Научная статья на тему 'Конкурентоспособность как результирующая экономическая категория'

Конкурентоспособность как результирующая экономическая категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
940
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ОТРАСЛЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ТОВАР / УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губанова Д.В., Мусатова Т.Е.

в статье рассматриваются понятия конкурентоспособности страны, отрасли, предприятия, продукции (услуги), приводятся основные методы оценки конкурентоспособности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность как результирующая экономическая категория»

послужили разработки К. К. Чупрова и его экспресс - методов оценки бизнес -процессов [8] и С. М. Ковалева и В. М. Ковалева [3].

В основании данной методики лежат основные математические алгоритмы, теория вероятностей и математической статистики. Методика направлена на расчет экономической эффективности бизнес - процессов, складывающейся из трех оценок -эффективности процессов по времени, эффективности процессов по стоимости и эффективности процессов по качеству. Предложенная методика по оценке экономической эффективности бизнес - процессов позволяет определить наиболее критические и приоритетные процессы для проведения их реинжиниринга и те процессы, что не требуют таких кардинальных мер, но имеют резерв для их совершенствования и в дальнейшем, будут последующими кандидатами на изменения. Кроме, того, получив такие контрольные параметры, как эффективность процессов по стоимости, времени и качеству, руководство и рабочая группа по РБП получают возможность оценить эффективность всего проекта, измерив эффективность бизнес-процессов, подвергнутых ренжинирингу и сравнив с показателями.

Литература

1. Дихтелле, Г. Управление проектами: [Текст]: в 2 т. / Г. Дихтелле; пер. С нем. - СПб.: Бизнес-пресса, 2004. Т.1.

2. Ивлев, В.А. АВС/АВМ/АВВ методы и системы [текст] / В.А. Ивлев, Т В. Попова. - М.: «1С:Паблишинг». 2007. 207 с.

3. Ковалев, С.М. Выбор бизнес-процессов для оптимизации / С.М. Ковалев, В.М. Ковалев // Консультант директора. 2005. № 5.

4. Козлов А.С. Проектирование и исследование бизнес-процессов: [текст]: учебное пособие / А.С. Козлов. - М.: Флинта: МПС, 2006. - 272 с.

5. Козловский, В. А. Производственный и операционный менеджмент. [Текст]: учебник / В.А. Козловский, Т.В. Маринина, В.М. Макаров. - СПб.: Специальная Литература, 1998. - 366 с.

6. Кузьмина, Е.А., Кузьмина А.М. Функционально-стоимостной анализ и метод АВС / Е.А. Кузьмина, А.М. Кузьмин // Методы менеджмента качества. 2002. № 12, с.6-10.

7. Ромашкина Г.Ф., Татарова Г.В. Коэффициент конкордации в анализе социологических данных / Г. Ф. Ромашкина, Т. В. Татарова // Социология: Методология, методы, математические модели. 2005. № 20, с.131-158

8. Чупров, К.К. Экспресс-метод диагностики бизнес-процессов компании / К.К. Чупров // Консультант директора. 2005. № 20, с.6-10.

Д. В. Губанова Т.Е. Мусатова

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

COMPETITIVENESS AS THE RESULTING ECONOMIC CATEGORY

Аннотация: в статье рассматриваются понятия конкурентоспособности страны, отрасли, предприятия, продукции (услуги), приводятся основные методы оценки конкурентоспособности.

© Д.В. Губанова, Т.Е. Мусатова, 2012

Ключевые слова: конкурентоспособность, методы оценки конкурентоспособности, отрасль, предприятие, товар, услуга.

Abstract: this article examines the concepts of competitiveness, industry, businesses, products (services) are the main methods for assessing competitiveness.

Keywords: competitiveness, methods of assessing competitiveness, industry, company, products, services.

Вплоть до второй половины 1980-х годов проблемы конкурентоспособности, стоявшие перед отечественными предприятиями, практически всегда формулировались в виде задач по обеспечению конкурентоспособности продукции. Это было обусловлено относительно слабой вовлеченностью нашей страны в процессе международного разделения труда, изолированностью финансово-экономической системы и невозможностью сколько-нибудь точно сопоставлять затраты на производство и выручку от продажи товаров на внешних рынках. Однако реформы 1990-х годов привели к перестройке всей экономической системы страны.

Трактуя понятие «конкурентоспособность», многие авторы опираются на термин «конкуренция», определяя его как «экономическое соревнование» [1, с.177].

Автор Определение конкурентоспособности

М. Портер Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

М. Гельвановский В самом общем смысле - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования

Р. Завьялов Концентрированное выражение экономических, научно -технических, производственных, организационно - управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (равно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке

Р.Ф. Фатхутдинов Свойства объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке

Е.Дж. Визер Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке

П.У. Зулькарпаев, Л.Р. Ильясова Это способность предприятия занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать или уменьшать данную долю

М. Мексон, А. Альберт, Ф. Хедоури Выраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучше, чем ее конкуренты, т.е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей

Однако современная экономическая наука не дает как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.

Сложившаяся на настоящий момент ситуация характеризуется участием в экономических отношениях субъектов различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной. Интересы большинства участников рынка группируются вокруг компаний, самостоятельно привлекающих факторы производства, использующих и распределяющих полученную продукцию. выражается общее представление о конкурентоспособности, но в современной экономике все чаще

этот термин используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара или услуги, предприятия, отрасли и государства.

Конкурентоспособность страны основывается на понимании способности национальных производителей продавать свои товары, увеличивать или удерживать за собой доли рынков, достаточные для расширения и совершенствования производства, для роста уровня жизни, для поддержания сильного и эффективного государства. На саммите в Брюсселе в марте 2005 г. были предложены основные критерии оценки конкурентоспособности страны - занятость и экономический рост. Оценкой конкурентоспособности занимаются многие аналитические центры мира. Среди них наиболее представительными являются исследования, проводимые швейцарскими институтами - Всемирным экономическим форумом WEF (World Economic Forum) и Международным институтом развития менеджмента (International Institute for Management Development), которые ежегодно публикуют доклады о конкурентоспособности стран и соответствующие рейтинги.

Рейтинг конкурентоспособности определяется по двум показателям - индексу роста конкурентоспособности или индексу перспективной конкурентоспособности GCL (Growth Competitiveness Index) и индексу конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index,BCI), которые отражают макро - и микроэкономические положение страны. В соответствии с мировым рейтингом конкурентоспособности стран лидерами являются такие страны, как США, Скандинавские страны, Япония. Россия в этом рейтинге находится в середине из 104 участвующих стран [1, с.55].

Конкурентоспособность страны в системе международных экономических отношений должна иметь своей целью решение социально-экономических проблем, дальнейшее поступательное развитие государства. Для того, чтобы обеспечить высокий социально-экономический уровень развития страны нужно, чтобы каждая составляющая, каждая отрасль развивалась в определенном темпе, то есть тоже была конкурентоспособной. Любая отрасль представлена конкретными предприятиями, уровень развития которых и составляет конкурентоспособность отрасли.

С помощью таких рейтингов, как WEF и GCL, также оцениваются конкурентные способности предприятия. Индекс перспективной конкурентоспособности оценивает изменение экономического роста на 5-8 лет (Методология Джеффери Сакса). Также для оценки конкурентоспособности предприятия используются индекс микроэкономической конкурентоспособности MCI, оценивающий уровень развития компаний, текущий деловой климат (методология М. Потера), и методика института развития управления (рейтинг IMD).

Конкурентоспособность предприятия может быть представлена как интегральная числовая характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые предприятием конечные бизнес-результаты его деятельности в течение определенного периода времени. Среди сравниваемых предприятий целевого или отраслевого рынка наиболее конкурентоспособным будет то предприятие, у которого эта интегральная оценка окажется более высокой. Для развития предприятия и повышения его конкурентоспособности можно применить либо японскую, либо американскую модель [2, с.247].

Японская модель ориентирована на операционную эффективность, управление качества, постоянные усовершенствования. Теперь японские производители попадают в ловушку собственного производства, так как на данный момент их компании достигают определенного уровня развития, предлагают одни и те же технологии, т.е. наступает перенасыщенность рынка схожими технологиями.

В основе американской модели лежит разработка эффективной стратегии фирмы на рынке, в результате чего появилось значительное количество управленческих техник, таких как бенчмаркинг, конкуренция, основанная на времени, аутсорсинг, партнерство, реинжиниринг, управление изменениями. Таким образом, можно сделать

вывод о том, что суть проблемы заключается в неспособности разделить понятия операционной эффективности и стратегии. Эти модели развития предприятий являются наиболее прогрессивными, но для успешного развития в постиндустриальном обществе требуется сочетание и японской, и американской модели.

Как в зарубежной, так и в отечественной экономической литературе приводится большое количество различных методов анализа конкурентоспособности предприятия. Рассотрим некоторые из них. Метод анализа Ж.-Ж. Ламбена состоит в определении конкурентных преимуществ, которые подразделяются на внешние и внутренние конкурентные преимущества, в разработке определенной стратегии и анализе конкурентов.

Метод анализа «PIMS»(Profit Impact of Market Strategy) представляет собой попытку обобщить все переменные, которые влияют на долгосрочную прибыльность компании.

Метод анализа «111-555» разработан в 1996 г. Экспертным институтом Торгово - промышленной палаты Российской Федерации под руководством И.В. Липсица. По этому методу оценивается конкурентоспособность, качество и цена продукции.

Метод анализа Мак-Кинси «7S» проводится по семи факторам: стратегия, структура, система, стиль, штат, умение, ценности.

Метод анализа «GAP», разработанный Стэндфордским исследовательским институтом Калифорнии, направлен на минимизацию целевых и прогнозных показателей деятельности предприятия.

Метод анализа «LOTS» включает в себя детальный последовательный анализ и оценку проблем бизнеса на разных уровнях различной степени сложности: от корпоративной миссии компании в целом до индивидуального проекта внутри предприятия.

Среди отечественных методов оценки конкурентоспособности применяются труды таких ученых, как А.С. Шальминова, Р.А. Фатхутдинова, Т.В. Феоктистовой и В.А. Ильиной. А.С. Шальминова предлагает проводить оценку конкурентоспособности предприятия с помощью интегрального показателя, рассчитанного с помощью средней геометрической взвешенной и теории желанности. Разделение конкурентоспособности организации на стратегическую и фактическую приводится в методе оценки Р.А. Фатхутдинова. В работе Т.В. Феоктистовой и В.А. Ильиной предлагается многофакторная модель определения конкурентоспособности с помощью показателя, характеризующего затраты на 1 руб. товарной продукции.

Таким образом, существуют следующие проблемные вопросы оценки конкурентоспособности предприятия:

- отсутствие четкого определения конкурентоспособности предприятия;

- конкурентоспособность рассматривается не системно, а как общая категория;

- неточное формирование конкурентных стратегических групп;

- несопоставимость показателей, входящих в методику оценки;

- отождествление конкурентоспособности предприятия и товара.

Комплексный подход к решению задачи, связанной с повышением уровня

конкурентоспособности предприятия, состоит в реализации следующего перечня действий: стратегического управления, тотального управления качеством, системы организационного развития, а также в определении факторов повышения конкурентоспособности товаров (услуг), производимых (оказываемых) предприятием [2, с.288].

Конкурентоспособность товара (услуги) более узкое понятие, чем конкурентоспособность предприятия. Конкурентоспособный товар - синтетический показатель, отражающий итоги многих слагаемых: эффективности работы конструкторских бюро, производственной деятельности предприятий, работы

внешнеэкономических организаций по реализации товаров (услуг). Но нужно различать конкурентоспособность товара и услуги. Услуга - это полезное действие той или иной стоимости товара, продукта. Применительно к рыночным условиям хозяйствования услуга является и специфической потребительской стоимостью, и представляет особые экономические отношения. Услуга и товар выступают как интегрированный комплекс или сервисный пакет. Если производство товара или продукции носит циклический характер, то есть развивается по определенной закономерности, то сфера услуг может оказывать и антициклическое воздействие на экономические показатели. Оно проявляется в том, что благодаря информатизации, логистике, непрерывному мониторингу товарно-денежных потоков, выполнению заказов точно в срок, сбору и передаче информации в режиме реального времени по всей цепочке товародвижения создаются условия для ускорения процесса реализации товарной массы, оптимизации объемов товарных запасов в каждом звене и в хозяйстве в целом, а также маневренности бизнеса, быстрого перелива капиталов из кризисных сфер в перспективные.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рациональное сочетание конкурентоспособности товара (услуги)-предприятия-отрасли обеспечивает высокую конкурентоспособность государства. Эта цепочка не приведет к повышению уровня заданных показателей, если исключить хотя бы одно звено. Наиболее важным в определении конкурентоспособности как предприятия, так и товара, является разработка и применение адекватной методики оценки, позволяющей более точно определить состояние фирмы, ее рыночную стоимость, применительно к российским условиям, учитывая, что российская экономика не достигла зарубежного уровня прозрачности экономических показателей и достоверности данных.

Литература

1. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг. - СПб.:Питер, 2006. - 448 с.

2. Царев В.В.Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). -М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008. -799 с.

О.М. Данилина Н.М. Лобанова

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

METHODS OF ESTIMATION OF INVESTMENT IN INFORMATION TECHNOLOGY/INFORMATION SYSTEM (IT/IS)

Аннотация: главная задача оценки инвестиций в IT/IS создать методику, позволяющую определить какие наиболее выгодные решения должны приниматься с точки зрения функционирования бизнеса, независимо от того, сколько стоит разработка и внедрение IT/IS. Основой методики является интеграция и синтез различных методов оценки инвестиций в IT/IS. В статье рассмотрены следующие методы: метод чистого дисконтированного дохода (NPV - net present value), индекс доходности (Benefit-cost ratio, profitability index, PI), внутренняя норма доходности IRR (Internal rate of return), срок возврата инвестиций (Payback period), метод анализа денежных потоков (коммерческая эффективность), объем окупаемости затрат на разработку IT-проектов при их продаже (тиражировании), определение точки безубыточности аутсорсинговых IT-компаний. Использование этих методов позволит

© О.М. Данилина, Н.М. Лобанова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.