Научная статья на тему 'АЛЕКСЕЙ ПОЛТОРАЦКИЙ: У ИСТОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ'

АЛЕКСЕЙ ПОЛТОРАЦКИЙ: У ИСТОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИГРА / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бусько С. И.

Статья посвящена становлению системы физического воспитания в белорусских губерниях Российской империи на рубеже XIX - XX веков сквозь призму личностного подхода. На примере биографии и деятельности Алексея Полторацкого, одного из специалистов в сфере физической культуры, рассматриваются ключевые проблемы формирования новой системы спорта и физического воспитания. Автор рассматривает общеевропейский контекст этого процесса, анализируя научные работы и результаты деятельности А. Полторацкого в изучаемой сфере: от преподавания в Полоцком кадетском корпусе до участия в Международных конгрессах по физической культуре. На основе материалов периодической печати и архивных документов изучены основные предложения по реформированию отечественной физической культуры в начале ХХ века, выделены основные реализованные проекты А. Полторацкого, отмечена его работа в команде генерала А. Бутовского. Автор делает вывод, что к началу Первой мировой войны в белорусских губерниях теоретически оформилась концепция физического воспитания европейского уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXEY POLTORATSKY: AT THE ORIGINS OF PHYSICAL CULTURE IN BELARUS

The article is devoted to the formation of the system of physical education in the Belarusian provinces of the Russian Empire at the turn of the 19th - 20th centuries through the prism of a personal approach. On the example of the biography and activities of Alexei Poltoratsky, one of the specialists in the field of physical culture, the key problems of the formation of a new system of sports and physical education are considered. The author examines the pan-European context of this process, analyzing the scientific work and results of A. Poltoratsky's activities in the field under study: from teaching in the Polotsk Cadet Corps to participating in International Congresses on Physical Culture. Based on the materials of the periodical press and archival documents, the main proposals for reforming the national physical culture at the beginning of the 20th century were studied, the main implemented projects of A. Poltoratsky were highlighted, and his work in the team of General A. Butovsky was noted. The author concludes that by the beginning of the First World War in the Belarusian provinces, the concept of physical education of the European level theoretically took shape.

Текст научной работы на тему «АЛЕКСЕЙ ПОЛТОРАЦКИЙ: У ИСТОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ»

2022

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия А

УДК 373.091.12.011.3-051:796(476)(091)

АЛЕКСЕЙ ПОЛТОРАЦКИЙ: У ИСТОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ

канд. ист. наук С.И. БУСЬКО (Белорусский государственный университет, Минск) e-mail: buskosiahei@smail.com ORCID https://orcid.ors/0000-0001-6627-2381

Статья посвящена становлению системы физического воспитания в белорусских губерниях Российской империи на рубеже XIX - XX веков сквозь призму личностного подхода. На примере биографии и деятельности Алексея Полторацкого, одного из специалистов в сфере физической культуры, рассматриваются ключевые проблемы формирования новой системы спорта и физического воспитания. Автор рассматривает общеевропейский контекст этого процесса, анализируя научные работы и результаты деятельности А. Полторацкого в изучаемой сфере: от преподавания в Полоцком кадетском корпусе до участия в Международных конгрессах по физической культуре. На основе материалов периодической печати и архивных документов изучены основные предложения по реформированию отечественной физической культуры в начале ХХ века, выделены основные реализованные проекты А. Полторацкого, отмечена его работа в команде генерала А. Бутовского. Автор делает вывод, что к началу Первой мировой войны в белорусских губерниях теоретически оформилась концепция физического воспитания европейского уровня.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, кадетский корпус, физическое воспитание, игра, история педагогики.

Введение. История физической культуры и спорта Беларуси дореволюционного периода изучена схематично. В начале ХХ в. историография вопроса еще не сформировалась, лишь в 1913 г. Г.А. Дюпперон издает 300-страничный справочник «Библиография спорта и физического развития. Систематическая роспись всех книг, брошюр, журналов, вышедших в России по 1913 год включительно», который отражает все научные достижения дореволюционного периода. В советское время становление физической культуры и спорта в белорусских губерниях связывалось с формированием государственности на советской основе, а отдельные факты и сюжеты развития отечественной системы физического воспитания досоветского времени должны были подчеркнуть узкую сословную направленность и недоступность широким слоям населения. Это характерно как для работ советских авторов, так и для современных специалистов (коллективный труд К. Кулинковича, В. Сазановича и В. Филиповича; монография А. Шамака и др.)1. Однако архивные источники и материалы периодической печати свидетельствуют о высоком уровне разработки теоретических проблем физической культуры в Беларуси до 1914 г., что отражено в данной статье. Интерес к персональной истории также не случаен, так как белорусская историография ХХ в. отражала историю физической культуры региона как продукт коллективного безличного творчества. Фамилии В. Воейкова, А. Бутовского, Ф. Стангля, И. Красковского и других пионеров физической воспитания лишь в последние десятилетия входят в научный оборот. С точки зрения автора, фигура А. Полторацкого имеет непосредственное значение в становлении физической культуры и спорта нашего региона. Цель статьи - раскрыть достижения отечественной системы физического воспитания в начале ХХ в.

Основная часть. Алексей Владимирович Полторацкий родился в 1860 г. в семье потомственных военных, успешно закончил 1-ю военную гимназию в Санкт-Петербурге, Горный институт и Николаевскую академию Генерального штаба (по 2-му разряду). В августе 1894 г. А. Полторацкий начал службу в Полоцком кадетском корпусе, где в 1894-1897 гг. был офицером-воспитателем, а с 1897 по 1904 гг. занимал должность помощника инспектора классов. В звании подполковника он принимал участие в Русско-японской войне, после чего в 1906-1910 гг. продолжал педагогическую деятельность на должности помощника инспектора классов Пажеского корпуса2. Успешное выполнение служебных обязанностей и влиятельные покровители позволили ему с марта 1910 г. занять должность правителя дел канцелярии генерал-инспектора военно-учебных заведений Российской империи.

Реформы Александра II привели к возникновению острой дискуссии по выбору стратегии подготовки армейских кадров. Еще в середине 1870-х гг. изучением зарубежного опыта преподавания гимнастики занимался П.Ф. Лес-гафт, однако эта попытка была признана неудачной; более успешной в этой сфере оказалась работа генерала А. Бутовского3. В 1888 г. Главное Управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) организовало при Министерстве народного просвещения комиссию по разработке вопроса о преподавании военной гимнастики в гражданских учебных заведениях и организации внеклассных занятий физическими упражнениями в кадетских корпусах. Ключевые проблемы: какая модель подготовки должна стать образцом для российской армии, кто должен стать педагогом (гражданские или военные); объем и формы преподавания; возрастные ограничения; взаимодействие Министерства народного просвещения и армии. Так, вопрос о педагогах в начале 1890-х гг. во время обсуждения в Полоцком кадетском корпусе был решен в пользу военных, но с углубленной подготовкой: «офицеры-воспитатели, успешные для нижних чинов, не обязательно будут успешны для того, чтобы поручить им ведение педагогической гимнастики

1 Сазанович, В.П. Физическая культура и спорт в Беларуси: страницы летописи / В.П. Сазанович, К.А. Кулинкович, В.А. Филипович. -Минск : Полымя, 1988. - 271 с.; Шамак, А.А. Псторыя фiзiчнай культуры Беларуа / А.А. Шамак. - Мшск : БДУФК, 2019. - 175 с.

2 Общий список офицерским чинам Русской императорской армии. Составлен по 1-ое января 1909 г. - СПб. : Воен. тип., 1909. - С. 861.

3 Бутовский, А. Вопросы физического воспитания и спорта на международном конгрессе в Брюсселе, летом 1905 г. / А. Бутовский // Педагогический сборник. - 1906. - № 1. - С. 34-69.; Бутовский, А. Международный конгресс по физическому воспитанию в Брюсселе в 1910 году / А. Бутовский // Педагогический сборник. - 1911. - № 2. - С. 193-215.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. Исторические науки

№ 9

у кадет... необходима большая осмотрительность, знание анатомии и физиологии»4. Спустя 20 лет на Международном конгрессе по физическому воспитанию А. Полторацкий дополнит эту позицию своим девизом во время дискуссии: «Пусть любовь к юношеству и Отечеству руководит всей твоей деятельностью»5.

Научно-педагогическая деятельность А. Полторацкого разделяется на два этапа Русско-японской войной и тесно переплетается с общероссийским процессом трансформации подготовки солдат и офицеров в Российской империи. С 1890 г. в образовательный процесс включают офицеров-воспитателей, получивших специальное образование на курсах при ГУВУЗ, а процедура отбора таких офицеров имела сложный и многоступенчатый характер [1, с. 33]. В Полоцком кадетском корпусе А. Полторацкий демонстрирует творческий подход к физическому воспитанию кадет: закаливание, плавание, лыжные походы, сплав на самодельной яхте по Западной Двине с кадетами до г. Рига с разрешения ГУВУЗ, подвижные игры, гимнастика. Водный поход как форма физического совершенствования стал ответом на полученную в Полоцке в 1899 г. записку военного министра о необходимости мер по усилению физического развития кадет. Сам А. Полторацкий отмечает, что с детства увлекался водными видами спорта, собственноручно построил три шлюпки в мастерских Санкт-Петербургского речного и Киевского яхт-клубов [2, с. 1]. Интересен его подход к проблеме купания - когда запрет на купание кадет в реке лишь провоцировал их на запрещенные развлечения, то после длительных дискуссий он получил право от педагогического комитета на организованные походы с кадетами на реку «под его полную личную ответственность» и проблема была решена6.

В своей работе «Старым варяжским путем» он анализирует проблемы традиционной модели подготовки, например, критикует бессмысленное выделение часов на обучение фехтованию и игнорирование таких вопросов, как обучение плаванию, теннис, велосипед, лыжная подготовка, игровые виды спорта, приемы оказания первой помощи. Во время речного похода отдельное внимание уделялось и умственному совершенствованию: картография и сигнальное дело, знакомство с историей и этнографическими особенностями региона, сельским хозяйством. Деятельность А. Полторацкого и его позиция в вопросах реформирования системы физического воспитания была отмечена Великим князем Константином Константиновичем, который в марте 1900 г. занял должность Главного начальника военно-учебных заведений. Они познакомились в мае 1900 г., когда Великий князь инспектировал кадетские корпуса. Во время следующего визита в Полоцк Константин Константинович детально познакомился с проектом кадетского путешествия по Западной Двине, дал ему положительный отзыв. Неудивительно, что вторую яхту А. Полторацкий назвал «Константин» в честь своего начальника [2, с. 7]. В 1903 г. в Полоцкий кадетский корпус был зачислен Олег Константинович (сын Великого князя), что еще более усилило общение между офицерами в вопросах педагогики, а их тесное сотрудничество было продолжено уже после Русско-японской войны в Пажеском корпусе и ГУВУЗ. Тем более, что Полоцк был выбран для обучения Олега не случайно - именно здесь по инициативе его отца проходили обкатку экспериментальные программы обучения, и Алексей Полторацкий полностью соответствовал этим новатор-ствам по личным и профессиональным качествам [3, с. 18]. Столкнувшись с отсутствием методических материалов, А. Полторацкий самостоятельно разрабатывает и издает при содействии ГУВУЗ свою работу «Лыжный спорт», при этом 150 руб. для подготовки книги было выделено именно из педагогических сумм ГУВУЗ7. Это первое издание по лыжным видам спорта на территории Беларуси (в содержании книги отражались как технические моменты подготовки и ухода за лыжами, так и методические - техника бега и дозирование нагрузки, отмечался и оздоровительный эффект лыжного спорта). В книге автор использовал знания и навыки, полученные во время жизни на Алтае. Список пособий по водным видам спорта, авторские схемы и инструкция по сборке ялов также оказались востребованы. Отдельные его публикации выходили за пределы проблемного поля физической культуры и спорта, например, статья «Иностранные языки в кадетских корпусах» для журнала «Русский инвалид». Во время двух служебных командировок в Швецию для знакомства с постановкой физической культуры и преподавания игр, он занимался также сбором данных для профессора И.С. Симонова по борьбе с половой распущенностью среди молодежи.

Связь с Полоцком не прерывается и после 1905 г., подполковник А. Полторацкий вместе с Великим князем и генералом А. Бутовским (одним из основоположников олимпийского движения в России и мире) продолжает посещать выпускные экзамены у кадет, участвует в торжественной церемонии перенесения мощей св. Ефросиньи Полоцкой в 1910 г. Положительная оценка его деятельности сохранилась в воспоминаниях кадет спустя несколько лет, когда один из них в воспоминаниях отмечал: «.я стал следить за эволюциями какой-то яхты, которой управлял молодой человек лет 19-ти, если не моложе; видя, как при всей парусности яхты (а она у него была большая и состояла из кливера, грота и топселя) смело и круто он ворочал с одного курса на другой, я вспомнил бывшего помощника инспектора классов нашего корпуса А.В. Полторацкого, под руководством которого в свое время в корпусе процветал лыжный и водяной спорт, к сожалению, заглохший после отъезда А.В. Полторацкого на Дальний Восток»8.

В декабре 1908 г. А. Полторацкий принимал участие в одном из важных событий в истории военной педагогики Российской империи - в Первом съезде офицеров-воспитателей кадетских корпусов в Санкт-Петербурге.

4 Об организации временных гимнастических курсов при ГУВУЗ, о командировании на них полковника Чижа // Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). - Ф. 2613. Оп. 1. Д. 78. Л. 4.

5 Полторацкий А. Международный конгресс в Дании в 1911 году. Продолжение / А. Полторацкий // Педагогический сборник. -1914. - № 6. - С. 617.

6 Труды первого съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов. 22-31 декабря 1908 г. / под общ. ред. П.В. Петрова. -СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1909. - С. 366.

7 Приказы по Корпусу, обсуждение предложения Главного начальника военно-учебных заведений об изменениях в существующей постановке ручного труда в кадетских корпусах, переписка с ГУВУЗ о предоставлении сведений о кадете Чеснокове // НИАБ. - Ф. 2613. Оп. 1. Д. 117. Л. 44.

8 Марсофлот, Д. Месяц в минной эскадре / Д. Марсофлот // Полочанин. Журнал Полоцкого кадетского корпуса. - 1907. - N° 3. - С. 17.

2022

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия А

Вместе с генералом В.А. Шильдером (директором Пажеского корпуса) он входил в число обязательных участников мероприятия. Был представлен на съезде и Полоцкий кадетский корпус - участие в заседаниях принимали подполковник М.А. Сафонов и штабс-капитан В.Б. Волчек. На протяжении 10 дней съезда было сделано 16 докладов и три лекции, а тематика бесед затрагивала неформальные разделы курса подготовки кадет, которые не регламентировались инструкциями. Секция 6 была посвящена физическому и нравственному развитию кадет, в том числе и новым идеям в сфере физического воспитания. В своем выступлении А. Полторацкий отметил, что именно игры и спорт имеют определяющее значение для подготовки молодежи, но подчеркнул: «один из главных недостатков русского общества - отсутствие интереса к физическим упражнениям, играм и спорту»9. Интересно, что часть вины за это он возложил именно на преподавательский состав, который даже после пройденных курсов не стремится включать новые методики в педагогический процесс. Свой опыт пребывания в Швеции он использовал при обсуждении вопроса о курении и вреде для здоровья подрастающего поколения - были предложены и медицинские механизмы борьбы, и необходимость личного примера преподавателя, и экономические, и статистические для «иллюстрации пагубного влияния на физическое здоровье»10. В целом, работа А. Полторацкого на этом съезде продемонстрировала академические знания, в том числе и зарубежных специалистов: он цитирует и античных авторов (Овидия, Ксенофонта, Аристофана), и современников - Дж. С. Милля и Г. Лэтема (Великобритания), В. Лая и Ж. М. Гюйо (Франция), К. Видерстрём и К. Шееле (Швеция).

В канцелярии генерал-инспектора военно-учебных заведений у А. Полторацкого было несколько основных задач:

- изучение и анализ опыта в сфере физического воспитания, гимнастики, спорта в различных регионах России;

- лоббирование идей физического воспитания;

- участие в подборе и подготовке кадров для армейской сферы физического воспитания;

- разработка методических пособий по актуальным проблемам физической культуры (эта деятельность не ограничивалась рамками ГУВУЗ и её итоги распространялись в более широких кругах);

- изучение и применение зарубежных наработок в сфере физического воспитания, спорта, гимнастики.

В июле 1911 г. в датском городе Оденсе прошел очередной Конгресс по физическому воспитанию, став закономерным продолжением двух Конгрессов 1910 г. (специализированного по гимнастике и международного по физической культуре). Российская империя была представлена традиционно как военными, так и гражданскими педагогами - профессором А. Залесским и полковником А. Полторацким. Для него это была первая зарубежная командировка в новой должности и А. Полторацкий максимально использовал её потенциал. В своих отчетах он подчеркивает необходимость изучения не только конкретных гимнастических моделей Германии или Швеции, но и знакомство с общими принципами общественной жизни. Этот интерес к системности в изучении физической культуры в целом характерен для его научных взглядов. Он целенаправленно изучает немецкие города и культуру, практикуется в немецком языке, выехав в Оденсе с запасом в несколько дней (маршрут захватил Познань, Берлин, Гамбург). Знание немецкого, французского и шведского языков давало ему возможность активно изучать физическую культуру европейских стран.

Программа Конгресса сочетала пленарные лекции, дискуссии в секциях по ключевым разделам, посещение школ, музеев и показательных гимнастических праздников11. Пленарное заседание было посвящено игровым видам спорта, подробному анализу использования спорта в датских школах. Доклад проф. А. Оттерстрёма раскрыл потенциал футбола, крикета, лапты, хоккея, баскетбола, банди (бенди) как механизма воспитания учащихся. Это вполне сочеталось с позицией и российских делегатов, так А. Полторацкий в комментариях к этому выступлению отметил: «Игры в мяч, кроме влияния на физическое развитие, оказывают хорошее моральное действие, развивая чувства товарищества и любовь к своей школе, за честь которой приходится бороться на состязаниях»12. Интерес ГУВУЗ и представителей российской делегации к играм был не случаен, именно Военное министерство и Министерство народного просвещения были наиболее активными и последовательными в вопросе использования игр в воспитательном процессе. В белорусских губерниях футбол практиковали с начала ХХ в. в военных частях в Поставах, Брест-Литовске, Гродно13. А. Полторацкому было хорошо известно, что и в Полоцком кадетском корпусе с 1908 г. его преемник на должности помощника инспектора классов, подполковник В.М. Энгель-гардт, применял футбол как форму физического воспитания среди кадет [4, с. 44].

Алексей Полторацкий принял участие в четырех заседаниях Конгресса. Протокол конгресса зафиксировал его позицию в дискуссии о перспективах гимнастики на Олимпийских играх в Стокгольме и о пользе соревнований в целом. Он подчеркивал, что с его точки зрения соревнования по гимнастике вредные, это лишь работа для развлечения зрителей; а самолюбие учителей и тщеславие учеников испортят оздоровительный и воспитательный аспект. Этот тезис актуален и сегодня, продолжая споры о минимальном возрасте для выступления на соревнованиях и системе оценок на детских турнирах. Делегаты от Стокгольмского центрального гимнастического института предложили общую структуру проведения программы для Олимпийских игр 1912 г.: разделение гимнастов на разряды по сложности; утверждение коэффициентов за сложность; создание судейских коллегий для каждого разряда из пяти человек (представителям страны, которая участвует в выступлении, нельзя оценивать соотечественников). По предложению австрийских участников были приняты возрастные ограничения для участия в состязаниях - с 16 лет

9 Труды первого съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов. 22-31 декабря 1908 года / под общ. ред. П. В. Петрова. -СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1909. - С. 49.

10 Там же. - С. 169.

11 Полторацкий, А. Международный конгресс в Дании в 1911 году / А. Полторацкий // Педагогический сборник. - 1914. - №№ 5. - С. 539.

12 Там же. - С. 542.

13 Вольф, К. Полевое отделение офицерской Кавалерийской школы в Поставах и значение его, как двигателя нашей конницы / К. Вольф // Военный сборник. - 1902. - Т. 2. - С. 124.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. Исторические науки

№ 9

(хотя А. Полторацкий с этим не соглашался, считая и этот возраст недостаточно высоким). Оживленные споры вызвала дилемма о более эффективной и полезной модели участия гимнастов: соревнования или показательные выступления. В итоге результаты дискуссии на этой секции привели к тому, что на Олимпийских играх в Швеции гимнастика была представлена лишь показательными выступлениями шведской модели.

Интерес вызывает позиция А. Полторацкого на Конгрессе в секции, посвященной организации гимнастики в средней школе. Он с одобрением подчеркивает изменение позиции педагогов и руководства профильных министерств в отношении обязательных экзаменов по физической культуре. В отчете он прослеживает все классические опасения: боязнь испортить аттестат успешного ученика оценкой по гимнастике, сложность в оценивании, необходимость условий для проведения экзамена. А. Полторацкий приводит выдержки из доклада Л. Бентцена (начальника Центрального гимнастического института в Норвегии) в поддержку своей точки зрения: «значительные успехи гимнастики в норвежских школах вызваны именно введением обязательных экзаменов по гимнастике <...> те ученики, которые раньше лишь зубрили книги, должны были подбодриться, чтобы не испортить своего выпускного свидетельства»14. Анализ публикаций А. Полторацкого и его практической деятельности показывает, что его предпочтения склонялись к шведской модели гимнастики с небольшими дополнениями из сокольской системы и отказом от спортивных состязаний.

Делегаты, представлявшие Российскую империю в Дании, опубликовали результаты своей командировки в профильных изданиях. Более того, отдельные полезные новинки были быстро реализованы в системе Военного министерства. Например, полковник А. Полторацкий уже в 1912 г. издал в Санкт-Петербурге учебник шведского общества спасения на водах (самостоятельно осуществив перевод и адаптацию к российским реалиям)15. Полные программы 10-минутных уроков гимнастики по прусскому и датскому образцу были опубликованы им в «Педагогическом сборнике» за май 1914 г. Успешная деятельность А. Полторацкого была отмечена присвоением в декабре 1912 г. звания генерал-майора и орденом св. Станислава 1-й ст. (1913 г.)16.

Заключение. Физическое воспитание в Российской империи в начале ХХ в. являлось полноценным элементом общеевропейской системы. На рубеже XIX - ХХ вв. в нашем регионе сформировался коллектив специалистов, которые стремились адаптировать физическую культуру к последствиям модернизации. Алексей Полторацкий является примером офицера-педагога нового типа для белорусских губерний: экспериментальные программы в Полоцком кадетском корпусе, критический разбор существовавшей системы физического воспитания, разработка методческой литературы («Лыжный спорт», «Плавание», «Яхтинг»), практикоориентированность занятий, последовательность в продвижении спорта вызвали интерес у руководства ГУВУЗ. Это дало возможность перейти на качественно новый уровень работы, включая участие в российском и международном физкультурном движении и реализовать часть своих идей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федорин, С.В. Государственная система физического воспитания в русской армии и на флоте (вторая половина Х1Х в. -1914 г.) / С.В. Федорин. - СПб. : ВИТУ, 2002. - 374 с.

2. Полторацкий, А. Старым варяжским путем / А. Полторацкий. - СПб. : Тип. А.А. Стасюлевича, 1903. - 116 с.

3. Поляков, С.И. Полоцкий кадетский корпус. История в лицах / С. И. Поляков. - Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010. - 71 с.

4. Вержболович, Б.Г. Вторая Отечественная или Первая мировая, 1914-1918 / Б.Г. Вержболович. - М. : Закон и Порядок, 2004. - 300 с.

Поступила 07.04.2022

ALEXEY POLTORATSKY: AT THE ORIGINS OF PHYSICAL CULTURE IN BELARUS

S. BUSKO

The article is devoted to the formation of the system of physical education in the Belarusian provinces of the Russian Empire at the turn of the 19th - 20th centuries through the prism of a personal approach. On the example of the biography and activities of Alexei Poltoratsky, one of the specialists in the field ofphysical culture, the key problems of the formation of a new system of sports and physical education are considered. The author examines the pan-European context of this process, analyzing the scientific work and results of A. Poltoratsky's activities in the field under study: from teaching in the Polotsk Cadet Corps to participating in International Congresses on Physical Culture. Based on the materials of the periodical press and archival documents, the main proposals for reforming the national physical culture at the beginning of the 20th century were studied, the main implemented projects of A. Poltoratsky were highlighted, and his work in the team of General A. Butovsky was noted. The author concludes that by the beginning of the First World War in the Belarusian provinces, the concept ofphysical education of the European level theoretically took shape.

Keywords: physical culture, sport, cadet corps, physical education, game, history of pedagogy.

14 Полторацкий А. Международный конгресс в Дании в 1911 году. Продолжение / А. Полторацкий // Педагогический сборник. -1914. - № 6. - С. 610.

15 Учебник шведского общества спасания на водах / пер. со швед. А. Полторацкий. - СПб.: тип. М.А. Александрова, 1912. - 105 с.

16 Список генералов по старшинству. Составлен по 1-ое июля 1913 г. - СПб.: Военная типография, 1913. - С. 789.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.