Научная статья на тему '12. 4. Институциональные условия устойчивого экономического роста российской экономики при вхождении в ВТО'

12. 4. Институциональные условия устойчивого экономического роста российской экономики при вхождении в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
942
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО / СОГЛАШЕНИЯ ВТО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / INSTITUTIONAL CONDITIONS / ECONOMIC GROWTH / ACCESSION TO THE WTO / WTO AGREEMENTS / ECONOMIC RESOURCES / INTERNATIONAL COMPETITION / ECONOMIC SECURITY / CLUSTER ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муталимов Верди Абдулселимович

В работе анализируются изменения, накладываемые соглашениями при вступлении России в ВТО на государственное регулирование реального сектора экономики и современный уровень развития институциональных условий экономического роста российской экономики. На основе международных сравнений определѐн уровень развития институтов, определяющих конкурентоспособность национальной экономики России, даны заключения о необходимости развития эффективных рыночных структур товарных рынков для приспособления к условиям конкурентной деятельности хозяйствующих субъектов, а также формирования инфраструктуры рынков за счет развития финансового сектора и инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH RUSSIAN ECONOMY FROM ENTRY INTO THE WTO

Paper analyzes the changes imposed by the agreements with Russia's accession to the WTO on government regulation of real manufacturing sector and the current level of development of institutional conditions of economic growth in the Russian economy. On the base of international comparisons reflect the level of development of institutions that determine the competitiveness of national economy of Russia, given the conclusion of the required development of effective market structures of commodity markets to adjust to the competitive activities of economic entities, as well as the formation of market infrastructure at the expense of financial sector development and innovation activities.

Текст научной работы на тему «12. 4. Институциональные условия устойчивого экономического роста российской экономики при вхождении в ВТО»

12.4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИ ВХОЖДЕНИИ В ВТО

Муталимов Верди Абдулселимович, к.э.н., доцент, филиал Ивановского государственного университета в г. Дербент

Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В работе анализируются изменения, накладываемые соглашениями при вступлении России в ВТО на государственное регулирование реального сектора экономики и современный уровень развития институциональных условий экономического роста российской экономики. На основе международных сравнений определён уровень развития институтов, определяющих конкурентоспособность национальной экономики России, даны заключения о необходимости развития эффективных рыночных структур товарных рынков для приспособления к условиям конкурентной деятельности хозяйствующих субъектов, а также формирования инфраструктуры рынков за счет развития финансового сектора и инновационной деятельности.

Ключевые слова: институциональные условия, экономический рост, вступление в ВТО, соглашения ВТО, экономические ресурсы, международная конкуренция, экономическая безопасность, кластерный анализ

INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH RUSSIAN ECONOMY FROM ENTRY INTO THE WTO

Mutalimov Verdi Abdulselimovich, Ph.D. in Economics, docent, Ivanovo State University (in Derbent)

Annotation: Paper analyzes the changes imposed by the agreements with Russia's accession to the WTO on government regulation of real manufacturing sector and the current level of development of institutional conditions of economic growth in the Russian economy. On the base of international comparisons reflect the level of development of institutions that determine the competitiveness of national economy of Russia, given the conclusion of the required development of effective market structures of commodity markets to adjust to the competitive activities of economic entities, as well as the formation of market infrastructure at the expense of financial sector development and innovation activities.

Keywords: institutional conditions, economic growth, accession to the WTO, WTO agreements, economic resources, international competition, economic security, cluster analysis

Проблема обеспечения устойчивого экономического роста как одна из основных задач экономической безопасности страны является основной целью экономической политики государства.

Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью экономического развития стран в результате глобализационных процес-

сов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, ужесточением конкуренции между ведущими мировыми державами за право пользования и управления мировыми экономическими ресурсами. Особенно очевидной становится борьба за экономические ресурсы России1.

Политика ВТО, экономическая либерализация в которой происходит одновременно с формированием новой институциональной среды, не только не решает проблемы вхождения, но еще больше их усложнила. Ненаучный подход к роли институтов и институциональных изменений в обеспечении условий формирования национальной модели экономической безопасности России, и значению государственного участия в этом процессе, приведёт к неадекватным темпам роста российской экономики при вступлении России в ВТО. Осознание того, что институты являются ключом к пониманию взаимоотношений между всеми членами ВТО, должно появиться сегодня - до вступления в ВТО. Поэтому экономическая наука обязана в значительном увеличении числа научных исследований и разработок по проблемам подготовки, осуществления и оценке результатов институциональных преобразований в экономике России при членстве в ВТО.

Актуальность исследования влияния институциональных условий на экономический рост обусловлена тем, что в ходе научных дискуссий по проблемам обеспечения экономической безопасности России в системе ВТО, процесс реализации институциональных условий в современной России характеризуется, в основном, как фрагментарный, непоследовательный и ограниченный.

Роль институтов в экономике рассматривается как совокупность норм и правил, структурирующих взаимодействие экономических агентов2

Поэтому объектом исследования в данной статье является процесс институциональных изменений, обусловленных обеспечением безопасности России как будущего члена ВТО.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе подготовки и осуществления институциональных условий, оказывающих влияние на темпы и качество экономического роста.

Институциональные условия - это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения резидентов и нерезидентов, определяющие модели экономической безопасности России, которые сформируются в рамках ВТО3.

Достижение экономического роста за счет повышения эффективности использования ресурсов является важнейшим условием обеспечения экономической безопасности страны. По итогам международных сравнений показателей системы национальных счетов за 2008-2009г.г., российская экономика входит в десятку крупнейших в мире. При этом, по данным сравнения конкурентоспособности

1 Муталимов В. А. Моделирование экономической безопасности в глобализированной экономике как фактор обеспечения национальной безопасности России // Казанская наука. Сборник статей. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2010. - №1. - С.215.

2 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. С.32.

3 Полтерович В.М. Стратегии институциональных реформ.

Перспективные траектории // Экономика и математические

методы, 2006, Т. 42, № 1. С. 13.

национальных экономики и развития институциональных факторов (World competitiveness report4) за этот же период - только в первые 50 стран. То есть, фактически существует разрыв между имеющимися ресурсами и возможностями по их эффективному использованию.

Рассмотрим проблему влияния существующих институциональных условий на национальную экономику в условиях изменения ряда правил и норм государственного регулирования при вхождении России в ВТО. А именно, как вступление в ВТО может оказать влияние на качество и цену продукцию отдельных рынков.

Согласно заключенному Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами, заключенном 24 июня 1994 года, при вступлении России в ВТО в области взаимодействия между хозяйствующими субъектами реального сектора накладываются следующие ограничения:

1. Стороны воздерживаются от предоставления экспортной помощи в пользу отдельных предприятий или производства товаров иных, чем сырьевые. Кроме того, на другие виды помощи также устанавливаются строгие правила по недопущению ограничения конкуренции.

2. Регламентируются ограничения к доступу к объектам естественных монополий и ограничения на торговлю между странами.

Введение данных условий может оказать существенное влияние на состояние товарных рынков Российской Федерации, так как применение экспортных и импортных пошлин является весьма значимым институциональным условием

государственного регулирования экономики на мезоуровне. Такой инструмент как таможеннотарифное регулирование применяется фактически к каждой из отраслей народного хозяйства с различными целями. Так, для накопления инвестиционного потенциала для реконструкции производства глубокой переработки древесины были отменены экспортные пошлины на товарную целлюлозу, для восстановления платежеспособности в условиях экономического кризиса компаний рудносырьевого комплекса - пошлины на никелевые сплавы, для развития отраслей упаковки - снижены импортные пошлины на полиэтилен.

Однако в России производится существенное количество товаров потребительского назначения, высокая себестоимость которых делает неэффективным снижение импортных пошлин на данную товарную группу. Такое снижение делает отечественное производство неконкурентоспособным.

Так, например, исследование рынка вина иностранного производства, реализуемого на территории Российской Федерации, проведенного Федеральной антимонопольной Службой показало, что средняя таможенная стоимость литра вина, поставляемого в Россию такими странами как Италия и Германия соответствует цене российского производителя данного вида продукции5. Это достигнуто посредством применения

«загородительной» пошлины в размере 20% от таможенной стоимости.

Рис. 1.

Средняя таможенная стоимость 1 литра вина, импортируемого в Российскую Федерацию6

По данным организации национального статистического учета Франции в 2009 году средняя цена 1 литра вина в ценах производителя составила 0,68 долларов, при этом по данным Росстата, средняя цена 1 литра вина российского производства в 2009 году составляла 1,78 доллара7. Таможенная стоимость включает в себя стоимость вина у производителя, затраты на доставку до границы Российской Федерации и страховые платежи.

При вступлении в ВТО, снижение пошлины и одновременное устранение ограничений на торговлю позволит поставлять в Россию вино из европейских стран и Латинской Америки по ценам существенно ниже, чем отечественное вино, как видно из рис. 1 , при этом структура стоимостных показателей рынка говорит о высоком уровне предельной склонности к импорту, только менее 30% выручки приходится на вина отечественного производства. Таким образом, в настоящее время вступление в ВТО приведет к существенному снижению объема производства данного вида продукции.

Конкурентоспособность и рост экономических систем формируется внешнеэкономическими и социальными отношениями, социальной и экономической ролью правительства и институциональной средой. И три из этих факторов, влияют на природу национальной ресурсной базы, технологические возможности, организационную структуру и характеристики товарных рынков. Внешние связи системы так же оказывают влияние на политику правительства, и с ее помощью, на институциональную среду. С другой стороны, национальная политика и институциональная среда, так же влияют на внешнеэкономическую активность бизнеса.

Экономические институты, как и рынки развиваются вместе с политическими и другими институтами общества. Во всех странах с развитой экономикой, правительства вводят нормативные рамки, в которых

The Global Competitiveness Report 2009-2010, Klaus Schwab, World Economic Forum, Geneva, Switzerland 2009 5 Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России. http://fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials 30328.html

Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России. http://fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials _30328.html

7 Там же

происходят рыночные операции. Эти политически введенные правила являются более жесткими в некоторых обществах, чем в других.

Исследования факторов институциональных условий конкурентоспособности, и соответственно условий определяющих экономический рост ежегодно оценивается World competitiveness report с помощью набора индексов развития различных систем по шкале от 0 до 6,5.

По мнению автора, наиболее значимыми для развития институциональных условий экономического роста при вступлении в ВТО являются показатели, связанные с инфраструктурой хозяйственной деятельности субъектов реального сектора экономики. К ним относятся: показатели эффективности товарных рынков, означающих предоставление возможностей развития конкурентных рыночных структур; показатели эффективности рынка труда; показатели эффективности финансовых рынков; уровень развития технологии; размер рынка, в частности его потребительского сектора и инвестиционного спроса фирм; показатели развития инноваций.

Средние значения и размах вариации данных показателей на основе показателей международной конкурентоспособности по 133 странам представлена на рис 2.

Как видно на графике, наибольшее значение в целом имеют показатели эффективности товарных рынков, рынка труда и финансового рынка. Показатели по данным факторам совпадают со средними значениями и составляют для российской экономики соответственно 3,75, 4,67 и 3,27. Также совпадают со средними значениями для всех оцениваемых стран и оценка фактора развития технологии и инновационной деятельности (3,45 и 3,47 соответственно), при этом показатель размера рынка существенно выше, чем в среднем по всем странами мира и составляет 5,78. На основе данных можно сделать вывод, что институциональные условия в России существенно отличаются от условий других стран только показателем размера предъявляемого спроса на товары. Поэтому, Россия является привлекательным членом для вступления в соглашения с Всемирной торговой организации, позволяющие получить недискриминационный доступ к рынку иностранным производителям товаров и услуг.

Рис. 2

Размах вариации институциональных факторов конкурентоспособности на основе данных 133 стран (расчет автора).

На основе расчета коэффициентов по критерию Пирсона были оценены связи показателей институциональных условий экономического роста.

Выборка из 133 случаев разных стран позволяет оценить зависимости на статистически значимом уровне. Как видно из таблицы 1, наиболее значимыми являются связи между эффективностью рынков реального сектора и финансовых рынков и уровня развития технологий и инноваций. Наиболее сильной статистической связью обладают показатели развития технологий и инноваций. Оценку зависимости значимости эффективности рынка труда и реального сектора экономики следует провести с помощью исследования поля корреляции.

Таблица 1.

Значения корреляции по критерию Пирсона показателей институциональных условий экономического роста8

Эффективность 'оварных рынков Эффективность рынка труда Эффективность эинансовых рын ков 'ровень развити технологии Размер рынка Фактор развития инноваций

Эффективность товарных рынков 1.00 0.70 0.84 0.87 0.47 0.88

Эффективность рынка труда 0.70 1.00 0.60 0.62 0.19 0.64

Эффективность финансовых рынков 0.84 0.60 1.00 0.76 0.39 0.74

Уровень развития технологии 0.87 0.62 0.76 1.00 0.51 0.90

Размер рынка 0.47 0.19 0.39 0.51 1.00 0.62

Фактор развития инноваций 0.88 0.64 0.74 0.90 0.62 1.00

Проанализируем отдельные условия экономической зависимости. Так, зависимость между эффективностью финансовых и товарных рынков имеет прямую зависимость (рис. 3).

6.5

6.0

х 5.5 g 5.0 f 45 £

I 4.0

1

& 3.5 Ф

О

3.0

2.5

2.5 3.0 3.5 4.0 4.5 5.0 5.5 6.0

Эффективность товарных рынков

Рис. 3

Поле корреляции показателей эффективности товарных и финансовых рынков Как видно из графика, фактически для всех точек высокое значение уровня одного показателя фактически означает высокое значение другого, при

8 Расчеты автора, данные The Global Competitiveness Report 2009-2010, Klaus Schwab, World Economic Forum, Geneva, Switzerland 2009

этом случаев, отличающихся от тенденции нет. На средних и низких значениях эффективности рынков может быть превышение значения индексов для товарных рынков над финансовыми (характерно и для российской экономики), что говорит о том, что для развивающихся стран характерно развитие товарных рынков опережающими темпами по сравнению с финансовыми.

Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении такой пары показателей как уровень развития технологии и эффективность товарных рынков (рис. 4). В данном случае, показатели развития технологии при показателях эффективности рынков выше средних в среднем ниже, чем показатели уровня развития технологии и ниже при показателях ниже среднего. На основе данных показателей можно сделать заключение, что для значительного повышения эффективности ранка необходимо осуществление прорыва в области развития такого институционального фактора как развитие технологий. В частности, данное наблюдение характерно и для экономики России, однако в несколько меньшей степени, чем национальные экономики других стран с аналогичным уровнем развития структур отраслевых рынков.

6.5

6.0

х 5.5

§ 5.0

I 45

ё

| 4.0

I

& 3.5

Ф

О

3.0

2.5

2.5 3.0 3.5 4.0 4.5 5.0 5.5 6.0

Эффективность товарных рынков

Рис. 4

Поле корреляции показателей эффективности товарных рынков и развития технологии

Для исследования совокупности институциональных условий, решим задачу многомерной классификации методом кластеризации по алгоритму К-средних для показателей институциональных условий

экономического роста, за исключением значения инновационной деятельности, высокий показатель корреляции которого со значением уровня развития технологии говорит о коллинеарности значений факторов9. На рис. 5 представлен график средних значений пяти кластеров, в состав которых вошли страны со сходными показателями институциональных условий конкурентоспособности.

Так в кластер 1 и 3 объединились страны со средним уровнем всех показателей кроме размера рынка, значение которого в случае кластера 3 существенно выше, чем у других кластеров. В кластер 5 объединились страны с высокими уровнями показателей по всем показателям, кластера 2 и 4 -страны с показателями институциональными условия экономического роста ниже средних.

9 См. Гитис Л.Х. Статистическая классификация и кластерный анализ. Москва: МГТУ, 2003. С.85.

Эффективность товарных рынков Эффективность финансовых рынков Размер рынка

Эффективность рынка труда Уровень развития технологии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5

Средние значения кластеров, объединяющих национальные экономики по уровню, расчеты автора

В целом в кластер 3 кроме российской экономики, входят национальные экономики таких стран, как Бразилия, Чили, Китай, Колумбия, Греция, Венгрия, Индия, Индонезия, Италия, Мексика, Нигерия, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Саудовская Аравия, Южная Аравия, Испания, Таиланд, Турция, Вьетнам.

Наиболее сходный по всем показателям кроме размера рынка кластер 1 объединились Азербайджан, Болгария, Литва, Латвия, Словакия, Словения и другие. В сходный по значению размера рынка и существенно выше по остальным показателям кластер 5 объединились такие страны как Австрия, Канада, Финляндия, Германия, Гонконг, Норвегия, Сингапур, Швеция и другие высокоразвитые страны.

Таким образом, для оценки практики влияния институциональных условий на экономический рост национальной экономики можно проанализировать практику стран кластера 1 и 3 как стран, осуществивших вхождение в ВТО; для оценки влияния на эффективность товарных рынков анализируем страны кластера 3. Наибольшую выгоду от членства в ВТО для роста национальной экономики приобретают наиболее развитые страны, институциональные условия которых отличаются более высоким уровнем развития эффективности рыночных структур и развитием технологий и инновационной деятельности, поэтому задачей государственного регулирования национальной экономики должно стать совершенствование конкурентных отношений и создание условий для технологического прорыва.

Список литературы:

1. 1. Гитис Л.Х. Статистическая классификация и кластерный анализ. Москва: МГТУ, 2003.156 с.

2. Муталимов В. А. Моделирование экономической безопасности в глобализированной экономике как фактор обеспечения национальной безопасности России // Казанская наука. Сборник статей. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2010. - №1. - С.214-218.

3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997, с. 180.

4. Полтерович В.М. Стратегии институциональных реформ. Перспективные траектории // Экономика и математические методы, 2006, Т. 42, № 1. С.3-18.

5. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России http://fas.gov.ru/analvtical-materials/analvtical-т^ета^ 30328.html

6. The Global Competitiveness Report 2009-2010, Klaus Schwab, World Economic Forum, Geneva, Switzerland 2009.// Адрес доступа: http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/Glo-

bal%20Competitiveness%20Report/index.htm

РЕЦЕНЗИЯ

Обеспечение институциональных условий экономического роста в условиях изменения принципов и методов государственного регулирования, связанного со вступлением России в ВТО является весьма актуальной предметной областью исследования. В частности, в статье на примере сравнения уровня цен, сложившихся в условиях конкуренции на товар указывается, что возможности отечественных компаний конкурировать с иностранными производителями на многих потребительских рынках весьма ограничены, и поэтому «запретительный» уровень адвалорных пошлин, применяемый в качестве метода регулирования является значимым инструментом поддержания и роста отечественного производства.

Научная значимость работы заключается в применении автором статистических методов для выявления тенденций в соотношении между различными институциональными факторами - развития товарных и финансовых рынков, эффективность рынка труда, развитие технологий и инноваций, а также показатель объема потребительского спроса и инвестиционного спроса фирм. В частности, автором на примере построения поля корреляции по данным оценок обзора World competitiveness report 2009-2010 по факторам эффективности товарных рынков обосновывается необходимость превышающего темпа развития технологий и инноваций над темпом роста промышленного производства.

Практическая значимость работы заключается в предложенном автором подходе, основанном на многомерной классификации по составу неколлинеарных значений институциональных факторов экономического роста, который позволяет выявлять страны со сходными институциональными условиями для моделирования изменений, связанных со вступлением в ВТО.

Статья написана в научном стиле, основана на массиве данных индексов институциональных факторов 133 стран мира за 2009-2010 годы, предложенные выводы получены в результате применения современных экономико-математических и статистических методов анализа, содержит элементы научной новизны и представляет практическую значимость для формирования промышленной и инвестиционной политики на национальном уровне.

Рецензируемая работа соответствует требованиям, предъявляемым ВАК к научным работам.

Общий вывод: статья рекомендована к публикации.

Академия народного хозяйства, Институт прикладных экономических исследований

при Правительстве РФ

С.н.с., к.э.н. О.О. Смирнова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.