Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОРИЕНТИРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОРИЕНТИРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК / ТОВАР / ЦЕНА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА / ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVENESS / MARKET / GOODS / PRICE / CONSUMER PROPERTIES / CAPACITY OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довтаев С.-А.Ш.

В условиях возрастающей конкуренции любое предприятие стремиться обеспечить свое эффективное развитие. Это требует от предприятия объективно и правильно оценивать складывающуюся рыночную конъюнктуру, выявлять эффективные способы конкурентного производства продукции, методы и инструменты выгодного входа на рынок. Надо иметь в виду, что промышленные предприятия вынуждены функционировать, как правило, в условиях совершенной конкуренции в свободном противостоянии друг другу при стремлении обеспечить устойчивое положение на товарных рынках. Ориентация деятельности промышленных предприятий на рынок в условиях жесткой конкуренции объективно требует их стратегического конкурентного развития, позволяющего успешно адаптироваться к проявлениям конкурентов и эффективнее задействовать свой внутренний рыночный ресурс, наращивать конкурентные преимущества. В последнее время вышло немало научных работ по проблемам конкурентного развития предприятий на товарных рынках. Вместе с тем, большинство из них носит общий научный и методический характер и не дает конкретных эффективных решений по выбору форм и методов конкурентного функционирования предприятий на российских и международных рынках. Все это в большой степени затрудняет задействование ими своего внутреннего потенциала и подобным образом снижает конкурентоспособность функционирования и развития предприятий на товарных рынках. В статье изложены актуальные проблемы, связанные с конкурентоспособностью, полнота использования инструментов, которого позволяет выдержать трудности рынка и рыночную конкуренцию. Автор статьи отмечает, что именно с разработкой действенного и эффективного механизма хозяйствования связано решение проблемы повышения уровня конкурентоспособности предприятий. В ходе оценки актуальности проблемы конкурентоспособности на современном этапе хозяйствования, автор статьи делает заключение о необходимости широкого применения инструментов конкурентоспособности, а также выбора научно-обоснованных конкурентных стратегий предприятия.In the conditions of the increasing competition any enterprise to seek to provide the effective development. It demands from the enterprise objectively and to correctly estimate the developing market conditions, to reveal effective ways of competitive production, methods and tools of a favorable entrance on the market. It must be kept in mind that the industrial enterprises are forced to function, as a rule, in the conditions of the perfect competition in free opposition each other at the aspiration to provide a steady position in the commodity markets. Orientation of activity of the industrial enterprises to the market in the conditions of fierce competition objectively demands their strategic competitive development allowing to adapt successfully to manifestations of competitors and more effectively to involve the internal market resource, to increase competitive advantages. Recently there were many scientific works on problems of competitive development of the enterprises in the commodity markets. At the same time, most of them has the general scientific and methodical character and doesn't give concrete effective decisions on the choice of forms and methods of competitive functioning of the enterprises in the Russian and international markets. All this to a large extent complicates involvement of the internal potential by them and in this way reduces competitiveness of functioning and development of the enterprises in the commodity markets. In article the current problems connected with competitiveness, completeness of use of tools whom allows to sustain difficulties of the market and the market competition are stated. The author of article notes that the solution of the problem of increase in level of competitiveness of the enterprises is connected with development of the effective and effective mechanism of managing. During assessment of relevance of a problem of competitiveness at the present stage of managing, the author of article does the conclusion about need of broad use of tools of competitiveness and also the choice of scientifically based competitive strategy of the enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОРИЕНТИРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА»

С.-А.Ш. Довтаев

К.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономика предприятий», Институт экономики и финансов, Чеченский государственный университет

S.-A.Sh. Dovtaev

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department "Economics of Enterprises" Institute of Economics and Finance, Chechen State University (mbc_@mail.ru 8-928-694-40-41

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОРИЕНТИРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация. В условиях возрастающей конкуренции любое предприятие стремиться обеспечить свое эффективное развитие. Это требует от предприятия объективно и правильно оценивать складывающуюся рыночную конъюнктуру, выявлять эффективные способы конкурентного производства продукции, методы и инструменты выгодного входа на рынок. Надо иметь в виду, что промышленные предприятия вынуждены функционировать, как правило, в условиях совершенной конкуренции в свободном противостоянии друг другу при стремлении обеспечить устойчивое положение на товарных рынках. Ориентация деятельности промышленных предприятий на рынок в условиях жесткой конкуренции объективно требует их стратегического конкурентного развития, позволяющего успешно адаптироваться к проявлениям конкурентов и эффективнее задействовать свой внутренний рыночный ресурс, наращивать конкурентные преимущества.

В последнее время вышло немало научных работ по проблемам конкурентного развития предприятий на товарных рынках. Вместе с тем, большинство из них носит общий научный и методический характер и не дает конкретных эффективных решений по выбору форм и методов конкурентного функционирования предприятий на российских и международных рынках. Все это в большой степени затрудняет задействование ими своего внутреннего потенциала и подобным образом снижает конкурентоспособность функционирования и развития предприятий на товарных рынках.

В статье изложены актуальные проблемы, связанные с конкурентоспособностью, полнота использования инструментов, которого позволяет выдержать трудности рынка и рыночную конкуренцию. Автор статьи отмечает, что именно с разработкой действенного и эффективного механизма хозяйствования связано решение проблемы повышения уровня конкурентоспособности предприятий. В ходе оценки актуальности проблемы конкурентоспособности на современном этапе хозяйствования, автор статьи делает заключение о необходимости широкого применения инструментов конкурентоспособности, а также выбора научно-обоснованных конкурентных стратегий предприятия. Annotation. In the conditions of the increasing competition any enterprise to seek to provide the effective development. It demands from the enterprise objectively and to correctly estimate the developing market conditions, to reveal effective ways of competitive production, methods and tools of a favorable entrance on the market. It must be kept in mind that the industrial enterprises are forced to function, as a rule, in the conditions of the perfect competition in free opposition each other at the aspiration to provide a steady position in the commodity markets. Orientation of activity of the industrial enterprises to the market in the conditions of fierce competition objectively demands their strategic competitive development allowing to adapt successfully to manifestations of competitors and more effectively to involve the internal market resource, to increase competitive advantages. Recently there were many scientific works on problems of competitive development of the enterprises in the commodity markets. At the same time, most of them has the general scientific and methodical character and doesn't give concrete effective decisions on the choice of forms and methods of competitive functioning of the enterprises in the Russian and international markets. All this to a large extent complicates involvement of the internal potential by them and in this way reduces competitiveness of functioning and development of the enterprises in the commodity markets.

In article the current problems connected with competitiveness, completeness of use of tools whom allows to sustain difficulties of the market and the market competition are stated.

The author of article notes that the solution of the problem of increase in level of competitiveness of the enterprises is connected with development of the effective and effective mechanism of managing. During assessment of relevance of a problem of competitiveness at the present stage of managing, the author of article does the conclusion about need of broad use of tools of competitiveness and also the choice of scientifically based competitive strategy of the enterprise.

Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок, товар, цена, потребительские свойства, потенциал предприятия, конкурентные преимущества.

Key words: competitiveness, market, goods, price, consumer properties, capacity of the enterprise.

Фундаментальный принцип процесса повышения конкурентоспособности продукции любой компании в любой стране мира - это инвестиционно-инновационная активность, динамика экономического, особенно индустриального роста. Без этого нет научно-технического прогресса, что исключает возмож-

ности повышения конкурентоспособности товаров и предприятия.

Конкурентоспособность товаров (работ, услуг) выступает в качестве синтетической характеристики товаров, его потребителя, определяет успех ее реализации на рынках в присутствии конкурирующих продуктов к ним, их аналоги разных фирм и других странах [10, 11].

Основными компонентами конкурентоспособности товаров являются также емкость рынка, стоимость удовлетворения их потребностей на весь срок службы купленного продукта, цена, качество обслуживания. Из этого следует, что конкурентоспособному товару свойственны такие качества, как набор потребительских и ценовых характеристик товаров, определяющих спрос на рынке товаров и услуг [1, 8, 14].

Конкурентоспособность товара может быть определена только в сравнении с товарами-аналогами. Конечно, конкурентоспособность зависит от различных факторов, в числе которых определяющее значение имеют издержки производства и производительность труда, оказывающие непосредственное влияние на стоимость и качество продукции.

Здесь важно дать оценку данной проблеме, для чего рассмотрим три составляющие конкурентоспособности.

1. Первая отражает связь с конкретным товаром и в большей степени сводится к качественным параметрам.

Другая же сводится как к оценке экономики производства и реализации товара, так и экономических возможностей, и ограничений потребителя.

Третья отражает отношение к потребителю как покупателю.

2. Покупателю важно видеть все элементы конкурентоспособности, чтобы исключить всякого рода сомнения в отношении любого из них.

Поэтому так важно в рекламе учитывать особенности, специфику и поведение каждого потребителя.

3. Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупателем, что свидетельствует о том, что конкурентоспособность то и дело связана с конкретным рынком.

Конкуренция является одной из основных особенностей рыночного хозяйства, которая обеспечивает творческую индивидуальную свободу, создавая условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг [3, 9, 15].

Все уровни конкурентоспособности продукта тесно взаимосвязаны, что характеризуют конкурентоспособность как многогранную экономическую категорию, предоставляющую участникам рынка реальную возможность производить и реализовывать товары, которые отличаются конкурентоспособностью на рынке товаров и услуг.

В практике хозяйствования существует четыре основных уровня конкурентоспособности предприятия.

Руководство предприятия первого уровня считает управляющую организацию как нечто внутренне нейтральное и видят свою роль только в том, чтобы давать продукцию, не заботясь о каких-либо неожиданностях для конкурентов и потребителей [2, 5].

Они уверены в преимуществе своих производственно-сбытовых возможностей и не осуществляют дополнительные меры, направленные на повышение технического оснащенности предприятия.

В этих условиях предприятия второго уровня конкурентоспособности оставаясь «внешне нейтральными», добиваются на основе использования имеющегося потенциала выпуска продукции, которая соответствует стандартам, установленными его основными конкурентами. Здесь не уделяется необходимого внимания потенциальным возможностям бизнеса, способным обеспечить конкурентные преимущества на рынке.

Важной остается проблема обеспечения повышения качества новых видов товаров при одновременном снижении цен на них.

При этом осуществляются меры, направленные на рост отдачи от вложенных в производство средств, что связано с необходимостью выпуска конкурентоспособной продукции, пользующегося повышенным спросом, по ценам ниже, чем у конкурентов.

Третий уровень конкурентоспособности связан с тем, руководители предприятия, зная, что потенциал предприятия имеет несколько другие сравнительные преимущества по сравнению с конкуренцией на рынке, чем их основные конкуренты, тем не менее, не придерживаются общих производственных стандартов, установленных в отрасли.

На этих предприятиях система управления начинает активно влиять на производственные системы, обеспечивая их развитие и совершенствование.

В условиях, когда успех в конкурентной борьбе зависит от эффективности организации производства и управления, потенциал предприятия достигает четвертый уровень.

В условиях рыночного механизма хозяйствования потенциал большинства предприятий страны все более соответствует первому и второму уровню конкурентоспособности.

Вместе с тем, наметившиеся прогрессивные изменения в деятельности отдельных предприятий, и, в первую очередь, предприятий с иностранными инвестициями, нацеливают их перейти на третий, и даже четвертый уровень конкурентоспособности.

Основной целью любого предприятия является достижение победы на рынке в борьбе с конкурентами, которая достигается не сразу, а является результатом организации производства и управления. В конечном счете, достижение намеченной цели зависит от уровня конкурентоспособности предприятия

[4, 12].

Конкурентоспособность в условиях рынка занимает ведущую роль в экономике. Поддержать производителей в их деятельности - очень важная и актуальная задача для рыночных структур.

Наличие у конкурентов множества проблем, возникающих на разных этапах развития конкурентоспособности, вызывает необходимость поддержки их, умело используя рыночный механизм управления. Это тем более важно, учитывая, что эффективное функционирование предприятий связано с достижением конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь именно обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг является главной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

Достижение высокой конкурентоспособности предприятий требует учета следующих трех признаков:

1.покупатели, оценившие потребительские свойства данного вида товаров готовы купить повторно продукцию данного предприятия;

2.открытость и доступность всех элементов конкурентоспособности исключают появления претензий к предприятию;

З.работники активно участвуют в деятельности предприятия, результаты работы которого зависят от трудового вклада каждого работника и, следовательно, посторонние считают за честь трудиться в этом предприятии.

Достижение конкурентоспособности предприятия связано с необходимостью решения проблем [6,

7, 13]:

- обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг в целевых сегментах рынка;

- повышения потенциала конкурентоспособности предприятия в целом и его подразделений до уровня мировых стандартов в данной отрасли.

Ведь известно, что основой для эффективного хозяйствования на предприятии является сохранение и повышение конкурентоспособности предприятия, что в свою очередь сказывается на производственно-хозяйственной деятельности предприятия. А это приводит к накоплению производственного потенциала предприятия, что обеспечивает высокий уровень доходности его.

Таким образом, главной стратегической задачей любого предприятия является обеспечение конкурентоспособности, уровень которой определяется большим количеством разнонаправленных факторов. Эти факторы служат основой для определения различных направлений решения этой проблемы.

Серьезные сложности в реализации производственных и экономических программ предприятий связаны с влиянием экономических кризисов.

В то же время активная рыночная политика предприятия создает возможности для нормального функционирования в условиях появления кризисных ситуаций, повышения эффективности его деятельности.

Успешное решение этих проблем и, соответственно, обеспечение конкурентоспособности, связано с внедрением в производство прогрессивных форм организации производства и методов управления предприятием.

Сегодня задача состоит в том, чтобы реализовать цели предприятия, связанные, прежде всего, с выживанием в условиях рынка, планированием перспективы и получением прибыли, как главного источника экономического роста, процветания предприятия и повышения благосостояния коллектива работников.

Эти цели играют важную роль в развитии бизнеса. Наряду с этим как бы велико не было значение прибыли, большое внимание уделяется перспективе развития предприятия, что способствует приближению предприятия к достижению долгосрочных целей.

Действительно, чтобы выжить в условиях острой конкуренции предприятиям и организациям приходится всерьез взяться за освоение новых видов услуг, новых форм бизнеса. Одновременно проводится работа по изучению рынка, т.е. предприниматель занимается поиском ответа на вопросы:

- кто может стать потребителем его товара?

- сколько будет таких потребителей?

Таким образом, обеспечивается выявление потребностей, удовлетворение и возобновление их и приступают к сбору информации, которая анализируется, а затем разрабатываются стратегия развития.

Конкурентоспособность предприятия характеризует преимущество этого предприятия в отношении других предприятий этой отрасли как внутри страны, так и за ее пределами и определяется, как правило, в рамках группы предприятий, принадлежащих к той же отрасли или предприятий, которые произ-

водят аналогичные товары (услуги).

Здесь же следует отметить, что одно и то же предприятие в рамках, например, региональной промышленной группы можно признать конкурентоспособным, а в рамках мирового рынка или его сегмента нет.

Для выявления конкурентных преимуществ данного предприятия с другими предприятиями необходимо обеспечить выбор предприятия - лидера для сравнения в отрасли страны или за ее пределами.

Из этого следует, что преимущество предприятия в отношении других предприятий этой отрасли как внутри страны, так и за ее пределами может быть оценено, когда оба предприятия удовлетворяют идентичные потребности клиентов, связанные с соответствующими сегментами рынка и находятся на одинаковых этапах жизненного цикла.

В настоящее время для борьбы с ведущими фирмами компания требует совершенно новых подходов к организации производства и управления, чем те, которыми руководство руководствовались в прошлом.

В настоящее время, для того, чтобы предприятие было конкурентоспособной, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, которыми руководствовались в прошлом.

Сегодня конкурентоспособность предприятия зависит не только от новых подходов к организации производства и управления, но и от инвестиционной политики, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии производства.

На конкурентоспособность предприятия влияет ряд факторов, которые являются компонентами (составляющими) конкурентоспособности, которые подразделяются на три группы факторов:

- технико-экономические;

- коммерческие;

- нормативно-правовые.

Технико-экономические факторы включают в себя: качество, цену продажи и эксплуатационные расходы или потребление продукции или услуг. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и пр.

Конкурентоспособность обеспечивает получение предприятием высокого конечного результата, что создает условия предприятию выживать в условиях рынка. Управление конкурентоспособностью связано с осуществлением мер по совершенствованию товара, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы. Конкурентоспособность предприятия обеспечивает одновременно конкурентоспособность его продукции.

Отсюда следует вывод о том, что именно создание надежной основы для формирования и развития конкурентного потенциала, способствует совершенствованию механизмов организации и управления конкурентоспособностью предприятий. Источники:

1. Апшев З.Б., Чеченова Ф.Ж., Мисаков В.С. Стратегическое управление развитием предприятий как основа формирования конкурентных преимуществ региона. Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 2-3. С. 181-184.

2. Кунашев Э.Р., Мисаков А.В., Апшева С.А. Формирование системы показателей для оценки эффективности управления инновационным развитием предприятий АПК // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2008. Т. 3. № 19-1. С. 137-140.

3. Мельников, И. В. Конкуренция: как победить / И. В. Мельников. - Москва: И. В. Мельников, 2015. - 372 с.

4. Мисаков А.В. Конкурентно-инновационный подход к исследованию деятельности предприятий АПК. Экономические науки. 2011. № 85. С. 172-176.

5. Мисаков В.С. Методологические проблемы функционально-стоимостного анализа в условиях перехода к рыночной экономике. Нальчик, 1995.

6. Мисаков В.С. Проблемы обеспечения социо-эколого-экономической безопасности горных территорий Юга России. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 1 (69). С. 113-120.

7. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы. Нальчик, 1996.

8. Мисаков В.С., Паршин А.Н. Малый бизнес как основа регионального развития. В книге: Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов. 2009. С. 215-218.

9. Мисаков В.С., Расумов В.Ш.Формирование приоритетных направлений повышения отраслевой конкурентоспособности перерабатывающих предприятий АПК. Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 2-3. С. 45-48.

10. Мисаков В.С., Шахмурзов З.М., Ивазов А.Х. Составляющие и специфика потенциала перерабатывающих предприятий регионального АПК. Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 4-3. С. 283-285.

11. Моисеева, Н.К., Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление/ Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин, - М: Внешторгиздат, 2012. - 304 с.

12. Салихов, В. А. Конкурентоспособность предприятий: учебное пособие / В. А. Салихов. - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2011. - 161 с.

13. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. Учебник. - М., 2010

14. Чикатуева Л.А., Тоторкулов Ш.М., Мисаков В.С. Системный анализ прогнозных оценок показателей эффективности деятельности предприятий малого бизнеса. Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 1-3. С. 137-141.

15. Шевлоков В.З., Мисаков А.В. Активизация государственного регулирования с целью эффективного развития социально-ориентированного продовольственного рынка региона // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015. № 5 (67). С. 131-137. Sources:

1. Apshev Z.B., Chechenov F.J., Misakov V.S. Strategic management of enterprise development as a basis for formation of

competitive advantages of the region. Terra Economicus. 2009. T. 7. № 2-3. Pp. 181-184.

2. Kunashev E.R., Misakov A.V., Apsheva S.A. Formation of a system of indicators for assessing the effectiveness of man-

agement of innovative development of agricultural enterprises // Izvestiya Orenburg State Agrarian University. 2008. T. 3. No. 19-1. Pp. 137-140.

3. Melnikov, I.V. Competition: How to win / IV Melnikov. - Moscow: IV Melnikov, 2015. - 372 p.

4. Misakov A.V. Competitive-innovative approach to research of activity of the enterprises of agrarian and industrial com-

plex. Economic sciences. 2011. № 85. With. 172-176.

5. Misakov V.S. Methodological problems of functional and cost analysis in conditions of transition to a market economy.

Nalchik, 1995.

6. Misakov V.S. Problems of ensuring socio-ecological and economic security of mountain areas in the South of Russia.

Izvestiya of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. No. 1 (69). Pp. 113120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Misakov V.S. Theory and practice of competitiveness analysis of a firm. Nalchik, 1996.

8. Misakov V.S., Parshin A.N. Small business as a basis for regional development. In the book: National elites and problems

of socio-political and economic stability. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Responsible editor G.G. Matishov. 2009. pp. 215-218.

9. Misakov V.S., Rasumov V.Sh. Formation of priority directions for increasing the sector competitiveness of agro-

processing enterprises. Terra Economicus. 2013. Vol. 11. № 2-3. Pp. 45-48.

10. Misakov V.S., Shakhmurzov Z.M., Ivazov A.Kh. Components and specificity of the processing enterprises of the region-

al agro-industrial complex. Terra Economicus. 2009. T. 7. № 4-3. Pp. 283-285.

11. Moiseeva, N.K., Modern enterprise: competitiveness, marketing, updating / N.K. Moiseeva, Yu.P. Aniskin, - M: Vneshtorgizdat, 2012. - 304 p.

12. Salikhov, V.A. Competitiveness of enterprises: textbook / VA Salikhov. - Novokuznetsk: NFI KemSU, 2011. - 161 p.

13. Fatkhutdinov RA Strategic competitiveness. Textbook. - M., 2010

14. Chikatueva L.A., Totorkulov Sh.M., Misakov V.S. System analysis of predictive estimates of performance indicators of

small businesses. Terra Economicus. 2012. T. 10. № 1-3. Pp. 137-141.

15. Shevlokov V.Z., Misakov A.V. Activization of state regulation for the purpose of effective development of the socially-

oriented food market in the region // Izvestia of the Kabardino-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 5 (67). Pp. 131-137.

К.Н. Горпинченко доктор эконом. наук, доцент, доцент кафедры статистики и прикладной математики, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

K.N. Gorpinchenko

assistant professor, Department of Statistics and Applied Mathematics Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА

АПК РЕГИОНА

Аннотация. Предложено рассматривать производственный потенциал АПК региона как систему ресурсов в контексте с воспроизводством. Определена его структура с выделением производственной, материальной, кадровой, технико-технологической, инновационной и природно-климатической составляющих. Изучены основные подходы оценки производственного потенциала, с выявлением соответствующих недостатков. Предложена методология исследования производственного потенциала АПК заключающаяся в системной оценке производственных возможностей отдельных районов, его мониторинге с применением SWOT-анализа, позволяющий проанализировать внутреннее состояние производственного потенциала отстающих субъектов, влияние положительных и отрицательных внешних факторов, влияние внешней среды с выделением соответствующих возможностей и рисков, а также сформировать основные направления и рекомендации повышения эффективности использования производственных возможностей АПК.

Annotation. It is proposed to consider the production potential of the region's agro-industrial complex as a system of resources in the context of functioning. Its structure is defined with the allocation of production, material, human, technical and technological, innovative and natural-climatic components. The main approaches to the assessment of the production potential were studied with the identification of corresponding problems. The production potential research methodology of the agro-industrial complex is proposed. This methodology is based on a systematic assessment of the production capacities of individual districts and its monitoring using SWOT analysis, which allows analyzing the production potential of lagging entities internal state, the influence of posi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.