Научная статья на тему 'Конкурентоспособность и конкурентные преимущества вуза'

Конкурентоспособность и конкурентные преимущества вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2661
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность вуза / конкурентные преимущества вуза / компетенции вуза / рынок образовательных услуг / competitive potential of a higher education institution / competences / market for educational services

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екшикеев Т. К.

В статье исследуются вопросы формирования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности вуза. Автор анализирует понятие конкурентоспособности вуза и его взаимосвязь с конкурентоспособностью национальной экономики. Предлагается три подхода к классификации конкурентных преимуществ вуза: по источнику появления конкурентного преимущества, по степени материальности ресурсов, по видам функциональных потенциалов вуза. Показана взаимосвязь компетенций, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses formation of competitive advantages and competitive potential of a higher education institution in connection with those of the national economy at large. The author offers three approaches to classification of competitive advantages: according to the origin of the advantage, to the degree of resource materiality, and to the types of the institution functional potentials. The article shows mutual relations among competence, competitive advantages, and competitive potential of a higher education institution.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность и конкурентные преимущества вуза»

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ВУЗА

Т.К. Екшикеев,

доцент Института автотранспорта Северо-Западного государственного заочного технического университета (г. Санкт-Петербург), кандидат экономических наук

В статье исследуются вопросы формирования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности вуза. Автор анализирует понятие конкурентоспособности вуза и его взаимосвязь с конкурентоспособностью национальной экономики. Предлагается три подхода к классификации конкурентных преимуществ вуза: по источнику появления конкурентного преимущества, по степени материальности ресурсов, по видам функциональных потенциалов вуза. Показана взаимосвязь компетенций, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности вуза.

Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, конкурентные преимущества вуза, компетенции вуза, рынок образовательных услуг

Управление конкурентным потенциалом вуза тесно связано с управлением его конкурентоспособностью, которая в свою очередь обеспечивает национальную конкурентоспособность. Это утверждение обосновывается Федеральной целевой программой развития образования, в которой сказано: «Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. ... Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне и долгосрочной перспективе. Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне»1. Таким образом, можно утверждать, что существует взаимосвязь между конкурентоспособностью страны и ее системой образования. В основе же конкурентоспособности системы образования лежит конкурентоспособность каждого отдельного вуза.

Конкурентоспособность вуза, на наш взгляд, является базовой в рассматриваемой иерархии (см. рис. 1). Между тем, следует выделить еще один уровень — конкурентоспособность различных видов образовательных комплексов, которые могут выступать в форме: учебно-образовательных инновационных комплексов, университетских комплексов, региональных образовательных комплексов и т.п. Эти формы образовательных систем все чаще становятся необходимыми условиями развития конкурентоспособности отдельных вузов, которые не в состоянии в одиночку справиться с растущими проблемами в условиях экономики знаний и турбулентного рынка.

Конкурентоспособность образовательных услуг является скорее производной от конкурентоспособности вуза, а не наоборот. Таким образом, устойчивая конкурентоспособность вуза является основой для достижения конкурентоспособности и образовательных услуг, и образовательных комплексов, и страны в глобальном социально-экономическом пространстве (см. рис.1).

Конкурентоспособность национального хозяйства - национальная конкурентоспособность

Конкурентоспособность системы образования страны национальная конкурентоспособность системы образования

____________33:_________________

Конкурентоспособность учебнообразовательных комплексов (сетей)

и

Конкурентоспособность Конкурентоспособность

вуза Чі ^ образовательных услуг

Рис. 1. Уровни конкурентоспособности субъектов системы образования во взаимосвязи с национальным хозяйством

Согласно рис.1, образовательные услуги вуза в современных условиях хозяйствования являются лишь одним из факторов конкурентоспособности вуза в целом. Конкурентоспособность вуза определяется не только уровнем его образовательных услуг. Существенное значение имеют и необразовательные комплементарные услуги (студенческое жилье, питание, вся университетская материально-техническая база (МТБ) и инфраструктура и т.п.). Иногда более важное значение для потребителей имеют такие факторы как цена обучения, известность вуза (престижность), наличие определенных специальностей и т.п.

Следовательно, конкурентоспособность образовательных услуг вуза может рассматриваться только как оперативный фактор конкурентоспособности вуза в целом.

Что же следует понимать под конкурентоспособностью вуза?

Согласно Р. Фатхутдинову, «конкурентоспособность вуза — это его способность: 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; 2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области; 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности. При этом механизм управления конкурентоспособностью вуза состоит из следующих взаимосвязанных компонент: миссия вуза, его связи с внешней средой, инструменты новой инновационной экономики, применение которых может обеспечить конкурентоспособность вуза, принципы, функции и методы управления2.

В целом, соглашаясь с определением Р. Фатхутдинова, отметим, что конкурентоспособность вуза определяется его способностями удовлетворять потребности общества в образовательных услугах в соответствии с государственными стандартами и делать это не хуже, чем у имеющихся на рынке конкурентов.

Важными понятиями в теории конкурентоспособности наравне с понятием «конкурентоспособность» являются понятия «конкурентные преимущества» и «компетенции».

Исходным, на наш взгляд, является понятие компетенций, представляющих собой основу для формирования конкурентных преимуществ. Если нет квалифицированного и знающего персонала (профессорско-преподавательского состава и сотрудников), если вуз не имеет развитую управленческую и организационную инфраструктуру, то он не может обладать конкурентными преимуществами, а, следовательно, не может иметь более высокие показатели результативности в долгосрочном периоде по сравнению с конкурентами.

Таким образом, для формирования стратегической (долгосрочной) конкурентоспособности вуза следует управлять компетенциями и конкурентными преимуществами краткосрочного и долгосрочного порядка.

В основе конкурентного п реимущества лежит специфический опыт работы и навыки, профессионализм персонала вуза, которыми не обладают конкуренты и который нельзя приобрести за короткий отрезок времени. В этом смысле формирование конкурентного преимущества основывается на компетенциях и по существу тождественно разработке конкурентной стратегии как способа достижения превосходства на конкретном рынке.

В общем случае можно говорить о существовании цепочки: компетенции — конкурентные преимущества — конкурентоспособность — конкурентный потенциал.

Компетенции вуза определяются моделью его развития. Выделяют две принципиально противоположные модели вузов — отраслевую и фундаментальную3. Отраслевой вуз, дающий прикладные знания, ориентирован на быстрейшее удовлетворение запросов рынка. Образование в прикладном вузе строится на принципе скорейшей окупаемости вложенных средств и направлено, в основном, на формирование определенных стандартных знаний, умений и навыков. Такие вузы работают по принципу следящей системы автоматического регулирования: схема чутко реагирует на вход и ее задача — как можно более точно отследить входной сигнал, т.е. запрос внешнего рынка, отрасли.

Успешность деятельности прикладного вуза определяется, в основном, размерами капиталовложений в его развитие. Такой вуз может возникать с нуля, без всякой начальной базы. К категории таких вузов относятся многочисленные новоявленные юридические, менеджментские и экономические вузы, удовлетворяющие массовый спрос на рынке труда менеджеров, аудиторов и т.д. Добавим, что все негосударственные вузы построены по этой схеме.

Другой тип — это вуз, осуществляющий подготовку по фундаментальным отраслям знаний (химия, физика, биология, генетика, вычислительная техника и т.п.). Обучение в таких вузах ориентировано, во-первых, на привитие базовых знаний, умений и навыков, а потому система следит за внешним рынком — она открыта.

Для функционирования такого вуза необходимо наличие научных школ, хранящих информационные базы фундаментальных знаний. Поэтому такие вузы не могут возникать на «пустом месте» лишь за счет финансовых вложений. Для их функционирования необходимо восстановить и развивать традиционные научные школы и приоритетные научные направления. Этот тезис наиболее актуален сегодня, когда центры научных исследований переместились из НИИ в университеты4.

Таким образом, фактически можно развивать лишь два типа вузов, соответствующие отраслевой и фундаментальной модели. При этом очевидно, что на роль фундаментальных вузов в России могут претендовать только государственные классические университеты и возможно некоторые технические вузы (неклассические университеты, то есть ставшие университетами в период рыночной экономики), имеющие большой опыт ведения фундаментальных исследований.

К сожалению, в России пока нет ни одного негосударственного вуза, способного претендовать на роль фундаментального университета. Хотя в Америке Гарвардский университет, представляющий собой фундаментальную модель вуза, является частным.

Как было сказано выше, каждая модель вуза определяет набор его компетенций и конкурентных преимуществ. Если отраслевой вуз рассчитан на быстрое выращивание нужных отрасли специалистов, обладающих ровно теми знаниями и навыками, которые нужны для выполнения определенных работ, то фундаментальный вуз нацелен, прежде всего, на выработку избыточных знаний, которыми может воспользоваться любой субъект народного хозяйства. Следовательно, и обучение в фундаментальном вузе нацелено на формирование скорее ученых и исследователей, чем узких специалистов-практиков для различных отраслей народного хозяйства.

Можно предположить, что конкуренция будет происходить скорее между вузами, эксплуатирующими одинаковые модели, чем между вузами, придерживающимися принципиально разных моделей развития.

Развитие законодательства в образовательной сфере демонстрирует четкую взаимосвязь модели функционирования вуза с его законодательным статусом. Таким образом, получение законодательного статуса вузом окончательно определяет модель его развития, а, следовательно, и сферы развития компетенций.

Помимо законодательного статуса, существенное значение для окончательного закрепления основных контуров модели вуза имеет форма собственности (государственный или негосударственный вуз) и охват вузом рынка (глобальный, страновый, региональный (локальный)). По охвату рынка можно выделить вузы, ориентирующиеся на глобальный, национальный (в рамках РФ) и региональный спрос. Форма собственности и охват рынка влияют на статус вуза, который, в свою очередь, определяет его ключевые КП и реализуемую образовательную модель.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании5 высшие учебные заведения подразделяются на следующие виды:

а) университет — высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

б) академия — высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

в) институт — высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Другими словами, университет — высший статус вуза — предполагает, что вуз осуществляет подготовку по широкому спектру специальностей и обязательно ведет активную научную деятельность.

Академией считается вуз, лидирующий, в отличие от классического университета, лишь в одной области науки. Поэтому часто получалось так, что из стен академий ученых выходило больше, чем из университетов.

Институты — это академии регионального масштаба. Так будут называться всего 150 вузов регионального значения. Поскольку, по прогнозам чиновников, в будущем государственное финансирование получат только лучшие вузы, то возможность получить бюджетное образование в институтах остается под вопросом.

Отдельно существует статус университетского комплекса, объединяющего образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. Аналогичный комплекс может создаваться и на базе академии.

Один из последних законопроектов предусматривает возможности создания федеральных университетов, которые призваны обеспечивать реализацию инновационных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения, а также формирование кадрового и научного потенциала комплексного социально-экономического развития определенного региона Российской Федерации.

Предполагается, что в каждом федеральном округе будет по одному федеральному университету. А каждый университет может быть создан на базе объединения классического университета и, например, технического. Так, Сибирский федеральный университет в Красноярске создан путем объединения четырех вузов, Южный федеральный университет в Ростове объединил в себе два. На очереди — создание Дальневосточного госунивер-ситета во Владивостоке и других федеральных университетов.

Помимо пяти официально закрепленных статусов вузов обсуждаются еще и такие:

Магистерский университет — это университет, специализирующийся на подготовке магистров. Первым магистерским университетом в России планирует стать ГУ ВШЭ.

Научно-образовательный центр — это всего 2 вуза — МГУ и СПбГУ, которые получили право разрабатывать собственные учебные программы.

Национально-исследовательский университет — это МГУ, СПбГУ, Федеральный технологический университет на базе МИСиС, Федеральный ядерный университет на базе МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Политехнический университет СПб, Горный университет СПб и т.д.

Автономный вуз — этот статус получит значительная часть вузов России. Автономность вуза предполагает свободу и право распоряжаться внебюджетными средствами. Руководить такими вузами будет наблюдательный совет, на треть состоящий из представителей самого вуза, а на остальные две трети — из работодателей, чиновников и общественности. Ректора приравняют к наемному управляющему. Таким образом, за счет управления вузом посредством наблюдательного совета, в который входят стейкхолдеры вуза, можно будет достичь наиболее полного соответствия характеристик выпускника вуза требованиям, которые к нему предъявляют рынок труда и общество.

Возможно, что со временем будут появляться и новые статусы, поскольку законодательная база в сфере образования не развита.

Статус вуза должен подтверждаться каждые 5 лет в процессе аттестации и аккредитации вуза. Таким образом, статус вуза определяет набор его необходимых ключевых компетенций. Обладая необходимыми для аккредитации характеристиками,

вузы должны формировать свои уникальные КП, позволяющие им наращивать конкурентный потенциал.

Попробуем теперь классифицировать конкурентные преимущества вузов.

Е.Д. Липкина считает, что если адаптировать общий модельный подход М. Портера к сфере образовательных услуг, то можно показать, что основа конкурентных преимуществ того или иного вуза определяется:

— позицией в факторах производства, включая наличие квалифицированных профессорско-преподавательских кадров, материально-технической базы и необходимой инфраструктуры;

— характером и динамикой спроса на конкретные виды образовательных услуг;

— наличием или отсутствием родственных и поддерживающих видов деятельности (научные исследования, информационный бизнес, маркетинговое управление);

— существованием устойчивой стратегии, структуры и степенью соперничества на рынке6.

Таким образом, КП вуза можно дифференцировать на внешние и внутренние. Внешние КП формируются благодаря факторам внешней среды: политике государства, благоприятным состоянием спроса, отсутствием конкуренции и т.п. Внутренние КП формируются только благодаря внутренним ресурсам и усилиям самого вуза и его составных элементов.

КП вуза можно дифференцировать исходя из базовых условий, определяющих характер источника КП (в соответствии с подходом Г.Л. Азоева и А.П. Челенкова к классификации КП фирмы)7:

1. КП, основанные на экономических факторах: наличие более высокого платежеспособного спроса на рынках сбыта; дополнительное государственное финансирование или наличие других источников финансирования (спонсоры, заказчики НИОКР и т.п.); низкая эластичность спроса на услуги вуза (например, в связи с его высокой престижностью); наличие эффекта масштаба в связи с широким охватом образовательного рынка; наличие эффекта опыта, отражающего высокую квалификацию кадров и более низкие удельные затраты и т.п.;

2. КП, основанные на нормативно-правовых актах. Эти преимущества существуют в силу законов, постановлений, особых привилегий и других решений органов власти, Министерства образования и науки и его структур в отношении отдельных вузов.

3. КП структурного характера: возникают за счет эффективного использования возможностей вертикальной и горизонтальной интеграции вуза с его партнерами: создание учебно-производственных комплексов непрерывного образования, университетских комплексов, вхождение в структуру федеральных университетов, участие в образовательных кластерах и т.п.

4. КП, вызванные административными мерами: такие преимущества могут возникнуть, например, у региональных вузов по сравнению с филиалами столичных на их территории благодаря использованию административного (местного) ресурса.

5. КП, определяемые уровнем развития инфраструктуры рынка. Развитость транспортной, коммуникационной, информационной и других подсистем инфраструктуры региона позволяет вузам получать преимущества при ее использовании. Очевидно, что наиболее развитая инфраструктура характерна для столичных и крупных российских городов, что дает преимущества в ее использовании находящимся там вузам. Так, Московские и Питерские вузы традиционно имеют более развитую систему взаимоотношений с иностранными партнерами. Они же традиционно являются центрами сосредоточения интеллектуальных, информационных ресурсов и развития определенных научных направлений, центрами проведения семинаров, конференций и симпозиумов.

6. КП, связанные с развитой научной деятельностью вуза. Развитая научная деятельность позволяет вузу привлекать ресурсы в виде грантов и других методов целевого финансирования НИОКР. Развитая научная деятельность является основой формирования высококвалифицированного штата профессорско-преподавательского состава и качества учебно-методической работы, напрямую влияющих на качество образовательной услуги.

7. КП, связанные с эффективной организацией учебно-методической работы и высоким качеством образовательных услуг: современные технологии обучения, регулярное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава,

высокое качество учебно-методической работы, оснащенность компьютерами, использование современных информационных технологий в учебном процессе и т.п.

8. КП, основанные на географических факторах. Мы уже отмечали, что местоположение вуза является определяющим в условиях роста конкуренции. Столичные вузы имеют существенные преимущества по этому фактору в отличие от вузов региональных.

9. КП, определяемые хорошей информированностью руководства вуза. Информация о возможных изменениях в

законодательстве, в деятельности конкурентов, в образовательных технологиях и т.п. помогают вузу быстрее адаптироваться к новым условиям, что способствует росту его конкурентоспособности.

Можно классифицировать КП вуза, основываясь на типологии С.В. Никифоровой и А.Н. Мамрова, выделяющих КП, основанные на материальных и нематериальных ресурсах фирмы8. В отношении вуза эти КП можно интерпретировать следующим образом (табл.1).

Таблица 1

Конкурентные преимущества вуза, основанные на материальных и нематериальных ресурсах

КП, основанные на материальных ресурсах КП, основанные на нематериальных ресурсах

КП, основанные на трудовых ресурсах: — стоимость рабочей силы (профессорско-преподавательского состава) — производительность труда КП, обеспеченные нематериальными активами: — маркетинговые активы (стоимость бренда) — технологические активы (патенты, лицензии) — художественные активы (фильмы, ролики) — клиентские активы

КП, основанные на технологических ресурсах: — эффективность используемых образовательных технологий (их качество, уровень, ресурсоотдача) КП, обеспеченные интеллектуальными ресурсами: — уровень развития компетенций профессорско-преподавательского состава и сотрудников (ППС и С) — личностные качества ППС и С — творческий потенциал ППС и С — инновационный потенциал ППС и С

КП, основанные на финансовых ресурсах: — наличие устойчивых источников финансирования — объем внебюджетных средств — эффективность использования финансовых ресурсов КП, обеспеченные отношениями: — отношения с покупателями (с разными группами) — отношения со стейкхолдерами — отношения с госорганами контроля (Минобрнауки) — отношения с партнерами и конкурентами

КП, основанные на информационных ресурсах: — качество информации — стоимость информации КП, обеспеченные организационными ресурсами: — качество управления — эффективность управленческих технологий — процессов принятия решений (ППР) — развитость корпоративной культуры — уровень организации и т.п.

Можно использовать и другие классификации КП применительно к вузу.

Однако, на наш взгляд, наиболее корректным подходом к выявлению КП вуза, является их дифференциация по видам функциональных потенциалов (табл.2).

Таблица 2

КП вуза по видам функциональных потенциалов

Функциональные виды потенциалов Конкурентные преимущества

Учебно-методический и инновационный Спектр образовательных услуг Качество учебно-методической работы Качество и обеспеченность учебно-методической литературой учебного процесса Качество преподавания учебных дисциплин Использование информационных технологий Уровень компьютеризации Внедрение инновационных курсов и методов преподавания Возможность выстраивания для студента индивидуальной траектории обучения Наличие международных образовательных программ Востребованность выпускников вуза на рынке труда Возможность дополнительного образования и его качество Комфортность и оснащенность учебных аудиторий

Научно-исследовательский Наличие научных школ Нацеленность на фундаментальные и/или прикладные исследования Объемы научных исследований Число научных публикаций Наличие известных ученых Наличие магистратуры, аспирантуры, докторантуры Наличие запатентованных изобретений Участие в международных исследованиях Ежегодные научные конференции под эгидой вуза Научная работа среди студентов

Человеческий Квалификация профессорско-преподавательского состава Творческий потенциал профессорско-преподавательского состава Квалификация сотрудников Творческий потенциал сотрудников Зарплата профессорско-преподавательского состава Зарплата сотрудников

Финансово-экономический Финансовая устойчивость вуза Наличие дополнительных источников финансирования (спонсорство, доходы от необразовательных услуг и т.п.) Эффективность ценовой политики Бюджетная политика

Функциональные виды потенциалов Конкурентные преимущества

Социальный Отношения на всех уровнях между руководством вуза, профессорско-преподавательским составом, сотрудниками и студентами Отношения вуза с федеральными (местными) органами власти Отношения вуза со стейкхолдерами Развитость социальной МТБ (инфраструктуры)

Управленческий Качество управления на высшем уровне (ректорат) — правильный выбор статуса вуза, наличие конкурентной стратегии развития вуза, эффективность процессов планирования и контроля Качество управления на уровне деканатов и кафедр Качество исполнения на уровне сотрудников Корпоративная культура Гибкость организации и быстрота реакции на изменение спроса

Маркетинговый Наличие и качество маркетинговой стратегии позиционирования вуза Качество стратегии продвижения вуза на рынок Известность и привлекательность бренда вуза для абитуриентов Репутация вуза на рынке труда Репутация вуза в среде стейкхолдеров Качество внутреннего брендинга

КП вуза по аналогии с КП фирмы следует также делить на На базе КП вуз может формировать стратегию развития и краткосрочные и долгосрочные, а также на легко и трудно ко- к°нкурентную стратегию. КП также определяют направления раз-пируемые конкурентами. вития ключевых компетенций, которые, в свою очередь, влияют

на развитие процессов аутсорсинга образовательных услуг.

1 Федеральная Целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утверждена Постановлением правительства РФ от 23 декабря 2005г. №803 — www.ed.gov.ru

2 Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование. — 2006. — №9. — С.31.

3 Солодова Е.А. Проблемы образования и новые модели образовательных процессов // Проекты будущего: междисциплинарный подход: Матер. междунар. форума 16-19 октября 2006, г. — Звенигород, 2006.

4 Малинецкий Г. Г. Вдоль или поперек? // Компьютера. — №14 (586). — 12 апреля 2005; Елисеев Ю.С., Малинецкий ГГ, Медведев А.А., Харин А.А. Инновационный императив // Вестник Национального Комитета «Интеллектуальные ресурсы России». — 2004. — №2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02. 2008 г. №71

6 Липкина Е.Д. Конкуренция на рынке высшего экономического образования // Проблемы современной экономики. — 2002. — №3(19).

7 Азоев ГЛ., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.

8 Никифорова С.В., Мамров А.Н. Конкурентные преимущества предприятия на международном рынке. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ КАЧЕСТВА ВУЗА

В.В. Левшина,

заведующий кафедрой управления качеством и математических методов экономики Сибирского государственного технологического университета (г. Красноярск), доктор технических наук, профессор

Н.А. Воронина,

аспирант кафедры управления качеством и математических методов экономики Сибирского государственного технологического университета (г. Красноярск)

Авторы рассматривают особенности определения целей при формировании системы качества вуза в соответствии с требованиями типовой модели. Представлена классификация целей и рассмотрена взаимосвязь между различными видами целей вуза.

Ключевые слова: цели в области качества, система менеджмента качества, процессный подход.

Согласно рекомендаций ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «стратегическое планирование и политика в области качества обеспечивают организации основу для постановки целей в области качества». В Кратком терминологическом словаре [1] даны два определения — «цели в области качества»: 1)... (Goals of Education) — то, чего добивается или к чему стремится образовательное учреждение в области качества»; 2)... (Quality Objectives) — в соответствии с ИСО 9000:2000 (планируемые) целевые значения индикаторов процесса (включая целевые характеристики качества процесса); такие значения индикаторов, которых необходимо достичь к концу планируемого периода. Стандарт ИСО 9000-

2005 описывает следующее толкование этого термина с примечаниями: «Цели в области качества» — цели, которых добиваются или к которым стремятся в области качества. В методических рекомендациях [2] также отмечается, что высшее руководство образовательного учреждения должно определять цели в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения гарантий качества предоставляемых образовательных услуг и производимой научно-технической продукции. Эти цели должны быть установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях. М.З. Свиткин [3] предлагает следующую классификацию целей в области качества:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.