Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества вуза, их классификация'

Конкурентные преимущества вуза, их классификация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGE / MATERIAL RESOURCES / INTANGIBLE RESOURCES / INTERNATIONAL COMPETITION / EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чулкова О. О.

Автор статьи рассматривает классификацию конкурентных преимуществ вуза в зависимости от внутренних и внешних факторов окружающей среды, по видам функциональных потенциалов. Также в статье представлена классификация конкурентных преимуществ, основанных на материальных и нематериальных ресурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive Advantages of the University

The author considers the classification of the competitive advantages of the university, depending on the internal and external environmental factors, by type of functional capacities. The article also presents a classification of competitive advantage based on tangible and intangible resources.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества вуза, их классификация»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования анализировать и интерпретировать ее. Все это создало новый класс исследовательских задач, ранее не рассматриваемых отечественной педагогикой. Понимание термина «компетентность» как «профессиональная готовность» требует решения задач максимальной реализации когнитивного аспекта личности, связанного с получением сведений о мире (опирается на тезис о важности фундаментального характера вузовского образования), операционального аспекта личности, связанного с формированием готовности личности к осуществлению различных способов деятельности (опирается на тезис о необходимости обучения в совместной научной деятельности преподавателя и студента), аксиологического аспекта личности, связанного с формированием у нее определенных ценностных ориентиров (опирается на тезис о свободе выбора научных исследований).

Таким образом, необходимость модернизации системы образования в России определяется как внешними, так и внутренними факторами. В свете этого усиливается внимание государства к обозначенной сфере, на высшем государственном уровне стимулируется интеграция отечественной системы высшего образования в общеевропейское образовательное пространство. В то же время необходимо помнить, что в Болонской декларации не предусмотрена ломка национальных систем высшего образования.

Литература

1. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой — Москва: Орг-сервис-2000, 2006. - 208 с.

2. Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С.В. Луков (руководитель), Б.Н. Гайдин, В.А. Гневашева, К.Н. Кислицын, Э.К. Погорский ; Моск. гуманит. ун-т, Ин-т фундамент. и приклад. исследований; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. — 260 с.

3. Иванова В.И. О некоторых нормативных противоречиях в связи с реализацией Болонских идей в России // Международное публичное и частное право. - 2006. - № 4. - С. 39-41.

4. Иванова В.И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 70-74.

5. Сенашенко В., Ткач Г. О структуре современного высшего образования // Высшее образование в России. - 2004. - №4. - С. 22-26.

6. Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. - М.: Дашков и К, 2007. - 392 с.

Конкурентные преимущества вуза, их классификация

Чулкова О. О.

МГТУ «МАМИ» 8 (495) 223-05-35, o_chernyh@mail.ru

Аннотация. Автор статьи рассматривает классификацию конкурентных преимуществ вуза в зависимости от внутренних и внешних факторов окружающей среды, по видам функциональных потенциалов. Также в статье представлена классификация конкурентных преимуществ, основанных на материальных и нематериальных ресурсах.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, материальные ресурсы, нематериальные ресурсы, международная конкуренция, образовательные услуги

«Управление конкурентным потенциалом вуза тесно связано с управлением его конкурентоспособностью, которая в свою очередь обеспечивает национальную конкурентоспособ-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ность. Это утверждение обосновывается Федеральной целевой программой развития образования, в которой сказано: «Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. ... Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе. Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне». Таким образом, можно утверждать, что существует взаимосвязь между конкурентоспособностью страны и ее системой образования. В основе же конкурентоспособности системы образования лежит конкурентоспособность каждого отдельного вуза» [8].

По словам Р. А. Фатхутдинова конкурентоспособность вуза - это его способность:

1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда;

2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области;

3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности.

При этом механизм управления конкурентоспособностью вуза состоит из следующих взаимосвязанных компонент: миссия вуза, его связи с внешней средой, инструменты новой инновационной экономики, применение которых может обеспечить конкурентоспособность вуза, принципы, функции и методы управления.

Исходя из определений Р. Фатхутдинова, можно отметить, что конкурентоспособность вуза определяется его способностями удовлетворять потребности общества в образовательных услугах в соответствии с государственными стандартами и делать это не хуже, чем у имеющихся на рынке конкурентов.

В теории конкурентоспособности помимо понятия «конкурентоспособность» необходимо рассмотреть такие термины, как «конкурентные преимущества» и «компетенции».

Основным, на мой взгляд, является понятие компетенций, которые представляют собой основу для формирования конкурентных преимуществ. Если нет квалифицированного и знающего персонала (профессорско-преподавательского состава и сотрудников), если вуз не имеет развитую управленческую и организационную инфраструктуру, то он не может обладать конкурентными преимуществами, а следовательно, не может иметь более высокие показатели результативности в долгосрочном периоде по сравнению с конкурентами.

Таким образом, для формирования стратегической (долгосрочной) конкурентоспособности вуза следует управлять компетенциями и конкурентными преимуществами краткосрочного и долгосрочного порядка [7].

По словам Е.Д. Липкиной, если адаптировать общий модельный подход М. Портера к сфере образовательных услуг, то можно показать, что основа конкурентных преимуществ того или иного вуза определяется:

• позицией в факторах производства, включая наличие квалифицированных профессорско-преподавательских кадров, материально-технической базы и необходимой инфраструктуры;

• характером и динамикой спроса на конкретные виды образовательных услуг;

• наличием или отсутствием родственных и поддерживающих видов деятельности (научные исследования, информационный бизнес, маркетинговое управление);

• существованием устойчивой стратегии, структуры и степенью соперничества на рынке [3, 5].

Таким образом, конкурентные преимущества вуза можно разделить на внешние и внутренние (рисунок 1). Также конкурентные преимущества вуза можно дифференцировать исходя из базовых условий, определяющих характер источника конкурентных преимуществ (в

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования соответствии с подходом Г.Л. Азоева и А.П. Челенкова к классификации КП фирмы):

Рисунок 1 - Классификация конкурентных преимуществ вуза

1. КП, основанные на экономических факторах: наличие более высокого платежеспособного спроса на рынках сбыта; дополнительное государственное финансирование или наличие других источников финансирования (спонсоры, заказчики НИОКР и т.п.); низкая эластичность спроса на услуги вуза (например, в связи с его высокой престижностью); наличие эффекта масштаба в связи с широким охватом образовательного рынка; наличие эффекта опыта, отражающего высокую квалификацию кадров и более низкие удельные затраты и т. п.;

2. КП, основанные на нормативно-правовых актах. Эти преимущества существуют в силу законов, постановлений, особых привилегий и других решений органов власти, Министерства образования и науки и его структур в отношении отдельных вузов.

3. КП структурного характера: возникают за счет эффективного использования возможностей вертикальной и горизонтальной интеграции вуза с его партнерами: создание учебно-производственных комплексов непрерывного образования, университетских комплексов, вхождение в структуру федеральных университетов, участие в образовательных кластерах и т. п.

4. КП, вызванные административными мерами: такие преимущества могут возникнуть, например, у региональных вузов по сравнению с филиалами столичных на их территории благодаря использованию административного (местного) ресурса.

5. КП, определяемые уровнем развития инфраструктуры рынка. Развитость транспортной, коммуникационной, информационной и других подсистем инфраструктуры региона позволяет вузам получать преимущества при ее использовании. Очевидно, что наиболее развитая инфраструктура характерна для столичных и крупных российских городов, что дает преимущества в ее использовании находящимся там вузам. Так, Московские и Питерские вузы традиционно имеют более развитую систему взаимоотношений с иностранными партнерами. Они же традиционно являются центрами сосредоточения интеллектуальных, информационных ресурсов и развития определенных научных направлений, центрами проведения семинаров, конференций и симпозиумов.

6. КП, связанные с развитой научной деятельностью вуза. Развитая научная деятельность позволяет вузу привлекать ресурсы в виде грантов и других методов целевого финансирования НИОКР. Развитая научная деятельность является основой формирования высококвалифицированного штата профессорско-преподавательского состава и качества учебно-методической работы, напрямую влияющих на качество образовательной услуги.

7. КП, связанные с эффективной организацией учебно-методической работы и высоким качеством образовательных услуг: современные технологии обучения, регулярное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, высокое качество учебно-методической работы, оснащенность компьютерами, использование современных информационных технологий в учебном процессе и т. п.

8. КП, основанные на географических факторах. Мы уже отмечали, что местоположение вуза является определяющим в условиях роста конкуренции. Столичные вузы имеют существенные преимущества по этому фактору в отличие от вузов региональных.

9. КП, определяемые хорошей информированностью руководства вуза. Информация о возможных изменениях в законодательстве, в деятельности конкурентов, в образовательных технологиях и т.п. помогают вузу быстрее адаптироваться к новым условиям, что способствует росту его конкурентоспособности [1].

Можно классифицировать КП вуза, основываясь на типологии С.В. Никифоровой и А.Н. Мамрова, выделяющих КП, основанные на материальных и нематериальных ресурсах фирмы [4]. В отношении вуза эти КП можно классифицировать следующим образом в таблице 1.

Таблица 1

Конкурентные преимущества вуза, основанные на материальных и нематериальных

ресурсах

КП, основанные на материальных ресурсах КП, основанные на материальных ресурсах

КП, основанные на трудовых ресурсах Стоимость рабочей силы (профессорско-преподавательского состава)- производительность вуза КП, обеспеченные нематериальными активами 1. Маркетинговые активы (стоимость бренда) 2. Технологические активы (патенты, лицензии) 3. Художественные активы (фильмы, ролики) 4. Клиентские акти- вы

КП, основанные на технологических ресурсах Эффективность используемых образовательных технологий (качество, уровень, ресурсоотдача) КП, обеспеченные интеллектуальными ресурсами 5. Уровень развития ППС и работников 6. Личностные качества ППС и работников 7. Творческий потенциал и работников 8. Инновационный потенциал ППС и работников

КП, основанные на финансовых ресурсах 1. Наличие устойчивых источников финансирования 2. Объём внебюджетных средств 3. Эффективность КП, обеспеченные отношениями 1. Отношения с покупателями 2. Отношения со стейкхолдерами 3. Отношения с госорганами контро-

использования финансовых ресурсов ля (Министерстов образования и науки) 4. Отношения с партнёрами и конкурентами

КП, основанные на информационных ресурсах 1. Качество информации 2. Стоимость информации КП, обеспеченные организационными ресурсами 1. Качество управления 2. Эффективность управленческих технологий процессов принятий решений 3. Развитость корпоративной культуры 4. Уровень организации и т.п.

Таблица 2

Конкурентные преимущества вуза по видам функциональных потенциалов

Функциональные виды потенциалов Конкурентные преимущества

Учебно-методический и инновационный 1. Спектр образовательных услуг 2. Качество учебно-методической работы 3. Качество и обеспеченность учебно-методической литературой и учебного процесса. 4. Качество преподавания учебных дисциплин 5. Использование информационных технологий 6. Уровень компьютеризации 7. Внедрение инновационных курсов и методов преподавания 8. Возможность выстраивания для студента индивидуальной траектории обучения 9. Наличие международных образовательных программ 10. Востребованность выпускников вуза на рынке труда 11. Возможность дополнительного образования и его качество 12. Комфортность и оснащённость учебных аудиторий

Научно-исследовательский 1. Наличие научных школ 2. Нацеленность на фундаментальные и прикладные исследования 3. Объёмы научных исследований 4. Число научных публикаций 5. Наличие известных учёных 6. Наличие магистратуры, аспирантуры, докторантуры 7. Наличие запатентованных изобретений 8. Участие в международных исследованиях 9. Ежегодные научные конференции под эгидой вуза 10. Научная работа среди студентов

Раздел 5. Теоретические и п рикладные аспекты высшего профессионального образования

Человеческий 1. Квалификация ППС 2. Творческий потенциал ППС 3. Квалификация работников 4. Творческий потенциал работников 5. Заработная плата ППС 6. Заработная плата работников

Финансово-экономический 1. Финансовая устойчивость вуза 2. Наличие дополнительных источников финансирования (спонсорство, доходы от необразовательных услуг и т.д.) 3. Эффективность ценовой политики 4. Бюджетная политика

Социальный 1. Отношения на всех уровнях между руководством вуза, ППС, работниками и студентами 2. Отношения вуза с федеральными (местными) органами власти 3. Отношения вуза со стейкхолдерами 4. Развитость социальной МТБ (инфраструктуры)

Управленческий 1. Качество управления на высшем уровне (ректора)-выбор статуса вуза, наличие конкурентной стратегии развития вуза, эффективность процессов планирования и контроля 2. Качество управления на уровне деканатов и кафедр 3. Качество исполнения на уровне работников 4. Корпоративная культура 5. Гибкость организации и быстрота реакции на изменение спроса

Маркетинговый 1. Наличие и качество маркетинговой стратегии и позиционирования вуза 2. Качество стратегии продвижения вуза на рынок 3. Известность и привлекательность бренда вуза для абитуриентов 4. Репутация вуза на рынке труда 5. репутация вуза среди стейкхолдеров 6. Качество внутреннего брендинга

По словам Екшикеева Т. К., конкурентные преимущества вуза по аналогии с конку-

рентными преимуществами фирмы можно делить на краткосрочные и долгосрочные, а также на легко и трудно копируемые конкурентами [2].

Вывод

На базе конкурентных преимуществ вуза может формировать стратегию развития и конкурентную стратегию. Конкурентные преимущества также определяют направления развития ключевых компетенций, которые, в свою очередь, влияют на развитие процессов аутсорсинга образовательных услуг.

Литература

1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. «Конкурентные преимущества фирмы» - М.: «Типография «Новости», 2007

2. Екшикеев Т.К. «Конкурентоспособность и конкурентные преимущества ВУЗа», http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2925

3. Липкина Е. Д. «Практические аспекты реализации маркетинговой концепции управления вузом», Экономика региона: интеллект, инновации, предпринимательство: материалы международной научно-практической конференции. - Омск : Изд-во ГП Омс. обл. «Омс.

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования обл. типография», 2009

4. Никифорова С.В., Мамров А.Н. Конкурентные преимущества фирмы. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.

5. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993

6. Титов А.Г., Богданова М.В. «Совершенствование системы формирования конкурентного потенциала вуза», http://www.confcontact.com/2009ip/titov.htm

7. Фатхутдинов Р.А. «Управление конкурентоспособностью организации» - М.: Маркет ДС, 2008

8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, http://www.fepro.ru

Формирование элементов опережающей подготовки студентов высших учебных заведений на основе инновационного подхода

к.э. н. доц. Аленина Е. Э., Пасхина А.В.

МГТУ «МАМИ» 8 (495) 223-05-40, e-alenina@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы современного высшего профессионального образования и конкурентоспособности промышленного производства на основе инноваций. Представлен опыт зарубежных стран в решении данных проблем, предложена концепция, позволяющая интегрировать производственные мощности и процесс обучения студентов в ВУЗе, а также обоснована необходимость создания системы непрерывного образования, повышающей творческий потенциал молодого ученого и в итоге способствующей выработке эффективных инновационных продуктов, услуг и технологий, крайне необходимых отечественной промышленности.

Ключевые слова: доверительное управление, интеграция систем ВУЗ-НИИ-Производство, НИОКР, непрерывное образование, конкурентоспособность выпускников, производство инновационной продукции, новая образовательная парадигма.

Одним из важнейших факторов экономического роста страны является степень конкурентоспособности ее образования и выпускаемых ею кадров для удовлетворения нужд и потребностей отечественных секторов экономики. В связи с этим представляется особенно проблемной ситуация, в которой находится система образования Российской Федерации, при которой длительность обучения профессиональных специалистов ограничена, отсутствует непрерывность и целостность образования, необходимая для роста интеллектуального потенциала молодого ученого.

Известно, что узкая специализация выпускника ВУЗа, наряду с базовой подготовкой, повышает конкурентоспособность самого будущего сотрудника предприятия как специалиста, давая ему возможность развивать творческий потенциал в заданном направлении. Однако наряду с отсутствием в системе начального образования хоть сколько-нибудь определенной системы профориентации учащихся, высшие учебные заведения не предоставляют студентам полноценного права участия в научно-исследовательских проектах, являющихся частью НИОКР.

Существующие на сегодняшний момент студенческие научно-технические конференции и семинары хоть и развивают творческий потенциал будущего специалиста, но не обладают способностью применять его разработки в практической деятельности при производстве товаров различного спектра назначения, новых методов управления организациями, от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.