Научная статья на тему 'Конкурентная стратегия развития автотранспортных предприятий АПК на рынке услуг'

Конкурентная стратегия развития автотранспортных предприятий АПК на рынке услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефименко А. Г.

Обоснованы направления, стратегические задачи и условия формирования рыночной системы автотранспортного обслуживания АПК, основой которого является повышение эффективности функционирования автотранспортных организаций АПК. Предложена методика оценки конкурентоспособности автотранспортных предприятий АПК на рынке услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF AIC AUTO-TRANSPORT ENTERPRISES IN THE SERVICES MARKET

We have substantiated directions, strategic tasks and conditions for the formation of a market system for the transport services of agro-industrial complex, the basis of which is the increased efficiency of agro-industrial complex transport organizations functioning. We have proposed a method for assessing the competitiveness of agro-industrial complex road transport enterprises in the services market.

Текст научной работы на тему «Конкурентная стратегия развития автотранспортных предприятий АПК на рынке услуг»

УДК 338.28:664

КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК НА РЫНКЕ УСЛУГ

А. Г. ЕФИМЕНКО, доктор экономических наук, профессор УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

COMPETITIVE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF AIC AUTO-TRANSPORT ENTERPRISES IN THE SERVICES

MARKET

A.G. EFIMENKO, Doctor of economic sciences, professor Mogilev State University of Food Technologies

Обоснованы направления,

стратегические задачи и условия формирования рыночной системы автотранспортного обслуживания АПК, основой которого является повышение эффективности функционирования автотранспортных организаций АПК. Предложена методика оценки конкурентоспособности автотранспортных предприятий АПК на рынке услуг.

We have substantiated directions, strategic tasks and conditions for the formation of a market system for the transport services of agro-industrial complex, the basis of which is the increased efficiency of agro-industrial complex transport organizations functioning. We have proposed a method for assessing the competitiveness of agro-industrial complex road transport enterprises in the services market.

Введение. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь - документ, определяющий направления стабильного развития трех взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов: человека как личности и генератора новых идей - конкурентоспособной экономики - качества окружающей среды в условиях внутренних и внешних угроз и вызовов долгосрочного развития. Основная цель данной стратегии - переход к качественному сбалансированному росту экономики на основе ее структурно-институциональной трансформации с уче-

том принципов «зеленой» экономики, приоритетного развития высокотехнологичных производств, которые станут основой для повышения конкурентоспособности страны и качества жизни населения. В сфере экономики основными задачами являются формирование высокоэффективной, социально ориентированной и конкурентоспособной экономики нового типа-экономики знаний с развитыми рыночными институтами и инфраструктурой; ускоренное развитие высокотехнологичных производств, промышленных инновационных кластеров, инфраструктурных секторов экономики, влияющих на качество человеческого развития. Устойчивое развитие транспортной системы до 2030 г. нацелено на удовлетворение потребностей экономики и общества в качественных транспортных услугах при обеспечении природоохранных требований и безопасности дорожного движения. Критериями достижения поставленной цели являются: рост грузооборота транспорта за 2016-2030 гг. в 1,2 раза; увеличение удельного веса дорог с твердым покрытием в общей длине автомобильных дорог общего пользования с 86,3 % в 2015 г. до 90 % в 2030 г. и рост экспорта транспортных услуг - в 2,2 раза [2, 3, 6, 8].

На современном этапе одним из основных факторов роста экспорта услуг является повышение конкурентоспособности автотранспортных предприятий АПК с учетом влияния следующих факторов: степень удовлетворения спроса на продукцию (работы, услуги), емкость существующих и потенциальных сегментов рынка, наличие конкурентов, социально-демографические характеристики продукции (работ, услуг), уровень снабженческо-сбытовой сети и послепродажного сервисного обслуживания. Конкурентоспособность продукции (работ и услуг) - это возможность продукции (работ и услуг) быть выделенными покупателями из других аналогичных групп, предлагаемых организациями - конкурентами, благодаря более высоким потребительским свойствам и экономическим параметрам, более низким ценам на их приобретение и более низким затратам на их потребление [4, 5].

Анализ источников. В зарубежной и отечественной экономической литературе вопросы системного подхода к оценке конкурентоспособности автотранспортных предприятий АПК исследованы не в полной мере. Систематизация научных взглядов по исследуемой проблеме позволяет привести ряд подходов. Существует несколько способов оценки конкурентоспособности формирований: на основе теории эффективной конкуренции; на основе теории равновесия; матричные методы; метод И. Ансоффа; на основе финансового подхода; с позиций качества. Оценка с позиций теории эффективной конкуренции акцентируется на определении конкурентоспособности отрасли, что не совсем приемлемо для отдельной автотранспортной организации. Согласно теории равновесия, конкурентоспособность организации зависит от его способности использовать факторы производства с большей производительностью, чем конкуренты. Данная теория применима в условиях развитой конкуренции.

Матричные методы позволяют совместить изучение внешних и внутренних факторов конкурентоспособности автотранспортных организаций (фирм), установить линии связи между его силой и слабостью, внешними угрозами и возможностями. Однако данные методы не дают количественной оценки уровня конкурентоспособности, хотя это важно для практики автотранспортных организаций (фирм).

Наиболее широкое распространение имеют метод И. Ансоффа и оценка с позиций качества, который определяет конкурентоспособность формирований как рентабельность стратегических инвестиций, откорректированных на степень оптимальности стратегии и потенциала организации [1]. Трактовка конкурентоспособности И. Ансоффом близка к толкованию конкурентного преимущества М. Портером. В обеих концепциях на первый план выходит соотношение фактической и базовой продуктивности использования ресурсов фирмы, однако М. Портер не конкретизирует показатели продуктивности [7].

Большинство авторов сходятся во мнении, что традиционными оценочными показателями работы автотранспортных предприятий АПК на рынке услуг (выполнение договорных заданий по объемам перевозок, грузообороту, доходам и прибыли) не исчерпывается перечень условий, влияющих на качество обслуживания заказчиков. Необходимо разработать более полную систему показателей и методов их количественного выражения с учетом специфических особенностей агропромышленного производства и места грузового автотранспорта в нем.

Методы исследования. Методология исследования основана на системном подходе, применяемом к оценке конкурентоспособности автотранспортных предприятий АПК, с использованием методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.

Основная часть. Оценка конкурентоспособности автотранспортных предприятий АПК на рынке услуг выполнена с помощью метода нечетких множеств. Для выявления вариантов по совокупности критериев необходимо иметь в распоряжении информацию о важности критериев и типах возможных отношений между ними. Метод нечетких множеств предоставляет различные средства для учета взаимных отношений критериев: использование весовых коэффициентов, нечеткие отношения предпочтения, нечеткий логический вывод на правилах определения лучшей альтернативы и т. д. В данном случае конкурентоспособность автотранспортных организаций АПК на рынке услуг является синтезом объективного (уровень спроса) и субъективного (степень удовлетворения заказчика). Данный метод использовался при оценке конкурентоспособности автотранспортных подразделений Могилевского областного унитарного автотранспортного предприятия «Облагропромтранс»: автотранспортного предприятия «Агропромтранс» г. Бобруйска и «Кричевмежрайтранс», государственных автотранспортных подразделений (Круглянское, Шкловское, Чаусское, Горецкое, Быховское, Заднепровское и Городское). В качестве экспертов выступали специалисты данных подразделений, экспертная оценка которыми проводилась в несколько этапов. На первом

этапе был определён состав параметров, которые можно рассматривать как существенно влияющие на решение клиентов о покупке автотранспортных услуг и конкурентоспособность организаций в целом. Экспертами из 30 предложенных показателей были выбраны следующие:

1. Тариф на автотранспортные услуги.

2. Эффективность единой информационной системы обеспечения внешнеэкономической деятельности (ВЭД) автотранспортных организаций АПК.

3. Коэффициент финансового риска автотранспортных организаций АПК на рынке услуг.

4. Уровень спроса на автотранспортные услуги в АПК с учетом особенностей сельскохозяйственного производства.

5. Наличие кадров соответствующей квалификации в автотранспортных организациях АПК.

6. Организационная структура автотранспортных организаций АПК.

7. Износ грузового автотранспорта АПК.

8. Уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ.

9. Рентабельность совокупного капитала.

10. Степень реализации государственных целевых программ развития грузового автотранспорта.

На втором этапе оценивалась значимость каждого параметра экспертами. Для этого каждый эксперт ранжировал параметры на основе качественных и количественных характеристик. Затем определялись коэффициенты относительной значимости («веса») каждого из параметров.

Результатом применения методики является числовое значение конкурентоспособности, которое представляет собой построенный при помощи математического аппарата нечеткой логики интегральный критерий. При построении интегрального критерия учитываются веса показателей. Допустимый уровень конкурентоспособности начинается с 50 %, наивысший - при показателе равном 100 %.

Сводная оценка конкурентоспособности государственных автотранспортных предприятий АПК представлена в таблице.

Оценка конкурентоспособности государственных автотранспортных предприятий АПК

Наименование организации Интегральная оценка Группы (А, В и С) и диапазон значений

Автотранспортное предприятие «Агропромтранс» г. Бобруйска 0,643 А - высокая конкурентоспособность (0,6-1)

Автотранспортное предприятие «Кричевмежрайтранс» 0,636 А

Круглянское государственное автотранспортное предприятие 0,431 В - средняя конкурентоспособность (0,4-0,6)

Шкловское государственное автотранспортное предприятие 0,419 В

Чаусское государственное автотранспортное предприятие 0,361 С - низкая конкурентоспособность (0-0,4)

Горецкое государственное автотранспортное предприятие 0,449 В

Быховское государственное автотранспортное предприятие 0,370 С

Заднепровское государственное автотранспортное предприятие 0,336 С

Городское государственное автотранспортное предприятие 0,596 В

Данные, приведенные в таблице, показывают, что высокой конкурентоспособностью отличаются автотранспортные предприятия «Агропромтранс» Бобруйска и «Кричевмежрайтранс»; средней - Круглянское, Горецкое и Городское и низкой конкурентоспособностью - Чаусское, Быховское и Заднепровское государственные автотранспортные предприятия. Основными причинами слабой конкурентной позиции Чаусского, Быховско-го и Заднепровского государственных автотранспортных предприятий являются недостаточное владение состоянием спроса на автотранспортные услуги, низкие технико-эксплуатационные характеристики грузового автотранспорта, неэффективная реклама, завышенные тарифы на услуги, нерешенные производственные проблемы и в целом отсутствие конкурентной политики организации.

Конкурентная стратегия развития автотранспортных предприятий АПК является основой завоевания рыночных позиций и получения выгод от реализации конкурентных преимуществ, важнейшие из которых заключаются в следующем.

1. Стратегия лидерства в издержках (себестоимости) дает преимущество, основанное на установлении оптимальной структуры затрат (например, за счет выгодного месторасположения, перевода автомобилей на газовое топливо, экономии за счет улучшения организации труда и др.), что позволяет привлекать дополнительные сегменты потребителей.

2. Дифференциация производства означает, что автотранспортные предприятия АПК стремятся к уникальности и исключительности в аспектах, важных для потребителей (доступность, надежность, удобство пользования, дизайн, сервис и др.), а также приспособление к нуждам определенных групп (пополнение парка грузовых автомобилей, пользующихся спросом на рынке услуг как по конструкции кузова (самосвалы, фургоны, рефрижераторы), так и по грузоподъемности (до 3 тонн и свыше 15 тонн).

3. Диверсификация производства с целью расширения рыночной активности автотранспортных предприятий АПК, использующих финансовые ресурсы не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и на освоение новых видов услуг, создание новых производств (создание транспортно-логистического центра и его диверсификация по отраслям АПК). В зависимости от отраслевой принадлежности в Беларуси создаются транспорно-логистические, оптово-логистические (торговые) и многофункциональные логистические центры.

4. Создание новых рынков, способствующих использованию новейших технологий, изменению потребностей клиентуры, появлению новых возможностей и инструментов для размещения финансов и управления рисками (создание агропромышленного кластера, формирование единого информационного пространства, оптимизация движения автомобильного транспорта с помощью «бортовых» компьютеров). Основой формирования кластера являются

специализированные зоны товарного производства и территориальные рынки материально-технических ресурсов и продовольствия.

5. Стратегия фокусирования состоит в сосредоточении усилий не на группе сегментов, а на определенном виде услуг (или отдельном регионе) с целью выбора перспективного сегмента отраслевого рынка, позволяющего его обслуживать эффективнее, чем конкуренты.

6. Стратегия синергизма характеризует ситуацию в деловой практике, когда совокупный результат превосходит сумму отдельных эффектов (например, при комплексном транспортно-экспедиционном обслуживании заказчиков по сравнению с обычной организацией процесса доставки сельскохозяйственных грузов). Повышение эффективности и объединение усилий основных игроков транспортного и аграрного рынков - приоритетные задачи в сфере перевозок сельскохозяйственных грузов. Необходим системный подход, стимулирующий наращивание объемов производства АПК и обеспечивающий меры по поддержанию требуемого уровня развития инфраструктурных мощностей. Наиболее эффективный инструмент в условиях конкуренции -государственно-частное партнерство, консолидация рынка и создание совместных компаний.

Заключение. Проведенные исследования показали, что в повышении конкурентоспособности автотранспортных предприятий важное значение имеет освоение новых рынков и поиск новых заказчиков и клиентов. С этой целью организациям необходимо провести рекламную компанию, которая бы продемонстрировала конкурентные преимущества. Конкурентное преимущество - это превосходство над конкурентами, позволяющее завоевать более прочные позиции на рынке по сравнению с конкурентами и получить желаемую прибыль, которое достигается путем предоставления потребителям больших благ, за счет реализации более дешевой продукции (услуг) или предложения высококачественных продуктов (услуг), но по оправданно более высокой цене. При этом автотранспортные предприятия АПК

для обеспечения рентабельности производства должны иметь сильные позиции по отношению к конкурентам, проявляющиеся в основном в двух типах конкурентных преимуществ: в экономии издержках, а также в дифференциации (или специализации). Под экономией издержек понимается не просто меньшая сумма затрат на производство продукции (работ, услуг), чем у конкурентов, а способность автотранспортных предприятий АПК реализовывать продукцию (работы, услуги) более эффективно, чем конкуренты. Экономия издержек достигается в автотранспортных предприятиях АПК за счет улучшения основных технико-экономических показателей и расширения перечня выполняемых транспортно-экспедиционных услуг. При этом вся деловая деятельность автотранспортных предприятий должна быть направлена на достижение конкурентных преимуществ и в завоевании прочных позиций на рынке. Под конкурентным преимуществом «дифференциация и специализация» понимается не сосредоточение всех маркетинговых усилий автотранспортных организаций АПК на оказании определенного вида автотранспортных услуг, а способность удовлетворять специфические потребности клиентов и получать за это премиальную цену, то есть более высокую цену, чем у конкурентов. Особое внимание будет уделено развитию экспорта транспортных услуг путем создания условий для привлечения транзитных грузопотоков на территорию республики, расширения географии перевозок и проведения согласованной транспортной политики в рамках ЕАЭС.

Список литературы

1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб., 1999. - 414 с.

2. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, № 196 от 11.03. 2016г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msh.gov.by/ru/. - Дата доступа: 15.09.2018.

3. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: указ Президента Республики Беларусь, № 31 от 31.01.2017. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mshp.-gov.by/programms. - Дата доступа: 15.10.2018.

4. Ефименко, А. Г. Формирование рыночной системы автотранспортного обслуживания АПК: моногр. / А. Г. Ефименко. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 224 с.

5. Конкурентный потенциал перерабатывающих предприятий АПК / А. В. Пилипук [и др.]; под ред. В. Г. Гусакова. - Минск: Беларуская навука, 2012. - 217 с.

6. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. - 2015. - №4. - С. 6-99.

7. Портер, М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / М. Портер: пер. с англ.; под ред. В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

8. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сборник. - Минск: Нац. стат. комитет Республики Беларусь, 2017. - 232 с.

Информация об авторе

Ефименко Антонина Григорьевна - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и организации производства УО «Могилевский государственный университет продовольствия», тел. раб. (0222) 64-87-45; е-mail: efimenko_ag@mail.ru.

Материал поступил в редакцию 17.11.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.