КОНФЛИКТЫ В СТУДЕНЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ВУЗА
Судакова Татьяна Григорьевна
канд. ист. наук, старший преподаватель Владикавказский филиал Финансового
университета при Правительстве РФ, г. Владикавказ
E-mail: tatyanushka.s@mail. ru Полатиди Кристина Олеговна студент финансово-экономического факультета Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Владикавказ
E-mail: [email protected]
CONFLICTS BETWEEN STUDENTS IN UNSTITUTE OF HIGHER
EDUCATION
Sudakova Tatyana
candidate of historical science Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz Branch, Russia, Vladikavkaz
Polatidi Kristina
student financial-economic of the faculty Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz Branch, Russia, Vladikavkaz
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена конфликтным ситуациям в ВУЗе. Рассматриваются конфликты не только между студентами, но и между студентами и преподавателями. На основе проведенного исследования автором показаны различные конфликтные ситуации, возникающие между студентами, главные причины их возникновения и как подобные ситуации влияют на студентов.
ABSTRACT
The article is devoted to the conflict situations in university. It shows that conflicts can arise not only between students but between students and teachers. On the basis of research author showed different conflict situations, main reason of conflicts and how such situations can tell on students.
Ключевые слова: конфликт; студенты; ВУЗ; взаимоотношения; коллектив.
Keywords: conflict; students; university; relationship; group.
В настоящее время каждый человек может столкнуться с разными взглядами, убеждениями и интересами людей, которые его окружают. Подобные
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
столкновения, вызванные личностными особенностями людей, их взаимодействием с окружающими, субъективными и объективными факторами, могут привести к возникновению конфликтных ситуаций.
Неотъемлемой частью студенческой жизни являются межличностные конфликты, которые могут привести к негативным последствиям. Межличностные конфликты — это конфликт между людьми в процессе их психологического и социального взаимодействия. Для многих слово «конфликт» носит, как правило, негативный характер. Большинство людей считают, что конфликт — это нечто такое, чего обязательно нужно избегать. Но если более вдумчиво отнестись к данному явлению, то можно придти к выводу, что конфликт носит не только неизбежный, но и необходимый характер, поскольку поиск благоприятного и позитивного его завершения предусматривает интеллектуальные усилия, которые связаны с анализом причин его возникновения, его поводов, а также путей разрешения и преодоления противоречий, сложившихся между людьми. Интерес к данной проблематике обусловлен тем, что межличностные конфликты в ВУЗе могут быть причиной ухудшения самочувствия учащихся, формирования чувства неудовлетворенности учебной деятельностью, а также могут негативно сказываться на успеваемости и эффективности обучения дальнейшей профессии [4, а 145].
Проблемы межличностных конфликтов в ВУЗе требуют особого внимания как со стороны исследователей, так и со стороны преподавателей, что и обусловило актуальность изучения данной проблемы в исследовании.
В работах Козер Л., Михайловой Г.В., Титковой Л.С., Фернхем А.П., Хейвен П., Черкасовой Т.В. глубоко освещена проблема конфликтных ситуаций в ВУЗе. По данной проблеме проводится множество исследований, которые можно найти и в сети-Интернет, в частности, на следующих образовательных сайтах: www.ecsocman.hse.ru и www.lib.socio.msu, на которых есть результаты исследований, проводимых по данной проблематике, а так же статьи на эту тему.
Целью исследования является выявление влияния конфликтных ситуаций на развитие взаимоотношений внутри студенческого коллектива.
Для получения результатов было проведено исследование при помощи анкетирования. Анкета состояла из 5 вопросов, которые помогли выяснить, как часто возникают конфликтные ситуации среди студентов, сказывается ли положительно наличие конфликтных ситуаций на развитии внутригрупповых отношений, возникают ли у студентов конфликты с преподавателями и т .д. В исследовании принимали участие 30 студентов Владикавказского филиала «Финансового университета при Правительстве Российской Федерации». Возраст респондентов составлял от 18 до 22 лет.
Адаптация к обучению в ВУЗе во многом определяется личностными качествами студента. Молодые люди применяют те способы общения и навыки, которые были приобретены им в школе, и не всегда они оказываются успешными. Отличия в нравственных установках, поведении, ценностях, нормах могут привести студентов к конфликтной ситуации.
В группе начинают формироваться особые взаимоотношения, нормы поведения, социально-психологическая атмосфера, внутригрупповые ценности. В учебной группе поводов для возникновения конфликта достаточное количество: личное соперничество между обучающимися, материальная обеспеченность, спортивные победы или поражения, борьба за внимание преподавателей или противоположного пола, неспособность нахождения общего языка со сверстниками из-за личностных особенностей и многое другое [1, с. 93].
Именно поэтому первой целью исследования было выяснить, часто ли у студентов возникают конфликты внутри группы. Исследование показало, что 25 % обучающихся часто вступают в конфликтные ситуации, а 75 % никогда с ними не сталкивалось.
Конфликты в учебной группе могут нести как положительный, так и отрицательный характер. Во-первых, конфликтные ситуации помогают развиваться внутригрупповым отношениям и структуре группы, способствуют развитию динамики внутри нее. Если в коллективе прекратятся конфликты, то он остановится в своем развитии. Конфликты могут или разрушить структуру группы, или могут способствовать ее сплочению.
В связи с этим в ходе анкетирования был задан следующий вопрос: «Считаете ли Вы, что наличие конфликтов может положительно сказываться на развитии внутригрупповых отношений?». Опрос показал, что 65% считают, что конфликтные ситуации могут положительно влиять на развитии отношений, 30% не согласны с этим, а остальные 5 % затрудняются с ответом.
Существует множество причин конфликтов. Наиболее распространенными причинами данного явления в ВУЗе являются: несправедливость оценивания студентов преподавателями; переоценка студентами своих возможностей; невысокая культура общения и т. д. [5, с. 86] Именно это может послужить причинами конфликтов студентов с преподавателями. Нередко случается, что после конфликтной ситуации преподаватель начинает мстительно относиться к студенту, с которым возникла данная ситуация. Предвзятое отношение преподавателя к студенту может негативно сказаться на его дальнейшем обучении и на выборе его профессии.
Исходя из этого, следующей целью было проанализировать, возникали ли у студентов конфликты с преподавателями. Опрос показал, что 92 % студентов никогда не вступали в конфликты с преподавателями, 8 % ответили, что у них возникала такая ситуация.
Как отмечалось ранее, на конфликтность студентов могут влиять различные факторы: личностные особенности, такие как манеры, темперамент, характер, несовпадение нравственных установок, ценностей. Но кроме этого, на конфликтность может оказывать влияние и неблагополучие в быту. Недосыпание, нехватка средств, переутомление, транспортные неудобства. Данные проблемы усугубляются личностными и психофизиологическими и ставят молодого человека в тяжелые жизненные условия, что существенно влияет на его взаимоотношения со сверстниками и на его конфликтность [2, с. 25].
Поэтому в ходе анкетирования респондентам был задан следующий вопрос: «Может ли неблагополучие в быту влиять на конфликтность студентов?». результаты показали, что 73 % опрошенных считают, что на конфликтность
студентов могут оказывать влияние неблагополучия в быту, 25 % ответили, что не может, а оставшиеся 2 % респондентов затрудняются с ответом.
Невозможно избежать конфликтов в образовательной среде ВУЗа, так как ее субъекты отличаются друг от друга социальным статусом, ролями в обществе и функциями. Благополучие как университета, так и общества в целом зависит от того, как быстро удается распознать назревающий конфликт, который можно не только предупредить, но и разрешить без последствий. Для того, чтобы успешно разрешить конфликтную ситуацию необходимо разобраться в первоначальных источниках и причинах, которые послужили возникновению межличностного конфликта. Однако не всегда молодые люди способны ясно и четко сформулировать истинных причин и мотивов конфликта, что приводит к длительному враждебному отношению. Это связано с тем, что при несовпадении точек зрения, интересов, каждый начинает настаивать на своем и под влиянием эмоций появляется агрессивность в общении, грубость и бестактность, что и приводит к конфликту [3, с. 136].
Одной из задач исследования было выяснить, могут ли студенты четко сформулировать истинные причины возникновения конфликта. Ведь именно четкая формулировка может помочь избежать длительного враждебного отношения между конфликтующими. Результаты показали, что 80 % могут дать четкую формулировку, 15 % нет, а 5 % опрошенных затрудняются с ответом.
Как мы видим, конфликтные ситуации в ВУЗе — это особая вид социального взаимодействия. Данный процесс представляет собой разрешение противоречий, которые возникают в образовательном процессе, который обретает особую форму социальных взаимодействий между индивидами. Данная форма социальных взаимодействий характеризуется повышенной степенью несовпадения ценностно-нормативных установок участников конфликтного взаимодействия. Кроме того, результаты исследования показали, что студенты считают, что конфликтные ситуации могут положительно влиять на студенческий коллектив ВУЗа, объединяя и сплачивая его.
Список литературы:
1. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2005 — 184 с.
2. Михайлова Г.В. Подготовка студентов к разрешению конфликтов в учебных группах. Архангельск, 2004. — 148 с.
3. Титкова Л.С. Внутригрупповая конфликтность студентов современных российских вузов и факторы, влияющие на нее. Владивосток, 2004. — 170 с.
4. Фернхем А.П, Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001 — 259 с.
5. Черкасова Т.В. Социальные конфликты в молодежной среде: Дис. канд. соц. Наук. Уфа, 1997. — 170 с.