Основы экономики, управления и права № 4 (16)
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УДК 331.101
Л.А. Афанасьева* О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассматриваются современные подходы к управлению предприятием с целью разработки рекомендаций по формированию оптимального механизма, обеспечивающего реализацию стратегических задач организации с учетом кадрового потенциала. В качестве актуального инструмента повышения согласованности интересов субъектов взаимодействия на рынке труда рассматривается такое направление управленческой деятельности, как маркетинг персонала.
Ключевые слова: стратегическое управление, маркетинг персонала, кадровые ресурсы, мониторинг деятельности, управленческий механизм, маркетинг-контроллинг.
Современные подходы к управлению предприятием должны быть основаны на удовлетворении запросов и интересов сотрудников и общества в целом. Эффективное управление предприятием практически невозможно без применения современного управленческого инструментария. Трудовые отношения требуют современных механизмов реализации, в том числе гибкого реагирования на потребности работников, понятых в качестве клиентов организации, что приводит к усложнению систем взаимодействия основных участников рыночной деятельности. В настоящее время основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой [1, с. 94]. Целью современного анализа предприятия должны быть четко сформированные стратегии, обеспечивающие достаточно стабильное положение на региональном рынке, однако существует ряд проблем, решение которых требует тактических во всех сферах социально-экономической деятельности [2, с. 24]. При этом необходимо принимать во внимание стратегию организации на конкрет-
ный период времени и принимать именно с ситуацией, в которой находится данное предприятие [4, с. 13]. Эффективное решение этих проблем требует обязательного планирования всех аспектов хозяйствования на предприятии, приводит к необходимости формирования нового подхода к методологии и организации плановой деятельности [5, с. 95]. В качестве актуального инструмента повышения согласованности интересов субъектов взаимодействия на рынке труда рассматривается такое направление маркетинговой деятельности, как маркетинг персонала. Проведенный анализ основных источников литературы позволил выявить множество терминов, раскрывающих сущность маркетинга персонала в условиях рыночной среды (табл. 1).
В существующих зарубежных подходах к определению состава и содержания задач маркетинга персонала следует выделить два основных принципа. Первый принцип предполагает рассмотрение задач маркетинга персонала в широком смысле. В данном случае персонал рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эф-
* © Афанасьева Л.А., 2014
Афанасьева Людмила Александровна ([email protected]), кафедра маркетинга и управления персоналом, Курский государственный университет, 305000, Российская Федерация, г. Курск, ул. Радищева, 29.
Таблица 1
Анализ литературных источников
Понятие Характеристика Источник
Маркетинг персонала ... вид управленческой деятельности, направленной на определение покрытия потребности в персонале Головчанская Е.Э. Фундаментальные основы формирования маркетинга персонала на рынке труда// Управление персоналом. 2009. -№ 5.С. 94-103
Внутренний маркетинг ... механизм реализации стратегии и средство интеграции межфункциональных интересов различных отделов организации Соловьева Ю.П. Концепция внутреннего маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 4. С. 25-31
Внутренний маркетинг ... это первый шаг к переходу к новой концепции управления человеческими ресурсами - к стратегическому управлению персоналом, элементом которого является маркетинг персонала Бакун Т.В. Внутренний маркетинг и маркетинг персонала: отличия и особенности // Инновационное образование и экономика. 2012. № 10. Т. 1. С. 15
Маркетинг персонала ... это рыночная концепция управления системой воспроизводства персонала, способствующая повышению обоснованности принимаемых решений по различным вопросам формирования, распределения (перераспределения), обмена (купли-продажи) и использования персонала Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 186
фективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к предприятию. Принцип маркетинга персонала в его широком толковании опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами. Второй принцип предполагает толкование маркетинга персонала в более узком смысле — как особую функцию службы управления персоналом. Широкое толкование маркетинга персонала подразумевает его отнесение к одному из элементов кадровой политики организации, реализуемому через решение комплекса задач службы управления персоналом [6, с. 180].
В качестве примера рассмотрим деятельность ООО «Курск-Агро» с целью разработки рекомендаций по формированию оптимального управленческого механизма. ООО «Курск-Агро» это компания, занимающаяся выращиванием зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, а именно зерно, сахарная свёкла и производство кормов. Приоритетным направлением деятельности ООО «Курск-Агро» является развитие
аграрного сектора в регионах Черноземья на основе долгосрочных инвестиций, международного опыта и использования инновационныгх технологий от ведущих сельскохозяйственных производителей мира. На предприятии разработана система мероприятий по формированию оптимальной системы повышения материальной заинтересованности работников в улучшении производственных и экономических результатов деятельности общества. Однако, в данной организации имеют место следующие проблемы:
— значительная часть персонала среднего возраста;
— проблемы с набором персонала молодого возраста в связи с непрестижностью специфики работы;
— многие сотрудники выражают неудовлетворенность карьерным ростом и заработной платой;
— недостаток свободного времени для повышения квалификации;
— присутствуют нечеткие требования со стороны руководства предприятия.
Для того чтобы разработать рекомендации, обеспечивающие реализацию стратегических задач организации с учетом современных потребностей, руководство должно четко представлять динамику внешней среды и состояние внутренних ресурсов самого предприятия, поскольку из взаимодействия этих факторов складывается реальная динамика организационного развития (табл. 2).
В качестве слабых сторон развития ООО «Курск-Агро» было выделено влияние таких факторов, как состояние внешней среды, уровень конкуренции, факторы конкурентоспособности. Основными проблемными моментами предприятия являются: сложность обстановки развития сельского хозяйства, нестабильность обстановки социально-экономического развития предприятия, динамика изменений (ценовые показатели), значительное отставание развития качества сервиса, поддержание необходимого уровня конкурентоспособности предприятия.
К слабым сторонам системы управления персоналом предприятия относятся:
1. Недостаточная скорость реакции системы управления на изменения рыночной ситуации;
2. Недостаточно гибкая организационная структура системы управления персоналом;
3. Недостаточное финансирование подготовки и переподготовки персонала;
4. Недоукомплектованность кадров;
5. Низкий уровень заработной платы.
Особенностью прогнозирования и планирования в сельскохозяйственном производстве на данном этапе является его индикативность, т. е. рекомендательный характер. Основными принципами индикативного планирования в сельском хозяйстве являются:
— самостоятельность организаций в определении принципов развития производства продукции и сфер его обслуживания;
— творческий и инновационный подход к прогнозированию и планированию;
— комплексный учет всех факторов, оказывающих влияние на результативность производственно-финансовой деятельности организаций;
— учет контрольных показателей развития сельскохозяйственного производства и сфер его обслуживания, намечаемых федеральными и региональными органами власти;
— дифференцированный подход к прогнозированию и планированию развития сельскохозяйственных организаций с учетом уровня развития экономики в них и производственных типов сельскохозяйственных предприятий;
Таблица 2
Учет факторов рыночной и производственной деятельности при формировании маркетинг-персонала ООО «Курск-Агро»
Факторы | Характеристики
Слабые стороны
Состояние внешней среды Сложность обстановки Нестабильность обстановки Динамика изменений (ценовые показатели)
Уровень конкуренции Ценовой На основе качества сервиса На основе эксплуатационных затрат потребителя
Факторы конкурентоспособ- ности Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности предприятия Тенденции повышения конкурентоспособности и т. д.
Сильные стороны
Торгово- технологические факторы Обеспеченность современной техникой и технологиями Внедрение рациональных способов организации деятельности Новые способы контроля за качеством, количеством и ассортиментом поступивших товаров
Организационно- экономические факторы Размер предприятия, масштаб деятельности Стадия жизненного цикла, форма собственности Цели и стратегии развития предприятия
Возможности предприятия
Финансовые факторы Финансовые ресурсы, рентабельность, ликвидность и платежеспособность склада Рост товарооборота и т. д.
Управленческие и кадровые факторы Степень готовности к применению современных технологий управления Стиль руководства Принятые на предприятии методы, принципы управления Уровень профессиональной квалификации сотрудников
Угрозы
Социально- психологические факторы Наличие конфликтов из-за распределения ресурсов Текучесть кадрового состава и т.д. Характер коммуникаций, морально-нравственный уровень работников
— поэтапность в решении вопросов производственно-финансовой и обслуживающей деятельности;
— определение экономического эффекта прогнозируемых и планируемыж мероприятий [3, с. 32].
Также, при формировании стратегии развития ООО «Курск-Агро», необходимо учитывать появление сильных конкурентов и акцентировать внимание на увеличение конкурентоспособности проектов за счет уменьшения сроков их внедрения и себестоимости, более внимательного отношения к пожеланиям заказчиков. Также уделить особое внимание удержанию высококвалифицированных специалистов.
Адаптацию кадрового планирования ООО «Курск-Агро» к изменяющейся рышочной среде рационально осуществить на основе следующих принципов организации маркетинг-контроллинга: автономность деятельности, достаточность полномочий, оперативность информирования, возможность перемен, компетентность и развитие, адекватность позиционирования контроллинга, адаптация персонала.
Следование данныш установкам и позициям обеспечит формирование научно обоснованных и практически реализуемых методик маркетинг-контроллинга.
Процесс формирования маркетингового контроллинга ООО «Курск-Агро» целесообразно пред-
ставить в виде модели, включающей следующие стадии. Во-первых, получения исходных данныгх о перспективах организации маркетинг-контроллинга, во-вторыгх, мониторинга общей и маркетинговой деятельности, в-третьих, внедрения контроллинга (организация системы управления и координация). Для реализации данной модели разработаны методики, включающие ряд научнопрактических мероприятий по организации маркетинг-контроллинга, которые обеспечат эффективное управление маркетинговой деятельностью.
Разработанные рекомендации по организации маркетинг-контроллинга на ООО «Курск-Агро с учетом внешних факторов и анализ внутренних факторов (см. рис. 1.).
Процесс включает следующие стадии: получение исходныгх данных, мониторинг общей и маркетинговой деятельности и, наконец, внедрение контроллинга — организация системы управления и координация. На первой стадии производится комплексная оценка перспектив организации маркетинг-контроллинга, которая складытается из экспертных оценок факторов деятельности предприятия, значимых для результативности деятельности. Вторая стадия мониторинга обеспечивает поиск данных, необходимых для проведения маркетинг-контроллинга. Величина каждого индикатора определяется в соответствии с расширенным перечнем частныгх показателей и установлением
Анализ, контроль и оценка разработанных мероприятий
Рис. Методика организации маркетинг-контроллинга ООО «Курск-Агро»
их значимости с помощью метода статистического анализа. Значения коэффициентов тренда формирования комплексной оценки индикатора, определяемой экспертным путем, рассчитываются как среднеквадратические оценки веса соответствующих частных показателей за исследуемый период. Каждому индикатору ставится в соответствие коэффициент значимости. Оценки проводились автором совместно с сотрудниками предприятия. На заключительном этапе мониторинга осуществляется расчет интегрального показателя. Значение интегрального показателя отражает комплексный результат контроллинга — общее состояние складского хозяйства.
В группе маркетинг-контроллинга ООО «Курск-Агро» рационально выделение отдельно подразделения, в ведении которого будет исследование вопросов развития маркетинг-персонала на предприятии, что позволит обеспечивающего синхронизацию и планирование операций по оптимизации работ связанных с управленческими решениями в области маркетинг-персонала, что будет предполагать совершенствование производственно-сбытовой функции, управленческой функции и стратегического развития персонала предприятия. В функции данного подразделения должно проведение маркетинг-аудита потенциала предприятия, разработка, внедрение и апробирован алгоритма оценки потенциала и управления внутренней маркетинговой средой ООО «Курск-Агро».
Аудит управленческих процессов позволит выявить слабые места в работе с персоналом, оценить кадровый потенциал предприятия и выработать рекомендации по совершенствованию управленческих технологий, оптимизации операций и использованию имеющихся кадровых возможностей, т.е. обеспечить совершенствование внутренней маркетинговой среды ООО «Курск-Агро». Таким образом, предложенная система мероприятий позволит:
— осуществлять выбор ключевых индикаторов: плановый контроль, контроль прибыли, эффективность маркетинга, стратегический контроль, а также аудит торгово-технологических процессов;
— регулярно отслеживать рост целевых показателей индикаторов на основе метода экономикостатистического анализа (сформирована система показателей каждого индикатора);
— учитывать количественные оценки по приоритетным направлениям маркетингового управления, а следовательно, частные и общую оценки маркетинговой деятельности, а также выявить проблемы, требующие решения;
— корректировать алгоритм совершенствования маркетингового управления управленческими процессами предприятия на основе информатизации как детерминанты эффективной организации маркетинг-контроллинга складского хозяйства.
Совершенствование управления маркетинговой деятельностью предприятий ООО «Курск-Агро» на основе маркетинг-контроллинга должно стать достаточно продуктивным, что в будущем будет отвечать современным потребностям развития сельского и обеспечивать его эффективное развитие.
Библиографический список
1. Афанасьева Л.А. Социально-экономические факторы стимулирования результативности труда персонала // Основы экономики, управления и права. 2012. № 3.
2. Афанасьева Л.А., Меньшикова М.А. Совершенствование системы стимулирования труда персонала в обеспечении эффективности деятельности организаций // Вестник КГСХА. 2012. № 8.
3. Афанасьева Л.А., Меньшикова М.А. Методологические основы прогнозирования развития социально-экономических отношений в сельскохозяйственных организациях // Вестник КГСХА. 2013. № 3. С. 32.
4. Коптева К.В., Меньшикова М.А. Теоретико-методологические подходы к оценке человеческого капитала // Вестник КГСХА. 2013. № 4. С. 13.
5. Природа и сущность внутрифирменного планирования предприятия в современных условиях / Бородин А.И. [и др.] // Основы экономики, управления и права. 2013. № 6.
6. Шостак М.А. Компаративный анализ подходов к использованию концепции маркетинга в управлении персоналом предприятий сферы услуг // Инновационная экономика. 2009. № 2. С. 180—188.
L.A. Afanasieva* ABOUT THE NEED TO DEVELOP RECOMMENDATIONS ON THE FORMATION OF OPTIMUM ADMINISTRATIVE MECHANISM TO ENSURE REALIZATION OF STRATEGIC OBJECTIVES OF AN ORGANIZATION
In the article modem approaches to enterprise management in order to develop recommendations on formation of an optimal mechanism that ensures implementation of strategic objectives of an organization, taking into consideration human resources are viewed. As a current instrument of enhancement of coherence of interests of subjects of interaction on the labor market such direction of management activity as marketing of personnel is viewed.
Key words: strategic management, marketing of personnel, human resources, monitoring of activity, management mechanism, marketing controlling.
* Afanasieva Lyudmila Alexandrovna ([email protected]), the Dept. of Marketing and Personnel Management, Kursk State University, Kursk, 305000, Russian Federation.