Научная статья на тему 'Конфликты между преподавателем и студентом: аксиологический аспект'

Конфликты между преподавателем и студентом: аксиологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
647
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КОНФЛИКТЫ В ВУЗАХ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / CONFLICT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STUDENTS / CONFLICTS IN UNIVERSITIES / INDIVIDUALISM / COLLECTIVISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарова Анастасия Сергеевна

В статье рассмотрены основные причины студенческо-преподавательских конфликтов, а также исследована зависимость уровня конфликтности от соотношения вертикального и горизонтального индивидуализма и коллективизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflicts between teacher and student: axiological aspect

The article considers the main causes of student-teacher conflicts, and also investigates the dependence of the level of conflict on the ratio of vertical and horizontal individualism and collectivism.

Текст научной работы на тему «Конфликты между преподавателем и студентом: аксиологический аспект»

Конфликты между преподавателем и студентом: аксиологический аспект Conflicts between teacher and student: axiological aspect

Захарова Анастасия Сергеевна

Студент 3 курса

Факультет Институт общественных наук и массовых коммуникаций Белгородский государственный национальный исследовательский университет

г. Белгород

e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com

Zakharova Anastasia Sergeevna

Student 3 term

Faculty of Institute of Social Sciences and Mass Communications

Belgorod State University Belgorod

e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com

Научный руководитель Панич Ольга Евгеньевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

г. Белгород

Scientific adviser Panich Olga Evgenievna

candidate of psychological science, assistant professor of the department of development and social psychology,

Belgorod State University Belgorod

Аннотация.

В статье рассмотрены основные причины студенческо-преподавательских конфликтов, а также исследована зависимость уровня конфликтности от соотношения вертикального и горизонтального индивидуализма и коллективизма.

Annotation.

The article considers the main causes of student-teacher conflicts, and also investigates the dependence of the level of conflict on the ratio of vertical and horizontal individualism and collectivism.

Ключевые слова: конфликт, образовательная среда, студенческая молодежь, конфликты в вузах, индивидуализм, коллективизм.

Key words: conflict, educational environment, students, conflicts in universities, individualism, collectivism.

Любой конфликт основан на ситуации, представляющей собой противоречие идей, целей, позиций двух и более сторон. Это означает, что он может возникнуть в абсолютно любой сфере жизни общества. Конфликты являются объектом исследования многих ученых в области социологии и психологии. Значимый вклад в изучение данного явления внесли такие исследователи, как К. Боулинг, Л. Козер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф.

Рассмотрим подробнее конфликты в образовательной сфере. Особой спецификой отличаются конфликты в педагогическом коллективе [5], [6], межличностные конфликты в группе обучающихся [3], а также конфликты между преподавателями и обучающимися [1]. Говоря о последнем типе, можно утверждать: как сами конфликты, так и их причины, последствия и способы разрешения, будут носить различный характер в учреждениях общего, среднего профессионального и высшего образования. По мнению кандидата социологических наук Л. А. Захарчук, часто эффективность регулирования подобного рода конфликтных

87

Вопросы студенческой науки

Выпуск №1 (41), январь 2020

ситуаций снижается из-за пассивной позиции работников системы образования, их уклонения от конфликтов. В рамках данного исследования нами будут рассмотрены конфликты между студентами и преподавателями Института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ» (Далее Института). Целью исследования является выявление причин данных конфликтов посредством оценки мнения обеих сторон, а также выявления зависимости уровня конфликтности от соотношения коллективизма-индивидуализма в данной группе. Параметр индивидуализма/коллективизма отражает отношение индивида к собственному окружению, себе подобным. Это измерение может оцениваться в рамках государств, культур и даже малых социальных групп. В одних группах преобладают коллективистские ценности, в других - индивидуалистские - ориентация в первую очередь на личные интересы. Данная тема была раскрыта в научной работе кандидата психологических наук Р. А. Тагировой [9].

Согласно гипотезе, уровень конфликтности в группе растет при преобладании в ней индивидуализма. Это может быть связано в первую очередь с изменением общественного строя после распада СССР, когда коллективные ценности стали утрачивать свою значимость, практически в каждую сферу жизни общества начал проникать феномен конкурентности. Таким образом, задачами исследования являются выявление уровня конфликтности и соотношение индивидуализма/коллективизма в рассматриваемой группе.

Решение поставленных задач осуществляется с помощью следующих методов:

1. Социологический опроса среди студентов и преподавателей Института»;

2. Методика оценки вертикального и горизонтального индивидуализма - коллективизма В.И. Чиркова.

Объект исследования: студенты и преподаватели Института. Предмет исследования: конфликты в образовательной среде в рамках ИОНиМК НИУ «БелГУ». Анкетный опрос был проведен среди 80 студентов 1 -4 курсов и 20 преподавателей.

Итак, по данным проведенного опроса абсолютное большинство, а именно, 87,5% студентов как минимум однажды слышали от своих знакомых о конфликтах с преподавателями. Почти треть (30%) опрошенных слышали о такого рода конфликтах множество раз ( рисунок 1).

12,5%

57,5%

30,0%

■■ Слышу об этом довольно часто

Слышал пару раз Не слышал ни разу

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Слышали ли Вы от своих знакомых/друзей о конфликтах с

преподавателями?»

При этом наблюдали конфликтную ситуацию 75% опрошенных студентов ( рисунок 2), а вступали в нее 47,5% (78,9% из них - более одного раза) ( рисунок 3).

25,0%

✓/УУУУУУУУУУУ. ■

г///////////////////. ■ ■

У/////////////////////. ■

У///;'///////////////,-/ ,

10,0%

65,0%

■ Наблюдаю довольно часто

' Наблюдал пару раз

■ Не наблюдал

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Наблюдали ли Вы конфликты между одногруппниками и

преподавателями?»

5,0%

■ Да, это происходило множество раз

* Да, это происходило пару раз

■ Да, один раз Нет, не вступал

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Вступали ли Вы лично в конфликт с преподавателем? Если да, то

как много раз?»

Данные показатели свидетельствуют о высоком уровне конфликтности в высших учебных заведениях. Но каковы причины выявленной тенденции? Опрошенные студенты выделяют 5 основных факторов, влияющих на возникновение и развитие конфликтной ситуации между обучающимся и преподавателем ( рисунок 4). Наиболее популярные варианты: пропуски, систематическое невыполнение домашнего задания студентом, безответственное отношение к учебному процессу со стороны студента (19%), недопонимание между студентом и преподавателем (28,6%), разница во взглядах (33,3%) (значения рассчитаны как отношение количества респондентов, выбравших данный вариант ответа к числу респондентов, ответивших на вопрос о причинах возникновения конфликтов). Важно, что преподаватели отмечают безответственное отношение студентов к учебному процессу как главную причину возникновения конфликтов. При этом слова «конфликты» преподаватели стараются избегать, подчеркивая, что порой именно со стороны студентов возникает неприязненное отношение из-за низких оценок.

52,5%

32,5%

Хамство со стороны студента

Требовательность преподавателя

Пропуски, систематическое невыполнение домашнего задания студентом, безответственное отношение к учебному процессу со стороны студента

Недопонимание

Разница во взглядах перподавателя и студента

0,0% 50,0% 100,0%

Рисунок 4. Основные причины конфликтов в образовательной среде по мнению студентов. Нами были рассмотрены внешние причины студенческо-преподавательских конфликтов, которые были

выявлены посредством социологического опроса. Но существуют также и скрытые, латентные причины, одной

из которых, согласно гипотезе исследования, является преобладание в исследуемой группе индивидуального

начала над коллективным.

В зависимости от характера связей параметры индивидуализм и коллективизм делятся на 2 группы:

вертикальный и горизонтальный (таблица 1).

_Таблица 1. Сравнение вертикального и горизонтального индивидуализма - коллективизма

Индивидуализм Коллективизм

Вертикальный Автономность личностей с отсутствием равенства. Восприятие личностью себя как члена внутренней группы, для которой характерны иерархические отношения

Горизонтальный Автономность и равенство личностей. Восприятие личностью себя как члена внутренней группы, в которой все равны

Поставленная гипотеза была проверена с помощью методики оценки вертикального и горизонтального индивидуализма - коллективизма В.И. Чиркова. Было опрошено в общей сложности 30 студентов и преподавателей Института общественных наук и массовых коммуникаций. Им было предложено оценить типичность поведения, идей или эмоции для большинства студентов и преподавателей института в рамках предложенных ситуаций от 1 до 7. Каждому из исследуемых параметров соответствует блок из 6 утверждений, по которым была рассчитана средняя оценка. Обобщенные данные имеют следующий вид:

Таблица 2. Соотношение вертикального и горизонтального индивидуализма - коллективизма в ИОНиМК НИУ

«БелГУ»

Показатель Уровень

Горизонтальный коллективизм 4,3

Горизонтальный индивидуализм 5,4

Вертикальный коллективизм 3,6

Вертикальный индивидуализм 4,8

9,5%

9,5%

19,0%

28,6%

33,3%

Во-первых, можно наблюдать преобладание горизонтального над вертикальным, что отражает линейный характер связи в исследуемой группе. Во-вторых, в соотношении индивидуализма - коллективизма превалирует первая характеристика, однако разброс незначительный, все показатели находятся в интервале 3,6-5,4.

Итак, конфликты в образовательной среде являются следствием большого количества причин: как внешних, объективных, так и скрытых, латентных. Одной из таких причин является тенденция преобладания индивидуальных ценностей у членов групп. Если говорить в целом о группе, важную роль здесь играют национальные характеристики, общественный строй, изменившийся после распада СССР и демонстративного ухода от коллективизма. Говоря о студенческой группе, следует заметить, что в силу своего возраста (большинство студентов очной формы - молодые люди 18-23 лет - период самоутверждения, отстаивания своих прав) обучающиеся не готовы мириться с зависимостью от «системы», всячески демонстрируя это - отсюда вытекает столкновение точек зрения, отстраненность некоторых студентов от образовательного процесса, отрицание возможности преподавателя влиять на себя. Выраженная горизонтальность в исследуемой группе может быть связана с потребностью в свободе, но не только своей, но и окружающих: горизонтальный индивидуализм характеризует автономность и равенство личностей. Обучающиеся, выступая за равенство не только в студенческой группе, но и во взаимосвязях «студент-преподаватель», подвергают «традицию» сомнению.

В заключение следует отметить, что не смотря на актуальность и важность рассмотренной темы, на данный момент она является не до конца изученной. Нами была рассмотрена зависимость уровня конфликтности в группе от соотношения коллективизма - индивидуализма, но не меньший исследовательский интерес для нас представляет более подробное рассмотрение стратегий выхода из конфликтных ситуаций между преподавателями и обучающимися не только в рамках вузов, но и в учреждениях общего и среднего профессионального образования. Также следует продолжить изучать феномен коллективизма - индивидуализма в контексте конфликтных ситуаций путем сравнительного анализа в малых группах, расширяя выборочную совокупность как количественно, так и разнообразив ее качественные характеристики.

Список используемой литературы:

1. Акинин М. Д., Веригина Л. В. Конфликт «учитель — ученик» // Юный ученый. — 2016. — №4. — С.

85-91.

2. Бреслав Г. Э., Корнеску Е. Г., Сидоряк В. И. Конфликты между преподавателями и студентами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 33. - С. 16-20.

3. Гомыранова О. Н. Межличностные конфликты во взаимоотношениях студентов вузов // Вестник АГТУ. 2006. №5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Захарчук Л. А. Управление конфликтами в системе образования: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Московский государственный университет сервиса, Москва, 2006.

5. Исаев Н. В. Социологический анализ ценностно-нормативных конфликтов в учебных коллективах вузов: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 2002.

6. Кулакова Т. В. Педагогический конфликт в высшей школе как объект изучения // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2018. №1 (18). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/pedagogicheskiy-konflikt-v-vysshey-shkole-kak-obekt-izucheniya.

7. Мацумото, Д., Психология культуры [Текст] / Д. Мацмуто. - СПб.: Питер, 2003.

8. Панич О. Е., Поперечная А.И. Восприятие организационной культуры предприятия специалистами разнотипных профессий//Актуальные исследования психологии личности и ее нарушений: Сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. редактор Т.Н. Разуваева.- Белгород: НИУ «БелГУ», 2019.С.80-89.

9. Тагирова Раиса Абдуллаевна Основные стратегии преодоления конфликтных ситуаций в различных социопсихологических средах // Теория и практика общественного развития. 2013. №9.

10. Татарко, А. Н., Лебедева, Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии: учеб.-метод. Пособие [Текст] / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева ; Нац. Исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.