Научная статья на тему 'Конкретизация содержания физического воспитания в Российской империи конца XIX начала XX века'

Конкретизация содержания физического воспитания в Российской империи конца XIX начала XX века Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская империя / физическое воспитание / содержание / конкретизация / направленность / раздел дисциплины / прикладность. / Russian Empire / physical education / content / concretization / orientation / section of discipline / application.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Фокин Александр Михайлович, Пугачев Игорь Юрьевич, Родичкин Павел Васильевич

В работе представлены положения, уточняющие реализацию процесса физического воспитания в Российской империи конца XIX начала XX века в сочетании с имевшими место преобразованиями в обществе и деятельностью ведущих ученых. Целью работы являлась конкретизация содержания физического воспитания в Российской империи конца XIX начала XX века и сопоставление его положений с современной тенденцией развития. Материалы и методы исследования: теоретический анализ и обобщение, логические общенаучные методы, ретроспективный анализ, синтез, абстрагирование, «метод сжатия информации», аналитическое сопоставление и формализация. Результаты. В 1860-1870-х годах под руководством нового министра просвещения А. В. Головнина была осуществлена реформа народного образования. Повысился статус педагога физического воспитания. Женское телесное обучение модифицировалось системой доктора А. Клевезаля. Более рельефно утверждается концепция П.Ф. Каптерева «свобода деятельности и естественное стремление ребенка к игре». Усиливается фактор «прикладности» содержания. Заключение. Искомый период отмечается всплеском характера массовости; трансформации направленности на здоровьесбережение; закладыванием основ ключевых разделов практических дисциплин; весомостью «игры» как особой категории структурных модулей. Научная новизна: выявлен толчок тенденции учета в содержании физического воспитания как дифференциации обучения по половому признаку, так и разносторонность сопряжения модулей дисциплины с постепенным повышением прикладного кластера с целью заблаговременной подготовки человеческих ресурсов к защите Отечества. Практическая значимость: результаты исследований позволяют на практике менеджмента рекомендовать целесообразность внесения рейтингового показателя «средняя продолжительность жизни населения» при сравнении эффективности физического воспитания международной базы государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Фокин Александр Михайлович, Пугачев Игорь Юрьевич, Родичкин Павел Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specification of physical education content in the Russian Empire of the late XIX early XX centuries

the paper presents provisions that clarify the implementation of physical education process in the Russian Empire of the late XIX early XX centuries in combination with the transformations that took place in society and the activities of leading scientists. Purpose was the concretization of physical education content in the Russian Empire of the late XIX early XX centuries and the comparison of provisions with the modern trend of development. Materials and research methods: theoretical analysis and generalization, logical general scientific methods, retrospective analysis, synthesis, abstraction, "information compression", analytical comparison and formalization. Results. In the 1860s and 1870s, under the leadership of the new Minister of Education A. V. Golovnin, a reform of public education was carried out. The status of a physical education teacher increased. Women's bodily training was modified by the system of Dr. A. Clevesal. P.F. Kapterev's concept of "freedom of activity and the natural desire of the child to play" is more clearly asserted. The factor of "applicability" of the content is strengthened. Conclusion. The desired period is marked by a surge in the nature of the masses; transformation of the focus on health preservation; laying the foundations of key sections of practical disciplines; the weight of the "game" as a special category of structural modules. Scientific novelty: the impetus for the tendency to take into account in the content of physical education both the differentiation of training on the basis of gender, and the versatility of the discipline modules’ conjugation with the gradual increase of the applied cluster in order to prepare human resources for the defense of the Fatherland in advance. Practical significance: the results of the research allow us to recommend in the practice of management the expediency of introducing a rating indicator "average life expectancy of the population" when comparing the effectiveness of physical education of the states’ international base.

Текст научной работы на тему «Конкретизация содержания физического воспитания в Российской империи конца XIX начала XX века»

УДК l96.0l-5l

Конкретизация содержания физического воспитания в Российской империи конца XIX - начала XX века Фокин А.М.1, Пугачев И.Ю.2*, Родичкин П.В.1, Малышева Е.В.1

1 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0002-7976-4980, studio_grand@list.ru ORCID: 0000-0003-1181-3800, rodichkin.pavel@gmail.com ORCID: 0000-0003-1248-6979, fitsova@yandex.ru 2Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

г. Тамбов, Россия ORCID: 0000-0003-3849-2322, pugachyov.i@yandex.ru*

Аннотация: В работе представлены положения, уточняющие реализацию процесса физического воспитания в Российской империи конца XIX - начала XX века в сочетании с имевшими место преобразованиями в обществе и деятельностью ведущих ученых. Целью работы являлась конкретизация содержания физического воспитания в Российской империи конца XIX - начала XX века и сопоставление его положений с современной тенденцией развития. Материалы и методы исследования: теоретический анализ и обобщение, логические общенаучные методы, ретроспективный анализ, синтез, абстрагирование, «метод сжатия информации», аналитическое сопоставление и формализация. Результаты. В 18601810-х годах под руководством нового министра просвещения А. В. Головнина была осуществлена реформа народного образования. Повысился статус педагога физического воспитания. Женское телесное обучение модифицировалось системой доктора А. Клевезаля. Более рельефно утверждается концепция П.Ф. Каптерева «свобода деятельности и естественное стремление ребенка к игре». Усиливается фактор «прикладности» содержания. Заключение. Искомый период отмечается всплеском характера массовости; трансформации направленности на здоровьесбережение; закладыванием основ ключевых разделов практических дисциплин; весомостью «игры» как особой категории структурных модулей. Научная новизна: выявлен толчок тенденции учета в содержании физического воспитания как дифференциации обучения по половому признаку, так и разносторонность сопряжения модулей дисциплины с постепенным повышением прикладного кластера с целью заблаговременной подготовки человеческих ресурсов к защите Отечества. Практическая значимость: результаты исследований позволяют на практике менеджмента рекомендовать целесообразность внесения рейтингового показателя «средняя продолжительность жизни населения» при сравнении эффективности физического воспитания международной базы государств.

Ключевые слова: Российская империя, физическое воспитание, содержание, конкретизация, направленность, раздел дисциплины, прикладность.

Для цитирования: Фокин А.М., Пугачев И.Ю.*, Родичкин П.В., Малышева Е.В. Конкретизация содержания физического воспитания в Российской империи конца XIX -начала XX века. 2024; 19(2): .

Specification of physical education content in the Russian Empire of the late

XIX - early XX centuries

Aleksandr M. Fokin1, Igor Yu. Pugachev2*, Pavel V. Rodichkin1, Elena V. Malysheva1

1Herzen State Pedagogical University of Russia Saint Petersburg, Russia ORCID: 0000-0002-7976-4980, studio_grand@list.ru ORCID: 0000-0003-1181-3800, rodichkin.pavel@gmail.com

ORCID: 0000-0003-1248-6979, fitsova@yandex.ru 2Derzhavin Tambov State University Tambov, Russia ORCID: 0000-0003-3849-2322, pugachyov.i@yandex.ru*

Abstract: the paper presents provisions that clarify the implementation of physical education process in the Russian Empire of the late XIX - early XX centuries in combination with the transformations that took place in society and the activities of leading scientists. Purpose was the concretization of physical education content in the Russian Empire of the late XIX - early XX centuries and the comparison of provisions with the modern trend of development. Materials and research methods: theoretical analysis and generalization, logical general scientific methods, retrospective analysis, synthesis, abstraction, "information compression", analytical comparison and formalization. Results. In the 1860s and 1870s, under the leadership of the new Minister of Education A. V. Golovnin, a reform of public education was carried out. The status of a physical education teacher increased. Women's bodily training was modified by the system of Dr. A. Clevesal. P.F. Kapterev's concept of "freedom of activity and the natural desire of the child to play" is more clearly asserted. The factor of "applicability" of the content is strengthened. Conclusion. The desired period is marked by a surge in the nature of the masses; transformation of the focus on health preservation; laying the foundations of key sections of practical disciplines; the weight of the "game" as a special category of structural modules. Scientific novelty: the impetus for the tendency to take into account in the content of physical education both the differentiation of training on the basis of gender, and the versatility of the discipline modules' conjugation with the gradual increase of the applied cluster in order to prepare human resources for the defense of the Fatherland in advance. Practical significance: the results of the research allow us to recommend in the practice of management the expediency of introducing a rating indicator "average life expectancy of the population" when comparing the effectiveness of physical education of the states' international base.

Keywords: Russian Empire, physical education, content, concretization, orientation, section of discipline, application.

For citation: Aleksandr M. Fokin, Igor Yu. Pugachev*, Pavel V. Rodichkin, Elena V. Malysheva. Specification of physical education content in the Russian Empire of the late XIX - early XX centuries. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): .

Введение

Одним из ярких событий Российской империи конца XIX - начала XX века явились исторические предпосылки предвещания и реализация революции 1905 года, которая форсировала развитие спорта в стране. Опасность вырождения нации заставила сплотиться все общество и заставить самого монарха - Николая II уделить пристальное внимание развитию спортивного движения в России. Г. Трунн - редактор спортивного журнала «Сила и здоровье» - писал, что спорт является одним из могучих средств к возрождению расы, к поднятию на должную высоту ее силы - телесной и духовной [1]. Благодаря ему и его единомышленникам - Г.А. Дюперрону, В.И. Срезневскому, Л.А. Чаплинскому, спортивное движение в России приобрело в довоенные годы новый импульс к развитию; в городах спорт захватил всех - воспитанников школ, чиновников, писателей, купечество, т. е. формировалось направление «массовости». Строятся стадионы; в Петербурге и Москве на футбол приходят тысячами, спорт становится общественным явлением.

Сложившаяся ситуация способствовала сближению общества и власти, что привело к открытию многочисленных спортивных обществ и клубов. Так, в конце XIX века в Петербурге насчитывалось около сотни таких клубов, задачами которых стали не только достижение высоких спортивных результатов, но и воспитание гармоничных и всесторонне развитых, полноценных людей, что нашло отражение в названиях обществ: содействия физическому развитию учащейся молодежи, духовного и физического совершенствования и др. [2].

Перемены коснулись и Министерства народного просвещения, которое под лозунгом «борьбы с переутомляемостью» гимназистов опубликовало ряд циркуляров об организации летних школьных дач-колоний [3]. В школьные программы во внеурочное время стали включаться различные виды спорта: легкая атлетика, плавание, катание на лыжах, которые, по мнению министерства, должны были поддерживать у гимназистов работоспособность, развивать ловкость, находчивость и разумную уверенность в себе.

Цель работы - конкретизировать содержание физического воспитания в Российской империи конца XIX - начала XX века и проследить взаимосвязь с современной тенденцией развития.

Материалы и методы

Основными методами исследования являлись: теоретический анализ и обобщение, логические общенаучные методы, ретроспективный анализ, синтез, абстрагирование, метод «сжатия информации», аналитическое сопоставление и формализация.

Результаты и обсуждение

Министерство народного просвещения в 1864 году выпускает новый устав для гимназий, который предписывал учебным заведениям вводить должность штатного преподавателя гимнастики и иметь гимнастические снаряды. Врачам следовало следить за организацией занятий с целью правильного физического развития и укрепления здоровья. При этом занятия гимнастикой продолжали проводиться только для желающих и во внеурочное время [4].

В 1860-1870-х годах под руководством нового министра просвещения А. В. Головнина была осуществлена реформа народного образования. Влиятельная и активная российская пресса способствовала в 1872-1876 годах включению в программы внеклассных занятий сельских школ, реальных училищ и классических гимназий немецкой гимнастики. Система женского телесного обучения была реформирована введением в дворянских учебных заведениях гимнастики по системе доктора А. Клевезаля. Призванная подготовить девушку к «важной деятельности матери и хозяйки», эта методика должна была помочь развитию в ней

«прочного здоровья, телесной ловкости и уверенности в себе». В 1869 г. Клевезаль издает руководство «Гимнастика для девиц» с целью применения его в учебных заведениях ведомства императрицы Марии. Он активно выступает с критикой преподавателей гимнастики, которые не учитывают особенности женского организма и дают те же упражнения, что и мужчинам. В своих работах он говорит о применении разнообразных форм двигательной активности и рекомендует проводить игры с мячом и другие подвижные игры сразу после гимнастических упражнений.

Выдающийся педагог Петр Федорович Каптерев, либерал по своим политическим взглядам, имел иное мнение на физическое воспитание детей. Он был рьяным противником вмешательства государства в воспитательный процесс, а в концепцию своей системы закладывал свободу деятельности и естественное стремление ребенка к игре: «Источник детских игр и развлечений лежит глубоко в природе человека. Дитя в игре живет всем своим существом, действуя разносторонне, а не только умом или мускулом» [5]. Выступая против жестких рамок воспитания, в том числе и телесного, П.Ф. Каптерев был сторонником П.Ф. Лесгафта в деструктивной оценке гимнастических систем.

Приверженцы идей видного теоретика физической культуры Егора Арсеньевича Покровского в лице Е.М. Дементьева, А.В. Погожева и Ф.Ф. Эрисмана развивали гигиеническое направление, считая физическое воспитание исключительно как способ укрепления и оздоровления ребенка. Необходимо отметить, что гигиенисты поддерживали мнение П.Ф. Лесгафта и выступали против влияния официальной гимнастики.

Проведенные медицинские обследования конца XIX, показавшие катастрофическую деградацию рабочей молодежи, еще больше утвердили мысли о необходимости преобразования школьной системы телесного воспитания. Осознание Николаем II первостепенной и паритетной важности сохранения нации ускорило трансформацию направленности физического воспитания на здоровьесберегающий контент, что особенно актуально сегодня, - руководители многих мировых государств (Китай, Австралия, Республика Алжир, Объединённые Арабские Эмираты, Республики Сингапур, США, в том числе, безусловно, и Россия) взяли курс на реализацию различных оздоровительно-рекреационных проектов человеческого капитала; на ценность рейтинга параметра «средняя продолжительность жизни населения». В 1888 году военный министр П.С. Ванновский выступил с предложением ввести в гражданские учебные заведения военную гимнастику для подготовки призывной молодежи. Идея была поддержана министерством народного просвещения и гимнастика вводится как обязательный предмет в средних учебных заведениях. Но несмотря на пристальное внимание со стороны руководства страны и имеющиеся различные руководства и наставления, в действительности гимнастика сводилась

к военной муштре и строевым приемам, не принося пользы физическому развитию учеников. В 1896 году П.Ф. Лесгафт открыл «Курсы воспитательниц и руководительниц физического обучения», ставшие первым в России высшим учебным заведением по подготовке кадров в области физической культуры и спорта. Но специалистов не хватало, и, как правило, занятия в народных школах проводили офицеры-отставники, которые сводили уроки к простым гимнастическим упражнениям и строевым приемам. Врачи и педагоги на страницах популярных изданий писали о слабом физическом развитии гимназистов. Промышленный бум конца XIX изменил образ и ритм жизни как взрослого, так и детского населения. Покровский писал: «Среди детей рано начинают проявляться мрачные настроения, угрюмость, скорбь душевная». Великий князь Кирилл Владимирович писал о преобладании умственного воспитания над физическим, отмечая, что такая система обучения ни в коей мере не служила на пользу России; образовался класс изнуренных работой, плохо обученных и неудовлетворенных жизнью вечных студентов, которые в юности испытывали панический страх перед экзаменами. Он призывал педагогов следовать крылатому выражению «В здоровом теле - здоровый дух». Неминуемость первой мировой войны требовала решительных шагов по милитаризации физического воспитания и укреплению «воинственного духа». Выход и внедрение «Наставления по гимнастике» в армии и учебных заведениях стали проявлением официальной идеологии Российской империи. Николай II в 1914 году утвердил Временный совет и назначил генерал-майора В.Н. Воейкова на должность главного наблюдателя за физическим развитием народонаселения страны, таким образом придав отечественному физическому воспитанию государственный масштаб. Признав физическое развитие народонаселения России неудовлетворительным (на основе Статистических данных о смертности, заболеваемости и непригодности к военной службе), основными направлениями реформирования системы физического воспитания были определены [7]: отстранение иностранцев от руководства русскими спортивными обществами, разработка отечественной системы телесного развития, реформирование физического воспитания в средних и высших учебных заведениях. Согласно разработанному особому законопроекту, планировалось учредить правительственный орган, управляющий делами физического воспитания молодежи и создать Институт физического развития. Но начавшаяся первая мировая война нарушила эти планы и потребовала разработки безотлагательных мер. В декабре 1915 г. советом было подготовлено «Положение о мобилизации спорта», где основными задачами являлись: допризывная подготовка молодежи в средних, высших учебных заведениях и спортивных обществах, телесное обучение новобранцев и развитие спорта в вооруженных силах Российской империи. Непрерывную работу по выполнению важной патриотической задачи вели спортивные и гимнастические

общества, а также учебные заведения. Неустанную работу по этой программе вели известные гимнастические и спортивно-просветительские общества - «Богатырь», «Спорт», «Русский скаут», «сокольские» общества, а также созданные по всей империи военно-спортивные комитеты, в которые входили представители Военного ведомства, городской, уездной и губернской администрации. К сожалению, Россия не успела воспользоваться плодами этих усилий из-за революционных событий 1917 г.

Заключение

Таким образом, в Российской империи конца XIX - начала XX века содержание физического воспитания отмечается всплеском характера массовости; открытие многочисленных спортивных обществ и клубов проявилось в усилении единства и сплоченности различного уровня социальных слоев населения. Осознание Николаем II первостепенной и паритетной важности сохранения нации ускорило трансформацию направленности физического воспитания на здоровьесберегающий контент, что особенно актуально сегодня, - руководители многих мировых государств (Китай, Австралия, Республика Алжир, Объединённые Арабские Эмираты, Республики Сингапур, США, в том числе, безусловно, и Россия) взяли курс на реализацию различных оздоровительно-рекреационных проектов человеческого капитала; на ценность рейтинга параметра «средняя продолжительность жизни населения». Рассматриваемый период истории заложил основу: содержания ключевых кластеров (разделов, модулей) содержания практических дисциплин образовательных учреждений (легкая атлетика; гимнастика и атлетическая подготовка; лыжная подготовка; спортивные и подвижные игры; плавание; прикладные дисциплины) как фактора разносторонней подготовленности; необходимости дифференциации обучающихся по половому признаку; целесообразности сопряжения двух и более разделов физического воспитания в рамках одного занятия; рассмотрения «игры» как особой категории структурных модулей.

Список литературы

1. Белюков Д.А. Из истории физического воспитания в России в начале XX века. Европейский журнал социальных наук. 2013; 2(30): 340-348.

2. Фетисова С.Л., Фокин А.М., Потапова Е.В. Значение курса подвижных и спортивных игр при подготовке специалистов по физической культуре. Физическая культура в образовательном пространстве России: состояние и перспективы развития: сб. мат-лов межвуз. науч.-прак. конф., посв. 220-летиюРГПУим. А.И. Герцена. СПб.: Печатный Элемент. 2017:213-217.

3. Gruza M.S., Vyalykh N.N., Balakari T.M. Place and role of physical upbringing in the system of educational institutions of Russia: history and modernity. Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. 2019; 3(5): 89-96. DOI 10.5281/zenodo.3508717.

4. Кузнецов А.С., Кузнецова З.М. II Съезд членов общественной организации "Российское профессорское собрание". Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-2019-144-5-7.

5. Аганов С.С. История становления физической культуры в системе высшего образования России. Известия Российской военно-медицинской академии. 2019; 38(S3): 3-8.

6. Гурьянова А.А. Анализ национальных программ и проектов по здоровому образу жизни, реализующихся в зарубежных странах. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): 137-141.

7. Ларькин А.И., Пашута В.Л. Чтобы "народ не вырождался" (к 150-летию В.Н. Воейкова, Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи). История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по мат-лам VIIIмеждун. науч.-прак. конф. Том 3 (5): Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга". 2018: 11-17.

References

1. Belyukov D.A. From the history of physical education in Russia at the beginning of the XX century. European Journal of Social Sciences. 2013; 2(30): 340-348.

2. Fetisova S.L., Fokin A.M., Potapova E.V. The importance of the course of outdoor and sports games in the training of specialists in physical culture. Physical culture in the educational space of Russia: the state and prospects of development: collection of inter-university materials. scientific practice. conf., dedicated to the 220th anniversary of the Herzen State Pedagogical University. St. Petersburg: Printed Element. 2017:213-217.

3. Gruza M.S., Vyalykh N.N., Balakari T.M. Place and role of physical upbringing in the system of educational institutions of Russia: history and modernity. Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. 2019; 3(5): 89-96. DOI 10.5281/zenodo.3508717.

4. Kuznetsov A.S., Kuznetsova Z.M. II Congress of members of the public organization "Russian Professorial Assembly". Pedagogical, psychological, medical and biological problems of physical culture and sports. 2019; 14(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-4-5-7.

5. Aganov S.S. The history of the formation of physical culture in the higher education system of Russia. Proceedings of the Russian Military Medical Academy. 2019; 38(S3): 3-8.

6. Guryanova A.A. Analysis of national programs and projects on a healthy lifestyle implemented in foreign countries. Pedagogical, psychological, medical and biological problems of physical culture and sports. 2024; 19(1): 137-141.

7. Larkin A.I., Pashuta V.L. So that "the people do not degenerate" (to the 150th anniversary of V.N. Voeikov, the Chief observer of the physical development of the population of the Russian Empire). History, political science, sociology, philosophy: theoretical and practical aspects: collection of articles on the VIII International Scientific Practice. conf. Volume 3 (5): Association of Researchers "Siberian Academic Book". 2018: 11-17.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2024

Фокин Александр Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 119186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: studio grand a hst.ru Пугачев Игорь Юрьевич - кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, дом 33, e-mail: _pugachyov. ia yandex.ru

Родичкин Павел Васильевич - доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 119186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: rodichkin.pavelagmail. com

Малышева Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 119186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: _ fitsova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.