Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества развития АПК'

Конкурентные преимущества развития АПК Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
314
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Гранкин В.Ф., Гордеева Н.О., Цемба Н.М.

В работе предложены мероприятия, направленные на развитие аграрного сектора региона. В создании конкурентоспособного сельскохозяйственного производства в области, его интенсификации ведущая роль отводится масштабным целевым программам и проектам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества развития АПК»

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗВИТИЯ АПК

В.Ф. Гранкин, Н.О. Гордеева, Н.М. Цемба

Аннотация. В работе предложены мероприятия направленные на развитие аграрного сектора региона. В создании конкурентоспособного сельскохозяйственного производства в области, его интенсификации ведущая роль отводится масштабным целевым программам и проектам

Ключевые слова: продовольственная безопасность, показатели продовольственной безопасности, конкурентоспособность.

Одним из наиболее важных конкурентных преимуществ Белгородской области является наличие на территории региона плодородных черноземных почв, повышающих производительность сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих предприятия пищевой промышленности качественным сырьем, что в целом увеличивает конкурентоспособность производимой предприятиями агропромышленного комплекса продукции. Развитие сельского хозяйства области осуществляется программно-целевым методом.

В 2004 г. была принята стратегия развития сельского хозяйства Белгородской области до 2010 года, в основе которой находились целевые программы, стимулирующие дальнейшее развитие АПК с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Последовательному развитию сельскохозяйственного производства способствовала складывающаяся в последнее время благоприятная конъюнктура цен на внешнем и внутреннем рынке продовольствия и улучшение экономических условий в аграрной сфере в целом в России за счет реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В долгосрочной перспективе продолжится развитие агропромышленного комплекса.

Для этого в области разрабатывается отраслевая стратегия развития, главной задачей которой является формирование эффективного сельскохозяйственного производства, выступающего конкурентоспособным участником внутрироссийского и мирового рынков и обеспечивающего потребности населения области и перерабатывающей промышленности в основных видах сельскохозяйственной продукции [2].

На этой основе прогнозируется обеспечение устойчивого развития сельских территорий, увеличение числа занятых сельских жителей за счет создания новых рабочих мест и улучшения уровня их жизни.

Для достижения этих задач и закрепления положительных тенденций развития аграрного сектора необходимо реализовать следующие мероприятия.

1. Улучшить воспроизводство земельных и других природных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве, обеспечить переход на биодинамическое земледелие.

Для этого предусматривается выполнение комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники, которые реализуются в рамках соответствующих федеральных и областных целевых программ, выполняемых в настоящее время и пролонгируемых на долгосрочный период.

2. Разработать и реализовать долгосрочные целевые программы модернизации и инновационного развития отраслей сельского хозяйства области (растениеводства и животноводства), предусматривающие государственную поддержку, совершенствование экономических условий инвестирования в сельскохозяйственное про-

изводство и развитие государственно-частного партнерства и государственного информационного обеспечения.

Приоритетность решения вопросов производственно-технической оснащенности сельхозтоваропроизводителей обусловлена значительным физическим и моральным износом техники, оборудования и других видов основных фондов, недостатком у хозяйствующих субъектов собственных средств на технико-технологическое перевооружение [1].

Наряду с внешними поставщиками отечественной и зарубежной техники и оборудования, планируется продление выполнения комплекса мер, предусмотренных программой развития сельскохозяйственного машиностроения в Белгородской области.

Продолжится практика софинансирования областью расходов по созданию необходимой инженерной инфраструктуры строящихся объектов в сельском хозяйстве, расширению льготного режима кредитования и субсидирования малых форм хозяйствования.

Большое внимание должно уделяться вопросам роста доходности и обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий на основе формирования инвестиционной и инновационной среды, рационального использования ресурсного потенциала.

3. Проводить селективную, дифференцированную инновационную политику для разных экономических укладов, включая реализацию областной целевой программы «Семейные фермы Белогорья», для чего планируется осуществление комплекса мер по дальнейшему развитию малых форм хозяйствования, созданию и организации работы сельскохозяйственных кооперативов, инновационному обновлению и повышению продуктивности хозяйств населения, которые производят сейчас около четверти продукции. Для этого будут созданы соответствующие центры и сеть агрозоотехнических пунктов; для бонитировки почв и сдачи в аренду сельхозтехники; снабжения хозяйств населения качественным семенным материалом и молодняком животных; агрономического и зоотехнического обслуживания; оказания помощи в переработке и продаже продукции [1].

4. Развивать инфраструктуру агропродовольствен-ных рынков и совершенствовать механизмы их регулирования, облегчить доступ товаропроизводителей к рынкам сельскохозяйственной продукции, финансовым и производственным ресурсам с целью формирования экономически активных субъектов агробизнеса.

Предусматривается повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции области для обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке, расширение каналов сбыта продукции, повышение кон-курентоспобности продукции за счет экологизации ее производства. Планируется решение проблемы развития системы маркетинговых услуг, складского хозяйства, транспортного обслуживания, обеспечения торговыми помещениями и другие.

5. Улучшить обеспечение сельскохозяйственного производства профессионально подготовленными кадрами и развивать единую систему информационного обеспечения, для чего будет осуществлен комплекс мер по улучшению подготовки, повышению уровня обеспеченности сельхозорганизаций высококвалифицированными специалистами. Продолжится работа по укреплению и модернизации материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений области, созданию и развитию интегрированных образователь-

ных учреждений аграрного профиля, реализующих образовательные программы различных уровней образования. За счет федерального и областного бюджетов будут выполняться мероприятия по закреплению на селе молодых специалистов.

Переход сельского хозяйства области на качественно новые технологические, экономические и организационные уровни планируется осуществить за счет динамичного и устойчивого развития научного, информационно-аналитического и методического обеспечения стратегических и программных мероприятий, повышения эффективности прикладных исследований и использования достижений сельскохозяйственной науки в целях повышения качества жизни сельских жителей.

6. Создать условия для динамичного и устойчивого развития сельских территорий, улучшения социальной и инженерной инфраструктур, повышения социальной защищенности сельского населения.

Это одно из наиболее приоритетных мероприятий, включающее в себя комплекс мер по развитию социальной инфраструктуры, повышению занятости и доходов сельского населения, уровня социально-культурных, медицинских, образовательных и других условий жизни, создание условий проживания населения на уровне не ниже городского.

7. Совершенствовать управление агропромышленным комплексом. Для этого планируется осуществить комплекс мер, обеспечивающих эффективное функционирование АПК области как единого объекта управления.

В области продолжится курс на развитие крупных интегрированных формирований, способных успешно работать в условиях вступления России в ВТО и жесткой конкуренции.

На основе государственно-частного партнерства создаются и функционируют территориальные кластеры с замкнутым циклом производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации готовой продукции через собственную торговую сеть.

Особое внимание будет уделено усилению функций контроля и координации деятельности агропромышленных формирований и кластеров, реализации механизмов взаимовыгодных отношений сельхозтоваропроизводителей с другими секторами АПК, повышению роли индикативного планирования, управлению, ориентированному на результат, стимулированию труда и использованию других методов управления.

Таким образом, устойчивое перспективное развитие АПК возможно при системной реализации четырех принципов: инновационности, пропорциональности, интенсификации и конкурентоспособности.

Реализация выделенной стратегической задачи и мероприятий по ее решению позволит обеспечить развитие АПК Белгородской области в целом. При этом основными результатами развития станут:

1. Повышение его конкурентоспособности и эффективности.

2. Рост производства продукции сельского хозяйства к 2025 г. по сравнению с 2007 г. в сопоставимых ценах составит 2 раза, объем производства по виду деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки» также возрастет в 2 раза в сопоставимых ценах к 2025 г.

3. Производство основных видов продукции сельского хозяйства увеличится к 2025 г. и составит:

- зерна (в весе после доработки) 3,5 млн. тонн и 1,8 раза к уровню 2007 г.;

- сахарной свеклы - 4 млн. тонн и в 1,2 раза;

- скота и птицы на убой 1,3 млн. тонн и 2,5 раза соответственно [3].

4. Рост производства пищевых продуктов за аналогичный период достигнет (рисунок 1):

- мяса, включая субпродукты 1 категории, - 700 тыс. тонн и 2,4 раза к 2007 г.;

- цельномолочной продукции - 450 тыс. тонн и 2,1

раза;

- сахара-песка из сахарной свеклы - 480 тыс. тонн и 1,3 раза соответственно;

4. Создание и внедрение современных инновационных технологий в процессы обработки и удобрения пашни, производства основных видов сельскохозяйственной продукции.

5. Повышение уровня жизни сельского населения, сохранение исконно российских самобытных ценностей.

6. Повышение уровня жизни сельского населения, сохранение исконно российских самобытных ценностей [1].

Темпы роста производства продукции в Белгородской области

Зерно (в весе после дора6отки| Сахарная свекла (фабричная) Скот и птица на убой (в живом весе)

1 2025 год (прогноз) к 2007 году

_ в 1 8 раза

Молоко

Мясо, включая субпродукты I категории

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко)

Сахар-песок из сахарной свеклы

п

в 1 8 раза в 1.2 раза в 2.S раза

в 2.2 раза

в 2.4 раза в 2.1 раза

в 1.3 раза

Единица измерения Объем производства 2025 год (прогноз)

млн.тонн 3.5

млн.тонн 4.0

млн.тонн 1.3

млн.тонн 1.2

тыс. тонн 700

тыс.тонн 450

тыс. тонн 480

Рисунок 1 - Прогноз производства основных видов продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по Белгородской области

В создании конкурентоспособного сельскохозяйственного производства в области, его интенсификации ведущая роль отводится масштабным целевым программам и проектам, позволяющим в короткие сроки многократно поднять производство животноводческой продукции и эффективного растениеводства. В процессе реализации данных целевых программ при активном управляющем воздействии и поддержке со стороны органов исполнительной власти в области сформировались и имеют тенденцию к дальнейшему развитию в рамках зоны опережающего развития «Агропромышленный комплекс» три кластера:

- кластер по развитию птицеводства;

- кластер по развитию свиноводства;

- кластер по развитию молочного животноводства.

Список использованных источников

1 Постановление Правительства Белгородской области «Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года» от 25 января 2010 года № 27-пп.

2 Савченко Е.С. Продолжаем уверенное движение вперед // Экономика сельского хозяйства России. - 2013. - № 3.

3 Сельское хозяйство Российской Федерации в 2012 г. // Экономика сельского хозяйства России. - 2013. - № 2. - С. 8788.

4 Сафронов В.В., Пожидаева Н.А., Переверзева Н.В. К вопросу адаптации российского агропромышленного комплекса к условиям членства России в ВТО // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - №1. - С. 2.

5 Всемирная торговля и ее роль в развитии агропромышленного комплекса / В.В. Сафронов, В.П. Терехов, А.В. Боев, Н.О. Шумакова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - №2. - С. 11.

6 Стратегия повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса Курской области в условиях членства России в ВТО / В.В. Сафронов, В.П. Терехов, А.В. Боев, Н.В. Переверзева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - №9. - С. 12.

7 Святова О.В., Солошенко В.М. Концепция формирования конкурентной стратегии функционирования свекловичного семеноводства в РФ // Экономика сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий. - 2008. - №8. - С. 29.

8 Семыкин В.А., Соловьёва Т.Н., Сафронов В.В. Повышение эффективности и конкурентоспособности молочно-продуктового подкомплекса в открытой экономике // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - №3. - С. 9.

9 Семыкин В.А., Соловьёва Т.Н., Сафронов В.В. Повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса - ключевой вопрос его эффективного функционирования в условиях присоединения России к ВТО // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2012. - №8. - С. 2.

Информация об авторах

Гранкин В.Ф., доктор экономических наук, профессор кафедры инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

Гордеева Н.О.

Цемба Н.М., соискатель ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», e-mail: nataliatsemba@mail.ru, тел. 8-905-679-35-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.