Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА РЕГИОНА'

КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА РЕГИОНА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМПЛАЕНС В ОРГАНАХ ВЛАСТИ / COMPETITIVE ENVIRONMENT OF THE REGION / ENTREPRENEURIAL CLIMATE / ASSESSMENT OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT OF ENTREPRENEURSHIP / ANTITRUST COMPLIANCE IN GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко И.В.

В настоящей статье рассмотрена экономическая категория «конкурентная среда» как фактор формирования предпринимательского климата, представлены теоретические подходы к определению данной категории, проведена оценка состояния конкурентной среды в Новосибирской области на основе рейтинга интенсивности конкуренции и опроса предпринимателей, выявлены некоторые проблемы реализации государственной конкурентной политики в Новосибирской области и предложен механизм повышения результативности мер региональных органов власти по созданию качественной конкурентной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондаренко И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ENVIRONMENT AS A STRATEGIC FACTOR IN THE REGION’S ENTREPRENEURIAL CLIMATE

This article considers the economic category “competitive environment” as a factor in forming the entrepreneurial climate, presents theoretical approaches to the definition of this category, assesses the state of the competitive environment in the Novosibirsk region based on the competition intensity rating and survey of entrepreneurs, identifies some problems in the implementation of state competition policy in the Novosibirsk region and proposed a mechanism to improve the performance of measures of regional authorities to create high-quality competitive environment.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА РЕГИОНА»

УДК 332.1

ISSN: 2542-0259

© Российское конкурентное право и экономика, 2019

Конкурентная среда как стратегический фактор предпринимательского климата региона

И. В. Бондаренко,

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Новосибирск

Аннотация

В настоящей статье рассмотрена экономическая категория «конкурентная среда» как фактор формирования предпринимательского климата, представлены теоретические подходы к определению данной категории, проведена оценка состояния конкурентной среды в Новосибирской области на основе рейтинга интенсивности конкуренции и опроса предпринимателей, выявлены некоторые проблемы реализации государственной конкурентной политики в Новосибирской области и предложен механизм повышения результативности мер региональных органов власти по созданию качественной конкурентной среды.

Ключевые слова: конкурентная среда региона, предпринимательский климат, оценка конкурентной среды предпринимательства, антимонопольный комплаенс в органах власти.

Competitive environment as a strategic factor in the region's entrepreneurial climate

I. V. Bondarenko,

Siberian Institute of Management — branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk

Annotation

This article considers the economic category "competitive environment" as a factor in forming the entrepreneurial climate, presents theoretical approaches to the definition of this category, assesses the state of the competitive environment in the Novosibirsk region based on the competition intensity rating and survey of entrepreneurs, identifies some problems in the implementation of state competition policy in the Novosibirsk region and proposed a mechanism to improve the performance of measures of regional authorities to create high-quality competitive environment.

Keywords: competitive environment of the region, entrepreneurial climate, assessment of the competitive environment of entrepreneurship, antitrust compliance in government.

Введение

Современный уровень социально-экономического развития Российской Федерации во многом определяется характером складывающихся и развивающихся рыночных отношений, которые зависят от качества конкурентной среды, в которой функционирует бизнес. Обеспечение роста экономики Российской Федерации на современном этапе требует реализации стратегии социально-экономических реформ, направленных на изменение экономических механизмов развития, стабильный рост и системную модернизацию экономики. Именно поэтому вопросам развития предпринимательства в России в настоящее время уделяется пристальное внимание.

Особую роль конкуренции в развитии предпринимательства отмечают многие российские и зарубежные исследователи [1—2]. Поскольку в современном обществе появление новых рынков товаров и услуг во многом предопределяется степенью предпринимательской активности, первостепенной задачей для органов власти является

Конкурентная среда как стратегический фактор предпринимательского климата региона

создание качественных условий ведения бизнеса, обеспечивающих равные возможности становления и функционирования предпринимательства, что в большей степени определяется степенью благоприятствования конкурентной среды.

Основной целью настоящей статьи является рассмотрение экономической категории «конкурентная среда» в контексте формирования предпринимательского климата региона. В рамках поставленной цели заявлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические подходы к определению сущности понятия «конкурентная среда».

2. Дать оценку состояния конкурентной среды как фактора предпринимательского климата в Новосибирской области на основании рейтинга интенсивности конкуренции и опроса предпринимателей.

3. Исследовать ход реализации государственных инициатив, направленных на формирование благоприятной конкурентной среды, в Новосибирской области.

4. Сформулировать предложения по повышению результативности реализации мероприятий органов власти Новосибирской области по улучшению качества конкурентной среды как фактора предпринимательского климата региона.

Конкурентная среда и предпринимательский климат

Степень развития предпринимательства предопределена уровнем конкуренции. Именно соперничество — борьба предпринимателей за потребителя — представляет собой, на наш взгляд, основу рыночных отношений,

заставляет предпринимателей повышать эффективность производимых благ, добиваться и реализовывать конкурентные преимущества, что в конечном итоге сказывается на конкурентоспособности территории, на которой функционируют предпринимательские структуры. Таким образом, те условия, в которых предприниматели используют конкурентную борьбу, предопределяют состояние конкурентной среды как стратегический фактор формирования предпринимательского климата.

В настоящее время существует два основных подхода к толкованию понятия конкурентной среды. Первый подход: в широком смысле конкурентная среда представляет собой условия, обеспечивающие возникновение и развитие конкуренции между субъектами рынка. Второй подход: в более узком смысле конкурентная среда — это совокупность факторов рынка, оказывающих влияние на субъект предпринимательской деятельности (табл. 1).

Конкурентная среда, по нашему мнению, представляет не столько совокупность экономических субъектов, которые могут или оказывают влияние на конкурентные процессы, сколько особенности этого влияния, равно как и сформированные условия для возникновения и развития конкуренции. Состояние конкурентной среды, обусловленное результатом и условиями взаимодействия субъектов рынка, которые определяют соответствующий уровень экономического соперничества и сотрудничества, а также возможность влияния отдельных экономических агентов на общую рыночную ситуацию территории, представляет один из ключевых элементов предпринимательского климата.

Таблица 1. Основные подходы к определению понятия «конкурентная среда» [3—5]

Содержание подхода Представители Определение

Конкурентная среда — совокупность субъектов рынка, оказывающих влияние на субъект предпринимательской деятельности («узкий» подход) Азоев Г Л., Челенков А. П. Субъекты рынка, взаимодействие которых вызывает соперничество, и отношения между ними

Шурчкова Ю. В. Совокупность взаимосвязанных экономических субъектов, объединенных на основе принципов общности назначения производимой продукции, используемого сырья, технологического процесса

Медушевская И. Е. Диалектическая совокупность хозяйствующих субъектов, отношения между которыми регулируются, с одной стороны, стихийно рынком, а с другой стороны — государством, устанавливающим правила игры

Конкурентная среда — условия, обеспечивающие возникновение и развитие конкуренции между субъектами рынка (широкий подход) Хашукаев С. Ф. Совокупность условий и отношений, способствующих эффективной деятельности наиболее инициативных, предприимчивых предприятий в достижении их целевых установок в сохранении задействованного капитала и получении прибыли

Усик Н. И. Условия функционирования бизнеса, в котором продавцы и покупатели самостоятельно, без давления делают выбор, что и как производить, закупать или продавать с учетом действующих норм и правил, устанавливаемых государством в зависимости от цели развития

Чайковский Д. Г Условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителей, партнеров, поставщиков и преобладающее положение на рынке

Таблица 2. Классификация факторов предпринимательского климата в зависимости от отнесения к соответствующему виду обеспечивающей среды [6]

Элемент предпринимательского климата Сущность среды предпринимательского климата Факторы предпринимательского климата, отражающие состояние соответствующей среды

Институциональная среда, в т. ч.: административная среда конкурентная среда финансовая среда Совокупность установленных правил и механизмов реализации ограничений, регулирующих поведение предпринимательских структур и их взаимосвязей Законодательство, регламентирующее ведение предпринимательской деятельности Формальные и неформальные нормы, определяющие особенности ведения бизнеса

Административная среда Сложившаяся система отношений между предпринимательскими структурами и органами власти, осуществляющими контрольно-надзорную,регулирую-щую, согласующую и т. д. функцию в ходе осуществления предпринимательской деятельности Эффективность административных процедур, связанных с ведением предпринимательской деятельности Административные барьеры Влияние реализации контрольно-надзорных функций органов власти

Конкурентная среда Результат и условия взаимодействия субъектов рынка, которые определяют уровень экономического соперничества и возможность влияния отдельных экономических агентов на общую рыночную ситуацию Структура и емкость региональных рынков Уровень конкуренции (степень концентрации на региональных рынках) Активность конкурентной борьбы, распространенность антиконкурентных практик и т. д.

Финансовая среда Совокупность финансовых институтов и отношения между ними, определяющие возможность получения и стоимость капитала для осуществления предпринимательской деятельности Устойчивость финансовой системы региона Доступность финансовых ресурсов Обеспеченность кредитными организациями и т. д.

Социальная среда Играет роль основы для реализации предпринимательской инициативы, которая во многом определяет уклон и степень предпринимательской активности на территории Наличие и качество трудовых ресурсов Степень предпринимательской активности и т. д.

Физическая среда и инфраструктура Характеризует геофизические условия осуществления предпринимательской деятельности, характерные для территории, а также обеспечения территории объектами инфраструктуры Географическое положение Природные ресурсы Качество физической инфраструктуры (транспорт, энергетика и т. д.) Наличие и качество научно-технологической инфраструктуры и т. д.

Цифровая среда Характеризует степень распространенности и доступности цифровых технологий для предпринимательства Обеспеченность доступом к сети Интернет Доступ к цифровым платформам, уровень цифровой интеграции, автоматизация процессов, наличие и доступность государственных услуг в электронной форме и т. д.

В общем виде структуру предпринимательского климата, как характеристику условий ведения предпринимательской деятельности, можно представить в виде совокупности 6 элементов: состояние физической среды территории, состояние цифровой среды, уровень развития социальной среды, а также состояние финансовой, административной и конкурентной среды, формирующих общую институциональную среду предпринимательства (табл. 2).

Учитывая существенную дифференциацию в региональном развитии Российской Федерации, а также то, что многие товарные рынки характеризуются четкой территориальной принадлежностью, особую роль в формировании благоприятного предпринимательского кли-

мата и его отдельных факторов (особенно конкурентной среды) приобретают действия региональных и муниципальных органов власти. В контексте данной трактовки содержательное наполнение факторов предпринимательского климата, учитывая возможность их изменения со стороны региональных органов власти, целесообразно представить в виде круговой диаграммы (рис. 1).

Создание благоприятного предпринимательского климата в России определено в качестве основного приоритета в государственной экономической политике, поэтому первостепенной задачей является осуществление мониторинга и оценки состояния предпринимательского климата и его отдельных факторов, в частности конкурентной среды.

Конкурентная среда как стратегический фактор предпринимательского климата региона

физическая

среда региона

Административная среда

— Независимые факторы

2 — Факторы косвенного воздействия

3 — Факторы прямого воздействия

Рис. 1. Круговая диаграмма региональных факторов предпринимательского климата

Оценка качества конкурентной среды региона как фактора предпринимательского климата (на примере Новосибирской области)

В настоящее время в России используются различные методики оценки предпринимательского климата в регионах (наиболее устоявшимися являются рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ рейтингового агентства Эксперт, рейтинги инвестиционного климата в субъектах РФ Агентства стратегических инициатив, индекс делового климата ОПОРЫ РОССИИ RSBI). Однако данные методики абсолютно не учитывают такой значимый фактор предпринимательского климата, как конкурентная среда.

Автором был разработан подход к оценке предпринимательского климата в регионах, учитывающий показатели состояния всех факторов (на основе статистических и других открытых данных, например, рейтингов) и оценку этих факторов представителями предпринимательского сообщества (на основе опроса).

Для оценки состояния конкурентной среды региона были использованы результаты рейтинга субъектов РФ по степени интенсивности и состояния конкурентной

среды, разработанного Федеральной антимонопольной службой в 2013 г. Оценка интенсивности конкуренции и состояния конкурентной среды согласно данной методике включала несколько направлений:

1. Характеристика макроэкономических показателей региона (количество и динамика хозяйствующих субъектов, объем инвестиций, ВРП и сальдо миграции).

2. Характеристика работы антимонопольного органа в регионе (количество обращений в территориальные органы ФАС России по поводу нарушения требований Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ)1.

3. Уровень экономической концентрации на отдельных рынках (показатели коэффициентов концентрации CR3 и индекса Херфиндаля — Хиршмана HHI).

4. Оценка предпринимателями состояния конкурентной среды в отдельных отраслях (результаты опроса предпринимателей).

Подробный методологический анализ рейтинга представлен в работе «Рейтинг интенсивности конкуренции в регионах России: методологический аспект», опубли-

Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЭ.

кованной в журнале «Современная конкуренция» [7]. В 2014—2015 гг. методика рейтинга была существенно доработана, были устранены некоторые выявленные методологические ошибки (в частности, обеспечена временная и отраслевая сопоставимость используемых показателей, введены коэффициенты относительной значимости групп показателей). Существенное изменение методика претерпела в 2015 г., когда была включена новая группа показателей, характеризующих деятельность региональных органов власти по развитию конкуренции через оценку степени достижения целевых показателей на социально значимых рынках и при реализации системных мероприятий по развитию конкурентной среды, зафиксированных в Стандарте развития конкуренции в субъекте Российской Федерации2. Необходимо отметить, что рассмотренный рейтинг составлялся только в 2013—2016 гг., начиная с 2017 г. такой значимый фактор предпринимательского климата, как конкурентная среда, в региональном разрезе не оценивается, что, на наш взгляд, является серьезным недостатком при мониторинге и оценке состояния предпринимательского климата в субъектах РФ.

Анализ результатов рейтингов регионов России по разработанной ФАС методике показал, что Новосибирская область характеризуется хорошим качеством конкурентной среды. По итогам 2013 г. Новосибирская область занимала 5-е место среди всех регионов, в 2014—2015 гг. занимала 1-е место по интенсивности конкуренции и качеству конкурентной среды3. Однако в 2016 г., после включения в методику оценки показателей внедрения и реализации Стандарта развития конкуренции, Новосибирская область существенно ухудшила свои позиции и впервые вошла во вторую группу регионов, заняв 29-е место. Связано это с тем, что институ-ализация Стандарта развития конкуренции в области проходила с заметным отставанием от других регионов: утверждение перечня социально значимых рынков области и принятие региональной «дорожной карты» по развитию конкуренции в регионе произошли только в конце 2015 г., что не позволило продемонстрировать результативность разработанных мероприятий, оценка которых

2 Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 №1738-р «Об утверждении Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://static. government.ru/media/files/EPhsiaffQIT8bK1Eov94GawSO179HxFI. pdf (Дата обращения: 20.02.2019).

3 Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2013 год [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/ documents/596455 (Дата обращения: 02.02.2019).

Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2014 год [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/ documents/596440 (Дата обращения: 02.02.2019); Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2015 год [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/documents/589902 (Дата обращения: 02.02.2019); Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/documents/596439 (Дата обращения: 02.02.2019).

была включена в рейтинг. Тем не менее среди регионов Сибирского федерального округа Новосибирская область является одним из лидеров по степени интенсивности конкуренции и качеству конкурентной среды, в первую очередь за счет развитого института предпринимательства (особенно малого).

В рамках проводимого автором исследования качества предпринимательского климата4 был проведен опрос предпринимателей Новосибирской области, направленный на оценку предпринимательским сообществом факторов предпринимательского климата. Особое внимание было уделено вопросам, позволяющим оценить состояние конкурентной среды в исследуемом регионе. Разработка вопросов происходила с учетом устоявшихся методологических подходов к эмпирической оценке состояния конкурентной среды [8, 9].

Для оценки качества конкурентной среды как фактора предпринимательского климата респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли Вы, что за последний год у Вас увеличилось количество конкурентов?

2. Оцените интенсивность конкуренции на Вашем товарном рынке по 10-балльной шкале (1 — слабый уровень конкуренции, 10 — конкуренция очень высокая).

3. Сталкивались ли Вы с антиконкурентными действиями органов власти при осуществлении своей деятельности (акты, действия/бездействие органов власти, которые могли и/или привели к ограничению конкуренции на рынке)?

4. Приходилось ли Вам обращаться в Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Новосибирской области для защиты своих конкурентных прав?

5. Оцените степень благоприятствования конкурентной среды в Новосибирской области по 10-балльной шкале (1 — конкурентная среда региона крайне неблагоприятная, 10 — конкурентная среда максимально благоприятная).

Респонденты, которые принимали участие в конкурсных процедурах, проводимых органами власти для закупки товаров/работ/услуг для государственных и муниципальных нужд, отвечали также на вопросы, сталкивались ли они с нарушениями при проведении конкурсных процедур и какого рода нарушения были допущены органами власти.

Всего было опрошено 52 предпринимателя Новосибирской области. В качестве респондентов выступили собственники организаций и предприятий региона, осуществляющие управление компаниями, и индивидуальные предприниматели, из них 19 компаний (36% опрошенных) относится к категории микропредприятий, 20 компаний (38%) относится к категории малого предпринимательства, 6 компаний (12%) к категории

4 Тема диссертационного исследования автора «Оценка факторов предпринимательского климата в контексте реализуемой государственной политики в России». — Прим. авт.

Конкурентная среда как стратегический фактор предпринимательского климата региона

среднего предпринимательства, 7 компаний (13%) — индивидуальные предприниматели5.

Основный видом экономической деятельности большинства респондентов являются промышленное производство и розничная торговля (по 14% опрошенных), 10% респондентов осуществляют свою предпринимательскую деятельность в сфере строительства, транспорта и оказания бизнес-услуг, включая бухгалтерские, юридические, аудиторские и др.

В структуре опрошенных предпринимателей Новосибирской области преобладающую долю (34%) занимают собственники компаний, которые функционируют на рынке более 4, но менее 7 лет. Менее всего (8%) представлены респонденты, компании которых существуют более 10 лет.

Анализ результатов опроса показал, что предприниматели Новосибирской области в целом оценивают конкурентную среду в регионе как нейтральную. Преобладающая оценка степени благоприятствования конкурентной среды находится в диапазоне 4—7 баллов из 10 возможных (рис. 2).

О положительных тенденциях в развитии конкуренции в регионе косвенно говорят оценки предпринимателей относительно изменения числа конкурентов за год (рис. 3). Примечательно, что тех предпринимателей, которые считают, что количество их конкурентов увеличилось за предшествующий год, больше тех, кто считает, что количество конкурентов уменьшилось (48 и 36,4% соответственно).

Косвенно о качестве конкурентной среды говорит тот факт, что большинству респондентов (58%) не приходилось обращаться в Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Новосибирской области для защиты своих конкурентных прав. 18% опрошенных обращались в антимонопольный орган по фактам нарушения конкурентного законодательства со стороны естественных монополий, 16% — по фактам нарушения со стороны органов региональной власти и местного самоуправления, 14% — по фактам нарушения со стороны других хозяйствующих субъектов.

Примечательно, что доля респондентов, которые отметили, что регулярно сталкиваются с антиконкурентными действиями органов власти и местного самоуправления,

%

35,0

5 В соответствии с ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 и Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» к микропредприятиям относятся компании с численностью сотрудников до 15 человек и суммой дохода от предпринимательской деятельности до 120 млн руб., к малым предприятиям — компании с численностью сотрудников от 16 до 100 человек и доходом от предпринимательской деятельности до 800 млн рублей, к средним предприятиям — компании с численностью сотрудников от 151 до 250 человек и доходом до 2 млрд руб. от предпринимательской деятельности.

Рис. 2. Распределение оценок респондентами степени благоприятствования конкурентной среды в Новосибирской области (1 — крайне неблагоприятная, 10 — максимально благоприятная)

34,6

Нет

Скорее нет, чем да Затрудняюсь ответить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скорее да, чем нет Да

Рис. 3. Мнение опрошенных по оценке изменения количества конкурентов на рынке

в два раза выше, чем доля тех, кто обращался в антимонопольный орган по нарушениям со стороны органов власти. Подобное соотношение может говорить о том, что предприниматели не всегда уверены в положительных для себя решениях антимонопольного органа.

Большинство опрошенных предпринимателей (76%) не принимало участие в конкурсных процедурах, проводимых для закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, однако среди тех, кто принимает участие в закупках, довольно высокий процент (43,8%) столкнувшихся с нарушениями со стороны органов власти и местного самоуправления. По мнению предпринимателей, зачастую технические задания и требования пишутся под конкретные организации, допускаются нарушения сроков, процедур и последовательности действий органа власти, что в конечном итоге может привести к ограничению конкуренции среди участников конкурсных процедур. Снижение числа антиконкурентных действий органов власти и местного самоуправления, по мнению опрошенных предпринимателей, могло бы существенно улучшить состояние конкурентной среды как фактора предпринимательского климата.

Финансовая среда

Общая оценка предпринимательского климата

Конкурентная среда

Физическая среда

(базовая

инфраструктура)

Физическая среда (предпринимательская инфраструктура)

Цифровая среда

Социальная среда (качество трудовых ресурсов)

Административная среда

Институциональная' среда

(общие нормы Социальная среда и правила) (предпринимательская активность)

- Оценка на основе открытых данных

---Оценка на основе опроса предпринимателей

Рис. 4. Профиль предпринимательского климата Новосибирской области

1-й уровень — самое неблагоприятное состояние фактора предпринимательского климата; 10-й уровень — наиболее благоприятное состояние фактора предпринимательского климата

Оценка состояния факторов предпринимательского климата в регионах, составленная на основе открытых (в том числе статистических) данных и опроса предпринимателей Новосибирской области, позволила сформировать профиль Новосибирской области по качеству предпринимательского климата и факторов, его формирующих (рис. 4).

Рис. 4 наглядно демонстрирует наличие определенных разрывов в оценке факторов предпринимательского климата по открытым данным и оценке состояния этих же факторов самими предпринимателями, полученных в ходе опроса. В частности, оценка состояния конкурентной среды и интенсивности конкуренции в Новосибирской области, проведенная по методике рейтинга ФАС России, более высокая, чем оценка предпринимателей этого же фактора. На наш взгляд, связано это в большей степени с низким уровнем информированности предпринимателей о предпринимаемых мерах органов власти по развитию конкуренции и невысокой степенью включенности предпринимателей в процессы разработки и реализации мероприятий государственной конкурентной политики.

Реализация государственной политики развития конкуренции

Анализ предпринимаемых государством мер по стимулированию развития конкуренции позволил выделить несколько этапов реализации государственной конкурентной политики, оказавшей существенное влияние на формирование благоприятного предпринимательского климата в регионах России:

■ на первом этапе (2012—2015 гг.) основным инструментом улучшения конкурентной среды как фактора предпринимательского климата стала «дорожная

карта» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»6. «Дорожная карта» позволила определить целевые ориентиры развития конкурентной среды через конкретные показатели, институционально закрепить приоритет развития конкуренции в деятельности региональных органов исполнительной власти, а также разработать первоочередные мероприятия по развитию конкуренции на отдельных отраслевых рынках. В начале 2016 г. «дорожная карта» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» переведена в фазу мониторинга;

■ второй этап (начался в 2015 г.) связан с разработкой и внедрением в деятельность региональных органов исполнительной власти стандарта развития конкуренции в регионах РФ7, который предписывает органам власти ряд необходимых действий, направленных на формирование благоприятной конкурентной среды, в частности разработку региональных «дорожных карт» по содействию развитию конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках. По состоянию на декабрь 2017 г. стандарт развития конкуренции внедрен во всех субъектах РФ, выполнены все требования Стандарта, разработаны региональные «дорожные карты»;

■ третий этап реализации конкурентной политики начался в конце 2017 г. и связан с реализацией Национального плана развития конкуренции в России [10]8. В рамках исполнения Национального плана по развитию конкуренции органами власти субъектов РФ должны быть актуализированы региональные «дорожные карты» развития конкуренции в части мероприятий по достижению ключевых показателей (доли частного сектора в различных отраслях и товарных рынках) к 2022 г.

Как уже отмечалось, органы власти Новосибирской области недостаточно оперативно совершенствуют свою нормативную правовую базу, направленную на развитие конкуренции в регионе. В частности, Стандарт развития конкуренции был законодательно закреплен только в середине 2015 г., окончательный перечень социально значимых и приоритетных рынков утвержден в октябре 2016 г. Региональная «дорожная карта» развития конкуренции была разработана и утверждена в июне 2016 г., однако с тех пор не была актуализирована в связи

6 Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2579-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/ files/41d46dc4377feda2aa37.pdf (Дата обращения: 20.02.2019).

7 Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 № 1738-р «Об утверждении Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://static. government.ru/media/files/EPhsiaffQIT8bK1Eov94GawSO179HxFI. pdf (Дата обращения: 20.02.2019).

8 Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» [Электронный ресурс]. URL: http://plan.fas. gov.ru/documents/600680 (Дата обращения: 20.02.2019).

Конкурентная среда как стратегический фактор предпринимательского климата региона

Руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ

Правовое закрепление АК в исполнительном органе субъекта РФ (утверждение, внесение изменения в НПА об АК, принятие внутренних правовых актов, Ч регламентирующих реализацию АК)

[ Применение мер ответственности за нарушение правил АК --

[ Оценка эффективности комплаенс-процедур --

Г Утверждение карты комплаенс-рисков

Коллегиальный орган при руководителе органа

Рассмотрение и оценка планов мероприятий органов власти по реализации антимонопольного комплаенса

f Рассмотрение и утверждение Доклада об антимонопольном комплаенсе в органах J

Рассмотрение предложений и замечаний по изменениям/отмене действующих НПА в связи с обеспечением соответствия АМЗ

Рассмотрение предложений и замечаний по проектам НПА в связи с обеспечением соответствия АМЗ

Комплаенс-подразделение (уполномоченное подразделение/лицо)

Г Выявление и оценка рисков нарушения АМЗ J

Анализ действующих НПА на предмет соответствия АМЗ

Анализ практики нарушений АМЗ региональными органами исполнительной власти за предшествующей период

Составление карты комплаенс-рисков в деятельности исполнительного органа власти и его структурных подразделений

Анализ проектов НПА на предмет соответствия АМЗ

Выявление конфликта интересов в деятельности служащих органов власти и выработка предложений по их исключению

Структура нарушений по нормам АМЗ

Структура нарушений по подразделениям органа власти/местного самоуправления

Оценка ущерба — санкции надзорного органа

Определение сферы деятельности органа власти/местного самоуправления и процессов, наиболее подверженных рискам

нарушения АМЗ и получения санкций

Разработка системы оценки эффективности антимонопольного комплаенса в органах власти

}-

~7

4J

Разработка мероприятий по совершенствованию антимонопольного комплаенса в органах власти

Организация и проведение обучающих мероприятий и разъяснения положений об антимонопольном комплаенсе

служащим подразделений органа власти

[ Разработка процедур и организация внутренних расследований, связанных с реализацией антимонопольного комплаенса )--

Рис. 5. Концепция реализации антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти субъектов РФ

с расширением перечня социально значимых и приоритетных рынков. В августе 2018 г. разработана «дорожная карта» развития конкуренции в соответствии с положениями Национального плана по развитию конкуренции9.

Одним из механизмов достижения целей Национального плана по развитию конкуренции в части формирования благоприятной конкурентной среды должно стать внедрение антимонопольного комплаенса (системы внутреннего обеспечения соответствия антимонополь-

9 Материалы Министерства экономического развития Новосибирской области. Раздел: развитие конкуренции [Электронный ресурс]. URL: https://econom.nso.ru/page/455 (Дата обращения: 22.02.2019).

ному законодательству) в деятельность федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления, поскольку равные конкурентные условия для предпринимательства в регионе обусловлены в первую очередь наличием или отсутствием антиконкурентных практик со стороны органов власти. Обязательность внедрения антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти и местного самоуправления целесообразно законодательно закрепить через включение в качестве дополнительного пункта в Стандарт развития конкуренции.

В общем виде концепция антимонопольного компла-енса в органах исполнительной власти субъекта РФ может быть представлена, как на рис. 5.

В контексте формирования благоприятной конкурентной среды как фактора предпринимательского климата региона внедрение антимонопольного комплаенса позволит снизить уровень нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках. Распоряжением губернатора Новосибирской области от 26 декабря 2018 г. № 268-р установлены сроки разработки и внедрения мер внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в региональных органах власти, однако к настоящему времени антимонопольный комплаенс нормативно закреплен только в Министерстве промышленности Новосибирской области10.

Анализ предпринимаемых органами власти Новосибирской области мер по реализации государственной конкурентной политики и оценка предпринимательским сообществом качества конкурентной среды в регионе показали, что изменение и корректировка нормативной базы происходят недостаточно оперативно, кроме того, предприниматели демонстрируют низкий уровень информированности о деятельности органов власти по развитию конкуренции. Возможным решением данной проблемы может стать создание в регионе Проектного офиса по развитию конкуренции, который бы объединил представителей органов власти (в т. ч. сотрудников УФАС по Новосибирской области), естественных монополий и самих предпринимателей (через включение представителей ассоциаций и сообществ предпринимателей). Создание подобного офиса будет способствовать взвешенности и оперативности принимаемых решений, что в конечном счете положительно скажется на качестве конкурентной среды в Новосибирской области.

Заключение

Рассмотренные теоретические подходы к определению понятия конкурентной среды позволили определить сущность данной категории как результат и условия взаимодействия субъектов рынка, которые определяют уровень экономического соперничества и возможность влияния отдельных экономических агентов на общую ры-

10 Распоряжение губернатора Новосибирской области от 26.12.2018 № 268-р «О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» [Электронный ресурс]. URL: https://econom.nso.ru/page/2072 (Дата обращения: 22.02.2019); Приказ Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 28.01.2019 № 29 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области» URL: https:// minrpp.nso.ru/page/2832 (Дата обращения: 22.02.2019).

ночную ситуацию. В таком контексте конкурентная среда выступает в качестве стратегического фактора предпринимательского климата региона. Улучшение предпринимательского климата определено в качестве приоритета деятельности региональных органов власти, поэтому серьезной задачей является осуществление мониторинга и оценки состояния предпринимательского климата и его отдельных факторов.

Основной проблемой при оценке предпринимательского климата в регионах России является то, что комплексной методики оценки, которая учитывала бы все факторы, в настоящее время нет. Кроме того, с 2017 г. антимонопольная служба России перестала составлять рейтинг субъектов РФ по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды, что, на наш взгляд, является серьезным упущением при оценке предпринимательского климата, поскольку именно конкуренция выступает в качестве движущей силы возникновения предпринимательства, а благоприятная конкурентная среда во многом предопределяет качество условий ведения предпринимательской деятельности. Именно поэтому считаем необходимым проведение оценки качества конкурентной среды с составлением рейтинга регионов и включение результатов такой оценки в ежегодный доклад ФАС о состоянии конкуренции в России.

Анализ состояния конкурентной среды в Новосибирской области показал, что оценка этого состояния на основе методики ФАС России выше оценки этого состояния предпринимателями. Во многом это различие обусловлено, на наш взгляд, низким уровнем информированности предпринимателей о предпринимаемых мерах органов власти по развитию конкуренции и невысокой степенью включенности предпринимателей в процессы разработки и реализации мероприятий государственной конкурентной политики.

Кроме того, органы власти Новосибирской области недостаточно оперативно совершенствуют региональную нормативную правовую базу, направленную на развитие конкуренции в регионе. Эти проблемы, по нашему мнению, могут быть решены путем создания в регионе Проектного офиса по развитию конкуренции, который позволит привлечь к разработке и реализации мероприятий не только представителей органов власти, но и самих предпринимателей, повысив тем самым скорость принятия и взвешенность принимаемых решений, уровень информированности, заинтересованности и вовлеченности предпринимателей в процессы повышении качества конкурентной среды как фактора предпринимательского климата. ■

Литература

1. Kerr W., Nanda R., Rhodes-Kropf M. Entrepreneurship as Experimentation // Journal of Economic Perspectives. 2014. V. 28. № 3. P. 25—48.

Конкурентная среда как стратегический фактор предпринимательского климата региона

2. Рубин Ю. Б. О конструктивной теории конкуренции в предпринимательстве // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 5 (65). С. 114—129.

3. Скворцова В. А., Медушевская И. Е. Государственное регулирование конкуренции в современной экономике России // Известия Пензенского гос. пед. ун-та им. В. Г Белинского. 2015. № 3. С. 107—112.

4. Шурчкова Ю. В. Конкурентная среда и ее влияние на стратегию поведения организации: автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Воронеж, 2004. 22 с.

5. Хашукаев С. Ф. Формирование конкурентной среды в условиях переходной экономики. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 274 с.

6. Бондаренко И. В. Дефинициальная характеристика и классификация факторов предпринимательского климата // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 4. С. 235— 240.

7. Бондаренко И. В. Рейтинг интенсивности конкуренции в регионах России: методологический аспект // Современная конкуренция. 2015. № 1 (49). С. 75—85.

8. Князева И. В. Зарубежный опыт оценки состояния конкурентной среды: особенности эмпирических методов (Круглый стол «Оценка состояния конкуренции и конкурентной среды») // Современная конкуренция. 2014. № 2. С. 17—28.

9. Князева И. В., Чирихин С. Н., Бондаренко И. В. Эмпирические методы оценки состояния конкурентной

среды в Российской Федерации: характеристика и методологический комментарий // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2014. № 3. С. 53— 71.

10. Князева И. В., Бондаренко И. В. О проекте Указа президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»: критический анализ // Российское конкурентное право и экономика. 2017. № 2 (10). С. 38—43.

11. Азоев Г Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. 256 с.

12. Усик Н. И. Формирование конкурентной среды и конкурентная политика // Теоретическая экономика. 2012. № 4. С. 33—42.

13. Чайковский Д. Г Корпоративная модель управления регионом как условие формирования конкурентной среды на региональном и межрегиональном уровне // Вестник ОГУ. 2009. № 8. С. 123—128.

Сведения об авторе

Бондаренко Ирина Викторовна: старший преподаватель кафедры менеджмента Сибирского института управления — филиала РАНХиГС Контактная информация:

Адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6

Тел.: +7 (913) 459-03-22

E-mail: Irina_bondarenko87@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.