Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества предприятия в системе оперативного менеджмента'

Конкурентные преимущества предприятия в системе оперативного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Анастасия Владимировна

В статье рассматриваются конкурентные преимущества предприятия в процессе осуществления им производственной деятельности. Конкурентные преимущества рассматриваются автором в системе оперативного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества предприятия в системе оперативного менеджмента»

3. Sweeney Henry W. Stabilized Accounting, New York: Harper & Row, 1936.

4. Гусева Ю. В. Инфляция: её отражение в бухгалтерской отчетности предприятий: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12 / Гусева Юлия Валентиновна; Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2005. 241 с.

5. Евсеев В. ММетоды учета влияния инфляции на бухгалтерскую отчетность коммерческих организаций: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12 / Евсеев Владимир Михайлович; Всероссийский заочный финансово-экономический институт. М., 2005. 151 с.

6. Колчугин С. В. Критерии гиперинфляции для целей корректировки финансовой отчетности // Аудит и финансовый анализ. № 6, 2008, С.53-58.

7. Колчугин С. В. Формирование достоверной финансовой отчетности в условиях инфляции: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12 / Колчугин Сергей Владимирович; Новосибирский государственный университет экономики и управления - НИНХ. Нск., 2009. 171 с.

8. Колчугин С. В. Критерии стабилизации гиперинфляционных процессов для целей корректировки финансовой отчетности // Аудит и финансовый анализ. № 2,.2009, С. 394-399.

9. Колчугин С. В. Эволюция метода сбора первичной учетной информации // Аудит и финансовый анализ. № 3, 2013, С. 40-44.

10. Логинов А. С. Финансовый учет и отчетность организаций в условиях инфляции: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12 / Логинов Артем Сергеевич; Казанский государственный финансово-экономический университет. Кз., 2003. 227 с.

Конкурентные преимущества предприятия в системе оперативного

менеджмента Абрамова А. В.

Абрамова Анастасия Владимировна / Abramova Anastasia Vladimirovna — магистрант, кафедра государственного, муниципального и корпоративного управления, инженерно-экономический факультет, Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань

Аннотация: в статье рассматриваются конкурентные преимущества предприятия в процессе осуществления им производственной деятельности. Конкурентные преимущества рассматриваются автором в системе оперативного менеджмента.

Ключевые слова: оперативное управление, предприятие, производственная деятельность, конкурентное преимущество.

Консерватизм в формировании и функционировании систем оперативного управления производственной деятельностью российских предприятий нередко становится причиной замедления роста и развития предприятий. Это особенно характерно для предприятий, история которых начиналась во второй половине XX века и ранее.

Существующие на предприятиях системы оперативного управления основаны на «традиционных» методах, и принципах «массового производства», доставшиеся им в наследие от плановой экономики, так как они были ориентированы на применение в условиях стабильного спроса. Положение усугубляется применением устаревших технологий и высокой степенью износа оборудования, нехваткой ресурсов для осуществления технического перевооружения. Использование традиционных методов управления производством приводит к тому, что многие предприятия не способны обеспечить необходимую стабильность (среднесрочно) и гибкость функционирования (краткосрочно). Значительные резервы роста конкурентоспособности предприятий заложены в повышении эффективности использования ресурсов, адаптивности и гибкости производственных систем.

Основные, наиболее существенные и сильные стороны предприятия, которые помогают ему зарекомендовать себя на рынке, являют собой понятие «конкурентные преимущества».

В науке управления существуют различные подходы к определению понятия конкурентного преимущества.

Приведем некоторые из них. Ричард Холл определяет конкурентные преимущества как те условия, при которых компания «...последовательно и лучше, чем конкуренты, производит товар (и/или

совершенствует сбытовую систему) с атрибутами, которые являются ключевыми критериями покупки для большинства потребителей на целевом рынке»1.

По мнению М. Портера, предприятие достигает конкурентного преимущества, когда выполняет стратегически важные, основные виды деятельности (проектирование, производство, маркетинг и распределение) с меньшими издержками или с лучшим качеством, чем его конкуренты2.

Такая трактовка конкурентных преимуществ (связанная с эффективностью или дифференциацией) получила широкое распространение, однако не раскрывает механизм обеспечения устойчивости преимущества во времени. Авторы, исследовавшие источники конкурентных преимуществ в рамках концепции рыночного позиционирования, также делают акцент на потребительских характеристиках продукта (как ценовых, так и неценовых) и выделяют внешние источники конкурентоспособности.

Ж. Ж. Ламбен выделяет внешние и внутренние источники конкурентных преимуществ экономического объекта3. Внешние источники конкурентных преимуществ предприятия создают ценность для покупателя, внутренние - для самого предприятия. Это означает, что внутренние конкурентные преимущества экономического объекта связаны с его эффективностью в сравнении с соперниками; в то время как внешние преимущества основываются на связях экономического объекта в системе более высокого уровня. Ж. Ж. Ламбен выделяет также операционные и стратегические конкурентные преимущества4. Основным критерием, позволяющим разделять эти две группы, является устойчивость конкурентного преимущества во времени. По мнению Ж. Ж. Ламбена, операционное конкурентное преимущество связано как с эффективностью функционирования экономического объекта, так и с предложением большей в сравнении с конкурентами ценности при удовлетворении потребности.

Азоев Г. Л. говорит, что конкурентный преимущества это «...концентрированные проявления превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности предприятия, которое можно измерить экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокая рентабельность, рыночная доля, объём продаж). Необходимо особо подчеркнуть, что конкурентное преимущество нельзя отождествлять с потенциальными возможностями компании. В отличие от возможностей, это факт, который фиксируется в результатах реальных и очевидных предпочтений покупателей. Именно поэтому в практике бизнеса конкурентные преимущества являются главной целью и результатом хозяйственной деятельности»5.

В. С. Катькало рассматривает конкурентные преимущества предприятий сквозь призму конкуренции их бизнес-моделей, а не конкуренции создаваемых товаров и услуг. Чтобы источник обеспечил уникальность конкурентного преимущества, необходимо управленческое соответствие между ресурсами и организационными способностями предприятия, видением его будущего образа и бизнес-моделью функционирования в конкретном наборе отраслей в конкретный период.6

Опираясь на приведенные концепции конкурентных преимуществ, производственной деятельности предприятий, рассмотрим комплекс мероприятий в рамках развития системы оперативного управления, направленных на качественное улучшение деятельности путем непрерывного поступательного улучшения, обновления используемых принципов, методов, форм управления с целью сохранения и повышения конкурентоспособности предприятия.

Для обеспечения развития системы оперативного управления, по мнению автора, необходимо обеспечить развитие базиса управления во всех подсистемах.

Построение и развитие эффективной системы оперативного управления зависит от внутренних и внешних условий функционирования производственной системы. К внешним условиям можно отнести:

• характер спроса на продукцию (стабильный, нестабильный, растущий, падающий, постоянный);

• производственная инфраструктура и стабильность взаимодействия с партнерами;

• доступность ресурсов;

• возможность обеспечения высококвалифицированными кадрами;

• конкуренция и др.

1 Цит. По Добровольская Н. А. Подходы к формированию концепции стратегического управления компанией в системе координат оценки конкурентного потенциала // Таврический научный обозреватель. № 1 (сентябрь), 2015.

2Портер М. Конкурентное преимущество. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

3Ламбен. Ж. Ж. Стратегический маркетинг. - СПб: Наука, 1996. 277-279 с.

4Ламбен Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. - СПб: Питер, 2004. 372 с.

5Цит. По Добровольская Н. А. Подходы к формированию концепции стратегического управления компанией в системе координат оценки конкурентного потенциала // Таврический научный обозреватель. N° 1 (сентябрь), 2015.

6Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. - СПб: Издат.дом С.-Петерб. гос.ун-та, 2006. 74 с.

98

К внутренним условиям, влияющим на построение системы оперативного управления, относятся:

• тип производства;

• существующий уровень интеграции производственной деятельности;

• квалификация промышленно-производственного персонала и возможность обучения;

• широта производственной номенклатуры;

• длительность производственного цикла;

• стабильность и частота обновления используемых технологий.

Важно осуществить грамотный выбор первоочередных направлений развития системы оперативного управления предприятия, исходя из сложившихся условий, соблюдая баланс между возможностями (ограничениями) предприятия и требованиями потребителей. Для этого необходима разработка стратегии, выделение операционных приоритетов. При этом менее приоритетные показатели целесообразно поддерживать на необходимом уровне, позволяющем фирме оставаться конкурентоспособной.

Такой подход тесно связан с маркетинговой стратегией предприятия и политикой распространения продукции на рынках сбыта. В зависимости от маркетинговой стратегии осуществляется выбор операционных и производственных показателей. Здесь может быть сделан акцент на низкой цене (соответственно и минимальных издержках), гибкости производства, наилучшем качестве, быстрой доставке и т.д. Выбор операционных приоритетов не входит в задачу оперативного управления, осуществляется на стратегическом уровне. Задачей оперативного управления является обеспечение достижения предприятием установленных операционных показателей.

Литература

1. Ваценко И. С. Формирование конкурентных преимуществ современного предприятия // Молодой ученый. 2015. N 10. С. 553-556.

2. Добровольская Н. А. Подходы к формированию концепции стратегического управления компанией в системе координат оценки конкурентного потенциала // Таврический научный обозреватель. N 1 (сентябрь), 2015. С. 41 - 44.

3. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб: Издат.дом С.-Петерб. гос.ун-та, 2006. 217 с.

4. Ламбен Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб: Питер, 2004. 414 с.

5. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. СПб: Наука, 1996. 308 с.

6. Портер М. Конкурентное преимущество. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 114 с.

Основные аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятиях АПК Романова Е. А.

Романова Екатерина Александровна / Romanova Ekaterina Aleksandrovna — студент, кафедра экономики агропромышленного комплекса, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Академия биоресурсов и природопользования, г. Симферополь

Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные проблемы и вопросы, касающиеся управления дебиторской задолженностью на сельскохозяйственных предприятиях, поскольку дебиторская задолженность является важным компонентом оборотного капитала. Управление дебиторской задолженностью представляет собой гибкий инструмент в руках руководителей предприятия.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, отсрочка платежей, управление, рефинансирование, факторинг.

УДК 657.432:631.1

На сегодняшний день многие российские компании сталкиваются с такими проблемами, как рост неплатежей контрагентов, значительная дебиторская задолженность, растущие риски кредитования. Вовлечение денежных средств в оборот приведет к росту товарооборота и улучшению финансовых показателей предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.