Научная статья на тему 'Методологические положения устойчивого развития рынка овощей защищенного грунта'

Методологические положения устойчивого развития рынка овощей защищенного грунта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЫНКА / РЫНОК ОВОЩЕЙ ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА / MARKET OF VEGETABLES MANUFACTURED IN THE PROTECTED GROUND / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / ВТО / WTO / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ECONOMIC STABILITY / ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT FACTORS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чазова Ирина Юрьевна

Показана актуальность проблемы устойчивого развития рынка. Раскрыты методологические аспекты обеспечения устойчивости рынка сельскохозяйственной продукции овощеводства защищенного грунта. Проанализированы взгляды ученых по проблемам и перспективам развития экономической устойчивости, а также научные подходы к определению категории «устойчивость». Выявлено, что устойчивое развитие рынка овощей защищенного грунта зависит от системы факторов. Определена общая структура факторов и их классификация, влияющих на устойчивое развитие рынка овощей защищенного грунта. Выявлены проблемы устойчивости рынка сельскохозяйственной продукции после вступления России в ВТО. Вступление России в ВТО является фактором риска для устойчивого развития рынка овощей защищенного грунта, так как производство продукции защищенного грунта является энергоемким, а вступление в ВТО предполагает повышение цен на энергоносители до мирового уровня, что значительно повысит себестоимость отечественной продукции и снизит ее конкурентоспособность. Определено, что в сложившейся ситуации только методология комплексного подхода, основанная на теории стратегического управления, теории рыночного спроса и предложения, теории конкурентоспособности, передовых управленческих практиках, позволит обеспечить конкурентоспособность российских предприятий и устойчивое развитие рынка овощей защищенного грунта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL POSITIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE MARKET OF GREENHOUSE VEGETABLE

The article considers the urgency of developmental problems in relation to a sustainable market. It reveals the methodological aspects of ensuring the sustainability of agricultural market of greenhouse vegetables. The article also analyzes the views of scientists on the problems and prospects of the development of economic stability, as well as scientific approaches to the definition of the category of «sustainability». It is revealed that the sustainable development of the market of vegetables manufactured in the protected ground depends on a system of factors. The general structure of the factors and their classification affecting sustainable development of the market of vegetables manufactured in the protected ground are defined. Problems of stability of the market of agricultural production after Russia's accession to the WTO are revealed. Russia's accession to the WTO is a risk factor for the sustainable development of the above market because manufacture of vegetables in the protected ground is power-consuming, and Russia’s accession to the WTO implies the increase of energy prices up to the world level, which will significantly increase the costs of domestic products and reduce their competitiveness. It is determined that in this situation only the methodology of the complex approach based on strategic management theory, theory of market supply and demand, theory of competitiveness, as well as on best management practices will ensure the competitiveness of Russian enterprises and the sustainable development of the market of vegetables manufactured in the protected ground.

Текст научной работы на тему «Методологические положения устойчивого развития рынка овощей защищенного грунта»

УДК 338.43 И.Ю. Чазова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЫНКА ОВОЩЕЙ ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА

Показана актуальность проблемы устойчивого развития рынка. Раскрыты методологические аспекты обеспечения устойчивости рынка сельскохозяйственной продукции овощеводства защищенного грунта. Проанализированы взгляды ученых по проблемам и перспективам развития экономической устойчивости, а также научные подходы к определению категории «устойчивость». Выявлено, что устойчивое развитие рынка овощей защищенного грунта зависит от системы факторов. Определена общая структура факторов и их классификация, влияющих на устойчивое развитие рынка овощей защищенного грунта. Выявлены проблемы устойчивости рынка сельскохозяйственной продукции после вступления России в ВТО. Вступление России в ВТО является фактором риска для устойчивого развития рынка овощей защищенного грунта, так как производство продукции защищенного грунта является энергоемким, а вступление в ВТО предполагает повышение цен на энергоносители до мирового уровня, что значительно повысит себестоимость отечественной продукции и снизит ее конкурентоспособность. Определено, что в сложившейся ситуации только методология комплексного подхода, основанная на теории стратегического управления, теории рыночного спроса и предложения, теории конкурентоспособности, передовых управленческих практиках, позволит обеспечить конкурентоспособность российских предприятий и устойчивое развитие рынка овощей защищенного грунта.

Ключевые слова: устойчивое развитие рынка, рынок овощей защищенного грунта, конкурентная среда, сельское хозяйство, ВТО, экономическая устойчивость, факторы устойчивого развития.

Проблемы устойчивости рынка сельскохозяйственной продукции, в частности овощей защищенного грунта, становятся все актуальнее, а после вступления России в ВТО и влияния данного процесса на финансово-экономическое состояние предприятий данной отрасли сельского хозяйства приобретают особую важность, так как конкуренция между участниками рынка будет возрастать и доля импортной продукции на российском рынке вряд ли сократится. Российские сельхозпроизводители овощей защищенного грунта находятся не в самом благоприятном положении.

Вступление России в ВТО может стать стимулом для развития отрасли овощеводства защищенного грунта, но в то же время может снизить эффективность ее функционирования. Для того чтобы отрасль оставалась конкурентоспособной, необходима модернизация инфраструктуры рынка овощей защищенного грунта, которая обеспечит его устойчивое развитие.

Являясь членом ВТО, Россия может принимать участие в формировании международных правил торговли и активно продвигать на внешний рынок свою продукцию. Однако снижение таможенных пошлин на импортные овощи с учетом того, что отечественные овощи, выращенные в теплицах, в настоящее время дороже импортных, может привести к ценовой неконкурентоспособности отечественной продукции.

Таким образом, вступление России в ВТО является фактором риска устойчивого развития рынка овощей защищенного грунта, так как низкая финансовая устойчивость многих тепличных хозяйств не позволяет модернизировать производство и технологии, влиять на товарное предложение, что сказывается на себестоимости продукции. Производство продукции защищенного грунта является энергоемким, а вступление в ВТО предполагает повышение цен на энергоносители до мирового уровня, что значительно повысит себестоимость отечественной продукции и снизит ее конкурентоспособность.

В сложившейся ситуации только методология комплексного подхода, основанная на теории стратегического управления, теории рыночного спроса и предложения, теории конкурентоспособности, передовых управленческих практиках, на государственной поддержке в совокупности с мерами таможенно-тарифного регулирования, модернизации отрасли, формирования конкурентной среды рынка овощей защищенного грунта, позволит обеспечить конкурентоспособность российских предприятий и устойчивое развитие рынка овощей защищенного грунта.

В рыночных условиях хозяйствования производители овощной продукции защищенного грунта не могут успешно действовать на рынке, не обеспечив устойчивость своих предприятий. На протяжении последнего десятилетия в большинстве предприятий отрасли овощеводства защищенного грунта происходили позитивные изменения, достигнутые преимущественно экстенсивным путем

2014. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

развития. Однако экстенсивные изменения уже в значительной степени исчерпали свои возможности и не имеют существенного значения для обеспечения прибыльности предприятий по производству овощей защищенного грунта. Практика показывает, что существующие сегодня в экономике проблемы не могут быть решены без формирования механизма, построенного с учетом динамической рыночной среды и в то же время обеспечивающего стратегическую устойчивость предприятия.

Обеспечение устойчивости рынка является проблемой чрезвычайно актуальной и малоизученной. Стабильная позиция субъекта на рынке, позитивная динамика финансово-экономических результатов, капитализация бизнеса, деловой успех, удовлетворение имущественных интересов собственников, укрепление позиций отрасли, продовольственной безопасности страны в значительной мере зависят от степени адаптации тепличного предприятия к динамическим изменениям внешней и внутренней рыночной среды, для которой характерным является рискованность осуществления хозяйственных операций, нестабильность экономической ситуации в государстве [11].

Проблемам и перспективам развития экономической устойчивости, а также вопросам управления процессом устойчивого развития рынка и предприятия в аграрном секторе посвящены многие научные работы, в частности О. Анциферовой [1], Г.В. Сапоговой, М.А. Кувшинова, Е.П. Шаймардановой, С.В. Хрипко, О.И. Боткина, А.И. Сутыгиной, В.З. Мазлоева [10] и других ученых.

Под управлением устойчивостью предприятия исследователи понимают управленческий процесс как систему методов, средств и принципов, обеспечивающих такое состояние составляющих системы, их формирование и распределение, которое дает возможность предприятию развиваться, повышать социально-экономические показатели деятельности при сохранении и наращивании конкурентоспособности отдельных элементов процесса функционирования [2]. Основной целью такого управления является обеспечение конкурентоспособности предприятия в текущем и перспективном периодах.

В отечественной науке в основном рассматриваются вопросы устойчивости предприятия как потребителя ресурсов и поставщика продукции на рынок, но не самого рынка. Это во многом объясняется сильными позициями еще советской школы комплексного экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия в условиях жесткой детерминации влияющих факторов.

В период утраты механизмов централизованного планирования, становления либерально-демократических основ рыночного хозяйства, развития макроэкономического прогнозирования в 90-х гг. и начале XXI в. утвердилась научная точка зрения, что рынок может быть только объектом регулирования со стороны управляющего субъекта, но не объектом управления, так как управлять товарным предложением хозяйствующий субъект может, но управлять потребительским спросом - нет.

Это отражает, во-первых, на наш взгляд, ограниченность в понимании сущности рынка (только как глобального пространства со множеством конкурентов). Во-вторых, это связано с не всегда оправданным перенесением действительно основной функции регулирования рынка со стороны государства на все остальные хозяйствующие субъекты, особенно те, которые владеют имуществом на правах собственника. В-третьих, развитие современных информационных технологий и методов стратегической разведки, активно применяемых, например, спецслужбами экономически развитых стран в управлении поведением крупных корпоративных потенциальных клиентов, позволяет усомниться в однозначности устоявшихся научных точек зрения и выдвинуть ряд теоретических предположений насчет управления устойчивым развитием рынка.

В западной науке в рамках теорий стратегического анализа, стратегического управления в большей степени исследуются проблемы рынков, отраслевой конкуренции, конкурентных преимуществ, путей и способов их сохранения, оценки стоимости бизнеса. Следует учитывать позицию, что априори конкурентного преимущества у предприятия не существует [6]. Наличие конкурентного преимущества проявляется только непосредственно в конкуренции на рынке. Таким образом, рынок является индикатором состояния предприятия.

В целом термин «устойчивость» широко используется в разных отраслях науки и характеризует способность системы как сохранять текущее состояние при наличии внешних влияний, так и возможность возвращаться в состояние равновесия в случае наступления неблагоприятных отклонений за пределы ее допустимого значения. Под системой при этом могут понимать предприятие, отрасль, регион, рынок. Поэтому в экономике не существует единого общепринятого подхода к определению категории «устойчивость».

Е.П. Шаймарданова рассматривает экономическую устойчивость предприятия на двух уровнях: финансовом, предполагающем независимость от сторонних источников финансирования и высокий уровень платежеспособности предприятий, и инновационном, на котором осуществляется воспроизводство и обновление основных фондов, реализация процессных и продуктовых инноваций [18].

В рекомендациях ОЭСР (организация экономического сотрудничества) устойчивое развитие рассматривается как динамический процесс, предусматривающий количественные и качественные изменения в развитии экономической, производственной сферы, других отраслей, сфер и направлений экономической деятельности, а также качества жизни населения.

О.В. Михалев [12], С.В. Хрипко [16], С.В. Галачиева и Ю.Г. Неудахина [7] отмечают, что уровень устойчивого развития региона определяется взаимодействием природно-экологических, политических, общественных, экономических и социальных групп факторов.

В работах многих авторов под устойчивостью понимают способность адекватного реагирования системы на изменение внутренних и внешних условий при сохранении своего качества [13; 8].

По нашему мнению, представляет интерес точка зрения М.В. Самосудова, в соответствии с которой устойчивость организации рассматривается как ее способность сохранять показатели деятельности на протяжении определенного времени в допустимых пределах, несмотря на то, что из-за внешних условий текущая деятельность не может быть экономически эффективной [15].

Многие ученые не разграничивают понятия «устойчивость» и «стабильность». На наш взгляд, отождествлять стабильность с устойчивостью нельзя, поскольку устойчивость - это по своей экономической сути характеристика состояния предприятия в короткие промежутки времени. Стабильность - это динамический процесс, который направлен на обеспечение надлежащего функционирования предприятия на протяжении длительного периода, в условиях постоянно изменяющих друг друга реальных состояний, для каждого из которых характерен определенный уровень устойчивости предприятия.

Важной особенностью устойчивости предприятия является то, что она включает множество составляющих - производственную, финансовую, кадровую, инвестиционную, маркетинговую, технологическую и другие подсистемы, которые, в свою очередь, нуждаются во взвешенном подходе к анализу и обеспечению [9].

Для возможности поддержки и прогнозирования устойчивости предприятия необходимо иметь информацию о конкретных факторах и их составляющих, которые непосредственно влияют или могут оказать влияние на эту устойчивость. Влияющие на устойчивость предприятия факторы исследователи подразделяют на внешние и внутренние [3; 17].

Для оценки риска снижения устойчивости используют расчетно-аналитические методы оценивания, которые дают количественное представление об этом риске. Для того чтобы оперативно нейтрализовать риск снижения устойчивости предприятия в сложных условиях, стоит внедрить на предприятии эффективную систему внутреннего страхования (нейтрализация негативных явлений в процессе экономического развития предприятия) и освоить профилактические мероприятия, которые проводятся в таких направлениях: избежание, минимизация, диверсификация, лимитация. Это будет способствовать укреплению общей устойчивости предприятия [4].

В последнее время и у западных, и у отечественных исследователей появляются тенденции «антропологизации» характеристик хозяйственной деятельности предприятия, что проявляется, например, в появлении понятия способности фирмы. Многие исследователи отмечают, что предприятие будет устойчиво функционировать, если «внутреннее состояние отвечает» требованиям рынка [5]. Данное обстоятельство связано со способностью предприятия адаптироваться к внешним условиям, которые изменяются. Под адаптацией понимается способность производственной системы реагировать на изменения в окружающей среде с целью повышения эффективности функционирования [19]. Свойство адаптации системы может проявляться как саморегулирование, самообучение, самоорганизация и самоусовершенствование.

Данная научная тенденция дает нам основания рассматривать рынок традиционно не как место конкуренции специализированных по продукции предприятий, а как внешнее проявление (продолжение) способностей предприятия в деловой среде. В этом смысле рынок предстает как часть внешней рыночной среды, управляемой предприятием, управляемым параметром.

Исследователи давно отличают понятия конкурентной среды предприятия (фирмы) от окружающей среды предприятия (фирмы, отрасли). Окружающая среда фирмы - это совокупность всех

2014. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

внешних влияний на деятельность фирмы, источники которых могут быть самыми разнообразными. Анализ окружающей среды может быть очень затратен и бесполезен. По этой причине выделяется понятие «ядра окружающей среды фирмы» - три группы игроков: клиенты, поставщики, конкуренты, которые и являются конкурентной средой предприятия, отрасли [19].

В работах западных ученых также хорошо изучены вопросы:

- формирования конкурентных преимуществ, под которыми понимаются ключевые факторы успеха, проявляющиеся только в ходе отраслевой конкуренции;

- способов конкуренции (стратегия «первопроходцев», стратегия «имитаторов»);

- особенностей конкурентных преимуществ на разных типах рынков;

- методики факторного анализа рыночной среды и конкурентов.

В трудах отечественных исследователей представлены разработки аналитического инструментария стратегического конкурентного анализа в виде производных и ситуационных балансов [14].

Под устойчивым развитием рынка овощей защищенного грунта следует понимать способность рынка в короткий срок восстанавливать и превосходить параметры соотношения товарного предложения овощей и потребительского спроса на овощи, свойственные ему в период до начала внешнего воздействия.

Устойчивость как проявление хозяйственной деятельности предприятий обеспечивает стабильность развития отрасли в целом и отдельного рынка овощей защищенного грунта.

С позиций неоклассического подхода устойчивое развитие рынка определяется конкурентоспособностью отдельно взятого субъекта. С позиций институционального подхода при оценке устойчивого развития рынка необходимо рассматривать не только деятельность производителей продукции, но и их внешнюю инфраструктуру.

Устойчивое развитие рынка овощей защищенного грунта определяется конкурентоспособностью продукции овощеводства, предприятий по производству овощной продукции и предприятий, составляющих общий (заготовительный), потребительский (завершающий) и управленческий уровни. Чем больше количество хозяйствующих субъектов, имеющих общий высокий уровень конкурентоспособности, тем более устойчиво развитие рынка.

Для более дифференцированной оценки устойчивого развития рынка овощной продукции защищенного грунта целесообразно рассмотреть устойчивость всех его подсистем с двух точек зрения: как внешнюю устойчивость, определяемую внешними факторами, и внутреннюю устойчивость, определяемую внутренними факторами.

Внешняя устойчивость подсистем рынка определяется такими факторами, как природно-климатические, состояние экономики, уровень инфляции в стране, инвестиционный климат в государстве, нормативно-правовое регулирование отрасли овощеводства защищенного грунта, платежеспособность населения, потребительский спрос, позиции конкурентов, развитие научно-технического прогресса.

Внутренняя устойчивость подсистем рынка определяется такими факторами, как уровень концентрации и специализации производства, наличие достаточной численности квалифицированных трудовых ресурсов и обеспеченность их средствами труда, система управления, уровень технооснащенно-сти производства, близость районов выращивания овощей к местам потребления и переработки.

Общая структура и классификация факторов, влияющих на устойчивое развитие рынка овощей защищенного грунта, изображены на рис.1, 2.

Следует заметить, что важным является учет комплексного характера составляющих устойчивого развития. Комплексность составляющих устойчивого развития рынка овощей защищенного грунта проявляется в необходимости учета:

- всех предприятий, относящихся к разным видам деятельности, но в комплексе составляющих отрасль овощеводства;

- внутреннего и внешнего характера влияния факторов;

- дестабилизирующего и положительного влияния факторов;

- типов и элементов устойчивости.

Рис. 1. Общая структура факторов, влияющих на устойчивое развитие рынка овощей

защищенного грунта

Качество и вкусовые свойства

(уникальность, свежесть) Безопасность и экологичность (применяемая технология возделывания тепличных культур,

гарантии безопасности) Соответствие цены и качества Экономические параметры (энергоемкость, себестоимость продукции, ценообразование и

уровень цен) Реклама (наличие локального бренда, узнаваемость продукта) Ассортимент (разнообразие ассортимента, наличие товаров-новинок) Внесезонность (несколько культурооборотов в год)

Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции

Инвестиционная привлекательность Уровень научно-технического и организационного развития

(способ отопления тепличных конструкций, организация технологического процесса, наличие квалифицированных специалистов, уровень оснащенности ресурсами) Система сбыта и товародвижения (природно-географическое расположение тепличного комбината, близость районов выращивания овощей к местам потребления и переработки, состояние и удобство транспортных путей для перевозки продукции) Репутация и имидж Коммерческие условия (система кредитов и скидок) Адаптивность системы управления Стратегия управления Маркетинговая стратегия Финансовая устойчивость

Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

т

3"

Потребительский потенциал (покупательский спрос и емкость рынка, изменения в структуре потребления) Степень свободы вхождения предприятия на рынок и выхода из него Концентрация конкурентов Контроль за дилерами и поставщиками (возможность предприятия влиять на рыночную цену) Зависимость качества продукции у покупателей от продукции тепличных комбинатов Возможность доступа к каналам распространения

Факторы, влияющие на структуру конкурентной среды

Факторы,

влияющие на устойчивость рынка овощей защищенного грунта

±

Факторы, определяющие влияние окружающей среды

Нормативно-правовое регулирование отрасли овощеводства защищенного грунта (показатели качества товара, определяемые действующими стандартами, нормами,рекомендациями)

Степень государственной ^ поддержки отрасли_Тенденции развития экономики

Уровень развития научно-технического прогресса

Рис. 2. Классификация факторов, влияющих на устойчивое развитие рынка овощей

защищенного грунта

Таким образом, несмотря на многочисленные исследования ученых, вопрос обеспечения устойчивого развития рынка овощной продукции защищенного грунта остается открытым. Также не существует четко разработанной модели механизма обеспечения стратегической устойчивости рынка овощной продукции защищенного грунта, что значительно осложняет мониторинг выполнения поставленных задач в долгосрочной перспективе, несмотря на то, что методология устойчивого развития рынка в сфере производства продукции защищенного грунта окончательно не сложилась.

Все вышеуказанные факторы выступают основой формирования устойчивости рынка овощной продукции защищенного грунта. Они действуют суммарно, и в то же время сила влияния каждого из них может отличаться, так как и сам характер влияния может быть негативным и позитивным. Таким образом, совокупное влияние факторов может привести к снижению устойчивости рынка или, напротив, к росту устойчивости и сбалансированности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анциферова О. Инновационное развитие кооперационных и интеграционных процессов при формировании механизма устойчивости аграрного сектора экономики // Международный сельскохозяйственный журнал. 2011. С. 13-15.

2. Батьковский А.М., Лури А.В., Тельнов Ю.Ф. и др. Экономико-математический инструментарий финансового оздоровления российских предприятий в условиях глобализации и мирового финансового кризиса / под ред. А.М. Батьковского. М.: МЭСИ, 2009. 420 с.

3. Батьковский А.М., Булава И.В., Мингалиев К.Н. и др. Стратегия развития российских предприятий в современный период: теория и методология. М.: МЭСИ, 2009. 405 с.

4. Батьковский А.М., Булава И.В., Кравчук П.В. и др. Методология и инструментарий управления инновационной деятельностью экономических систем в условиях транснационализации экономики и ее неустойчивого посткризисного развития / под ред. А.М. Батьковского М.: МЭСИ, 2010. 360 с.

5. Баркин А.И. Абсолютная устойчивость и гармонический баланс // Автоматика и телемеханика. 2011. № 9. С. 4-12.

6. Грант Р. Современный стратегический анализ. СПб.: Питер, 2008. 554 с.

7. Галачиева С.В., Неудахина Ю.Г. Направления исследования проблем устойчивого развития региона // Вопр. экономики и права. 2011. № 1. С. 186-190.

8. Леметти Ю. Внешние факторы устойчивого развития сельского хозяйства Российской Федерации // АПК: экономика, управление. 2011. № 7. С. 89.

9. Лунева Е.А. Фазовое состояние устойчивости экономического развития региона // Российское предпринимательство. 2011. № 11. Вып. 1 (195). С. 148-151.

10. Мазлоев В.З., Аджиева А.Ю., Неврев А.В., Тлатова Л.Х. Государственное регулирование формирования рыночных отношений в региональном аграрно-промышленном комплексе. М.: РУДН, 2000. 219 с.

11. Минниханов Р.Н., Алексеев В.В., Файзрахманов Д.И. Инновационный менеджмент в АПК. М.: Изд-во МСХА, 2003. С. 432.

12. Михалев О.В. Мониторинг экономической устойчивости региональных межхозяйственных систем // ЭКО-2011. № 6. С. 147-157.

13. Петров А.А. Интеграция строительных предприятий как фактор повышения их организационно-экономической устойчивости // Экономическое возрождение России. 2004. № 3 (13). С. 30-37.

14. Романова С.В. Стратегический конкурентный анализ в строительной отрасли // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 281-284.

15. Самосудов М.В. Механизмы управления системной устойчивостью компании // Современная конкуренция. 2008. № 4. С. 12-14.

16. Хрипко С.В. Проблемы устойчивого развития региона в условиях трансформации экономики // Экономические науки. 2011. № 2. С. 193-196.

17. Хомяченкова Н.А. Современные аспекты мониторинга устойчивого развития промышленного предприятия: методика и практика // Интернет-журнал «Экономические исследования». 2010. № 2. ЦКЬ: http://www.erce.ru.

18. Шаймарданова Е.П. Стратегии устойчивого развития промышленных предприятий // Российское предпринимательство. 2010. № 10. Вып. 1 (168). С. 48-53.

19. Шамина Л.К. Адаптивность как особенность современных экономических систем // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2007. № 3. С. 12-17.

Поступила в редакцию 15.01.14

I.Yu. Chazova

METHODOLOGICAL POSITIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE MARKET OF GREENHOUSE VEGETABLE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article considers the urgency of developmental problems in relation to a sustainable market. It reveals the methodological aspects of ensuring the sustainability of agricultural market of greenhouse vegetables. The article also analyzes the views of scientists on the problems and prospects of the development of economic stability, as well as scientific approaches to the definition of the category of «sustainability». It is revealed that the sustainable development of the market of vegetables manufactured in the protected ground depends on a system of factors. The general structure of the factors and their classification affecting sustainable development of the market of vegetables manufactured in the protected ground are defined. Problems of stability of the market of agricultural production after Russia's accession to the WTO are revealed. Russia's accession to the WTO is a risk factor for the sustainable development of the above market because manufacture of vegetables in the protected ground is power-consuming, and Russia's accession to the WTO implies the increase of energy prices up to the world level, which will significantly increase the costs of domestic products and reduce their competitiveness. It is determined that in this situation only the methodology of the complex approach based on strategic management theory, theory of market supply and demand, theory of competitiveness, as well as on best management practices will ensure the competitiveness of Russian enterprises and the sustainable development of the market of vegetables manufactured in the protected ground.

Keywords: sustainable development of the market, market of vegetables manufactured in the protected ground, the competitive environment, agriculture, WTO, economic stability, sustainable development factors.

Чазова Ирина Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Институт экономики и управления

ФБГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: сhazirina@yandex.ru

Chazova I.Yu.,

Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Public Administration, Institute of Economics and Management

Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: chazirina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.