g предпринимательской деятельности. Так, в Африке
^ в целом, средние расходы на регистрацию почти в
< 2 раза превышают среднегодовой доход физического
Ц лица. Правила, удорожающие учреждение компании,
0 часто не имеют достаточных оснований. Определенен ной проблемой остается заключение контрактов.
1 Очевидная порочность чрезмерного регулирования S заставляет многие африканские страны стремиться к
упрощению действующей системы. По итогам 2011 —
^ 2012 гг. некоторые африканские страны провели ряд
g реформ в данной области. В частности, это Руанда
х (проводящая постоянные реформы регулирования
з предпринимательской деятельности), Кабо-Верде,
^ Замбия и Гана.
Литература
1. Калинина Л. Борьба африканских стран - членов ВТО за равноправное положение в международной торговле // Азия и Африка. 2005. № 9. С. 18-21.
2. Морарь Н. Интервью К. Аннана // Новое время: кто сервирует мировую политику. 2008. № 28 от 14 июля. С. 5-9.
3. Условия для предпринимательской деятельности в странах Африки: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.megekonomik.ru/usloviya_dlya_predprinimateljskoj_ deyateljnosti_v_afrike.php. (Дата обращения: 02.02.2013).
4. The World Factbook: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cia.gov/. (Дата обращения: 02.02.2013).
5. UnctadStat Reports: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/report-Folders.aspx. (Дата обращения: 02.02.2013).
6. Голубецкая Н. П. Инновационный менеджмент при формировании фармацевтического кластера в РФ // Экономика и управление. 2012. Т. 12. С. 71-77.
References
1. Kalinina L. Bor'ba afrikanskikh stran-chlenov VTO za ravno-pravnoe polozhenie v mezhdunarodnoy torgovle [The struggle of African WTO member states for equal status in international trade]. Aziya i Afrika, 2005, no. 9, pp. 18-21.
2. Kofi Annan interviewed by N. Morar'. Neobkhodimo sozdat' mezhdunarodnyy bank chistoy vody [It is necessary to create an international bank of clean water]. Novoe vremya [The New Times], 2008, no. 28, July 14, pp. 5-9.
3. Business environment in African countries. Available at: http:// www.megekonomik.ru/usloviya_dlya_predprinimateljskoj_deya teljnosti_v_afrike.php. Accessed Feb. 02, 2013. Accessed Feb. 02, 2013. (In Russ.).
4. The World Factbook. Available at: https://www.cia.gov/. Accessed Feb. 02, 2013.
5. UnctadStat Reports. Available at: http://unctadstat.unctad. org/ReportFolders/reportFolders.aspx. Accessed Feb. 02, 2013.
6. Golubetskaya N. P. Innovatsionnyy menedzhment pri formiro-vanii farmatsevticheskogo klastera v RF [Innovation management in the formation of a pharmaceutical cluster in Russia]. Ekonomika i upravlenie, 2012, no. 12, pp. 71-77.
Конкурентные преимущества как стартовое условие развития российских компаний в переходный период вступления в ВТО
The Russian Federation: A Member of the World Trade Organization
УДК 339.13
Аралов Александр Викторович
аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44
Aralov Aleksandr Viktorovich
190103, Lermontovskiy Ave 44/A,
St. Petersburg, 190103, Russian Federation
Россия вступила во Всемирную торговую организацию. По оценкам экспертов, со второй половины 2013 г. начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок в массовом порядке придут крупные международные корпорации, которые усилят конкуренцию во всех отраслях национальной экономики. Это приведет к снижению доходов компаний и увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим ожидается значитель-
ное падение рентабельности бизнеса отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. В особенности это относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, малому и среднему бизнесу. Большинство отечественных предприятий не готовы к изменению рыночных условий. Многие из них столкнутся с серьезными трудностями и будут вынуждены сокращать или ликвидировать свой бизнес. Вступление России в ВТО может сказаться на развитии национальной химической промышленности как положительно, так и создать дополнительные трудности. В то же время участие в ВТО создаст дополнительные механизмы для увеличения потока инвестиций на российский рынок и позволит качественно повысить конкурентоспособность российской продукции. Однако вступление в ВТО будет означать и уменьшение ввозных пошлин на полимеры с 10 до 6,5%, обострение конкурентной борьбы как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Вступление России в ВТО, безусловно, скажется на отечественной экономике. От этого шага выиграют сырьевые отрасли. Вместе с тем обрабатывающим отраслям, сельскому хозяйству будет намного сложнее конкурировать в условиях открытого рынка. Именно поэтому необходимо модернизировать производство, развивать технологии, вкладываться в инновации. Также нужно рассмотреть вопрос о максимальном использовании механизмов государственной поддержки отечественного производителя, которые допустимы в рамках ВТО.
Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.
The article says the Russian Federation (RF) has become a member of the World Trade Organization (WTO), and is scheduled to open its domestic markets to foreign enterprises by the second half of 2013. On the one hand, this move should raise competition in all economic sectors. However, on the other, it would impel Russian corporations to reduce their earnings and to increase their marketing expenses in order to maintain their current market position. Pundits have even suggested that RF firms would be faced with a drop in expected domestic profitability and in international competitiveness. This 'change-over' phase, the critique relates, would in particular affect the food, chemical, pharmaceutical and automobile industries. It would also be likely to influence the aircraft, electronics, insurance and financial sectors in small- and medium-sized enterprises. At this stage, the document states that most domestic enterprises are not prepared to undergo a change in market conditions. Many of them, it continues, would face serious difficulties and be forced to reduce or eliminate business prospects. Specifically, accession to the WTO might affect the development of Russia's national chemical industry and create further (unspecified) difficulties. Subsequently, the commentary assesses the more positive sides of the move. It would create new tools for boosting the flow of investments into the Russian market while enabling the RF to enhance its products' competitiveness. But, on the more negative side, WTO accession would, for example, force Russia to reduce its import duties on polymers from 10% to 6.5%, while increasing competition for them in the domestic and overseas market. Moreover, accession to WTO would almost certainly affect Russia's domestic economy. The industrial and agricultural sectors, for instance, would find the 'open market' a more difficult framework for competition. Consequently, as a potential remedial step, the blueprint has called upon Russia to modernize its production facilities and form innovative investment procedures. The RF might also consider, the study suggests, the maximum application of state mechanisms allowed under WTO regulations to support its domestic production sector. Creation of a competitive advantage over rivals, the review indicates, should remain the Russian state's strategic goal and RF agencies should pursue this aim by ensuring that the national economy remains competitive.
Ключевые слова: конкурентное преимущество, инновация, конкурентоспособность, деловая репутация, Всемирная торговая организация (ВТО)
Keywords: competitive advantage, innovation, competitiveness, business reputation, good will, industrial competitiveness
10 июля 2012 г. Государственная Дума одобрила протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации. Днем раньше Конституционный суд РФ постановил, что протокол о присоединении к ВТО не противоречит Конституции.
В рамках вступления в ВТО Россия должна поэтапно в течение переходного периода снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары с 10 до 7,8%.
К 2014 г. средневзвешенные импортные пошли- ^ ны на крупнотоннажные полимеры будут снижены в ^ два этапа с действующих 10 до 6,5%. Первый этап < снижения импортных пошлин должен произойти не Ц позднее первого числа 13-го месяца со дня вступле- о ния в ВТО. Последующие снижения произойдут не к позднее 12 месяцев после первого этапа снижения еЦ импортных пошлин [1]. 2
Политика снижения импортного тарифа в связи со вступлением в ВТО обострит проблему низкой ценовой ^ конкурентоспособности отечественной химической ^ продукции, что в условиях удорожания энергосырье- х вых ресурсов и дефицита средств для модерниза- з ции производств создает условия для дальнейшего ^ вытеснения российских товаров зарубежными ана- < логами в ущерб отечественным продуцентам. Это 1 негативно отразится и на тех секторах экономики РФ, где высока степень химизации, прежде всего на автомобилестроении, строительстве, текстильной промышленности [Там же].
Отечественная химическая промышленность обладает технологическим потенциалом, продукция зачастую превосходит зарубежные аналоги, но тем не менее отрасль испытывает значительные сложности.
Значительная изношенность основных фондов требует серьезных затрат на модернизацию. Снижение загруженности производственных мощностей увеличивает издержки.
Основным препятствием для успешного развития является ценовая неконкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с зарубежными аналогами. Кроме того, отрасль является наиболее чувствительной к изменению импортных тарифов.
В своих трудах М. Портер отмечает, что конкурентоспособность отраслей промышленности основывается на конкурентных преимуществах, все многообразие которых можно свести к двум основным видам: ресурсным и технологическим.
Конкурентоспособность начинается с ресурсных факторов и зависит от географического положения, климатических условий, наличия в стране природных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и накопленного капитала. Однако чтобы удержать успех в конкурентной борьбе, недостаточно наличия только этих факторов. Преуспеть в любой отрасли можно не столько за счет унаследованных факторов, сколько благодаря действию механизмов, способных непрерывно повышать эффективность их использования [2].
Конкурентные условия на различных рынках никогда не бывают одинаковыми, а процессы конкуренции на них аналогичны.
В настоящее время экономика Еврозоны стран ЕС в среднесрочной перспективе будет пребывать в стагнации, что создает риски снижения доходности российских нефте- и газохимических производств в случае их ориентации на европейский рынок [1]. В то же время США имеют неплохие шансы на скорый выход из рецессии. Добыча сланцевого газа привела к тому, что цена на газ существенно упала. В результате в США и Канаде снижаются затраты на нефтехимическое производство, а значит, в скором будущем страна может стать экспортером не только сжиженного газа, но и нефтехимических продуктов.
Продукция из Северной Америки выигрывает и в логистике. В новых условиях глобального рынка российский продукт остается конкурентоспособным лишь на внутреннем рынке, однако даже если исключить
фактор ценового дифференциала на нефть и демпинга со стороны производителей США, производители нефтехимии СНГ уже не так конкурентоспособны, как это было ранее [Там же].
Нефтехимия могла бы стать новым крупным источником дохода для бюджета РФ, но пока идея необходимости формирования специальных долгосрочных условий для этой отрасли не оформлена, а возможности реализации позитивного сценария развития отрасли постепенно ухудшаются.
Если новые предприятия обладают экспортным потенциалом, то для старых заводов есть два выхода: модернизация или закрытие. В связи с этим необходимо наращивать конкурентные преимущества.
Конкурентное преимущество — это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.
Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые [3].
Американский экономист Майкл Портер выделяет пять конкурентных сил, которые определяют прибыльность в отрасли:
1) соперничество между конкурирующими продавцами в отрасли;
2) рыночные попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей;
3) потенциальное появление новых конкурентов;
4) рыночная власть и средства воздействия, используемые поставщиками сырья;
5) рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями продукции [4].
Его концепция «пяти сил», определяющих конкуренцию в отрасли, сформировала у фирмы понимание факта воздействия важнейших факторов внешней среды, требующих ответной реакции на эти воздействия.
В ответ на влияние сил конкуренции фирма создает различные конкурентные преимущества, позволяющие ей добиться успеха. М. Портер сформулировал детерминанты конкурентного преимущества и выделил три фактора, способствующих формированию конкурентных преимуществ. В соответствии с этим была предложена иерархия уровней конкурентных преимуществ с точки зрения их значимости [5].
Преимущества низкого ранга (сырье, дешевая рабочая сила, масштабы производства) придают фирме недостаточную конкурентоспособность, так как они легкодоступны конкурентам и широко распространены.
К преимуществам высокого порядка относят репутацию фирмы, связи с клиентами, а также инвестиционную привлекательность фирмы, которая заставляет инвестора вкладывать средства в определенную сферу деятельности.
Со вступлением в ВТО в России должен улучшиться инвестиционный климат, а российские компании, конкурирующие на мировом рынке долгие годы, смогут более эффективно использовать такой нематериальный актив, как деловая репутация (или гуд-вилл) [6; 7].
Важным конкурентным преимуществом могут являться цели и мотивация владельцев, менеджеров и персонала фирмы. Существует и региональный аспект приобретения конкурентных преимуществ.
Так, конкурентные преимущества получают фирмы, функционирующие в тех регионах, которые позволяют наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки.
Большую роль в создании конкурентных преимуществ играют успешно действующие маркетинговые подразделения, а также все большее преимущество получают фирмы, располагающие обширной и точной информацией о рынках, конкурентах, товарах и технологиях.
Однако эти факторы изменчивы и не позволяют долго удерживать конкурентные преимущества. Поэтому конкурентные преимущества более высокого порядка связаны с коренными изменениями в деятельности фирмы и со стратегическими факторами, определяющими позиции в конкурентной борьбе.
К конкурентным преимуществам наивысшего порядка М. Портер относит запатентованную технологию, дифференциацию на основе уникальных товаров или услуг, высокий профессионализм персонала [4].
Следовательно, важнейшим источником создания и удержания конкурентного преимущества являются постоянное обновление и инновационное развитие производства.
Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.
Непрерывное совершенствование факторов предполагает капиталовложения в основные и оборотные фонды, в развитие навыков и знаний, а также затраты по управлению и развитию инфраструктуры. В этом смысле инвестиции правильнее относить к технологическим ресурсам (механизмам создания и развития конкурентных преимуществ).
Роль инвестиций в создании конкурентных преимуществ не всегда одинакова и зависит от стадии, которой достигла страна в развитии национальной конкурентоспособности. В связи с этим наращивание конкурентоспособности часто рассматривают в теоретических работах, как смену трех последовательных стадий: стадии факторных, инвестиционных и инновационных преимуществ.
На первой, начальной стадии успех в конкуренции зависит от исходных ресурсных преимуществ, от на-деленности факторами производства [8].
На второй стадии делом первостепенной важности становится дальнейшее развитие и усовершенствование факторов, а предпосылками являются местные, уже сложившиеся технические возможности, инфраструктура, образование, информационная база. Тем не менее успех на этой стадии решают не факторы, которые достались по наследству, а инвестиции, способные повышать конкурентные преимущества на основе более развитых факторов. К таковым можно отнести высокообразованные кадры, исследовательские учреждения, современную инфраструктуру обмена информацией [Там же].
На третьей стадии, стадии инноваций, центр тяжести в конкуренции переносится в высокотехнологичные сегменты национальной экономики, когда главную роль играет не усовершенствование отдельных факторных условий, а усовершенствование и обновление технологии.
Конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей связана с инвестициями в исследования и разработки, в создание нововведений, т. е. с технологическими конкурентными преимуществами [8; 9].
Местоположение сильно влияет на конкурентное преимущество и на выбор типов стратегий, которые приходится осуществлять. Состояние местной инфраструктуры, квалификация местных работников и другие параметры непосредственно воздействуют на операционную эффективность.
Ставка на инновации в конкурентной борьбе представляется сегодня более перспективной, нежели концентрация внимания на решении других стратегически значимых вопросов бизнеса. В конечном счете побеждают те, кто занимает атакующую позицию.
Разработка стратегии формирования конкурентных преимуществ должна быть экономически, технологически и социально обоснованной. При этом следует опираться на вариантный анализ внешней и внутренней сред. Так, на разработку конкурентных преимуществ оказывают влияние динамика спроса, покупательная способность, социально-политические ограничения, интенсивность конкуренции, структура рынка и поведение его участников, а также инфраструктурные и институциональные аспекты и пр.
В целом для полимерной отрасли снижение тарифов будет незначительным, оно будет происходить равными долями ежегодно. При этом вступление России в ВТО дает определенные преимущества: улучшение инвестиционной привлекательности страны, снижение затрат на сырье и оборудование, улучшение доступа российских товаров на внешние рынки и участие в выработке правил мировой торговли.
Россия может вводить повышенные пошлины на ввоз определенных категорий товаров на определенные временные промежутки для защиты собственного рынка. Для этого необходимо собрать экономическую информацию о рынке, доказать ущербное положение отечественной производства и просить правительство РФ и государств — членов Таможенного Союза о введении такой меры. В отдельных случаях возможен пересмотр обязательств, однако для России, как нового члена ВТО, такая мера будет доступна лишь с 2015 г. [10].
Государство ведет работу по нескольким направлениям мер поддержки, которые включают субсидии, меры по удешевлению кредитного ресурса, государственные закупки, обнуление пошлин на оборудование и комплектующие, оптимизацию процедур таможенного администрирования. Однако реальных шагов игроки рынка полимеров пока не наблюдают [1].
На сегодняшний день в России до сих пор существует понятие индикативные цены, и если товар ввозится по более низкой цене, он попадает в зону риска. В результате происходит тщательный досмотр всего груза, что приводит к задержкам и дополнительным расходам [Там же].
Россия в очередной раз не заметила наступление нового цикла в развитии мировой экономики, характеризующегося энергетической революцией, а это чревато снижением уже в недалеком будущем доходов от экспорта углеводородного сырья. Как следствие, все крупные игроки отрасли анонсировали новые по-лиолефиновые проекты.
В создавшейся ситуации есть единственный выход как для государства, так и для производителей полимеров — всеми возможными средствами развивать внутренний спрос, прежде всего через стимулирование переработки пластмасс. Тем более что государство перед переработчиками в долгу.
Меры должны быть самыми радикальными и принять их надо именно сейчас, иначе деньги, которые наш потребитель сэкономит от снижения пошлин и
цен на полимеры, он снова положит в карман ино- ^ странным поставщикам и их трейдерам, а россий- ^ ская нефтехимия прочно закрепится на задворках < глобальной экономики.
Несмотря на расположение предприятий в одной о стране, большие расстояния делают транспортировку к сырья полимеров невыгодной. Например, компания ^ «Пеноплэкс» открыла две новые площадки произ- 2 водства ХРБ (экструдированный пенополистирол) в Хабаровске и Иркутске, которые обеспечиваются ази- ^ атским полистиролом — это обусловлено вопросами ^ логистики [Там же]. х
Решение рассмотренных выше вопросов сводится з к созданию сегодняшних конкурентных преимуществ, ^ между тем победит тот, кто сможет формировать рын- < ки будущего и доминировать на них.
Перед руководством нефтехимических предприятий стоят задачи не только проанализировать возможности фирмы в создании конкурентных преимуществ, но и тщательно изучить уязвимость фирмы перед новыми технологиями, изменяющимся рыночным спросом и конъюнктурой рынка. Перед ними также возникают проблемы формирования стратегии и тактики удержания конкурентных преимуществ на основе «детерминант конкурентного преимущества» и учета параметров и длительности жизненного цикла конкурентных преимуществ.
Чем больше число детерминант (высокие технологии, широкая дифференциация новизны и качества товара, упреждающий инновационный маркетинг, позволяющий удовлетворять разнообразные запросы покупателей, и т. д.) и длительность жизненного цикла конкурентных преимуществ, тем более прочными оказываются позиции фирмы-новатора.
При разработке мероприятий и координации действий по удержанию и совершенствованию конкурентных преимуществ необходимо исследовать динамику жизненных циклов конкурентных преимуществ, жесткие ограничения в использовании конкретных факторов, возможное давление неблагоприятных внешних и внутренних условий и наличие «узких мест».
Конкурентные преимущества достигаются за счет творческой наступательной стратегии, которой сложно противостоять конкурентам.
Оборонительные стратегии помогают защитить, сохранить и продлить жизненный цикл конкурентного преимущества. Длительность этапа создания преимущества зависит от характеристики конкуренции в отрасли, от уникальности товара, степени новизны технологий и угрозы появления новых конкурентов.
Поддержание высокого уровня конкурентных преимуществ необходимо обеспечивать на всех этапах жизненного цикла. На этапе зарождения конкурентного преимущества фирма определяет его концепцию, способы ее материализации и осуществляет инвестиции в наиболее значимые элементы стратегического и инновационного потенциала развития фирмы. Этот период должен проходить в сжатые сроки, поскольку от этого зависит возможность длительного успеха фирмы.
На этапе ускоренного наращивания конкурентного преимущества деятельность фирмы основана на радикальных преобразованиях, создании системы взаимосвязи с партнерами, поставщиками, смежниками, потребителями, родственными производствами и т. д.
Замедление роста связано, как правило, с проявлением сильных конкурентов и с наметившейся тенденцией разрыва между реальным состоянием и
Примечание: А — стратегические шаги по созданию конкурентного преимущества имели успех; В — период, в пределах которого конкуренты действуют с позиции прежних имеющихся конкурентных преимуществ. Продолжительность этого периода зависит от динамики и характера отрасли; С — имитация, дублирование и атаки конкурентов разрушили преимущество; D — величина конкурентного преимущества.
изменившейся ситуацией. На этом этапе решающим условием сохранения конкурентных преимуществ являются обновление технологий, повышение технико-организационного и технологического уровня производства, совершенствование профессионализма персонала и развертывание мероприятий по организации инвестиций в новые проекты.
На этом этапе происходит еще невидимая борьба между способностями фирмы развить и удержать преимущества и активизацией намерений конкурентов.
Период зрелости связан с поддержанием уровня накопленных конкурентных преимуществ и максимальным использованием результатов. Длительность периода «пожинания плодов» может колебаться в значительных пределах и зависит от:
• уровня наукоемкости производства;
• радикальности применяемых технологий;
• степени новизны и потребительских качеств товара;
• соответствия действий фирмы ожиданиям потребителя;
• сопутствующих законодательных, финансово-кредитных, таможенных и иных мероприятий;
• возможностей конкурентов;
• степени ожесточенности конкурентной борьбы;
• возможностей фирмы перейти на новые сегменты, рынки или в новые отрасли;
• степени диверсификации деятельности фирмы [11].
С целью сохранения конкурентного преимущества и укрепления своей рыночной позиции на продолжительный период фирма должна предпринять «второе стратегическое наступление».
Стратегическое наступление может иметь следующие направления: противостояние сопернику, упреждение действий соперника, подавление конкурента на основе использования его слабых сторон, одновременное наступление по многим направлениям, поиск новых областей деятельности, маневрирование, смена тактики борьбы, фланговая атака и т. д. [12].
Спад жизненного цикла связан с утратой конкурентного преимущества. Причинами утраты конкурентного преимущества могут служить старение многих элементов производства, НИОКР, маркетинга, а также появление могущественного конкурента с более прочной рыночной позицией, резкие изменения окружающей среды, социально-политического, инвестиционного климата и т. д.
Для продления времени процветания и предотвращения утраты конкурентного преимущества фирма должна проводить постоянное системное обновление деятельности и многократные стратегические наступления.
Динамика создания и утраты конкурентного преимущества представлена на рис. 1.
Стратегия развития фирмы, являющаяся основой создания и удержания конкурентных преимуществ, нацелена на максимальное удовлетворение потребностей, с одной стороны, и всемерное использование возможностей производства, инновационного, научно-технического и интеллектуального потенциала предприятия — с другой.
Стратегия фирм, их структура и соперничество между ними являются необходимым условием, поскольку отсутствие соперничества между фирмами и неготовность фирм ориентироваться на деятельность в условиях соперничества не дают конкурентного преимущества на рынке.
Сейчас и в последующие годы, наряду с жестким мониторингом финансово-экономических показателей деятельности компаний, повышенное внимание глобальные лидеры бизнеса уделяют оценке и повышению эффективности использования своих нематериальных, неосязаемых активов. Эти активы позволяют конкурировать не только по ценовым характеристикам товара, но и по качеству продукции, по уровню обслуживания, по наличию более развитой логистической системы или цепочки поставок, по уровню управления компании менеджментом, по эффективности реализации процедур корпоративного управления через членов и комитеты советов директоров. Использование этих факторов в конкурентной борьбе будет только усиливаться.
Вступление России в ВТО дает нашим предприятиям уникальную возможность продемонстрировать своим зарубежным потребителям, что уровень накопленного предприятиями за долгие годы гуд-вилла наиболее полно позволяет удовлетворять потребности этих потребителей. Если этим умело воспользоваться, то традиционные конкурентные преимущества российских производителей (сравнительная дешевизна сырья, более низкие по сравнению с развитыми странами заработные платы, сравнительно невысокие экологические платежи и т.д.) приобретут новые качественные и более устойчивые параметры, которые обеспечат стабильное развитие российской экономики в обозримом будущем [13-15].
Снижение импортных тарифов при вступлении в ВТО в сочетании с дефицитом средств приведет к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке и сокращению объемов национального производства [8].
Представляется, что многие российские предприятия, несмотря на ослабленную экономическим спадом и деградацией производственного потенциала конкурентоспособность, смогут предпринять необходимые усилия для того, чтобы смягчить возможные негативные последствия нового торгового режима и сохранить свои рыночные позиции.
Разработка индивидуальных стратегий предприятий неизбежно должна включать комплекс мер, направленных на повышение эффективности производства, снижение затрат, внедрение стандартов качества продукции [Там же].
Россия может реально конкурировать в современном международном разделении труда за рынок готовой продукции, прежде всего производственного назначения на основе модернизации отечественного производства и освоения современных технологий.
Литература
1. Россия в ВТО: последствия для рынка полимеров: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.unipack.ru/.
2. Голубецкая Н. П., Кальницкий И. А. Разработка системы государственного регулирования инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики с целью перехода на инновационный путь развития // Экономика и управление. 2009. № 2/5. С. 28-33.
3. Чайникова Л. Н., Чайников В. Н. Конкурентоспособность предприятия: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 192 с.
4. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ.; Под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
5. Кучерова Е. Н. Конкурентоспособность: понятие и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия: дистанционное обучение МГИУ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kycherova.ru/.
6. Как на экономике Алтайского края отразится вступление России в ВТО?: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.altkprf.ru/press-tsentr/analytics.html77000.
7. Евтюшкина Е. А. Потенциал инновационного развития России в системе международного разделения труда: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ibl.ru/ konV07041V3.html.
8. Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Основы управления конкурентоспособностью. Учеб. пособие. Омега-Л, 2008. 325 с.
9. Инновационная деятельность МП: Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. dist-cons.ru/.
10. Условия и риски присоединения России к ВТО: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stop-vto.ru/ 2012/07/16/usloviya-i-riski-prisoedineniya-rus-k-vto/.
11. Калюжнова Н. Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. М.: Теис, 2003. 526 с.
12. Коршунова Л. А. Инновационный и стратегический ме- m неджмент: [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http:// н-kurs.ido.tpu.ru/. <
13. Дорошкевич М. В. Россия в ВТО: практические задачи по ^ сохранению предприятий химической отрасли: [Элект- i= ронный ресурс]. Режим доступа: http://chepetsk-news. < ru/archives/14415. ^
14.Деловая репутация — актив при вступлении в ВТО: m [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prom- ^ ros.ru/magazine/2012/mar/ 423.phtml. о
15. Конкурентное преимущество ВТО: [Электронный ре- ш сурс]. Режим доступа: http://www.pravda-nn.ru/archive/ q number:1181/article:19123/.
References
1. Russia at WTO: consequences for the market of polymers. ^ Available at: http://news.unipack.ru/ (In Russ.).
2. Golubetskaya N. P., Kal'nitskiy I. A. Razrabotka sistemy go-sudarstvennogo regulirovaniya investitsionnoy deyatel'nosti v real'nom sektore ekonomiki s tsel'yu perekhoda na in-novatsionnyy put' razvitiya [Development of the system of state regulation of investment activity in the real sector of economy in order to move to innovative development]. Ekonomika i upravlenie, 2009, no. 2/5, pp. 28-33.
3. Chaynikova L. N., Chaynikov V. N. Konkurentosposobnost' predpriyatiya [Competitiveness of the enterprise]. Tambov, TSTU Publ., 2007. 192 p.
4. Porter M. E. Competitive advantage of nations. New York, Free Press, 1990. 896 p. (Russ. ed.: Porter M. Mezhduna-rodnaya konkurentsiya: Konkurentnye preimushchestva stran. Moscow, International Relations Publ., 1993. 896 p.).
5. Kucherova E. N. Competitiveness: The concept and factors affecting the competitiveness of the company. Available at: http://www.kycherova.ru/. (In Russ.).
6. In what way Russia's joining the WTO will affect the economy of the Altai Territory. Available at: http://www.altkprf. ru/press-tsentr/analytics.html?7000. (In Russ.).
7. Evtyushkina E. A. The potential for innovative development of Russia in the international division of labor system. Available at: http://www.ibl.ru/konf/07041V3.html. (In Russ.).
8. Mazilkina E. I., Panichkina G. G. Osnovy upravleniya konku-rentosposobnost'yu [Fundamentals of competitiveness management]. Moscow, Omega-L Publ., 2008. 325 p.
9. Innovative activity of small business. Available at: http:// www.dist-cons.ru/. (In Russ.).
10. Conditions and risks of Russia's joining the WTO. Available at: http://stop-vto.ru/2012/07/16/usloviya-i-riski-prisoedi-neniya-rus-k-vto/. (In Russ.).
11. Kalyuzhnova N.Ya. Konkurentosposobnost' regionov v us-loviyakh globalizatsii [Competitiveness of regions in a globalized world]. Moscow, Teis Publ., 2003. 526 p.
12. Korshunova L. A. Innovative and strategic management. Available at: http://kurs.ido.tpu.ru/. (In Russ.).
13. Doroshkevich M. V. Russia in the WTO: Practical tasks of preserving the enterprises of chemical industry. Available at: http://chepetsk-news.ru/archives/14415. (In Russ.).
14. Business reputation — the asset when joining the WTO. Available at: http://www.promros.ru/magazine/2012/mar/ 423.phtml. (In Russ.).
15. The competitive advantage of the WTO. Available at: http:// www.pravda-nn.ru/archive/number:1181/article:19123/. (In Russ.).
Уважаемые коллеги, партнеры и авторы журнала
Уважаемые авторы, партнеры и читатели редакция РНЖ «Экономика и управление» приносит извинения и доводит до Вашего сведения, что при публикации в РНЖ «Экономика и управление» № 12 2012 г. статьи авторов María Esther Aretxabala/Galina Gorodetska на тему «East-South European labour migration corridor in the context of economic development» была допущена техническая ошибка.
Правильная редакция выходных данных:
María Esther Aretxabala/Galina Gorodetska
«East-South European labour migration corridor in the context of economic development»