Научная статья на тему 'Конфуцианство и взаимоотношения поколений в Древнем Китае'

Конфуцианство и взаимоотношения поколений в Древнем Китае Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4274
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КОНФУЦИАНСТВО / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ГЕРОНТОДЕСПОТИЯ / БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ANCIENT CHINESE CIVILIZATION / CONFUCIANISM / RELATIONSHIPS BETWEEN GENERATIONS / PATRIARCHAL FAMILY / GERONTODESPOTIYA / BUREAUCRATIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меликова Каринэ Андреевна

В статье анализируется история взаимоотношений поколений в Древнем Китае до и после появления учения Конфуция, а также влияние конфуцианского учения на политику и культуру страны. Отражены принципы патриархальных семейных отношений, где семья служит микроячейкой государства, а, соответственно, и основой отношений между властью и народом Древнего Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFUCIANISM AND RELATIONS BETWEEN GENERATIONS IN ANCIENT CHINA

The article examines the history of relations between generations in Ancient China before and after the appearance of the teachings of Confucius, and the influence of Confucian teaching on the politics and culture of the 118 country. The author reflects on the principles of the patriarchal family relations, where the family is a microcell of the state, and, respectively, the relationship between the government and the people of Ancient China.

Текст научной работы на тему «Конфуцианство и взаимоотношения поколений в Древнем Китае»

всеобщая история

г-

57

К.А. Меликова

Конфуцианство и взаимоотношения поколений в Древнем Китае

в статье анализируется история взаимоотношений поколений в Древнем Китае до и после появления учения Конфуция, а также влияние конфуцианского учения на политику и культуру страны. отражены принципы патриархальных семейных отношений, где семья служит микроячейкой государства, а, соответственно, и основой отношений между властью и народом Древнего Китая. Ключевые слова: древнекитайская цивилизация, конфуцианство, взаимоотношения поколений, патриархальная семья, геронтодеспотия, бюрократическое администрирование.

Конфуцианство как основа традиционных отношений в Древнем Китае вызывает особый интерес в связи с параллельным исследованием различных религиозно-этических течений, особенно на фоне разрушения нравственных устоев среди коренных народов современных Европы, Америки и России. Институт семейных отношений в XXI в. претерпевает резкие изменения, наряду с трансформацией высших духовных ценностей и культурных кодов [1].

В большинстве европейских стран сегодня преобладает нуклеарная семья, отношение к пожилому возрасту носит негативный характер, и потому задача современного общества - восстановить статус людей третьего возраста и на основе высших ценностей перейти на новые внутрисемейные отношения. Патриархальные традиции Китая, сохранившиеся с древнейших времен и контрастирующие с идеалами западной цивилизации, являются наглядным примером сохранения семьи. Поэтому анализ истории этических отношений в Китае имеет для ученых особое значение.

Первоначально иерархия отношений, как внутри китайской семьи, так и на государственном уровне, строится в рамках религиозно-этических норм, заложенных еще в эпоху Шань (Инь) и Чжоу. Культ предков и сложившаяся на его основе система жертвоприношений прочно вошли в основу общественного уклада эпохи Шань, где задачей каждого члена семьи мужского пола было рождение наследников, в обязанности которых входило приносить жертвы предкам. В период Чжоу человеческие жертвоприношения были добровольно прекращены, но тип многочисленной семьи с большим количеством сыновей сохранился. Сформировавшиеся государственные институты и нравственные нормы государства Чжоу способствовали развитию древнекитайской культуры, лицо которой сохранено и поныне. Внутрисемейные традиции этой эпохи послужили толчком для появления института семьи в Древнем Китае [5].

В VI в. до н.э., благодаря Конфуцию и его книге «Лунь Юй», возникают новые формы взаимоотношений, опирающиеся на «Сяо Цзин» («Трактат о сыновней почтительности»), включающий в себя пять обязанностей сыновнего благочестия. Сформировавшийся на этой основе базис высших ценностей включал в себя моральные нормы, правовой кодекс, а также семейные традиции и ритуалы, основанные на религиозных предписаниях и культе почитания предков [5].

Конфуцианство, оставив заметный след в китайской культуре, определило ее развитие на сотни лет. Оказав, наряду с даосизмом, влияние на литературу и живопись, где важнейшим лейтмотивом была мысль о кратковременности жизни, уходящем времени и о неизбежности смерти, учение Конфуция придало особый смысл и статусу старости, изменив ее восприятие в философском и этическом контексте.

В Поднебесной мало кто из поэтов не писал о своих поседевших висках и наступившей дряхлости. Большинство из них, будучи еще молодыми, умышленно увеличивали свой возраст, искусственно состарив себя и воспевая старость в иносказательной форме. Причиной подобного пафоса являлось страстное желание молодых получить самостоятельность, достигнув зрелости, а затем, состарившись, приобрести почет и уважение, поскольку почитание старших, равно как и почитание власти, являлись неотъемлемой частью общественной жизни [8].

Весьма примечательно, что этические взгляды Конфуция, только зародившись, сразу попали на благодатную почву. Объясняется это тем, что основой социальной жизни тогда являлись общины (цзун), объединенные по родственному признаку (до тысячи семей), в которых преобладало натуральное производство, сочетавшее ремесло и земледелие. Слабое развитие товарно-денежных отношений и аграрно-ремесленный вид

хозяйствования внутри общин способствовали формированию семьи ^ „ патриархального типа с прочными внутрисемейными связями, где глав- х § ным считался старший мужчина (дед, отец или дядя), в подчинении кото- щ | рого находились все остальные домочадцы, включая слуг, наложниц и 3 рабов [7, с. 9]. |

В древнекитайской письменности слово отец обозначалось иерогли- 2 фом, изображавшим руку, держащую топор, - Этот знак символизировал не только мужскую силу и доблесть, но и неотвратимость наказания за непослушание, что является свидетельством власти главы семьи [6]. Несмотря ни на какие попытки ослабить ее по политическим причинам, такой тип семьи просуществовал в Древнем Китае многие века. С появлением учения Конфуция и его трактата «Сяо цзин» о сыновней почтительности сформировались основы новых внутрисемейных связей, в которых старшие члены семьи получили право абсолютной власти над младшими. Хотя одной из главных идей конфуцианства является гармония между людьми, существующая благодаря правильному поведению и знанию ритуалов, на практике семейные отношения складывались иначе. Причиной тому было изначально заложенное неравенство и иерархия отношений в древнекитайском обществе еще задолго до Конфуция. Согласно же догматам конфуцианства, жена должна быть почтительна с мужем, младшие братья - со старшими, а дети - с родителями. Такого рода принцип оправдывался убеждением, что семья - это первооснова, точнее - прообраз государственного устройства, а «Сяо цзин» - зеркало социальной иерархии, в которой преимуществами обладает тот, кто старше [3]. Таким образом, статус человека в Древнем Китае в значительной степени определялся его возрастом и на первом месте стояли старики. Весьма примечательно, что в китайском языке слово «старый» и «уважаемый» обозначается одним и тем же словом [2].

Благодаря «Сяо цзин», помимо семейных отношений, были заложены и основы государственного управления с высокоразвитой законодательной и административной системой, где отношения народа и власти строились по принципу отцовско-сыновних. В результате, на базе конфуцианского учения сформировался тип восточного деспотического государства во главе с правителем, образ которого в сознании народа ассоциировался со справедливым отцом, защитником и главным хранителем традиций, поскольку Конфуций полагал, что сам правитель - сын Неба - является хозяином и отцом своему народу. Справедливое, но строгое правление, по его мнению, должно было вызывать со стороны подчиненных сыновнюю любовь, благодарность и покорность. Рассматривая государство как одну большую семью, а семью - как микромодель государства, Кон-

фуций в почтении к старшим видел основы человеколюбия, считая, что люди, почитающие старших, никогда не станут бунтарями и смутьянами, ибо, уважая отца или деда, они будут уважать и власть в лице сына Неба [3]. Отсюда убеждение, что главный порок младшего члена семьи -непослушание. Молодые люди, по словам Конфуция, должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его - уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и стараться сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после всего этого у них еще останутся силы, их можно тратить на чтение книг [4].

Когда ученики спросили Конфуция, в чем же заключена почтительность к родителям, тот дал простой ответ: в ненарушении принципов. Принципы же заключаются в том, чтобы служить родителям при жизни, следуя ритуалу, а после их смерти - похоронить и приносить жертвы в соответствии с ритуалом [Там же]. Таким образом, в общении со старшими ритуал ставится на первое место, что свидетельствует о доминировании в китайской культуре этического начала. Понятие «Ли», означающее не только ритуал, но и благопристойность, составляло в Древнем Китае основу социокультурного бытия. Конфуцианские этические нормы и ритуальные каноны поведения, превратившись в незыблемые догмы, прочно укоренились в древнекитайском обществе, где почитание стариков было доведено до крайности. Например, прежде чем обратиться к главе дома, или просто к более взрослому члену семьи, младшие должны были постоянно кланяться и заявлять о своем ничтожестве и невежестве [8].

В правовом аспекте возможности старших в отношении к младшим были неограниченны: продажа отцом детей, кроме старшего сына, была в Древнем Китае делом обыденным, не говоря уже о полной безнаказанности избиения младших членов семьи и даже убийства. Существовал ряд семейных преступлений, наказание за которые зависело от возраста и положения виновного.

Так, за кражу имущества у своих детей родители не несли юридической ответственности. Сын же, укравший у отца, наказывался по всей строгости закона. Донос на старшего члена семьи считался тягчайшим преступлением [6]. Более того, если отец преступал закон, то дети обязаны были его покрывать и всячески защищать. Заставить отца признаться в преступлении тоже было нельзя. Сын должен был униженно умолять родителя пересмотреть свое решение и, в случае отказа, смириться с его проступком. Кроме того, пожилым людям дозволялось несоблюдение ритуалов, которые в Китае считались священными, что свидетельствует об особом отношении к старикам и их высочайшем общественном статусе.

Рассматривая фундаментальную древнекитайскую картину мира, ^ „ можно с достаточным основанием утверждать, что Конфуций оказал бес- i § спорное влияние на формирование социокультурного статуса старости. щ J Создав геронтоцентрическую культурную парадигму, где главной идеей i являлось сыновнее благочестие, он породил и систему этических взаимо- * отношений, в которую прочно вошло почитание стариков и эталон дол- s голетия. Сформировав, таким образом, этический базис в древнекитайском обществе, Конфуций воплотил свои идеи как в политическом, так и законодательном устройстве государства. В результате главным принципом общественной жизни являлось безоговорочное подчинение младших старшим и полная от них зависимость. Абсолютное и безоговорочное право отца в отношении детей, начиная с избиения, продажи в рабство и вплоть до лишения жизни, имело юридическую основу, когда закон полностью защищал подобное бесправие. Такое явление можно абсолютно справедливо назвать геронтодеспотией, и в этом наблюдается сходство древнекитайской цивилизации с античными государствами Европы.

Сыновняя почтительность, не только внутри семьи, но и на государственном уровне, стала доминирующей формой отношений, в т.ч. между народом и властью. Культ старости, не имевший равных себе ни в одном другом древнем государстве, превратился в общепринятую норму. Войдя в повседневность, он породил общество, в котором внешняя благопристойность и ритуал определяли все, и это не вызывало абсолютно никакого отторжения. Прижившись и просуществовав веками, конфуцианство позволило создать цивилизацию, где главенствовали отнюдь не религиозно-мистические взгляды, как в Индии или Египте, а рациональное начало. Отодвинув даосов, легистов и натурфилософскую школу на второй план, оно стало главным учением в Китае. Идеи Конфуция, играя ведущую роль практически во всех сферах жизни, позволили сформировать уникальное государство, построенное на определенных социально-этических принципах и бюрократическом администрировании.

Библиографический список

1. Аванесова Г.А., Купцова И.А. Коды культуры: сущность и назначение // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. С. 30-43.

2. Алексеев В.М. В старом Китае. М., 2012.

3. Ким Г.Н. Конфуцианство. История религий Кореи. Алма-Ата, 2001.

4. Конфуций. Лунь-юй // Электронная библиотека «ModernLib.ru». URL: http:// modernlib.ru/books/konfuciy/lun_yuy/read (дата обращения: 04.05.2014).

5. Королёв М.К. Мифы. Легенды. Эпос // Китайская мифология. URL: http:// www.litlib.net/bk/15525/read (дата обращения: 04.05.2014).

6. Система права Древнего Китая // Библиотека «Revolution». URL: http:// revolution.allbest.ru/law/00104769_0.html (дата обращения: 04.05.2014).

7. Переломов Л.С. Конфуций. М., 1993.

8. Смирнов И. О «китайских церемониях», культе предков и старости в Китае // Отечественные записки. 2005. № 3 (24). URL: http://www.strana-oz. ru/2005/3/o-kitayskih-ceremoniyah-kulte-predkov-i-starosti-v-kitae (дата обращения: 04.05.2014).

В.С. Калмыков

Рыцарский идеал войны и военное искусство Западной Европы XIV-XV вв.

Статья посвящена развитию военного дела в средневековой Европе. В ней рассматриваются изменения в военном деле в XIV-XV вв. и влияние этих изменений на рыцарское сословие и его идеологию.

Ключевые слова: альмогавары, битва при Азенкуре, битва при Креси, битва при Пуатье, рыцарство, рыцарский идеал войны, Столетняя война 1337-1453 гг.

В ходе Столетней войны 1337-1453 гг. ярко проявился кризис средневекового рыцарства и его идеологии. Страшный разгром французского рыцарства в битвах при Креси (1346 г.) и Пуатье (1356 г.) буквально взорвал французское общество и привел к утрате доверия к военному сословию Франции. Однако процесс разложения рыцарства и его военного дела начался несколько раньше. Как считает А. Куркин, сражения при Креси, Пуатье и Азенкуре (1415 г.) стали лишь иллюстрацией этого разложения [8, с. 4]. С чем же связан кризис рыцарства как военного сословия, и каков был идеал войны по-рыцарски? Имел ли он место в реальной военной истории? Ответив на эти вопросы, можно понять процесс развития военного искусства в Западной Европе в XIV-XV вв.

В XIV в. в европейском военном деле происходят серьезные изменения, связанные с повышением роли пехоты (стрелков и пикинеров). Появляются большие наемные армии, которые отличаются от феодального ополчения лучшей дисциплиной и управляемостью на поле боя. Рыцарство как военное сословие первым ощутило эти изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.