Сергей Александрович Жданов,
доктор экономических наук, профессор кафедры национальной и региональной экономики, СГСЭУ
Ольга Юрьевна Козлова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики, СГСЭУ
Наталия Петровна Коноваленко,
кандидат экономических наук, профессор кафедры национальной и региональной экономики, СГСЭУ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
Современные тенденции развития топливно-энергетического комплекса России нацелены на обеспечение энергетической и экологической безопасности, завоевание и удержание целевых рынков, комплексное освоение и использование материально-технической базы, рациональное недропользование. В этих условиях с учетом интеграции России в мировое экономическое пространство проблемы стратегического планирования развития как отдельных комплексов, так и национальной экономики в целом стали особенно актуальны. В статье обобщены теоретико-методологические и методические подходы к изучению проблем стратегического планирования развития
УДК 330.5
s.a.jdanov@list.ru
сложных социально-экономических систем и комплексов народного хозяйства в современной экономической науке и представлена авторская точка зрения на моделирование процесса стратегического планирования. Анализ действующей системы стратегического планирования развития топливно-энергетического комплекса позволил авторам выработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования с использованием передовых подходов современного менеджмента с учетом активизации интеграционных экономических процессов, что является особенно актуальным для нынешнего этапа развития российской экономики.
Ключевые слова: стратегическое планирование, межотраслевые комплексы, социально-экономическая система, ВТО.
S.A. Zhdanov, O.Yu. Kozlova, N.P. Konovalenko
IMPROVING STRATEGIC PLANNING OF CROSS-INDUSTRY DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY AFTER THE WTO ACCESSION
The paper studies the current trends in the development of the Russian fuel and energy complex related to ensuring energy and environmental security, expansion and retention of target markets, efficient utilization of the existing facilities and technologies, rational use of mineral resources. Taking into account Russia's integration into the world economy, strategic planning of individual industries development and the development of the national economy as a whole has become particularly important. The paper summarizes the theoretical and methodological approaches to the study of strategic planning of complex socio-economic systems development in modern economics and presents an original interpretation of the strategic planning modeling. The current system of strategic planning of the energy sector development is analyzed, the recommendations for improving strategic planning by using the modern management approaches are given, and increasing integration of economic processes which is particularly relevant to the current stage of the development of the Russian economy is studied.
Keywords: strategic planning, cross-ndustry complexes, socio-economic system, the WTO.
В современных условиях интенсификации процессов глобализации, усиления турбулентности на мировых рынках, сопутствующих формированию и развитию нового технологического уклада, вступление России в ВТО является мощным катализатором выработки адекватных инструментов государственного регулирования развития базовых секторов и межотраслевых комплексов национальной экономики в целях обеспечения ее долгосрочного выживания на новой качественной основе. Существующая на данный момент система государственного стратегического планирования сложных социально-экономических систем и комплексов народного хозяйства формировалась в условиях относительно автономной национальной экономики. Вследствие этого существующий информационно-управленческий государственный аппарат не соответствует степени сложности современной открытой экономики. Важно отметить, что задачи поиска и создания адекватной современным реалиям рациональной системы экономического регулирования и стратегического планирования в России в условиях ее ускоряющейся интеграции в мировое экономическое сообщество не могут быть решены путем симбиоза уже существующего опыта - этого недостаточно для ответа на вызовы глобализованной экономики с едиными финансовым и товарным рынками.
Добиться значимых успехов во все более обостряющейся конкурентной борьбе за мировые рынки и ресурсы возможно, как нам представляется, посредством реализации системного и прагматичного подхода к проведению структурно-технологической модернизации национальной экономики исходя из сценарного моделирования вероятных последствий принимаемых государ-
ственных решений в сопоставлении с заданными целями. Применение такого подхода является необходимым условием успешности развития сложных социально-экономических систем всех уровней народного хозяйства в условиях сохраняющейся нестабильности, крупномасштабных структурных изменений мировой экономики и значительного усиления открытости национальной экономики после подписания соглашения о вступлении России в ВТО. Инструментом практической реализации такого подхода, на наш взгляд, способно стать государственное стратегическое планирование, призванное идентифицировать перспективные направления экономического роста, выявлять возможности национального экономического потенциала, а также направлять деятельность государственных институтов развития на их реализацию.
На сегодняшний день ВТО как инструмент интеграции национального хозяйства в мировую экономическую систему занимает одно из центральных мест. Важно отметить, что намерения государств - участников ВТО, выраженные в преамбуле соглашения об учреждении организации, не противоречат основам конституционного строя России, документы о присоединении РФ к ВТО не предполагают ограничений конституционных прав и свобод граждан. Оценка экономических последствий и рисков вступления России в ВТО, а также достаточности принятых государством мер по защите национальных интересов должна возлагаться на Правительство РФ, Федеральное Собрание и Президента РФ в ходе подписания, одобрения и ратификации протокола. Несомненно, любой международный договор по вопросам внешнеэкономической политики так или иначе затраги-
вает интересы всех субъектов хозяйствования России и в этой связи должен находить адекватное отражение в формировании и реализации стратегических планов развития сложных социально-экономических систем и комплексов национальной экономики.
В результате анализа современной экономической литературы, посвященной вопросам актуализации процессов стратегического планирования развития сложных хозяйственных систем и комплексов в условиях вступления России в ВТО, авторы пришли к заключению, что высказываемые аргументы противников вступления в ВТО можно разделить на две группы:
- во-первых, запрет дотирования национальной экономики способен негативно отразиться на возможности развития отдельных отраслей и комплексах народного хозяйства. Любое дотирование может вызвать возбуждение процесса в этой организации, и в отношении «виновного» государства могут быть применены санкции экономического характера. Причем под дотированием понимается широкий круг преференций для отечественного товаропроизводителя - налоговых, таможенных, кредитных и не в последнюю очередь - цены на энергоносители. Однако отметим, что требования установления общемировых цен на топливо не существует. Есть другое требование - об отсутствии государственного регулирования и искусственного, нерыночного занижения цен. Это все-таки несколько иной подход, нежели просто требование унификации всех цен на топливо. Невозможно сейчас предсказать, как изменятся цены в отсутствие нерыночного регулирования, хотя, по всей видимости, в целом цены будут повышаться, по крайней мере в период высоких общемировых цен;
- во-вторых, с понижением таможенных пошлин и упрощением доступа на отечественный рынок товаров мировых производителей специалисты увязывают почти немедленный крах отечественной промышленности и села [5; 6], поскольку основным требованием ВТО является устранение разного рода торговых и финансовых барьеров для движения товаров. Хотя в целом идея ограничения вывоза валюты за рубеж и кажется здравой, на деле функция финансового контроля в нашей стране давно сводится совсем к другому. По сути дела, эти нормы являются, с одной стороны, средством статистического учета, с другой - инструментом государственной игры на валютном рынке. Как таковых препятствий при выводе валюты за рубеж на самом деле не существует, есть лишь некоторые формальные сложности, которые отсекают мелких участников финансового рынка. Напротив, с переводом денег в Россию на данный момент имеются различные сложности. Скажем, когда клиенты из Эстонии перечисляют деньги на расчетный счет в Санкт-Петербурге, они несут расходы, в несколько раз большие, чем при переводе средств, например, в Италию. Сложнее с торговыми барьерами. По сути, из реальных инструментов ограничения доступа иностранных товаров на рынок остается только фитосанитарный контроль. Тарифные барьеры как способ протекционизма объявляются вне закона. Это дает серьезное конкурентное преимущество странам с низким уровнем заработной платы и хорошими условиями организации производства. В этой связи следует отметить, что на большей части предприятий топливно-энергетического
комплекса производительность труда остается недопустимо низкой, что, в свою очередь, ослабляет конкурентные позиции России на мировом энергетическом рынке. В результате государство вынуждено поддерживать конкурентоспособность российских компаний за счет разного рода налоговых льгот, льготных транспортных тарифов, прямых инвестиций в развитие производственной инфраструктуры и т.д. [1, с. 94]. Предоставляемые меры господдержки не способствуют в конечном счете проявлению активности этих предприятий на энергетическом рынке в решении проблемы низкой производительности труда.
Базовая идея создания системы государственного стратегического планирования заключается в превентивном формировании и развитии опорных отраслей зарождающегося технологического уклада и выводе национальной экономики на связанную с ним фазу роста новой длинной волны, что позволит обеспечить устойчивую конкурентоспособность отечественного товаропроизводителя на российском и мировом рынках. Для этого необходима концентрация ресурсов в развитии перспективных производственно-технологических комплексов, что требует целенаправленной национальной финансовой, инвестиционной и инновационной политики, включающей соответствующие инструменты денежно-кредитной, налогово-бюджетной, промышленной и внешнеэкономической политики, ориентированной на формирование базиса нового технологического уклада и получение синергетического эффекта от создания кластеров новых производств, что предполагает согласованность текущей макроэкономической политики с выбранными приоритетами долгосрочного развития. Последние должны формироваться исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день стратегическое планирование как целостная система на всех уровнях национальной экономики практически не применяется. Недостаточно проработанная нормативно-правовая база государственного стратегического планирования не позволяет обеспечить системный подход к разработке стратегических документов разного уровня и осуществлять дезагрегирование стратегических целей в оперативные.
В условиях глобализации мировой экономики, вступления России в ВТО отсутствие отлаженной системы стратегического планирования развития сложных социально-экономических систем, интегрированной в процесс стратегического государственного управления, ведет к катастрофическим последствиям: дезориенти-рованнности отечественного товаропроизводителя, потере конкурентоспособности. В этой связи актуализируется потребность формирования набора планово-управленческих инструментов, позволяющих: трансформировать долгосрочные решения (со сроком реализации 5 и более лет) в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели; балансировать планируемые действия, требующие значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности); четко
ориентировать субъекты Российской Федерации на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития Российской Федерации; обозначать долгосрочные ориентиры для отечественного товаропроизводителя (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий и т.д.), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений; повысить эффективность использования имеющихся ресурсов в рамках достижения целей; увеличить прозрачность и эффективность деятельности органов государственной власти; повысить исполнительскую дисциплину в связи с введением обоснованных и объективных критериев оценки деятельности участников процесса государственного стратегического планирования. Упорядоченным набором таких инструментов может стать комплексная система государственного стратегического планирования развития сложных социально-экономических субъектов и комплексов.
Данная проблематика имеет непосредственное отношение к топливно-энергетическому комплексу России и энергетической безопасности страны - одной из ключевых гарантий суверенного развития государства, прямо влияющих на решение социально-экономических задач, конкурентоспособность России на глобальных рынках и рост ее международного авторитета.
Экономическое окружение, в котором функционируют предприятия топливно-энергетического комплекса, является достаточно турбулентным и отличается высокой степенью неопределенности и рисков. Развитие топливно-энергетического комплекса страны происходит под воздействием следующих основных факторов: спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; уровня и темпов научно-технического развития топливно-энергетического комплекса, включающего повышение эффективности использования всех видов эксплуатируемых и вновь вовлекаемых топливно-энергетических ресурсов; повышения энерговооруженности и производительности труда и роста энергетических затрат на единицу ВВП. Конъюнктура мирового энергетического рынка нестабильна и меняется не в пользу государств, производящих электроэнергию. Сегодня зависимость российской экономики от цены на нефть носит критический характер. Причина не только в резких колебаниях цен на нефть, но и в нарастающем дефиците энергоносителей.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что успешное развитие и стабильное функционирование таких сложных социально-экономических систем, как топливно-энергетический комплекс России, в перспективе зависят от возможности руководства страны прогнозировать, упреждать и адекватно реагировать на изменяющиеся условия внешней среды - сохранять и завоевывать новые преимущества в конкурентной борьбе на мировых рынках в условиях усиления турбулентности внешней среды, обусловленного глобализацией мирового хозяйства. Одним из источников таких преимуществ выступает стимулирование диффузии инноваций в рамках государственного научно-технического прогнозирования и планирования, интегрированных в про-
цесс государственного стратегического планирования развития национальной экономики и ее отдельных комплексов.
Основной целью стратегического планирования развития сложных топливно-энергетических отраслевых систем национальной экономики является получение Россией долговременных социально-экономических и экономико-технологических преимуществ от обладания крупнейшими топливно-энергетическими ресурсами, в частности наращивание ресурсно-технологического потенциала развития национальной экономики при гарантированно достаточном, надежном и экономичном уровне энергетической обеспеченности.
Важной особенностью системы энергетики является территориальная рассредоточенность, образующая одну из важнейших территориальных инфраструктур и в этом качестве решающим образом воздействующая на эффективность размещения производительных сил и уровень хозяйственного освоения территорий. Интегрированное в процесс государственного управления стратегическое планирование развития топливно-энергетических сложных систем выступает главным средством государственного воздействия на процессы развития всех производственных систем национальной экономики. Именно в отношении инфраструктурных систем сформировалось понимание безальтернатив-ности возврата к управляемости процессов развития в условиях вступления России в ВТО. Основные причины тому - угрозы и масштабность потерь при отказе от попыток сохранить энергетическое обеспечение социально-экономических систем на достаточном или приемлемом уровне. Угрозы безопасности проявляются в результате действий по дерегулированию и децентрализации в топливно-энергетическом комплексе, вызывающих нарушение системного единства. Развитие же топливно-энергетического комплекса сопряжено с наибольшими лагами, капиталоемкостью, необходимостью обоснования даже локальных объектов системными требованиями. Вследствие всего этого теплоэлек-троэнергетика требует особого подхода к управлению ее развитием. В России в пореформенное время существовавший ранее и эффективный механизм управления развитием оказался разрушенным, а новый механизм не сформирован. В настоящее время ведутся интенсивные поиски новых путей развития этого важнейшего межотраслевого комплекса народного хозяйства страны, перехода от сырьевой модели развития топливно-энергетического комплекса России к инновационной. В условиях усиления глобализации мировой экономики и существенного повышения степени открытости национальной экономики в рамках организационно-институционального обеспечения необходимо, как нам представляется, решение следующих вопросов:
- налогообложение нефтяной отрасли. Существующие формулы расчета НДПИ и шкала пошлин привели к изменению экономической сущности ресурсных платежей, усилению фискальной составляющей и соответственно уменьшению стимулирующей роли налогов [1, с. 95]. В результате снизилась эффективность работы нефтяной отрасли, сузилась налогооблагаемая база;
- урегулирование процедуры перекрестного субсидирования в электроэнергетике, отказ от ежегодной
индексации тарифов на электроэнергию, внесение необходимых поправок в действующие правовые акты, регулирующие отношения с учетом интересов как потребителей, так и поставщиков электроэнергии;
- формирование сбалансированной политики и координации совместных действий на уровне государственных министерств и ведомств, а также корпоративного сектора экономики в выборе направлений и организации выполнения НИОКР для топливно-энергетического комплекса;
- проведение взвешенной ценовой и тарифной политики топливно-энергетического комплекса. Российские предприниматели столкнулись со значительным ростом энерготарифов, подавляющим экономическую активность;
- купирование ситуации, сложившейся в сфере нефтегазового сервиса, характеризующейся растущим влиянием крупнейших зарубежных корпораций, таких как Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes;
- разработка адекватного инструментария стратегического планирования сложных социально-экономических систем и комплексов народного хозяйства, позволяющего объективно и всесторонне анализировать и оценивать процессы в мировой энергетике, делать обоснованные прогнозы и выводы, разрабатывать стратегические планы развития.
Для решения указанных вопросов, обеспечения энергобезопасности, перехода страны на инновационную модель развития топливно-энергетического комплекса, институционального обеспечения процесса стратегического планирования сложных социально-экономических систем и комплексов народного хозяйства специалисты предлагают создать единый центр стандартизации энергетики [2, с. 84; 6. с. 264 - 267]. Центр позволит решить проблему по актуализации и пересмотру стандартов, а также выполнить необходимое условие создания интеллектуальной энергетической системы России - осуществить переход на единые стандарты нового поколения.
Среди основных инструментов, позволяющих успешно реализовать стратегический подход к развитию топливно-энергетического комплекса России и осуществить его переход на инновационную модель развития, можно выделить следующие:
1. Создание на принципах частно-государственного партнерства центра инновационных технологий для решения системных научно-производственных проблем развития ТЭК, а также развитие Инжинирингового центра энергетического машиностроения для разработки и изготовления головных образцов инновационного оборудования, его испытаний и сертификации.
2. Внедрение программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием.
3. Создание технологических платформ в энергетической сфере, обеспечивающих объединение ведущих профильных вузов, НИИ, проектных, инжиниринговых и сервисных компаний, предприятий - изготовителей оборудования и энергетических компаний.
4. Формирование инновационных территориальных кластеров.
Необходимо отметить, что определенные сдвиги на пути внедрения элементов стратегического планирова-
ния и апробации инновационной модели развития в топливно-энергетическом комплексе России можно отметить уже сегодня. Так, соответствующие стратегические планы и программы были разработаны и реализуются следующими крупными компаниями - ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС», ОАО «РАО ЕЭС Востока», ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «Иркутскэнерго» и ОАО «РусГи-дро», в результате чего значительно увеличился объем финансирования НИОКР [3, с. 34; 4. с. 62]. Показательным также является взаимодействие российских энергетических компаний с ведущими международными корпорациями в целях внедрения инновационных технологий на основе разработанных стратегий развития. ОАО «РусГидро» подписало документы о создании двух совместных предприятий: с французской компанией Alstom - по производству гидроэнергетического оборудования и с немецкой компанией Siemens и ГК «Ростех-нологии» - по производству ветрогенераторов. В обоих случаях на территории России создается совместное предприятие по производству наиболее современного энергетического оборудования, востребованного в нашей стране и в мире.
Методологически важно, чтобы развитие отдельных электрогенерирующих объектов и системообразующих электрических сетей было обусловлено необходимостью эффективного функционирования национальной электроэнергетической системы, поскольку приоритет в управлении развитием топливно-энергетическим комплексом принадлежит государству [5, с. 84]. Единая электроэнергетическая система в сравнении с другими инфраструктурами обладает максимальным системным статусом, наибольшей синергией, всей полнотой атрибутов большой системы. Ее воспроизводство в таком качестве - основа эффективного развития всех хозяйственных комплексов и обеспечения безопасности страны в условиях вступления России в ВТО.
Кроме того, методология стратегического планирования развития сложных социально-экономических систем и комплексов предусматривает наличие системы долго-, средне- и краткосрочных документов социально-экономического развития, выбор приоритетов социального и технико-экономического развития, инструменты и механизмы их реализации, включающие систему долгосрочных концепций, среднесрочных программ и индикативных планов, институты организации соответствующей деятельности, а также методы контроля и механизмы ответственности за достижение необходимых результатов.
Поскольку стратегическое планирование является непрерывным итеративным процессом, состоящим из ряда шагов и стадий, оно должно быть приспособлено к реально существующим механизмам принятия решений в сложных социально-экономических системах и комплексах народного хозяйства. Поэтому необходимо обеспечить организационно-институциональное оформление процесса государственного стратегического планирования и возложить обязанности по его реализации на конкретные структурные подразделения органов государственной власти.
Важно отметить, что эффективной реализации принимаемых решений препятствует отсутствие у существующих и разрабатываемых программных и стратегических
документов единых стандартов подготовки, а также недостаточный учет фактора возрастания степени открытости национального и региональных рынков в современных условиях вступления России в ВТО. Такие документы различаются по глубине проработки, форме и содержанию, в них недостаточно учитываются отраслевой и пространственный разрезы, межотраслевые и межрегиональные связи, балансы производства и потребления на конкретных территориях. В этой связи необходима содержательная структуризация и тщательная проработка уже принятых к реализации и разрабатываемых программ социально-экономического развития на предмет адекватности сложившимся реалиям и выявленным стратегическим перспективам. Их целевые установки и мероприятия по реализации должны пройти процедуру системного согласования, в рамках которого потребуется оценить меру их ресурсной сбалансированности, выявить возможные противоречия целевых установок и инструментов экономической политики, обосновать требования к их синхронизации, определить узкие места и поставить задачу дополнения существующего набора программ новыми с целью обеспечения крити -ческой массы воздействия на ход воспроизводственных процессов и минимизации негативных системных эффектов в условиях вступления России в ВТО. Считаем целесообразным возобновление использования балансовых методов планирования с учетом известных рыночных механизмов ограничений масштабов и форм их применения.
Таким образом, стратегическое планирование развития сложных социально-экономических систем и комплексов народного хозяйства в условиях ускорения интеграционных процессов национальной экономики в мировое хозяйство, обусловленное вступлением России в ВТО, становится ключевым инструментом, обеспечивающим идентифицикацию перспективных направлений экономического роста, выявление возможностей национального экономического потенциала и его отдельных структурных элементов, а также координацию деятельности государственных институтов развития по выработке и реализации стратегических плановых решений.
1. Бурутин В.В. Проблемы налогообложения нефтяной отрасли и государственное регулирование ее развития // Вестник СГСЭУ. 2013. № 3 (47).
2. Жизнин С. Энергетическая дипломатия и модернизация ТЭК // Международная жизнь. 2012. № 4.
3. Коноваленко Н.П. Внешнеэкономическая стратегия нефтегазового комплекса России в условиях глобализации мировой энергетики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 5 (44).
4. Лисов В. России необходима наукоемкая «сырьевая экономика» // Экономика и ТЭК сегодня. 2012. № 18.
5. Остроумова Е.Г. ТЭК России в ХХ1 веке // Газовая промышленность. 2011. № 6.
6. Порошин Ю.Б., Круглов В.С., Зацаринин С.А. Развитие промышленного экспорта предприятий Саратовского региона в условиях действия норм и правил Всемирной торговой организации // Вестник СГСЭУ. 2013. № 2 (46).
7. Сухорукова А.М., Бекетова О.Н. Стратегии реструктуризации предприятий пищевой промышленности в условиях присоединения России к ВТО // Вестник СГСЭУ. 2013. № 3 (47).
удк330.567.2 Владимир Александрович Марков,
кандидат экономических наук, доцент, markov.saratov@mail.ru начальник отдела научной работы,
СГСЭУ
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСТАНОВОК И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА СТЕПЕНЬ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ*
В статье проанализированы современные концепции исследования нерациональности экономического поведения применительно к поведению потребителей. Разработаны принципы получения эмпирических данных о свойствах экономических субъектов, предложена методика статистической оценки закономерностей типологизации потребителей по степени экономической эффективности потребления. Сформулированы основные принципы синтеза в статистической модели эмпирических данных о личностных свойствах потребителей, экономических установок и субъективного экономического благополучия с эффективностью потребительских решений. Предложены методы агрегации микроэкономических данных экономических субъектов на уровень экономики для комплексной характеристики асимметрии потребительского поведения и степени отклонения реальной экономической эффективности от нормативной.
Ключевые слова: потребительское поведение, экономические установки, статистическая модель рациональности поведения, психолого-экономическое моделирование.
* Статья подготовлена при поддержке гранта Президента РФ МК-5965.2012.6 «Методология экспериментального моделирования экономических субъектов и систем в условиях асимметрии экономического поведения и эффекта опекаемых благ».