмотрены мероприятия в области энергоснабжения и инженерной инфраструктуры, в том числе строительство магистральных водоводов, объектов канализации, очистных сооружений сточных вод, инженерная защита территорий и др.

Реализация Программы обеспечит прирост валового регионального продукта Краснодарского края в размере 341 млрд руб. (в ценах 2005 г.). Кроме того, свой вклад внесет дополнительный эффект, который будет складываться из улучшения общеэкономического фона в регионе, ускорения темпов развития экономики региона, что привлечет внимание инвесторов и будет способствовать росту деловой активности. Строительство и модернизация туристической, транспортной и коммунальной инфраструктуры, строительство спортивных объектов и гостиниц будут способствовать росту туристической привлекательности города-курорта Сочи.

В 2006 г. на реализацию олимпийских объектов, проектов электроэнергетики, связи, здравоохранения, дорожного, коммунального и лесного хозяйства направлено 2,6 млрд руб.

На финансирование объектов Программы в 2007 г. федеральным бюджетом предусмотрено 15,9 млрд руб., краевым — 1540 млн руб.

К несомненным плюсам проведения столь крупного и значимого события, как Олимпийские игры, в Сочи, относятся:

• резкий рост экономических и политических

рейтингов России и Краснодарского края на

мировой арене и связанный с ним резкий рост инвестиционной активности отечественных и иностранных инвесторов во всей рекреационной зоне Черноморского побережья Краснодарского края;

• связанный с повышением рейтингов и инвестиционной активности резкий рост цен на жилую и коммерческую недвижимость в Сочи и Большом Сочи, несколько меньший — в зоне Черноморского побережья Краснодарского края, общий рост цен на недвижимость — во всем Краснодарском крае;

• Олимпиада 2014 представляет собой хотя и крупное, но единовременное событие, но на его основе возможно достижение целей стратегического развития Сочи как горноклиматического курорта мирового уровня конкурентоспособности;

• это новые рабочие места для жителей Сочи и Краснодарского края в целом, источник роста деловой активности для сочинских, региональных и крупных национальных фирм;

• для строительства олимпийских сооружений Олимпиады 2014 г. нужен новый уровень развития строительного комплекса региона, активизация его потенциала после проведения события может и должна быть использована для ускорения социально-экономического развития региона;

• Олимпиада 2014 г. при должном уровне ее проведения сработает как мощная и оригинальная промо-акция «русского стиля» конкурентоспособности на международной арене;

• построенная инфраструктура олимпийского уровня может использоваться для подготовки спортсменов зимних видов спорта региональных и национальных команд, проведения региональных, национальных и мировых чемпионатов по зимним видам спорта. Однако было бы неточным указать только

положительные стороны выигрыша Сочи в «олимпийской гонке». Попробуем перечислить некоторые из отрицательных сторон:

• цены на жилую и коммерческую недвижимость в Сочи сегодня не доступны жителям города и региона, они превышают цены на аналогичные объекты в других странах черноморского и средиземноморского бассейна;

• при сумме вложений в 5—7 млрд долл. доход от проведения события не превысит 1 млрд долл., а окупаемость по расчетам придется на 2016-2018 гг.;

• столь масштабное строительство требует модернизации транспортной сети и резкого роста ее пропускной способности — с существующих 10 млн т в год до 100 млн т в год. Это новые железнодорожные, автомобильные дороги, порты, аэропорты. Когда Олимпиада пройдет, мощная транспортная инфраструктура имеет высокий шанс остаться невостребованной;

• масштабное строительство может опираться на не менее масштабное производство строительных материалов. Нынешний уровень загрузки производственных мощностей по данным Федеральной службы государственной статистики следующий (по данным за 2006 г.) 7: цемент - 76 %, ЖБИ - 59 %, стеновые материалы — 66 %, шифер — 66 %, материалы мягкие кровельные и изоляционные — 50 %. Потребность в строительных материалах и без Олимпиады сегодня очень высока, поэтому олимпийское строительство может быть ими обеспечено в следующих вариантах: новые предприятия, импорт и самый вероятный вариант — сокращение поставок в остальные существующие сектора и их переключение на строительство олимпийских объектов. Результат — возможный коллапс сферы жилищного и коммерческого строительства региона;

• проблема коммуникаций (дороги, инженерные коммуникации) для Сочи актуальна и без Олимпиады. Современное состояние городских сетей — это канализация открытым способом, сливы в море, сбои в снабжении электричеством и теплом, транспортные проблемы в организации железнодорожных (дорога проходит у подножия гор и в случае схода селя или лавины железнодорожное сообщение

7 Сайт Федеральной службы государственной статистики. Использование среднегодовой мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции. http://www. gks. mДree_doc/2007/ b07_11y14-04.htm.

будет прервано, как было в 2006 г.) и автомобильных перевозок (в Сочи основное движение на дорогах с двухсторонним движением — всего по одной полосе в каждом направлении, город вытянут, ежедневные трудовые миграции населения занимают 2-4 часа, общественный транспорт развит крайне плохо);

• проблема времени: по оценкам МОК до 2013 г. (срок сдачи и ввода в эксплуатацию олимпийских объектов) осталось не более 30 месяцев, пригодных для строительства;

• экологические проблемы: при столь масштабной стройке возможно изменение микроклимата города, вымирание редких видов флоры и фауны, скорее всего, природе будет нанесен ущерб, сопоставимый с инвестиционными затратами на проведение Олимпиады;

• столь крупное строительство требует завоза (и последующего вывоза) тяжелой строительной техники, строительства жилья для строителей, организации их питания и т. д. Подобными мелочами не очень интересовались при разработке олимпийской заявки, однако если их не учитывать, есть реальный риск срыва проведения Олимпиады.

Подводя итог, отметим: перспектива проведения Олимпиады 2014 в Сочи явится серьезным испытанием для российской модели управления, показателем российской конкурентоспособности на мировой арене. Вместе с тем сама возможность проведения такого крупного события имеет как положительные, так и отрицательные стороны во всех затрагиваемых сферах — от экономической до экологической. Максимальный учет значимых факторов, снижение негативных последствий и увеличение экономического эффекта от проведения Олимпиады составляют суть стратегического управления конкурентоспособностью региона на современном этапе его социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.