ния и развития отраслей экономики, обеспечивающих конкурентные преимущества региона.
Механизм реализации структурной политики региона возможен на основе взаимодействия власти, бизнеса, институциональной среды и науки, как локомотива разработки и внедрения инновационных технологий через инвестиции в действующие и развивающиеся отрасли региональной экономики.
Власть, выражая интересы развития экономического потенциала региона, повышения уровня благосостояния населения совместно с наукой определяет стратегические ориентиры инновационной политики и через законодательные, финансовые институты с учётом интересов бизнеса организует разработку и внедрение инновационных технологий на основе инвестиций. Бизнес развивает интегрированную экономику, обеспечивает конкурентоспособную продукцию и услуги для удовлетворения потребностей различных потребителей, одновременно формируя устойчивую бюджетную составляющую. Для стимулирования инновационной активности бизнеса органы управления через соответствующие
институты формируют эффективную финансово-кредитную и налоговую политику.
Таким образом, следует:
- реализация структурной политики в регионе должна осуществляться в условиях внедрения инновационных программ с масштабными инвестиционными вливаниями в научный и производственный секторы экономики;
- структурная политика региона должна решать задачи совершенствования отраслевой структуры региональной экономики с учетом исторических тенденций развития региона, его роли в территориальном разделении труда, геополитического положения региона;
- достижение поставленных задач возможно в условиях создания эффективных институтов, взаимодействия всех уровней власти и бизнеса.
Примечания
1 Региональная политика: учебник / под общ. ред. проф. В.И. Видянина, проф. М.В. Степанова. М. ИН-ФРА-М. 2008. С. 15.
2 Региональная экономика и управление / под общей ред. проф. А. Л. Гапоненко, проф. Ю. С. Дуль-щикова. М. Изд. РАГС. 2006. С. 336-344.
Starostin A. V.
DIRECTIONS OF REALIZATION OF STRUCTURAL POLICY IN REGION
In given clause problems of the state regional policy on reforming structure of economy of region are considered. The mechanism of realization of structural policy of region in conditions of an innovative way of development of economy of region is offered.
удк 330 Дерябин Г. С.
КОНГРУЭНТНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ: К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ЯВЛЕНИЯ
Статья посвящена процессу импорта институтов в финансовой сфере российской экономики. Автором проводится анализ степени конгруэнтности банковских институтов в РФ.
Ключевые слова: институциональная экономика, банковский сектор, конгруэнтность, импорт институтов
Банковским институтам принадлежит важная роль в стабилизации функционирования и становлении цивилизованной рыночной экономики России. Банковская система, аккумулируя временно свободные денежные средства, превращает их в функциональный капитал, производящий прибыль и увеличивает тем самым прирост реального богатства страны. Необходимость об-
ращения к проблемам импорта и адаптации финансовых институтов в Россию в условиях мирохозяйственного кризиса, обусловили актуальность нашего исследования.
Мы утверждаем, что институциональные трансакции являются условием и результатом реформ. В случае перерыва и дискретности между ликвидированными старыми и формирующи-
32
© Дерябин Г С., 2009
мися новыми институтами, образуется вакуум создающий отрицательный эффект хаоса и неопределенности (возникает некооперированное поведение из-за отсутствия институциональной идеологии, признаваемой большинством и позволяющей одинаково планировать с более четкой определенностью будущее поведение и возможные его сценарии). Обоснованию данного нового научного предположения применительно к банковской системе РФ посвящена данная статья.
В общем, среди исследователей институциональной экономики следует отметить таких авторов, как Г. Беккер, Дж. Бьюкенен, Т. Веблен, Дж. Г элбрейт, Г. Мюрдаль, Д. Норт, Р. Нельсон, А. Олейник, У Олсон, С. Пейович, Р. Познер, К. Поланьи, К. Эрроу.
Общеизвестно, что институты не только снижают издержки по спецификации прав собственности, издержки, связанные с составлением различных законов, но также способствуют децентрализованному принятию решений и эффективности конкурентных рынков, в том числе финансовых. А подход к деньгам как институту меняет многие ориентиры к пониманию, как глобальных политико-экономических процессов, так и содержанию национальных политик, проблеме распределения доходов включая распределение глобальной ренты, взаимоотношений между различными социальными слоями и классами, позволяет верно выстроить стратегию действительно устойчивого развития, при котором очевидна реальная значимость в социально-экономическом развитии банков.
Не будет преувеличением сказать, что финансовые институты в постсоветской России в силу специфики их деятельности оказались наиболее динамичным и рыночным сегментом экономики. В тоже время и именно в силу этого обстоятельства финансовый сектор страны за менее чем двадцатилетний период пережил ряд крупных кризисов и несколько раз поменял свою конфигурацию.
Эволюция российской банковской системы может служить наглядной иллюстрацией формирования и развития новых институтов в результате взаимодействия множества сторон, интересы и нормы которых не имели устойчивого характера, менялись в зависимости от позиций и состава участников. Общим вектором происходящих трансформаций является упрощение общей структуры рынка при увеличении сложности от-
дельных его участников, концентрация рыночной власти при сокращении числа участников.
Далеко не всегда эволюционно возникшие институты эффективны в обеспечении совершения сделок с минимальными издержками. Ключевой момент в определении эволюционного варианта заключается в воспроизводстве в писаном праве тенденций, сложившихся на уровне обычаев и традиций, и нет никаких гарантий того, что сложившиеся вчера традиции придутся к месту при совершении сделок сегодня. Здесь уместно вспомнить определение институтов, данное еще Вебле-ном: институты - «это привычный образ мышления людей, который имеет тенденцию продлевать свое существование неопределенно долго»[1].
Зависимость институтов от предшествующей траектории развития обусловлена главным образом интерпретативной функцией институтов. «Индивиды изменяют свои идеологические воззрения, когда их практический опыт не поддается интерпретации на основе прежней идеологии» [4].
Формальные институты могут строиться по образцам, существующим в других странах. Причем речь идет как о политических (институты демократии), так и экономических (институты рынка) [3].
Процесс импорта экономических институтов заключается в следующем. Страна-экспортер получает преимущества в торговле с воспроизводящей ее институты страной. Действительно, унификация институциональных систем позволяет снизить трансакционные издержки, связанные с экспортом товаров и капитала, в частности издержки поиска информации, измерения, заключения контракта, спецификации и защиты прав собственности и защиты от третьих лиц. С другой стороны, страна-импортер получает уже доказавшие свою эффективность в обеспечении экономических взаимодействий институты и освобождается от необходимости поиска оптимальной институциональной структуры методом проб и ошибок [7,8].
Достигает ли импорт финансовых институтов поставленной цели - смены траектории институционального развития? - импорт институтов создает хаос, который распространяется не только на политическую сферу, но и на процесс национальной самоидентификации, коллективных действий [2].
Основными факторами, влияющими на успех импорта институтов, являются степень и
Экономика образования ♦ № 3, часть 1, 20091
33
характер конгруэнтности господствующих в стране-импортере неформальных норм и формальных норм, на основе которых функционирует импортируемый институт.
Мы используем термин, введенный в научный оборот А. Олейником, под которым подразумевается наличие общих тенденций развития господствующих в обществе неформальных и импортируемых формальных норм [5].
Позитивная конвергенция заключается в сближении формальных и неформальных норм на основе тенденции, ведущей к оптимуму.
Негативная конвергенция, наоборот, принимает форму общей тенденции к неэффективному результату.
Институт лишь проходит быстрее ряд этапов своего становления, которые в случае эволюционного развития заняли значительно больший период времени. В случае неконгруэнтнос-ти формальных и неформальных норм происходит замедление институционального развития ввиду роста рассогласования между формальными и неформальными нормами. Второй сценарий тем более не предполагает, что происходит радикальная смена траектории институционального развития.
Следует различать три волны трансформации банковских институтов:
- первая - конец XIX в. - связана с грюндерством, созданием акционерных обществ, выделением крупных монополий;
- вторая - 1920-е и начало 1930-х гг. - период перерастания монополистического капитала в государственно-монополистический, для него характерны процессы в форме поглощений и расширения системы участия, которая позволяет путем скупки контрольного пакета акций фактически распоряжаться капиталом акционерного банка;
- третья - с середины 1950-х гг., связанная с научно-технической революцией и характеризующаяся слиянием крупнейших банков-гигантов.
Попова Е. считает, что целесообразно говорить о четвертой волне, которая на современном этапе хозяйствования определяются тенденциями глобализации, что проявляется не в усилении монополизации, а в усилении конкуренции между международными монопольными образованиями [6].
Итак, в заключение, мы можем сделать вывод, что анализ уровня доверия в российском обществе позволяет говорить о рассогласовании, неконгруэнтности неформальной нормы и нормы, на основе которой функционирует финансовый (банковский) рынок. Следовательно, приходится предполагать не конвергенцию неформальных и формальных норм в результате импорта института рынка, а их дивергенцию, возрастающее рассогласование.
В сложившейся ситуации есть возможность укрепить отечественную банковскую систему на основе трансформации форм ее институтов нормам конгруэнтности.
Библиографический список
1. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институтов (The Theory of Leisure Class, An Economic Study of Institutions, 1899)
2. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2.
3. Норт Д. Институты, идеология и эффективность экономики // От плана к рынку / Под ред. Л.И. Пияшевой, Дж.А. Дорна. - М.: Catallaxy, 1993.
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
5. Институциональная экономика: Учебник / Под общ. ред. А.Н. Олейника. - М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Попова Е. А. Сущность процессов концентрации и централизации банковского капитала. Экономические науки. 2008. № 7.
7. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. - СПб., 1996.
8. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. - М.:ТЕИС, 1998.
Derjabin G. S. KONGRUENTNOST OF FINANCIAL INSTITUTIONS: TO A QUESTION ON ESSENCE OF THE PHENOMENON
Article is devoted process of import of institutes in financial sphere of the Russian economy. The author carries out the degree analysis bank institutes kongruentnost in the Russian Federation.
Keywords: institutional economy, Bank sector, kongruentnost, Import of institutes