• прямые инвестиции (d/direct) - объектом инвестирования служит конкретный субъект финансово-хозяйственной деятельности;
• венчурные инвестиции (v/venture) - объектом инвестирования служат start up либо высокорисковые проекты.
Кроме того, инвестиционных провайдеров стоит разделить по типу формирования ресурсной базы:
• паевые (s/share) - источником кредитных ресурсов являются средства пайщиков - юридических/физических лиц;
• ценные бумаги (p/paper) - источником кредитных ресурсов являются средства, вырученные от продажи ценных бумаг;
• пенсионные сбережения (r/retiring pension) -источником кредитных ресурсов являются отчисления физических лиц в счет накопительной части будущей пенсии.
Страховой провайдер (I/insurance) - субъекты рынка финансовых услуг, занимающиеся страхованием. В большинстве стран наиболее общепринята классификация на:
- страхование жизни (l/life);
- страхование имущества (p/property);
- страхование ответственности (l/liability).
Операционные посредники (O/operating) - субъекты рынка финансовых услуг, занимающиеся оказанием услуг по проведению платежей, ведению счетов: пункты приема платежей, платежные системы, почта и др.
Особую роль на рынке финансовых услуг играют банки, поэтому имеет смысл выделить их отдельно. Сфера деятельности банков настолько велика, что их невозможно отнести к одному из пунктов данной классификации. Формально они являются кредитными институтами, но у каждого банка есть свое приоритетное направление (приоритет услуги). В международной практике принято делить банки на следующие типы, в зависимости от их деятельности:
- инвестиционные банки - специализируются на эмиссионно -учредительных опер ациях;
- сберегательные банки - это, как правило, учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему.
- ипотечные банки - учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.
Таким образом, в статье представлена авторская классификация региональных провайдеров финансовых услуг в соответствии со спецификой их деятельности. Несмотря на рост рынка и постоянное появление финансовых инноваций, а также новых провайдеров финансовых услуг, основные провайдеры и виды деятельности, которой могут заниматься даже инновационные провайдеры, представлены в рамках данной классификации.
УДК 332.1 (075)
Т.Л. Смирнова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИИ
В статье рассматривается рынок рабочей силы как экономический институт в условиях формирования инновационно-инвестиционной эффективности, дифференциации экономических систем. Недостаточность эффективности механизмов саморегуляции рынка рабочей силы восполнятся методами государственного регулирования.
Рынок рабочей силы, инновации, экономический институт, эффективность, трансформационный кризис, трудовой контракт, социально-экономические отношения.
The article is devoted to the analysis of the labor market as an economic institute in the formation of innovation and investment efficiency, differentiation of the economic systems. Lack of effective mechanisms of self-regulation of the labor market will be made up with the methods of state regulation.
Labor market, innovation, economic institute, efficiency, transformational crisis, labor contract, social-economic relations.
Институциональные изменения российского рынка рабочей силы в условиях преодоления последствий трансформационного кризиса национальной экономики за последние годы характеризуются дисбалансами, возникающими между социально-психологическими и организационно-правовыми компонентами этого экономического института. Под экономическим институтом рынка рабочей силы понимают принятые в обществе правила взаимодействия индивидов по поводу купли-продажи рабочей силы, сложившиеся в процессе развития культуры и определяющие привычный способ организации общест-
венной жизни. Институциональная природа рынка рабочей силы заключается в реализации через рыночный механизм устойчивых и сохраняющихся ценностей, носителями которых выступают работники и работодатели. Совокупность норм и стандартов поведения участников рынка рабочей силы преломляется через мировоззренческие установки.
Классическая школа экономической мысли рассматривает базовые институты рынка рабочей силы как экзогенные, универсальные и стабильные. Введение в анализ рынка рабочей силы критической неопределенности и критической динамики показывает
варианты эволюции этого института. Создатели фу-турологических теорий экономисты Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Ф. Фукуяма, В. Иноземцев, уделяя особое внимание знаниям, информации, технологиям - стратегическим ресурсам развития современной экономики, считали их источниками структурных сдвигов в национальной экономике и рынка рабочей силы. Изменения, вызванные этими факторами в структурных сдвигах рынка рабочей силы, приводят к смещению элементов в моделях воспроизводства рабочей силы, к ускорению процессов редистрибуции рабочей силы по территориальным и локальным рынкам. Развитие информационных и коммуникационных технологий в обществе приводит к структурным сдвигам, проявляющимся в сокращении спроса на специалистов в сельском хозяйстве, материальном производстве и в расширении спроса в отраслях «экономики знаний».
Развитие рынка рабочей силы в национальной экономике можно рассматривать через изменение стандартов и моделей поведения участников рынка, формальных и неформальных норм, образа мышления и национального менталитета. Анализ динамики институциональных процессов рынка рабочей силы на основе подхода, проводимый Т. Вебленом, имеет недостатки, проявляющиеся в односторонней трактовке доминирующего социального фактора как основы развития экономического института рынка рабочей силы. Исследование современных изменений института рынка рабочей силы на основе подхода М. Вебера, Э. Дюркгейма характеризует постепенно меняющиеся и расширяющиеся мягкие психологические формы воздействия, вовлекающие в работу этого института новых участников экономического процесса, и имеет ограниченное применение [6]. Меняющиеся рациональные установки и экономическое принуждение характеризуют направления эволюции рынка рабочей силы в национальной экономике.
В Российской экономике, при использовании институционального подхода в анализе эффективности функционирования рынка рабочей силы, акцент делался на организационно-правовом аспекте. Рынок рабочей силы трактовался как легитимный институт, совокупность правовых норм, регулирующих социально-трудовые отношения между работником и работодателем. Рынок рабочей силы являлся способом организации социально-экономических отношений. Такой односторонний подход к исследованию рынка рабочей силы не учитывал ролевые ожидания субъектов экономической деятельности, ценностные установки участников рынка, социальные нормы поведения. С позиций организационно-правовых структур рынок рабочей силы в национальной экономике анализировался как институт.
Современное понимание природы рынка рабочей силы в условиях формирования инновационной модели развития российской экономики невозможно без понятия экономического института как устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих сферу социально-трудовых отношений между работником и работодателем. Для характеристики и ана-
лиза рынка рабочей силы как экономического института можно опираться на разработанный подход Д. Коммонса, в основе которого лежат правовые нормы и оценка тенденций их изменения. Благодаря сочетанию организационно-правовой и социально-психологической составляющей, функции института рынка рабочей силы в национальной экономике эффективно реализуются через упорядоченные группы социально-экономических отношений, регулирующих деятельность экономических субъектов. Соотношение организационно-правовой и социально-психологической составляющих в рассматриваемом экономическом институте в эволюционном процессе меняется в сторону увеличения социально-психологической составляющей под воздействием совокупности факторов: производственно-технического, информационного, демографического, образовательного, культурно-нравственного, правового и др. В России модель эволюционирования института рынка рабочей силы функционирует не стихийно, а через заимствование, внедрение отдельных элементов «сверху» на основе изучения опыта стран с развитой рыночной экономикой, базирующихся на разных сформированных национальных моделях инновационной системы.
Опыт институционального развития стран ЕС, США, Японии демонстрирует варианты выстраивания национальных институтов рынка рабочей силы как «сверху», так и «снизу» через развитие координационных механизмов структуры на национальном и региональном уровнях [4]. В настоящее время развитие института рынка рабочей силы характеризуется формальным переносом из других национальных инновационных моделей развития внешних организационно-правовых форм, которые оказываются недостаточно эффективными и адекватными в условиях развития современной российской экономики.
Глубокие исторические и культурные традиции, эволюция института наемного труда в России связаны с формированием институциональной модели развития «снизу» [3]. Легитимизация институтов отношений свободного найма рабочей силы, частной собственности и современной контрактной практики была дополнена вариантом развития институтов «сверху». Преимущества и более высокий уровень конкурентоспособности института рынка рабочей силы, сформированного эволюционным путем, заключаются в том, что реализующийся комплекс социально-экономических отношений через поведенческие модели, систему ценностей, социальные нормы соответствует внешним организационно-правовым формам института, гармонично дополняет их. В России до трансформационного кризиса полноценный институт рынка рабочей силы не был сформирован, его роль заменялась командно-административными механизмами управления, планирования и перераспределения трудовых ресурсов по экономическим районам, отраслям экономики. Институт рынка рабочей силы, функционировавший в российской экономике, имел прочные и устойчивые психологические позиции, проявлялся в моделях поведе-
ния работодателей и работников разных возрастных, профессионально-квалификационных групп.
Развитие рынка рабочей силы в национальной экономике как экономического института невозможно без сочетания эффективных механизмов гармонизации и взаимодействия экзогенных и эндогенных факторов. В России сохраняющийся дисбаланс между социально-экономическими и организационно-правовыми компонентами рынка рабочей силы вызывает негативное отношение части субъектов экономической деятельности к институциональным изменениям и приводит к неустойчивости функционирования рынка рабочей силы. Институциональная природа российского рынка рабочей силы характеризуется достаточно сильными позициями неформальных норм персонифицированного и локализованного доверия, таких как семейно-родственная. Импорт институтов рынка рабочей силы в России не сформировал максимально эффективной конвергенции формальных и неформальных норм, в результате чего ожидаемого ускорения институционального развития не произошло. Институт рынка рабочей силы, проходя поэтапное становление в российской национальной экономике, характеризуется рассогласованием конгруэнтности неформальной и формальных норм, трудностью их эффективного взаимодействия и согласования, формирует дивергенцию. Конвергенция формальной и неформальной структур рынка рабочей силы в результате длительного процесса взаимодействия приведет к сближению институционального тренда их развития, к снижению роли нелегальных элементов института, трасакционных издержек, издержек, связанных с психологическим дискомфортом в экономическом развитии [5].
Рассматривая рынок рабочей силы как важный современный институт экономики, участвующий в аллокации трудовых ресурсов по секторам экономики, можно выделить ряд его особенностей. Современной институциональной особенностью рынка рабочей силы является более высокий уровень инерционности развития социально-психологической подсистемы по сравнению с организационно-правовой подсистемой. Устаревающие модели поведения субъектов экономической деятельности на рынке рабочей силы, социальные нормы, ценности, сохраняющиеся у преобладающей части экономических агентов, являются причиной институционального конфликта, неэффективности функционирования экономического института. Организационно-правовые формы, инновационные технологии развития рынка рабочей силы как элемент экзогенных институциональных изменений российской экономики, не связанные с эволюционными историческими изменениями, с образом мышления экономически активного населения, являются одним из факторов замедления и снижения темпов экономического роста национальной экономики.
Современная институциональная структура рынка рабочей силы может быть представлена взаимодополняющими институтами, исторически сложившимися: формальными и неформальными, государственными и негосударственными, базовыми и об-
служивающими, организационно-правовыми и социально-психологическими. К таким институтам относятся: институты защиты интеллектуальной собственности работника; институты поиска и координации экономической деятельности работника и работодателя; институты заключения трудовых контрактов и ведения переговоров; институты контроля выполнения трудовых контрактов; институты стимулирования мобильности рабочей силы; институты государственного регулирования рынка рабочей силы и др. Слабость развития институциональной среды российского рынка рабочей силы приводит к территориальной дифференциации форм социальной напряженности на региональных рынках рабочей силы, к структурным, застойным и гендерным формам безработицы. Выше среднего значения уровень социальной напряженности формируется на территориях моногородов, староосвоенных регионов, в слаборазвитых регионах и других проблемных регионах с разными типами нестабильности социально-экономического развития.
Институциональная структура рынка рабочей силы деформируется на разных уровнях территориальной системы под воздействием инновационных процессов, связанных с изменением мотивации отдельных экономических субъектов, которые участвуют в создании конкурентоспособных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. Институты рынка рабочей силы, в силу своей инерционности и комплекса других факторов, медленно подстраиваются под формирующуюся национальную инновационную систему, которая представляет собой совокупность экономических субъектов и институтов, участвующих в воспроизводстве, хранении, передаче знаний, информации и технологий [1].
Инновационная культура экономической системы обеспечивает возможность управления инновационным потенциалом, при использовании которого создается система управления добавленной стоимостью на основе извлечения инновационной ренты. Экономическая система, развивающаяся на основе инновационной культуры, формирует новые качества воспроизводства рабочей силы. Она характеризуется более высоким уровнем восприимчивости к инновациям, возможностью генерации и высоким качеством контроля параметров инновационных процессов. Эффективная реализация инновационного потенциала отдельных территорий сопровождается готовностью бизнеса реализовать новые идеи, создавать прогрессивные и конкурентоспособные технологии, товары и услуги. Прогнозируемые институциональные изменения рынка рабочей силы определяются возможными направлениями формирования национальной инновационной системы в России: производственно-технологическим и инфраструктурным. Производственно-технологическое направление инновационного развития национальной экономики формируется на развитии пяти типов стратегических технологий пятого и шестого технологических укладов [2].
Активизация развития российской экономики после кризиса 2008-2009 годов характеризуется рас-
ширяющейся инвестиционной государственной поддержкой стратегически значимых отраслей, моногородов, трансакционного сектора и рынка рабочей силы, формирует необходимость сохранения социальной направленности структурных и институциональных реформ, обеспечивающих повышение управляемости формирующейся национальной инновационной модели развития. Комплексное исследование институциональных закономерностей развития рынка рабочей силы на региональном уровне позволяет преодолеть кризисное состояния территорий, снижение уровня социально-экономической напряженности и нестабильности.
Территориальный аспект научного рассмотрения рынка рабочей силы как социально-экономической системы опирается на базовые элементы регионального комплекса, такие как наемный работник, работодатель, предприятие, региональная инфраструктура, сбалансированная бюджетная политика региональных и муниципальных бюджетов, социальная политика, политика занятости, модели развития высокотехнологичного комплекса, научно-образовательный комплекс и инновационные системы подготовки специалистов. Новая тенденция к территориальной децентрализации управления социально-экономическими процессами приводит к формированию самостоятельной политики развития модели и секторов рынка рабочей силы с учетом специализации, диверсификации территориального производственного комплекса, информационной и социальной инфраструктуры, межрегиональных и внешнеэкономических связей.
Сохранение социальной эффективности и направленности рынка рабочей силы как экономического института в условиях формирования инновационно-инвестиционной эффективности и дифференциации территориальных систем является новым элементом современной концепции развития российской экономики, изменения либерального направления парадигмы экономического развития. Повышение эффективности функционирования рынка рабочей силы в региональной системе, оптимизации координационного механизма, согласующего структуры спроса и предложения, опирается на подход «рационализации» экономического института и дополняется развитием точек экономического роста: технополисов, технопарков, центров трансфера технологий, инновационных программ. Многоуровневые
функциональные направления участия государства в процессах регулирования социально-экономических отношений на рынке рабочей силы территориальных образований обеспечивают сочетание национальных и региональных интересов. С введением методов государственного регулирования несовершенство механизмов саморегуляции рынка рабочей силы восполняется инновационной эффективностью, социальной направленностью региональной экономической системы.
Использование концепции инновационной модели промышленной политики в региональной системе и структурно-функционального подхода меняет значимость рынка рабочей силы по сравнению с другими ресурсными рынками. Такая концепция предполагает развитие трудового, производственного, научно-технического потенциалов в регионе, эффективное использование их для прогрессивных структурных сдвигов. Территориальный мониторинг, планирование, диагностика структуры спроса и предложения рабочей силы в сочетании с технологиями маркетинга разных сегментов рынка рабочей силы формируют возможности оценки влияния структурных сдвигов на рынок рабочей силы в условиях дифференциации региональных инновационных систем в России.
Литература
1. Барышева, А.Б. Инновации: учеб. пособие / А.В. Ба-рышева, К.В. Балдин, С.Н. Ищенко, М.М. Передеряев. -М., 2007.
2. Глазьев, С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / С.Ю. Глазьев. - URL: http://spkurdyumov.narod.ru/GlazyevSUr.htm (Дата обращения 05.12.2010).
3. Левита, Р.Я. О социально-психологическом компоненте институциональных изменений в экономике / Р.Я. Левита // Экономика и математические методы. - 1996. -Т. 32. - Вып. 4. - С. 91-93.
4. Морита, А. Сделано в Японии: история фирмы «Сони» / А. Морита; пер. с англ.; общ. ред. А.Ю. Юданова. - М., 1993.
5. Олейник, А.Н. Институциональная экономика: учеб. пособие / А.Н. Олейник. - М., 2007.
6. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учеб. / Я.С. Ядгаров. - М., 2006.