Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровская Ю.А., Руденко Г.В., Вахнин Н.А.

Цель исследования - анализ становления физического воспитания как учебного предмета в технических образовательных учреждениях Российской империи с 1715 по 1834 г. Методика и организация исследования. Работа с архивными источниками позволила показать путь от зарождения идей физического воспитания в образовательных учреждениях Российской империи до включения в учебный процесс гимназических и иных телесных упражнений. Результаты исследования и выводы. В статье определены основные этапы развития физического воспитания в технических образовательных учреждениях Российской империи с начала XVIII в. и до середины 30-х гг XIX в. Первый этап (1716-1773 гг.). Периодическая физическая активность после учебных занятий. Систематизированных учебных программ в то время не было, как и не существовало никакого физического воспитания в современном понимании. Это была обычная физическая активность развлекательного и игрового характера после учебных занятий без какой-либо привязки к образовательному процессу: борьба, кулачные и рукопашные бои, перетягивание каната, физическая разминка в перерывах между занятиями. Второй этап (1773-1804 гг.). Включение физических упражнений в факультативный цикл занятий. Как дисциплина «Физическая подготовка» не входила в учебные программы гражданских учебных заведений и была привилегией сословной части обучающихся. Дворяне занимались на снарядах, фехтованием, стрельбой и верховой ездой, танцами; разночинцы - плаванием, силовыми видами и борьбой. В режим учебного дня были включены прогулки, игры, гимназические упражнения и «мячиковая игра». Третий этап (1804-1834 гг.). Включение физических упражнений в структуру образовательных программ. Физическое воспитание было включено в образовательный процесс как вспомогательное образовательное средство, внедрение которого зависело от желания руководителей учебных заведений и наличия необходимых финансов. Никакого научно-методического подхода к физическому воспитанию и физической подготовке не было в большинстве образовательных учреждений до середины XIX в. И только в 1834 г. в «Наставлении для Института Корпуса горных инженеров» нормативно были закреплены уроки физического воспитания в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровская Ю.А., Руденко Г.В., Вахнин Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PHYSICAL EDUCATION SYSTEM IN TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN EMPIRE

Objective of the study was to analyze the formation of physical education as a subject in the technical educational institutions of the Russian Empire from 1715 to 1834. Methods and structure of the study. The review of the archival sources showed the way from the origins of physical education in the technical educational institutions of the Russian Empire to the inclusion in the training process of gymnastics and other physical exercises. Results and conclusions. The article defines the main stages of development of physical culture in the technical educational institutions of the Russian Empire from the early XVIII century to the mid-30s of the XIX century. First stage (1716-1773). Occasional physical activity after classes. There were no systemized training programs at that time, nor was there physical education in the modern sense. It was an ordinary entertainment and play physical activities after classes without reference to the educational process: wrestling, fist and hand-to-hand fights, tug of war, warming up in between the classes. Second stage (1773-1804). Inclusion of physical exercises in extracurricular activities. As a separate discipline "Physical Education" was not included in the curricula of the civilian educational institutions and was a benefit of the class group of students. The nobility were engaged in apparatus activities, fencing, shooting, horseback riding, and dancing; self-employed plebeian - in swimming, strength sports, and wrestling. The academic school day included walks, games, gymnastics exercises and ball games. Third stage (1804-1834). Inclusion of physical exercises in academic programs. Physical education was introduced into the educational and training process as an auxiliary teaching aid, depending on the willingness of the education authorities and availability of the necessary funds. There was no scientific-methodological approach to physical education and physical training in most educational institutions until the middle of the XIX century. Physical education lessons were fixated in the "Manual for the Institute of the Corps of Mining Engineers" only in 1834.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

УДК/UDC 628:658.382; 378.14

Поступила в редакцию 29.12.2020 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.А. Дубровская1 Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Руденко1 Кандидат философских наук, доцент Н.А. Вахнин1

1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

FORMATION OF PHYSiCAL EDUCATiON SYSTEM iN TECHNiCAL EDUCATIONAL iNSTiTUTiONS OF THE RUSSiAN EMPiRE

PhD, Associate Professor Y.A. Dubrovskaya1 Dr. Hab., Professor G.V. Rudenko1 PhD, Associate Professor N.A. Vakhnin1

1 Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

Информация для связи с автором: DubrovskayaY-A@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - анализ становления физического воспитания как учебного предмета в технических образовательных учреждениях Российской империи с 1715 по 1834 г.

Методика и организация исследования. Работа с архивными источниками позволила показать путь от зарождения идей физического воспитания в образовательных учреждениях Российской империи до включения в учебный процесс гимназических и иных телесных упражнений. Результаты исследования и выводы. В статье определены основные этапы развития физического воспитания в технических образовательных учреждениях Российской империи с начала XVIII в. и до середины 30-х гг XIX в. Первый этап (1716-1773 гг.). Периодическая физическая активность после учебных занятий. Систематизированных учебных программ в то время не было, как и не существовало никакого физического воспитания в современном понимании. Это была обычная физическая активность развлекательного и игрового характера после учебных занятий без какой-либо привязки к образовательному процессу: борьба, кулачные и рукопашные бои, перетягивание каната, физическая разминка в перерывах между занятиями. Второй этап (1773-1804 гг.). Включение физических упражнений в факультативный цикл занятий. Как дисциплина «Физическая подготовка» не входила в учебные программы гражданских учебных заведений и была привилегией сословной части обучающихся. Дворяне занимались на снарядах, фехтованием, стрельбой и верховой ездой, танцами; разночинцы - плаванием, силовыми видами и борьбой. В режим учебного дня были включены прогулки, игры, гимназические упражнения и «мячиковая игра». Третий этап (1804-1834 гг.). Включение физических упражнений в структуру образовательных программ. Физическое воспитание было включено в образовательный процесс как вспомогательное образовательное средство, внедрение которого зависело от желания руководителей учебных заведений и наличия необходимых финансов. Никакого научно-методического подхода к физическому воспитанию и физической подготовке не было в большинстве образовательных учреждений до середины XIX в. И только в 1834 г. в «Наставлении для Института Корпуса горных инженеров» нормативно были закреплены уроки физического воспитания в образовательном процессе.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, технические образовательные учреждения Российской империи.

Annotation

Objective of the study was to analyze the formation of physical education as a subject in the technical educational institutions of the Russian Empire from 1715 to 1834.

Methods and structure of the study. The review of the archival sources showed the way from the origins of physical education in the technical educational institutions of the Russian Empire to the inclusion in the training process of gymnastics and other physical exercises.

Results and conclusions. The article defines the main stages of development of physical culture in the technical educational institutions of the Russian Empire from the early XVIII century to the mid-30s of the XIX century. First stage (1716-1773). Occasional physical activity after classes. There were no systemized training programs at that time, nor was there physical education in the modern sense. It was an ordinary entertainment and play physical activities after classes without reference to the educational process: wrestling, fist and hand-to-hand fights, tug of war, warming up in between the classes. Second stage (1773-1804). Inclusion of physical exercises in extracurricular activities. As a separate discipline "Physical Education" was not included in the curricula of the civilian educational institutions and was a benefit of the class group of students. The nobility were engaged in apparatus activities, fencing, shooting, horseback riding, and dancing; self-employed plebeian - in swimming, strength sports, and wrestling. The academic school day included walks, games, gymnastics exercises and ball games.

Third stage (1804-1834). Inclusion of physical exercises in academic programs. Physical education was introduced into the educational and training process as an auxiliary teaching aid, depending on the willingness of the education authorities and availability of the necessary funds. There was no scientific-methodological approach to physical education and physical training in most educational institutions until the middle of the XIX century. Physical education lessons were fixated in the "Manual for the Institute of the Corps of Mining Engineers" only in 1834.

Keywords: physical education, physical culture, technical educational institutions of the Russian Empire.

Введение. Существует множество работ, рассматривающих исторический аспект развития физической культуры с начала XX в. и до нашего времени как в гражданских, так

и в военных учебных заведениях России. В то же время работ, исследующих ранний период - XVШ-XIX вв., незаслуженно мало, а что касается анализа становления физического вос-

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

питания в технических образовательных учреждениях Российской империи, то таких исследований практически нет.

Цель исследования - анализ становления физического воспитания как учебного предмета в технических образовательных учреждениях Российской империи с 1715 по 1834 г

Методика и организация исследования. Анализ архивных источников позволил выявить и систематизировать информацию об этапах становления и развития физического воспитания в технических вузах Российской империи.

Результаты исследования и их обсуждение. Первая четверть XVIII столетия это время реформ и масштабной модернизации основных отраслей промышленности: горнодобывающей, строительной, металлургической, деревопе-рерабатывающей. Технические преобразования обусловили необходимость подготовки грамотных специалистов, способных реализовать грандиозные замыслы самодержца Петра I на практике. Вследствие чего в начале XVIII в. впервые в истории России произошла государственная регламентация системы обучения - создание образовательных учреждений и формирование содержательной стороны образовательного процесса.

Ф. Салтыков -талантливый государственный деятель в своей работе «Пропозиции» [1] описал предложения по реформированию практически всех сфер государственной жизни, в том числе и образования, путём создания системы всестороннего воспитания и обучения для подготовки молодой, трудоспособной части населения к задачам несения государственной службы. У Ф. Салтыкова теоретическое обучение наукам должно было соединяться «с физической подготовкой, включавшей фехтование шпагами, уроки верховой езды и танцы» [1, с. 23, выделено авторами]. Мы предполагаем, что это первое упоминание о необходимости соединения обучения в школах и учреждениях гражданской направленности с физическим воспитанием.

В XVIII в. идея соединения умственного и физического воспитания, неоднократно декларированная в России, так и не была реализована на практике для большинства образовательных учреждений. Исключение составляют военные учебные заведения, в которых физической активности уделялось большое внимание.

Этапы становления физического воспитания для технических образовательных учреждений Российской империи авторы предлагают соотнести с основными периодами их развития, а также упоминанием занятий физическими упражнениями в образовательных программах.

Первый этап (1716-1773 гг.). Периодическая физическая активность после учебных занятий. Начальная дата этапа выбрана на основании появления в 1716 г. горнометаллургической школы при Олонецком заводе, а конечная - появлением первого высшего технического учебного заведения - горного училища в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургский горный университет).

В архивных документах сведений о содержании учебных программ или методики преподавания физической культуры в технических школах немного. Систематизированных учебных программ в то время не было, как и не существовало никакого физического воспитания в современном понимании. Это была обычная физическая активность развлекательного и игрового характера после учебных занятий без какой-либо привязки к образовательному процессу: борьба, кулачные и рукопашные бои, перетягивание каната, физическая разминка в перерывах между занятиями. В XVIII в. обучение носило сословный характер, технические школы в этот период относились к низшей и средней ступени образования.

Второй этап (1773-1804 гг.). Включение физических упражнений в факультативный цикл занятий. В период последней четверти XVIII в. близко к профессиональному высшему образованию относятся различные школы естественных наук, а также технические образовательные учреждения, осуществляющие профессиональную подготовку, как тогда было принято квалифицировать, высшей ступени.

Необходимо отметить, что физическое воспитание в невоенных учебных заведениях конца XVIII - начала XIX в. носило факультативный характер и было во внеучебной части расписания.

Как дисциплина физическое подготовка в то время не входила в учебные программы гражданских учебных заведений и была привилегией сословной части обучающихся. Дворяне занимались на снарядах, фехтованием, стрельбой и верховой ездой, танцами; разночинцы - плаванием, силовыми видами и борьбой. В режим учебного дня были включены прогулки, игры, гимназические упражнения и «мячиковая игра».

Систематизацией и разработкой методик физического воспитания преподаватели академических дисциплин не занимались, так как многие из них считали, что физические упражнения - это только забава для молодых людей, отвлекающая их от занятий. В то время специалистов по физическому воспитанию в невоенных учебных заведениях не было, а для состоятельных дворян выписывали иностранных специалистов по танцам, фехтованию, гимнастике, конным упражнениям.

Состояние необязательных факультативных занятий по физическому воспитанию сохранялось до появления Устава учебных заведений - 1804 г. С этой даты начинается третий этап.

Третий этап (1804-1834 гг.). Включение физических упражнений в структуру образовательных программ. Реформы, проводимые в период царствования Александра I в первой четверти XIX в., выделили из учебного процесса физическое воспитание. В 1804 г. создается Устав учебных заведений, по которому учреждались четыре преемственно связанные между собой ступени обучения - от низшей к высшей: приходские школы, уездные училища, губернские гимназии, университеты и лицеи. Устав регламентировал обучение разного уровня, являлся прогрессивным явлением, но еще больше укреплял сословную систему образования. По-прежнему лучше всего физическое воспитание было поставлено в закрытых дворянских учебных заведениях-лицеях. В Царскосельском лицее был специальный зал, где занимались фехтованием, гимнастикой и другими физическими упражнениями и играми. В гимназиях, уездных училищах и университетах физическое воспитание числилось как необязательная дисциплина, но рекомендовалась к включению в образовательные программы. Наиболее передовые учреждения воспользовались такой возможностью и начали проводить разнообразные физические занятия в рамках образовательных программ.

Гимнастика, фехтование и танцы, которые были обязательными в военных учебных заведениях, Царскосельском лицее, включаются в образовательные программы и становятся рекомендуемыми для преподавания в гражданских гимназиях. Такая направленность учебного процесса привела к включению в гражданские образовательные учреждения военных упражнений и фронтового обучения: марширование с оружием на плацу, стрельбой из пистолета, марш-броски, борьба, кулачные бои, конные упражнения, упражнения со штыком, фехтование и пр.

В первой половине XIX в. наметился интерес дворянской молодёжи к самостоятельным занятиям физическими упраж-

34

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | МагсГ:

нениями. Чаще всего это были не учебные, а коммерческие заведения, где за определенную плату можно было научиться искусству фехтования, верховой езде, стрельбе из пистолета, плаванию. В это время стали создаваться специальные сооружения для физических занятий, спортивные залы, манежи, тиры, ипподромы, дорожки для верховой езды в пригородных парках.

В 1827 г. в Петербурге была открыта первая в России школа плавания, там же в 1834 г - первый публичный платный тир. В помощь занимающимся физкультурой начали появляться печатные пособия, в которых излагались основы техники и методики обучения различным видам физических упражнений.

Несмотря на наметившийся прогресс в развитии физического воспитания в системе официальной педагогики, физическое воспитание было включено в образовательный процесс как вспомогательное образовательное средство, внедрение которого зависело от желания руководителей учебных заведений и наличия необходимых финансов. Поэтому никакого научно-методического подхода к физическому воспитанию и физической подготовке не было в большинстве образовательных учреждений до середины XIX в.

И только в 1834 г в «Наставлении для Института Корпуса горных инженеров» нормативно закрепили уроки физического воспитания в образовательном процессе. В «Наставлении» в части I «О воспитании». Глава I. «О физическом воспитании» определена цель физического воспитания - «укрепление здоровья и развитие способностей телесных» [2, с. 33]. И далее определено, что учить необходимо «лазанию, плаванию, танцованию, фехтованию и разным телесным упражнениям -в службе Горной примененным» [2, с. 36]. В части II «Об обучении» дано расписание: «В шести младших классах преподается два раза в неделю: Танцование и Музыка в нарочно отделенные для сего от послеобеденных классов часы. Фехтованием занимаются вне классов после обеда, а Гимнастике обучаются перед обедом по окончании утренних классов от 11-ти часов до часа по полудни» [2, с. 72]. Таким образом, «Наставление для Института Корпуса горных инженеров» 1834 г. определило статус физического воспитания. Эта дата и характеризует окончание третьего этапа, когда физические упражнения стали регулярными и обязательными в техниче-

ских учебных заведениях, хоть и в свободное от аудиторных часов время.

Выводы. Результаты исследования показали, что история становления физического воспитания в технических образовательных учреждениях Российской империи XXIII-XIX вв. - вопрос малоизученный, многогранный, требующий глубоких архивных исследований. В статье определены основные этапы развития физического воспитания в технических образовательных учреждениях Российской империи с начала XVIII в. и до середины 30-х гг. XIX в. 1834 г - дата, с которой началась системная подготовка физического воспитания студентов в технических образовательных учреждениях Российской империи.

Литература

1. Наставление для Института Корпуса горных инженеров: [Утв. 25 июля 1834 г. - СПб.: Б. и., 1834]. - 171 с.

2. Руденко Г.В. Физическая культура как фактор сохранения и укрепления здоровья работников горной отрасли / Г.В. Руденко, И.А. Панченко, Ю.А. Дубровская // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. - 2018. - № 2. - С. 172177.

3. Рудской А.И. Анализ отечественного опыта развития инженерного образования / А.И. Рудской, А.И. Боровков, П.И. Романов // Высшее образование в России. - 2018. - № 1 (219). - С. 151162.

4. Салтыков Ф.С. Пропозиции Федора Салтыкова: Рукопись из собрания П.Н. Тиханова / Ф.С. Салтыков. - СПб.: Общество любителей древности, 1891. - 36 с.

References

1. Nastavlenie dlya Instituta Korpusa gornykh inzhenerov: [Manual for the Institute of the Corps of Mining Engineers]. appr. 25 July 25, 1834 St. Petersburg: s.n., 1834]. 171 p.

2. Rudenko G.V., Panchenko I.A., Dubrovskaya Yu.A. Fizicheskaya kultura kak faktor sohraneniya i ukrepleniya zdorovya rabotnikov gornoy otrasli [Physical education as factor in preserving and strengthening health of mining industry workers]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauki o Zemle. 2018. No. 2. pp. 172177.

3. Rudskoy A.I., Borovkov A.I., Romanov P.I. Analiz otechestvennogo opyita razvitiya inzhenernogo obrazovaniya [Analysis of domestic experience in development of engineering education]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. No. 1 (219). pp. 151-162.

4. Saltyikov F.S. Propozitsii Fedora Saltyikova: Rukopis iz sobraniya P.N. Tikhanova [Fyodor Saltykov's propositions: Manuscript from P.N. Tikhanov's collection]. St. Petersburg: Obshchestvo lyubiteley drevnosti. Publ., 1891. 36 p.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

НАУЧНЫЙ ФОРУМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

19 февраля 2021 г. на базе Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов в онлайн-формате состоялась XVII Всероссийская научно-практическая конференция «Физическая культура и здоровье молодежи». В рамках научного мероприятия обсуждались вопросы здоровьесберегающих технологий, современные подходы к формированию образовательных компетенций в процессе освоения дисциплины «Физическая культура», методологические походы к преподаванию учебной дисциплины «Физическая культура», профессионально-прикладная физическая культура.

Открыла пленарное заседание профессор Л. И. Лубышева (Москва) с докладом «В поисках нового прорыва: научно-исследовательский контент», посвященным основным направлениям реализации национальных проектов в сфере физической культуры и спорта и изменениям современного профессионального образования. Профессор В. И. Григорьев (Санкт-Петербург) в своем выступлении раскрыл специфику балльно-рейтингового контроля при переходе на гибридный формат занятий элективной физической культурой в условиях вуза. Интересный доклад на тему технологии процесса изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» студентами творческого вуза был представлен профессором А. А. Сомкиным.

В ходе научного мероприятия были проведены круглые столы, в рамках которых состоялись дискуссии на тему теоретико-методологических и психолого-педагогических аспектов физического воспитания молодежи, медико-биологических аспектов физического воспитания и спорта, мониторинга физического развития, физической подготовленности и здоровья молодежи.

По итогам работы конференции была принята резолюция и выражено общее мнение всех присутствующих специалистов о необходимости продолжения ежегодного проведения научного мероприятия, направленного на поиск путей по совершенствованию физического воспитания и спортивной подготовки для поддержания и улучшения здоровья молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.