Научная статья на тему 'Формирование кластерной политики как важнейшее направление обеспечения социально-экономического развития сельскохозяйственного региона'

Формирование кластерной политики как важнейшее направление обеспечения социально-экономического развития сельскохозяйственного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева Л. А.

В статье анализируются вопросы формирования кластерной политики, направленной на повышение конкурентоспособности отраслей экономики и развития инновационного и технологического потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанасьева Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of cluster policy as an important area for social and economic development of agricultural regions

The paper analyses the issues of forming cluster policy aimed at increasing the competitiveness of branches of economy and the development of innovative and technological potential of the region.

Текст научной работы на тему «Формирование кластерной политики как важнейшее направление обеспечения социально-экономического развития сельскохозяйственного региона»

Основы экономики, управления и права №1 (1)

ЭКОНОМИКА

УДК 338.431

Л.А. Афанасьева* ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО РЕГИОНА

В статье анализируются вопросы формирования кластерной политики, направленной на повышение конкурентоспособности отраслей экономики и развития инновационного и технологического потенциала региона.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, кластерная политика, инновационное развитие, региональное развитие.

Глобализация экономики побуждает все развитые страны идти путем инноваций и модернизации. Управление социально-экономическими процессами должно основываться на научном предвидении возможностей и проблем развития, а также оценках итогов реализации различных вариантов политики регулирования. Стратегия развития любой страны, претендующей на ведущие позиции в мире, должна формироваться на базе беспрерывного инновационного поиска, определяющего в конечном итоге НТП, конкурентоспособность, высокий уровень жизни.

В настоящее время в деятельности хозяйствующих субъектов рынка особая роль отводится стратегическому управлению. В то же время обострение конкуренции и ускорение научно-технического прогресса предопределяют необходимость использования новых подходов к стратегическому управлению, в этой связи особый интерес представляет изучение сущности инновационных стратегий и методологий их реализации [2, с. 5].

Развитие кластерной политики является важнейшим направлением региональной политики, которое направлено на повышение конкурентоспособности отраслей экономики и развитие инновационного и технологического потенциала.

Стратегии развития регионов основываются на достижениях науки и техники, на инновациях, реализация которых вызывает необходимость совершенствования механизмов разработки и вне-

дрения инновационных технологий управления экономикой. Изучение зарубежных теорий и практики хозяйствования показывает, что наиболее экономически эффективным, конкурентоспособным и перспективным направлением инновационного развития бизнеса в условиях программноцелевого управления экономикой являются производственная кооперация, межотраслевая интеграция на качественно новом уровне, в которой участвуют крупные, мелкие и средние фирмы, научные организации и государственные структуры, объединяющиеся в кластеры [1, с. 56].

Исследования ученых, начиная с М. Портера, в работах которого теория кластеризации получила наиболее завершенную форму и системность, показывают, что в современной экономике, особенно в условиях глобализации, традиционное деление ее на сектора или отрасли утрачивает свою актуальность — на первое место выходят кластеры [1, с. 56].

Формирование аграрных кластеров как новой парадигмы развития сельского хозяйства обусловлено следующими причинами:

— во-первых, кластеризация показала высокую эффективность и динамику реализации в таких странах, как Дания, Финляндия, Китай, Индия, США и многих других;

— во-вторых, кластеризация не отвергает ни одну форму хозяйствования, а интегрирует их, используя сильные стороны этих форм и компенсирует их слабые;

* © Афанасьева Л.А., 2012

Афанасьева Людмила Александровна (ala1909@yandex.ru), кафедра маркетинга и управления персоналом Курского государственного университета, 305000, Российская Федерация, г. Курск, ул. Радищева, 33.

Формирование кластерной политики как важнейшее направление обеспечения социально-экономического развития сельскохозяйственного региона

— в-третьих, кластеризация соответствует нескольким тенденциям: росту наукоемкости, экологизации, модернизации, развитию местного потребления сельскохозяйственной продукции, развитию городского сельского хозяйства и др.;

— в-четвертых, кластеризация — это фундаментальный подход, который позволяет радикально решить «вечную» продовольственную проблему для России, превратив сельское хозяйство в высокотехнологичную и высококонкурентную отрасль;

— в-пятых, кластеризация сельского хозяйства усилит геополитическое и геоэкономическое влияние России, используя мирное оружие XXI века — продовольствие [3, с. 53].

Аграрный сектор России формируется из АПК ее регионов, каждый из которых имеет свою специфику, обусловленную местоположением и природно-климатическими ресурсами. В стране есть целый ряд территорий, способных обеспечить и обеспечивающих продовольствием не только себя, но и население других регионов и импортирующих свою продукцию за рубеж. Одной из таких территорий является Курская область.

Курская область — регион с достаточно крупным агропромышленным комплексом. На долю сельского хозяйства приходится около 15 % валового регионального продукта области. Она является крупным производителем зерновых культур, сахарной свеклы, картофеля, овощей и поставщиком сельскохозяйственной продукции в другие регионы страны. Сельскохозяйственный потенциал региона определяют черноземы. Природные условия позволяют получать многим сельскохозяйственным производителям зерновых культур до 60 ц/га, сахарной свеклы — до 550 ц/га, силосных культур — до 600 ц/га, картофеля — до 300 ц/га. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 2,3 млн га. В сельскохозяйственных предприятиях области производится 45 %, в личных хозяйствах граждан — 53 %, в крестьянских фермерских хозяйствах — 2 % от общего объема продукции сельского хозяйства. В структуре сельскохозяйственного производства доля продукции растениеводства составляет 65 %, животноводства — 35 %. Животноводческая отрасль специализируется на птицеводстве, молочном и мясном скотоводстве. На территории региона располагаются предприятия сахарной, мясной, молочной, мукомольно-крупяной, консервной, спиртовой, ликеро-водочной и пивоваренной отраслей промышленности. Перерабатывающая отрасль включает более 100 предприятий, в том числе: 28 предприятий по переработке молока, 10 — по переработке мяса, 7 заводов по производству спирта, 11 сахарных заводов, 10 хлебозаводов [4].

Мощности пищевых и перерабатывающих предприятий способны в год перерабатывать 900 тыс. тонн молока, 39 тыс. тонн мяса, более 3 млн тонн

сахарной свеклы, выработать более 5 млн декалитров спирта этилового из пищевого сырья, 2,6 млн декалитров водки и ликеро-водочных изделий, более 30 тыс. тонн кондитерских изделий и 380 тыс. тонн муки [4].

В г. Курске и Курской области кластерная политика признана одним из приоритетных направлений развития региональной экономики. Стратегией социально-экономического развития Курской области до 2020 г. и программой социальноэкономического развития Курской области на 2011—2015 гг., как в промышленности, так и в агропромышленном комплексе, предусмотрено создание кластеров [4].

Основными стратегическими приоритетами являются:

— создание в регионе благоприятных условий для экономической деятельности, включая совершенствование региональной законодательной базы;

— создание положительного инвестиционного имиджа, обеспечение притока инвестиций в приоритетные сектора экономики;

— диверсификация экономического сектора посредством создания «точек роста» с максимальной концентрацией финансовых, трудовых, материальных, информационных и административноуправленческих ресурсов;

— обеспечение конкурентоспособности региона в условиях глобализации российской экономики; активизация инновационных процессов; формирование конкурентоспособных территориальнопроизводственных кластеров;

— содействие развитию малого и среднего бизнеса на основе трансфера технологических и социальных инноваций;

— комплексное развитие городских и сельских территорий (совершенствование градостроительной политики; развитие жилищного строительства; ускоренное развитие сети дорог с твердым покрытием; улучшение транспортного обслуживания населения; создание условий для развития социальной инфраструктуры и социальной поддержки населения (особенно сельского);

— государственная поддержка приоритетных проектов регионального развития и инициатив органов местного самоуправления [4].

Курская область — одна из пяти областей России, которая располагает таким богатым природным ресурсом, как чернозем. В связи с этим наиболее перспективным направлением кластерной политики является актуализация кластерной политики в сельском хозяйстве, что может значительно повысить инновационный агропромышленный потенциал роста области. За счет дальнейшей интеграции сельскохозяйственного и перерабатывающего производства в агропромышленном

94

Основы экономики, управления и права №1 (1)

комплексе осуществляется формирование следующих кластеров:

— по производству и переработке животноводческой продукции, где предусматриваются строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и мясоперерабатывающих предприятий; совершенствование генетического потенциала мясных и молочных пород скота; создание мини-комплексов по переработке мяса и молока;

— по производству и переработке зерна, где предполагается строительство трех комбикормовых заводов; создание солодовенных производств; расширение мощностей спиртзаводов; реконструкция мукомольно-крупяных предприятий;

— по производству и переработке сахарной свеклы, где планируется внедрение интенсивной технологии возделывания на всей площади посевов; реконструкция действующих сахарных заводов и строительство нового; открытие новых свеклоприемных пунктов [4].

В связи с вышесказанным необходимо отметить, что для успешного функционирования сельского микроклимата необходимо:

— разработать и внедрить инновационные технологии, необходимые для самоорганизации аг-

рарных кластеров на основе взаимовыгодности и экономических интересов;

— привлекать иностранные инвестиции;

— создавать оптимальные условия для реализации научных исследований, разработки и внедрения технологий на новых принципах.

Библиографический список

1. Кундиус В.А. Формирование кластеров на селе — базис инновационного развития агропромышленного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 2.

2. Теплов В.И. Инновационная стратегия как фактор обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов // Вестник белгородского университета потребительской кооперации. 2008. № 1 (25).

3. Хухрин А.С. Концепция кластерной политики в сельском хозяйстве Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 6.

4. Информация о реализации на территории Курской области кластерной политики. ИКЬ: www.komfed.ru.

L.A. Afanasieva* FORMATION OF CLUSTER POLICY AS AN IMPORTANT AREA FOR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL REGIONS

The paper analyses the issues of forming cluster policy aimed at increasing the competitiveness of branches of economy and the development of innovative and technological potential of the region.

Key words: agricultural complex, cluster policy, innovation development, regional development.

* Afanasieva Lyudmila Alexandrovna (ala1909@yandex.ru), the Dept. of Marketing and Personnel Management, Kursk State University, Kursk, 305000, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.