Научная статья на тему 'Механизмы обеспечения и управления конкурентоспособностью университета в разрезе муниципального образования (на примере ФГБОУ во МГУ им. Н. П. Огарева)'

Механизмы обеспечения и управления конкурентоспособностью университета в разрезе муниципального образования (на примере ФГБОУ во МГУ им. Н. П. Огарева) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВУЗ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МОНИТОРИНГ / ИНСТРУМЕНТЫ / ПОДХОДЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИНЦИПЫ / СТРАТЕГИЯ / СЦЕНАРИЙ / COMPETITIVENESS / UNIVERSITY / METHODS OF COMPETITIVENESS ASSESSMENT / MONITORING / TOOLS / APPROACHES / ECONOMIC POTENTIAL / PRINCIPLES / STRATEGY / SCENARIO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

В условиях обостряющейся конкуренции на рынке образовательных услуг вузы ставят перед собой задачу увеличения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынке образовательных услуг. Эта задача побуждает их активно исследовать проблемы управления конкурентоспособностью, путем изменения параметров конкуренции и формирования соответствующей стратегии поведения на рынке. Конкурентное преимущество вуз получает тогда, когда наделяет свою услугу свойством, которое делает ее более привлекательной для потребителей, чем аналогичная услуга конкурента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR ENSURING AND MANAGING THE COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY UNDER THE MUNICIPAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF FSBEI MSU NAMED AFTER OGAREV)

In the conditions of growing competition in the market of educational services, universities set themselves the task of increasing the efficiency of activities and ensuring competitiveness in the external and internal market of educational services. This task encourages them to actively study the problems of competitiveness management, by changing the parameters of competition and forming an appropriate strategy of behavior in the market. The university gets a competitive advantage when it gives its service a property that makes it more attractive to consumers than a similar service of a competitor.

Текст научной работы на тему «Механизмы обеспечения и управления конкурентоспособностью университета в разрезе муниципального образования (на примере ФГБОУ во МГУ им. Н. П. Огарева)»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ УНИВЕРСИТЕТА В РАЗРЕЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО МГУ ИМ. Н.П. ОГАРЕВА)

Колчина Н. О.

кандидат социологических наук, доцент кафедры дизайна и рекламы института национальной культуры, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Россия), 430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68,

[email protected]

Леоненко Е. А.

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга экономического факультета, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Россия), 430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68, [email protected]

УДК 378:005

ББК 74.484.4

В условиях обостряющейся конкуренции на рынке образовательных услуг вузы ставят перед собой задачу увеличения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынке образовательных услуг. Эта задача побуждает их активно исследовать проблемы управления конкурентоспособностью, путем изменения параметров конкуренции и формирования соответствующей стратегии поведения на рынке. Конкурентное преимущество вуз получает тогда, когда наделяет свою услугу свойством, которое делает ее более привлекательной для потребителей, чем аналогичная услуга конкурента.

Ключевые слова: конкурентоспособность, вуз, методы оценки конкурентоспособности, мониторинг, инструменты, подходы, экономический потенциал, принципы, стратегия, сценарий.

MECHANISMS FOR ENSURING AND MANAGING THE COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY UNDER THE MUNICIPAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF FSBEI MSU NAMED AFTER OGAREV)

Kolchina N. O.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the design and advertising department of the Institute of National Culture, Mordovian State University named after N. P. Ogareva (Russia), 430005, Russia, Saransk, Bolshevistskaya str., 68,

[email protected]

00

o Leonenko E. A.

cm

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Marketing, Faculty of Economics, Mordovian State

Uj University named after N. P. Ogareva (Russia), 430005, Russia, Saransk, Bolshevistskaya str., 68, [email protected]

o

£

In the conditions of growing competition in the market of educational services, universities set themselves the task of

§ increasing the efficiency of activities and ensuring competitiveness in the external and internal market of educational ser-

r vices. This task encourages them to actively study the problems of competitiveness management, by changing the parame-

^ ters of competition and forming an appropriate strategy of behavior in the market. The university gets a competitive advan-

® tage when it gives its service a property that makes it more attractive to consumers than a similar service of a competitor.

3 ^

¡g Key words: competitiveness, university, methods of competitiveness assessment, monitoring, tools, approaches, eco© nomic potential, principles, strategy, scenario.

Колчина Н. О., Леоненко Е.А.

Важность обеспечения и управления конкурентоспособностью университета объясняется происходящими социально-экономическими преобразованиями и вхождением России в единое образовательное пространство. В связи с происходящим демографическим спадом вузы вынуждены прибегать к мерам, которые помогут повысить спрос на их услуги. Вдобавок ко всему в последние годы произошло сокращение бюджетных мест, что, опять же, уменьшило количество абитуриентов. Из данной ситуации вузы видят выход снизить порог Единого Государственного экзамена (ЕГЭ.), что позволит не потерять конкурентную позицию [1].

На данный момент конкурентоспособность выступает ведущим показателем хозяйственно-экономической деятельности вузов, определяющим его настоящее и перспективное состояние на сегментах рынка.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг должна быть достигнута применением системного подхода к управлению вузом как деловым предприятием. Для управления и повышения конкурентоспособности в МГУ им. Н. П. Огарева за последние годы были использованы следующие методы, основанные на базе положений концепции устойчивого развития (рис. 1).

Важным методом управления конкурентоспособностью является повышение статуса организации. МГУ им. Н. П. Огарева стремился к освоению этого метода и в 2010 году получил статус НИУ (Национальный исследовательский университет), что сделало выше уровень его престижности. Тем самым, главный вуз Республики Мордовия прочно закрепил свои позиции в элите высшего образования.

Мордовский государственный университет как Национальный исследовательский университет соз-

дает модель университета нового типа, представляющего комплекс образовательной, научной, инновационной и информационной деятельности, основанный на принципах фундаментальности, креативности и качества для модернизации российского общества и его интеграции в мировое образовательное и научное пространство.

Главным инструментом рассматриваемого нами метода управления конкурентоспособностью (повышение статуса) является разработка и реализация программы повышения конкурентоспособности [2].

Статус НИУ дается на десять лет, в течение которых вуз реализует программу развития национального исследовательского университета по основным направлениям образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности. В ней определены приоритетные для вуза направления и целевые показатели, которых предстоит достичь за десятилетие.

Направления развития всех НИУ соответствуют пяти направлениям модернизации экономики, объявленной Президентом страны Д. А. Медведевым. Приоритетные направления МГУ им. Н. П. Огарева представлены на рис. 2.

Первое направление - энергоэффективность и новые материалы, и, второе, фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения. Второе направление приобретает особую значимость в свете статуса Мордовии как центра финно-угорского мира [3].

ПНР-1 - «Энергосбережение и новые материалы», реализация которого предполагает:

• разработку принципиально новых экологически чистых энергосберегающих источников оптического излучения, материалов и компонентов для нового поколения устройств радиотехники, оптоэлектроники,

Основные методы и инструменты управления конкурентоспособностью МГУ им. Н. П. Огарева

3

Получение статуса НИУ (2009 г.)

Создание отдела менеджмента качества

образовательной деятельности (2004 г.)

Создание инновационно-технологического комплекса (2013 г)

Разработка программы повышения конкурентоспособности (2013 г.)

Создание дирекции программы развития вуза (2009 г.)

Разработка программы развития вуза (2010 г.)

Формирование эндаумент-фонда (2014 г.)

Создание центра трансфера технологий (2005 г.)

Рис. 1. Основные методы и инструменты управления конкурентоспособностью МГУ им. Н. П. Огарева на основе концепции устойчивого развития

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

Направления развития НИУ МГУ им. Н.П.Огарева

> Г

г \ Энергоэффективность и новые материалы Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения

Рис. 2. Направления развития НИУ МГУ им. Н П. Огарева

силовой электроники на базе широкозонных полупроводников;

• разработку и синтез новых материалов для волоконной оптики и лазерной техники;

• создание микрокристаллических порошков и новых материалов с уникальными оптическими, прочностными и теплопроводящими свойствами;

• разработку перспективных биотехнологий с использованием наноразмерных частиц;

• разработку импульсных систем тепловодоснаб-жения;

• создание новых строительных материалов и энергосберегающих технологий их производства.

ПНР-2 - «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения». Реализация данного направления развития университета включает исследование истории формирования и развития финно-угорских народов, их мировоззренческих, языковых, литературоведческих, фольклорных особенностей, социального, экономического, конфессионального и правового многообразия, финно-угорского

народного художественного творчества, проблем здоровья финно-угорских народов [4].

Также в качестве метода обеспечения конкурентоспособности вуза была создана дирекция программы развития МГУ им. Н. П. Огарева, представляющая собой самостоятельное подразделение, входящее в состав университета (рис. 3).

Директор программы отчитывается о ходе выполнения программы перед ректором, координационным советом программы и ученым советом университета. Если реализация программы развития университета будет признана неэффективной, университет может лишиться статуса НИУ

Основные сектора дирекции выполняют функции прогнозирования и планирования, учета и анализа, информационного сопровождения и мониторинга, материально-технического обеспечения. Функция координирования дирекции возложена на секретаря.

Для успешного конкурирования на рынке образовательных услуг, вузы рассчитывают не только на государственное финансирование, но и активно привлекают внебюджетные источники, одними из которых являются фонды целевых капиталов или эндаумент-фонды, выступаюшие как метод повышения конкурентоспособности [5].

В Мордовском госуниверситете такой фонд создан. На сегодняшний день на счет фонда перечислено более пяти миллионов рублей, то есть идет активный процесс формирования первоначального капитала. По законодательной норме, когда объем средств достигнет трех миллионов рублей, они будут отправлены в управление специализированной компании, чтобы принести доход. Сам капитал останется неприкосновенным, вуз сможет использовать только средства, полученные от управления целевым капиталом [6].

Ректор

3

Директор программы ^ - Секретарь-координатор дирекции программы

г л Заместитель директора по приоритетному направлению развития «Энергосбережение и новые материалы» (координатор по ПНР-1) г л Сектор прогнозирования и оперативно-тактического планирования г л Сектор финансового учета и комплексного анализа

Заместитель директора по приоритетному направлению развития «Фундаментальные и прикладные исследования в области финноугроведения» (координатор по ПНР-2)

Сектор информационного

сопровождения и мониторинга программы

Сектор материально-технического обеспечения мероприятий программы

Рис. 3. Организационная структура дирекции программы развития МГУ им. Н П. Огарева

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

Научно

технический совет

)

^екто^-

Ученый совет

Проректор по научной работе

> г > г

Отдел менеджмента качества < > Деканы факультетов и институтов

Проректор

по экономике

3

V

Исполнительная дирекция программы развития НИ МГУ им. Н. П. Огарева

Научно-исследовательский » сектор

Управление научных исследований

Научно-исследовательские институты вуза

Научные коллективы и отдельные сотрудники институтов и факультетов

<—>

г л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебно-научно-инновационные комплексы Научно-

образовательные центры Центры коллективного пользования Научно-

исследовательские лаборатории Внедренческие бюро

Инновационно-технологиче ский комплекс

Г^Вуз^^ ^ Организации РАН^

АУ- «Технопарк Мордовия»

Органы государственного

I

управления

Повышение конкурентоспособности

Инновационные компании

Промышленные предприятия

Финансовые структуры

Международные партнеры

Бизнес-инкубатор

Центр трансфера технологий

-Т" Экономический сектор

-Г Экономический сектор ^

Конструкторско-технологическая служба

к:

А Л

Отдел управления

интеллектуальной

собственностью

Отдел главного метролога

Офисы коммерциализации и студенческие научно-инновационные центры факультетов и институтов

Рис. 4. Система управления конкурентоспособностью Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева

В долгосрочной перспективе данный фонд позволит обеспечить финансирование наиболее значимых направлений деятельности МГУ им. Н. П. Огарева, конкретно каких будет решать попечительский совет, в который войдут представители ведущих предприятий республики Мордовия, активно ведущие сотрудничество с университетом. Одна из основных целей создания таких фондов - стимулировать научно-производственную активность вуза, его связь с реальным сектором экономики.

Другими словами, доход, полученный от управления целевым капиталом, даст возможность направлять средства для целевой поддержки талантливых исследователей и студентов, реализации перспективных проектов, уникальных образовательных программ,

и научных исследований, а также укрепления материально-технической базы.

Таким образом, систему управления конкурентоспособностью МГУ им. Н. П. Огарева можно представить следующим образом (рис. 4).

Как видно из рисунка, основные субъекты управления конкурентоспособностью МГУ им. Н. П. Огарева это: проректор по науке, отдел менеджмента качества, Дирекция по развитию вуза, деканы факультетов и институтов, являющиеся связующим звеном с высшими органами управления и сосредотачивают в себе функцию контроля и непосредственного взаимодействия с нижними уровнями структуры.

Для оценки эффективности работы существующей системы управления конкурентоспособностью МГУ

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

Модернизация^бразовательнойдеятельност^^

Развитие основной образовательной деятельности

Развитие системы дополнительного образования

Развитие системы довузовской подготовки

Повышение качества подготовки и конкурентоспособности выпускников университета

Развитие центра по работе с инновационными образовательными учреждениями

Рис. 5. Направления первой главы программы развития МГУ им. Н. П. Огарева

им. Н. П. Огарева необходимо провести анализ взаимодействия основных элементов системы с внутренними и внешними подразделениями вуза.

Первым этапом данного анализа будет являться анализ существующих информационных потоков в МГУ им. Н. П. Огарева, которые формируют основу качества принятых управленческих решений и, тем самым, определяют конкурентоспособность вуза.

Эффективность коммуникационных потоков Дирекции программы по развитию вуза МГУ им. Н. П. Огарева с внешними и внутренними структурами равна 0,69 (прямая связь = 0,72, обратная связь = 0,66.). Наиболее проблемными участками являются: взаимодействие с инновационно-технологическим комплексом и с международными партнерами.

Итак, качество информационного обмена между элементами системы управления конкурентоспособностью МГУ им. Н. П. Огарева находится на недостаточном уровне и требует серьезной доработки. Данная ситуация является как причиной, так и следствием слабой информационно-коммуникационной системы вуза, разницы в понимании важности информации и ее интерпретации, недостаточной оптимальности уровня ее упорядоченности, который определяет возможность самосохранения и устойчивого развития МГУ им. Н. П. Огарева.

Достижение целей и решение задач повышения конкурентоспособности МГУ им. Н. П. Огарева в области образовательной деятельности осуществляется на основе выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий Программы развития, стратегия и тактика которых определяется Дирекцией развития университета.

Основной целью Программы развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» на 2010-2019 годы (далее Программа) является преобразование университета в один из центров интеллектуального и социокультурного развития

России, создания и трансфера новых знаний в высокоэффективные технологии и разработки, наукоемкую продукцию, обеспечивающую энергоэффективность и энергосбережение, а также способствующего этнокультурному развитию финно-угорских народов и формированию межнационального сообщества [3].

Первая глава программы МГУ им. Н. П. Огарева посвящена модернизации образовательной деятельности (рис. 5).

Университет реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по различным направлениям подготовки; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников.

Проектирование структуры и содержания новых программ происходит посредством мониторинга рынков образовательных услуг, портфельного анализа, бенчмаркинга образовательных программ.

Осуществляется формирование программ интенсивной языковой подготовки НПР и студентов, кооперация вуза с зарубежными партнерами по разработке и внедрению программ двойных дипломов, проведение совместных научных исследований.

Ежегодные планируемые показатели выполняются, и наблюдается перевыполнение плана. Так, в 2014 году общее количество основных образовательных программ превысило план на 12 %, а именно на 14 программ; в 2015 году этот показатель превысил планируемый на 40 % или 77 программ; в 2016 году количество основных образовательных программ равнялось показателю предыдущего года; в 2017 году показатель по плану составлял 117 программ, фактическое же значение достигло 174 программы, то есть превысило на 32 %.

Как следует из данных, направления работ образовательной деятельности, по которым производится наибольшее финансирование это: развитие матери-

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

ально-технической базы кафедр, учебно-научных лабораторий, аудиторий по ПНР, международное сотрудничество и развитие экспорта образовательных услуг по ПНР, внедрение новых технологий обучения, в том числе путем создания цифровой образовательной среды по ПНР.

Наименьшее финансирование у таких направлений как расширение спектра образовательных услуг, разработка, внедрение новых образовательных программ и модернизация существующих по ПНР, совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса с целью внедрения новых форм получения профессионального образования по ПНР.

Следующее направление образовательной деятельности МГУ им. Н. П. Огарева, отраженное в программе развития - повышение качества подготовки и конкурентоспособности выпускников университета с учетом изменяющихся требований к высшей школе и тенденций развития рынков труда и образовательных услуг региона и страны [6].

Приоритетные направления политики университета в области качества показаны на рис. 6.

Повысить конкурентоспособность университета на рынках труда и образовательных услуг представляется преимущественной целью для МГУ им. Н. П. Огарёва в данной области, осуществляемой в рамках разработанной Политики в области качества научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Совершенствование системы менеджмента качества университета происходит посредством ежегодного обучения и повышения квалификации различных категорий персонала в области управления качеством образования, участия в конкурсах на соискание Премии

Правительства РФ в области качества; формирование современной внутривузовской информационно-аналитической системы управления качеством образования.

Такое направление как развитие системы дополнительного образования повышает свою роль благодаря Институту дополнительного образования, а также созданным на базе факультетов и институтов центрам и школам по повышению квалификации и переподготовке кадров. Университет является ведущим центром профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов реального сектора экономики региона.

Количество работников НИУ, направленных на стажировки в мировые центры ежегодно растет, и их количество всегда превышает плановый показатель. В 2014 году показатель равнялся 142 чел., в 2015 году увеличился на 42 % и составил 202 человека, в 2016 году значение рассматриваемого показателя выросло на 34 человека или на 17 %. В 2017 году количество научно-педагогических работников НИУ, стажирующихся в ведущих мировых и университетских центрах, составило 247 чел, что превысило показатель 2014 года на 74 %. Количество слушателей направляемых на повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку в системе дополнительного образования растет, ежегодно, в среднем, на 10 %. За рассматриваемый промежуток времени показатель возрос на 40 %.

Количество молодых ученых, прошедших в НИУ повышение квалификации, профессиональную переподготовку имеет небольшое значение и растет низкими темпами. Самое большое значение присуще студентам, обучающимся по сокращенным программам

Направления политики университета в области качества ^

I I

Повышение качества учебно-методического, материально-технического, информационного и кадрового обеспечения образовательного процесса Г Л Развитие академической среды, направленной на творческую самореализацию личности, обладающей ответственностью, гражданским самосознанием и потребностью к непрерывному образованию на протяжении всей жизни Г Л Развитие системы менеджмента качества на основе признанных моделей обеспечения качества образования, требований и рекомендаций стандартов ^ ИСО серии 9000 и Е^А

1 1 > Г * 1

Г Л Совершенствование структуры и содержания образовательных программ г л Активное применение инновационных методов обучения и технологий оценки качества знаний обучающихся Г Л Взаимовыгодное сотрудничество с российскими и зарубежными научно-образовательными учреждениями

Рис. 6. Приоритетные направления политики качества МГУ им. Н. П. Огарева

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

Задачи достижения повышения качества общего и профессионального образования

Г Л развитие академической интеграции образовательных учреждений разных уровней и типов, совместная разработка образовательных программ и технологий и их научно-педагогическое и учебно-методическое обеспечение <— —> Г \ развитие республиканской системы работы с одаренной учащейся молодежью посредством в организации и проведении городских и республиканских предметных олимпиад школьников, ежегодных конкурсов исследовательских и проектных работ учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии»

разработка и реализация независимой системы мониторинга оценки качества образования <— <—

развитие и поддержка сайта для дистанционной работы с педагогами и учащимися obras-ruo.ucoz.ru

создание в университете физико-технической школы

подготовка и издание сборника материалов для профориентационной работы в общеобразовательных школах «Современные профессии» исследовательских и проектных работ учащихся

С \ организация издания электронного журнала «Практика образования» и электронного сборника исследовательских и проектных работ учащихся <—

Рис. 7. Задачи достижения повышения качества общего и профессионального образования

высшего профессионального образования в ИДО, а, именно, 3850 чел. в 2016 году. Значение этого показателя, единственное, подвергается снижению с 20142017 гг. В среднем, падение произошло на 20 %.

Что касается такого направления, как развитие центра по работе с инновационными образовательными учреждениями, то здесь следует сказать о том, что его целью является повышение качества образования на основе академической интеграции образовательных учреждений. Для реализации этой цели решаются следующие задачи (рис. 7).

Вторая глава программы развития МГУ им. Н. П. Огарева - развитие научной и инновационной деятельности (рис. 8).

Для исследования развития интеллектуального потенциала и научно-исследовательской деятельности университета рассмотрим профессорско-преподавательский состав. Численность научно-производственного персонала с 2014 года уменьшается, и плановые показатели не каждый год достигаются. Так, в 2016 году фактический показатель составил 1769 человек, в то время как планировалось 1774 человека. Такая же ситуация наблюдалась и в 2015 году, фактический показатель не достиг планового на 3 % или 59 человек [7].

Доля НПР и инженерно-технического персонала с 2013 года увеличивается. Так, в 2013 году она составляла 48,6 %, а к 2016 году достигла 65,94 %. Что касается плановых показателей, то наблюдается ежегодное

перевыполнение плана. В 2013 году процент перевыполнения составлял 3,37 %, в 2015 и 2016 году данный процент не превышал 1 %. Другими словами, наблюдается снижение темпа роста количества персонала, являющееся положительным явлением, так акцент все больше уделяется качественной стороне [3].

Следующий показатель: доля НПР, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук. Здесь до 2015 года отмечается рост, в 2016 году происходит снижение с 80,7 % до 79,2 %. Плановые показатели ежегодно выполняются. Так, в 2013 году план составил 76,8 %, фактический показатель превысил его на 2,6 %. В 2016 году плановый показатель равнялся 77,4 %, достигнутый показатель превысил его на 1,8 %.

Г Л

Направления развития научной

и инновационной деятельности

Развитие интеллектуального потенциала и научно-исследовательской деятельности

Инновационное

развитие и формирование инновационной инфраструктуры

Рис. 8. Направления второй главы программы развития МГУ им. Н. П. Огарева

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

Эффективность работы аспирантуры и докторантуры ежегодно растет. В 2014 году ее значение составило 41,237 %, в 2015 году - 41,4 %, в 2016 году -43,2 %. То есть наблюдается рост, в среднем, на 0,98 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что потенциал профессорско-преподавательского состава МГУ им. Н. П. Огарёва каждый год качественно совершенствуется.

В области научно-исследовательской деятельности главной задачей является рост объемов фундаментальных, поисковых и прикладных исследований.

Размер доходов от НИОКР имеет положительную динамику. В 2013 году плановый показатель составлял 87,5 млн руб., тогда как фактический достиг 154,1 млн руб. В следующем году различие планового и фактического показателя равнялось 61 млн руб. Рост, по сравнению с предшествующим годом, составил 18 %. В 2015 году объем доходов равнялся 181,2 млн руб., что меньше значения 2014 года на 13,64 млн руб. Что касается доли опытно-конструкторских работ по ПНР НИУ в общем объеме НИОКР, то здесь за исследуемый период произошел рост с 33,87 % до 61,5 %, то есть практически наполовину. Если сравнивать планируемые и фактические показатели за период, то наблюдается следующее: превышение плана, в среднем, в четыре раза [8].

Объем НИОКР по ПНР НИУ в рамках международных научных программ в расчете на 1 НПР со значения 1,81 в 2013 году резко вырос до 26,44 млн руб. в 2017 году. Отметим недовыполнение плана в 2013 году на 48 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За четыре года планировалось увеличение данного показателя на 12 млн, фактически же получилось на 25 млн руб.

На рис. 9 отразим динамику выполнения объемов НИОКР за время реализации программы НИУ

Объем НИОКР за время реализации программы НИУ увеличился в 3,9 раза, в количественном выражении это 249,5 млн руб. В 2014 году произошел рост на

16 %, в 2015 году - на 8,87 %, в 2016 году - на 22,9 % и в 2017 году - на 34,74 %.

Следует отметить, что незначительное значение имеет показатель количества сотрудников, имеющих более 100 цитируемых работ в течение последних 5 лет, а, именно, с 2014 по 2017 год динамика изменилась с 2 до 8 человек, что говорит о необходимости повышения уровня квалификации персонала.

Следующее направление программы развития МГУ им. Н. П. Огарева - инновационное развитие и формирование инновационной инфраструктуры университета.

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», развивая инфраструктуру инновационной деятельности, активно включает в хозяйственный оборот объекты интеллектуальной собственности.

Вуз является обладателем 127 патентов в области машиностроения, электротехники, энергетики, сельского хозяйства, биотехнологии, медицины и др.; ежегодно в Федеральный институт собственности

Таблица 2. Показатели сферы охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности в МГУ им. Н. П. Огарева

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

план факт план факт план факт план факт

Кол-во авторов объектов интеллектуальной собственности, чел. 144 156 156 165 184 191 191 210

Кол-во поданных заявок на патенты, ед. 50 53 65 67 79 83 82 88

Количество полученных патентов, ед. 46 46 45 46 46 47 48 49

Число поддерживаемых в силе патентов, ед. 143 143 145 146 147 148 151 153

Количество проданных (зарегистрированных) лицензий, ед. 3 3 6 6 9 9 12 12

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

направляется 40 заявок на объекты промышленной собственности.

Динамика показателей развития патентно-лицензионной деятельности МГУ им. Н. П. Огарева представлены в таблице 2.

Таким образом, ни для одного показателя не характерна отрицательная динамика.

Количество авторов объектов интеллектуальной собственности увеличивается малыми темпами, за четыре года рост произошел на 30 %. Количество поданных заявок на патенты также за рассматриваемый промежуток выросло на 30 %. Отметим, что соотношение количества полученных патентов и количество заявок ежегодно растет. Это говорит об увеличении требований к объектам интеллектуальной собственности.

Количество поддерживаемых в силе патентов МГУ им. Н. П. Огарева имеет положительную тенденцию, отметим рост за четыре года на 7 %. Что касается количества проданных лицензий, то их число выросло с 2014 г. по 2017 г. выросло в 4 раза.

Для решения такой задачи как повышение интеграции вузовской науки с реальным сектором экономики, а также выпуска высокотехнологической продукции, организовывается сеть малых предприятий с участием университета в рамках реализации Федерального закона № 217-ФЗ.

Планируемый показатель количества малых инновационных предприятий в Мордовском вузе ежегодно выполняется. Максимальное превышение зафиксировано в 2014 году, а именно, на шесть предприятий. В целом, необходимо сказать, что инновационная деятельность в МГУ им. Н. П. Огарева находится на

начальной стадии развития, чем объясняется небольшое количество МиПов.

Третья глава программы развития МГУ им. Н. П. Огарева отражает направления и приоритеты развития гуманитарной деятельности. Университет стремится к созданию всевозможных оптимальных социокультурных и образовательных условий для развития личностей компетентных специалистов.

Четвертая глава программы развития - модернизация материально-технической базы университета. Сейчас развитие материально-технической базы МГУ им. Н. П. Огарева идет в трех направлениях: капитальное строительство, реконструкция, капитальный ремонт. Основные объекты: учебный корпус № 1, ФОК с пла-

Рис. 11. Уровень выполнения плана по главам программы развития МГУ им. Н. П. Огарева

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

Разработка образовательных программ по направлениям бакалавриата и магистратуры для высокотехнологичных секторов экономики г ч Разработка образовательных программ по направлениям магистратуры в области финноугроведения для образовательных и культурных центров России и зарубежных стран

к У к

Г Л Внедрение в вузе новых образовательных программ совместно с ведущими иностранными и российскими университетами и научными организациями <— г Ч_ Задачи > н Г Л Разработка и реализации программ бакалавриата и магистратуры на английском языке, в том числе программ двойных дипломов

> г > 1

Развитие портала образовательных ресурсов университета с поддержкой мобильных платформ \ и Привлечение зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей к работе в университете

Рис. 12. Задачи внедрения новых образовательных программ в МГУ им. Н. П. Огарева

вательным бассейном, учебные корпуса № 18 и № 20, корпус № 22, ремонт фасадов [7] .

С каждым годом расширяется международная деятельность вуза и растет количество иностранных студентов (рис. 10).

МГУ им. Н. П. Огарева стремиться следовать международным требованиям в сфере образования и науки и всесторонне поддерживает интеграцию в международное академическое сотрудничество и образовательное пространство. Координацию международной деятельности в университете осуществляет управление международных связей (УМС).

Восьмая глава - Формирование современной системы управления университетом.

В вузе уже третий год реализуется Программа развития университета, в рамках которой также значительные средства расходуются на развитие инновационного потенциала НИ МГУ им. Н. П. Огарева.

Реализация Программы развития НИ МГУ им. Н. П. Огарева за последние три года позволила произвести существенный прорыв в развитии инновационной активности университета. На приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования было потрачено более 1 млрд руб. В 10 раз возросли расходы на повышение квалификации и переподготовку кадров. В 7 раз возросли расходы на совершенствование системы управления качеством образования и научных исследований.

Итак, в результате проведенного нами анализа плановых и фактических показателей программы развития МГУ им. Н. П. Огарёва представим графически результаты достижения плановых целевых показателей (рис. 11).

Модернизация образовательной деятельности перевыполняет необходимый план, в среднем, на 20 %. Вто-

рая глава, развитие научной и инновационной деятельности, несколько ниже по выполнению плана, в связи с тем, то показатели не по всем направлениям имеют перевыполнение. Остальные главы программы развития МГУ имени Н. П. Огарева только находятся на пути к полному достижению цели, ежегодно усиливая свою работу.

Бюджет Программы развития университета за весь период ее реализации составляет 2816,2 млн руб., в том числе 1500 млн руб. за счет средств федерального бюджета и 1316,2 млн руб. за счет средств софинансирова-ния программных мероприятий.

Далее необходимо рассмотреть следующий важнейший инструмент, направленный на повышение конкурентоспособности университета и мероприятия, запланированные в рамках него - программу повышения конкурентоспособности МГУ им. Н. П. Огарева до 2020 года.

Сравним показатели данной программы с показателями конкурентов, которые сопоставимы по местоположению, масштабам деятельности и уровню образования. Первый конкурент занимает более сильные позиции, чем МГУ им. Н. П. Огарева - Казанский Государственный университет (КФУ). Позиции, сопоставимые с позициями МГУ им. Н. П. Огарева занимают Самарский Государственный университет имени академика С. П. Королева (СамГУ) и Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (СГУ) [21].

Первое мероприятие: внедрение в вузе новых образовательных программ вместе с ведущими иностранными и российскими университетами и научными организациями, предполагает достижение пяти задач (рис. 12).

В таблице 3 представлены целевые значения показателей, касающиеся образовательных программ МГУ им. Н. П. Огарева.

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

Таблица 3. Целевые показатели разработки образовательных программ МГУ им. Н. П. Огарева, ед.

Показатель Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Количество программ по направлениям бакалавриата и магистратуры для высокотехнологичных секторов экономики 1 3 5 7 9 11 13 15

Количество программ по направлениям магистратуры в области финно-угроведения для образовательных и культурных центров России и зарубежных стран 1 2 3 4

Количество реализуемых программ бакалавриата и магистратуры на английском языке, в том числе программ двойных дипломов 3/0 6/0 9/2 12/3 15/4 18/5 21/5

До 2020 года планируется модернизация и разработка новых образовательных программ.

Мордовский университет планирует разработку программ бакалавриата и магистратуры как на русском, так и на английском языке. Рост количества программ для высокотехнологичных секторов экономики предполагается равными темпами, на 2 программы в год.

Следующая задача - привлечение зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей к работе в университете (рис.13).

Ее достижение осуществляется посредством разработки программ привлечения зарубежных ученых; конкурсного отбора; мониторинга результативности работы. До 2020 года планируется увеличение доли зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей до 7,5 %. Рост данного показателя соответствует росту количества зарубежных программ Мордовского университета [3].

Развитие портала образовательных ресурсов с поддержкой мобильных платформ в МГУ им. Н. П. Огарева достигается с помощью разработки электронных ресурсов по новым образовательным программам, обеспечения миграции электронных ресурсов на мобильные платформы (рис. 14).

Исходя из имеющихся данных, можно сказать, что за рассматриваемый промежуток времени планируется значительный рост количества информационных ресурсов.

Что касается сравнения показателей Мордовского вуза с показателями конкурентов, то следует сказать, что полностью идентичные показатели имеет КФУ В СамГУ задача внедрения новых образовательных программ решается с помощью одного показателя - непосредственно, количество новых образовательных программ.

Далее представим в таблице ситуацию с рассматриваемыми показателями у конкурентов МГУ им.

24

19

18

15

11

8

5

0,3

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рис. 13. Целевые показатели привлечения зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей к работе в МГУ им. Н. П. Огарева, %

470

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рис. 14. Целевые показатели разработки портала образовательных ресурсов МГУ им. Н. П. Огарёва, ед.

::::::::::::::::::: УПРАВЛЕНИЕ :::::::::::::::::

::::::::::::::::::: В ОБРАЗОВАНИИ :::::::::::::::::

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

Таблица 4. Сравнение показателей реализации мер по поддержке студентов, аспирантов, стажеров, молодых научно-педагогических работников МГУ им. Н. П. Огарева с показателями конкурентов

Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

МордГУ Кол-во стипендиатов, грантообладателей, чел. - 30 30 30 35 35 35 35

Доля расходов на содержание объектов университетской инфраструктуры в расчете на 1000 студентов, % 16,5 18 18,5 18,5 18,5 19 19 19

Эффективность работы аспирантуры и доктатуры, % 35 36 37 38 39 42 44 45

СамГУ Эффективность работы аспирантуры и доктатуры, % 43 44 45 47 49 52 55 59

КФУ Процент обучающихся, получивших поддержку 10 10 15 20 25 30 40 50

Общая площадь помещений, выделенных для проживания талантливым студентам, аспирантам, стажерам и молодым НПР, м 2000 4000 6000 8000 10 000 12 000 14 000 16 000

Н. П. Огарева, включив и его в таблицу для большей наглядности (табл. 4).

Отметим ситуацию по исследуемому мероприятию у конкурента КФУ. Здесь его решаются с помощью других подходов. Показателю «количество стипендиатов, грантообладателей» идентичен показатель «процент обучающихся, получивших поддержку». Его целевые значения в 2013 г. равны 10 чел, в 2020 г. -50 чел. Показателю «Доля расходов на содержание объектов университетской инфраструктуры в расчете на 1000 студентов, тыс. руб./чел.» идентичен показатель «общая площадь помещений, выделенных для проживания талантливым студентам, аспирантам, стажерам и молодым НПР». Здесь в 2013 г. показатель равен 2000 кв.м., в 2020 г. - 16000 м2.

Что касается Самарского государственного университета, то здесь задача реализации мер по поддержке студентов, аспирантов, стажеров, молодых научно-педагогических работников решается с помощью одного показателя - эффективность работы аспирантуры и докторантуры. Его значение ненамного превосходит величину показателя МГУ им. Н. П. Огарева. Так, в 2016 г. эффективность работы аспирантуры и докторантуры равна 38 %, а Самарского университета - 47 %; в 2020 г. Мордовского университета - 45 %, Самарского университета -59 %. Общая величина роста эффективности за рассматриваемый период у первого вуза - 10 %, у второго - 16 %.

Доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вуза, с каждым годом планируемо растет. Если наблюдать за сегодняшней ситуацией, то можно сделать вывод, что целевые ожидания МГУ им. Н. П. Огарева сопоставимы с реальностью.

В таблице 5 (стр. 182) представлены подобные показатели других вузов. КФУ имеет полностью идентичное мероприятие в программе. Здесь количество адаптированных образовательных программ в 2013 г. равно 20 шт., в 2020 г. - 120 шт., что значительно выше показателя МГУ им. Н. П. Огарева.

Количество иностранных участников университетской сети в 2013 году равно 2000 чел, в 2020 г. -15000 чел. В начале периода рост составляет по 2 тыс. чел. в год, во второй половине периода - 1 тыс. чел. Если сопоставить данный показатель с долей иностранных студентов в МГУ имени Н. П. Огарева, то можно сделать вывод, что он значительно ниже.

В программе СамГУ отсутствует показатель по количеству аккредитованных и уникальных программ. Здесь мероприятие по привлечению студентов из ведущих иностранных университетов предполагается решить только с помощью показателя доли иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вуза, которая незначительно превышает подобный показатель МГУ им. Н. П. Огарева. В 2020 году разница по этому показателю между Мордовским и Самарским вузом достигнет всего 2 %.

г:::::::::::::::::: УПРАВЛЕНИЕ !::::!::!

::::::::::::::::::: В ОБРАЗОВАНИИ :::::::::

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

Таблица 5. Сравнение показателей осуществления мер по привлечению студентов из ведущих иностранных университетов для обучения МГУ им. Н. П. Огарева с показателями конкурентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Количество аккредитованных программ 4 5 6 8 9 12 14 15

МГУ Количество уникальных программ 2 2 3 3 4 4 5 6

Доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вуза 1,5 2 2,5 3 4,5 5 6 7

СамГУ Доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вуза, % 3,9 4,5 5,4 6,3 7,2 8 8,6 9

КФУ Количество адаптированных образовательных программ 20 40 60 70 80 90 100 120

Количество иностранных участников университетской сети 2000 5500 7000 9000 12000 13000 14000 15000

Существующая информационная система управления МГУ им. Н. П. Огарева в полной мере не удовлетворяет предъявляемым к таким системам требованиям. Данные системы не позволяют учесть специфику организации учебного процесса в вузе, не обеспечивают полной интеграции с системами, функционирующими на общефедеральном уровне (например, с системой аттестации учебных планов, программ поддержки баз данных пенсионного фонда, формирования отчетности 3-НК и другими). В связи с этим вуз вынужден самостоятельно разрабатывать систему управления.

Рассматриваемое нами мероприятие программы повышения конкурентоспособности присутствует в программе КФУ (табл. 6.).

В КФУ мероприятие реализации мер по модернизации системы управления решается с помощью других показателей, а, именно, доли автоматизированных бизнес-процессов, обеспечивающих эффективность процедур принятия решений и их исполнения, которая вырастет с 20 % в 2013 г. до 90 % в 2020 г. И второго показателя - размера целевого капитала (для управления финансовыми ресурсами), размер которого в 2013 г. составляет 20 млн руб., в 2020 году -3000 млн руб.

В таблице 7 отражены плановые показатели развития бренда МГУ им. Н. П. Огарева.

QS (QuacquareШ Symonds) - один из лидеров рейтингов системы высшего образования, в котором

Таблица 6. Сравнение показателей осуществления мер по повышению эффективности системы управления МГУ им. Н. П. Огарева с показателями конкурентов

Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

МГУ им. Н. П. Огарева Доля административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала в общей численности сотрудников вуза, % 60 60 55 50 45 40 35 30

Доля автоматизированных рабочих мест, подключенных к интегрированной системе, % 33 48 63 78 83 93 93 93

КФУ Доля автоматизированных бизнес-процессов, обеспечивающих эффективность процедур принятия решений и их исполнения 20 30 40 50 60 70 80 90

Размер целевого капитала 20 200 600 1000 1500 2000 2500 3000

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

Таблица 7. Целевые показатели осуществления мер по развитию бренда МГУ им. Н. П. Огарева, место в QS

Показатель Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Продвижение бренда в международном научно-образовательном пространстве и бизнес-сообществе. Повышение рейтинговой позиции в QS, место в QS - - - 601+ 601+ 551-600 551-600 551-600

Повышение узнаваемости университета в мировом сообществе. Среднее количество внешних посетителей сайта университета в день, число внешних 45 000 60 000 75 000 95 000 115 000 125 000 160 000 190 000

ежегодно принимают участие несколько тысяч университетов, представляющих более 70 стран мира. В рейтинговый лист лучших университетов мира QS попадают только университеты, работающие по Болон-ской системе и предлагающие обучение на всех уровнях образования: бакалавриат, магистратура и докторантура (аспирантура).

МГУ им. Н. П. Огарева в 2016 и 2017 году находится в группе 601+. В следующие годы вуз должен подняться в группу 551-600.

Одна из основных составляющих репутации -узнаваемость. Для МГУ им. Н. П. Огарева повышение своей узнаваемости - это очень важно, так как утерян бренд российского образования, во-вторых, не существует бренда Мордовии как популярного места получения образования.

Преимущества веб-сайта как инструмента обеспечения вузовской деятельности - относительная дешевизна, информационная мобильность, общедоступность, а также - мультимедийность.

Тенденция увеличения числа посетителей сайта МГУ им. Н. П. Огарева сохраняется уже на протяжении многих лет. Таким образом, прогнозируемые показатели являются в перспективе выполнимыми. Отметим такой факт, что конкурент Мордовского вуза - Казанский Приволжский федеральный университет планирует в 2016-2020 гг. войти в ТОП-100 рейтинга QS.

Далее представим показатели МГУ им. Н. П. Огарева в сравнении с показателями конкурентов. У КФУ в программе развития отсутствуют подобные показатели. В программе СамГУ рассматриваемое мероприятия решается с только помощью повышения позиции в рейтинге QS (рис. 15.).

Таким образом, мы видим, что у СамГУ запланированные цели выше, чем у МГУ им. Н. П. Огарева. Так, вуз планировал попасть в рейтинг QS еще в 2013 году и осуществил свои цели. Мордовский университет планирует попасть в данный рейтинг только с 2018 по 2020 гг. планирует находиться в группе 551-600, тогда

как Самарский университет в 2020 году планирует оказаться на 300 месте.

Про конкурента Мордовского университета -Казанский федеральный университет скажем, что он планирует в 2016-2020 гг. войти в Т0П-150 рейтинга QS по показателю «Публикации сотрудников».

В таблице 8 (стр. 184) представим целевые показатели осуществления данных задач.

Научные журналы, входящие в систему цитирования Web of Science, Scopus относятся к перечню ВАК. Количество публикаций в ISI Web of Science и Scopus на одного научно-педагогического работника, по определению Минобрнауки России, является одним из показателей оценки эффективности деятельности высших учебных заведений. Очевидно, что вуз активно поддерживает научно-педагогических работников в намерении публиковаться в журналах из междуна-

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

родных баз цитирования и данный показатель является достижимым.

Организационное сопровождение программы конкурентоспособности вуза предполагает решение пяти задач, показатели по которым отражены в таблице 9.

Положение вуза, как следует из таблицы, после 2018 года улучшится, вуз перейдет в группу выше рангом 551-600, то есть повысит свои позиции.

The Times Higher Education World University Rankings - одно из самых точных и объективных

Таблица 8. Целевые показатели осуществления мер по повышению публикационной активности и цитируемости научно-педагогических работников МГУ им. Н. П. Огарева

Показатель Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Повышение публикационной активности НПР вуза, ед. Количество статей в Web of Science и Scopus с исключением дублирования на 1 НПР 0,082 0,089 0,098 0,108 0,118 0,131 0,144 0,159

Повышение уровня цитируемости научно-педагогических работников вуза. Средний показатель цитируемости на 1 НПР, рассчитываемый по совокупности статей, учтенных в базах данных Web of Science и Scopus, с исключением их дублирования, индекс цитируемости 0,1 0,143 0,189 0,237 0,288 0,341 0,398 0,462

Показатели Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

1 Разработка ««дорожной карты» реализации программы мероприятий по повышению конкурентоспособности Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева среди ведущих мировых научно-образовательных центров

Выполнение мероприятий Программы повышения конкурентоспособности вуза, % 100 100 100 100 100 100 100 100

2 Составление и представление в течение 60 дней с момента объявления результатов конкурса в Министерство образования и науки РФ для согласования Плана мероприятий и проектов нормативных актов и внутренних регламентных документов.

Своевременность выполнения задачи, % 100 100 100 100 100 100 100 100

3 Представление бухгалтерской отчетности в соответствии с отчетности с 2015 года и заверение ее аудитором с 2018 года. международными стандартами финансовой

Своевременность и полнота выполнения задачи, % 100 100 100 100 100 100 100 100

4 Ежегодное представление данных и получение позиций в международных рейтингах QS World University Rankings* и The Times Higher Education World University Rankings.

Позиция в международном рейтинге QS World University Rankings 601+ 601+ 551600 551600 551600

Позиция в международном рейтинге The Times Higher Education World University Rankings, место 351400 351400 351400

5 Установление до конца 2013 г. критериев результативности академической деятельности и введение на их основе с 2015 г. системы срочных контрактов с научно-педагогическими работниками, учитывающей эти критерии при продлении контракта и формировании переменной части заработной платы ППС.

Отношение средней заработной платы научно-педагогических работников вуза к средней заработной плате в Российской Федерации, % 125 133 150 175 200 210 215

* QS World University Rankings - рейтинг ведущих университетов мира.

Таблица 9. Целевые показатели осуществления мер по организационному сопровождению реализации Программы повышения конкурентоспособности МГУ им. Н. П. Огарева

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

исследований в сфере образования. Этот сводный рейтинг международной репутации университетов представляется общественности ежегодно. Он основан на почти 16 000 независимых оценок представителей академического сообщества из 150 стран и дополняет сводный рейтинг академических достижений, также формирующийся по итогам исследований журнала «Times Higher Education». В нем МГУ им. Н. П. Огарева планирует занять позицию только в 2018 году.

У исследуемых нами конкурентов Мордовского университета - КФУ, СГУ, СамГУ показатели, подобные показателям не запланированы.

Таким образом, в целях повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг МГУ им. Н. П. Огарева использует такие механизмы обеспечения конкурентоспособности как фонды целевых капиталов, повышение своего статуса, достижение запланированных мероприятий программы конкурентоспособности, которая контролируется Дирекцией программы развития МГУ им. Н. П. Огарева.

Основными проблемами развития МГУ им.

H. П. Огарева, которые требуют первостепенного решения в ближайшие сроки являются: недостаточная коммуникационная активность университета; недостаточная эффективность мер по развитию кадрового потенциала (повышение научной продуктивности и публикационной активности ППС); научно-инновационный потенциал вуза слабо используется реальным бизнесом; малочисленная магистратура и аспирантура по приоритетным направлениям модернизации экономики; недостаточная активность в развитии международного сотрудничества и представления вуза в международном академическом пространстве.

Литература:

I. Артюшина И. А., Шутилин В. А. Глобальные рейтинги на повестке дня. [электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268034475/12. pdf (дата обращения 05.09.2018).

2. Алманова Н. Д. К вопросу о взаимосвязи понятий «конкуренции» и «конкурентоспособность предприятия» // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. №. 8. С. 171-175.

3. Белинская М. Н. Факторы оценки конкурентоспособности государственных вузов // Экономика и менеджмент Вестник СамГУ 2013. № 1 (102). С. 20-26.

4. Баталова О. С. Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг // Молодой ученый. 2010. № 10. С. 53-58. [электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/ archive/21/2111/ (дата обращения 05.09.2018).

5. Леоненко Е. А. Фармацевтический маркетинг и связи с общественностью в XXI веке: проблемы и перспек-

тивы // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5. С. 858.

6. Булавко О. В., Иваницкая М. В., Мурий Н. П. Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации СПО // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г Чита, апрель 2016 г.). Чита: Молодой ученый, 2016. С. 123-125. [электронный ресурс]. URL https:// moluch.ru/conf/ped/archive/189/10065/ (дата обращения 05.09.2018).

7. Мизинцева М. Ф., Комарова Т. В. Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры аккредитации учреждений высшего профессионального образования // Образование и воспитание. 2016. № 1. С. 19-22.

8. Леоненко Е. А., Колчина Н. О. Маркетинговый мониторинг рынка как инструмент повышения конкурентоспособности // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 957-966.

9. Леоненко Е. А. Научные взгляды на деловую активность и ее роль в системе управления предприятием // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6. С. 319— 325.

10. Агеева Н. Г. Справочник по конкуренции и конкурентоспособности. Курган: КГУ, 2014. 121 с.

11. Академический рейтинг экономических вузов России. 17.06.2013 // Редакция «Капитала Страны». [электронный ресурс]. URL: http://kapital-rus.ru/articles/ article/232932/ (дата обращения 05.09.2018).

12. Андросова И. В. Специфика образовательных услуг в системе общественных отношений // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 458-461. [электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/63/9982/ (дата обращения 05.09.2018).

13. Анашенко И. К. Система факторов конкурентоспособности образовательной программы высшего профессионального образования // Молодой ученый. 2015. № 10.2. С. 88-91.

14. Баженов Ю. В. Классификация подходов к оценке конкурентоспособности производственного предприятия / Ю. В. Баженов // Ceteris Paribus. 2016. № 4. С. 25-27.

15. Внебюджетные фонды помогут сохранить Мордовскому госуниверситету сохранить свои конкурентные преимущества - [электронный ресурс]. URL: http:// www.vsar.ru/8896_Vnebyudzhetnye_sredstva_pomogut_ mordovskomu (дата обращения 05.09.2018)

16. Дружилов С. А. Демографический кризис и сокращение числа вузов в России // Педагогические науки. Научно-популярный интернет-журнал NOVAINFO. RU 2011. [электронный ресурс]. URL: http://novainfo. ru/archive/7/demograficheskiy (дата обращения: 05.09.2018)

17. Жураковский В. М. Некоторые итоги реализации программ развития национальных исследовательских

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

университетов Казань. [электронный ресурс]. URL: http://www.myshared.ru/slide/475216/ (дата обращения 05.09.2018)

18. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Европейское высшее образование в глобальном мире. Доклад подготовлен рабочей группой и одобрен Болонской группой по последующим действиям (BFUG) на совещании в Праге 12-14 февраля 2009 г

20. Коммерциализация результатов инновационной деятельности Саранск, 2014. Электронные образовательные ресурсы МГУ им. Н. П. Огарева.

21. Колчина Н. О., Марио Де Мартино Маркетинговые Инструменты продвижения инноваций в системе высшего образования // Интеграция образования. 2016. № 2. С. 157-167.

22. Колчина Н. О. Маркетинг образовательных услуг // Интеграция образования. 2013. № 4 (73). С. 48-51.

23. Леоненко Е. А., Комлева Н. С. Анализ бизнес-процесса «воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми» в университете // Экономика и предпринимательство.

2016. № 7 (72). С. 360-369.

24. Леоненко Е. А. Применение концепции экономического потенциала в развитии и формировании конкурентных преимуществ корпорации // Экономика и предпринимательство. 2013. № 9. С. 299-306.

25. Пономарева Г. Т. Инклюзивное образование в России // Педагогика высшей школы. 2017. № 2. С. 59-62.

26. Попыхова И. В. Маркетинговая стратегия на рынке образовательных услуг // Молодой ученый. 2009. № 2. С. 77-78.

27. Рейтинг высших учебных заведений Содружества Независимых Государств. [электронный ресурс]. URL: http://oiu.ru/user/vuz_vote/vuz_sng/ (дата обращения 05.09.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Рейтинг вузов России (2013 г.) / «Эксперт РА» публикует ежегодный рейтинг вузов России. [электронный ресурс]. URL: http://www.oiu.ru/user/vuz_vote/vuz_ rus_2013/ (дата обращения 05.09.2018)

29. Сапрыкина Л. А. Условия реализации доступной среды инклюзивного образования в вузах // Молодой ученый. 2017. № 10. С. 444-446.

30. Толеубаева Д. С. Конкурентоспособность частного образовательного центра по изучению языков на рынке образовательных услуг // Молодой ученый.

2017. № 47. С. 77-80.

31. Туякова З. С. Система ключевых показателей результатов деятельности и ее использование при рейтинговой оценке конкурентоспособности компаний // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 1 (448). С. 54-68.

32. Фелештин В. И. Современные подходы к определению понятия «конкурентоспособность предприятия»

// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 3 (55). С. 401-409.

33. Феронова А. В. Методические подходы к оценке конкурентоспособности // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 170-175.

34. Фирсова Л. Л. Анализ конкурентоспособности промышленного предприятия // Молодой ученый. 2017. № 6. С. 254.

35. Фирсова Л. Л. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 461.

36. Хамурзов З. Г. Сущность и понятие конкурентоспособности // сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции в 3 частях. Научный центр «Диспут». 2015. С. 122-123.

References:

1. 1. Artyushina I. A., Shutilin V. A. Global rankings on the agenda. [e-resource]. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/2011/05/06/1268034475/12.pdf (date of reference 05.09.2018).

2. Almanova N. D. On the question of the relationship between the concepts of "competition" and "enterprise competitiveness" // Scientific-methodical electronic journal Concept. 2017. № 8. P. 171-175.

3. Belinskaya M. N. Factors for assessing the competitiveness of state universities // Economics and Management Bulletin of the SSU. 2013. № 1 (102). P. 20-26.

4. Batalova O. S. Competitiveness of a university in the educational services market // Young Scientist. 2010. № 10. P. 53-58. [e-resource]. URL https://moluch.ru/ archive/21/2111/ (date of reference 05.09.2018).

5. Leonenko E. A. Pharmaceutical marketing and public relations in the XXI century: problems and prospects // Economics and Entrepreneurship. 2014. № 5. P. 858.

6. Bulavko O. V., Ivanitskaya M. V., Muriy N. P. Inclusive education in the conditions of modern educational organization of secondary vocational education // Actual problems of pedagogy: materials of the VII International. scientific conf. (Chita, April 2016). Chita: Young Scientist, 2016. P. 123-125. [e-resource]. URL https:// moluch.ru/conf/ped/archive/189/10065/ (date of reference 05.09.2018).

7. Mizintseva M. F., Komarova T. V. The role of integrated assessment models in the framework of the accreditation procedure of institutions of higher professional education // Education and upbringing. 2016. № 1. P. 19-22.

8. Leonenko E. A., Kolchin N. O. Marketing monitoring of the market as a tool to improve competitiveness // Economy and Entrepreneurship. 2016. № 3-1 (68-1). P. 957-966.

9. Leonenko E. A. Scientific views on business activity and its role in the enterprise management system // Economy and Entrepreneurship. 2013. № 6. P. 319-325.

Колчина Н. О., Леоненко Е. А.

10. Ageeva N. G. Reference book on competition and competitiveness. Kurgan: KSU, 2014. 121 p.

11. Academic rating of economic universities in Russia. 06/17/2013 // Revision of the Capital of the Country. [e-resource]. URL: http://kapital-rus.ru/articles/arti-cle/232932/ (date of reference 05.09.2018).

12. Androsova I. V. Specificity of educational services in the system of public relations // Young Scientist. 2014. № 4. P. 458-461.

13. Anashenko I. K. The system of factors of competitiveness of the educational program of higher professional education // Young scientist. 2015. № 10.2. P. 88-91.

14. Bazhenov Yu. V. Classification of approaches to the assessment of the competitiveness of a manufacturing enterprise // Ceteris Paribus. 2016. № 4. P. 25-27.

15. Off-budget funds will help maintain the Mordovian State University to maintain its competitive advantages. [e-resource]. URL: http://www.vsar.ru/8896_ Vnebyudzhetnye_sredstva_pomogut_mordovskomu (date of reference 05.09.2018)

16. Druzhilov S. A. Demographic crisis and the reduction in the number of universities in Russia // Pedagogical Sciences. The popular science online magazine NOVAINFO.RU 2011. [e-resource]. URL: http:// novainfo.ru/archive/7/demograficheskiy (date of reference 05.09.2018)

17. Zhurakovsky V. M. Some results of the implementation of programs for the development of national research universities Kazan. [e-resource]. URL: http:// www.myshared.ru/slide/475216/ (date of reference 05.09.2018)

18. On education in the Russian Federation: Federal Law of 29 December 29 2012 № 273-FL. Access from the legal reference system "Consultant Plus".

19. European higher education in a global world. The report was prepared by a working group and approved by the Bologna Group on Follow-up (BFUG) at a meeting in Prague from 12-14 February 2009.

20. Commercialization of Innovation Activity Results. Saransk, 2014. Electronic Educational Resources of Moscow State University N. P. Ogarev

21. Kolchina N. O., Mario De Martino. Marketing Tools for Promoting Innovation in Higher Education // Education Integration. 2016. № 2. P. 157-167

22. Kolchina N. O. Marketing of educational services // Integration of education. 2013. № 4 (73). P. 48-51.

23. Leonenko E. A., Komleva N. S. Analysis of the business process "educational and extracurricular work with students" at the university // Economy and entrepreneur-ship. 2016. № 7 (72). P. 360-369.

24. Leonenko E. A. Application of the concept of economic potential in the development and formation of the competitive advantages of the corporation // Economy and Entre-preneurship. 2013. № 9. P. 299-306.

25. Ponomareva G. T. Inclusive Education in Russia // Pedagogy of Higher Education. 2017. № 2. P. 59-62.

26. Popykhova I. V. Marketing strategy in the market of educational services // Young scientist. 2009. № 2. P. 77-78.

27. Ranking of higher educational institutions of the Commonwealth of Independent States. [e-resource]. URL: http://oiu.ru/user/vuz_vote/vuz_sng/ (date of reference 05.09.2018)

28. Rating of Russian universities (2013) / Expert RA publishes an annual rating of universities in Russia. [e-resource]. URL: http://www.oiu.ru/user/vuz_vote/vuz_ rus_2013/ (date of reference 05.09.2018)

29. Saprykina L. A. Conditions for the realization of an accessible environment of inclusive education in universities // Young Scientist. 2017. № 10. P. 444-446.

30. Toleubayeva D. S. Competitiveness of a private educational center for the study of languages in the market of educational services // Young Scientist. 2017. № 47. P. 77-80.

31. Tuyakova Z. S. The system of key performance indicators and its use in rating the competitiveness of companies // Economic Analysis: Theory and Practice. 2016. № 1 (448). P. 54-68.

32. Feleshtin V. I. Modern approaches to the definition of the concept "enterprise competitiveness" // Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2015. № 3 (55). P. 401-409.

33. Feronov A. V. Methodical approaches to the assessment of competitiveness // Young scientist. 2013. № 10. P. 170175.

34. Firsova L. L. Analysis of the competitiveness of an industrial enterprise // Young Scientist. 2017. № 6. P. 254.

35. Firsova L. L. Evaluation of the competitiveness of an industrial enterprise // Young scientist. 2016. № 1. P. 461.

36. Khamurzov Z. G. The essence and the concept of competitiveness // collection of scientific papers on the materials of the international scientific-practical conference in 3 parts. Scientific Center "Dispute". 2015. P. 122-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.