КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
УДК 338.45.339.137
Валерий Леонидович Абрамов,
Д.э.н., профессор, зам. зав. кафедрой государственного регулирования экономики, ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Тел. 8-915-329-5290,
Эл. почта: [email protected]
Ольга Дмитриевна Абрамова,
Д.п.н., профессор, зав. кафедрой внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Тел. 8-916-6868-800,
Эл. почта: [email protected]
В статье раскрывается методология и анализируются составляющие факторы и показатели индексов конкурентоспособности экономики России на основе данных Всемирного экономического форума (WEF), Всемирного банка, швейцарского Института развития менеджмента. Показано, что важнейшим инструментом повышения уровня конкурентоспособности России является разработка конкурентной стратегии, направленной на достижение устойчивых конкурентных преимуществ, создание необходимых условий для реализации национальных интересов. Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, Российская Федерация, конкурентная стратегия.
Valeriy L. Abramov,
PhD in Economics, Professor, the Assistant of the Head of Chair of Government Management of the Economy, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, FSFEI HVE (Federal State-Funded Educational Institution of Higher Vocational Education), Tel: 8-915-329-5290, E-mail: [email protected]
Olga D. Abramova,
PhD in Political Sciences, Professor, the Head of the Chair of Government Management of the Economy, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, FSFEI HVE (Federal State-Funded Educational Institution of Higher Vocational Education), Tel: 8-916-6868-800, E-mail: [email protected]
THE COMPETITIVE POWER OF RUSSIAN ECONOMY: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT STRATEGY
The authors reveal methodology and analyze compound factors and activities of competitiveness index of Russian Economy based on the data of the World Economic Forum (WEF), the World Bank and the Swiss Institute for Management Development (IMD). The article demonstrates that the main tools of increasing of the level of Russian competitiveness is developing of competitive strategy aimed to achieve the steady competitive advantages and create necessary conditions for realization of the national interests.
Keywords: competitiveness, competitive advantages, the Russian Federation, competitive strategy
1. Введение
Проблема конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации является основополагающей как важнейший стратегический ориентир, путь более полного и выгодного использования преимуществ глобализации, а также приобретения веса на международной арене.
В процессе интеграции в мировое хозяйство, Россия столкнулась с жесткими условиями конкуренции в глобализирующемся мире, следствием чего стало снижение ее конкурентных позиций и ослабление позиций отечественных производителей на внутреннем рышке. Обобщая различные научные взгляды, можно утверждать, что «конкурентоспособность страны является синтетическим показателем, кото-рый интегрирует конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, от--раслей, характеризует положение страны на мировом рынке, определяет ее способность в условиях свободной добросо-вестной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требо-ваниям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан» [1].
В посткризисный период с новой силой развернулась дискуссия о путях преодоления отставания российской экономики, при этом, как никогда остро стоит вопрос о целях и направлениях модернизации. Представляется, что стратегической целью модернизации российской экономики является достижение высокой конкурентоспособности. Это и масштабная национальная задача стратегического характера, решение которой поставило бы нашу страну по уровню благосостояния населения в ряд наиболее развитых стран, и обеспечило бы ей достойные позиции в мире. Это и отвечающая современным условиям структурная и конкурентная политика, которая в соответствии с поставленной целью позволит определять методы и средства ее достижения.
2. Оценка внешней конкурентоспособности российской экономики
За последние годы, предшествующие мировому финансовому кризису, Россия продемонстрировала впечатляющие успехи в макроэкономической политике. Страна имеет положительное сальдо внешнеторгового баланса, стабилизационный фонд, стала привлекательной для иностранных портфельных инвесторов, увеличились прямые иностранные инвестиции, российский бизнес начал активную зарубежную экспансию. Между тем оценки ведущих международных организаций и зарубежных аналитических центров о рейтинге конкурентоспособности российской экономики, деловом климате страны меняется весьма незначительно (См. Табл.1).
Исследования ВЭФ показывают, что по многим экономическим показателям Россия входит в число 10-20% стран с наихудшими значениями показателей. Конкурентные позиции российской экономики находятся на уровне или выше средне-страновых значений по некоторым показателям, входящим в факторы: «инфраструктура», «технология», «труд», «правительство», «менеджмент», а в последние годы и «финансы». Но по таким важным для современного этапа факторам конкурентоспособности, как «управление», «институциональная среда», «открытость экономики», Россия занимает низкие места практически по всем субфакторам. Перспективы экономического роста России создатели индекса связывают в первую очередь с факторами, которые лежат в сфере повышения эффективности (48-е место), в то время как инновационный и ресурсный факторы в настоящее время, по их мнению, сдерживают этот рост (77-е и 68-е место соответственно) [3].
Незначительно меняется и Индекс Конкурентоспособности российской экономики (^огИСотреШ:1уепе88) по данным Института развития менеджмента (1МБ), обследовавшего в 2011 году 59 стран мира (Табл.2. ). По данным этой ведущей школы бизнеса российская экономика находится в завершающей части рейтинга,
Таблиц» 1. Динамика реппшга конкурентоспособности РосСНН по данным в эФ [2]
Гид 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Место России 80 74 72 64 70 70 53 62 58 51 63 63 66
наблюдается повышение на две позиции по сравнению с 2010 годом, однако при этом ее конкурентный статус существенно не изменился. Необходимо отметить, что другие страны БРИК (Китай, Индия и Бразилия) показали более высокие рейтинги в сопоставлении с Россией.
ГМЭ для расчета индекса использует 331 критерия, сгруппированных по следующим направлениям: состояние макроэкономики (масштабы национальной экономики, внешняя торговля, иностранные инвестиции, занятость, цены); роль государства (общественные финансы, государственные институты, хозяйственное право); развитие инфраструктуры (наука, исследования и разработки, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, базовая производственная инфраструктура); характеристики ведения бизнеса (производительность, особенности управления в компаниях, деловая этика и корпоративные ценности, доступ к внешнему финансированию, трудовые отношения).
Лучше всего состояние конкурентной деловой среды в российской экономике оценивалось в области фискальной нагрузки, трудовых отношений и формальных ограничений на ведение бизнеса. Основные препятствия, по мнению создателей индекса, находятся в области гарантий прав собственности, коррупции, защищенности иностранных инвестиций, банковской деятельности, защищенности от инфляционного воздействия.
Приведенные данные в целом позволяют получить достаточно полное представление о том, как международное сообщество оценивает Россию с точки зрения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, качества государственного управления, соблюдения прав и свобод. Представления об экономическом состоянии России улучшаются, но остаются по-прежнему на достаточно низком уровне. Для подобных оценок имеются реальные основания. Коррумпированность бюрократии остается одним из главных аргументов противников модели «государственного капитализма», к которой Россия движется в последние годы. В последнее время федеральные органы власти предпринимают попытки выйти из сложившегося состояния, инициируя судебную и административную реформы, выводя органы внутренних дел из-под контроля региональных властей и т.д.
Таблица 2. Динамика рейтинга конкурентоспособности России по данным IМI) [4]
Год 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Место России 46 47 45 43 54 50 54 54 46 47 49 51 49
Визитная карточка страны определяется ее удельным весом в мировом хозяйстве, наличием конкурентных преимуществ по конкретным отраслям и способностью их развития, умением находить адекватные ответы технологическим и социальным вызовам.
3. Ключевые внешние и внутренние вызовы для конкурентоспособности России на национальном и международных рынках
Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы политического управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста конкурентоспособности.
Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития и формирования устойчивых конкурентных преимуществ.
Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске неконкурентоспособных товаров для внутреннего потребления, использовании заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости рабочей силы, топлива, электроэнергии.
К внутренним вызовам можно отнести: слабую эффективность государства; частые изменения в законодательстве и правовых актах; высокую коррупцию; проблемы взаимоотношений власти и бизнеса; недоверие общества к бизнесу и власти; низкую конкурентоспособность большинства российских предприятий; давление со стороны субъектов естественных монополий; недостаток квалифицированных менеджеров и квалифицированных рабочих. Дополнительными внутренними вызовами, обостряющими проблему снижения конкурентоспособности российских предприятий являются: повышение
открытости российской экономики как для потоков товаров, так и для иностранных фирм, работающих на территории России; исчерпанность экстенсивных источников роста (наличие свободных незагруженных мощностей, дешевой и часто избыточной рабочей силы); ожидаемый опережающий рост цен на ресурсы, используемые в производстве, в первую очередь на топливо, энергию, землю и т.д.
Российская экономика обладает значительными конкурентными преимуществами: уникальное евразийское геополитическое положение; сохранение статуса великой державы по некоторым признакам; богатейшие природные ресурсы (при условии существенного повышения эффективности их использования); историко-культурные традиции, единую полиэтническую и многоконфессиональную цивилизационную общность. В качестве конкурентных ресурсов вправе рассматривать: сохранившийся достаточно высокий образовательный и научный уровень; ряд уникальных производств, прежде всего, в космической и оборонной отраслях; резервы повышения эффективности государственного управления; использования региональной интеграции; создания информационной инфраструктуры и информационного общества, формирования позитивного имиджа страны.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» была поставлены достаточно амбициозные задачи и определены направления повышения конкурентоспособности, в ней предусматривается пятикратный рост зарплат, трехкратный рост жилищного строительства, удвоение расходов на исследования и разработки, а также рост численности населения России до 145 млн. человек и увеличение продолжительности жизни до 70 лет. Стратегия предполагает увеличение расходов на образование с 4,1% ВВП до 5,5-6,0% ВВП, на здравоохранение - с 3,6% до 5,2-5,5% ВВП, а объем выпуска инновационной продукции к 2020 году планируется нарастить в 5-6 раз [5]. На первый план после формулирования концепции выходит качество исполнения. Не так сложно написать
№2, 2012
произведение, как трудно хорошо его исполнить. Большинство исследователей считают, что для конкурентоспособности, возможно, важны не так активы страны или даже идеи, как качество исполнительных процессов в ней. Япония, Сингапур, Германия, Швейцария — примеры стран, преуспевших в глобальной экономике благодаря мастерской трансформации идей и технологий в конкретные продукты и услуги. Следует отметить, что «Концепция 2020» не подкреплена в должной мере действенными механизмами ее реализации и требует существенной корректировки в условиях мирового кризиса. Самый сложный вопрос для политического руководства любой страны, стремящейся к высокой конкурентоспособности, не только вербально констатировать политическую волю, но и мобилизовать людей и институты на проведение необходимых преобразований. Если в государственных органах отсутствует системное понимание собственной конкурентоспособности (или неконкурентоспособности) в совокупности с отсутствием какой бы то ни было стратегии по ее формированию, это создает риски для страны надолго остаться инвестиционно непривлекательной и неконкурентоспособной. Сейчас, особенно в посткризисный период, становится все более очевидным, что концепция «2020» не стала инструментом формирования устойчивых конкурентных преимуществ российской экономики и нуждается в существенной корректировке.
4. Формирование конкурентной стратегии России в мировой экономике
По нашему мнению, необходимы создание и институционализация новой парадигмы экономической политики и практики - формирование конкурентных преимуществ России в глобальной экономике на основе разработки конкурентной стратегии и конкурентной политики государства, которые позволят эффективно использовать имеющиеся ресурсы и достичь уровня конкурентоспособности страны, необходимого для достойного существования в сложных условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Формирования конкурентной стратегии и конкурентной политики государства, позволит определить стратегические векторы и приоритеты развития частным политическим стратегиям - экономической, инновационной, социальной, демографической, информационной, военной, культурной и
др. В мировой практике имеются примеры достижения высокой конкурентоспособности стран в относительно короткие сроки. Проблема конкурентоспособности экономики Финляндии была решена за 10 лет (1993-2003 гг.) на основе приоритетного использования интеллектуального капитала страны и создания качественной национальной инновационной системы. За это время экспорт электронных продуктов вырос почти в 3 раза - с 5 млрд. до 14 млрд. евро. Финляндия лидирует по доле расходов на душу населения, вложенных в НИ-ОКР, при этом в числе приоритетов -информационные технологии, которые приносят стране 45% ВВП, а 85% производимого информационно-технологического продукта идет на экспорт. Благодаря успешной политике в сфере инноваций Финляндии с населением 5,5 млн. человек и небогатыми природными ресурсами удалось стать одним из лидеров международных рейтингов конкурентоспособности.
Во многих странах (США, Великобритания, Сингапур, Тайвань, Австралия, Новая Зеландия, Канада), занимающих первые места в табели самых конкурентоспособных и инвестиционно привлекательных в мире, такая парадигма была на протяжении последних 10—15 лет полностью инкорпорирована в систему государственной политики. Они уже давно определили конкретные цели и «пороги» конкурентоспособности, относительно которых измеряется успех в будущем. Например, США в 1986 году, когда страна столкнулась с самыми серьезными вызовами со времен Второй мировой войны (огромный внутренний и внешний долг, потеря лидерства в мировых технологиях, потеря компаниями внешних рынков и т.п.), несколько десятков ведущих предпринимателей, финансистов, ученых, профсоюзных лидеров, парламентариев, представителей гражданского общества создали Совет конкурентоспособности, которой стал платформой для совершенствования национальной конкурентоспособности. И это им удалось. Сегодня — это мощное партнерство частного, публичного сектора и гражданского общества, которое во многом формирует и корректирует стратегию долгосрочной конкурентоспособности и текущие приоритеты американской администрации (независимо от того, какой она политической окраски). И самый главный фактор успеха в том, что концепция принадлежит широким слоям общества и пользуется соот-
ветствующеи поддержкой.
Соединенные Штаты Америки в 2006 году приняли новую стратегическую программу под названием «Американская инициатива по конкурентоспособности» (American Competitiveness Initiative), нацеленную на преодоление негативных тенденций снижения национальной конкурентоспособности по ряду позиций [6]. Для ее практической реализации были подготовлены законодательные акты «О защите конкурентных преимуществ Америки» Protecting America's Competitive Edge, «О национальных инновациях» (National Innovation Act и др.), которые позволили организовать работу по серьезному укреплению национальной конкурентоспособности [7].
Главы 17 государств и правительств еврогруппы на саммите в Брюсселе 11 марта 2011 года достигли принципиального соглашения, предусматривающего проведение согласованной экономической, финансовой и социальной политики, принятие "Пакт о конкурентоспособности", который официально принят на саммите Евросоюза в Брюсселе 24-25 марта главами государств и правительств всех 27 стран ЕС. Пакт предполагает, что лидеры подписавших его государств возьмут на себя конкретные обязательства в целях повышения конкурентоспособности. При этом документ не имеет обязывающей юридической силы, принудить страны к исполнению взятых на себя обязательств будет невозможно. Согласно документу, страны еврозоны обязуются снижать государственную задолженность, проводить согласованную экономическую, финансовую и социальную политику, в частности координировать действия в таких областях, как сбор налогов и выплата пенсий. Пенсионный возраст должен соответствовать демографической ситуации в каждой из стран, введение единого пенсионного возраста не планируется.
Ожидается, что "Пакт о конкурентоспособности" станет частью общего плана реформирования валютного союза и обеспечения его стабильности. Кроме того, лидеры стран еврозоны одобрили размер постоянного фонда финансовой стабильности в размере 440 млрд евро. На эти средства разрешено будет приобретать правительственные бонды на основном рынке. Правительства многих стран с переходной экономикой также начали использовать международные методики для измерения и коррек-
тирования конкурентоспособности. Международный опыт достаточно убедительно свидетельствует о том, разработка долгосрочной стратегии достижения высокой конкурентоспособности -это не фрагмент общей экономической политики, как всегда мыслилась промышленная политика; это сама государственная экономическая политика, главная цель которой - повышение конкурентоспособности страны через повышение конкурентоспособности товаров и услуг, ресурсов и институтов. У нас в посткризисный этап модернизации российской экономики ставка делается в основном в пользу либеральной модели, в пользу частной инициативы, исходя из из того, что рынок и бизнес лучше государства определяют точки потенциального роста экономики. Преимущественно либеральная модель развития, ставка на частную инициативу не отрицает активную роль государства в повышении конкурентоспособности. Прежде всего она состоит в создании наиболее благоприятных условий для бизнеса, в создании атмосферы доверия между бизнесом и властью, формировании конкурентной среды. Однако при этом роль государства должна быть выше, чем до сих пор, особенно в поддержке полезных структурных сдвигов, проведении институциональных реформ, в разработке и реализации государственной конкурентной стратегии. В современных условиях методология оценки и стратегия формирования конкурентоспособности национальной экономики - это мощный аналитический и политический инструмент, одна из самых влиятельных концепций в экономике развития и практической политике, поскольку не только охватывает сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных для стабильного роста неэкономических явлений, таких, как качество политических процессов и общественного управления, уровень образования, научная база, верховенство закона, культура, системы ценностей и информационная инфраструктура.
Разработка конкурентной стратегии и конкурентной политики государства, позволяет определить основные ориентиры деятельности государственных органов в соответствии с которыми они должны: формировать стабильную и предсказуемую конкурентную среду; поддерживать конкурентоспособные экономические структуры; создавать условия для инвестирования в традици-
онную и технологическую инфраструктуру; обеспечивать благоприятные условия для частных сбережений и внутренних инвестиций; проявлять агрессивность для завоевывания конкурентных позиций на международных рынках, а также обеспечивать привлекательность для прямых иностранных инвестиций; обеспечивать качество, быстроту и прозрачность деятельности правительственных органов; оптимизировать уровень зарплаты, производительности и налогообложения; формировать средний класс, поддерживать социальную структуру, снижать неравенство в доходах; вкладывать значительные инвестиции в высшее образование, фундаментальную и прикладную науку, долгосрочное обучение трудовых ресурсов; обеспечивать сбалансирование развитие национальной экономики в условиях глобализации для повышения благосостояния населения, при этом поддерживая систему национальных, культурных особенностей и ценностей, необходимую гражданам. При этом следует иметь в виду, что технологическая и информационная революции последнего десятилетия приводят к определенному «переформатированию» самой концепции конкурентоспособности страны. «Твердая» (дороги, порты и т.п.) инфраструктура постепенно отодвигается в политических акцентах развитых стран на задний план. А на первые роли выходят инфраструктура «мягкая» (генерирование, хранение, дистрибуция и передача знаний и информации), а также инфраструктура социальная или сервисная (образование, здравоохранение и окружающая среда), направленная на развитие основного фактора конкурентного успеха страны — человеческого фактора. В процессе модернизации экономики страны на фоне возрастающей глобальной конкуренции важно не только сохранить имеющиеся конкурентные преимущества, но и сделать все возможное для перехода к конкурентным преимуществам более высокого порядка на основе инвестиций, перехода к «новой экономике», основанной на инновационных технологиях и «экономике знаний».
5. Заключение
В современных условиях, чтобы выдерживать конкуренцию в условиях наращивания мировыми лидерами усилий по повышению своей конкурентоспособности, России также необходима государственная конкурентная стратегия, направленная на достижение устойчивых конкурентных преимуществ,
создание необходимых условий для реализации национальных интересов в условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Конкурентная стратегия как неотъемлемая часть государственной стратегии позволит эффективно использовать имеющиеся у государства конкурентные преимущества и конкурентные ресурсы.
Литература
1. Абрамов В.Л. Управление конкурентоспособностью экономических систем. М.-Пермь, 2004. - С.175.
2. Составлено авторами на основе данных «WorldEconomicForum. Global Competitiveness Report».- 1999-2011. www.weforum.org
3. www.weforum.org
4. Составлено авторами на основе данных «IMDWorldCompetitiveness Yearbook».- 1999-2011. www.IMD.org.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".
6. State of the Union: American Competitiveness Initiative. The White House, President George W. Bush, For Immediate Release, Office of the Press Secretary, 31.01.2006.
7. Кочетков Г.Б. Конкурентоспособность США// США и Канада. -2007,- №10. - С.19.
References
1. V.L. Abramov. Managing the Com-petiveness of Economic Systems. Moscow-Perm', 2004. P.175.
2. Based on the data of the WorldEco-nomicForum. Global Competitiveness Report. 1999-2011. www.weforum.org.
3. www.weforum.org
4. Based on the data of the IMDWorld-CompetitivenessYearbook.- 1999-2011. www.IMD.org.
5. The Directive of the Government of the Russian Federation № 1662-р (17.11.2008) "On the Concept of the Long-term Social and Economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2020".
6. State of the Union: American Competitiveness Initiative. The White House, President George W. Bush, For Immediate Release, Office of the Press Secretary, 31.01.2006.
7. Kochetkov G.B. The Competiveness of the USA . In: USA and Canada. 2007, №10. - P.19.
№2, 2012
6